Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гелогаева Заира Халмурзаева, Ахмедов Ахмад Байтаевич

Жизнь каждого человека зависит от слаженной работы всех без исключения органов чувств, которые, гармонично дополняя друг друга, позволяют ощутить окружающий мир во всех его проявлениях и красках. Наравне с остальными одним из важнейших механизмов, которые помогают человеку в полной мере постичь окружающий мир и начать в нем полноценно ориентироваться, является слуховое восприятие, которое отвечает за поступление к анализаторам огромного количества информации. Изучение такого сложного и многогранного явления, как восприятие, в первую очередь необходимо для понимания способов взаимодействия человека с окружающей действительностью, а на основе этих сведений организации комфортных условий проживания. Значительную степень важности и приоритетности приобретает в современное время проблематика формирование эмоциональной базы и навыков выражения своих чувств для категории детей с дефектами слуха. Именно эмоциональное развитие и воспитание является первоочередным явлением, на котором в последствии строится вся жизнь.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гелогаева Заира Халмурзаева, Ахмедов Ахмад Байтаевич

Features of the emotional sphere in children with hearing impairment

The life of every person depends on the coordinated work of all sensory organs, which harmoniously complement each other, allow you to feel the world around us in all its manifestations and colors. Along with the rest, one of the most important mechanisms that help a person fully comprehend the surrounding world and begin to fully navigate in it is auditory perception, which is responsible for the huge amount of information received by analyzers. The study of such a complex and multifaceted phenomenon as perception is first of all necessary for understanding the ways of human interaction with the surrounding reality, and on the basis of this information the organization of comfortable living conditions. The formation of the emotional base and skills of expressing their feelings for the category of children with hearing impairments is gaining a significant degree of importance and priority in modern times. It is emotional development and upbringing that is the primary phenomenon on which all life is built later.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха»

Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха Features of the emotional sphere in children with hearing impairment

Гелогаева Заира Халмурзаева,

студентка 3 курса Специальная психология (дефектология) ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

Gelogaev Zaira Halmurzaeva,

Special Psychology (defectology) FSBEI of HE «Chechen State Pedagogical University»

Ахмедов Ахмад Байтаевич

к.псих.н., доцент кафедры «Социальная психология и дошкольная дефектология» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

Akhmedov Akhmad Baytaevich

Ph.D., Associate Professor, Department of Social Psychology and Preschool Defectology

FSBEI of HE «Chechen State Pedagogical University»

Жизнь каждого человека зависит от слаженной работы всех без исключения органов чувств, которые, гармонично дополняя друг друга, позволяют ощутить окружающий мир во всех его проявлениях и красках. Наравне с остальными одним из важнейших механизмов, которые помогают человеку в полной мере постичь окружающий мир и начать в нем полноценно ориентироваться, является слуховое восприятие, которое отвечает за поступление к анализаторам огромного количества информации. Изучение такого сложного и многогранного явления, как восприятие, в первую очередь необходимо для понимания способов взаимодействия человека с окружающей действительностью, а на основе этих сведений – организации комфортных условий проживания.

Значительную степень важности и приоритетности приобретает в современное время проблематика формирование эмоциональной базы и навыков выражения своих чувств для категории детей с дефектами слуха. Именно эмоциональное развитие и воспитание является первоочередным явлением, на котором в последствии строится вся жизнь.

The life of every person depends on the coordinated work of all sensory organs, which harmoniously complement each other, allow you to feel the world around us in all its manifestations and colors. Along with the rest, one of the most important mechanisms that help a person fully comprehend the surrounding world and begin to fully navigate in it is auditory perception, which is responsible for the huge amount of information received by analyzers. The study of such a complex and multifaceted phenomenon as perception is first of all necessary for understanding the ways of human interaction with the surrounding reality, and on the basis of this information – the organization of comfortable living conditions.

The formation of the emotional base and skills of expressing their feelings for the category of children with hearing impairments is gaining a significant degree of importance and priority in modern times. It is emotional development and upbringing that is the primary phenomenon on which all life is built later.

Ключевые слова: эмоциональная сфера; нарушение слуха у детей; коррекционная работа.

Key words: emotional sphere; hearing impairment in children; correctional work.

Итак, многие ученые-психологи подчеркивают в своих работах первоочередность развития эмоций и чувств у ребенка. По мнению ученых и исследователей этой проблемы, любые модификации сферы познания у детей на протяжении их жизни необходимо связывать с возникающими эмоциями и процессом формирования личности.

Читайте также:
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

Механизм развития эмоций и воли человека является весьма трудоёмким и сложным. Он основывается на синтезе внешний и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести социальную среду воспитания

и обитания ребенка, а к внутренним – психологический аспект, особенности физического и физиологического развития, гены.

Немаловажную роль играет изучение детской эмоциональной сферы, ведь любое нарушение или отклонение может послужить сигналом к тому, что с развитием ребёнка не все в порядке. Если рассматривать проблему нарушения слуха у детей, то в этом случае основной акцент делается на специфике речи и развитии дальнейшей познавательной активности.

Нарушение слуха – это затрудненность воспринимать окружающие звуки или отсутствие способности различать звуки с низкой амплитудой. Но, если рассматривать данное определение с точки зрения медицинской классификации болезней, то нарушение слуха – это частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки. В следствии дефекта слуха (глухоты, тугоухости) ребенку сложно воспринимать речь. Причем, оба эти дефекта он может либо приобрести в течении жизни, либо родиться с одним из них.

В науке имеется 3 основные методологические основы данного нарушения.

1. Положение о структуре дефекта.

• Первичный дефект – это нарушение слухового восприятия (понимание информации).

• Вторичный дефект имеет социальную природу, а именно ОНР/ТНР. Речь не может сформироваться спонтанно, а только в особых социальных и коррекционных условиях

• Третичный дефект является следствием вторичного дефекта. То есть, наблюдается нарушение мышления, а именно, словесно-логического; нарушение произвольности, отставание в развитии на 2-3 года, следовательно, нарушение воли и проявлений эмоций ребенка; затруднение коммуникации. Но, если речь имеется, то, третичное отклонение не проявляется.

• Четвертичное отклонение в следствии третичного, а именно, наблюдается деформация в личностной сфере (формирование мотивации, целеустремленности, любознательности и так далее).

2. Положение о компенсации дефекта.

1) Внутрисистемная компенсация – восстановление нарушенной функции за счет остаточной возможности, поврежденной системы, например, слуховое внимание.

2) Межсистемная компенсация – предполагает восстановление нарушенной функции «обходным путем». За счет возможностей другой сохранной системы, например, чтение с губ.

3. Положение об общих и специфических закономерностях развития при нарушении слуха. Первое, это общие закономерности, характерны для детей с условной нормой и при любом варианте дизонтогенеза. Второе, модально-неспецифические закономерности, которые характерны для детей с дизонтогенезом и отличают их от детей с условной нормой.

Не секрет, что проблема нарушений слуха является одной из основных в дефектологии. И для правильной постановки диагноза и дальнейшего лечения следует выявить первопричину возникновения этого дефекта, учитывая при этом индивидуальные особенности развития каждого маленького пациента в интеллектуальном, психоэмоциональном и эмоционально-волевом плане, а также возможности прогнозирования альтернативного образования и проведения необходимых работ по устранению данной проблемы.

В развитии, а также формировании эмоциональной сферы детей с проблемами слуха, имеют влияние определенные негативные факторы. Отсутствие возможности у ребенка общаться с людьми, в следствии глухоты, вызывают в будущем проблемы с адаптацией в окружающем мире и отсутствие опыта построения межличностных отношений. Неслышащим детям практически недоступно восприятие музыки, которое как доказано учеными, позитивно влияет на сферу социализации.

Важно понимать, что существует ряд факторов, которые оказывают положительный эффект на дальнейшее развитие детей с нарушениями слуха, например:

более широкий спектр мимики;

интерес к эмоциональной стороне жизни;

новые движения и жесты;

овладение новыми видами деятельности.

В ходе развития эмоциональной сферы у детей с проблемами слуха участвуют те же составляющие развития, что и у здоровых детей. На первом году жизни у ребенка начинают формироваться и развиваться эмоции, однако они зависят от ситуации, с которыми сталкивается малыш и трансформируются в зависимости от его роста. Постепенно эмоции разрастаются, трансформируются, подпитываются музыкой, искусством, коммуникациями.

К таким ситуативным проявлениям эмоциональных состояний можно отнести симпатию по отношению к близкому, знакомому человеку, которая основывается на основе предыдущего приятного опыта и спектра эмоций.

В данное время, учитывая трансформационные сдвиги в медицине, науке и технике можно получить самые точные результаты исследований эмоциональной сферы, а особенно детей с различными отклонениями здоровья, такими как дефекты слуха. Общая теория эмоций, разработанная не так давно, значительно помогает в решении этих вопросов.

По мнению большинства авторов, у детей с проблемами и нарушениями слуха значительно затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников, иными словами процесс социализации у них проходит намного сложнее. Однако отсутствие слуха выражается в развитии сенсорной стороны восприятия, а именно попытках приблизиться, погладить по руке или по голове, обнять понравившегося товарища и т.д. Такие действия со стороны ребенка с проблемами слуха очень часто не воспринимаются «нормальными» детьми и не расцениваются, как проявление эмоций, что в свою очередь затрудняет процесс общения и взаимопонимания. В начале пребывания в новых социальных условиях (например, детский сад) дети не оказывают поддержку друзьям, не выражают сочувствия друг к другу, а наоборот стараются ограничить себя от общения с «особенными» детьми.

Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатели используют прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешают обиженного, демонстрируют свое сочувствие — такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. Важно действенное указание — пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.

Читайте также:
Курсы повышения квалификации для логопедов

Ключевую роль в практике развития эмоциональной и чувственной сферы играет процесс понимания эмоционального фона других людей, умение сопоставлять эмоции и манеру поведения.

В процессе исследования эмоционального развития детей с дефектами слуха можно выделить ряд проблем:

1) специфичность развития и проявления эмоций среди детей с нарушением слуха дошкольного и школьного возрастов, а также анализ фактора наследственности;

2) исследование возможности детей с нарушением слуха понимать и чувствовать эмоции других людей.

Способность к эмпатии, сопереживанию, прочувствованнию эмоций других людей значительным образом отображает уровень развития эмоций ребенка. Она провялятся чаше всего в жестах, различной мимике, интонации.

В проведенных исследованиях была изучена взаимосвязь между характером общения глухих детей со взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Также было установлено, что неспособность проявлять эмоции у детей с нарушением слуха не всегда обусловлена их дефектом, а имеет прямую взаимосвязь с качеством и характером речевого общения со взрослыми.

Глухие дети глухих родителей обнаруживают наибольшее количество эмоциональных проявлений разного типа, и приближаются по этим показателям к слышащим детям. Глухие дошкольники же, у родителей которых отсутствуют проблемы со слухом, показали наименьшее количество эмоций в разных жизненных ситуациях.

Результаты исследований также подтверждают, что слабые эмоциональные проявления у дошкольников с проблемами слуха являются результатом недостаточного воспитания, отсутствием правильного понимания родителей как социализировать глухого ребенка, неумением либо нежеланием взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

В отличие от людей с нормальных слухом, глухие мамы обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком. И именно поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, получают все необходимые навыки для правильного осознания и восприятия окружающего мира, а также у них прослеживается большее количество положительных эмоциональных проявлений, нежели глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома либо в специальных учреждениях интернатного типа.

Очень большую роль в эмоциональном формировании детей с проблемами слуха и на их взаимоотношения с родителями играет отсутствие близости с семьей. Отсутствие понимания близких и нежелания их помочь ребенку в будущем приводят к проблемам социализации и нарушениям эмоционального состояния детей.

Научными исследованиями доказано, что сложным оказалось как для слышащих, так и для дошкольников, у которых имеются проблемы со слухом, это идентификация психоэмоциональных состояний по предлагаемому набору изображений.

Среди глухих детей очень малое количество правильно идентифицировали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше распознавались и понимались эмоциональные состояния персонажей изображения. Дошкольники с нарушениями слуха значительно уступали слышащим сверстникам по опознанию эмоций во всех вариантах изображений, исключение составили только изображения гнева, которые опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими детьми. Во время опознания данной

эмоции они использовали жестовое обозначение «взволнованность». С большей точностью были узнаваемы эмоции по их внешнему выражению тех детей, родители которых также имели нарушения слуха, с меньшей точностью— дети слышащих родителей.

Можно сделать вывод, что четкие внешние проявления, доходчивость и конкретность ситуации имеют огромную значимость для правильного опознания и восприятия глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека. Следует отметить, что относительно позднее знакомство с разнообразием чувств человека, может иметь целый ряд негативных результатов для глухих детей. Для них характерны трудности в понимании литературных произведений, осознании причинно -следственной связи

действий и поступков тех или иных персонажей, в понимании причин эмоциональных переживаний, разнообразия между персонажами, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям.

Все эти факторы делают окружающий мир глухого ребенка бедным и некрасочным, приводит к трудностям в понимании и сопереживании эмоциональных состояний других людей, а с другой стороны упрощает складывающиеся межличностные отношения. Сложности в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими, могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и злобы, а также к нарушениям психологического состояния ребенка.

Дошкольное детство – это особое, очень важное время, когда ребенок учится познавать окружающий мир, и от качества данного познания напрямую зависит темп его дальнейшего развития. В дошкольном возрасте чрезвычайно активно совершенствуются все показатели психики ребенка. И наиболее интенсивно идет познавательное развитие, которое очень затруднено, если у ребенка проблемы с восприятием звуков и их правильным пониманием, и воспроизведением. При этом старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к школьному обучению, поэтому коррекционная работа, направленная на исправление показателей эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха в этот период, является особенно актуальной.

Список используемой литературы:

1. Волков, Б. С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2017. — 287 с.

Читайте также:
Как устроена речь

2. Джанерьян, С. Т. Психология эмоций и воли [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. Т. Джанерьян. — Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. — 142 с. — 978-5-9275-1972-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78699.html

3. Исследование личности детей с нарушениями слуха / под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1981

4. Лазуренко, С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте [Электронный ресурс]: монография / С. Б. Лазуренко. —М.: Логомаг, 2015. — 284 с.

5. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 2015. – 464с.

6. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М.,

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л.С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Г.М. Бреслав в своем учебном пособии «Психология эмоций» освещает основные направления изучения эмоций и чувств. В пособии приведен анализ природы и функции эмоциональных явлений, который показал удивительное многообразие эмоциональной сферы, к которой относят как ощущения боли и дискомфорта, так и длительные, кратковременные вспышки ярости, способности индивида выражать и понимать собственные состояния и влиять на состояние других людей. Некоторые исследователи считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Арнольд, Лазарус, Юнг). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Изард, Леепер, Моврер, Рапапорт, Шахтель, Томкинс).

По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е.Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и другие).

Познавая окружающую действительность человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.

Эмоция- особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Особую актуальность проблема особенностей развития эмоциональной сферы приобретает для детей с проблемами в развитии. У младших школьников с нарушением слуха процесс развития личности затрудняется из-за недостаточного развития речи, маленького объема знаний, а также из-за ограниченного общения с окружающими. Комплексное изучение особенностей эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза, или аномального развития представляет собой актуальную научную задачу. У детей с нарушением в развитии наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у младших школьников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость. Эмоционально устойчивый человек будет лучше усваивать учебную программу, иметь хорошие отношения с окружающими людьми, лучше адаптироваться в обществе.

Для изучения эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и у детей с развитием в норме было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ гимназия №25 города Ставрополя, а также Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя.. Экспериментальную группу составили 2 глухих и 2 слабослышащих детей. Контрольную группу составили дети с развитием в норме в количестве 4 человек. Возраст детей составляет от 7 лет.

Целью исследовательской работы было выявление особенностей эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха, а также у детей развивающихся в норме.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы методики:

Методика №1. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева,Ю.А. Афонькина).

Цель: выявить особенности восприятия и понимания детьми 3-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей.

Методика №2. Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотова).

Цель: выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Результат нашего исследования показал, что развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха отстает от развития данной сферы у детей с развитием в норме. У детей с нарушением слуха активный словарь меньше, чем у детей, развивающихся в норме, тем самым глухим и слабослышащим детям тяжело определять похожие эмоции, имеющих различные наименования. Дети с нарушением слуха часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, злобу, по сравнению с детьми, развивающимися в норме. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

Особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.

Таким образом, проанализировав результаты эксперимента, можно сделать вывод: эмоциональная сфера детей из контрольной группы развивается в соответствии с возрастной нормой. Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме.

Литература.

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – с. 3-203

Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов.- М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 416 с.

Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция.)

Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с

Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.

Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

На формирование психики ребенка решающее влияние оказывает развитие деятельности. В процессе активного взаимодействия человека с окружающей действительностью происходит совершенствование психических процессов, обогащение и усложнение форм познания, усвоение социального опыта.

В возрастной психологии выделяют ведущую деятельность (А.Н.Леонтьев), реализация которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной стадии развития человека. Значение ведущей деятельности для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности ребенок открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. На начальных этапах онтогенеза Д. Б. Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей: непосредственно-эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст).

В психическом развитии детей с нарушениями слуха наблюдаются те же ведущие деятельности, что и у нормально слышащих. Однако их становление происходит в осложненных нарушением условиях и имеет специфические особенности.

У ребенка, родившегося глухим или потерявшего слух в первые месяцы жизни, сложности в становлении ведущей деятельности начинаются достаточно рано, с развития эмоционального общения. Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой служит реакция сосредоточения, возникающая у младенца при контактах со взрослыми, затем — появление улыбки и, наконец, комплекс оживления. Комплекс оживления — это сложная реакция, включающая в себя выразительные движения, вокализации, зрительное и слуховое сосредоточение, на основе которой позднее возникают и становятся разнообразными движения рук, эмоциональные реакции (улыбка, смех), издаваемые ребенком звуки. Это — начало непосредственно-эмоционального общения вне практического сотрудничества с взрослыми. В таком общении дети используют различные экспрессивно-мимические средства и движения. Система дословесных средств коммуникации, формирующаяся сначала в эмоциональном общении ребенка с матерью, близкими, а затем в предметной деятельности и служащая для выражения чувств, представлений об окружающем мире и о себе, была названа Е. И. Исениной прото-языком. Он является предпосылкой усвоения речи — словесной или жестовой и формируется у всех детей, как и у глухих, так и у слышащих, ибо все они общаются с взрослыми.

Е. И. Исенина изучала развитие протоязыка у глухих и слышащих детей в возрасте до двух лет. При этом анализировалось формирование жестов — указательного, «не хочу», «на», «дай», «нет», «да» и других; взглядов и действий. Выделено четыре типа взглядов: контактный взгляд, направленный в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание; указательный, направленный на предмет с целью привлечь к нему внимание другого человека; взгляд, ищущий оценку (своего действия), направленный в глаза другому человеку после совершения какого-либо действия; соединяющий взгляд, объединяющий предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому он обращается по поводу этого предмета. У годовалых глухих детей отмечены два типа взглядов — контактный (98%) и ищущий оценку (2%), у слышащих сверстников представлены уже все четыре типа взглядов: контактный, указательный, ищущий оценку и соединяющий. К полутора годам, т.е. на полгода позже, чем у слышащих, у глухих детей появляются и другие типы взглядов. На этих показателях сказывается влияние условий семейного воспитания: они характерны для глухих детей слышащих родителей. Глухие родители умеют устанавливать контакты со своими глухими детьми, поэтому развитие взглядов и естественных жестов у детей идет быстрее и лучше.

Анализ естественных жестов показывает, что физическая структура жеста формируется постепенно, прежде всего путем подражания жестам взрослого («дай», «на») и путем выделения физической структуры действия, частично совпадающей с жестом по форме («хочу», «не хочу»). У глухих детей в возрасте до двух лет медленнее формируется функциональное содержание жеста. У слышащих детей формированию и правильному использованию жеста помогает речь. В протоязыке глухих детей большое значение приобретают движения, в первую очередь жесты, число и частота употребления которых в функции привлечения внимания больше, чем в протоязыке слышащих. В процессе общения глухому ребенку необходимо удерживать внимание взрослого. Слышащие дети добиваются этого вокализацией перед жестом или после него. Глухие дети удерживают внимание взрослого взглядом, всегда сопровождающим жест. Сохранение глухим ребенком нужного для воздействия выражения лица в течение всего высказывания свидетельствует об усилении роли эмоциональной экспрессии. Она передает внутреннее эмоциональное состояние ребенка, его отношение к партнеру по общению. Эмоционально-экспрессивные функции, а также функцию удерживания внимания взрослых, по мнению Е. И. Исениной, у глухих детей выполняют жесты, взгляд и мимическая эмоциональная экспрессия.

Читайте также:
Семинар-практикум логопеда для родителей 'Скоро в школу'

Таким образом, в становлении первой ведущей деятельности — эмоционального общения — у многих глухих детей, особенно у глухих детей слышащих родителей, наблюдается отставание.

Любая ведущая деятельность возникает не сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, внутри данной ведущей деятельности осуществляется подготовка к переходу к следующей ведущей деятельности. Ее формирование проходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями, собственно предметными действиями (использованием предметов по их функциональному назначению) — и овладения определенными способами действий с предметами, закрепленными в общественном опыте.

У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметным действиям совершается медленнее, чем у слышащих. Это связано с тем, что на предыдущем этапе психического развития в эмоциональном общении не были сформированы те его компоненты, которые способствуют привлечению внимания к предметам и действиям с ними, — указательный и соединяющий взгляды, соответствующие жесты.

Особенно значимы в период раннего детства, соотносящие и орудийные действия. Становление этих видов действий у глухих детей протекает примерно так же, как и у слышащих, — от специфического манипулирования предметами совершается переход к их функциональному использованию на основе вычленения свойств предметов и пространственных отношений между ними. По мнению Д. Б. Эльконина, это — одно из важнейших направлений овладения предметными действиями, благодаря которому ребенок начинает правильно использовать орудия. При этом происходит перенос действия с одного предмета на другой; например, ребенок учится пить из чашки, кружки, стакана и т.п. Благодаря переносу осуществляется отрыв действия от предмета, от конкретной ситуации. Ребенок открывает функции предметов, усваивает их постоянное значение, закрепленное за ними обществом. Но у глухих детей без специального обучения такое развитие совершается медленно и неравномерно. По данным А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской,

Э. И.Леонгард, некоторые виды действий появляются у них только после двух — двух с половиной лет и даже в старшем дошкольном возрасте.

Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. Понимание функционального назначения предмета обычно предшествует орудийному действию. Вот как эти авторы описывают особенности этого перехода у глухих детей: «Например, тапочки прикладываются к ногам куклы; расческа может “гулять” поверх платка или шапочки; ложечка небрежно тычется в лицо куклы. В большинстве, случав действия, производятся однократно, как бы просто демонстрируются. Однако при этом ребенок не допускает неадекватных действий, т.е. не прикладывает тапочек к голове, а расческу к ногам. Однократность и неразвернутость действий объясняются тем, что дети не владеют соответствующим орудийным действием (не умеют надеть туфельку, шапку, не владеют расческой и т.п.)» (Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные детские учреждения. — М., 1972. — С. 12). Часто глухие дети пытаются опереться на побочные ориентиры, например порядок предъявления раздражителя. Большая роль в овладении действиями принадлежит ориентировке ребенка на реакцию взрослого, но, так как доречевое общение неполноценно, дети не всегда правильно понимают или истолковывают эту реакцию.

Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами

Басилова Т.А., факультет клинической и специальной психологии МГППУ (Москва)

В настоящее время принято считать группу детей с врожденной глухотой достаточно разнородной по составу. В зависимости от причин нарушения слуха, примерно третья часть этой группы может иметь дополнительные нарушения: недостатки зрения, костно-мышечной системы; интеллектуальную недостаточность, соматические заболевания и пр. Наряду с этими видами дополнительных нарушений при глухоте в западных странах широко обсуждается частота проявления эмоциональных и поведенческих расстройств у детей со слуховым ограничением. Согласно данным этих исследований, примерно треть учащихся школ для глухих имеет поведенческие проблемы. Особенно высокий процент проблемного поведения (54%) был выявлен в отделениях для глухих детей с дополнительными нарушениями. Наряду с дополнительным нарушением, в зарубежных исследованиях рассматриваются еще три фактора, имеющих важное значение при возникновении проблем поведения: недостаток коммуникативных навыков со стороны ребенка, проблемы отношения родителей к глухому ребенку и нарушенное взаимодействие между родителями и ребенком.

В очень немногочисленных отечественных исследованиях эмоциональных особенностей людей с нарушением слуха встречается мнение о свойственной им излишней невротизации и характерологических нарушениях, объясняемых прежде всего сенсорной и социальной депривацией (Матвеев,1997).

В течение ряда лет нами наблюдаются более 100 глухих детей со сложным нарушением – учащиеся Санаторной школы- интерната №65 для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями г.Москвы. Выраженность и уникальность нарушений у части этих детей сделало невозможным их обучение в классах, поэтому в разное время они были переведены на индивидуальное обучение. Все они имели сложные нарушения, такие как слепоглухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные интеллектуальные нарушения и педагогическую запущенность, хронические соматические заболевания, эпилепсию.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи

Но среди них мы выделили особую группу детей, отличающуюся особой эмоциональной неуравновешенностью, трудностями в общении (в использовании жестовых и словесных средств общения), агрессивным и самоагрессивным поведением, своеoбразием свободного (спонтанного) поведения и рисунка, несформированностью произвольной деятельности. Многие из них отставали в психическом развитии, испытывали большие трудности и даже невозможность обучения по традиционным программам школы глухих. При этом нельзя было отнести все трудности этих детей к умственной отсталости, от умственно отсталых детей их отличала асинхрония в развитии разных психических функций.

Опыт индивидуального обучения и воспитания этих детей в школе показал разную природу их поведенческих и эмоциональных нарушений. В ряде случаев, трудности общения и обучения объяснялись нарушением привязанности. В других случаях в основе особенностей поведения лежали сложные неврологические расстройства. Понимание природы этих нарушений позволило подобрать адекватные методы психологического сопровождения и обучения этих детей и существенно нормализовать их поведение. Меньшие успехи наблюдались в случаях раннего детского аутизма и психических расстройств у глухих детей со сложными нарушениями.

  • Внутренняя материнская позиция у беременных женщин: теоретический и эмпирический анализ
  • Нарушения контакта у детей со сложной структурой дефекта и истероидными чертами. Случаи из консультативной практики
  • Влияние холдинг терапии на развитие взаимодействия в семье, воспитывающей аутичного ребенка
  • Факторы эмоциональной регуляции телесного опыта и физического самочувствия у подростков
  • Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
  • Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного рисования
  • Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами
  • Психологическая диагностика детей с нарушениями по «пограничному» типу
  • Важные аспекты жизни ребенка со сложными отклонениями
  • Зависимость аутичного подростка и взрослого от значимого для них человека на примере облегченной коммуникации
  • Особенности процедуры психологической диагностики детей с предполагаемым диагнозом “детский аутизм”
  • Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе
  • Эмоциональные расстройства при различных нейропсихологических синдромах в детском возрасте
  • Преодоление потребности в саморазрушении у пациентов с синдромами зависимости
  • Особенности психологической коррекционной помощи детям с легкими формами аутизма
  • Оценка эмоциональных состояний подростков с нарушениями зрения
  • Клинические проявления нарушений психического развития социальных сирот
  • К вопросу о психотерапевтической работе с семьей в контексте дефектологической практики
  • Взгляд родителей на программы диагностики и помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения аутистического спектра
  • Особенности реакций аутичных детей на речевые инструкции
  • К вопросу о медикаментозной коррекции раннего детского аутизма
  • Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка
  • Диагностические процедуры в деятельности специалистов центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции
  • Иппотерапия как метод коррекции пространственного восприятия у детей с аутизмом
  • Работа с детьми с нарушениями эмоциональной регуляции с помощью развивающих сред
  • Использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения эмоциональной регуляции
  • Экспериментально-психологический подход к изучению эмоциональной сферы детей 11-13 лет, больных шизофренией
  • Опыт онтогенетически-ориентированного анализа проявлений эмоционально-ценностного отношения к себе у детей с нарушениями развития
  • Динамика развития аффективной сферы в возрасте 6 – 10 лет при нарушениях аутистического спектра в сравнении с нормой
  • Применение эдинбургского рисуночного теста (эрт) для диагностики уровня развития интеллекта детей с синдромом детского аутизма
  • Система коррекционной работы по формированию эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями
  • Об осознании своей «особости» подростками и молодыми людьми с аутизмом
  • Опыт групповой работы с аутичными детьми
  • Особенности педагогического обследования детей с аутизмом
  • Игровая терапия при детском аутизме
  • Осознание и дифференциация собственного гнева детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением
  • Уровневый подход к анализу общения детей с нарушениями развития
  • Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (нейропсихологический подход)
  • Детская тревожность в контексте изучения психосоматического развития
  • Особенности восприятия родителями ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью
  • Детская агрессивность как проблема культурного и психического развития
  • К вопросу об эмоционально-ценностном отношении матери к ребенку раннего возраста с синдромом дауна
  • Эмоциональный опыт детей с ожоговой травмой
  • Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков
  • Изучение агрессии и страхов у подростков с различной психической патологией
  • Клиника возбужденной мании у детей и подростков
  • Организация групп психологической поддержки родителей в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей аутичного ребенка
  • О некоторых особенностях восприятия и оценки времени в онтогенезе
  • Работа с родителями в интегративном детском саду
  • Опыт организации службы сопровождения для детей с аутизмом и их семей
  • Использование теоретических подходов научной школы К.С. Лебединской в анализе механизмов поведенческой дезадаптации детей с двигательной расторможенностью
  • Изучение самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями слуха, имеющих сложную структуру дефекта
  • Исследование психологических особенностей подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр
  • Восприятие эмоций у подростков в норме и патологии
  • Особенности родительского отношения к детям с детским аутизмом
  • Диагностика «возбужденной мании», маскированной гиперкинетическим и психопатоподобным поведением у детей
  • Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема
  • к статьям номера
Читайте также:
Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопункта

© 2000 – 2022 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.

При использовании материалов прямая активная ссылка на издание “Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education” обязательна.
Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Читайте также:
Проект Моя малая Родина

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Развитие детей с нарушением слуха

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

Читайте также:
Конспект логопедического урока во втором классе ‘Дифференциация Ч – Ц’

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Конспект логопедического занятия «Овощи. Огород»

Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»

Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.

2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).

Выставляется сюжетная картина «Огород».

Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).

Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».

Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:

4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».

Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».

Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.

Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.

Дети выполняют задание.

Что мы посадили вверху? А что внизу?

Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.

Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.

Читайте также:
Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

Выложите на полоски на овощи.

Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.

«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.

Дети «читают» свои схемы.

А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.

7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».

Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.

Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.

Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.

Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.

У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.

8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».

Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.

Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!

Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!

Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!

Кто как говорил?

Ответы детей.

9. Физминутка «Зарядка для овощей».

Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает

И идет на огород:

— Все ли тут у нас в порядке?

Как дела у вас на грядке?

Всем скомандую: подъем!

Мы зарядку проведем.

Все вы делайте со мною

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

(приседания, наклоны, имитация движений).

10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

Ответы детей.

11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».

Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).

Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь

Какой сок понравился вам больше всех остальных?

12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».

А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.

Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.

Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).

Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.

13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».

Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.

Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…

15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».

Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.

Ответы детей полным предложением.

16. Итог занятия.

Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.

Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя

Кабанова Екатерина Александровна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: