Особенности коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Особенности коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое. Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута столетие назад Н.А. Сикорским. Это положение позднее развивается В.А. Гиляровским с сотрудниками (Н.А. Власова, Е.Ф. Pay, E. Гринер и др.).

Под комплексным методом реабилитации заикающихся предполагается проведение коррекционной работы в вышеупомянутых трех направлениях. Это означает, что помимо общего оздоровления организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), целенаправленного развивития моторики (координация и ритмизация движений, развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная

тренировка), большое значение придается воспитанию личности и развитию социальных взаимоотношений.

В рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы. В каждой из систем одно из направлений комплексного метода (логопедическое, психотерапевтическое или клиническое) является доминирующим.

3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся: 1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования; 2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом; 3) логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”; 4) развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).

По мнению этих авторов, реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.

Организация “охранительного речевого режима” подробно представлена в п. 3.2.1.

Н.А. Власова (1959, 1983) рекомендует проводить данный режим в самом начале коррекционной работы. В этот период начинается постепенное введение простейших видов речи: сопряженной и позднее отраженной.

Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.

Особое внимание в этой комплексной системе реабилитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций. Особый акцент именно на этих видах деятельности рекомендуется делать в работе с детьми, страдающими неврозоподобной формой заикания.

Кроме этого, система реабилитации включает такие разделы: работа по развитию общей и мелкой моторики, которая осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности детей, работа по исправлению звукопроизношения, работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.

Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися разных возрастных групп. (Более подробное описание методики см.: Заикание. Ред. Н.А. Власова, К.П. Беккер, 1983.)

Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработан В.И. Селиверстовым (1968, 1994).

В.И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать свое внимание на “речевых ошибках”, как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т.п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется “наступление на больные участки речи”. 3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. В данной системе логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий). Подготовительный период занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий.

Читайте также:
Восстановительное обучение при семантической афазии

Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях “красивой и правильной речи”. В эти понятия входит звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Обращается внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении.

Речевые задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разных видов занятий (лепка, рисование и т.п.), в различных дидактических играх.

Тренировочный период (20-22 занятия). В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.

В закрепительный период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В.И. Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что родители с самого первого дня становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е. Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (НА Чевеяева, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, О.С. Бот, Л.Ф. Спирова). Данные исследователи исходят из представлений о том, что

заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, в то же время они недостаточно адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, недостаточно выдерживают логическую последовательность речи.

В соответствии с этим, для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи.

В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, объединено обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи у заикающихся использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. развитие речи от ситуативной к контекстной.

Н.А. Чевелева (1976) при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи.

1 период — пропедевтический;

2 период — сопровождающей или констатирующей речи;

3 период — завершающей или речи по следам зрительных представлений;

4 период — планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры;

5 период — закрепление навыков связной речи.

В пропедевтический период детям прививаются навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи детей.

В период сопровождающей речи допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.

В периоде завершающей речи дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.

В следующем периоде предваряющее речи наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.

На заключительном этапе развития речи закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

На основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” для средней, старшей и подготовительной групп С.А. Мироновой (1975, 1979) предложена система воспитания и обучения, где ставятся задачи как программные, так и коррекционные. В коррекционных целях используется перестановка видов программных задач и увеличиваются сроки усвоения детьми более трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале учебного года дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.

В коррекционные задачи первого квартала входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводят как логопед, так и воспитатели.

Читайте также:
Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии

Во втором квартале заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, грамматическому оформлению фразы, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. В этом квартале закрепляются навыки пользования ситуативной речью. Происходит переход к элементарной контекстной речи.

В третьем квартале задачи развития речи заикающихся становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по

наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

В заключительном четвертом квартале продолжается работа над обогащением лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свою специфику. Особенности логопедической работы в детьми такого возраста представлены Л.М. Крапивиной (1992).

Логопедические занятия с детьми 2-4-х лет проводятся в условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3-5-ти человек. Реабилитационное воздействие является комплексным и включает логопедические занятия, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления.

Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.

Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (они, как правило, имеют возраст 3,5-4 года) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания у детей обращается внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление организма ребенка (в особенности его нервной системы), особое значение уделяется психотерапевтическому воздействию, как части логопедической работы.

Методика коррекции заикания у дошкольников

Ольга Коломиец
Методика коррекции заикания у дошкольников

Проявления заикания у детей дошкольного возраста

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [19].

Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). Характеризуя заикающихся детей, он делит их на две группы. К первой группе (таких заикающихся большинство) он относит детей, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей характерны преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли. Ко второй группе он отнес детей, начавших заикаться вследствие травмы черепа или инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и замедленным постепенным началом заикания [30].

Таким образом, заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка.

1.2. Поведение заикающихся детей разного возраста в играх

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Подробное исследование данной проблемы представлено в работе Г. А. Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» [10].

Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста.В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билет, няня кормит детей. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Играют непродолжительно и не до конца.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один или два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети играют 50-60 минут, игра у них развивается с достаточно сложным сюжетом, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4-7 лет. Среди них малочисленны объединения по интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений.

Читайте также:
Афазия у левшей

По мере «стажа» заикания у детей с заиканием появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. В связи с этим заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4-5 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение

2.1. Значение игры в развитии дошкольника и ее виды

Игра – ведущий вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности, выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в трудах Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и других [20, 22].

В своих работах вышеперечисленные авторы утверждают, что именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. По мнению Н. К. Крупской, игра является «серьезной формой учения» и выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка, становления у него умения соотнесения игровых навыков и реальной жизни, выражения его основных потребностей. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; в игре ребенок берет на себя роль взрослого, стремясь подражать тому образу, который сохранились в его опыте. Поэтому игра в силу своих характеристик представляет собой лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения [33].

Дидактические игры. Данные игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, – обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы, явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, обобщения. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления.

Игры с пением. В играх с пением – хороводах, играх-инсценировках – широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В них у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Кроме того, игры с пением совершенствуют просодические компоненты (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение).

Подвижные игры. В играх с простыми движениями – с мячом, обручем, лентой, флажком – дети передают общий характер движения, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью. Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения; в первом случае каждый ребенок вносит посильную долю в общую игру, во втором – требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, мячи, шары) проводятся для закрепления активного поведения и речи, способствуют общению детей и вне игровой деятельности.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажа, с рисованием, конструированием декораций. Они развивают у детей фантазии, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские способности. Совершенствуется внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Данные игры готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Творческие игры. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словами в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому данный вид игры формирует у детей умение выполнять правила, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствует воспитанию у них активного поведения и самоорганизации в любой деятельности, прежде всего в речевой.

Обобщая теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, можно сказать, что игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

2.2. Методика коррекции заикания у дошкольников

в игре И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской

Читайте также:
Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

Методика «Устранение заикания у дошкольников в игре» И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской [11] включает систему игр и расслабляющих упражнений, которые систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей. Авторы считают, что создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи и помогает им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Коррекционная работа условно разделена на 9 направлений.

Раздел 1. «Расслабляющие упражнения (релаксация)» включает упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как во всех органах артикуляции, так и во всем теле. Система расслабляющих упражнений представлена в игровой форме, сопровождается рифмованными фразами.

О некоторых аспектах коррекционной работы при устранении заикания у детей и взрослых

Аннотация: в статье идет речь о некоторых, необходимых с точки зрения
автора, направлениях работы при коррекции заикания у детей и взрослых.

О некоторых аспектах коррекционной работы при устранении заикания у детей и взрослых

Как одно из древнейших речевых нарушений, известных человечеству, заикание имеет богатейшую историю методов и способов его устранения. Эти методы менялись – порой весьма кардинально – на протяжении тысячелетий в зависимости от представлений их авторов о причинах возникновения данного речевого недуга.

Практикующему современному логопеду, работающему с заиканием, очень полезно знакомиться с интереснейшим опытом специалистов прежних лет, ибо каждая их метода всегда имеет рациональное зерно и очень часто помогает лучше и глубже понять проблему заикания (или хотя бы взглянуть на нее с другой, неожиданной, стороны!). Возьмите Хр. Лагузена (1838 г.), Г. Д. Неткачева (1909 г.), И. И. Тартаковского (1934 г.) – и станет понятно, о чем идет речь.

В современной практике известно большое число методик коррекции заикания: как официальных, признанных, проверенных годами, так и новых, броских и многообещающих, иногда отрицающих весь прежний опыт в деле устранения заикания и претендующих на роль «единственных и неповторимых».

Очень часто такие новоявленные методики сводятся к одному-двум внешне эффектным приемам и воздействуют на одно из проявлений заикания, не учитывая весь сложный симптомокомплекс данного речевого нарушения.

Порой, увлекаясь, в погоне за новыми, яркими приемами и терминами, авторы (а вслед за ними и мы!) забывают об эффективности воздействия, принося ее в жертву эффектности.

В этой связи хотелось бы лишний раз свериться с «коллегами по цеху» и обозначить общую универсальную схему работы при устранении заикания у детей и взрослых.

Заикание у детей, как правило, исчерпывается речевыми судорогами, поэтому коррекционная работа ведется в одном направлении: устранении этих судорог. Однако, помня, что речевые судороги у детей чаще всего соседствуют с особенностями внимания, моторики, ритма и комбинируются с другими речевыми нарушениями (такими как дизартрия, алалия), параллельно развиваем дефицитарные функции и соотносим эту работу с этапами коррекции заикания.

Последовательность коррекционной работы с детьми будет представлена следующим образом:

2. Создание мотивации (ибо она у детей чаще всего отсутствует);

3. Остановка патологического речедвигательного стереотипа (режим молчания или ограничения речи);

4. Обучение навыкам релаксации (на протяжении всего курса);

5. Формирование навыка бессудорожного звукоизвлечения и голосоведения;

6. Формирование незаикливого речевого стереотипа и закрепление его на слогах, словах, словосочетаниях, автоматизированных рядах, текстах, спонтанной речи;

7. Предупреждение вторичных негативных личностных изменений с помощью коррекционно-воспитательных бесед с детьми и их родителями, а также функциональных тренировок (на протяжении всего курса).

У взрослых заикающихся феномен заикания качественно иной, нежели чем у детей. В него в большей или меньшей степени вовлекаются вторичные по отношению к речевому дефекту изменения личности и первично не нарушенные невербальные параметры речи: голос, интонация, темп, мимика, жестикуляция.

Взрослый заикающийся годами тренирует, отрабатывает, закрепляет патологическую стратегию речевого поведения, патологический речевой стереотип, цепочку ведущих в заикание шагов, симптомов. Механизм этого отработанного стереотипа запускается и разворачивается автоматически, и пусковым звеном может стать любой компонент этой цепи.

Отсюда, при устранении заикания у взрослых показана работа в трех направлениях:

1. Устранение речевых судорог;

2. Коррекция вторичных личностных изменений, вызванных наличием речевого дефекта;

3. Нормализация паралингвистических компонентов речи, которые изменены заиканием.

Последовательность этапов коррекции будет в основном такой же, что и у детей – с добавлением работы по нормализации невербального аспекта речи и устранению негативных особенностей личности, вызванных заиканием.

Каждая составляющая этой работы представляется необходимой и обязательной – в свете современного понимания природы заикания, а также с учетом опыта наших предшественников в деле устранения данного речевого нарушения.

Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми дошкольного возраста

Заикание – одно из наиболее часто встречаемых в педагогическая теории и педагогическая практики логопедии нарушений речи. С каждым годом проблема заикания становится все более распространенной. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, развитие обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Характеризуется это нарушение сложным симптомокомплексом и педагогическая в педагогическая ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в педагогическая процессе речевого акта [1].

Читайте также:
Нарушения письменной речи младших школьников

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и педагогическая до 1, развитие5% взрослых (С. В. Меньшикова, развитие 1999; развитие В.И. Селивёрстов, развитие 2000). Среди детей, развитие страдающих заиканием, развитие соотношение девочек и педагогическая мальчиков составляет примерно в педагогическая 1 к педагогическая 3-4 (Л. М. Белякова, развитие Е.А Дьякова, развитие 1998).

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой деятельности и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания может быть обусловлено сменой ведущей деятельности. Например, смена игровой деятельности на учебную [1].

Причины заикания бывают двух видов: развитие предрасполагающие и педагогическая производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, развитие возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, развитие ускоренное развитие речи, развитие недостаточность положительных эмоциональных контактов, развитие и педагогическая недостаточность развития общей и педагогическая тонкой моторики, развитие чувства ритма, развитие мимико-артикуляторных движений [3].

С каждым годом число заикающихся детей возрастает. Данное явление связывают с педагогическая бурным внедрением в педагогическая повседневную жизнь электронных средств массовой информации, развитие видеоигр, развитие огромное количество аудиовизуальных данных, развитие которые оказывают отрицательное влияние на педагогическая неокрепшую нервную систему ребенка.

Заикание может возникнуть в педагогическая любое время. Чаще всего оно возникает в педагогическая возрасте от двух до шести лет. Ограничивает коммуникативные возможности ребенка, развитие искажает развитие личностных качеств, развитие затрудняет его социальную адаптацию. Заикание чаще всего имеет легкую форму на педагогическая начальной стадии возникновения. Но лёгкое вначале заикание может со временем усилиться и педагогическая вызвать у ребёнка болезненные переживания, развитие страх перед речью. Чем больше проходит времени с педагогическая момента начала заикания, развитие тем чаще оно переходит в педагогическая стойкий дефект и педагогическая влечёт за собой изменения в педагогическая психике ребёнка. В связи с педагогическая этим в педагогическая общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.

Как и педагогическая любое речевое нарушение, развитие заикание предполагает коррекционную работу. Целью коррекционного воздействия на педагогическая ребенка дошкольного возраста является – устранение (ослабление) дефекта речи. Чем раньше начнется исправление, развитие тем больше вероятность того, развитие что цель будет достигнута и педагогическая заикание будет устранено.

Коррекционная работа направлена на педагогическая нормализацию общего и педагогическая речевого поведения детей с педагогическая учетом возрастных и педагогическая психофизиологических особенностей,развитие формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания. Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, развитие в педагогическая которое входят медикаментозное и педагогическая физиотерапевтическое лечение, развитие психотерапия, развитие логопедические занятия, развитие логопедическая ритмика,развитие воспитательные мероприятия [2].

Одним из главных и педагогическая основных этапов коррекционной работы является диагностический этап. Он включает в педагогическая себя обследование ребёнка и педагогическая наблюдение за ним в педагогическая процессе его жизнедеятельности, развитие в педагогическая ходе которого, развитие логопед определяет вид заикания, развитие его форму, развитие степень и педагогическая течение. Также в педагогическая процессе беседы с едагогическая родителями логопед выясняет наиболее значимые события, развитие происшедшие в педагогическая семье, развитие которые могли бы вызвать появление речевого дефекта. Важно узнать и педагогическая о педагогическая речевом окружении ребенка. Не заикаются ли, развитие не педагогическая говорят ли слишком быстро его сверстники, развитие члены семьи и педагогическая другие близкие ребенку люди.

Преодоление заикания — тяжёлая задача. В работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не педагогическая только медицинская и педагогическая специальная педагогическая помощь, развитие но и педагогическая активная помощь родителей и педагогическая самих детей. Вся коррекционно-развивающая работа с педагогическая детьми строится поэтапно. Она рассматривается как педагогическая система коррекционно-педагогических мероприятий, развитие направленных на педагогическая гармоничное формирование личности и педагогическая речи ребенка с педагогическая учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Необходимо соблюдать общие дидактические принципы систематичности и педагогическая последовательности. Также учитывать возрастные и педагогическая индивидуально-психологические особенности детей.

Основным принципом, развитие который должен соблюдаться в педагогическая обязательном порядке, развитие является принцип последовательности. Переход от этапа к педагогическая этапу спедагогическая соблюдением речевых режимов и педагогическая есть необходимая часть коррекции заикания. Первый этап – это режим молчания, развитие в педагогическая течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, развитие снимают нервное напряжение. Главное оградить психику ребенка от отрицательно влияющих факторов; развитие создать спокойную окружающую обстановку, развитие доброжелательное и педагогическая ровное отношение; развитие не педагогическая допускать шумных, развитие подвижных игр, развитие определить и педагогическая выдерживать режим дня [1].

За ним следует этап шёпотной речи. В течение него продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и педагогическая расслабления. С первых занятий логопед отрабатывает с педагогическая ребенком необходимые качества правильной речи. Громкость, развитие выразительность, развитие неторопливость, развитие правильное оформление фразы, развитие последовательность изложения мыслей, развитие умение уверенно и педагогическая свободно держаться при разговоре.

Читайте также:
Особенности пространственных представлений и восприятие времени у детей с ОНР

Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, развитие а педагогическая также проводится работа над плавностью слов и педагогическая коротких фраз. Если ребенок на педагогическая этом этапе выполняет все требования, развитие то логопед может опустить проговаривание фраз с педагогическая ребенком и педагогическая предоставляет ему возможность самостоятельно копировать образец фразы. На данном этапе используются разные тексты: развитие заученные наизусть известные сказки, развитие вопросы и педагогическая ответы, развитие незнакомые сказки, развитие рассказы и педагогическая т.д. [1].

На этапе отражённой речи проводится работа по обучению и педагогическая воспитанию детей общению в педагогическая игровых ситуациях и педагогическая произвольному поведению в педагогическая играх.

Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать и педагогическая отвечать на педагогическая вопросы, развитие обучаются умению вести диалог.

Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, развитие плавной, развитие связной и педагогическая слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, развитие отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.

В закрепительный период основное внимание логопеда и педагогическая родителей направлено на педагогическая то, развитие как педагогическая ребенок говорит вне занятий. Поэтому не педагогическая следует упускать возможности поправить его, развитие когда это нужно, развитие в педагогическая разговоре на педагогическая прогулке, развитие дома, развитие во время игр и педагогическая т.д. [1].

Включение различных режимов речи в педагогическая коррекционно-развивающую работу с педагогическая заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: развитие психолога, развитие музыкального руководителя, развитие инструктора по физической культуре, развитие хореографа и педагогическая специалиста по театральной деятельности. Данный комплекс важен и педагогическая включает в педагогическая себя регуляцию эмоционального состояния, развитие который включает в педагогическая себя развитие мимических мышц и педагогическая релаксационную работу, развитие связанную с педагогическая нормализацией мышечного состояния. Занятия с педагогическая психологом в педагогическая сенсорной комнате, развитие арт-терапия, развитие релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение. Занятия с педагогическая логопедом развивают чувства темпа и педагогическая ритма, развитие речедвигательной координации. Развитие мелкой и педагогическая общей моторики на педагогическая занятиях по логопедической ритмике. Также это развитие правильной артикуляции всех звуков, развитие обучение детей диафрагмальному и педагогическая речевому дыханию. Формирование навыков рациональной голосоподачи и педагогическая голосоведения. Затем следуют занятия на педагогическая развитие просодической стороны речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие связной речи.

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: развитие речь свободная, развитие без заикания, развитие со значительным улучшением, развитие с педагогическая незначительным улучшением и педагогическая без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с педагогическая ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий [4].

Принятую оценку речи нельзя считать достаточно полной, развитие так как педагогическая она не педагогическая дает объективного представления о педагогическая состоянии речи ребенка к педагогическая концу коррекционного курса. Например, развитие ребенок с педагогическая тяжелой формой заикания в педагогическая начале занятий почти не педагогическая говорил, развитие наблюдались спазмы на педагогическая каждом слове, развитие выраженный страх речи, развитие уход в педагогическая себя и педагогическая т. д., развитие а педагогическая в педагогическая конце курса судороги наблюдались только в педагогическая начале отдельных фраз, развитие их сила значительно уменьшилась, развитие ребенок стал общительнее и педагогическая т. д. Таким образом, развитие результат занятий значительный, развитие хотя заикание при этом остается [4].

Возможна дополнительная оценка речи заикающегося, развитие в педагогическая которой состояние его речи после проведенного курса логопедических занятий сравнивается с педагогическая правильной речью не педагогическая заикающегося ребенка. В данном случае логопед руководствуется следующими критериями.

Практически здоровая речь. Речь у ребенка на педагогическая занятиях и педагогическая вне их свободная. Он самостоятельно и педагогическая уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и педагогическая поведения, развитие Уловки и педагогическая сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, развитие что он стал говорить правильно и педагогическая что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда к педагогическая нему не педагогическая вернется.

Незначительные остаточные явления заикания. Ребенок свободно говорит на педагогическая логопедических занятиях. Но в педагогическая сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания и педагогическая уловки. Навыки правильной речи и педагогическая поведения у него закреплены недостаточно прочно, развитие несмотря на педагогическая хорошую речь на педагогическая логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не педагогическая переживает или вовсе их не педагогическая замечает. Он уверен, развитие что при желании может говорить совершенно свободно.

Значительные остаточные явления заикания. Несмотря на педагогическая улучшение состояния речи в педагогическая результате коррекционно-педагогической работы с педагогическая ребенком, развитие у него продолжают наблюдаться пароксизмы заикания даже на педагогическая логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не педагогическая может или не педагогическая хочет исправлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою неправильную речь развитие иногда прибегает к педагогическая сопутствующим движениям и педагогическая уловкам. К значительным остаточным явлениям заикания относятся также случаи, развитие когда коррекционно-педагогическая работа с педагогическая ребенком не педагогическая дала видимых результатов. Поэтому, развитие эффективность преодоления заикания после логопедической работы должна включать две оценки, развитие отражающие результат проведенной работы и педагогическая обьективную оценку состояния речи [3].

Читайте также:
Дидактические игры при коррекции звукопроизношения

Огромную коррекционно-развивающую работу проводят и педагогическая воспитатели группы в педагогическая детском саду. Они осуществляют контроль за поведением и педагогическая речью детей. Следят за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь в педагогическая организации режима ограничения речи. Подбирают и педагогическая проводят различные игры и педагогическая игровые упражнения.

Проведённая комплексная коррекционная работа на педагогическая протяжении последних нескольких лет даёт возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей.

Таким образом, развитие продуманный режим дня, развитие регулярное питание и педагогическая сон,развитие правильное обращение взрослых с педагогическая ребёнком, развитие здоровая семейная обстановка, развитие серьёзное отношение родителей к педагогическая коррекционному процессу обучения приводят к педагогическая положительным результатам в педагогическая устранение и педагогическая ослабления заикания у детей дошкольного возраста.

Признавая необходимость комплексного воздействия на педагогическая заикающегося ребёнка важно помнить о педагогическая дифференцированном подходе в педагогическая развитии, развитие воспитании личности и педагогическая речи детей.

Тщательно проведённая предупредительная и педагогическая коррекционно-развивающая работа в педагогическая дошкольном возрасте, развитие построенная на педагогическая разностороннем учёте факторов, азвитие способствующих возникновению дефекта, развитие может существенно снизить количество заикающихся школьников, развитие подростков и педагогическая взрослых людей.

1. Власова Н.А., развитие Гернцейштейн Э.Н. Опыт работы с педагогическая логоневротиками дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии (извлечения и педагогическая тексты): развитие В 2 т. Т.1. – М., развитие 1997. – С.436-439.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М.: развитие Просвещение, развитие 1985. – 220с.

3. Волкова Г.А.Заикание и педагогическая дизонтогенез // Хрестоматия по логопедии (извлечения и педагогическая тексты): развитие В 2 т. Т.1. – М., развитие 1997. – С.549-553

4. Ворошилова Е. Л. Система работы с педагогическая заикающимися дошкольниками // Воспитание и педагогическая обучение детей с педагогическая нарушениями развития. – 2006. – № 2. – С. 31-36

Устранение заикания у младших школьников – коррекционно-развивающая программа

Разделы: Логопедия

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Читайте также:
Групповые логопедические занятия в комплексе реабилитационных мер по преодолению сенсорной афазии у пациентов в условиях суточного стационара

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

Рекомендации родителям детей с заиканием

Цезалия Викторовна Щадина
Рекомендации родителям детей с заиканием

Барышникова Н. И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Белгорода, Россия, г. Белгород

Заикание-это не просто серьёзное нарушение речи, скорее – проявление невроза. Кроме нестройной речи, у ребёнка может быть беспокойный сон, плохой аппетит, частая смена настроения. Эти признаки нарушения работы высшей нервной деятельности, когда в коре головного мозга нарушены процессы возбуждения и торможения. Заикание может возникнуть внезапно или нарастать постепенно, в течение нескольких месяцев. Причиной может послужить психологическая травма (неровное отношение взрослых к ребёнку, скандалы, угрозы, сильный раздражитель (резкая смена обстановки, испуг, форсирование речевого развития ребёнка (заучивание с ребёнком непонятных, сложных слов, задержка развития речи (ребёнку не хватает запаса слов и он начинает подбирать подходящие слова и слоги – это может закрепиться и остаться привычкой, перенесённые инфекционные заболевания, а так же поражения головного мозга (внутриутробные, во время родов и т. д.).

Что бы ни явилось причиной заикания у ребёнка, родителям следует обратиться к специалистам, желательна консультация психоневролога, логопеда, психолога. Квалифицированный психоневролог или психолог определит возможную причину и подберёт метод работы именно с этим ребёнком,в зависимости от его особенностей и интересов: через арт-терапию, сказко-терапию, песочную или игровую терапию. А вот занятия с логопедом следует отложить на первые два месяца.

Также необходимо соблюдение ряда правил:

1. При ребёнке не следует говорить о возникшей проблеме. Тем более, обращать внимание самого ребёнка на заикание.

2. Необходима правильная организация режима дня. Прежде всего, следует обратить внимание на четкость, последовательность и планирование времени отдыха и активной деятельности ребенка. Четкий режим сна, приема пищи, организованных занятий и самостоятельной игры и прогулок способствуют регуляции многих жизненных процессов организма. Режим дня не должен нарушаться на выходных.

3. Питание должно быть полноценным и витаминизированным.

Ограничение времени просмотра телевизора и использования компьютерных игр.

Необходимо увеличить время проведения ребенка на свежем воздухе.

Следует избегать обилия информации для ребенка как положительной, так и отрицательной. Не следует водить на массовые мероприятия (цирк, зоопарк, кино и т. д., а также чтения на ночь страшных или незнакомых для ребенка произведений.

4. Свободное время следует проводить (в зависимости от интересов ребенка)в спокойных и распланированных играх и занятиях: рисование, лепка, аппликация и т. д.

Особое значение для заикающихся детей имеет эмоционально-благоприятная обстановка в доме.

5. Ребенку полезно выполнять ритмичные движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

6. Для успешного избавления от заикания необходимо проведение коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком под руководством квалифицированного специалиста.

Несколько правил речевого поведения родителей:

– интонация общения между членами семьи и при обращении к ребенку должна быть всегда доброжелательной;

– темп речи взрослых не должен быть ускоренным;

– нежелательно провоцировать ребёнка на долгие беседы с множеством вопросов и ответов;

– желательно в речи использовать полный стиль произношения, при котором произносятся все звуки в слове чётко, с правильной артикуляцией;

– фразы, обращенные к ребенку, должны быть четко сформулированы и должны иметь как логическую, так и интонационную завершенность;

– нельзя перебивать малыша, если он начал что-то рассказывать или отвечать на вопрос;

– не следует договаривать за него начатую им фразу, дать ребёнку возможность договорить;

– следует поощрять ребенка к диалогу (при этом важно, чтобы ребенок смотрел в глаза собеседнику, стараясь не делать замечаний по поводу его ошибок в речи и тем более запинок, т. е. всякий раз одобрять его речь;

– лучше использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание.

Основные ошибки в работе с заикающимися детьми

1. Режим молчания.

2. Социальная изоляция ребёнка.

3. Эпизодичность (нерегулярность занятий).

4. Отсутствие родителей на занятиях со специалистом.

5. Обучение речевому вдоху через нос.

6. Дыхание по Стрельниковой.

7. Отсутствие работы на голосовом уровне.

8. Неправильное формирование темпо – ритмической стороны речи.

Упражнение на восприятие одинаковых ритмов.

Девочка шла по лесу и

На двери этой избушки Дети ударяют палочками в

висел волшебный барабан.

барабан в него надо

ударить вот так:

В избушке игрушки заводные Пятка – носок, 3 раза потопать.

Кукла начала танцевать:

Клоуны грозят друг другу пальцами: Дети выполняют движения.

А заводной петух хлопает крыльями. Два взмаха руками и 3 раза похлопать

Упражнения для развития речевых и мимических движений.

2. Вытянуть губы «у», «о».

3. Улыбнуться «и».

4. Поднять брови «ой» (удивиться).

5. Плотно закрыть глаза.

6.Вдохнуть и произнести на одном выдохе: за – зо –зу –зы и т. п.

Упражнения для развития тонких движений.

1. Сжимать и разжимать пальцы обеих рук «фонарики».

Читайте также:
Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов - Учебная программа

2. Соединить пальцы правой и левой рук «здравствуй, пальчик».

3. «Барабанщики»дети ударяют палец о палец и произносят слова:

Мы играем очень громко в барабан, в барабан,

Нас слышат все ребята тут и там, тут и там.

Упражнение «Жуки»

Дети говорят: «Жук, жук, где твой дом? Под зеленым под листом».

На первую, тихую часть музыки дети бегают по залу, руки напряжены и отведены назад. На вторую, громкую часть музыки вращают расслабленными руками. С концом музыки «уронить» туловище (муз. «Венгерская народная мелодия).

Игра «Лиса и зайцы».

Дети сидят по кругу на стульях (зайцы, вне круга ставится стульчик – дом лисы. Дети закрывают глаза, педагог обходит их по кругу и тот до кого он дотронется становится лисой. Далее дети должны сказать 3 раза. Сначала тихо,потом громче и совсем громко:

«Хитрая лиса, где ты, покажись, хитрая лиса, с нами поиграй, покружись».

После того как дети скажут 3 раза,лиса выходит и говорит:

«Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню – не отпущу».

Далее дети под музыку бегают прыгают по залу, с концом музыки прячутся,

а лиса их ловит. Игра повторяется 3 5 раз.

1. Выгодская И. Г. И др. «Устранение заикания у дошкольников в игровых

ситуациях». Книга для логопеда – 2-е изд., переработан. и доп.М: Просвещение, 1993 – 223с.

2. Кривцова Т. А. «программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет»

Практическое пособие.– М: АРКТИ,2010-28с.

3. Рычкова Н. А. «Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция

произвольных движений у детей страдающих заиканием.» методические

Рекомендации. – М; «Издательство ГНОМ и Д», 2000 – 32с.

4. Селиверстов В. И. «Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия». Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп. –М:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001 -88с.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город» Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации родителям «Безопасность детей дома» Уважаемые родители, законные представители!Безопасность вашего ребенка является основным звеном в комплексе воспитания. Необходимо предпринимать.

Рекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком дома Дорогие родители! Помните, что в деле воспитания и развития Вашего ребёнка мы, педагоги, и вы, родители, – коллеги, желающие в результате.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям «Зимние забавы для пальчиков» Уважаемые взрослые! Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые вы можете использовать для развития ребенка в домашних условиях.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Рекомендации родителям заикающегося ребенка
консультация по логопедии на тему

Рекомендации родителям заикающегося ребенка.

Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Что могут сделать сами родители?

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил:

Ø Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.

Ø Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.

Ø Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.

Ø Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.

Ø Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.

Ø Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.

Ø Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.

Ø Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушать обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие.

Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слова «заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать врачам, соседям, друзьям о его недуге, в особенности, употребляя эти слова.

Читайте также:
Применение естественных сил природы для устранения речевых, двигательных, психических проблем у детей с ОНР

Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что – то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь и ты мне расскажешь».

Просмотр телевизора или видеофильма вообще лучше исключить или свести к минимуму. Например: раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав.

Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если играть с ребенком в настольные игры, лепить, рисовать, читать ему знакомые книжки. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет, так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую демонстрирует постоянно логопед и родители. На занятиях у логопеда родители обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ребенком неторопливо, спокойно, не теряя выразительности.

Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо воспользоваться при устранении заикания. Необходимо на время коррекции заикания не приглашать гостей, которые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости,

Поменьше читать страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставлять ребенка учить стихи.

Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

В общем, надо исключить все, что мешает охранять покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно.

С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_roditelyam_zaikayushchegosya_rebenka.docx 15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям заикающегося ребенка.

Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Что могут сделать сами родители?

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил:

  • Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
  • Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
  • Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
  • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
  • Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
  • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
  • Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
  • Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушать обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие.

Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слова «заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать врачам, соседям, друзьям о его недуге, в особенности, употребляя эти слова.

Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что – то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь и ты мне расскажешь».

Просмотр телевизора или видеофильма вообще лучше исключить или свести к минимуму. Например: раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав.

Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если играть с ребенком в настольные игры, лепить, рисовать, читать ему знакомые книжки. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет, так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую демонстрирует постоянно логопед и родители. На занятиях у логопеда родители обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ребенком неторопливо, спокойно, не теряя выразительности.

Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо воспользоваться при устранении заикания. Необходимо на время коррекции заикания не приглашать гостей, которые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости,

Поменьше читать страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставлять ребенка учить стихи.

Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

В общем, надо исключить все, что мешает охранять покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно.

С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: