Осень – конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет (ОНР 2 уровня) по теме «Осень»

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет (ОНР 2 уровня) по теме «Осень».

Тема занятия: «Осень»

  1. Закреплять знания о времени года «Осень», учить находить изображение времени года «Осень» из двух картин осень – зима.
  2. Учить вслушиваться в речь логопеда, выполнять инструкцию; стимулировать произношение облегченных слов и звукоподражания «кап-кап»; повторять знакомые строчки стихотворения; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (синяя шапка, синий шарф, синие брюки).
  3. Развивать моторику артикуляционного аппарата, общую моторику; речевое дыхание; слуховое восприятие.
  4. Обогащать сенсорный опыт: учить подбирать к образцу предметы синего цвета.
  5. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Предварительная работа с ребенком :

  • наблюдение за осенними наблюдениями в природе во время прогулки.
  • зеркало; пособия: «Солнышко», «Осеннее дерево»; бумажная кукла, набор бумажной одежды (шапка, куртка, брюки, зонтик) 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый); бубен; зонтик; сюжетные картинки С. Вохринцевой «Осень», «Зима»; МП3 запись детской песенки В. Алексеева и подростковой студии «Алёнушка» «Осенняя»; видео сопровождение к логоритмическому упражнению Е. Железновой «Дождик».

Ход занятия

Организационный момент.

  • формировать навык общения, создать благоприятный эмоциональный фон занятия.

– Здравствуй. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

– Посмотри, солнышко проснулось, нам улыбнулось. Улыбнись и ты солнышку. Улыбнемся друг другу.

– С хорошим настроением начнем занятие.

Ребенок здоровается, отвечает на вопросы взрослого, улыбается, глядя на картинку с улыбающимся солнцем.

Основная часть занятия.

1.​ Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать двигательную активность речевого аппарата.

– А чтобы нам было еще веселее, сделаем гимнастику для языка и губ.

Читаем стихотворное сопровождение к упражнению и показываем ребенку способ его выполнения. Ребенок, глядя на себя в зеркало, выполняет упражнения:

Мы веселые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам.

А теперь на оборот –
Губы тянутся вперед.

Язычок широкий, гладкий –

Язычок наш как иголка –
Отойди, уколет колко.

Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не смог!

1.​ Губы сомкнуты. Зубы не видны. Растягивает губы в улыбке.

2.​ Вытягивает губы вперед.

3.​ Широкий язык вытянуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

4.​ Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.

5.​ Щелкает языком.

6.​ Имитация кашля

2.​ Знакомство с темой занятия.

  • закреплять знания ребенка о признаках осени, учить находить на картинке время года осень (из двух картинок с изображениями времен года («Осень» — «Зима»); учить вслушиваться в текст песни, речь логопеда, отвечать на вопросы.

Звучит запись песни «Осенняя» подростковой студии «Аленушка». Одновременно показываем презентацию, иллюстрирующую содержание песни.

Листья пожелтели
Птицы улетели
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Лужи на дороге
Холод на пороге
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Теплые сапожки
Не промокнут ножки
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Хмурая погода
Грустная природа
Осенью, осенью
Осенью, осенью

– О каком времени года эта песня?

– Правильно. Песня об осени.

Ребенок слушает песню «Листья пожелтели» и смотрит презентацию, иллюстрирующую содержание песни. Отвечает на вопрос взрослого.

– Найди картинку, на которой изображена осень.

– Правильно, молодец! На этой картинке – осень. Листья желтые, дети тепло одеты, дует прохладный ветер, срывает листья с деревьев.

Ребенок рассматривает картинки с изображением осени и зимы. Выбирает нужную.

3.​ Развитие речевого дыхания.

Цель: формировать длительную воздушную струю.

– Давай подуем на дерево, как ветер.

Следим за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, воздушная струя идет по середине языка.

Ребенок дует на деревце, чтобы листочки на нем закачались.

4.​ Развитие фразовой речи.

Автоматизация звука «К» в словах.

Цель: закреплять произношение звука «К» в словах, развивать чувство ритма, грамматический строй речи, учить понимать инструкцию; учить называть предметы верхней одежды; закреплять знание ребенка о цвете, учить подбирать предметы синего цвета к образцу.

– Осенью идет холодный дождь. Послушай, как он капает.

Дождик, дождик кап да кап

Ты не капай долго так.

Хватит землю поливать, нам пора идти гулять.

Кап-кап-кап-кап несколько раз.

Ребенку демонстрируем презентацию с использованием песенки-инсценировки Е. Железновой «Дождик». Сочетание движения и речи. Ребенок вслед за логопедом повторяет слова логораспевки, ритмично ударяя указательными пальчиками по столу (капает дождик).

Читайте также:
Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

– Осенью часто идет дождь. Поиграем с ним.

Объясняем ребенку правила игры «Солнышко и дождик»:

– Когда бью в бубен – идет дождь, ты ходишь под зонтиком. Бубен замолчал – выглянуло солнышко:

Солнце вышло из-за тучки

Мы протянем солнцу ручки.

Зонтик клади и поднимай руки вверх. Как только бубен зазвенит – беги под зонтик.

Ребенок выходит из-за стола и играет с логопедом в игру: под звук бубна бежит под зонт, на слово «Солнышко» поднимает руки вверх, прыгает на двух ногах.

– Вот и отдохнули.

Осенью люди надевают теплую одежду. Поможем Кате одеться на прогулку.

Катя любит синий цвет. У нее кофта синяя. Ей нужна синяя шапка, синие брюки, синий зонтик. Помоги ей выбрать синие вещи.

Ребенок подбирает к образцу одежду синего цвета, отвечает на вопросы, повторяет фразы за логопедом.

Уточняем у ребенка, какого цвета одежду он взял, обращая внимание на согласование прилагательных и существительных.

– Какая шапка? (шапка синяя)

– Какие брюки? (брюки синие)

– Какая куртка? (куртка синяя)

– Какой зонтик? (зонтик синий)

– Катя оделась. Скажи Кате: «Катя, иди гулять!»

– Вышла Катя на улицу, а там дождь идет. А помнишь, мы учили стихотворение про дождик? Давай его вспомним:

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

Ребенок вслед за логопедом рассказывает стихотворение «Дождик», договаривает фразы, повторяет звуковые сочетания «кап-кап-кап».

Заключительная часть занятия.

  • закреплять положительные эмоции от работы на занятии, эмоциональная оценка знания детьми.

– Дождик закончился. И наше занятие тоже заканчивается.

– Понравилось ли тебе на занятии? О каком времени года мы говорили?

-Правильно, мы говорили об осени.

– Ты хорошо занимался. Мне понравилась твоя работа. До свидания.

Ребенок сообщает об отношении к занятию, отвечает на вопросы.

Конспект логопедического занятия с детьми 3–4 лет «Осень»

Жаркова Алина
Конспект логопедического занятия с детьми 3–4 лет «Осень»

– закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

– расширять и активизировать словарь;

– совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме).

– развивать активный и пассивный словарь;

– развивать координацию движений с речью;

– развивать связную речь;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

– развитие мелкой моторики и речевого дыхания

– формировать навыки самостоятельности, активности;

– формировать навыки сотрудничества.

– раздаточный материал – картинки с осенними приметами;

– раскраски листьев по количеству детей;

– пластилин по количеству детей;

– листочки из цветной бумаги;

– фонограмма ветра и видео танца капелек;

– музыкальный инструмент (металлофон)

Ход занятия

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Дети встают в круг.

Логопед:

Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)

Всех сегодня видеть очень рада я!

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину

прямыми пальцами и поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок», прижав предплечья

друг к другу «ствол» раздвинув ладони «крона».)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)

Нам здороваться не лень! (качают головой)

2. Введение в тему занятия.

Логопед

К нам сегодня на занятие пришел из леса зайчик и принес загадку. Слушайте внимательно.

Время года отгадай

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Логопед. Зайка нам принес шкатулку, а в ней лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Читайте также:
Русский язык как иностранный для дошкольников

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Люди надевают теплую одежду (шапку, сапоги).

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Ребята, послушайте,какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.

Логопед. Вдруг налетел сильный ветер (включает фонограмму) и распахнул окошко. (Показывает трафарет окна, вырезанного из картона, у которого открываются створки). Давайте откроем наши ротики широко, как окошки. (Показывает упражнение «Окошко».) На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). Ветер улетел, окошечки закрылись.

Дети выполняют 2 – 3 раза.

Логопед. Давайте сами превратимся в ветерок. Подуем на наши листики, которые принес зайка.

Листья лежат на ладошках у мам.

Упражнение «Осенний ветер»

Логопед читает стихотворение.

Дует, дует ветер!

С дерева срывает

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Прямо нам под ножки.

Игра «Какая погода?»

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед: Молодцы! А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Логоритмика

Логопед:

Так осенью часто идут дожди, мы с вами превратимся в капельки.

(Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)

Игра «Большой – маленький»

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Большой – маленький». Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб – грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка – веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча – тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по картинке – развитие мелкой моторики и цветоощущения.

Логопед: Ребята, а посмотрите, что еще принес нам зайчик? Картинки. Что на них изображено?

Дети: Правильно листья.

Логопед: А каким цветом листья бывают осенью?

Дети: зеленые, желтые, красные, оранжевые.

Логопед: я предлагаю вам раскрасить наши листочки с помощью пластилина.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание, но вы отлично справились с ним.

Логопед. Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.

Дождик капал понемножку

Логопед протягивает ладошки. Мамы вместе с детьми протягивает ладошки навстречу логопеду.

Протянули мы ладошку.

Дождь пошел сильней, сильней,

Логопед резко ударяет по металлофону.

Убегайте в дом скорей.

Логопед часто ударяет по металлофону молоточком, дети бегут к своим мамам в «домик».

4. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Пора с зайкой прощаться,скажем ему: «До свидания!»

Конспект занятия кружка по народоведению с детьми старшей группы «Что нам осень принесла» Цель: Обобщить знания детей о народных названиях осенних месяцев, их особенностях, с чем раньше в народе ассоциировался каждый из них.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью» Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: – способствовать формированию образа.

Читайте также:
Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках» Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно». Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Логопедическое занятие с детьми 3-летнего возраста по теме “Путешествие в осенний лес”

Задачи:

  • Развитие и активизация словаря по теме “Осень”.
  • Формирование целенаправленной воздушной струи воздуха.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Практическое употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
  • Практическое употребление предлога “С” в родительном падеже.
  • Развитие зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

Оборудование: костюм лесовичка, грибы (муляжи), осенние листья, сюжетная картина на тему “Осень”, корзинка, предметные картинки диких животных.

Ход занятия

Дети вместе с логопедом под музыку входят в зал.

(Дети становятся полукругом)

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, как вы выросли за лето! Какими большими стали.

II. Основная часть.

1. Отгадать загадку про осень. Введение в новую тему “Осень”.

– Ребята, отгадайте мою загадку, про какое время года я скажу сейчас. Если вы угадаете и правильно назовёте, то услышите, как с вами “разговаривает” это время года.

Когда это бывает? (осенью)

– Что это? Какое время года?

– А как вы догадались, что это осень?

– Листья падают с деревьев, летают.

– А какого цвета листочки?

– Жёлтого, зелёного, красного.

– А какая погода осенью?

– Какое солнышко осенью?

2. Прогулка в лес (на ковёр).

– Ребята, давайте теперь с вами прогуляемся по осеннему лесу. Смотрите, вот и дорожка из листьев нам поможет дойти до леса.

Дети идут паровозиком на ковёр по осенним листочкам. Логопед идёт вместе с детьми.

– Ребята, посмотрите какой красивый лес осенью, он разноцветный, яркий. Посмотрите сколько листочков в лесу!

3. Игра “Волшебные листочки”.

– А давайте сейчас с вами устроим листопад? А вы знаете, что такое “листопад”? Это когда с деревьев падают листочки. И у нас с вами сейчас будет листопад. Сейчас я каждому положу волшебный листочек на ладошку, а вы на него подуете, чтобы он полетел.

Логопед кладёт на ладонь каждому ребёнку листок из цветной бумаги. Дети на него дуют.

– Молодцы, смотрите, как стало красиво на нашей полянке.

4. Игра “Большой-маленький”.

– А какие животные живут в лесу?

– Зайцы, волки, медведи и так далее.

– Подойдите теперь поближе ко мне, посмотрим с вами, что же ещё есть в лесу.

– Посмотрите, вот вырос большой гриб, а рядом маленький грибок.

Вот вырос лист, а это маленький листик.

– Какие вы молодцы! Давайте теперь с вами присядем на пенёчки и отдохнём.

Дети садятся на пенёчки.

5. Игра “Назови деревья”. Приход лесовичка.

– Ой, ребята, кажется кто-то идёт к нам среди деревьев по лесу. Вы слышите чьи-то шаги?

В зал под музыку входит лесовичок.

Лесовичок: “Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я старичок-лесовичок. Я живу в лесу. Это моё царство. Можно мне с вами немного погулять, а то мне одному скучно и грустно ходить по лесу?”.

Лесовичок: “Ребята, посмотрите, что я собрал в свою корзину пока гулял по лесу. Вы знаете, что это?”

– Сейчас каждый из вас ребята подойдёт и возьмёт по одному листочку и скажет, с какого дерева упал этот листочек? А лесовичок будет слушать и проверять вас. Будьте внимательны!

Дети подходят по-одному и берут листочек.

– Какой цветом лист? (красный) С какого дерева он упал? (с дуба)

  • С берёзы – жёлтый.
  • С рябины – красный.
  • С клёна – жёлтый.

6. Физминутка “Осенние листочки”.

– Посмотрите сколько листочков нападало в лесу! Ребята, посмотрите, как они падают, кружатся, как будто танцуют. Давайте и мы сейчас превратимся в осенние листочки и покажем, как мы умеем тоже кружиться, летать. Вставайте ребята около пенёчков. И ты лесовичок делай вместе с нами движения.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия (Автоматизация звука (Ц) в словах и предложениях)

Дети и лесовичок выполняют движения вслед за логопедом.

Красненький листочек, словно огонёчек, Машем правой ладонью над головой
Покружись немного, Совершаем круговые движенья правой рукой.
Падай на ладошку. Опускаем правую ладонь на левую.
Жёлтенький листочек, Солнышка кусочек, Машем левой ладонью над головой.
Покружись немножко, Совершаем круговые движенья левой ладонью.
Падай на ладошку, Опускаем левую ладонь на правую.
Листья соберём мы в кучу Совершаем одновременные движенья руками, имитируя,
И подбросим выше тучи. Будто мы собираем листья в кучу и подбрасываем вверх.
А листики кружатся Кистями обеих рук совершаем круговые движения
И под ноги ложатся. Над головой и медленно опускаем ладони вниз.

7. Игра “Грибная поляна”. Части и целое гриба.

– Ребята, идите скорей ко мне сюда, посмотрите, какую красивую полянку я нашла. Что это?

– Правильно. Посмотрите, грибы все разного цвета и роста. Давайте посчитаем, сколько тут грибов.

– Один гриб, два гриба. пять грибов.

– Молодцы. Посмотрите, у гриба есть шляпка и ножка.

– А у нас с вами есть ножки? Сколько их?

– Потопайте ими топ-топ.

– А у лесовичка есть ножки?

– Посмотрите, у гриба есть ещё шляпка. А у нас есть шляпка с вами?

– А у кого есть шляпка ещё?

– У бабушки, у мамы, у лесовичка.

– Молодцы. А этот гриб какой огромный вырос, у тебя лесовичок в лесу! Какой он тяжёлый. Помоги мне его сорвать лесовичок.

Лесовичок: “А это непростой гриб, волшебный, с подарками внутри для вас ребята. Как хорошо с вами гулять, весело, даже не хочется отпускать вас обратно в садик. Вы придёте ко мне ещё в гости?”

– Пойдёмте ребята, нам уже пора возвращаться в садик. До свидания, лесовичок!

III. Заключительная часть.

– Где же мы с вами сегодня были?

– Кого же мы там встретили?

– А кто это такой?

– Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Пойдёмте с вами отдыхать теперь в группу.

Дети уходят из зала под музыку вместе с логопедом.

Конспект фронтального логопедического занятия «Осенняя пора»

Закрепить характерные приметы осени, ее периоды.

Закрепить знания детей о постепенных изменениях в природе под влиянием похолодания.

— обогащать словарный запас дошкольников словами из лексической темы «Осень»

Тренировать детей в образовании и подборе прилагательных к существительным и согласовании их в роде и числе.

Подбирать названия действий к словам-существительным.

Формировать понятие о многозначности слов: учить словообразованию сложных слов.

Обучать сравнительной степени предметов.

Воспитывать направленность к изменениям грамматических слов, путем сравнения единственного и множественного числа.

Учить детей правильно строить сложносочиненные предложения со словами «сначала», «потом», и сложноподчиненных с долей «потому что …» учить составлять рассказы по картине и отвечать на вопросы.

Развивать наблюдательность, память, фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.

Формировать способность выполнять указания логопеда, выражать свое мнение и обосновывать его.

Воспитывать творческий интерес к обучению и любовь к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», листочки, сюжетные картинки, панно.

Подготовительная работа: Беседы и рассказы об осени. Рассмотрение серии картин «Осень» и их описание. Наблюдение за изменениями в природе. Систематическая работа по совершенствованию грамматического состава речи. Отгадывание загадок. Ознакомление с упражнениями на речевое дыхание и ежедневное их выполнение. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.

Ход логопедического занятия в детском саду

Логопед: Дети, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное)

Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними. А для того чтобы гости узнали какие вы умные, сообразительные, старательные, внимательные, поиграем в игры. А сейчас отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

(Появляется девочка-Осень с корзиной)

Осень: Пришла я к вам в гости

В моей корзинке

Есть для вас подарки.

И много есть задач

Но, думаю, у вас не будет неудач.

Поэтому времени не теряйте

(Отдает корзину логопеду, на листочках задания и игры. Логопед по очереди берет листочки и зачитывает задания.)

Читайте также:
Конспект занятия по теме Рыбы

Логопед: — Осень, приглашаем тебя поиграть с нами.

— Дети, вспомните осенние месяцы.

— Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Быстро течет время. Недавно была ранняя осень. А сейчас, какое время, какой месяц осени?

Дети — поздняя осень, ноябрь.

Логопед: Правильно. Как вы думаете, что происходит в ноябре?

Дети: опадают листья с деревьев.

Упражнение «Листочки полетели» (на развитие дыхания)

(Дети делают вдох носом, а затем выдыхают изо всех сил набранную струю воздуха ртом.)

Логопед: Так какими были деревья в октябре?

Дети: Красочными, желтыми, красными, оранжевыми, золотистыми.

Логопед: А какими они стали в ноябре?

Дети: Голыми, грустными, черными, безлистными.

Логопед: Осень раздела деревья, покрасила траву, идут холодные, долгие дожди. Какая погода осенью?

Игра «Поговорим о погоде»

Логопед: Если идет дождь — погода … (дождливая)

Если сильный ветер — погода … (ветреная)

Если очень холодно и сыро погода — погода … (холодная, сырая), небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода — (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода … (безоблачная), на улице осень — погода … (осенняя).

Игры «Один — много»

Дождь — дожди — дождей;

Облако — облака — облаков;

Ветер — ветры — ветров.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Идут дожди»

Идут и идут, и идут дожди (барабанить по столу кончиками пальцев, имитируя звуки капания дождя).

Стали черными кусты (встряхивать пальчиками),

И деревья черные стали,

Потому что листочки все опали (имитировать опадение листьев с деревьев).

Логопед: Что происходит осенью с листьями?

Дидактическая игра «Какой это листочек»

Логопед рассматривает с детьми на столе осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки. Ставит детям вопрос:

— Что происходит осенью с листьями? (Желтеет, увядает, сохнет).

— Листья каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, осины, рябины, липы).

— Лист клена как называется? (Кленовый).

Логопед побуждает детей назвать по аналогии листья березы, тополя, рябины, осины, дуба, ивы и др. Затем детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветные.) Дети называют цвета различных листочков.

Логопед: Дети, чтобы листочки не унывали, давайте сделаем из них веночек и украсим его.

Логопед: Что делает ветер с листочками? (Срывает, качает, сдувает).

А что еще делает ветер? (Гудит, дует, воет).

А кто еще воет? … (Волк, собака)

А что делают листочки? (Летят, крутятся, шелестят, растут)

Много листьев падает на землю. Листья падают … Как можно сказать о них одним словом? (листопад). Письма носит — (почтальон).

Игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Да не так ли?»

Логопед предлагает детям послушать несколько предложений и сказать, что в них не соответствует действительности.

Осенью можно купаться в реке, загорать на пляже. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью купаться уже холодно, солнышко плохо греет.)

Осенью все распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью растения увядают, а птицы вылетают на юг.)

Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и на огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или нет? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме.)

Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги босоножки. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают резиновые сапоги.)

Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью часто идет дождь.)

Осень — прекрасная пора года. Так это или нет? Почему? (Правильно. Осень — очень красивая и богатая на урожай пора.)

Логопед: Дети в природе все происходит постепенно, что-то сначала, а что-то потом. Вот мы сейчас поиграем в игру с рисунками.

Сначала листья на деревьях были зеленым, а потом пожелтели.

Сначала листья пожелтели, а затем упали на землю.

Сначала трава была зеленой. А потом стала желтая.

Сначала ягоды на калине были зеленые, а потом стали красные.

Читайте также:
Проект 'PROчтение' - совместное мероприятие родителей и детей

Интересно осенью наблюдать за всеми изменениями, которые протекают в природе.

Вы уже много знаете об осени. Помогите мне сказать правильно:

«В начале осени еще не так холодно, но постоянно становится … (как?) — холоднее

Ветер дует сильно, но может дуть еще как? — сильнее

В лесу растут разные деревья, высокие а еще есть?

Этот листок большой, а этот еще какой?»

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Дети сидят на ковре. Логопед начинает предложение, дети придумывают его окончание:

Я люблю осень, потому что …

Осень — унылая пора года, потому что …

Я сегодня не пойду гулять, потому что …

Дети одевают куртки, резиновые сапожки, берут на прогулку зонтики, потому что …

Осень — хорошее время года, потому что …

Я люблю осень, потому что …

Осень называют вечером года, потому что …

Птицы осенью улетают в теплые края, потому что …

Деревья осенью сбрасывают листья, потому что …

Логопед читает стихи на тему.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: Называет слова, а дети подбирают к ним антонимы.

Описательный рассказ по рисунку «Осень»

Пришла осень. Идут дожди. Небо покрыто серыми облаками. Листья на деревьях пожелтели.

Пришла осень. Идут дожди. Небо серое. Листья желтеют. Деревья теряют листья. Облака плывут по небу.

Логопед: Дети, послушайте стихотворение об осени.

Логопед: Дети, кроме последних теплых дней и разноцветных листьев на деревьях, что дарит нам осень? (Урожай: овощи, грибы, ягоды, фрукты — все, что созревало и зрело летом)

Логопед: — Осенью все дружно запасают пропитание себе на зиму — люди собирают урожай в саду, на огороде, в лесу; зимующие птицы прячут про запас в щели коры деревьев животные, которые зимой не спят, также заготавливают пищу. Осень и вам принесла щедрые дары и хочет вас угостить.

Итог занятия

Логопед: На этом наша работа заканчивается. Мы с вами выполнили много интересных задач с которыми вы хорошо справились. Давайте вспомним.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– подбирать прилагательные к существительному;
– учить подбирать слова- антонимы;
– согласование существительных с числительными;
– развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой – маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один – много”
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья лужа – лужи
Дождь – дожди ветка – ветки
Сук- сучья туча – тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

Читайте также:
Технологическая карта ОУД по лексической теме 'Транспорт'

5. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

6 . Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: – учить распространять предложения прилагательными;
– учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
– учить образовывать существительные род. падежа;
– учить подбирать слова- антонимы;
– развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Осень в лесу”
план-конспект занятия по логопедии по теме

Занятие направлено на совершенствование речевого и познавательного развития ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий .

Скачать:

Вложение Размер
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов мнемотехники Старший дошкольный возраст. ОНР. Тема. « 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов мнемотехники

Старший дошкольный возраст. ОНР.

Тема. «Осень в лесу»

Цель: совершенствование речевого и познавательного развития ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий

  1. Автоматизировать звук [л] в словах, словосочетаниях и предложениях.
  2. Упражнять в нахождении места звука в слове, в характеристике звука, с помощью мнемотаблицы.
  3. Расширить, уточнить активный словарь по теме «Осень».
  4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; закрепить в речи предлог «над».
  5. Учить составлению творческого рассказа с использованием приёмов мнемотехники.
  1. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  2. Развивать ассоциативное воображение.
  3. Развивать словесно – логическое мышление.
  4. Развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование : Аппликатор Кузнецова. Мнемотаблицы: «характеристика звука», «дыхательная гимнастика», « Осень в лесу». Карточки для автоматизации звука. [л]. д./и. «Где кружатся листочки?», « Кто где живет?», « Осенняя погода», «Где находится листок?»

  1. Организационный момент.

У нас на занятии сегодня гости, давай поприветствуем их.

Как можно по-разному поприветствовать людей?

Скажем» Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.

  1. Основная часть .
  1. Знакомство с темой.

Что бы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, отгадай загадку.

– Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Уж пахнет в воздухе дождем.

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

«Что за время года?» – спросим.

И ответим – « это»…(осень)

Сегодня мы будем говорить об осени.

  1. Пальчиковая гимнастика (с использованием аппликатора Кузнецова)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья летят с березы,

Листья летят с рябины,

Листья летят осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

  1. д./и. Где кружатся листочки . (приложение № 1)

Листочки кружатся над деревом.

Листочки кружатся над домом.

Листочки кружатся над машиной.

Листочки кружатся над пеньком.

Листочки кружатся над кустом.

Листочки кружатся над скамейкой.

  1. Характеристика звука [л] с опорой на мнемотаблицу. (приложение № 2)

Автоматизация звука [л] в словах.

Осень прислала красивый букет, он необычный. Посмотри на каждом листике картинка. Чтобы рассмотреть букет необходимо вспомнить, как мы произносим звук [л] (мнемотаблица.)

.Давай определим, где в слове находится звук
– Позиция звука [л] в словах (в начале слова, в середине, в конце.)

  1. Составление схемы рассказа ( приложение № 3 )

Осенью солнце светит, но не греет. Идут сильные дожди. С деревьев облетают листья. В лесу белка запасается орешками .Ёжик собирает грибы и несёт их в норку. Медведь ищет берлогу к зиме.

  1. д./и « Кто где живет?». (приложение № 4)

Давай вспомним, как называются дома диких животных.

Лиса с лисенком живут в норе.

Белка с бельчонком живут в дупле.

Волк с волчонком живут в логове.

Медведь с медвежонком живут в берлоге.

  1. Физминутка с мячом (развитие фонематического слуха, памяти, ритма)

Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу. Называй слово на каждый удар мяча об пол.

Палка – скалка – галка

Халат- салат- оклад

  1. Образование прилагательных.

д./и « Осенняя погода».

– Скажи, какая погода может быть осенью? Послушай внимательно:

Если на улице идет дождь, то погода…- дождливая.

  1. .Ориентировка на листе бумаги.

д./у « Где находится листок». (приложение № 5)

.( повтор верхний левый (правый) квадрат, нижний левый (правый) квадрат).

-Где находится березовый листок?- Березовый листок находится в верхнем левом квадрате.

Где находится дубовый листок? – Дубовый листок находится в правом верхнем квадрате.

Где находится кленовый листок?- Кленовый листок находится нижнем левом квадрате.

Где находится рябиновый листок? – Рябиновый листок находится в правом нижнем квадрате.

  1. Дыхательная гимнастика. (мнемотаблица). (приложение № 6)

«Ветерок и листики».

Давай превратимся в веселый, осенний ветерок и будем раздувать листья!

– Помнишь, как правильно дуть? Я напомню. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Воздух выходит плавно и долго.

  1. Закрепление рассказа «Осень в лесу» по мнемотаблице. (приложение № 3)

Давай расскажем, что мы узнали об осени.

Молодец, очень интересный рассказ получился.

III. Заключительная часть .

Подведение итогов:
– Наше занятие подошло к концу. Что ты запомнил? Что тебе понравилось больше всего? Что было трудным?
– Ты сегодня молодец!

Наше занятие окончено. До новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. На тему: “В гости к мышке по осеннему лесу”.

Цели изадачи:закреплять умения правильно произносить звуки в словах, чистоговорках;закреплять умения правильно согласовывать движения с речью.

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през.

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал – используемы.

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе.

Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.

Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап).

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: – автоматизация звука [л] в слогах и словах-.

Логопедическое занятие «Осень в гости к нам пришла»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

“Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18″ г Ульяновск

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», “Овощи”;

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

умение всту­пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности;

произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей­с­т­вия;

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию, осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», “Твой мир” (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I. Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II.Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания – игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря – игра «Подбери действие».

III.Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I. Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Это время года – . (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

“Осень в гости к нам пришла” – так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II. Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

А потом давай считать: поочередно загибают пальцы на одной руке

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно (“Окно”),

посмотрел направо, посмотрел налево (“Часики”),

посмотрел вверх: “Где же солнце?”, посмотрел вниз: “Много ли нападало осенних листочков?” (“Качели”),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- (“Ветер”),

испугался и спрятался (“Прятки”),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

он пошёл дальше и увидел кудрявую капусту (удивиться), рядом рос лук (нахмуриться).

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины (“Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды (“Почистим зубки”),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове Сентябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

– С какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок

– Какой листок? С рябины – рябиновый листок

С дуба – дубовый листок

С клёна – кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) – Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью – Урожай осенью убирают.

Птицы осенью – Птицы осенью улетают.

Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью – Ветер дует, …

III. Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

– Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12)

– О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

– Что такое осень? … (время года)

Осень в гости к нам пришла,

Всех нас радует она.

Осень не повод грустить. Улыбнись! (слайд 13-21)

Тёплой и уютной осени всем вам. (слайд 22)

Оценка деятельности учащихся.

Интернет-ресурсы:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Логопедия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: