Осень – логопедическое занятие

Конспект фронтального логопедического занятия «Осенняя пора»

Закрепить характерные приметы осени, ее периоды.

Закрепить знания детей о постепенных изменениях в природе под влиянием похолодания.

— обогащать словарный запас дошкольников словами из лексической темы «Осень»

Тренировать детей в образовании и подборе прилагательных к существительным и согласовании их в роде и числе.

Подбирать названия действий к словам-существительным.

Формировать понятие о многозначности слов: учить словообразованию сложных слов.

Обучать сравнительной степени предметов.

Воспитывать направленность к изменениям грамматических слов, путем сравнения единственного и множественного числа.

Учить детей правильно строить сложносочиненные предложения со словами «сначала», «потом», и сложноподчиненных с долей «потому что …» учить составлять рассказы по картине и отвечать на вопросы.

Развивать наблюдательность, память, фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.

Формировать способность выполнять указания логопеда, выражать свое мнение и обосновывать его.

Воспитывать творческий интерес к обучению и любовь к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», листочки, сюжетные картинки, панно.

Подготовительная работа: Беседы и рассказы об осени. Рассмотрение серии картин «Осень» и их описание. Наблюдение за изменениями в природе. Систематическая работа по совершенствованию грамматического состава речи. Отгадывание загадок. Ознакомление с упражнениями на речевое дыхание и ежедневное их выполнение. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.

Ход логопедического занятия в детском саду

Логопед: Дети, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное)

Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними. А для того чтобы гости узнали какие вы умные, сообразительные, старательные, внимательные, поиграем в игры. А сейчас отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

(Появляется девочка-Осень с корзиной)

Осень: Пришла я к вам в гости

В моей корзинке

Есть для вас подарки.

И много есть задач

Но, думаю, у вас не будет неудач.

Поэтому времени не теряйте

(Отдает корзину логопеду, на листочках задания и игры. Логопед по очереди берет листочки и зачитывает задания.)

Логопед: — Осень, приглашаем тебя поиграть с нами.

— Дети, вспомните осенние месяцы.

— Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Быстро течет время. Недавно была ранняя осень. А сейчас, какое время, какой месяц осени?

Дети — поздняя осень, ноябрь.

Логопед: Правильно. Как вы думаете, что происходит в ноябре?

Дети: опадают листья с деревьев.

Упражнение «Листочки полетели» (на развитие дыхания)

(Дети делают вдох носом, а затем выдыхают изо всех сил набранную струю воздуха ртом.)

Логопед: Так какими были деревья в октябре?

Дети: Красочными, желтыми, красными, оранжевыми, золотистыми.

Логопед: А какими они стали в ноябре?

Дети: Голыми, грустными, черными, безлистными.

Логопед: Осень раздела деревья, покрасила траву, идут холодные, долгие дожди. Какая погода осенью?

Игра «Поговорим о погоде»

Логопед: Если идет дождь — погода … (дождливая)

Если сильный ветер — погода … (ветреная)

Если очень холодно и сыро погода — погода … (холодная, сырая), небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода — (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода … (безоблачная), на улице осень — погода … (осенняя).

Игры «Один — много»

Дождь — дожди — дождей;

Облако — облака — облаков;

Ветер — ветры — ветров.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Идут дожди»

Идут и идут, и идут дожди (барабанить по столу кончиками пальцев, имитируя звуки капания дождя).

Стали черными кусты (встряхивать пальчиками),

И деревья черные стали,

Потому что листочки все опали (имитировать опадение листьев с деревьев).

Логопед: Что происходит осенью с листьями?

Дидактическая игра «Какой это листочек»

Логопед рассматривает с детьми на столе осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки. Ставит детям вопрос:

— Что происходит осенью с листьями? (Желтеет, увядает, сохнет).

— Листья каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, осины, рябины, липы).

— Лист клена как называется? (Кленовый).

Логопед побуждает детей назвать по аналогии листья березы, тополя, рябины, осины, дуба, ивы и др. Затем детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветные.) Дети называют цвета различных листочков.

Логопед: Дети, чтобы листочки не унывали, давайте сделаем из них веночек и украсим его.

Читайте также:
Формирование представлений об ударении у детей

Логопед: Что делает ветер с листочками? (Срывает, качает, сдувает).

А что еще делает ветер? (Гудит, дует, воет).

А кто еще воет? … (Волк, собака)

А что делают листочки? (Летят, крутятся, шелестят, растут)

Много листьев падает на землю. Листья падают … Как можно сказать о них одним словом? (листопад). Письма носит — (почтальон).

Игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Да не так ли?»

Логопед предлагает детям послушать несколько предложений и сказать, что в них не соответствует действительности.

Осенью можно купаться в реке, загорать на пляже. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью купаться уже холодно, солнышко плохо греет.)

Осенью все распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью растения увядают, а птицы вылетают на юг.)

Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и на огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или нет? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме.)

Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги босоножки. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают резиновые сапоги.)

Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью часто идет дождь.)

Осень — прекрасная пора года. Так это или нет? Почему? (Правильно. Осень — очень красивая и богатая на урожай пора.)

Логопед: Дети в природе все происходит постепенно, что-то сначала, а что-то потом. Вот мы сейчас поиграем в игру с рисунками.

Сначала листья на деревьях были зеленым, а потом пожелтели.

Сначала листья пожелтели, а затем упали на землю.

Сначала трава была зеленой. А потом стала желтая.

Сначала ягоды на калине были зеленые, а потом стали красные.

Интересно осенью наблюдать за всеми изменениями, которые протекают в природе.

Вы уже много знаете об осени. Помогите мне сказать правильно:

«В начале осени еще не так холодно, но постоянно становится … (как?) — холоднее

Ветер дует сильно, но может дуть еще как? — сильнее

В лесу растут разные деревья, высокие а еще есть?

Этот листок большой, а этот еще какой?»

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Дети сидят на ковре. Логопед начинает предложение, дети придумывают его окончание:

Я люблю осень, потому что …

Осень — унылая пора года, потому что …

Я сегодня не пойду гулять, потому что …

Дети одевают куртки, резиновые сапожки, берут на прогулку зонтики, потому что …

Осень — хорошее время года, потому что …

Я люблю осень, потому что …

Осень называют вечером года, потому что …

Птицы осенью улетают в теплые края, потому что …

Деревья осенью сбрасывают листья, потому что …

Логопед читает стихи на тему.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: Называет слова, а дети подбирают к ним антонимы.

Описательный рассказ по рисунку «Осень»

Пришла осень. Идут дожди. Небо покрыто серыми облаками. Листья на деревьях пожелтели.

Пришла осень. Идут дожди. Небо серое. Листья желтеют. Деревья теряют листья. Облака плывут по небу.

Логопед: Дети, послушайте стихотворение об осени.

Логопед: Дети, кроме последних теплых дней и разноцветных листьев на деревьях, что дарит нам осень? (Урожай: овощи, грибы, ягоды, фрукты — все, что созревало и зрело летом)

Логопед: — Осенью все дружно запасают пропитание себе на зиму — люди собирают урожай в саду, на огороде, в лесу; зимующие птицы прячут про запас в щели коры деревьев животные, которые зимой не спят, также заготавливают пищу. Осень и вам принесла щедрые дары и хочет вас угостить.

Итог занятия

Логопед: На этом наша работа заканчивается. Мы с вами выполнили много интересных задач с которыми вы хорошо справились. Давайте вспомним.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»

Надежда Александровна Юдина
Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень».

• систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

• активизировать глагольный словарь по данной теме;

• продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• продолжать учить согласовывать движения с речью.

• развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

• продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Читайте также:
Пособие 'Домик буквы'

• воспитывать положительное отношение к временю года «Осень», показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по своему;

• контроль за собственной речью и речью других ребят.

Оборудование: презентация (картинки осень, кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.

Дети должны знать:

Осень, листва, листопад, стая, заморозки, дождь, (осенняя) пора, тучи, лужи, туман, животные, берлога, дупло, нора, слякоть, увядание, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, дерево, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, дуб, осина.

Опадать, осыпаются, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать, менять, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, моросит, расти, падать, рубить, собирать.

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, багряный, осенний, дождливый, холодный, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, хвойный, разноцветный, унылая, грустная, прощальная, дальний, хмурая, сырая, дивная, прекрасная, голые, лиственный, смешанный, высокий, низкий,

олодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, широкий, пышный, осенний.

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, пышно, высоко, низко, густо, редко.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень).

Для начала ребя мы с вами сделаем зарядку для язычка:

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Логопед: Молодцы, ребята.

Игра «Осенняя копилка».

Логопед: – Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Логопед: – Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

• Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

• Дует злой северный ветер.

• Часто идет холодный дождь.

• Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

• Листья покрывают землю разноцветным ковром.

• Птицы улетают в теплые края.

• Люди собирают урожай.

• В лесу появились грибы и ягоды.

А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?

Логопед: Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

Работа над силой голоса.Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата:

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся.Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу,закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки висят, осипше.кисточки с нами говорят: «А-о-у-и».

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

У детей на столах лежат картинки «Осень»,дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.

Читайте также:
Информация для родителей по лексической теме: Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Логопед: Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.

Игра «В гостях у Гном-гномыча».

Цель: учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.

Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.

Логопед: Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.

Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осень» .

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Логопед: Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Один-много»

Цель: учимся называть слова во множественном числе.

Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.

Логопед: Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

Логопед: А сейчас,я проверю на сколько вы знаете осенние листочки. (плакат с листьями, которые мы насобирали).

Игра «Назови лист»

Логопед: – Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Пересказ рассказа по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Логопед: – А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила.

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Итог занятия. Логопед: – Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие?

Фронтальное занятие по лексической теме: «Наземный транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Активизация словаря по теме: «Наземный транспорт»; 2. Закреплять знания детей о наземном транспорте; 3. Закреплять.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Детский сад. Игрушки» Коррекционно-образовательные задачи: -формирование грамматического строя речи – Коррекционно –развивающие задачи: – отрабатывать у детей.

Картотека загадок по лексической теме «Осень» (Осень; сентябрь; октябрь; ноябрь; дождь; снег; листопад; лужи; зонт; птицы; рябина; запасы на зиму; урожай; плащ) * Пусты поля, мокнет.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; – учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. – Какое сейчас время года? – В.

Логопедическое занятие по развитию речи по теме «Лето». Конспект открытого логопедического занятия по теме “Лето” учителя-логопеда Чепуркиной В. В. г. Калининград 2016 г. Конспект.

НОД в старшей группе по лексической теме «Осень» (обобщение). Гласная буква «О». Задачи: 1. Закрепить тему “осень”. 2. Закрепить представление о гласной букве “О”. 3. Упражнять в словообразовании названий листьев. 4. Продолжать.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: Приключения звуков С и Ш

«Осень наступила». Логопедическое занятие (фотоотчёт) Цель:Развитие силы и высоты голоса. Задачи: • формировать чувство ритма, дикции, интонационной выразительности речи. • развивать просодическую.

Занятие по лексической теме Игрушки. Старшая группа Лексическая тема «Игрушки».Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Игрушки». Совершенствование навыка слогового.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме “Осень”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у дошкольников с нарушением речи.

Скачать:

Вложение Размер
tema_-_osen.docx 22.82 КБ

Предварительный просмотр:

– учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

– развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

– уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

– закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

– упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

– воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

– формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

– Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

– Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

– Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять, Левая – с мизинца, правая – с большого.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.

Шел неспешно по привычке, «Шагают» средним и указат. палъцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: Ударяют то ладонями, то к у лачками.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.

«Ох!» И ушел. Ритмичные хлопки по коленям.

Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

– Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

– Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

– Ребята! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

– А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

– Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

– Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)

– Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

– С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

– Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

– Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

– Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

– Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

– Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Физкультминутка «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. ( Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели, (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил (Покружились.)

И на землю опустил. (Присели.)

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если солнечно – солнечная,

Если ясно – ясная.

Игра «Подбери признак»

Осень (какая?) – … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)

– Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

А теперь закончите предложения.

Игра «Закончи предложения»

В поле собирают урожай (чего?) – … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) – … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) – … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) – … (Ягод, грибов)

3. Итог занятия. Рефлексия

– В чьем царстве мы побывали?

– Какая она Королева Осень?

– Что собирают осенью?

– Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ПДД

В конспект занятия “Путешествие по стране Светофории” включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи.

Конспект занятия в старшей логопедической группе “В гости к лету”

Игра-путешествие по лексическим темам: “Домашние животные и птицы”, “Цветы”, рассуждение детей о своем городе Саратове.

Конспект занятия в старшей логопедической группе “Забавные зверята”

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом – ж.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества .

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ “Лисичкины приметы”

Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детейОбразовательные задачи:§ Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§.

Конспект занятия в старшей логопедической группе: “Лаборатория органов чувств”

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним.

Конспект занятия в старшей логопедической группе.Осень. Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.

Осень. Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. .

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– подбирать прилагательные к существительному;
– учить подбирать слова- антонимы;
– согласование существительных с числительными;
– развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой – маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один – много”
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья лужа – лужи
Дождь – дожди ветка – ветки
Сук- сучья туча – тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

6 . Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: – учить распространять предложения прилагательными;
– учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
– учить образовывать существительные род. падежа;
– учить подбирать слова- антонимы;
– развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Осень»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Косоротова Ирина Борисовна

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

Ход занятия:

  • Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

— Какого цвета листья?

— Как сказать про листья разного цвета?

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

— О каком времени года это стихотворение?

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

-Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

— А сейчас нам Таня расскажет стихотворение про осенний месяц – октябрь.

/выходит ребенок и рассказывает стихотворение/.

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки),

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать поочередно пальцы).

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

  • Игра «Подбери признак»

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч ,тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

  • Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

(дети подбирают листья к нужному дереву).

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Звучит спокойная музыка.

  • Итог занятия

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.

Развитие звукового анализа

Одно из направлений в современной логопедии – формирование

навыков звукового анализа и синтеза .

Что же такое звуковой анализ ?

И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Трудности и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза .

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа .

Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове , выделение отдельных звуков , различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий) .

Нарушение звукового анализа выражается в том , что ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т. е. последовательность звуков его составляющих .

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи , т. е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы ( звуки , установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово .

К примеру , на вопрос взрослого : «Какое слово получится, если соединить звуки К , О, Р, М?» Ребенок отвечает : «Рома» .

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки , а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Чтобы развить это восприятие , родителям следует играть с ребенком в следующие игры :

«Повтори за мной»

Взрослый произносит слово, выделяя один звук , а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м) . Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

«Найди место звука в слове »

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука , и в каком слове вы будете искать . Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с) . Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Назови первый звук в слове »

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

«Назови слово на заданный звук »

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук .

И вот первый этап обучения пройден : ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули , произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук ; он легко подбирает слова на заданный звук , определяет место звука в слове . Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов .

Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот , а он отвечает вам : «В слове кот есть звук [о] , звук [к] и звук [т] », это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки , но не умеет еще провести его звуковой анализ . А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения – новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки , сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление , оно должно быть понятно, материально представлено.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить : мы учим его звуковому анализу слов , учим его вслушиваться в слово, слышать звуки , его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так , как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна ? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом : вь-вь-вьесна — первый звук [в’] . А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове – [э] .

В старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова , используя специальные цветовые обозначения.

Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ , взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные , а какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки – это звуки , при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград.

В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком : [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи , состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды : зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные – синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты , старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев .

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память , тренируют мышцы пальцев.

Давайте и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова МАК

• М-м-мак – произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове ? Он гласный или согласный? Возьмем фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук .

• Мааак – повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м] ? Какой это звук ? Берем фишку, обозначающую гласный звук , и размещаем ее после [м].

• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к] ) – какой последний звук в этом слове ? Он гласный или согласный? Берем фишку, обозначающую твердый согласный звук , кладем ее после звука [а] .

• Назовите все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а] : в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак ? А какой в этом слове последний звук ?

• Назовите гласный звук в слове .

• Назовите согласные звуки в слове .

• Сколько всего звуков в слове мак ?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам . Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов , не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления , играйте с ребенком в игру

Взрослый называет отдельные звуки , а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак) .

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях , Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза в процессе логопедических занятий

Аннотация . Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. И, наконец, фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.

В коррекционной работе учитель-логопед может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук». Ребёнок сначала произносит звуки, которые могут издавать изображенные животные и объекты, а затем слова — названия картинок. Задания чередуются до закрепления у ребенка понятий «слово и звук» (рис. 1).

Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее – в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение (рис. 2,3).
Дети с интересом решают задачу анализа и синтеза сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков (рис.4).

В группах с общим нарушением речи (ОНР) звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии можно разделить на два года обучения:

1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Развивая фонематический слух и речевое внимание, идет подготовка к овладению звуковым анализом слов. Выполняются различные упражнения, например: «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями» (рис. 5), или «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками» (рис. 6).

Задания «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками, прочитай получившиеся слова и напиши их в клеточках» (рис. 7), «Сосчитай буквы в названии каждого животного и соедини с нужной цифрой» (рис. 8), «Какие слова спрятались в цепочках? Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 9), «Убери из каждого слова по одной букве. Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 10), «Из трёх букв выбери нужную и впиши её в слово под картинкой» (рис. 11), «Допиши слова» (рис.12, 13), «Соедини буквы по стрелочкам, и ты узнаешь, какие слова здесь спрятались» (рис. 14), «Собери из букв слова» (рис. 15), «Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?

Найди подходящие картинки» (рис. 16), «Сложи слово из первых букв названий картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет» (рис. 17), «Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду и прочитай получившееся слово. В рамочке нарисуй зашифрованный предмет» (рис. 18), «Прочитай пословицу по первым буквам названий картинок. Объясни, почему так говорят» (рис.19), «Прочитай слоги в клеточках. Допиши слова» (рис. 20) способствуют также развитию внимания и мышления ребёнка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: