Отграничение псевдобульбарной дизартрии от сложной дислалии

Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).

Что же такое дефект речи и как с ним бороться

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)

Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:

  • в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
  • Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
  • Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Дизартрия, ОНР – в чем разница?

Дизартрия часто бывает частью ОНР (общего недоразвития речи), поэтому нередко в заключении врача стоят сразу два диагноза: ОНР 2 степени и дизартрия, ОНР 3 степени и дизартрия, ОНР 2 уровня, стертая дизартрия и т.д.

Дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, возникновение которого связано с иннервацией артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией – нечеткая, смазанная, приглушенная.

Читайте также:
Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с ТНР

ОНР диагностируется при общем недоразвитии всех компонентов речи. У больных не развито произношение, словарный запас, фонематический слух и восприятие.

Отличие дизартрии от ОНР состоит в том, что дизартрия может быть изолированным заболеванием (если нарушается только иннервация), либо сопровождаться нарушением фонематического слуха, тогда как для ОНР характерны разные нарушения.

ОНР поддается коррекции достаточно сложно, так как логопед должен решать проблему всесторонне – развивать артикуляцию, фонематическое восприятие и другие нарушенные функции. В то время как дизартрия является скорее медицинской, чем педагогической проблемой, поэтому заниматься её преодолением должен, прежде всего, невропатолог.

Для того, чтобы объединить детей с ОНР в группы для проведения специальной коррекционной работы в соответствии с тяжестью речевого дефекта, логопеды выделяют четыре уровня развития речи: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.

Что означает речевое заключение «ОНР 3 уровня, дизартрия»

ОНР 3 степени диагностируется при умеренных отклонениях в формировании разных сторон речи (сложные лексические и грамматические единицы). Для данного состояния характерно наличие развернутой фразы, аграмматичной речи, плохо дифференцированного звукопроизношения, отставание от нормы фонетических процессов. Для установления уровня развития речи необходима логопедическая диагностика.

ОНР 2 степени представляет собой грубую форму нарушения речи у детей, которые не могут самостоятельно продуцировать связные, четкие высказывания. Ребенок с ОНР 2 уровня может изъясняться только простыми фразами, допуская при этом вербальные ошибки, аграмматизмы.

Лексический запас у детей с ОНР 2 уровня скудный, навыки словообразования и словоизменения отсутствуют. Отмечается тяжелое нарушение звукопроизношения и фонематических операций. Для определения степени ОНР проводится психолого-логопедическое обследование.

Основными приоритетами коррекционной деятельности при ОНР и дизартрии являются следующие:

  • совершенствовать восприятие речи;
  • расширить словарный запас;
  • формировать распространенную фразу;
  • развивать грамматические языковые навыки.

Коррекция заболевания

Коррекционная работа по преодолению речевой дисфункции может проводиться как в индивидуальном, так и в подгрупповом и групповом формате (в условиях специализированных логопедических ДОУ).

Задачей логопеда в рамках коррекции ОНР 3 уровня и дизартрии является научить пациента справляться со следующими задачами:

  • усваивать грамматические нормы языка;
  • обогатить лексику;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать произносительные навыки;
  • подготовиться к обучению грамоте.

Прогноз и профилактика

Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.

Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.

Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития.

Лечение

Построение логопедической работы при ОНР 2 степени и дизартрии предполагает тесный контакт с медицинскими специалистами: педиатрами, детскими неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, реабилитологами.

В первую очередь проводятся мероприятия по лечению основного неврологического нарушения: медикаментозная терапия, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение. Открытая ринолалия требует проведения хирургической коррекции деформации лица («заячьей губы», «волчьей пасти»).

Дизартрия и анартрия

Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль.

Дифференциальную диагностику дизартрии проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы. С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдают грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.
Читайте также:
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении.

Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. По степени поражения: третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;

Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;

Нарушение темпа и плавность произношения.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Темп речи замедлен, страдает плавность, нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;

Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);

Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе.

Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, формы, причины и методы коррекции

Неврологические заболевания чаще всего проявляются в раннем возрасте. Крайне важно вовремя диагностировать нарушение, чтобы своевременно провести соответствующую коррекцию. К заболеваниям, которые часто диагностируются у детей, относится и псевдобульбарная дизартрия. Что это такое, а также возможные причины возникновения и способы лечения мы и рассмотрим сегодня.

Читайте также:
Оценка состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с ОНР

Псевдобульбарная дизартрия – это одна из форм дизартрии, обусловленная поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов, что влечёт за собой паралич или парез мышц артикуляционного аппарата. У ребенка при данной форме дизартрии нарушается и речевая, и общая моторика.

При псевдобульбарной дизартрии артикуляционные органы (язык, губы, гортань) функционируют дискоординированно, т.е. они постоянно находятся в гипер- или гипотонусе (напряжены или расслаблены). Происходит нарушение связи речевого аппарата с центральной нервной системой, в результате чего ребенок фактически не может выговаривать отдельные звуки или даже целые слова, а также полноценно выражать свои эмоции.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Характерными признаками псевдобульбарной дизартрии являются ограничение подвижности артикуляционного аппарата, ослабление лицевой мускулатуры, а также расстройство актов глотания и жевания.

Непосредственная причина этой патологии – поражение проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов с корой головного мозга. Бульбарные нервы – это языкоглоточный, подъязычный и блуждающий.

Причины этого нарушения могут быть разные:

  • Внутриутробные инфекции, родовые травмы, асфиксия и гипоксия, а также другие перинатальные патологии. Тяжелые роды могут привести к длительному кислородному голоданию головного мозга, в результате чего наступает гибель нервных клеток.
  • Травмы головного мозга. Повреждение ядер бульбарных мышц может возникнуть при сотрясениях, ушибах и других травмах мозга. Возникшие в результате этого гематомы приводят к нарушению кровообращения. Как правило, данная причина больше всего распространена у детей.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит).
  • Двусторонние ишемические инсульты и другие сосудистые патологии головного мозга.
  • Резус-конфликт матери и ребенка.
  • Лейкодистрофия и боковой амиотрофический склероз приводят к гибели нервных волокон, которые связывают бульбарные ядра и кору мозга.
  • Отмечается определенная генетическая связь, т.е. у родителей, которые сами страдали псевдобульбарной дизартрией, вероятность появления детей с этой же патологией выше.

Псевдобульбарная дизартрия у детей чаще всего встречается в симптомокомплексе ДЦП, у взрослых – в результате ишемических инсультов (в 85% случаев).

Эти причины развития патологии во многом схожи с причинами бульбарной дизартрии, но отличие заключается в структурах, которые нарушаются. При псевдобульбарной дизартрии – это нарушение корковой связи с бульбарными ядрами, при бульбарной – поражение самих бульбарных нервов.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Симптомы данной патологии зависят от степени поражения, поэтому все зависит и от конкретного клинического случая. Некоторые пациенты на первых этапах не замечают признаков этого нарушения, но изменения в речи становятся заметными для их близких.

Выделим основные симптомы этого нарушения:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с актом жевания и глотания (ребенок поперхивается, кашляет);
  • спазмы голосовых связок;
  • непроизвольный смех или плач;
  • сильная напряженность языка, поэтому он с трудом поворачивается в ротовой полости;
  • спастический парез мимической мускулатуры приводит к нарушению мимики – она застывшая, не поддается контролю (насильственная улыбка или выражение недовольства);
  • слюнотечение из-за того, что для закрытия рта необходимо прикладывать усилия;
  • гнусавость произношения;
  • речь становится тихой, нечеткой и медленной (звучит так, будто бы говорящий выдавливает слова из себя).

При легкой степени присутствуют проблемы с произношением сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [ч], [ц], [р]. Нарушено письмо (вместо «т» пишут «д», вместо «ч» пишут «ц»).

При средней степени выраженности характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Характерна нечеткая артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки a и y недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Читайте также:
Преодоление кинетических ошибок

7. Взаимодействие специалистов [4]

Рис. 10. Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевти-ческих произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; создает музыкальный фон в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, работали над постановкой диафрагмально-речевое дыхание, голоса, просодической стороной речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
Наиболее приоритетными выступают формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ занятий и др.
Обучение педагогов происходит по перспективному плану работы на семинарах, практических и лекционных занятиях, консультациях, педсоветах, путем самообразования без отрыва от основного места работы и, конечно, на курсах повышения квалификации.
Повышение профессиональной компетентности вооружает сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, формирует необходимые умения и навыки, активизирует обмен информацией, практическим опытом, вырабатывает потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.
Принимая во внимание то, что не у всех воспитателей развито стремление к этому, отбор педагогов для логопедических групп лучше осуществлять на конкурсной основе, с учетом их речевых характеристик, знаний, умений, личностного потенциала (доброта, любовь к профессии, детям, умение работать с родительским контингентом).
Это стимулирует педагогов к повышению профессионализма, своей квалификационной категории.
Организация коррекционно-развивающей образовательной среды включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Оборудуются речевые зоны с зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, подбирается, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам; сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, развитие зрительной памяти и совершенствование фонематического слуха.
По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и др. В логопедическом кабинете в группе для детей устраиваются уголки для кукло-, сказкотерапии, организуется зона для релаксации, психогимнастики.
Логопедические группы, кабинеты логопедов, оздоровительно-компенсирующий центр желательно сосредоточить в одном крыле, что облегчит организационные моменты, повысит результативность работы.
Перегруппировка детей с целью персонализированного, дифференцированного обучения производится с учетом структуры речевого нарушения, степени поражения, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов
и занятий. Воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде «Сказок о Веселом Язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр, театра теней. Для нормализации мимики лица используется мимическая гимнастика, «экраны настроения», на которых дети с помощью пиктограмм отражают свое настроение. Это пробуждает доброе, заботливое и внимательное отношение к окружающим людям.
Для развития вербальной памяти эффективны зрительные опоры в виде буквенных схем, которые составляются путем выделения первого звука из обобщающего слова, затем – видовых понятий. Преобразование фонем в графемы подсказывает детям «зашифрованные» слова, значительно расширяет объем вербальной памяти, вселяет уверенность в свои силы, повышает самооценку, способствует формированию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, грамотой.
Серьезная работа проводится по автоматизации поставленных фонем и практическому овладению навыками словообразования и словоизменения.
Подход к определению последовательности коррекции звукопроизношения может отличаться от традиционного. Сопоставление данных, полученных экспериментально, с результатами традиционной методики показывает его преимущества: сокращение сроков коррекционной работы, снижение энергетических затрат со стороны ребенка и педагога.
С целью профилактики нарушений письменной речи систематически в игровой форме проводится специальная работа, в результате которой дошкольники овладевают правилами русского языка.
На безударную гласную: «если гласная вызвала сомнение – ты ее скорее ставь под ударение». Дети подбирают проверочные слова: дома – дом, поля – поле, вода – воды; река – реки, стена – стены, леса – лес и т. д.;
На оглушение согласных в конце и середине слова: зуб – зубы, флаг – флаги, сад – сады, уж – ужи; кружка – кружечка, будка – будочка и т. д.
Связь логопедии с математикой широко осуществлялись педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой можно отрабатывать лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже), величинные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий и др.), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и зачастую обозначаются однозначно (большой – маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро – медленно), дети смешивают и такие понятия, как сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года).
Часто бывает нарушена и ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-за, из-под и др.), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций.
Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде (один кот, одна рыба, одно полотенце и т. д.), числе (один стул, три стула, пять стульев; одно окно, два окна, пять окон; одна булочка, две булочки, пять булочек).
Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) можно успешно осуществлять через региональный компонент, например, при ознакомлении дошкольников с бытом и историей донского казачества (опыт работы Л. В. Гаврильченко, А. Р. Красиковой, Г. Г.Чебанян). Так например, в центре развития ребенка № 49 «Олененок» г. Ростов-на-Дону имеется участок, оформленный в духе казачьей горницы. Интерьер, предметы казачьего быта помогают донести до сознания детей, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона. В повседневной работе возможно расширить представления детей об историческом прошлом казачества, его традициях, образе жизни человека Дона. Дети узнают о широких просторах донской степи, о том, что она раскинулась от Калачской возвышенности на севере до раздольных кубанских степей на юге, от древнего Лукоморья на западе – до полупустынь Калмыкии на востоке.
У Донского края яркая и богатая история. Наш край знал нашествие гуннов, испытал на себе удары Батыевых и Тамерлановых орд. На донской земле ратники Святослава сокрушили хазар, храбрые русичи Игоря перегородили поле красными щитами, прикрыв русскую землю от половцев. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний под предводительством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.
Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей детей, которые не только чувствуют колорит речи донских казаков, но и используют его в своей речи. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – вот те жемчужины народной мудрости, которые легко воспринимаются ребенком, развивают его вербальную память, способствуют речевому развитию. В них отражены юмор, грусть, любовь к Отечеству.
Большую помощь в работе оказывают куклотерапия и сказкотерапия, которые способствуют развитию связной выразительной речи, преодолению имеющихся речевых нарушений, логофобий, предоставляют детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься, полюбить театральную деятельность (Г. В. Беденко, Т. Н. Голубцова, А. Р. Красикова, Г. Г. Чебанян, Г. В. Горшкова, Л А. Рудова).
Куклотерапия – это раздел арттерапии, который используется в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу как промежуточный объект взаимодействия взрослого и ребенка. Цель куклотерапии заключается в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, развитии самосознания, разрешении конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.
Педагоги делятся опытом использования в реальной жизни игрушек, помогающих снять агрессию, способствующих творческому самовыражению, ослаблению отрицательных эмоций; рассматривают такие приемы, как технику психодрамы, прием неигрового типа «Дед Щукарь», технику косвенного внушения, использование дидактической куклы в логопедической работе.
Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, расширяет репертуар самовыражения ребенка, позволяет достигать эмоциональной устойчивости и саморегуляции, корректирует отношения в системе «родитель – ребенок».
Психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности ребенка, проводит тренинги уверенного поведения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, испытывающим трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация и т. д.). Элементы образовательной кинесиологии мозга успешно активизируют потенциальные и компенсаторные возможности ребенка, способствуют преодолению межполушарной асимметрии мозга, коррекции и профилактике речевых нарушений, в том числе и нарушений письменной речи (моторных дисграфий).
Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих дизартрию на фоне общего недоразвития речи (ОНР), помогают нам в дифференциальной диагностике речевых патологий. Технические навыки детей, особенно штриховка, умение регулировать направление, силу нажима, объем движений являются показателем мышечного тонуса ведущей руки. Все занятия изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики руки, планирующей функции речи, но и ориентировке в пространстве, развитию мышления, творчества.
Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физической культуре описаны педагогом-инструктором А. М. Мащиц. Эти занятия оздоравливают детский организм, способствуют постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики, преодолению межполушарную асимметрию мозга, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелость, решительность, настойчивость, скромность, самокритичность, отзывчивость, чувство товарищества и др.
Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогают ежемесячные медико-психолого-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, обеспечивается преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержание других занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.
Благодаря такому подходу удается наладить преемственность, достичь необходимого взаимодействия всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы (96 % выпускников центра развития идут в школу с чистой речью), на одну треть сокращает сроки коррекционной работы, практически сводит к минимуму возможные рецидивы.
Немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений, особенно у детей дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии, имеет грамотный подбор лингвистического материала.
При его подборе необходимо соблюдать следующие требования: прежде всего, он должен быть значимым для воспитанника, востребованным, доступным по содержанию и, главное, соответствовать его произносительным возможностям.
В ходе работы обосновываются подбор и последовательность предъявления лингвистического материала в процессе автоматизации звуков согласно структуре дефекта; уточняются способы овладения навыками словообразования, особенности понимания детьми отношений, существующих между различными элементами лексической системы и проявляющихся в языке в таких категориях, как многозначность, синонимия и антонимия; анализируются закономерность и частота употребления в речи данных лексико-семантических группировок слов.
Изучая закономерности усвоения семантики слова, специалисты опираются на положения современного языкознания: значение каждой лексической единицы определяется ее соотнесенностью с другими единицами того же уровня. При подборе лингвистического материала для коррекции речи учитываются принципы коррекционной педагогики.

Читайте также:
Использование физических упражнений как средств коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников при ОНР

Псевдобульбарная дизартрия у детей — симптомы и лечение

Время чтения – 17 минут

Опубликовано 23 июн. 2020 г.

Псевдобульбарная дизартрия у детей — дефект речи, который возникает из-за двустороннего паралича артикуляционных мышц. Происходит это вследствие повреждения проводящих путей. Об особенностях этой формы дизартрии, о методах лечения расскажем в статье.

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Дизартрия характеризуется дискоординированной работой органов артикуляции: гортани, языка, губ. Развивается из-за центрального пареза мышц с двух сторон, которые отвечают за двигательную активность этих органов. В детском возрасте псевдобульбарная дизартрия развивается при ДЦП, что сказывается на прогнозе.

Причины псевдобульбарной дизартрии у детей

Непосредственной причиной дефекта является поражение проводящих путей, то есть нервных волокон, соединяющих ядра бульбарных нервов в продолговатом мозге с корой головного мозга. Бульбарные нервы — это блуждающий, языкоглоточный и подъязычный. По названиям понятно, какие мышцы иннервируют эти нервы.

При патологии взаимодействие нарушается. Активность ядер повышается, из-за чего возникает гипертонус артикуляционных мышц. Это затрудняет колебания мышц при разговоре, снижает способность совершать активные движения, мешает процессу глотания и пережевывания пищи. При этом характеристикой псевдобульбарной дисплазии является сохранность рефлекторных актов, которые не требуют контроля со стороны коры — например, облизывание губ при попадании пищи.

К таким нарушениям приводят:

  • черепно-мозговые травмы — сотрясение, ушиб, которые сопровождаются повреждением мозгового вещества, образованием гематом. Они в свою очередь вызывают расстройство кровотока, сдавливание проводящих путей. Травмы дети могут получить также во время родов в результате неадекватного ведения родов;
  • перинатальная патология — внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия, обвитие пуповины, родовые травмы, осложненное течение беременности и родов чреваты повреждением вещества головного мозга;
  • нейроинфекции — энцефалит, сифилитическое поражение головного мозга, туберкулез приводит к воспалительному процессу в перечисленных структурах;
  • нейродегенеративные заболевания — боковой амиотрофический склероз, лейкодистрофия приводит к постепенной гибели нервных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра;
  • цереброваскулярные нарушения — инсульты (у детей они редко, но встречаются), энцефалопатии (перинатальная, диабетическая), ангиопатии.

Степени и формы псевдобульбарной дизартрии у детей

Выделяют 3 степени псевдобульбарной дизартрии:

  1. Легкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений. Движения артикуляционных органов замедлены. Речь понятна, но немного смазана и невыразительна. Возможны редкие поперхивания;
  2. При средней тяжести признаки псевдобульбарной дизартрии более выражены, речь практические непонятна окружающим. Присутствуют проблемы с жеванием, глотанием, мимикой, слюнотечение;
  3. Особенностью тяжелой псевдобульбарной дизартрии является полная анартрия, то есть отсутствие речи. Рот постоянно открыт, нижняя челюсть «висит», слюнотечение обильное, язык неподвижен. Резко нарушены жевание и глотание пищи.
Читайте также:
Конспект занятия по коррекции ОНР по теме 'Дикие животные'

По другой классификации логопеды учитывают спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, паретическую и смешанную. Спастическая характеризуется спазмом мышц, паретическая — парезом, смешанная имеет признаки двух форм.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии у детей

Спазм мышц приводит к затруднениею произношения согласных, а в тяжелых случаях и гласных. Какие-то недоступны абсолютно, какие-то заменяются более простыми или искажаются. Ребенок говорит медленно, нечленораздельно, обрывочно, короткими предложениями, без интонации. Голос хриплый, осипший, через нос. Слова нечеткие, звуки в словах смазанные.

При легкой степени дети не способны четко произнести «ж», «ш», «ч», «ц», «р»: это самые сложные для артикуляции звуки. Недостаточно силы голоса для звонких звуков. Также тяжело даются мягкие звуки вследствие проблем с поднятием языка к небу. Нарушено письмо: дети вместо «т» пишут «д», а вместо «ч» пишут букву «ц». В целом правильно понимают структуру слова, грамматику и лексику.

Симптомами псевдобульбарной дизартрии средней тяжести является проблемы с выговариванием гласных. Малыш непонятно говорит звуки «а», «у», «и», «ы». Одни звук смешивается с другим. Расширяется список проблемных согласных: «ч», «ц», «л», «р». Их произносят на выдохе носом с хлюпаньем.

Еще одной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение глотания, насильственный смех или плач. Малыш не может контролировать смыкание рта, из-за чего слюна вытекает из углов рта.

Страдает и мимика. Она застывшая, не поддается контролю. Характерны и другие неврологические проблемы: снижение интеллекта, плохая память, нарушение походки, гемипарез.

У детей до года признаками псевдобульбарной дизартрии являются проблемы с сосанием. Возможны затрудненное глотание, из-за чего ребенок поперхивается, кашляет. Родители обычно начинают обращать внимание на отставание речевого развития в 2 – 3 года. Детям тяжело говорить, поэтому они обычно молчат. Отсутствие нормального общения обедняет словарный запас, ухудшает грамматику.

Характерны и психологические нарушения: дети ведут себя обособленно, стараются уединиться.

При грубой неврологической патологии на первый план выходят симптомы основного заболевания. При ДЦП это — парезы, параличи, нарушения тонуса, гиперкинезы, нарушения психомоторного развития, шаткость походки.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии у ребенка

Диагностируется дефект путем тщательного неврологического и логопедического обследования, оценки церебрального кровоснабжения ультразвуковым исследованием, нейровизуализацией. Перед врачами стоит задача не только постановки правильного диагноза, вида псевдобульбарной дизартрии, но и выявления причины, то есть основной патологии головного мозга и его распространенности.

  1. Неврологическое обследование — включает в себя осмотр врача-невролога, оценку моторики артикуляционных и мимических мышц. На этом этапе обнаруживают ограничение мимики, нарушение речи, глотания, голоса, мышечный гипертонус. Выявляют патологические симптомы — сосательный, хоботковый, усиление глоточного и небного рефлекса. Невролог по наличию очаговой неврологической симптоматики может определить расположение патологического процесса;
  2. Логопедическое обследование — специалист проводит опрос, собирает подробный анамнез о течении беременности и родов, характере раннего физического и нервно-психического развития. Оценивает состояние органов речи, уровень письма и устной речи;
  3. Инструментальные методы исследования — позволяют определить наличие патологических очагов в головном мозге: дегенеративных, воспалительных, опухолевых, а также посттравматических образований. Проводят МРТ, КТ;
  4. Спинно-мозговая пункция помогает диагностировать нейроинфекции, выявить возбудителя, провести ПЦР и ИФА (иммунологические тесты для определения возбудителя);
  5. Исследование функции сосудов мозга может понадобиться при подозрении на нарушение кровотока.
Читайте также:
Применение естественных сил природы для устранения речевых, двигательных, психических проблем у детей с ОНР

Если возникает необходимость, ребенка осматривают и другие специалисты. Например, при подозрении на нейроинфекцию — инфекционист, на туберкулезное поражение — фтизиатр.

После того, как выставят точный диагноз, выявят причину дефекта, приступают к следующему этапу — подбору тактики лечения псевдобульбарной дизартрии.

Коррекция и лечение псевдобульбарной дизартрии у детей

Терапия комплексная и включает в себя работу с логопедом, неврологом, нейрохирургом, врачом лечебной физкультуры, физиотерапевтом, массажистом. Логопедическая коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей проводится с одновременным лечением патологии, которая привела к дефекту речи, и реабилитационной программой.

В комплексное лечение включают:

  1. Устранение причины, которое у каждого пациента разное. При нейроинфекции проводится антибактериальная терапия, при гематомах, объемных образованиях — хирургическая операция с удалением патологического очага, при энцефалопатиях — восстановление кровотока;
  2. Логопед применяет логопедический массаж для устранения повышенного тонуса артикуляционных мышц. С целью усиления эффекта проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика, занятия по коррекции произношения проблемных звуков. После устранения дефектов специалист работает над тем, чтобы ребенок начал говорить не только правильно, но и выразительно. Это длительный процесс;
  3. Реабилитационная программа направлена на закрепление результата основного лечения и предотвращение рецидива болезни. Включает в себя лечебную физкультуру, массаж, рефлексотерапию. При необходимости дети наблюдаются и психологом. Чаще всего во время восстановительного лечения назначают ноотропы, витамины, нейропротекторы.

Сроки лечения, его продолжительность определяет логопед в зависимости от имеющихся нарушений при псевдобульбарной дизартрии, их степени тяжести. Обычно проводят несколько курсов.

Прогноз и профилактика

На прогноз влияют причины, форма и степень псевдобульбарной дизартрии. При легкой степени, при своевременном начале коррекционной работы, отсутствии грубой неврологической симптоматики возможно значительно улучшить речь. Значит — ребенок будет в дальнейшем расти и развиваться практически наравне со сверстниками. Он сможет обучаться в обычной школе, но возможно понадобиться помощь специалистов (логопеда, психолога), чтобы процесс обучения проходил с максимальной пользой и комфортом.

При средней и тяжелой формах болезни показано обучение в специализированной школе, где с ним постоянно будут заниматься специалисты.

Если опоздать с началом коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей, высока вероятность грубых интеллектуальных расстройств, задержки речевого развития. У ребенка будут и невротические проблемы, вплоть до депрессии. Это приводит к недоразвитию речи в различных формах, грозит проблемами чтения и письма.

Читайте также:
Дидактические игры при коррекции звукопроизношения

Как мы говорили, псевдобульбарная дизартрия у детей часто сопутствует ДЦП. В такой ситуации прогноз серьезный и зависит от тяжести нарушений. Адекватная патогенетическая терапия способна намного улучшить речь. Наиболее тяжелый прогноз при дегенеративных процессах центральной нервной системы.

Профилактика псевдобульбарной дизартрии у детей заключается в предупреждении заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия. Важным пунктом является планирование беременности, исключение вредных привычек во время вынашивания плода, влияния вредных веществ, исключение контакта с инфекционными больными, эмоциональных и физических перегрузок, травм, интоксикаций. Недопустима работа во вредных условиях труда, контакт с опасными веществами.

Следует регулярно наблюдаться у акушер-гинеколога, проходить все диагностические процедуры. Если возникнут проблемы — выполняйте рекомендации врача по лечению. Всегда советуйтесь с доктором, когда собираетесь принять какое-либо лекарство.

Необходимо ответственно подойти к выбору способа родоразрешения: если есть показания к кесареву сечению, не отказывайтесь от операции. Так вы убережете себя и малыша от травм, сохраните ему здоровье, обеспечите нормальное развитие в будущем.

Советы родителям

Если вы заметили у вашего малыша затруднение глотания, приема пищи в раннем возрасте, обратите внимание врача на эти симптомы. Возможно, нужно будет пройти обследование и исключить неврологическое проблемы. А если они подтвердятся, вы сможете своевременно начать лечение, тем самым избежите прогрессирования патологии.

В более старшем возрасте следите за тем, как ребенок разговаривает. Как он произносит звуки, слоги, слова, понятна ли его речь окружающим: эти моменты очень важны. Помните, что самое главное — не упустить болезнь. А современные методы коррекции помогут максимально адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе и к жизни в целом.

Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).

Что же такое дефект речи и как с ним бороться

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)

Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:

  • в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
  • Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
  • Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Читайте также:
Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с ТНР

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии
консультация

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: “Что такое дизартрия?”, “Что такое дислалия?”, “Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?”. Дизартрия и дислалия – это, прежде всего, два речевых дигноза, отличающиеся между собой этиологией, сроками коррекционной работы, подбором методов и приемов коррекции. В этой статье я постаралась в доступной форме показать основные различия дизартрии от дислалии.

Материал будет интересен родителям воспитанников, а также педагогам, работающим с данной категорией детей.

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnaya_harakteristika_i_diagnostika_detey_so_stertoy_formoy_dizartrii_i_dislalii.docx 16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопедии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном физическом слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Не может быть органического поражения ЦНС.

Дизартрия – расстройство фонетической стороны речи, обусловленное органическим поражением. Страдает не только звукопроизношение, но и просодические компоненты речи, т.е. все компоненты фонетики.

Дислалия – различные соматические заболевания (со стороны дыхательной системы – воспаление легких, особенно в период активного освоения речи; нефриты, заболевания ЖКТ; респираторные заболевания, ведущие к соматической ослабленности детей).

Дизартрия – более тяжелое явление (пренатальная патология – токсикозы, тяжелый натальный период – асфиксия, родовые травмы); в раннем детском возрасте – инфекционные заболевания, осложнения на ЦНС, менингиты, энцефалиты, наличие травм головы.

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

При дислалии развитие идет в соответствии с нормой. Дети не имеют грубых нарушений в моторной сфере.

При дизартрии у детей наблюдается отставание в развитии; позже начинают ходить, сидеть. Движения неуклюжие.

У детей с дислалией нет грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере. Развитие в соответствие с возрастной нормой.

При дизартрии может наблюдаться задержка психического развития; быстрая истощаемость деятельности ребенка, низкая работоспособность, неуверенность, негативизм, нарушения произвольного внимания. Часто дети расторможены, имеют трудности в поведении.

При дислалии в неврологическом статусе отклонений не наблюдается, но их отличают незначительные функциональные нарушения вегетативной нервной системы: могут быть повышенная потливость, нарушения сна, аппетита, что является следствием соматической ослабленности ребенка.

При дизартрии наблюдается выраженная неврологическая симптоматика: нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, неправильных двигательных актов, синкинезий, тремора, слюнотечения, гипотонии.

При дислалии наблюдаются нарушения звукопроизношения и они носят различный характер. Могут быть: отсутствие звука, искажение, замена, недифференцированное произношение отдельных групп звуков. Не страдают другие компоненты языка (фонетика, понимание речи).

Встречаются ФФНР и реже ФНР.

При дизартрии первичный дефект особый: страдают все структурные компоненты: звукопроизводство, просодика, тембр, ритм, нарушения голоса). Искажения грубые, межзубные варианты дефекта, боковые, губно-зубные, горловые.

Может быть ФФНР (2 уровень ОНР – 3 уровень ОНР).

При дислалии работа направлена на формирование моторики артикуляционного аппарата и на развитие функций фонематического слуха, что создает базу для формирования звукопроизношения и работа осуществляется поэтапно, по необходимости проводится и этап дифференциации.

При дизартрии для нормализации речи необходимо провести особый вид работы – работа по нормализации речевых функций. Особое внимание уделяется нормализации двигательной сферы: мышечного тонуса, общей моторики, мелкой мускулатуры по преодолению слюнотечения, нарушений в артикуляционной моторике, по формированию дыхания, по нормализации мимической мускулатуры.

ПРОБЫ НА НАЛИЧИЕ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ

1. Просим ребенка положить на нижнюю губу широкий язык и удержать его в таком положении (счет до 5-ти). На 4-5 при дизартрии появляется фибрилляция. Убираем язык и снова просим подержать на нижней губе под счет.

2. Язык «обнимает» губу. При дизартрии появляются содружественные движения (ребенок поднимает вверх брови, закатывает глаза и т.д.).

3. Просим ребенка удерживать широкий язык на нижней губе и следить за пальцем логопеда (движение горизонтальное влево-вправо). При дизартрии язык будет отклоняться в сторону глаз.

4. Поза Ромберга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии.

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по.

Методическая разработка “Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии”

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша.

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом “дизартрия” является на данный момент одной из актуакльных п.

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы.

Консультация “Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии”

Для своевременного и правильного проведения коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно продиагностировать произносительную сторону речи д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: