Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова М.В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/08/6981 (дата обращения: 17.01.2022).

Поступление в школу – это переходный период для каждого ребенка, а для ребенка с ОВЗ особенно. Трансформируется положение, в котором он существовал, приобретая при этом кардинально новую роль в обществе, у него формируются другие отношения как со сверстниками так и со взрослыми. Указанные специфические условия жизни и деятельности ребенка предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Обучающийся должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Поэтому проблема подготовленности детей к обучению в школе во все времена была очень актуальной среди исследователей психологии, педагогики и физиологии.

Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других; изучением вопросов школьной адаптации занимались такие ученые как А.О. Зоткин, С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, М.М. Безруких, Т.В. Дорожовец, Г.М. Чуткина и другие.

Несмотря на разные подходы к проблеме формирования подготовленности детей с ОВЗ к школе указанные авторы полагают, что процесс обучения влечет за собой развитие, поэтому обучение возможно начать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели[1]. Они признают и тот факт, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, когда учащиеся обладают качествами необходимыми и достаточными для начального этапа обучения, которые в последующем развиваются в учебном процессе.

На современном этапе имеется изрядное количество разных подходов по решению проблем психологической готовности детей к школе, но многие разработки содержат утверждение – к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития, что приведет к успешной адаптации ребенка в 1 классе[2].

У детей с ОВЗ обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности.

Так, клинико-психологическая структура развития личности у детей с нарушениями слуха и зрения содержит несколько одинаковых признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических свойств личности. Поэтому, на первоначальном этапе работы с указанной категорией детей, прежде всего непременно надо проконсультироваться с врачами, узкими специалистами. Так же следует определить конкретные цели, которые необходимо достичь в процессе обучения. Таким образом, перед началом обучения ребенка следует обследовать и составить трехэтапную программу обучения: на первом этапе ребенку объясняют, что он должен сделать; на втором – оказывают ту или иную помощь (по необходимости); на третьем – создание ситуации успеха и поощрения за выполнение задания.

Для того чтобы создать детям ситуацию успеха, необходимо: предлагать детям более разнообразные короткие задания, чередуя их с разнообразными видами деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; новые более трудные задания нужно сочетать с уже известными заданиями, более легкими; в программу обучения следует включать развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Принципиально важно чтобы и в семье ребенка сохранилось единство и согласованность всех требований к ребенку с ОВЗ. Различные подходы могут вызвать эмоциональный стресс у детей. Уменьшение же требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть сведено к минимуму.

Требование организации охранительного режима, оказывает щадящий и в то же время укрепляющий нервную систему ребенка эффекты. Так как формирование необходимых привычек происходит медленно, то соблюдение режима освободит родителей и детей от ненужных усилий по их отработке.

Вся деятельность детей с ОВЗ должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда. Так, например, в процессе игры с ребенком взрослым следует комментировать его действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Многие дети с ОВЗ обладают повышенной чувствительностью к музыке. Это можно использовать для общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи: петь с ним песенки, разучивать стихи, сказки, с обязательным объяснением их смысла.

Работая с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.

При обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, необходима частая смена видов деятельности.

По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Следующий принцип – повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал.

Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования[3].

Читайте также:
Звук и буква Щ - конспект логопедического занятия

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми[4].

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников[5]. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1) дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2) глубже постигаются понятия числа и множества;

3) быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве:

4) тренируется эффективность внимания и память;

5) воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6) развивается воображение и творческие способности;

7) развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления[6].

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, вопрос о формировании готовности к школе детей с ОВЗ имеет огромное значение не только с научной точки зрения, но и с практической.

Работа по формированию готовности к школе у детей с ОВЗ должна проводиться совместно учителями-дефектологами, психологами и логопедами. Она может быть организована:

– на специальных занятиях;

– во время занятий по развитию речи;

– вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами и сверстниками, во время игр и т.д.

Работа по развитию готовности детей с ОВЗ должна осуществляться по следующим направлениям:

– развитие умения контролировать свои эмоции;

– развитие умения доводить начатые задания до конца;

– формирование познавательных и личностных мотивов общения;

– предложение ситуативности в контактах со взрослыми;

– стимулирование активности дошкольников;

– развитие навыков речевого общения и нормативного речевого поведения.

Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.

Организованная таким образом работа по формированию у детей с ОВЗ готовности к школе позволит успешно обучаться в школе.

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. – М., 1991.[c.383-389]
  2. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981.
  3. Адаева, Н.А. Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников / Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова. Ульяновск, 2011.
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/02/16/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-doshkolnika
  5. Амунова О.С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. 2011.
  6. http://www.rusedu.info/Article840.html
  7. Божович Л.И. Вопросы формирования личности школьника в свете проблем воспитания // Вопросы психологии. 1963. № 6.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.
  10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.
  12. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. – М., 2003.
  13. Чвирова В.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 3.
  14. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2022. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Рубрика: Подготовка к школе

Дата публикации: 02.09.2020

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Помешкина, Ю. В. Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Ю. В. Помешкина, М. Н. Лукина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5497/ (дата обращения: 18.01.2022).

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное — это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает опыт, это не гарантирует успешного обучения.

Готовность ребенка к обучению в школе — определяют как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья [2].

Согласно исследованиям психолога Л. А. Ясюковой, современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, кто обладает вполне определенными характеристиками. Как социальный институт школа со своими нормами и ценностями, ролевыми отношениями, предъявляет к ребенку определенные требования, которым может соответствовать не каждый ребенок, так как детство у всех разное и возможности для развития тоже. Поэтому многим детям приходится приспосабливаться к школе путем специальной подготовки [8].

Наибольшие трудности в первые годы обучения в школе испытывают дети с ОВЗ. Это обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний (атопический дерматит, бронхиальная астма, нарушения ОДА, множественность диагнозов и т. д.), но и нарушениями психического развития. Чаще всего это проявляется как недоразвитость понятийного мышления, резкой дисгармоничностью интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных структур (крайние «визуалы» и «кинестетики»), наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности), неврологические отклонения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушение внимания, речевые нарушения и т.д К сожалению, количество таких детей с каждым годом увеличивается и педагоги находятся в постоянном поиске новых технологий и методик работы с данной категорией детей.

Читайте также:
Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

При подготовке детей с ОВЗ к школе необходимо в первую очередь сделать акцент на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, а это в свою очередь повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В связи с этим была разработана и апробирована программа занятий по подготовке к школе для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Скоро в школу». Содержание программы, нагрузка на детей рассчитаны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и нормами СанПиН 2.4.1.3049–13

Цель данной программы — создание для детей с ОВЗ комфортной зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, эмоционального, речевого развития, развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям обучения;

Задачи:

– развитие любознательности, как основы познавательной активности детей дошкольного возраста;

– развитие психических процессов — восприятия (его основных каналов: визуального, аудиального, кинестетического), памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и логического мышления;

– развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений и операций (сравнение, анализ, синтез, классификации, обобщения);

– развитие зрительно-моторных координаций;

– развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процессов общения;

– развитие произвольности психических процессов;

– формирование позитивной мотивации к обучению.

Программа реализуется по следующим этапам: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный.

Диагностический этап. Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май, что позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении учебного года, своевременно оказать ему квалифицированную помощь.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

– «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека;

– Методика «Готовность к школьному обучению» Л.Ясюкова

Коррекционно-развивающий этап включает в себя коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение вышеперечисленных задач.

Контрольный этап. Контрольная диагностика проводится в целях изучения динамики развития детей. Результативность работы будет оцениваться по результатам анкетирования родителей и по результатам итоговой диагностики.

Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь-май).

Основными методами обучения являются:

  1. Дидактические, развивающие игры.
  2. Продуктивные виды деятельности.
  3. Пальчиковые игры и упражнения.
  4. Психологические игры и упражнения.
  5. Работа в тетрадях.

Принципами построения программы являются:

  1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
  2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.

Ожидаемые результаты.

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей достаточно развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности.

– элементарные приемы запоминания;

– правила и нормы поведения обучающихся в школе;

– приемы концентрации внимания.

– произвольно запоминать 8 предметов;

– решать логические задания (учитывая возрастные особенности):

– выполнять задания на произвольность внимания;

– выполняют мыслительные операции обобщения, систематизации, классификации.

Особенности проведения занятий.

Основная форма занятий — групповое развивающее занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут подгруппой в количестве 10 человек. Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, учитывая его возрастные особенности.

Все занятия начинаются с коммуникативных игр или игр — оптимизаторов. Это способствует не только положительному настрою детей на занятие, созданию положительного самовосприятия, но и сплочению детского коллектива.

Основная часть — коррекционно-развивающая. В этой части все упражнения нацелены на формирование и развитие психических функций. В каждом занятии представлены упражнения невербального и вербального характера, направленные на формирование и развитие мышления, речи, пространственных представлений, произвольности. Занятия и упражнения на развитие речевого мышления проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимулирующего материала, который частично представлен в тетради, поэтому его можно сопровождать процессом рисования.

Все рисунки в тетради представлены в черно-белом варианте, это позволяет ребенку не отвлекаться на яркие образы, а по окончании занятия проявить фантазию, раскрасив их по своему желанию или в соответствии с инструкцией педагога. Завершающим этапом данной части является упражнение на совершенствование мелкой моторики и развитие графических навыков.

Третья часть — заключительная. Это элемент рефлексии. Здесь мы совместно обсуждаем итог занятия: чему научились, что теперь знаем и умеем. Дети сами оценивают свою работу на занятии. Для этого мы используем смайлики, которые в зависимости от оценки раскрашиваются детьми в нужный цвет.

В течение всего занятий (2–3 раза) используем упражнение на проверку внимания. Это могут быть вопросы: «Кто меня слышит — поднимите руки вверх» или использование карточек-символов: «солнце» — молчание, «туча» — хлопаем в ладоши. Проведение таких упражнений позволяет не только организовать внимание детей, но и поддерживать с ними обратную связь.

В работе с детьми категории ОВЗ мы сориентируемся на небольшое количество заданий, делая акцент на постепенном усложнении задач с ними. Так, например, игра «Не пропусти растение», может моделироваться и в другие: «Не пропусти профессию», «Не пропусти животное» и т. д., использоваться может любая лексическая тема. Таким образом, тренируется и слуховое внимание и закрепляются представления ребенка в рамках изучаемой темы.

Следующая степень усложнения, когда не педагог перечисляет слова, а сам ребенок выступает в качестве ведущего. Далее, увеличиваем сложность, и в целях тренировки переключения внимания, вводим два обобщающих понятия и соответственно два разных действия на их обозначение. Например, животные — хлопок, растения — руки вверх.

Считаем, что целесообразно проводить параллельно упражнения вербального и невербального характера для решения конкретной задачи. Например, формирование операции «исключение» можно начать с использования зрительных образов и далее закрепить ее при помощи слуховых.

Рассмотрим ниже план одного из занятий.

  1. Развивать групповую сплоченность в детском коллективе, уверенность в себе.
  2. Развивать мыслительные операции: обобщения и исключения.
  3. Расширять объём внимания.
  4. Активизировать тактильное восприятие.
  5. Развитие произвольного внимания, самоконтроля.
  6. Развитие графических навыков: рисование геометрических фигур по контуру.

Упражнение 1. «Волшебный стул»

На стул приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

Читайте также:
Блог в работе учителя-логопеда

«Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придаёт элемент таинственности в игре, на ребёнка смотрят как бы впервые. Игра проводится неоднократно, чтобы «момент возвышения» прошёл каждый член группы.

Упражнение 2. «Волшебный мешочек»

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нём лежит.

Упражнение 3. «Кто без чего не обойдётся”.

Ведущий зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Почему?”

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради5

Упражнение 4.«Запретный номер»

Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Упражнение 5. «Геометрические фигуры»

Дети обводят по контуру геометрические фигуры на нелинованной бумаге. Затем эти же фигуры увеличивают, либо уменьшают по обведенному уже контуру.

Упражнение 6 «Дорисуй до целого»

Упражнение 7 «Соедини точки»

Соедини точки так, чтобы получился самый большой прямоугольник и самый маленький. Чтобы получилось 8 одинаковых треугольников.

На протяжении всего курса занятий проходят индивидуальные консультации для воспитателей и родителей. Сведения о выявленных результатах диагностического обследования родители получают в ходе индивидуальных консультаций. Родителям предлагают рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для воспитателей разрабатывается психологическая карта группы, в которой показывается результат обследования, расписываются рекомендации по работе с группой в целом и с каждым ребёнком в отдельности.

Результаты констатирующей и итоговой диагностики показывают положительную динамику в развитии познавательных процессов детей. Анкетирование родителей, анализ особенностей адаптации к школе выпускников групп, прошедших курс подготовки к школе также показывает хорошую результативность работы по нашей программе.

О психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях инклюзии Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четверикова Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрена проблема психологической готовности младших школьников с различными нарушениями в развитии к инклюзивному образованию . Отмечено, что некоторые дети успешно интегрируется в среду здоровых сверстников. Однако многие младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают психологический дискомфорт из-за обучения в массовой школе . У детей есть сложности в общении со взрослыми и сверстниками, а также трудности в усвоении программного материала

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четверикова Татьяна Юрьевна

Текст научной работы на тему «О психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях инклюзии»

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Четверикова Т.Ю. к.пед.н., заведующая кафедрой специальной педагогики, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

В статье рассмотрена проблема психологической готовности младших школьников с различными нарушениями в развитии к инклюзивному образованию. Отмечено, что некоторые дети успешно интегрируется в среду здоровых сверстников. Однако многие младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают

психологический дискомфорт из-за обучения в массовой школе. У детей есть сложности в общении со взрослыми и сверстниками, а также трудности в усвоении программного материала.

Ключевые слова: инклюзивная школьная практика, психологическая готовность, инклюзия, инклюзивное образование, массовая школа, особые образовательные потребности, коррекционная работа.

Для современной системы образования характерно обилие инноваций. Одна из них – активное распространение инклюзивных школьных практик. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), интегрированные в среду здоровых сверстников, реализуют законодательно закреплённое за ними право получать качественное образование в организациях общего типа, в том числе в массовых школах.

Следует отметить, что в данный период времени вопросы совместного обучения лиц с нормальным и нарушенным развитием изучаются в различных аспектах как в дефектологической науке, так и в смежных с ней областях научного знания.

Результаты изучения современных научных источников позволяют констатировать, что авторами обсуждаются весьма актуальные проблемы, значимые для теории и педагогической практики.

Так, исследователи справедливо указывают на важность подготовки квалифицированных

педагогических кадров к работе в условиях инклюзии. В частности, положительно зарекомендовала себя предложенная О.С. Кузьминой модульная программа обучения учителей массовых школ в целях их теоретической, практической и личностной подготовки к работе с учащимися, имеющими различные нарушения в развитии [7]. Безусловно, систематическое и планомерное совершенствование профессионального мастерства педагогов в сочетании с эффективными управленческими решениями, роль которых довольно глубоко проанализирована Л.В. Тимошенко, способствует повышению качества образования всех детей, вне зависимости от состояния их здоровья [8].

О.Г. Грибукова, Л.В. Ковригина, Е.А. Шкатова, С.В. Щербаков и др. приводят веские доводы в пользу необходимости обновления содержания, средств, организационных форм обучения студентов, осваивающих различные направления профиля «Специальное (дефектологическое) образование». Авторы отмечают, что у студентов должны быть сформированы компетенции, которые позволят им успешно выполнять соответствующие трудовые функции не только в системе специального, но и инклюзивного образования [5, 10, 11]. Безусловно, это возможно лишь при достижении студентами соответствующего личностно-мотивационного уровня готовности к профессиональной деятельности, на что справедливо указывает И.М. Шилова [9].

Читайте также:
Использование специальных пособий и оборудования в работе логопеда с детьми с нарушением зрения

Нельзя не отметить, что успех инклюзивных школьных практик во многом зависит от регулярного проведения коррекционной работы, позволяющей обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Специфические линии развития, а также особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников с различными нозологиями и сложностями социально-коммуникативного характера (например, при двуязычии у детей-инофонов, явившемся предметом изучения С.Н. Викжанович) получили отражение в работах О.Г. Грибуковой, а также Л.В. Ковригиной, С.Н. Коноваловой, О.С. Кузьминой и др. [1, 2, 4, 6, 7].

Подчеркнём: результаты исследований авторов важны для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, для определения наиболее эффективного методического

инструментария, с помощью которого могут быть устранены либо минимизированы вторичные нарушения, отмечающиеся у ребёнка с той или иной нозологией.

Несмотря на значительные достижения теории и практики в решении проблемы инклюзивного образования, имеется ряд недостаточно освещённых вопросов. В результате этого остаются барьеры, препятствующие полноценной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. В частности, проблема психологической готовности школьников к инклюзии предметом специального изучения не являлась, намечен лишь её абрис. При этом именно такого рода готовность ребёнка с ОВЗ определяет его желание учиться в организации общего типа (в одном классе со здоровыми ровесниками), способствует формированию умения конструктивно взаимодействовать с остальными участниками образовательного процесса и позволяет приобретать позитивный социальный опыт.

Нами было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении наличия или отсутствия у детей с различными нозологиями психологической готовности к инклюзивному образованию. Экспериментальную выборку составили обучающиеся в составе 145 человек. Это младшие школьники с различными патологиями, а именно:

– с нарушениями слуха (9 чел., 6,2 %),

– с нарушениями зрения (17 чел., 11,7 %),

– с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (36 чел., 24,8 %),

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (21 чел., 14,5 %),

– с задержкой психического развития (ЗПР)

(27 чел., 18,7 %), умственной отсталостью (30 чел., 20,7 %),

– с расстройствами аутистического спектра (РАС) (5 чел., 3,4 %).

При проведении исследования нами использовались различные методы. Это были опросы родителей и педагогических работников; беседы с обучающимися, имеющими нормальное

психофизическое развитие и ОВЗ; наблюдение за младшими школьниками в различных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).

Полученные данные позволили установить, что не все ученики начальных классов с ОВЗ психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Такого рода готовность выявлена у 99 испытуемых, что составило 68,3 % от общей выборки.

Готовность учеников с ОВЗ к инклюзивной школьной практике оценивалась нами по следующим критериям:

– желание / нежелание посещать массовую школу, участвовать в жизни класса и школы, устанавливать и регулярно поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками;

– наличие дружеских (либо доброжелательных) отношений с одноклассниками или учениками из других классов;

– наличие взаимопонимания с педагогическими работниками школы (учителями, медиками, техническим персоналом).

Так, чаще остальных желание обучаться вместе со здоровыми сверстниками высказывают дети с патологией зрения, а также с ЗПР и с лёгкой степенью умственной отсталости (более 80 % в каждой нозологической группе).

Заявление детей с ментальными нарушениями о желании обучаться в массовой школе может показаться парадоксальным. Так, с одной стороны, эта категория учащихся не может успешно осваивать весь объём программного материала – наравне с нормативно развивающимися ровесниками. С другой стороны, младшие школьники с умственной отсталостью не осознают ограничений, вызванных имеющимся у них нарушением, в подавляющем большинстве случаев (свыше 90 % в выборке) имеют завышенную самооценку и не испытывают переживаний, тревоги, дискомфорта по поводу своей неуспеваемости по целому ряду учебных дисциплин. При этом роль адекватной самооценки для успешного социального развития, личностного становления ребёнка, его интеграции в общество велика, что веско обосновывается в исследовании С.О. Демиденко и О.В. Якубенко [3].

О нежелании посещать массовую школу чаще остальных сообщали ученики с нарушениями слуха, речи и опорно- двигательного аппарата. Объясняя это,

дети отмечали следующее: «Мне трудно, потому что слух плохой. Учитель и ребята говорят, мне плохо слышно. Ребята сами разговаривают и дружат, а я один. Учёба трудная. Русский язык трудно учить. Много заданий. В классе не могу быстро читать и писать. Дома делаю много уроков, потому что в школе не успеваю»; «У меня много плохих оценок. Учительница ругается, и мама потом дома ругается»; «У меня нет подруги. Скучно. Ребята со мной не хотят дружить и играть»; «Ребята злые. Учительница мне двойки ставит. Я не хочу тут учиться, а мама заставляет» и др.

Мы привели наиболее популярные, типичные ответы детей. Как видно из представленных примеров, ученики с ОВЗ преимущественно сообщают о школьных трудностях, связанных с неуспеваемостью; о дефиците социально-коммуникативных контактов и об отсутствии доброжелательных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками. Первое из приведённых высказываний иллюстрирует тот факт, что ребёнок осознаёт имеющееся у него нарушение и вызванные им ограничения, по поводу чего переживает. Последний из процитированных ответов позволяет указать, что некоторые родители, воспитывающие детей с ОВЗ, игнорируют нежелание своего ребёнка обучаться со здоровыми сверстниками в массовой школе, настаивая на инклюзивной практике, считая её единственно приемлемым вариантом для получения качественного образования. Безусловно, данная родительская позиция является ошибочной.

Лишь четвёртая часть опрошенных детей с ОВЗ имеет друзей среди своих одноклассников или учеников других классов (как правило, здоровых детей более младшего возраста, уровень развития и сфера интересов которых ближе ребёнку с той или иной патологией, особенно с ЗПР и умственной отсталостью). Остальные испытуемые указали, что в школе у них приятельские отношения не сложились. Одних учеников с ОВЗ это беспокоит, а других – нет. Успешнее остальных дружеские отношения со сверстниками устанавливают ученики с нарушениями опорно-двигательного аппарата (несмотря на малую мобильность), с ЗПР и нарушениями речи. При этом отсутствие дружеских отношений и регулярных социально-коммуникативных контактов со здоровыми сверстниками установлено у 100 % младших школьников с РАС. Этот факт объясняется особенностями структуры нарушения, характером вторичных отклонений, возникающих при данной патологии.

Читайте также:
Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

На полное или частичное отсутствие взаимопонимания с педагогическими работниками школы указали дети в каждой нозологической группе. Это свидетельствует о том, что учителя массовых школ в той или иной мере не готовы к работе в условиях инклюзивного образования. Изменения, произошедшие в содержании их педагогической деятельности в связи с активным распространением инклюзивных практик, обусловили возникновение профессионального и психологического дискомфорта. Соответственно, по-прежнему не теряет своей актуальности проблема

теоретической, практической и личностной подготовки педагогических коллективов к работе в условиях инклюзивного образования.

Подытоживая изложенное, считаем необходимым отметить, что успешная инклюзивная школьная практика детей с ОВЗ возможна при условии их психологической готовности к обучению со здоровыми сверстниками. Это не единственный, но важный показатель. На него следует обратить внимание и родителям, и педагогам школы, и специалистам психолого-медико-педагогических

комиссий при определении наиболее приемлемой для ребёнка с той или иной патологией в развитии модели обучения: в массовой школе или в образовательной организации специального назначения.

Источники и литература:

1. Викжанович С.Н. Специфика речевого развития детей-инофонов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 4 – 3 (46). С. 22 – 24.

2. Грибукова О.Г. Формирование связного высказывания у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня с использованием игровых технологий // Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2015. -С. 20 – 24.

3. Демиденко С.О., Якубенко О.В. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как структурное личное образование // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – Т. 1. – № 3 (4). – С. 112 – 113.

4. Ковригина Л.В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2002. – 220 с.

5. Ковригина Л.В. Современные подходы к подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3. – С. 90 -92.

6. Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2004. -№ 5. – С. 50 – 51.

7. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: Дисс. канд. пед. наук. – Омск, 2015. – 319 с.

8. Тимошенко Л.В. Управление качеством образования в негосударственной дошкольной образовательной организации // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. -№ 2. – С. 18 – 19.

9. Шилова И.М. Характеристика личностно-мотивационного уровня подготовки студентов к

профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 4. – С. 47 – 48.

10. Шкатова Е.А., Грибукова О.Г. Тьюторство как формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с нарушениями в развитии // Апробация. – 2016. – № 2 (41). – С. 74 – 76.

11. Щербаков С.В. Реализация компетентностного подхода в обучении студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (7). – С. 129 – 131.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья

Алена Салтанова
Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья

Чаще всего под “людьми с ограниченными возможностями“‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами“, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенностипознавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы; в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Дошкольники с ОВЗ характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы, обусловливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость.

Перечисленные выше особенности дошкольников с ОВЗ приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.

Значительный интерес представляет собой исследование психологической готовности к обучению детей с ОВЗ 7 лет, с которыми в дошкольном возрасте проводилась специальная коррекционно-развивающая работа.

Читайте также:
Родители и логопед - партнеры

Повышение уровня умственного и речевого развития младших школьников достигается всей системой их обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребенка.

В процессе обучения важно формировать у ребенка общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение, группировку, классификацию, общение, общедеятельностные умения (планирование, самоконтроль, самооценка, устную монологическую речь.

Достижение указанных целей возможно в том случае, когда учитель при организации обучения опирается как на знание общих возрастных и типологических особенностей развития этих способностей, так и на понимание индивидуальных особенностей каждого ученика. При этом индивидуальный подход к ребенку осуществляется на основе максимальной активизации его развития, т. е. развития тех функций и психических свойств, которые находятся на стадии формирования и которые могут быть реализованы ребенком только под руководством взрослого, в сотрудничестве с учителем, при его помощи.

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Готовность к школе требует от ребенка в первую очередь достаточного уровня интеллектуального и речевого развития.

На начальных этапах школьного обучения не все дети имеют необходимый запас школьных знаний, навыков и умений, который способствует усвоению учебных программ.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархиезированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, в собственно культурном развитии ребенка.

Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой.

Отмечая отклонения в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте детей с ОВЗ, следует также иметь ввиду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего складываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.

Особенности коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ имеют тягу к контакту с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия межличностных отношений у детейсоздается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ОВЗ реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти правильный выход из положения они не могут.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность детей к школе определяется произвольностью, сформированностью всех психических процессов, личностных качеств развития. Все это выражает необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: “Ориентировка в пространстве” 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 “Сказка”, г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Значение и особенности организации игр с водой и песком для детей с ограниченными возможностями здоровья Несомненно, игры с песком и водой привлекают детей, доставляют им удовольствие. Детям нравится трогать песок, пересыпать его ручками или.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Особенности подготовки детей с ОВЗ к школе

Дети с ОВЗ – особенная категория детей, которые требуют пристального внимания и помощи от взрослых, более опытных людей и специалистов.

Сегодня окунемся в такой вопрос: Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе и учебному процессу. И стоит ли только его готовить?

Читайте также:
Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

Если рассматривать процесс в целом, то ближе чем определение “inclusion” (включение) детей в общеобразовательную среду, сложно найти.

Но, само включение, подразумевает нахождение ребенка в школе, в среде сверстников столько, сколько бы это смог сделать обычный, нормотипичный ребенок.

И если ребенок с особенностями развития не может находиться “столько” или “так же” как обычный его сверстник, то тогда логично предположить, что он “не тянет” или “не дотягивает” своими возможностями до их уровня.

Образовательная система, на сегодняшний момент, должна предоставлять равные возможности для всех детей. Т.е. включать детей в общеобразовательный процесс, давать знания, обучать навыкам и умениям.

Для того, чтобы этот процесс действительно стал более успешным и малозатратным, как для школы, так и для семьи с ребенком с ОВЗ, попробуем рассмотреть некоторые важные моменты.

– как подготовить ребенка с особенностями к общеобразовательному процессу?

– на что стоит обратить специалисту и родителю сегодня внимание, чтобы завтра в школе, ребенку було комфортно обучение в школе.

Важный момент – это адаптация ребенка к школе.

Адаптация – это процесс, который можно разбить на дополнительные небольшие процессы приспобления к условиям внешней среды. Адаптация к школе – как к зданию, строению, которое находится на определенной территории, оно имеет ограждение, имеет определенную форму. Возможно это одноэтажное или в несколько этажей строение; возможно имеет дополнительные строения – отдельно стоящее здание для столовой или спортивный комплекс, специальные мастерские для уроков труда, или это входит все одно здание.

Это важно, потому как у некоторых детей бывают сложности с принятием нового и посещения новых мест.

Следующий этап, это адаптация к классной комнате. Что и как называется, и что, где находится, для чего это предназначено. Например, что такое парта: за ней сидят или на ней сидят? Что такое школьная доска? – на ней пишут, выходят отвечать к доске; важные знания получают с помощью доски.

И так, по каждому пункту. Например, в классе обозначают количество учащихся, знакомят со всеми и с каждым в отдельности. Правильно создавать такие моменты. в которых это может быть более спокойно и естественно, и с согласия детей, которые обучаются в классе.

Познакомить с эмоциями других детей и мотивацией, на основе которых строится их нахождение в этом классе.

Здесь специалисты на протяжении нахождения ребенка в младшей школе, могут строить для себя планы работы на продолжительное и постоянное обучение именно проявлению эмоционального состояния. Это не стоит опускать, но и спешить с этим не стоит. Лучше медленно – так лучше. Ведь период обработки информации, её усвоения, для детей с инвалидностью или ОВЗ, во многом отстает. Об этом стоит просто помнить.

Следующий момент – это адаптация к учебному процессу.

Это когда ребенка знакомят с тем, что происходит во время урока в классе. Знакомят с понятиями:

– урок, он длится 30 мин, урок имеет название, например математика или физкультура. Во время занятия все ребята сидят и слушают учителя, он главный и он рассказывает важные знания и т.д.

– учитель – важная фигура, которая управляет процессом в классе. В классе, с ребенком с ОВЗ может присутствовать тьютор, человек, который сопровождает ребенка на уроках. Учат проговариванию имени и отчества. лучше сразу имя и отчество, периодически знакомя с фамилией. Помним, что запоминание у ребенка может страдать.

– обучаем процессу в классе. Когда сидеть, когда вставать, когда смотреть на доску, смотреть в книгу,писать, читать, считать. Как и когда можно выходить к доске; выходить из кабинета?

– обучаем процессу вне класса – переход в столовую комнату, в спортивный зал, музыкальный класс и др.

Для успешной адаптации ребенка к учебному процессу, важно помнить, что ребенок:

– может медленно усваивать информацию;

– от этого медленно адаптироваться;

– разбивать весь процесс нахождения ребенка в школе на мелкие шаги, которые стоит усваивать поступательно.

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Изучение вопросов школьной адаптации детей с ограниченными возможностями. Оценка психологического состояния дошкольников. Развитие памяти, внимания и мышления ребёнка. Укрепление нервной системы, использование информационных технологий и игр на уроках.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 07.03.2018
Размер файла 18,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Мещерякова Мария Васильевна, магистрант

Поступление в школу – это переходный период для каждого ребенка, а для ребенка с ОВЗ особенно. Трансформируется положение, в котором он существовал, приобретая при этом кардинально новую роль в обществе, у него формируются другие отношения как со сверстниками так и со взрослыми. Указанные специфические условия жизни и деятельности ребенка предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

Обучающийся должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Поэтому проблема подготовленности детей к обучению в школе во все времена была очень актуальной среди исследователей психологии, педагогики и физиологии.

Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других; изучением вопросов школьной адаптации занимались такие ученые как А.О. Зоткин, С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, М.М. Безруких, Т.В. Дорожовец, Г.М. Чуткина и другие.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Буквы Оо. Овощи и фрукты

Несмотря на разные подходы к проблеме формирования подготовленности детей с ОВЗ к школе указанные авторы полагают, что процесс обучения влечет за собой развитие, поэтому обучение возможно начать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели[1]. Они признают и тот факт, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, когда учащиеся обладают качествами необходимыми и достаточными для начального этапа обучения, которые в последующем развиваются в учебном процессе.

На современном этапе имеется изрядное количество разных подходов по решению проблем психологической готовности детей к школе, но многие разработки содержат утверждение – к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития, что приведет к успешной адаптации ребенка в 1 классе[2]. У детей с ОВЗ обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности.

Так, клинико-психологическая структура развития личности у детей с нарушениями слуха и зрения содержит несколько одинаковых признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических свойств личности. Поэтому, на первоначальном этапе работы с указанной категорией детей, прежде всего непременно надо проконсультироваться с врачами, узкими специалистами. Так же следует определить конкретные цели, которые необходимо достичь в процессе обучения.

Таким образом, перед началом обучения ребенка следует обследовать и составить трехэтапную программу обучения: на первом этапе ребенку объясняют, что он должен сделать; на втором – оказывают ту или иную помощь (по необходимости); на третьем – создание ситуации успеха и поощрения за выполнение задания.

Для того чтобы создать детям ситуацию успеха, необходимо: предлагать детям более разнообразные короткие задания, чередуя их с разнообразными видами деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; новые более трудные задания нужно сочетать с уже известными заданиями, более легкими; в программу обучения следует включать развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

Принципиально важно чтобы и в семье ребенка сохранилось единство и согласованность всех требований к ребенку с ОВЗ. Различные подходы могут вызвать эмоциональный стресс у детей. Уменьшение же требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть сведено к минимуму. Требование организации охранительного режима, оказывает щадящий и в то же время укрепляющий нервную систему ребенка эффекты. Так как формирование необходимых привычек происходит медленно, то соблюдение режима освободит родителей и детей от ненужных усилий по их отработке.

Вся деятельность детей с ОВЗ должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда. Так, например, в процессе игры с ребенком взрослым следует комментировать его действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Многие дети с ОВЗ обладают повышенной чувствительностью к музыке. Это можно использовать для общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи: петь с ним песенки, разучивать стихи, сказки, с обязательным объяснением их смысла. Работая с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.

При обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, необходима частая смена видов деятельности.

По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Следующий принцип – повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал. Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования[3].

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми[4].

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников[5]. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1) дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2) глубже постигаются понятия числа и множества;

3) быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве:

4) тренируется эффективность внимания и память;

5) воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6) развивается воображение и творческие способности;

7) развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления[6].

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Читайте также:
Занятие по развитию речи 'В гости к гномам'

Таким образом, вопрос о формировании готовности к школе детей с ОВЗ имеет огромное значение не только с научной точки зрения, но и с практической. школьный психологический адаптация нервный

Работа по формированию готовности к школе у детей с ОВЗ должна проводиться совместно учителями-дефектологами, психологами и логопедами. Она может быть организована:

– на специальных занятиях;

– во время занятий по развитию речи;

– вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами и сверстниками, во время игр и т.д.

Работа по развитию готовности детей с ОВЗ должна осуществляться по следующим направлениям:

– развитие умения контролировать свои эмоции;

– развитие умения доводить начатые задания до конца;

– формирование познавательных и личностных мотивов общения;

– предложение ситуативности в контактах со взрослыми;

– стимулирование активности дошкольников;

– развитие навыков речевого общения и нормативного речевого поведения.

Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.

Организованная таким образом работа по формированию у детей с ОВЗ готовности к школе позволит успешно обучаться в школе.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. – М., 1991.[c.383-389]

2. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981.

3. Адаева, Н.А. Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников / Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова. Ульяновск, 2011.

5. Амунова О.С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. 2011.

7. Божович Л.И. Вопросы формирования личности школьника в свете проблем воспитания // Вопросы психологии. 1963. № 6.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.

10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

12. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. – М., 2003.

13. Чвирова В.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 3.

14. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

Аннотация

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Мещерякова Мария Васильевна, магистрант. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Данная статья посвящена анализу особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Рассмотрены некоторые подходы организации работы по формированию у детей с ОВЗ готовности к обучению, применение которых позволит им успешно адаптироваться в школе.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, подготовка детей с ОВЗ к школе, программа подготовки детей с ОВЗ к школе., психологическая готовность детей с ОВЗ к школе

Abstract

The peculiarities of psychological readiness for school education of children of senior preschool age with special educational needs. Mesheryakova Maria Vasilievna undergraduate Katanov Khakass State University

This article analyzes the characteristics of psychological readiness for school age children with special educational needs. Some approaches the organization of work on the formation in children with special educational needs readiness for training, the use of which will allow them to successfully adapt to school.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития.

контрольная работа [37,1 K], добавлен 14.09.2015

Психолого-педагогические исследования формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Своеобразие пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие пространственных представлений у детей.

дипломная работа [402,9 K], добавлен 13.10.2017

Эволюция ребенка и его личности. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста. Общие параметры готовности детей к школьному обучению. Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы, наглядно-образного мышления и внимания.

курсовая работа [494,9 K], добавлен 31.05.2016

Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы психологического сопровождения родителей, испытывающих эмоциональный стресс. Стрессогенные факторы в семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 16.03.2019

Качественный и количественный анализ особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Коррекция речевых нарушений у ребенка, работа воспитателей ДОШ по подготовке ребят к школе.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 22.01.2014

Понятие психологической готовности к обучению в школе. Изучение свойств внимания и их развитие у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Взаимосвязь между развитием внимания и готовностью ребенка к обучению. Программа по развитию внимания.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 05.04.2012

Основные параметры психологической готовности старшего дошкольника к обучению. Подходы к решению проблемы развития памяти ребенка, классификация ее видов, возрастные особенности; разработка программы игровых занятий по совершенствованию памяти у детей.

дипломная работа [815,6 K], добавлен 15.11.2010

Психологическая готовность к школе детей с ОВЗ
статья (подготовительная группа)

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_2.docx 17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе детей с ОВЗ

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным , с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность .

« Психологическая готовность » – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг) .

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под « готовностью к школе » понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание , в значительной мере зависит и организация школьного дела », – писала Н. А. Крупская.

Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе . Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.

С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста .

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития . Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности : умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор « школьной готовности » ? Это, прежде всего мотивационная готовность , волевая готовность , интеллектуальная готовность .

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться . Большинство родителей почти сразу ответят , что их дети хотят в школу и , следовательно, мотивационная готовность у них есть . Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель , учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность – необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям . Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.

Эти упражнения развивают и внимание детей , их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв) . В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности , хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям . Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность – многие родители считают , что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе , а основа её – это обучение детей навыкам письма , чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе , а также причиной их разочарований при отборе детей в школу . На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития , которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя» , то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь . Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: