Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.

Обеспечить ребенку особый школьный режим.

Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

Ведет дневник наблюдений.

Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Коммуникация с родителями.

Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

Читайте также:
Авторская логопедическая игра 'Наряди Букваренка'

Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово. ».

Использует письмо «рука в руке».

Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

Помогает ребенку решать конфликты.

Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел. Ему трудно (что трудно). А в остальном Саша такой же как и все. Он любит. Ему нравится. Ему интересно. »

Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Специальные условия для обучения детей с ОВЗ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого –медико -педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В рамках данного направления необходимо обеспечить дифференцированное развитие, раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее – образовательные учреждения общего типа).

Модели интеграции инклюзивного образования

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Наш город

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Вопросы, связанные с переводом детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном Законом Российской Федерации “Об образовании в РФ”.

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.

Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

Читайте также:
Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

Психолого -медико-педагогическое сопровождение

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого -медико- педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии.

Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Информацию подготовил заместитель заведующего по социально-психологическому сопровождению.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование». Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:

— низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;

— недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.

Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц. педагога.

Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. И. Казакова (2000).

Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
— Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
— Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
— Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
Существуют три модели интегрированного обучения.
— Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.
— Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
— Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Читайте также:
План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему Игрушки

МКУ ЦРОиМП в 2015 – 2016 учебном году проводит следующие мероприятия:

— Семинар «ФГОС: игра как особый вид деятельности дошкольника с ОВЗ» (апрель).

— Постоянно действующий семинар: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Заседание №1 «Специфика психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (февраль)

Заседание №2 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ООО» (март)

Заседание № 3 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НОО» (май)

— Консультирование родителей по вопросам нормативно-правового обеспечения инклюзивных процессов в образовании (пятница 14.00 – 17.00).

— Консультирование педагогов по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения (пятница 14.00 – 17.00).

— Методические рекомендации образовательным организациям, реализующим ФГОС обучающихся с ОВЗ (на сайте МКУ ЦРОиМП).

Более подробная информация об обеспечении психолого – педагогической помощи обучающимся размещена на сайтах образовательных организаций.

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

  1. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
  3. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
  4. дети с тяжёлыми нарушениями речи;
  5. дети с задержкой психического развития;
  6. дети с умственной отсталостью;
  7. дети с расстройством аутистического спектора.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

– Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

– Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).

Читайте также:
Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с ЗПР

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

  • принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • соблюдение интересов воспитанника;
  • принцип создание ситуации успеха;
  • принцип гуманности и реалистичности;
  • содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

– Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

– Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

  1. разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
  2. проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
  3. проведение открытых занятий;
  4. работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

  • индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
  • единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
  • возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.07.2016 2016-07-06

Статья просмотрена: 1322 раза

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32012/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Ключевые слова: комплекс взаимодействия параллельных служб, психолого-медико-педагогический консилиум, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная программа сопровождения, социализация, коррекционно-развивающая работа

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание стало уделяться адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В целях оказания помощи детям и родителям, в воспитании детей с особыми потребностями развития, повышения их педагогической и информационной компетентности, а также в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства в детском саду и семье в нашем детском саду организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.

Психолого-медико-педагогического комплекс — это комплекс взаимодействия параллельных служб, где за основу взят опыт организации работы параллельных служб О. Н. Усановой (г. Москва).

На базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 83 «Алиса» г. Волжского изначально функционировало 2 группы компенсирующей направленности. В целях обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения всех детей в нашем дошкольном учреждении действовал Координационный совет.

Но в связи с увеличением количества групп компенсирующей направленности и в соответствии с современными требованиями КС, как форма взаимодействия специалистов ДОО, изжил себя. Ему на смену пришел психолого-медико-педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в ДОО.

В своей работе ПМПк детского сада руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого — медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом учреждения и «Положением об организации деятельности ПМПк».

Основные направления деятельности ПМПк в нашем детском саду это:

  1. Выявление проблем развития и здоровья.
  2. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
  3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  4. Информационная поддержка родителей
  5. Создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
Читайте также:
Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

Цель консилиума — определение форм, методов, психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из:

– Реальных возможностей ДОО,

– Возрастных и индивидуальных особенностей детей,

– Состояния соматического и психического здоровья,

Таким образом, формы и методы реализации сопровождения каждого ребенка различны.

  1. Выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
  2. Профилактика перегрузок и срывов у детей;
  3. Определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
  4. Организация коррекционно-развивающей работы;
  5. Взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ:

  1. В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада.
  2. После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.

Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута.

  1. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в месяц/квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Рис. 1. Структура работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОО

Систематически, три раза в год, проводится заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года, динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, коррекции действии всех служб, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию). Могут проводиться внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.) Консилиум проводится с приглашением родителей в индивидуальном порядке. Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.

На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей, привлекаются сторонние социальные институты детства; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска». Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Который реализуется в течении учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течении года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.

Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

Рис. 2. Участники психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО

Не только мы оценили эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, но и родители детей, посещающих наш детский сад.

Таким образом, деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью индивидуального сопровождения ребенка и играет ведущую роль в качественной реализации коррекционно-развивающей работы.

особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

  • МАСТЕР – КЛАССЫ (1)
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ, УТРЕННИКИ и . (5)
  • ПРОЕКТЫ в моей практике (5)
  • Планы мероприятий для детей и родителей по ОБЖ (4)
  • консультации (28)
  • статьи (3)
  • презентации (5)

особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

«Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:
Рекомендации по проведению родительского собрания

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
  • Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу комбинированной направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

Образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.

Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).

В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

В нашей группе воспитательно-образовательный процесс строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовым планом ДОУ, а также в соответствии с программой, которая уже прошли апробацию и внедрена в педагогическую практику, в образовательный процесс. Ведь одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

В группу на начало года поступило 23 ребенка с различными нарушениями речи. Группа подготовительная логопедическая районная, а также и разновозрастная: 1 ребенок – среднего возраста ( 4 года), 3 ребенка старшего дошкольного возраста ( 5 – 6 лет), в школу пойдут 19 детей.

Наш детский сад комбинированного вида, в нем постоянно появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», что сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов,
  • обучение педагогов,
  • их подготовка к работе с детьми c ОНР методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа». (Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и пр. Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Рассмотрим пример Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

  • Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие для детей 3-4 лет: Осень, Деревья

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо­собствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус­ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и ста­новление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведе­ние гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной ра­боты: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адапта­ция—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испыты­вать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмо­циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, нала­дить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходи­мо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступ­ные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методичес­ких приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае..

Читайте также:
Занятие по теме Насекомые

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В нашей группе , согласно годовому плану было проведено 3 родительских собрания, проводились открытые показы НОД, логоритмики; мастер – классы; консультации, беседы и т.п.

В течении года у нас прошло огромное разнообразие праздников и развлечений. Подготовленные нами мероприятия заинтересовали и вовлекали не только детей, но и родителей.

В течении года вся группа принимала активное участие в спортивных мероприятиях, конкурсах различного уровня.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)

Читайте также:
Занятие по теме Насекомые

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Среди таких воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.

С этой проблемой педагоги сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, медсестра, музыкальный руководитель.

Логопедическое обследование заключается в выявлении уровня устной речи, уровня активного словаря, грамматического строя, сформированности слоговой структуры слова, фонематических процессов и выявлении объема выполнения артикуляционных упражнений.
наблюдение помогает выявить навыки самообслуживания, выявить средства общения, использование жестов в речи, уровень развития деятельности и запас знаний об окружающем мире.
Медицинский работник ведет работу по сбору анамнестических данных, направляет на консультацию и лечение к медицинским специалистам, контролирует своевременное прохождение назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Воспитатель организует комфортабельную обстановку в группе, насыщает пространство разнообразными предметами и игровым материалом, тем самым осуществляет предметно-практическую деятельность для детей.
Так же совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также познавательных психических процессов. Однако, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для более качественной работы учитель-логопед проводит консультации и беседы по поводу вставки в занятия логопедических элементов (самомассаж, артикуляционные упражнения и т.д).

Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.

Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.

В начале учебного года (первые две недели сентября) учитель-логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.

  • Комиссией принимается решение о направлении ребенка на ТПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.
  • На основании рекомендаций ТПМПК учитель – логопед совместно со старшим воспитателем, разрабатывают адаптированную образовательную программу.
  • Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.

Еще одним важным звеном по сопровождению детей с ОВЗ является активная позиция родителя. Работа с родителями, как активными участниками образовательного процесса, включает в себя: знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка с ОВЗ, посещение занятий, проведение консультаций по определению и преодолению трудностей в усвоении общей образовательной программы детьми или их социальной адаптации к условиям детского сада.

В моей работе взаимодействие строится по принципу взаимного доверия и уважения, взаимной поддержке и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Взаимодействие включает в себя:

  • Индивидуальный подход;
  • Доброжелательный стиль общения;
  • Сотрудничество;
  • Серьезная подготовка;
  • Динамичность форм общения.

Работу по взаимодействию ДОО с семьями необходимо начинать со сбора данных путем анкетирования и бесед. Работая в данном направлении важно учитывать интерес и потребности родителей в той или иной информации. Взаимодействие ДОО и семьи включает в себя заинтересованность обеих сторон в изучении личности ребенка с ОВЗ, в раскрытии и развитии в нем скрытого потенциала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: