Материалы для родительского стенда “Советы логопеда”
консультация (старшая, подготовительная группа)
советы логопеда родителям по развитию речи воспитанников дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapletyk_yazykaetsya.doc | 22.5 КБ |
kak_zvuchat_slova.doc | 34.5 КБ |
kak_pridumyvat_palchikovye_igry.doc | 28 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 13.16 КБ |
pamyat_i_vnimanie.doc | 23 КБ |
rekomendatsii_roditelyam.doc | 88.5 КБ |
uprazhneniya_na_razvitie_dvizheniya_ruk.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
В любом деле для достижения высоких результатов нужна тренировка. Художник тренирует глазомер, спортсмен – силу и ловкость. Учитель и актер тоже совершенствует свое мастерство, но прежде всего он учиться красиво говорить – правильно и четко выговаривать звуки в словах.
В русском языке есть легкие звуки. Слова с такими звуками даже младенцу под силу. Любой произнесет «мама», «папа»… Но не каждый сразу выговорит « рак », « рыба », « жжется ». Чтобы научиться быстро и четко выговаривать слова с такими звуками, существуют специальные упражнения – языколомки и скороговорки. Их нужно научиться говорить быстро, без запинок, несколько раз подряд. Ежедневная тренировка не повредит даже взрослым. Правильно и красиво говорящего человека приятно слушать всем.
Шла Поля по полю. Рядом кони топали.
Стрекочет сорока на сосне высоко.
В домик у речки по тонкой дощечке
Спешат две овечки погреться у печки.
В кладовке кадушки. В кадушке квакушка.
Квакнули квакушки – лопнули кадушки.
На дереве терем для тетерева. Терем для тетерева из дерева.
Пригласил тетерев в гости тетерь, да забыл тетерев отворить дверь.
Божью коровку закрыли в коробку
Открой коробку – освободи коровку.
Две очень милых мышки с утра читали книжки.
И за день эти крошки изгрызли книжки в крошки.
Выбросил дед валенки. Нашел мышонок маленький.
Взял иголку, залатал – до весны в них топотал.
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с терминами «звук», «слог», «слово» с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по разному и сходно. Звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию, звуки делятся на мягкие и твердые.
К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить. К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении, если этого не происходит, это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов.
Фонематическое восприятие – умственное действие по анализу, в основе которого лежит операция выделения конкретного звука из слова.
Фонетическое восприятие – умственное действие по определению количества и последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении.
Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослого.
Фонетический и фонематический слух составляют речевой слух ребенка и являются тем фактором и стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы.
Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих.
Если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи.
Как же можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?
Можно использовать следующие задания:
- хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:
рама, рама, лама , рама
лампа, рампа, лампа, лампа
колобок, колобок, коробок , колобок
оклик, оклик, оклик, окрик
сок, ток, сок, сок
коса, коза , коса, коса
рассвет, расцвет , рассвет, рассвет
сытый, шитый , сытый, сытый
гора, гора, кора, гора
голос, колос , голос, голос
- повтори за мной: ка-ва-та, па-та-ка, па-ма-ха…
- хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш, с-с-з-с, р-л-р-р…
Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями он не справился или затрудняется, значит с ребенком необходимо заниматься.
Рекомендуется использовать следующие упражнения:
Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам)
Д.О.М, К.О.Т, У.Т.К.А, С.Т.О.Л, В.А.З.А
…ЫБА, …ОТ, …ЫМ, …КНО, …АК, …ТОЛ, …ТУЛ …
Какими звуками отличаются слова:
Кот-год, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка, зайка-чайка,
уточка-удочка, дочка-точка, крыша-крыса, бочка-кочка,
На какой звук начинаются слова?
Мяч, мука, сок, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа
На какой звук оканчиваются слова?
Сыр, шар, стол, автобус, мяч…
Кто как говорит?
Кошка (мяу), собака (гав), ворона (кар), корова (му), лягушка (ква)…
назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на
последний звук предыдущего слова.
Кот – танк – крокодил – лопата – арбуз – заяц – цыпленок…
Похожи или нет слова по звучанию?
Мышка-миска, корова-лошадь, пол-гол , миска-киска , рак-мак ,
тетрадь-дождь, день-пень , том-ком …
Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?
День-пень-тень-лень и т.д.
По очереди называем длинные и короткие слова:
Дом – карандаш – лук – самолет – стол – пылесос…
Назови игрушки в названии которых есть звук «С»
Самолет, санки, совок, посуда… (аналогично на другие звуки)
Петя пилой пилит пень.
Рыбы в проруби пруд пруди.
На мели мы налима нашли.
Лара у Клары играет на рояле.
Предварительный просмотр:
Как самим придумывать пальчиковые игры
Каждый малыш с рождения индивидуален, обладает собственным темпераментом и характером. Кроме того, каждый по-разному реагирует на явления, предметы, животных. К примеру, то, что вам кажется обычным, может вызвать бурю эмоций у вашего малыша, и наоборот — он остается равнодушным к тому, что вам так нравится.
Это касается и пальчиковых игр. У малыша даже в очень раннем возрасте есть свои представления, как нужно складывать пальчики. И это нужно учитывать. Дети очень любят познавать окружающий мир и начинают они как раз с пальчиков и ручек, учатся управлять ими, чтобы пощупать, потрогать, просто поиграть с ними.
Даже если у вас накопилось достаточно много пальчиковых игр, стоит задуматься, подходят ли они вашему малышу. Ведь предлагаемые вами игры могут просто не понравиться ему. Может быть, стихи ему не понравятся или движения будут непонятными и трудно повторимыми, или просто вам не удастся распалить интерес своего чада.
А может быть стоит попробовать самим придумать пальчиковые игры?
Чтобы придумать интересную и несложную игру, стоит просто подметить, какие непроизвольные движения руками и пальчиками делает ваш малыш наиболее часто. А потом можно приступать к придумыванию пальчиковых игр под конкретные движения вашего ребенка.
Обсудите и представьте, с чем можно ассоциировать каждое движение вашего малыша. Потом задумайтесь над сюжетом, опираясь на те ассоциации, которые уже в наличии. Сочините первое предложение, потом подберите рифму ко второму предложению. Напишите четвертое предложение и подберите рифму к третьему предложению.
Написание стихов — это процесс творческий, поэтому неудивительно, если с первого раза у вас ничего не получится. Не расстраивайтесь! Просто отложите свои наработки в сторону на некоторое время, постарайтесь вообще не думать о том, что сочиняете. Через некоторое время строки, которых не хватает в стихотворении, сами придут в голову.
У таких пальчиковых игр есть свои преимущества:
- Так как придуманная для своего ребенка игра максимально близка ему, он реагирует на нее тут же.
- Такую игру точно не забудешь, так как сами же ее и придумывали.
- Интонации и чувственность при озвучивании персональной игры неповторимы, потому что вы говорите с ребенком не только на одном языке жестов, но и эмоционально становитесь максимально близки ему.
Даже если у вас накопилось достаточно много пальчиковых игр, стоит задуматься, подходят ли они вашему малышу. Ведь предлагаемые вами игры могут просто не понравиться ему. Может быть, стихи ему не понравятся или движения будут непонятными и трудно повторимыми, или просто вам не удастся распалить интерес своего чада.
А может быть стоит попробовать самим придумать пальчиковые игры?
Чтобы придумать интересную и несложную игру, стоит просто подметить, какие непроизвольные движения руками и пальчиками делает ваш малыш наиболее часто. А потом можно приступать к придумыванию пальчиковых игр под конкретные движения вашего ребенка.
Обсудите и представьте, с чем можно ассоциировать каждое движение вашего малыша. Потом задумайтесь над сюжетом, опираясь на те ассоциации, которые уже в наличии. Сочините первое предложение, потом подберите рифму ко второму предложению. Напишите четвертое предложение и подберите рифму к третьему предложению.
Написание стихов — это процесс творческий, поэтому неудивительно, если с первого раза у вас ничего не получится. Не расстраивайтесь! Просто отложите свои наработки в сторону на некоторое время, постарайтесь вообще не думать о том, что сочиняете. Через некоторое время строки, которых не хватает в стихотворении, сами придут в голову.
У таких пальчиковых игр есть свои преимущества:
- Так как придуманная для своего ребенка игра максимально близка ему, он реагирует на нее тут же.
- Такую игру точно не забудешь, так как сами же ее и придумывали.
Интонации и чувственность при озвучивании персональной игры неповторимы, потому что вы говорите с ребенком не только на одном языке жестов, но и эмоционально становитесь максимально близки ему.
–>Логорина –>
Если у ребенка затруднено носовое дыхание, он дышит ртом, часто простужается и болеет, а голос имеет назальный оттенок (попросту говоря “гнусавит”), то можно попробовать решить проблему с помощью дыхательной гимнастики. Ежедневные упражнения в хорошо проветренном помещении в течении нескольких месяцев помогут нормализовать кровообращение, проходимость дыхательных путей и безболезненно решить широкий круг проблем. Самыми эффективными упражнениями являются упражнения по А.Н. Стрельниковой. Подробности о гимнастике А.Н, Стрельниковой можно без труда найти на просторах интернета. Здесь предлагаю памятку для выполнения упражнений и полезные видео для ее освоения.
Дети учатся говорить, подражая взрослым. Маленький ребенок воспроизводит то, что слышит. Если окружающие взрослые говорят в соответствии с нормами русского языка, то и ребенок избежит большого количества ошибок, овладевая речью. Помогите ребенку! Исправьте себя, чтобы быть примером для подражания.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т.д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие, мышление и воображение.
Консультация содержит различные варианты использования фотоаппарата с целью развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для размещения в родительском уголке.
Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые употребляет? Поймёт ли он устаревшие слова в народных сказках и потешках, правильно ли растолкует значение пословицы или крылатого выражения?
Русский язык богат словами, которые обладают сходным значением, но указывают на какие-то оттенки. Огромное количество слов с противоположным значением, в то время как дошкольники, довольно долго обходятся небольшим их количеством: большой – маленький, тёплый – холодный и т.п.
Между тем, от того насколько хорошо ребёнок владеет всем многообразием слов, их значений, во много зависит его умение интересно рассказывать.
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно. Очень важно именно первый раз безошибочно произнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях.
Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возрасте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гостях, которые приходили к ним на праздник.
Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.
Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
В тексте Вы найдете ответы на разные вопросы: «Что такое заикание?», «Проявления заикания», «Как уберечь ребенка от заикания» и многое другое, в том числе небольшую памятку для родителей и педагогов.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:
Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить . Читать дальше »
Ребенок только начинает изучать буквы. Это очень не легкая задача. Естественно, что на первых порах ребенок может путать буквы, это особенно заметно при попытке их написать. Ведь буквы так похожи!
Неточность в изображении букв может проявляться следующим образом:
– недописывание элементов буквы;
– добавление лишних элементов;
Документ содержит описание правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонорных звуков, артикуляционных и дыхательных упражнений, а также стихи к ним. Материал будет полезен воспитателям и родителям детей с речевыми нарушениями.
Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела (занятия продуктивными интеллектуальными видами деятельности, игры, прогулки или отдых), определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т.п. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей школьной жизни.
Даже к 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а тем более определяют время по часам.
В 5 – 7 лет ребенка нужно научить:
– воспринимать временные интервалы: сутки, . Читать дальше »
Важнейшим показателем развития и необходимым фундаментом дальнейшего успешного обучения ребенка являются его знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Запас и качество необходимых знаний дошкольника
зависят непосредственно от уровня развития его восприятия и сформированности обобщенных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и других так называемых сенсорных эталонах.
Если взрослые мало разговаривают с дошкольником на «детские темы». Не предлагают ему заданий для развития мышления и речи, его познавательные процессы (восприятие, внимание, память) формируются с задержкой, и это непременно затруднит обучение в школе.
У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.
Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются фонетико-фонематические недостатки.
При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематиче . Читать дальше »
Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела . Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»).
Памятка для родителей (автоматизация звуков)
Уважаемые родители!
Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку.
Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.
Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением?
Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребёнок должен осознать необходимость правильного, чёткого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьёмся устойчивых результатов.
Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:
* Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.
* Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).
* Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.
* Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.)
Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными.
Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.
Желаю успехов!
Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.
Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать
Хвалите ребенка за его скромные успехи
Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать
Памятка родителям для организации занятий
по заданию логопеда
* Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
* Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
* Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
* Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
* При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
* Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
* Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком:
- Проговорите звук совместно с ребенком.
- Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
- Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
- Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
- Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
- Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
- В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
- Придумайте игры со звуком, над которым работали.
- Проговорите речевой материал на этот звук.
Советы логопеда. Информация для стендов
Разделы: Логопедия
Советы для родителей
Трудно переоценить значение работы с родителями в коррекционном процессе. К сожалению, многие родители считают, что исправление речи доступно только специалистам. Они не осознают, что могут сделать очень многое и тем самым значительно ускорить и облегчить процесс коррекции речевых нарушений. Родителям нужно давать больше информации о работе с детьми. В этом хорошо помогают информационные стенды, папки. Представляю некоторые материалы для логопедических стендов. Их можно разнообразить картинками, фотографиями. Они сделаны в виде небольших текстов для лучшего восприятия информации.
Говорите с детьми!
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: “Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать.”
Да и как же иначе: ведь это родители говорили — не ребенок. Дети все разные: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и “молчуны” разговорятся, если есть стимул для разговора.
Речь начинается с желания общаться!
Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
Как можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте,что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)
- играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?
- играйте в слова с противоположным значением(антонимы)
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните,что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить. Будьте чуткими к своему малышу.
Расширяйте словарный запас малыша.
Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают( игрушки, предметы быта), имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (умение слышать различные звуки речи), побуждая различать слова, отличающие одним звуком. (крыша- крыса, нос – нож).
Читайте своему ребенку.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые уже слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя сделать это малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, завязывает шнурки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку лучше не на своей одежде, а сначала “помогать” одеться кукле и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет более понятна окружающим. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки ( о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.
Артикуляционная гимнастика в развитии ребенка дошкольного возраста.
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки (о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.
Верьте в свои силы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.
Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.
В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ установили: проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется так же и в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают:
- массаж и самомассаж;
- пальчиковая гимнастика;
- изобразительная деятельность;
- лепка;
- рисование;
- аппликация;
- ручной труд;
- манипуляции с различными предметами: собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; расстегивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков; шнурование.
- штриховка, работа в прописях. [1]
Игры и упражнения для детей 2-4 лет.
Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать и достать его. Не вынимая предмет, ощупать его, назвать и описать.
Нужно подготовить комплект дощечек с различными структурными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.
Задания: с закрытыми глазами ощупать контур и назвать изображенный предмет; найти определенное изображение предмета с закрытыми глазами; найти две одинаковые дощечки.
Задания: опустить руки пальчиковый бассейн и потрогать фасолинки или горошинки; переложить в другую емкость по одной; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держа руки в бассейне; достать на ощупь заданный предмет.
(Задания с различными массажными мячиками, палочками, каштанами, орехами и т. д.)
Подбросить и поймать предмет одной рукой, двумя руками, раскрутить желудь или шишку. Перекатывать массажный шарик или палочку: ладонью, ребром ладони, пальцем одной ладони к другой, между ладонями, по тыльной стороне кисти, вращательными движениями в одну, в другую сторону, по вертикали. Силу нажима и темп вращения постепенно увеличивать.
Задания: завязывать и развязывать узелки; нанизывать- снимать бусины, покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, намотать веревочку на палочку или нитку на катушку, сплести косичку, оплести веревочкой пальчики, выложить шнурком узоры и фигуры.
Задания: зацепить прищепки за лист бумаги, край коробочки или стаканчика, веревочку; открыть и закрыть прищепку большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Попросить ребенка сосчитать количество прищепок на веревке, надеть на веревку прищепки только определенного цвета.
Упражнения с речевым сопровождением.
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:
“Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает.”
Наклонить кисть руки к столу и захватить фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Проговаривать:
“Увидела бумагу и как ее ухватит. Думала конфета, а оказалось – фантик.”
В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста:
“Две собаки лают, друг друга не кусают. Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат, открывают рты грачата, очень есть они хотят.”
Для детей 5 – 7 лет.
Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. Пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением очень хорошо использовать в качестве физкультминуток. Есть множество стихотворений на каждую лексическую тему. Например:
Небо синее в России
Реки синие в России – загибают по одному пальчику.
Есть и клены, и дубы пальцы изображают “ветки”
А какие есть грибы! Кулачок одной ладони прикрывается другой открытой ладонью.
Дети любят разговаривать на секретном языке. Придумайте свой пальчиковый алфавит. Загадывайте с его помощью буквы, затем составляйте слова.[2]
Выкладывание фигур из счетных палочек, спичек.
Пальчиковый театр. Развивает внимание, мышление, память, стимулирует речевое развитие ребенка, помогает убрать напряжение с рук, губ, снимает умственную усталость, развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими. Следует порекомендовать родителям сводить детей в настоящий театр на различные детские представления.
Работа в прописях, различные виды штриховки, раскрашивание фигур, картин.
Сейчас большой выбор литературы на данную тему. Можно купить по своему вкусу, но обратить внимание, чтобы пособие подходило по возрасту и уровню сложности вашему ребенку.
1) Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. Книголюб, М 2008.
2) Пичугина Г.А., Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. ТЦ “Сфера”, М 2011.
Книги и статьи по логопедии
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей. Консультирование родителей посредством информационных стендов.
Курашкина Е.У. , учитель-логопед МДОУ “Детский сад №127 комбинированного вида”, г.Саранск.
В настоящее время в логопедической практике существуют традиционные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы: это непосредственного воздействия и опосредованного. К первой группе можно отнести такие формы, когда логопед обменивается с родителями необходимой информацией непосредственно в процессе общения (в личной беседе, на родительском собрании, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальной консультации и т.д.). Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также опосредованные формы воздействия, в частности – оформление информационных стендов для родителей.
Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.
Во-первых, удобство использования как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).
Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).
В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер, учитывается опыт работы с родителями детей предыдущих лет обучения. Например, как показывает многолетний опыт работы, в начале первого года обучения целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях, причем в той же последовательности, какой преподносится материал детям на занятиях. Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику”, “Различаем гласные и согласные звуки” и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием занятий в детском саду.
В-четвертых, небольшой объем информации позволяет обновлять стенд в определенной периодичностью (по мере необходимости или примерно один раз в неделю – десять дней). Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через воспитателей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым логопед может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее. Чаще всего родителям бывает непонятно, как выполнять некоторые виды работ в домашнем задании (как составить звуковую схему или что обозначают треугольники на схеме предложения и т.д.).
Кроме того, материал, преподносимый родителям, должен носить не только обучающий характер. Можно предложить родителям интересную статью, разнообразные анкеты, вопросники, тесты, которые могли бы помочь родителям лучше узнать некоторые особенности развития, характера своего ребенка, помогли определить взаимоотношения между взрослым и ребенком (например, анкеты “Понимаете ли вы своего ребенка?” “Готов ли ваш ребенок к школе?”, “Как правильно хвалить ребенка” и т.п.). Информация в родительском уголке может быть рекомендательного характера. Например, на втором году обучения можно предложить родителям некоторые рекомендации по организации учебного пространства для будущего школьника (“Каким должен быть уголок будущего первоклассника”, “Следим за осанкой” и т.д.).
К процессу подбора нужной информации в некоторых случаях полезно привлекать других специалистов, работающих в детском саду, в частности, медсестру или врача, инструктора по физической культуре. Например, в сезон простудных заболеваний можно рекомендовать родителям как правильно проводить закаливающие процедуры, профилактические мероприятия ОРВИ и гриппа. Как известно, эффективность логопедической работы в большинстве случаев напрямую зависит от того, насколько регулярно ребенок посещает логопедические занятия, особенно это можно сказать о детях со стертой формой дизартрии. Поэтому важно информировать родителей по вопросам, касающимся физического здоровья детей.
Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени педагога по сбору необходимой информации.
Примерный перечень тем для оформления информационных стендов в старшей и подготовительной группах
Роль семьи в развитии речи дошкольников
Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка
Почему ребенок неправильно произносит звуки
Виды нарушений звукопроизношения у детей
Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику
Развиваем речевое дыхание
Звуки – буквы (памятка)
Поиграйте с детьми дома (развитие слухового восприятия)
Как правильно выполнять домашнее задание
- Что такое речь (повторение)
- Как избежать ошибок при обучении чтению
- Развитие графических навыков у детей
- Поиграйте с детьми дома (“Живое – неживое”)
- Рассеянный ребенок
- Мягкие и твердые согласные
- Учимся подбирать слова-родственники
- Как правильно составить звуко-слоговую схему слова
- Гласные звуки и гласные буквы
- Что нового мы узнали (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия)
- Профилактика ОРВИ и гриппа
- Как правильно писать под диктовку
- Следим за осанкой
- Маленькие правила русского языка (правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
- Большая буква в словах
- Готов ли Ваш ребенок к школе?
- Поиграйте с ребенком дома (определение ударного гласного в слове)
- Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- Как вести себя с агрессивным ребенком
- Инфантильные дети
- Каким должен быть уголок ребенка
- Психологическая готовность к школе
- 50 способов сказать “Я тебя люблю”
Дисграфия и дислексия. Проблемы грамотности наших детей.
статья на тему
Данная статья рассматривает определения дисграфии и дислексии, способы и методы ее коррекции. Полезна для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_i_disleksiya.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дислексия и дисграфия.
Почему не каждому даётся грамота?
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средства дальнейшего получения знаний учащимися.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. В отличии от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период О.Г. и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный. (Работа по схеме).
Ушинский еще в 1867 году составил план действий « Приучить и глаз, и руку, и слух, и внимание дитяти разлагать, складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные». Проще говоря:
Ухо звук определит
Глаз запомнить букву сможет
И руке писать поможет
Сбой, расстройство в работе этих 4 анализаторов ведет к стойкому нарушению письма – дисграфии, чтения – дислексии.
Нередко оба вида расстройств встречаются у одного и того же ребенка. У мальчиков чаще в три, четыре раза, чем у девочек. Около 5-8 % школьников страдают дислексией в общеобразовательной школе.
Рассмотрим причины вызывающие трудности в овладении детьми письменной речью. 1. Трудности в овладении письменной речью возникают и при органических речевых расстройствах: дизартрия, алалия, афазия.
2.нарушено грубо звукопроизношение.
Между нарушениями устной и письменной речью существует взаимная связь и взаимообусловленность. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Это не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова, а также недоразвитие устной речи во всех её звеньях (лексика, грамматика).
3. В коре головного мозга есть нервные клетки, которые отвечают за медленный анализ и есть клетки, которые отвечают за быстрое распознавание. Так вот у детей с нарушениями речи нер. клетки, отвечающие за медленный анализ не нарушены, а клетки отвечающие за быстрое распознавание нарушены из-за маленьких размеров.
4. у р-ка 6-7 лет ещё не определилось ведущее полушарие, а это влечет за собой несформированность пространственных представлений и ориентировок. ( Трудности в нахождении исходной точки в пространстве и времени).
Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, т. к. это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи.
Все эти выше перечисленные причины ведут к нарушениям в работе анализаторов, что в свою очередь ведет к появлениям специфических ошибок чтения и письма. Нарушения чтения- дислексия,а письма- дисграфия, становятся очевидными ко 2 классу.
Иногда это компенсируется со временем, но в ряде случаев остается в более старшем возрасте и появляется дизорфография (5 класс). Эти специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил) носят стойкий характер, и их возникновение не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Чтобы понять механизм развития дислексии и дисграфии начнем издалека. Известно, что мы обладаем физическим слухом, музыкальным слухом и речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать оттенки сказанного, отличать один звук от другого.
При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь принимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему трудно научиться читать и писать, т.к. он не четко слышит звучащую речь. Овладевать письмом он так же не в состоянии, т.к. не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака – буквы в быстром потоке воспринимаемой им речи. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: не умением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок лежат
более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Пропуски гласных и согласных букв или слогов; перестановки букв и слогов, и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа синтеза слов. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, на письме смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие, свистящие и шипящие.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы, т.к. оно позволяет запомнить и воспроизвести их очертание.
Выделяют три группы ошибок:
ошибки на уровне буквы и слога;
ошибки на уровне слова;
ошибки на уровне предложения, словосочетания.
Эти ошибки возникают на фоне нарушенного речевого слуха, а также нарушений конструктивного праксиса, зрительно- пространственного восприятия.
В настоящее время не существует ни одной школы, ни одного класса в школе, в котором не учились бы дети, испытывающие трудности различного характера при усвоении учебных программ по русскому языку, чтению и математике. Наиболее широко распространенными логопедическими диагнозами стали дисграфия, дислексия, дискалькулия.
Дислексия, дисграфия – избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ, не только начальных классов, но и учащихся средних и старших классов.
С 2000 года отмечается резкое изменение контингента общеобразовательной школы. Как отмечают ученые практики, в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей поступающих в школу.
На грани 20-21 века отмечается замедленный темп физического, интеллектуального развития детей.
По современным данным, у 2/3 детей причиной учебных затруднений является парциальное запаздывание развития одной из ВПФ и лишь у 1/5 учеников низкая успеваемость связана с недостаточным уровнем развития логического мышления.
Учитель начальных классов, начиная работу с 6-7 летними детьми часто встречаются с дефектами речи это мешает ребенку адаптироваться в классе, активно включаться в общение, свободно и уверенно чувствовать себя в школе, недостатки звукопроизношения к 6-7 годам носят уже стойкий характер. Как правило, страдают такие группы звуков: свистящие, шипящие, соноры. Важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Речь не является врожденной функцией человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Что включает в себя понятие «речь».
Речь это многослойная структура, включающая в себя много компонентов. Как ромашка состоит из множества лепестков, так и речь.
Речь – звуки (фонемы)
Речь – фонематический слух (способность слышать и различать близкие по звучанию звуки).
Лексико-грамматическая сторона речи, включающая в себя словарный запас (активный и пассивный) и т.д.
Речь- это предложения и высказывания.
В целом можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности, две относятся к экспрессивной речи(устная и письменная), а две к импрессивной- понимание устной и письменной речи(чтение).
Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Такие дети нуждаются в специальной помощи. Традиционной формой в условиях общеобразовательной школы всегда был и остается логопедический пункт, где учитель-логопед занимается устранением недостатков устной и письменной речи. На сегодняшний день учитель-логопед занимается не только проблемами речи и моторики руки, но и общим развитием ребенка.
Трудности в обучении, дисграфия, дислексия – результаты нарушенного досуга
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.
Бесплатные занятия с логопедом
Что такое дислексия?
Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.
Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, ею страдают от трех до десяти процентов детей школьного возраста, ее наличие или отсутствие совершенно не зависит от социальной среды, в которой живет ребенок.
Характерные признаки дислексии
– «Перевернутые» слова.
– Неверно построенные фразы.
– Замена букв, похожих по звучанию (3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш) или внешне (Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).
– Перестановка букв в словах («мерто» вместо «метро») или пропуск буквы («мето» вместо «метро»).
– Неуверенное, отрывистое и иногда малоразборчивое чтение вслух.
– Ребенок сосредоточивается на расшифровке слова, ему трудно понять и запомнить то, что он читает.
– Часто этому сопутствуют нарушения латерализации 1 , трудности формирования пространственно-временных ориентировок и недостаток внимания.
– Если ребенок четырех-пяти лет «коверкает» слова, переставляя в них буквы, — это только похоже на дислексию, но это не дислексия, это нормальное явление для такого возраста.
– Даже если он и дальше продолжает переставлять буквы, это еще не патология, диагноз «дислексия» можно уверенно поставить не раньше семи лет.
– Специалисты (логопед, нейропсихолог) могут помочь разобраться в истинных причинах затруднений ребенка, используя специальные тесты, в частности по методике французской исследовательницы С. Борель-Мэзонни.
Трудности с орфографией
Дислексия часто сопровождается дизорфографией 2 , иногда дизорфография является следствием дислексии, иногда у нее другие причины.
Дизорфография характеризуется перестановкой слогов или букв, а кроме того — их пропусками, зрительным или слуховым смешением.
– Заметны ошибки в членении текста: ребенок не чувствует, где кончается фраза. Очевидна связь с дислексией — если путаешь один звук с другим, записать их трудно.
– Переписывая текст, ребенок делает в нем орфографические ошибки, постоянно сомневается, пишет плохо, у него много помарок. Ему приходится делать дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на порядке букв.
– Для письма требуется использовать одновременно память и движение.
– Чтобы замаскировать свои трудности, некоторые дети заполняют лист каракулями — так они пытаются напомнить себе очертания буквы, в которой не уверены.
Трудности с орфографией сказываются в основном на школьном обучении, но влияют, кроме того, и на эмоциональную сферу ребенка, и на его социальную жизнь — ведь для него эта ситуация мучительна.
– Оценки за диктант способны только усилить стресс.
– В понятии «орфографическая ошибка» ребенок прежде всего слышит слово «ошибка» и воспринимает это слово как моральную оценку, которая рождает в нем ощущение вины.
Благодаря развитию педагогической практики сейчас обучение чтению сводят не к чтению вслух, но к пониманию смысла прочитанного, а об умении писать судят не только по результатам традиционных диктовок, — и это приносит в рассматриваемом нами аспекте некоторое облегчение для ребенка.
– Приступать к диагностике можно только после обучения чтению: тестов на наличие дизорфографии, пригодных для детей до семи лет, не существует.
– Раньше этого срока тщательное обследование может быть предложено лишь в том случае, если у ребенка прежде наблюдались расстройства речи.
Как понять, трудно ли ребенку учиться читать?
К концу первой четверти подготовительного класса учителя уже видят, как какой ребенок учится читать, но на этом этапе им легче выделить тех, у кого нет никаких трудностей. Одни дети усваивают знания быстрее, другие несколько медленнее, и нужно четко различать реальные трудности в обучении и индивидуальные вариации темпа обучения.
– Если вашему ребенку трудно учиться, подумайте, каковы могут быть медицинские или психологические причины: малыши иногда путают звуки и буквы из-за проблем со зрением или слухом.
– Кроме того, ребенок может с трудом отделять при чтении одну фразу от другой, если он с трудом ориентируется во времени и в пространстве.
– Если ребенок во время чтения постоянно ошибается, не стоит дожидаться конца четверти: попросите квалифицированного логопеда провести диагностику его речи и дать назначения.
– На этой стадии важно исключить «ложную» дислексию и разобраться в истинных причинах трудностей с обучением.
Из числа факторов, влияющих на процесс обучения, не стоит исключать психологические: трудности с обучением чтению могут продолжаться достаточно долго из-за волнения, которое испытывает ребенок в связи с переходом в подготовительную группу или поступлением в подготовительный класс школы.
В таких случаях нет и речи об истинной дислексии, и чуть позже ребенок нагонит упущенное.
Может ли методика преподавания стать причиной трудностей при обучении чтению?
О методиках обучения чтению много спорят. Но то, что дислексия никоим образом не зависит от выбора методов обучения, споров не вызывает.
Тем не менее столь же очевидно, что некоторые дети-дислексики нуждаются в особой педагогической стратегии.
– Педагог должен быть полностью осведомлен обо всех проблемах вашего ребенка.
– Логопед с вашего согласия может обсудить со школьными преподавателями оптимальную стратегию занятий.
Можно ли ребенку помочь?
– В первую очередь речь должна идти, конечно, о занятиях с логопедом, но для детей, страдающих дислексией, этого недостаточно. Впрочем, и в занятиях с логопедом порой необходимо делать паузы.
– У детей-дислексиков, которые меняют местами буквы и вследствие того не способны правильно выстроить для себя содержание текста, понять, что за чем следует, нередки проблемы с психомоторикой.
– Ребенку может понадобиться поддержка психолога, психотерапевта.
– Важно обеспечить малышу достаточный психологический комфорт в семье: чем меньше дома обсуждаются вопросы обучения, тем лучше.
– Создавайте благоприятные условия для игр и развлечений во время досуга.
Обычно с логопедом занимаются два раза в неделю.
Не нужно добавлять малышу еще учебы — не переусердствуйте!
– Обсудите с педагогами, как заниматься с ребенком дома, и выполняйте все рекомендации логопеда.
– Если ваш ребенок начинает читать, не останавливайте его, как бы ни хотелось что-то ему рассказать или почитать ему книжку!
1 Латерализация — функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга.
2 Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.