Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии

Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это?

Бесплатные занятия с логопедом

Нарушения фонетики и просодики бывают спровоцированы неглубоким изменением мышечной иннервации органов артикуляции. В этом случае диагностируется стертая дизартрия у маленьких детей – легкая форма патологии, проявляющаяся нечеткостью произношения и невыразительностью речи из-за искаженного звучания фонем. Несмотря на невыраженную симптоматику, патология требует лечения. При игнорировании терапевтических мероприятий симптомы усугубляются, пациент сталкивается с нарушением восприятия, не может правильно читать и писать.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это?

В логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодические элементы речи из-за органического поражения головного мозга.

Термин ввела в науку логопед О. А. Токарева. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме заболевания.

Патологию из-за смазанного течения можно выявить у ребенка только по достижению 5-летнего возраста. Назначается длительный курс комплексной терапии, включающей прием медикаментов и логопедические занятия. Терапевтический комплекс назначается каждому пациенту в индивидуальном порядке, универсальной схемы лечения пока нет.

Причины

Стертая форма дизартрии – это детское заболевание. Факторы, провоцирующие его, воздействуют на организм ребенка еще на внутриутробном этапе развития.

Наиболее частые причины патологии:

  • задержка эмбрионального развития из-за недостаточного поступления кислорода через плаценту;
  • резус-конфликт матери и эмбриона;
  • тяжело протекающая беременность (токсикоз, высокое кровяное давление, диабет, патологии почек у вынашивающей женщины);
  • инфекционные болезни, перенесенные беременной женщиной на поздних сроках вынашивания (гепатит, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия);
  • осложненные роды (длительное нахождение плода в безводном пространстве, недолгая асфиксия, применение вакуум-экстракции или щипцов для ускорения родоразрешения);
  • органические поражения головного мозга в младенческом возрасте, связанные с перенесенным менингитом, энцефалитом или иным инфекционным заболеванием (в группе риска находятся младенцы, патологически реагирующие на введение любой вакцины).

Ребенка, на организм которого воздействовал хотя бы один из вышеперечисленных факторов, обязательно наблюдает детский невролог. Если спустя год наблюдения признаков органического поражения мозговых тканей нет, то маленький пациент снимается с учета. Если отмечаются подозрительные симптомы, то медицинский мониторинг продолжается.

Классификация

Пациенты со стертой дизартрией делятся на три группы по степени нарушения речевого развития:

  1. Коммуникативная способность развита, но имеются проблемы с восприятием и применением предлогов и сложных глаголов. Речевые связи хорошие, словарный запас достаточный для возраста ребенка. Вызывает затруднение произношение сложных в артикуляционном плане слов. Возможна затрудненная пространственная ориентация.
  2. Помимо нарушения произношения звуков и неразвитой интонационной способности, отмечается изменение фонематического восприятия. Совершаются ошибки в проговаривании похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточный для возрастной группы. Вызывает затруднение образование слов, согласование частей речи при построении предложения.
  3. Отмечается выраженное речевое и фонематическое нарушение. Словарный запас низкий. Возникают проблемы при построении слогов. Не соблюдаются грамматические нормы.

Эта условная классификация необходима, чтобы разделить детей в дошкольных и школьных учреждениях для проведения терапии.

Симптомы стертой дизартрии

Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.

Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.

Общая моторика

Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.

Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.

У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.

Особенности артикуляционного аппарата

Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.

Особенности звукопроизношения у детей

Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.

Нарушения просодики при дизартрии

Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.

Из-за слабого выдоха некоторые дети начинают говорить на вдохе, прерываясь и захлебываясь. Есть дети, у которых получается самостоятельно контролировать речь. У них произношение звуков нормальное, но скандированное (как будто они говорят заученные фразы), отмечаются только просодические нарушения.

Нарушение речевого развития у детей

Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.

На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.

В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.

Осложнения

Нарушения звукопроизношения и просодики вызывают изменения фонематического восприятия. Причем пациент затрудняется воспринимать не только близкие, но и далекие по звучанию и артикуляционному формированию звуки.

В результате возникают трудности в понимании слогового деления слов, словообразования. Отмечаются грамматические ошибки, лексическая скудность, заторможенность мыслительного процесса, низкое усвоение семантики. Школьник с дефектом речевого развития не может нормально усваивать образовательную программу, вследствие чего развивается дисграфия – нарушение процесса письма.

Читайте также:
Современные научные подходы коррекции нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

Коррекция стертой дизартрии

Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста требует комплекса мер, лечение обычно длительное, включает:

  • прием медикаментов;
  • коррекционные логопедические занятия;
  • сеансы у психолога.

С ребенком должны заниматься родители, логопеды, медицинские специалисты. Основа терапии – развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Проводятся логопедические упражнения, в домашних условиях делается массаж лицевой мускулатуры. Хороший эффект дает метод дыхательной гимнастики, помогающей вернуть плавность и четкость произношения. Рекомендуются игры, в которых подразумевается взаимодействие пальцев и мелких предметов.

Сеансы у психолога необходимы для устранения скованности, закомплексованности, связанной с речевыми дефектами.

Упражнения при стертой дизартрии

Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.

Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:

  • поочередное и одновременное надувание щек;
  • втягивание щек между челюстями;
  • рассасывание сахара или конфеты за щекой;
  • вибрационные движения губ;
  • открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
  • вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
  • облизывание губ.

Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.

Артикуляционная гимнастика

Стертая дизартрия устраняется посредством гимнастики, лечение должно проводиться регулярно. Оно укрепляет лицевую мускулатуру, формирует навык правильного произношения, вырабатывает сильный и ровный воздушный поток, необходимый для правильного продуцирования звуков.

Гимнастические упражнения проводятся по принципу подражания. Логопед показывает, как надо двигать языком и челюстями, маленький пациент повторяет. На занятиях часто используются предметы, предназначенные для сжимания зубами или губами.

Посредством артикуляционной гимнастики:

  • расслабляются напряженные лицевые мышцы;
  • тонизируются органы артикуляции;
  • ставится сильный голос;
  • вырабатывается правильное произношение;
  • укрепляются лицевые и языковые мышцы;
  • улучшается циркуляция крови в лицевых тканях.

При регулярном проведении занятий с логопедом и дома формируется правильное и четкое произношение звуков и слов.

Логопедический массаж при стертой дизартрии

Логопедический массаж для детей – обязательный пункт коррекции дизартрии. Он проводится либо в рамках логопедических занятий, либо отдельными сеансами. Необходим для подготовки лицевых и ротовых мышц к правильной артикуляции.

Как проводить массаж в домашних условиях, родителям рассказывает логопед. Движения осуществляются пальцами или используя зонды для логопедического массажа.

Стертая форма развития дизартрии не угрожает физическому здоровью ребенка, однако мешает полноценному общению, выбору профессии, вызывает комплексы и психологические проблемы. Поэтому с лечением заболевания затягивать не стоит.

Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Т. Л. Виненко, старший преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики)

СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЯ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

В данной статье рассматривается своеобразие нарушения произносительной стороны речи при дизартрии. Описываются характерные особенности произношения при разных формах дизартрии.

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Впервые клиническая картина дизартрии была описана в 1885 году (А. Oppenheim H. Gutzmann). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. А. Куссмауль впервые выделил те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности [3, с. 121].

В настоящее время существует два основных подхода в изучении дизартрических нарушений.

Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологических позиций. Этот аспект учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соответствующих двигательных расстройств.

Второй подход – лингвистический. Лингвистическое изучение предполагает фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики. То есть акцент идет не на клинику, а на патогенетический анализ выявления лингвистических синдромов дизартрий.

Ведущим дефектом в структуре симптомов дизартрии является нарушение произносительной стороны речи, страдает звукопроизношение и просодика, отмечаются и многочисленные нарушения в моторной сфере. [4, с. 116]. Причины дизартрии кроются намного глубже, чем простые нарушения в развитии артикуляторного аппарата, в основном они связаны с поражениями центральной нервной системы ребенка, полученные им во внутриутробном развитии, во время родов или в период первого года жизни. По причине того, что дизартрия связана с нарушениями, произошедшими в центральной нервной системе, ее лечение и формирование правильных речевых навыков у ребенка – это сложный и длительный процесс. Основными признаками (симптомами) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков. В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на: а) антропофонические (искажение звука) и б) фонологические (отсутствие звука, замена, смешение). При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам, нарушаются процессы фонематического анализа и синтеза [2, с. 22].

Выделяют 5 форм дизартрии с учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи. [2, с. 18].

В зависимости от формы дизартрии наблюдаются нарушения в произносительной стороне речи. Так, при бульбарной дизартрии основная особенность звукопроизношения состоит в том, что все смычные звуки получают тенденцию к превращению в щелевые. Кроме того, звуки произносятся в проторном варианте, например, [г] произносится как «кх»; [д] – как «дз» или «тз» и т.п. Наиболее трудным становится произнесение вибранта [р] и смычно-проходного звука [л]. Они воспроизводятся как оглушенные, плоскощелевые. Ударные и безударные гласные звуки усредняются, при этом наиболее устойчивым остается звук [а]. Специфика звукопроизношения у детей с описываемой формой дизартрии наблюдается в следствии атрофии мышц языка и глотки, снижения тонуса мышц (атония), а паретическое состояние мышц языка является причиной невнятности речи, крайней её нечёткости, замедленности. [2, с. 28].

Читайте также:
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично. В случаях псевдобульбарной дизартрии многие щелевые звуки проявляют тенденцию к преобразованию в смычные Наиболее стабильным симптомом при этом является неспособность нормативного воспроизведения вибранта «р». Звук [л] также труден для произношения, поскольку им недоступно прогибание спинки языка вниз. Он звучит смягченно. Смягчению подвергаются и такие звуки, как «ж» и «ш». Некоторые согласные звуки могут озвончаться, особенно звуки «и,э». Произнесение гласных звуков изменяется в результате носового оттенка голоса. При данном виде дизартрии мышцы языка находятся в гипертонусе, а также мышцы глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. Речь при псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица.

Рассматривая корковую дизартрию учитывают три её варианта. При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушается произношение так называемых какуминальных согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка [ш], [ж], [р]. При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют, при более легких — заменяются другими переднеязычными согласными, чаще дорсальными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу [с], [з], [т], [д], [к]. При корковой дизартрии может нарушаться произношение согласных в зависимости от способа их образования: смычных, щелевых и дрожащих, чаще всего нарушается произношение щелевых [л, ль]. Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры. В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные [з]— [д], пропуски звуков при стечении согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных.

При экстрапирамидной дизартрии (подкорковой). Произношение смазанное, невнятное, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Поэтому наблюдаются изменения мышечного тонуса и проявление насильственных движений в речевой мускулатуре. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков. Таким образом при подкорковой дизартрии грубо нарушается просодика и страдает произносительная сторона речи.

При мозжечковой дизартрии речь характеризуется замедленностью, толчкообразностью, скандированностью, с нарушениями модуляций ударений, с затуханием голоса к концу фразы. Из-за пониженного тонуса в мышцах языка, губ и ограничений их подвижности, а также темпа движений, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущения. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- и гипометрии (избыточности или недостаточности объема движений). В просодике отмечается назализация большинства звуков, а в звукопроизношении наблюдаются искажения, замены, пропуски звуков, чаще нарушаются передне язычные, шипящие и взрывные [2, с. 45]. При стёртой дизартрии присутствует лёгкая степень выраженности симптоматики нарушения произносительной стороны речи в зависимости от формы дизартрии, чаще всего псевдобульбарной или корковой [1, с. 54].

Таким образом, «структура дефекта» при дизартрии включает звукопроизносительные и просодические нарушения, характер и выраженность которых зависят от уровня и тяжести поражения центральной нервной системы. Ведущим нарушение при дизартрии являются синдромы патологии произносительной стороны речи. Также можем отметить, что при различных формах данного расстройства специфика состояния звукопроизношения и просодики взаимосвязана с уровнями, степенью повреждения речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Все эти аспекты необходимо учитывать при построении системы коррекционного воздействия в случаях дизартрии.

The specificity of pronunciation violations by children with dysarthria is considered in this article. The article describes the features of pronunciation in different forms of dysarthria and their specificity.

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. / Е. Ф. Архипова – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.

2. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Владос, 2003. –238с.

3. Жукова, Н. С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – М.: 2003. – 237 с.

4. Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 24–26.

Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией

Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений речи выявляется: стертая дизартрия.

Нарушения фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей. Распространенность стертой дизартрии, сложность диагностики, недостаточная эффективность коррекции этого дефекта и определяет актуальность работы.

Произносительная сторона речи является основным звеном в восприятии и понимании звучащей речи. Но при системных речевых нарушениях компоненты произносительной стороны речи, как правило, имеют значительные искажения, затрудняющие процесс коммуникации ребенка с окружающими. Степень выраженности отклонений, при этом, у разных компонентов фонетической стороны речи отличается. В существующих исследованиях имеются данные о сформированности компонентов произносительной стороны речи на разных уровнях речевого недоразвития. Одним из наиболее распространенных в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту [1,2].

Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи. Нарушение артикуляции при стертой дизартрии обусловлены легкими, остаточными нарушениями иннервации, которые выявляются при специальном углубленном обследовании ребенка при исследовании возможности и характера движений артикуляторного аппарата, применении функциональных нагрузок [1,2,3,4,5]. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения различного этиопатогенеза очень затруднена. Фонетические и фонематические отклонения у детей со стертой дизартрией, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими расстройствами звукопроизношения, однако имеют свой специфический механизм. Данные нарушения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, что в существенно затрудняет процесс обучения детей в школе [5,6,7,8,9].

Читайте также:
Особенности психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией

У детей со стертой дизартрией выработка динамического стереотипа представляет определенную сложность, что проявляется в трудностях автоматизации правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Сложная функциональная система речи, контролируется центральной нервной системой. Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур, к которым относятся:

  • стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;
  • мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, координируют работу периферического речевого аппарата, способствуют выработке на основе врожденных синергий условно-рефлекторных двигательных навыков;
  • корковые структуры, формирующие моторные программы, навыки речевого праксиса;
  • структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;
  • проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга.

Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной, интегрированной деятельности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией [4].

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков [2].

В норме ребенок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

  • уметь выполнять тонкие дифференцированные движения органами артикуляции;
  • не иметь патологических симптомов: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических симптомов [5].

Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [7].

Характер нарушений звукопроизношения звуков у детей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения[2].

В соответствии с вышесказанным методика констатирующего эксперимента включала разделы, направленные на исследование у дошкольников с нарушением звукопроизношения. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [10,11]. Методика исследования была адаптирована к целям нашего исследования и включала: обследование строения артикуляционного аппарата; обследование артикуляционной моторики; обследование звукопроизношения.

В ходе констатирующего исследования были изучены: состояние органов речевого аппарата, артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования позволили выделить следующие особенности в строении органов артикуляции и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией:

  • ограничение подвижности артикуля­ционных мышц, нарушении мышеч­ного тонуса, наличии синкинезии, тремора языка, дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы. Активные движения ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, губ, неправильные артикуляционные уклады;
  • недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. Было отмечено, что моторная недостаточность имеет место при стертой дизартрии и оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения;
  • заметное ограничение объема движений, их неловкость, неточность, замедленность, некоординированность, недостаточная одновременность движений.

Констатирующее исследование проводилось в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ Детский сад комбинированного вида № 208 города Нижний Тагил. Находится по адресу: Нижний Тагил, ул. Октябрьский проспект дом 25. Эксперимент проводился в индивидуальной форме, в утренние часы и в соответствии с основными методическими требованиями.

В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Возраст детей – 5,5-6 лет.

Исследование началось с изучения имеющейся на детей медицинской и педагогической документации.

Экспериментальную группу составили 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) речевой группы с ОНР III уровня со стертой псевдобульбарной дизартрией.

Изучение анамнестических данных показало, что у некоторых детей имеются сопутствующие отклонения в психическом и соматическом развитии. Патология родов отмечалась в анамнезе у всех детей (стремительные роды, рождение в асфиксии, родовые травмы). Анамнез этих детей отягощен: токсикозы (50%), гипоксия плода и обвитие пуповиной (13%), стимуляция родовая (25%), асфиксия (10%), инфекции во время беременности (7%), кесарево сечение (9%), стремительные роды (35%). Почти все дети состояли на учете у психоневролога с момента рождения. У всех детей имелись отклонения в речевом развитии с первого года жизни: более позднее появление гуления, лепета. Первые слова появились в период 1,1-1,4 года. Фразу дети этой группы начали строить в период 2,2-2,6 лет. На протяжении раннего возраста и дошкольного возраста у всех детей отмечаются нарушения произносительной стороны речи (нарушения в произношении от 10 до 21 звука у разных детей). 10 детей экспериментальной группы из полных семей. Пять детей из неполных семей.

Контрольную группу составили 15 детей (10 мальчиков и 5 девочек) с нормальным речевым развитием. Анамнестический анализ показал, что у части детей в анамнезе имелись отклонения в период беременности и родов. В анамнезе детей контрольной группы отмечаются: токсикозы (20%), анемия (15%), угроза прерывания беременности (10%), гипоксия плода и обвитие пуповиной (15%), кесарево сечение (14%), почечная патология матери (10%). Со слов родителей раннее речевое развитие проходило без особенностей, в соответствии с возрастными показателями. Первые слова отмечались в 10-12 месяцев, фраза – 17-21 месяц. Моторное развитие детей соответствовало нормативным показателям. Среди сопутствующих заболеваний отмечались: ОРВИ – у 20% детей, ангины (7%), хронические заболевания (10%). Таким образом, дети экспериментальной группы имеют значительно большее количество неблагоприятных факторов в анамнезе, что может осложнить формирование звукопроизносительной стороны речи.

Читайте также:
Если ребенок заикается - рекомендации логопеда

Данное исследование направлено на выявление перинатальной патологии испытуемых.

Исследование проводилось в помещении детского сада, в привычной для детей обстановке, в послеобеденное время. Исследование проводилось индивидуально в силу малой организованности дошкольников, а также учитывая их индивидуальные особенности. Это дало основание утверждать, что результаты исследования были достаточно точными, т.к. была исключена вероятность неожиданных отвлекающих факторов.

Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, возникшие в связи с органическим поражением ЦНС и периферической системы. Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии различны и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Стертая дизартрия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата легкой степени выраженности вследствие минимальных органических повреждений центральной нервной системы [8]. В речевом развитии детей со стертой дизартрией отмечаются отклонения. В структуре речевого дефекта при стертой дизартрии ведущим нарушением является нарушение произносительной стороны речи [8].

Проведенная работа позволила выявить особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов констатирующего эксперимента дает возможность говорить о том, что нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией несколько иные по сравнению с неправильным произношением звуков у дошкольников с речевой нормой. При стертой дизартрии наиболее распространено нарушение группы свистящих звуков, затем – шипящих звуков. Наименее распространены ошибки в произношении соноров [л] и [р]. Искажения звуков различного вида встречаются у всех детей со стертой дизартрией.

У всех дошкольников отмечается нарушение звукопроизношения в словах, слогах, фразовой речи, а также изолированно. У дошкольников наблюдаются ошибки в произношении большинства звуков (чаще сонорных, шипящих: С, Ш, Р, Щ и т.д.), а также слоговых сочетаний. У всех дошкольников также отмечается нарушение произнесения звука в словах, фразах.

Были определены нарушения следующих групп звуков у детей экспериментальной группы:

Выражены в виде искаженного произношения свистящих и шипящих. Встречались межзубный и боковой сигматизм;

У детей со стертой дизартрией наблюдались дефекты звукопроизношения звука [р] в виде замены звука (параротацизм) или его искажения: боковое, увулярное, велярное произношение звука [р], замена звука [р] звуками [л], [л’], [й], [в];

В группе ламбдацизмов можно выделить замену звука [л] на [л’], [л] на [в], так же встречался губно-губной и губно-зубной ламбдацизм;

Каппацизмы, хитизмы, проявляющиеся в заменах звуков [к], [х].

Таким образом, у дошкольников со стертой дизартрией нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер.

В целом проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией уровень сформированности речевого аппарата, артикуляционной моторики и звукопроизношения нарушен. Это в первую очередь, обусловлено недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата. На основании проведенного исследования были выделены основные группы дошкольников, дифференцированные по уровню сформированности звукопроизношения.

Дошкольники без речевой патологии имеют высокий и выше среднего уровни сформированности звукопроизношения.

Дошкольники со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и низкий уровень сформированности звукопроизношения, состояния речевого аппарата и артикуляционной моторики.

На основании проведенного констатирующего исследования были определены основные направления и этапы логопедической работы по развитию звукопроизношения у дошкольников со стерой дизартией. Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией по развитию звукопроизношения являются:

– нормализация мышечного тонуса;

– развитие артикуляционной моторики;

– нормализация мелкой моторики рук.

– выработка основных артикуляционных укладов;

– определение последовательности работы над звуками;

– дифференциация звука (изолированно, на уровне слогов, на уровне слов.

1. Лопатина Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией: Монография. – СПБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

2. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. – СПб: Союз, 2000.

3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.

4. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.,2006.

6. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006.

7. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными мозговыми дизартрическими расстройствами. Автореф. дисс. к. пед. наук. – М., 2000.

8. Ежкова Н. А., Елецкая О. В. Использование спектрального анализа при оценке звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75278.htm.

9. Елецкая О. В., Кузьмина Л. А. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с дизорфографией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75283.htm.

10. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.

11. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.

Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией

Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, klunat@yandex.ru
Кубракова Анжелика Александровна
Студентка 4 курса кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г.Смоленск, anzhelika_kubrakova@mail.ru

Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми патологиями: дислалия и стертая дизартрия. Основное внимание в работе акцентируется на результатах обследования звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией, вследствие чего выявлены особенности этих нарушений.
Ключевые слова: речь, дошкольный возраст, дислалия, стертая дизартрия, обследование, звукопроизношение.

The specific nature of sound pronunciation impairment of preschool children with dyslalia and wrong dysarthria

Ivanova Natalia Viktorovna
PhD in Pedagogy, docent of the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Kubrakova Anzhelika Aleksandrovna
4 year student of Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The subject of the article is the specific nature of sound pronunciation impairment of preschool children with these pathologies. There are also the results of checkup of sound pronunciation of children with dyslalia and wrong dysarthria as a result of which the specific nature of this impairments are revealed.
Keywords: preschool age, dyslalia, wrong dysarthria, checkup, sound pronunciation

Речь – важнейшая психическая функция человека. Ребенок, овладевая речью, приобретает способность к понятийному мышлению, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Речевое общение создает условия для социального контакта с окружающими людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности [5, с 5].

Потребность в общении возникает лишь в жизненной ситуации взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Впервые это происходит в первые два месяца жизни ребенка на основе его потребностей [2, с 5].

Правильная речь – это главное условие для всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче его речь, тем легче ему высказать свои мысли и пожелания в общении с окружающими его взрослыми и детьми. Нарушение же речи приводит к замкнутости ребенка, к отказу от общения не только со сверстниками, но и с родными в целом.

Также, одной из причин неуспеваемости детей при поступлении в школу является нарушение звукопроизношения.

Звукопроизношение – важная оставляющая внешнего оформления высказывания дошкольника, которое строится из звуков родного языка, а изучение языка невозможно без изучения звуков этого языка.

Не вызывает сомнения, что усвоение грамматического строя языка и связной речи ребенка строится на овладении звуковой системой языка.

Фонетика, изучающая звуковую оболочку речи, рассматривает звуки речи как явления, которые помогают словам приобрести материальную звуковую оболочку.

По мнению В.И. Селиверстова, «Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [3].

Формирование произносительной стороны речи у детей – это сложный, многокомпонентный процесс, посредствам которого ребенок учится воспринимать речь, обращенную к нему, и управлять органами речевого аппарата для воспроизведения речи в целях выражения своих мыслей, чувств, потребностей.

Усвоение правильной звуковой стороны речи является одной из важнейших предпосылок для достижения ребенком коммуникативной цели общения.

«Неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене», по мнению Б.Г. Мещерякова, это дислалия [4].

«Сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи», по определению Е.Ф. Архиповой, стертая дизартрия [1].

Причиной искаженного произношения звуков при стертой дизартрии является недостаточная сформированность артикуляционной моторики [1].

Многие авторы отмечают, что дети дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией многие звуки изолированно, в слогах, иногда и в словах произносят правильно, но в потоке самостоятельной речи могут заменять их на сходные звуки по артикуляторным и/или акустическим признакам, смешивать их или вообще не произносить (пропуск звука).

Таким образом, нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста и при дислалии и при стертой дизартрии характеризуется искажением, заменами и пропусками звуков. Однако при стертой дизартрии отмечается не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение просодических компонентов речи, которые обусловлены недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного и голосового отделов периферического речевого аппарата). В то время как при дислалии нарушений иннервации мышц речевого аппарата не наблюдается.

Также существует взаимосвязь между тем, как ребенок произносит звуки в самостоятельной речи и степенью сложности вида его речевой деятельности.

На основе методики обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста О.Б. Иншаковой нами было организовано обследование звукопроизношения детей на базе двух Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с заключением «дислалия» – 10 человек и «стертая дизартрия» – 10 человек. Общее число испытуемых – 20 человек.

Цель исследования – выявить особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

Для достижения цели, описанной выше, были поставлены следующие задачи:

1. Провести диагностическое исследование нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

2. Дать сравнительный анализ звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

Обследование включало в себя следующее задание:

Инструкция: посмотри внимательно на картинки и назови их.

За каждый правильно произносимый исследуемый звук ребенок получает 1 балл (max: 25 баллов).

При анализе результатов мы использовали следующие критерии:

– количество нарушений произношения звуков и их характер;

– наличие/отсутствие преобладания определенного типа искажений и замен определенного звука;

– возможность контроля правильности при произнесении слова.

Для сравнения правильности воспроизведения исследуемого звука при обработке результатов обследования нами было определено количество правильных ответов у каждого ребенка.

На основе обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией нами были выявлены следующие результаты:

1. При обследовании звукопроизношения у дошкольников с дислалией и стертой дизартрией выявлено, что для этих двух групп детей характерно наличие схожих признаков: искажения, пропуски и замены звуков различных групп как отдельно, так и одновременное нарушение нескольких групп звуков одновременно (свистящие + шипящие звуки; сонорные + шипящие + свистящие звуки).

2. Для детей с дислалией характерны нарушения одного, двух или трех звуков, чаще сонорных, реже свистящих и шипящих. У 8 детей (80%) отмечалось нарушение лишь одной группы звуков (сонорные звуки); нарушение одновременно двух групп звуков (свистящие и шипящие) наблюдалось лишь у 1 ребенка (10%).

Читайте также:
Формирование лексического строя речи у детей с ОНР III уровня

3. Для детей со стертой дизартрией характерно нарушение, как сонорных звуков, так и свистящих и шипящих. Нарушение одновременно свистящих и сонорных звуков имели 2 ребенка (20%); нарушение одновременно шипящих и сонорных звуков отмечалось у 2 детей (20%); а также одновременное нарушение всех трех звуков отмечается у 1 ребенка (10%). Нарушение лишь одной группы звуков имели 5 детей (50%).

Также для детей со стертой дизартрией было характерно межзубное и боковое произношение звуков: шипящие, свистящие и сонорные звуки заменялись искаженными звуками (например: звук [ц] – обычно заменялся на [с] или искаженное произнесение [с]).

4. Наиболее трудными в произношении для детей с дислалией и стертой дизартрией оказались сонорные звуки ([р], [р’], [л], [л’]).

Для точной оценки неврологического состояния детей со стертой дизартрией мы попросили их выполнить некоторые артикуляционные упражнения:

1. «Слоник». Инструкция: губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таким положении на счёт 1-5;

2. «Блинчик». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт 1-5;

3. «Иголочка». Инструкция: рот приоткрыть. Язык высунуть вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении на счёт 1-5;

4. «Качели». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы;

5. «Часики». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой на счёт 1-2.

Таким образом, помимо нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией при обследовании отмечались неточности положения артикуляционных органов, избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, что в конечном счете и приводит к неправильному звукопроизношению. Неточности органов артикуляции обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. У детей отмечались неточности движений органов артикуляции, темп артикуляционных движений замедленный, движения губ выполнялись не в полном объеме, наблюдались трудности в растягивании губ, обусловленные спастичностью мышц артикуляционного аппарата, в то время как у детей с дислалией таких нарушений отмечено не было.

Также у многих детей со стертой дизартрией отмечались небольшие отклонения кончика языка в сторону пареза (девиация), что приводит к ограничению подвижности в средней части языка, медленному переключению с одной артикуляционной позы на другую.

Исследование особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией показало, что для этих детей характерно наличие схожих нарушений (замен, искажений, пропусков звуков) в большинстве случаев — замены звуков, реже пропуски звуков.

Таким образом, было выявлено, что дефекты звукопроизношения наблюдаются как при дислалии, так и при стертой дизартрии. В том и другом случае они имеют разную причинную обусловленность (при стертой дизартрии имеет место неврологическая симптоматика), но внешне могут выглядеть одинаково. Выявленные в ходе обследования нарушения звукопроизношения позволяют акцентировать внимание логопедов на разграничение двух речевых нарушений для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по исправлению данных дефектов.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.:АСТ; Астрель, 2014. 319 с.
2. Логопедия. Основы теории и практики / под ред. Н.С. Жуковой. М.: Эскимо, 2016. 288 с.
3. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологичческий словарь логопеда М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400с.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Изд. 3-е. М. 2002. 632с.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С., Основы дошкольной логопедии. М.: Эскимо, 2015. 320 с.

Дизартрия – симптомы и лечение

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 5 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9] . Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты . Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9] .

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9] .

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение “Лошадка”) и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).
Читайте также:
Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение “каши во рту” у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11] . Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, с ледовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9] .

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9] .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, “рубленной” речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия , как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок “перерастает” их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания , гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8] .

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6] [10] .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Читайте также:
Дидактический материал для логопедических занятий с пациентами с афазией легкой степени выраженности

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) , указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12] .

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1] [6] .

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста
презентация к уроку на тему

Исследования показывают, число младших школьников,испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления – бедность словарного запаса,неумение правильно пересказать текст и построить предложение ,множество ошибок на письме ,наблюдаются трудности в овладением чтением.Профилактику дисграфии и дислексии нужно проводить как можно раньше,с того момента как только ребёнок начинает знакомиться с графическим изображением букв.Необходимым условием профилактики дисграфии и дислексии является развитие развитие у ребёнка психических функций,труебующихся для нормального овладения письма и речи.

Предложенные игры помогут в предупреждении нарушении чтения и письма.

Скачать:

Вложение Размер
disgrafiya_i_disleksiya.pptx 800.73 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация для педагогов и родителей Учитель – логопед Белоусова Е. А. ГБДОУ №65 Выборгского района г. Санкт- Петербурга 201 4 год «Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста»

Нарушение чтения и письма Виды дисграфии Акустическая дисграфия Артикуляторно-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Акустическая дисграфия Пути коррекции Профилактика дисграфии и дислексии Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения Заключение Источники Содержание

Нарушение чтения и письма Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Эти нарушения, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций.

Акустическая дисграфия Артикулятор но-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия Виды дисграфии

Происходит нарушение дифференциации фонем (распознавания близких звуков речи). На письме проявляется в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие ( б – п, в – ф и т.д. ), свистящие и шипящие ( с – ш, з – ж и т.д. ), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ( ч – щ, ч – ть , ц – т, ц – с и т.д. ), твёрдость и мягкость согласных ( « писмо », « лубит », « больит » ). Акустическая дисграфия

Наблюдается неправильное произношение звуков речи, нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений. Проявляется в заменах и пропусках букв, которые соответствуют заменам и пропускам в устной речи ( жук – зук , шапка – сапка ). Артикуляторно-акустическая дисграфия

Наблюдается нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слов – на слоги и звуки. Проявляется в следующем: Пропуски гласных и согласных Перестановка и добавлени е букв Пропуски, добавление и перестановка слогов Слитное и раздельное написание слов Слитное написание предлогов с другими словами Раздельное написание приставки и корня Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в виде аграмматизмов : Изменение падежных окончаний Неправильное употребление предлогов Неправильное написание приставок и суффиксов Неправильное употребление падежа, рода, числа Пропуск членов предложения Нарушение последовательности слов в предложении Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями Аграмматическая дисграфия

Наблюдается несформированность зрительно-пространственных функций: зрительных гнозиса , мнезиса , анализа и синтеза пространственных представлений. Проявления: Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное расположение элементов букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы) Замена и смешение графически сходных букв «Зеркальное» написание букв Пропуски элементов букв Оптическая дисграфия

Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания Формирование связной речи Пути коррекции

Совершенствование пространственно-временных ориентировок Развитие мелкой моторики Развитие тактильных ощущений Развитие «поля зрения» ребёнка Развитие конструктивного праксиса Подготовка к обучению грамоте Пути коррекции

Для предупреждения ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста используются различные типы игр и упражнений, классифицирующиеся по специфике ошибок: На уровне буквы На уровне слога На уровне слова На уровне словосочетания На уровне предложения Профилактика дисграфии и дислексии

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные так и «зеркальные» буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Поиск недостающих элементов буквы («Буква сломалась»). Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками или ниточками . Демонстрация букв в разном положении . Предъявление букв разного шрифта (печатные, прописные, строчные, стилизованные) . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами). Придумывание детьми слов на заданную букву. Нахождение букв в геометрических фигурах. Поиск букв, наложенных друг на друга. Придумывание слов с заданной буквой в определённой позиции (начало, середина, конец слова). Реконструкция букв из палочек. Определение букв, которые можно выложить из трёх и из двух палочек. Конструирование букв из элементов (овал, полуовал, длинная и короткая палочка) . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: красных – для гласных звуков, синих – для твёрдых согласных, зелёных – для мягких согласных. А также обратное задание – по заданной схеме определить слог. Чтение слогов по слоговым таблицам. Составление слогов по таблицам (без гласных нет слогов). «Найди пару» (детям выдаются буквы; дети должны найти пару, чтобы образовался слог). Составление слога по картинкам с выделением первых (последних, вторых от начала и т.д.) звуков. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

Введение понятия «слово», короткие и длинные слова. Заучивание считалок. Объяснение предлогов с использованием схем. Отгадывание ребусов. Дифференцирование слов, отвечающих на разные вопросы («Кто это?», «Что это?», «Что делает?» и т.д.). Подбор нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам, на обобщающие понятия). Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов, выделение ударного слога. Подбор слов к слоговым схемам. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Составление звуковых схем слов. Подбор к данному слову родственных слов. Исключение лишних слов. Составление слов из данных слогов (вначале слоги даны по-порядку, затем – вперемешку). Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Составление слова с использованием начальных (конечных, вторых, третьих … ) звуков (букв) других слов. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. Чтение слов в обратном порядке. Составление из заданных букв слова . Подбор отсутствующей буквы в слове . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Составление слов, начинающихся на буквы, из которых состоит заданное слово. Составление из двух слов – одного. Придумывание «лесенок» слов на данную букву в определённой позиции. Подбор слов к данной рифме. Работа со сложными словами (нахождение простых слов в сложном, составление сложного слова из простых). Подбор синонимов к существительным, прилагательным и глаголам . Подбор антонимов к данным словам. Придумывание предложений со словами-омонимами . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Запоминание словарных слов. Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Придумывание слов с заданными слогами, буквами . Работа с неизменяемыми словами. Чтение слов по верхней (нижней) части букв. Работа с изографами (словами, записанными буквами, расположенными в виде предмета, о котором идёт речь). Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Сочетание существительных с прилагательными Подбор наибольшего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?». Подбор существительного к данному прилагательному. Соединение стрелками слов, чтобы получилось правильное словосочетание (с использование относительных и притяжательных прилагательных). Определение пропущенного окончания прилагательных в словосочетаниях. Исправление ошибок в неверно составленных словосочетаниях. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

Сочетания существительных с глаголами Подбор наибольшего количества глаголов к данному существительному. Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. Подбор глагола в зависимости от рода и числа существительного. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

Сочетание существительных с числительными Согласование числительных один , два , пять с существительными (возможно изменение окончания и всей основы числительного при счёте). Определение неверных словосочетаний. Использование сочетаний со словами «один» – «много» по картинкам (с изменением основы). Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

Составление предложений по схемам (повествовательные, восклицательные, вопросительные). Составление схем к данным предложениям. Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Подбор пропущенного слова в предложении (предлогов, существительных, прилагательных, наречий, глаголов). Выделение границ предложений в тексте. Соединение частей разорванных предложений. Выделение слов и предложений в слитном тексте. Чтение всего предложения от конца к началу. Работа с фразеологизмами. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

Профилактику дисграфии и дислексии нужно проводить как можно раньше, с того момента как только ребёнок начинает знакомиться с графическим изображением букв. Необходимым условием профилактики дисграфии и дислексии является развитие у ребёнка психических функций, требующихся для нормального овладения процессом письма и речи (внимание, память, мышление, гнозис , праксис ). Заключение

Презентация «Оптическая дислексия и дисграфия»

В презентации представлены основные направления и этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению оптической дислексии и дисграфии.

Нарушения письма и чтения, обусловленные недоразвитием зрительно-пространственых представлений, называются оптической дисграфией и оптической дислексией.

В русском алфавите можно выделить несколько групп букв:

• состоят из одинаковых элементов, по-разному расположенных в пространстве (Н – П – И, Т – Г, Ш – Т, П – И, В – Д, З – Е)

• состоят из разного количества совершенно одинаковых элементов (И – Ш, Л – М, Ц – Щ)

• помимо совершенно одинаковых элементов, есть ещё какие-то дополнительные (Ш – Щ, И – Ц, И – У, Х – Ж, Б – Д, О – А, П – Т, Л – М).

У детей, имеющих к началу школьного обучения недостаточные представления о пространственном расположении предметов, нарушение зрительного восприятия, несформированную латерализацию и двигательные навыки, неизбежно возникает смешение букв, сходных по оптико-моторному признаку.

Планирование работы по коррекции оптических нарушений

Вид дисграфии

Ошибки

Пути коррекции

2. Зеркальное написание букв.

3. Пропуск и замены элементов букв:

О-а, и-у, ы-и-а, ы-ь, х-ж, к-н, л-м, п-т, П-Т-Г-Р, и-ш, ш-щ-ц, б-д, в-д,

4. Нарушение узнавания и воспроизведения букв, даже изолированных.

5. Искажения при написании слов, замены букв оптического характера.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы, и величины букв.

2.Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (мнезиса).

3.Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Развитие конструктивного праксиса.

6. Дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Причины ошибок:

  • трудности в различении правой и левой руки, несформировавшаяся латерализация;
  • нарушения умения определять направления в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, между);
  • нарушение зрительного восприятия;
  • дефекты зрительного внимания и памяти;
  • трудности конструирования, т.е. собирания из отдельных частей картинок, букв, геометрических фигур (конструктивный праксис);
  • трудности в запоминании и повторении последовательности движений (пересчёт пальцев, проба «кулак-ребро-ладонь» и др.)

Предупреждение и устранение оптической дислексии и дисграфии.

І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

– Развитие восприятия и цвета.

– Развитие восприятия и формы.

– Развитие восприятия размера и величины.

Рекомендуются задания:

  • назвать контурные изображения предметов;
  • перечёркнутые контурные изображения;
  • выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
  • задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).

ІІ. Развитие зрительной памяти.

Игра «Чего не стало?»

На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

Игра «Что изменилось?»

Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

ІІІ. Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

– Ориентировка на собственном теле (правые и левые)

– Ориентировка в окружающем пространстве (сбоку, спереди, напротив).

– Дифференциация правых и левых частей предмета.

– Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения.

– Анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы.

ІV. Формирование буквенного гнозиса.

– Найти букву среди графически сходных.

– Соотнесение букв, написанных разным шрифтом.

– Обвести, раскрасить, вылепить буквы.

– Дифференциация расположения элементов букв.

Лукоянова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №399 ВАО
города Москвы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: