Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы)

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения” города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.
  • План работы:

  • Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  • Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  • Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  • Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.
  • Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

    Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

    Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов “Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда”. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

    Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

    Воспитатель Учитель-логопед
    Проводит диагностику общего развития.

    Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

    Воспитатель Логопед
    Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

    Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

    Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

    Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

    Воспитатель Логопед
    Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

    Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

    1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

    2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

    3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав “группы риска”.

    4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
    в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов “Логопедическая тропинка” и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

    5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

    Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

    • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы ” Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
    • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
    • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
    • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
    • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

    Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой “Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ”. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

    Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

    • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
    • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
    • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

    Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

    • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
    • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

    Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

    1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

    2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

    3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

    4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

    5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

    Воспитатель Логопед
    Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.
    Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу
    Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

    Функционал логопеда:

    • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
    • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
    • Работа по коррекции звукопроизношения.
    • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
    • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
    • Формирование послогового чтения.
    • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
    • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
    • Предупреждение нарушений письма и чтения.
    • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

    Функционал воспитателя:

    • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
    • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
    • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
    • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
    • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
    • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
    • Закрепление навыков чтения и письма.
    • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
    • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

    Интегрированные занятия с музыкальным руководителем Интегрированные занятия с инструктором по ФИЗО Интегрированные занятия с педагогом- психологом Итоговое занятие
    Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздоровительная и речевая гимнастика Профилактика и коррекция речевого развития и эмоциональной сферы детей Специалисты, воспитатели и родители

    Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

    • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
    • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
    • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

    Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

    • использование новых моделей компьютера
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
    • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд
    • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

    Список литературы:

  • Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. – Пермь: Издательство “ОТ и до”, 2010. – 114с.
  • Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.
  • Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
    консультация по логопедии

    Консультация для воспитателей ДОУ.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konsultatsiya_logopeda.doc 52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольных организаций, где одной из основных прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями. Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.

    В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.

    Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

    Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

    Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

    1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
    2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
    1. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

    Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью:

    Логопед проводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями воспитателя, поэтому логопеду приходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий логопеда нельзя.

    Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

    Воспитателю группы, которую посещает ребёнок-логопат необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

    Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

    Воспитатель, не должен:

    • Торопить ребёнка с ответом
    • Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи
    • Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками
    • Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить
    • Выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

    При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются обще-дидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

    Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

    Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а, следовательно, использования этих знаний в своей работе.

    Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

    • Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
    • Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.
    • Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала).
    • Разработка общих рекомендаций для родителей.

    Учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

    Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов.

    Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).

    Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

    1. учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;
    2. воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико–грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

    Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.

    Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе .

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к работе на тему: “Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска”.

    «Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Это период .

    Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

    Тема : “Лес. Деревья” Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

    В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: – сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви.

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

    Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.

    Консультация для воспитателей.Тема:”Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи”

    Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

    Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

    Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода.

    Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

    Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп.

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы

    Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

    Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателя.

    Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

    Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях группы для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

    Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

    Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

    Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.

    Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя

    Задачи логопеда:

    1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
    2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
    3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
    4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
    5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
    6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
    7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

    Задачи воспитателей:

    1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
    2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
    • закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
    • проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
    • систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
    • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
    • развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
    • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
    1. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
    2. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

    Основные направления в работе логопеда и воспитателя

    В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:

    • коррекционно-воспитательное
    • общеобразовательное

    Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

    Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

    В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:

    • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
    • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
    • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
    • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
    • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

    Формы совместной работы

    • совместное комплексно-тематическое планирование
    • обмен информацией, обсуждение достижений детей
    • личные контакты, беседы
    • консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
    • практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
    • совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
    • оформление методических копилок, памяток, родительского уголка

    Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе.

    Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.

    Рыжкова Екатерина Евгеньевна
    учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска»
    г. Орск, Оренбургская обл.

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

    Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

    Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

    Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

    С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

    При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

    В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

    Цель:

    • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

    Задачи:

    • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
    • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
    • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
    • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

    План работы:

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

    Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

    Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

    Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

    В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

    1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
    2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
    3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
    4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
    5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

    Для удобства работы нами были разработаны:

    1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
    2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
    3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

    Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

    • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
    • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

    Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

    1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

    2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

    3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

    4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

    5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

    Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

    Содержание работы раскрывается по трем разделам:

    1. Логопедические пятиминутки.

    2. Игры и упражнения.

    3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

    Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

    Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

    Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

    Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

    Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

    Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

    • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
    • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
    • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

    Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

    • использование новых моделей компьютера
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
    • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
    • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

    В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

    Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.

    Консультация. тема: «Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в современных условиях»

    Консультация.

    Тема: «Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в современных условиях».

    Учитель – логопед высшей квалификационной категории

    В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием логопедических детских садов и групп, в дошкольные учреждения все чаще стали приходить дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи I уровня речевого развития, ОНР II уровня речевого развития, ОНР III уровня речевого развития. Эти дети по показаниям медицинских специалистов, по заключению ПМПК являются детьми с особыми возможностями здоровья.

    В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

    Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно. Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения.

    Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

    Совместная деятельность учителя – логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

    1. Повышение результативности коррекционно – логопедической работы;

    2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;

    3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

    Основные виды организации совместной деятельности учителя – логопеда и воспитателей:

    1. Открытые занятия учителя – логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а так же с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка.

    2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.

    3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)

    4. Разработка общих рекомендаций для родителей.

    Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью:

    1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко – слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм).

    2. Формирование фонематических процессов.

    3. Совершенствование состояния лексического компонента.

    4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

    6. Совершенствование связной речи.

    7. Совершенствование графомоторных навыков.

    8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

    1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

    2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

    3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

    4. Формирование связной речи.

    5. Закрепление графомоторных навыков.

    6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

    Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

    Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

    Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находиться настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

    Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

    Во второй половине дня воспитатель, может предложить детям потренировать мелкую моторику рук предоставив игры: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

    Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.

    ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

    Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савина И.А.

    В статье комплексно рассматривается проблема устранения речевых нарушений у детей. Автор показала, что совместная работа ортодонтов, стоматологов, педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять отклонения от нормы состояния здоровья детей, обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника.

    Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савина И.А.

    BASED ON INTERACTION OF LOGOPEDICS AND EDUCATORS, IN THE CORRECTION AND PREVENTION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN

    The article addresses the problem of eliminating complex speech disorders in children. The authors showed that the joint work of orthodontists, dentists, teachers in kindergartens allows to detect deviations from normal health status of children, to ensure the full development of the intellectual and volitional qualities of a preschooler.

    Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ»

    Литература и источники

    1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. – 512с.

    2. Савченко Г.П. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук М, 1990. -16с.

    3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986; Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М, 1990. -172с.

    4. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Нижний Новгород: Изд-во ВИПИ, 2010. – 268с.

    5. Беляева А.С. Обучение иноязычному профессионально ориентированному речевому общению с учетом специфики физкультурных, вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. – 43с.

    Лабашева Н.А. – кандидат педагогических наук, доцент филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске Краснодарского края. Россия, Белореченск (labascheva@mail.ru)

    Labasheva, N.A. – PhD in Pedagogics, Associate Professor of the branch of Adyghe State University in Belorechensk. Russia, Belorechensk

    ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дошкольная педагогика, профилактика речевых нарушений

    В статье комплексно рассматривается проблема устранения речевых нарушений у детей. Автор показала, что совместная работа ортодонтов, стоматологов, педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять отклонения от нормы состояния здоровья детей, обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника.

    По данным мировой статистики нарушения речи в большей или меньшей степени есть у каждого ребенка на стадии ее формирования, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Но вот только определить степень нарушения или насколько речевое развитие соответствует возрасту ребенка, сможет только квалифицированный специалист.

    Являясь педагогической наукой, логопедия занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью специалистов. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, логопедов и педагогов в дошкольных учреждениях позволяет выявлять факторы риска и эффективно устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции миофункциональных нарушений. Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия логопеда с перечисленными работниками и, несомненно, с педагогом дошкольного учреждения.

    Профилактика речевых нарушений в современных условиях у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, нарушение грамматического троя родной речи, а также обеднение словаря ребенка. При этом любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте, правильности, красоте.

    На наш взгляд, в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

    Так, например, использование логопедического массажа в коррекционной работе дает поразительно высокие результаты. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную методико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

    Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Работа воспитателя и логопеда в тесном контакте, дополняя друг друга, решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Воспитатель на своих занятиях и в повседневной жизни закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда.

    Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный, в свою очередь подразделяется на две части – воспринимаемую двигательную, и периферический, к которому относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Основные органы артикуляции – язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо. Язык наиболее подвижный орган артикуляции, способен занимать в ротовой полости самые

    разнообразные положения, образуя сближение и полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Дефекты в строении челюстей, зубов, языка, недостаточная подвижность последнего затрудняют артикуляцию.

    Наиболее распространенные аномалии строения полости рта, требующие корректировки в дошкольном возрасте: аномалийное прикрепление уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченная уздечка языка нередко передается по наследству от родителей, при этом и аномалии прикуса бывают «унаследованными», когда звуки «Р», «Л», «С», а также шипящие при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.

    Таким образом, совместная работа ортодонтов, стоматологов, педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять подобные отклонения от нормы состояния здоровья детей, обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.

    Вместе с воспитателем логопед осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляю структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики «новичка». Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. В процессе создания коллектива также выявляются особенности поведения детей, их характера, тактично корригируются отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом и со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

    Немаловажная роль отводится перспективным тематическим планам, которые выстраиваются и согласовываются воспитателем совместно с логопедом. На занятиях по развитию речи рекомендуется знакомство или уточнение представлений об изучаемом предмете или объектах, пассивный или активный словарь, речь с движением или стихотворный текст и дидактические игры.

    Важнейшие условия правильной речи – это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель, проводя игровые дыхательные

    паузы, следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены, а сам вдох и выдох правильный (в соответствии с заданием).

    Работа по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их.

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

    Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Практически всегда у детей с нарушениями речи, наблюдаются нарушения в формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у детей нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушение осанки, походки и грации движений. Так как развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание я уделяю на занятиях логоритмическим упражнениям. Логоритмика – это система

    двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатели включает такие паузы и в занятия, и используют их в течение дня.

    Таким образом, основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопедом, необходимо при коррекционной работе в группе решение следующих задач:

    • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

    • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

    Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и

    явлениями, логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе воспитатели читают детям сказки, рассказы, беседуют о прочитанном, учат пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.

    Целесообразно привести функции логопеда и воспитателя

    • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

    • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

    • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

    • Устранение недостатков слоговой структуры слова.

    • Отработка новых лексико-грамматических категорий.

    • Обучение связной речи.

    • Развитие психических функций.

    • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение двух недель.

    • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

    • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

    • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

    • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

    • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

    • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

    Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

    Большое значение для развития речи имеет качественное выполнение воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание, раздевание его, умывание, кормление (особенно в младших группах). В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних и тех же слов. Если речь воспитателя будем стереотипной, то она не будет способствовать развитию ребенка. Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и действиям.

    Делается вывод, что совместная работа логопеда в контакте с воспитателем ведет к повышению профессионального уровня и к более качественным результатам коррекции речи у дошкольников, что помогает последним предотвратить или полностью избавиться от речевых нарушений.

    Литература и источники

    1. Инновационные подходы к профилактике нарушений развития/ Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. В 2х частях. Ч.2. М.: ЛОГОМАГ, 2013. – 124 с.;

    2. База данных Фонда Общественного Мнения. – точка удаленного доступа: http: //fom. ru/story/internet

    Савина И.А. – воспитатель Д/С комбинированного вида №1 г. Белореченска Краснодарского края. Россия, Белореченск

    Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

    Статью подготовила
    Учитель-логопед
    Ерина Марина Александровна

    Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

    1. Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
    2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
    3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

    Этапы работы:

    1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
    2. Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
    3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

    Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

    Первый этап Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).

    Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

    Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

    Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

    Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.

    Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:

    • проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
    • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
    • отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
    • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

    Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).

    Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:

    Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

    В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

    Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

    Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

    Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

    Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

    Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

    • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
    • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
    • логопедизация режимных моментов и занятий;
    • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
    • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
    • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
    • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
    • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

    Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

    Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

    Совместная работа логопеда и психолога:

    Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.

    Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

    Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

    Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:

    • Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
    • Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
    • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
    • Психокоррекционные игры.

    Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.

    Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

    При чтении произведений учитывается:

    • Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
    • Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
    • Лексическая тема.

    Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

    Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.

    Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

    В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

    • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
    • Освобождение от мышечных зажимов;
    • Развитие внимания, чувственного восприятия.

    Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

    • Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
    • Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

    Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

    Совместная работа логопеда и руководителя изостудии

    • Развитие художественно-творческих способностей.
    • Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
    • Развитие мелкой моторики.
    • Придумывание сказок по рисункам.
    • Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

    Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

    Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

    На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

    На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

    • музыкальные произведения различных жанров;
    • логоритмические упражнения;
    • упражнения на развитие координации между движением и словом;
    • игры и упражнения на развитие дыхания;
    • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
    • упражнения на развитие мимических движений.

    Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

    Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

    Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

    • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
    • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
    • расширение и обогащение лексического запаса.

    Взаимодействие с семьёй

    Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

    Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:

    • анкетирования, опросы,
    • родительские собрания,
    • индивидуальные и групповые встречи, консультации,
    • просмотры занятий,
    • дни открытых дверей,
    • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
    • тематические вечера «Уроки для родителей»,
    • тематические выставки.

    Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

    Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

    Примерные темы для консультаций:

    • Артикуляционная гимнастика;
    • Развитие мелкой моторики;
    • Выполнение домашнего задания;
    • Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
    • Речевые игры дома;
    • Автоматизацией звука дома;
    • Как научить ребёнка читать;
    • Обучение практическим приёмам работы.

    Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

    Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

    Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

    Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.

    Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.

    Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

    Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

    Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.

    Читайте также:
    Тренинговое занятие 'Путешествие в Страну Семейную'
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: