Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

Занятия оригами для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Лейсан Сайфитдинова
Занятия оригами для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОВЗ, является правильная организованная коррекционно-развивающая работа.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Среди современных средств и направлений все ярче заявляет о себе достаточно перспективное направление – оригами.

Оригами («сложенная бумага») – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Кроме развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, оригами имеет множество и других достоинств, играющих большую роль в развитии ребенка с ОВЗ. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Также складывание фигурок из бумаги стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Искусство оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., то есть одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Также активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Существует несколько видов оригами.

1. Простое оригами – стиль оригами, целью которого является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки (рис. 1).

Рисунок 1. Простое оригами.

2. Модульное оригами– это разновидность оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться (рис. 2)

Рисунок 2. Модульное оригами.

3. Складывание по развёртке (рис. 3) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.

Рисунок 3. Складывание по развёртке

4. Мокрое складывание (рис. 4) — техника складывания, в которой используется смоченная водой бумага для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.

Рисунок 4. Мокрое складывание

На занятиях обычно используют простое оригами, наиболее доступное для детей.

Обучение технике оригами или ее элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада (4-5 лет, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца.

Большинство фигур оригами на этапе дошкольного обучения складываются одинаково, то есть имеют одну основу. Эту основу называют «базовыми формами оригами». Для старших дошкольников доступны такие простые базовые формы, как треугольник, книга, дверь, воздушный змей,а также более сложные: блин, двойной треугольник, двойной квадрат (приложение 1).

Важно создавать условия и для свободной самостоятельной деятельности детей. В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства. Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления поделок.

Очень важно регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.

Изготовленные поделки (оригамушки) дети могут дарить другим людям, украшать ими комнату и т. д. – таким образом, использование оригами самое разнообразное.

Деятельность оригами имеет огромный развивающий потенциал для детей. Систематические занятия с детьми оригами – гарантия их всестороннего развития, в том числе и подготовки руки к письму.

В приложении 2 представлены схемы изготовления некоторых поделок по технике оригами.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра “Загадочный слоник” как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Читайте также:
Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Влияние модульного оригами на развитие творческих способностей и мышления детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние модульного оригами на развитие творческих способностей и мышления детей с ограниченными возможностями здоровья

1. В творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих мест. Оно связано с эмоциональной стороной жизни человека. В конструировании проявляются многие психические процессы, но наиболее ярко творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является модульное оригами.

Что же такое модульное оригами? Это искусство складывания фигур из бумаги. Откуда же оно пришло? Модульное оригами своими корнями уходит в культуру Древнего Китая, ведь именно в Китае была изобретена бумага. Первоначально модульное оригами использовалось в религиозных обрядах. Считалось, что чистый лист бумаги – это посредник между людьми и небожителями, потому что бумага чиста и совершенна, подобно богам. Послание в виде бумажной фигурки приравнивалось к молитве. Идея выполнения композиций была подсмотрена у архитекторов и строителей. Ведь из обычных кирпичей можно построить все, что угодно. Если создать бумажные кирпичики, то из них можно будет собирать разные фигуры. И такой кирпич был создан – это модуль. Из листа бумаги складывается модуль, далее модули вкладываются друг в друга и превращаются в единую конструкцию. Уже многие годы конструктор это основная развивающая игра детей. Модульное оригами – это конструктор, но только бумажный; детали для него можно сделать своими руками. Треугольные модули уникальны – из них можно создать модель любого объекта, любой расцветки и размера. Весь процесс представляется детям увлекательной игрой. Придумывая новые поделки, дети привыкают трудиться над замыслом, планировать работу над воплощением его в реальность, осмысливают образы окружающих предметов в новой форме – это развивает ассоциативное мышление, которое является одним из главных помощников при нестандартном подходе к решению стандартных задач. Занятия модульным оригами – это и своеобразная психологическая разгрузка, которая дает возможность побыть наедине со своими мыслями или, наоборот, не думать о проблемах, а сконцентрировать внимание на создании модульных композиций. С медицинской точки зрения оригами развивает речевые функции головного мозга, которые тесно связаны с деятельностью мелких мышц кистей рук.

2. Кусудама – это шарообразная поделка из сшитых модулей.

Оригами и кусудамы – искусство, с помощью которого можно создать всё, на что способна человеческая фантазия.

Эти занятия в состоянии принести успокоение и укрепить нервную систему. Оно развивает гибкость ума и способность мыслить логически. Недаром многие выдающиеся оригамисты и кусудамисты являются математиками.

3. С точки зрения психологии занятия модульным оригами получаются эмоционально разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Также они развивают коммуникативные навыки детей, что важно учитывая психологические особенности детей с ОВЗ. Какие навыки и способности развивает модульное оригами у детей с ОВЗ?

· Развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер;

· Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления;

· Стимулирует развитие памяти, так как чтобы сделать поделку надо запомнить последовательность изготовления, приемы и способы складывания;

· совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

· Развивает мышление, творческое воображение, речь, художественный вкус.

При помощи оригами можно отрабатывать поведенческие модели. Создание тематических композиций требует участия нескольких человек. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов поделки. Его модули не должны отличаться от модулей других детей. Если ребенок не нашел общего языка с другими, договориться с товарищами, то поделка выполнена быть не может. Таким образом, складывание оригинальной поделки – игрушки становиться обычной психологической задачей, для решения которой нужно выбрать лидера, распределить роли, договориться о правилах участия в работе. Кто – то выступит в роли художника, подбирая цвета, кто – то будет руководить сборкой элементов. Таким образом, занятия удовлетворяют потребности детей в общении со сверстниками, а также помогают реализовать свои лидерские и организаторские способности. Важным аргументом в пользу занятия оригами служит то, что единственный рабочий материал это бумага. Она самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается изменениям.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Каждый может складывать фигурки везде. Ведь нужны лишь руки и лист бумаги. Оригами воздействует на эмоциональную сферу человека. Это важно для тех, у кого есть проблемы в общении, кто застенчив или наоборот агрессивен. Кроме решения вопросов коммуникабельности, оригами способствует развитию эстетического чувства, что важно в работе с учащимися с ОВЗ. Оригами – дидактическая игра развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Читайте также:
Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)

Методика обучения технике оригами строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления игрушки.

Модульное оригами выступает как дополнительный метод развития зрительных функций, прослеживающих функции глаз, зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительного сосредоточения на воспринимаемом объекте, а также развития ориентировки в микропространстве, навыков анализа и синтеза зрительных образов.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознание своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребенку самоутвердиться и одновременно обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная совместная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.

Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Свое знакомство с модульным оригами советую начать с изготовления основного элемента — модульного треугольника. Простые, на первый взгляд, треугольники требуют особого внимания, ведь они являются базой для всех фигур модульного типа.

В первую очередь внимательно изучите схему по созданию модельного элемента:

Для выполнения базового модуля лучше использовать держащую форму бумагу.

В готовом виде он выглядит вот так:

Способы соединения модулей

Треугольный модуль состоит из двух прямоугольных треугольников, соединенных по одному из катетов.

Гипотенуза и второй катет образуют острый уголок, а вдоль линии сгиба расположены кармашки.

Вставляя уголки треугольников одного модуля в кармашки другого, можно получить различные конструкции.

Если посмотреть на треугольный модуль со стороны кармашков, видно, что в верхней части (со стороны гипотенузы) образуется сгиб, напоминающий петлю, а в нижней (со стороны катета) – своеобразная плоская протяжка.

Возьмите два модуля и вставьте острый кончик треугольника одного в кармашек другого так, чтобы обе протяжки были внизу. Этот способ позволяет соединять модули в длинные цепочки, например, при формировании начального ряда объемных фигурок.

Возьмите два модуля и вставьте острый кончик треугольника одного в кармашек другого так, чтобы вверху оказалась петля одного и протяжка другого. Этот способ соединения довольно подвижный и, следовательно, непрочный. Использовать его можно при формировании мелких деталей фигурки. Иногда модули, собранные этим способом, имеет смысл склеить между собой.

Возьмите два модуля и вставьте кончики треугольников одного в кармашки другого так, чтобы протяжки обоих модулей были внизу. Этот способ пригодится для удлинения некоторых мелких деталей фигурок.
Соединение получается прочным, и модули не требуется склеивать.

Возьмите два модуля и вставьте кончики треугольников одного в кармашки другого так, чтобы протяжка первого и петля второго модуля оказались внизу. Это соединение можно использовать там, где конструкцию предстоит изгибать, например, в локтевых и коленных сгибах ножек и лапок. Если сгибы должны оставаться подвижными, склеивать модули не стоит.

От способа соединения модулей зависит не только прочность, но и внешний вид изделия. Внимательно изучите схему сборки, прежде чем начинать собирать фигурку.

Оригами как средство развития мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Введение занятий, связанных с развитием дефицитарных возможностей учащихся, во внеурочную деятельность, позволяет успешно корректировать развитие мелкой моторики, а т. ж. таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. К таким многофункциональным занятиям можно отнести занятие оригами.

Просмотр содержимого документа
«Оригами как средство развития мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Недоразвитие мелкой моторики является характерной особенностью у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это подтверждается исследованиями А. В. Антаковой – Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной.

По данным исследователей, к сфере мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи человека неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Введение занятий, связанных с развитием дефицитарных возможностей учащихся, во внеурочную деятельность, позволяет успешно корректировать развитие мелкой моторики, а т. ж. таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. К таким многофункциональным занятиям можно отнести занятие оригами.

Значение и актуальность оригами для развития, образования и воспитания учащихся с использованием занимательного материала исторически и научно доказано многими учеными и исследователями. Итак, оригами:

– повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей

– развивает мелкую моторику кисти и глазомер

– стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

-знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

-развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Читайте также:
Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

-расширяет коммуникативные способности детей.

-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

-воспитывает толерантное отношение круг к другу, уважение к традициям народов мира.

Именно, поэтому работа с бумагой в технике оригами была выбрана мною темой для самообразования. Работа начата в сентябре 2013года, предположительный срок окончания май 2016 год. Определена цель и задачи по теме:

Цель: Оценить эффективность применения оригами на воспитательских занятиях, для развития мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающие: Знакомство с японским искусством оригами, историей бумаги, историей развития оригами во всем мире. Знакомство с базовыми формами оригами. Закрепление основных геометрических и математических понятий. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приёмам работы с бумагой. Учить примененять знания, полученных на уроках природоведения, труда, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, пространственного воображения, кругозора. Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.

Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Уважение к традициям народов мира. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Методы используемые при проведении занятий.

Наглядный – демонстрация способов действий, показ образца.

Словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой – методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа.

Приёмы используемые в работе:

Мотивация к выполнению (участие в выставках, подарки к праздникам);

Обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно с инструментами»;

Комментирование способа выполнения действий;

Художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;

Вопросы к детям;

Выполнение работы небольшими частями;

Приемы самоорганизации, самооценивания.

Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

Отбор содержания доступного детям;

Постепенного усложнения программного содержания;

Индивидуального подхода к детям.

Что же такое оригами, о котором идёт речь? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Оригами – искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками». Своё название оно получило от японских слов «ори» -складывать и «гами»-бумага. Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги. В России простейшие оригами известны каждому – бумажные самолётики, гармошки, кораблики, пилотки и т.п. Достоверно известно, что поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.

Из обычного листа бумаги оригамист может создать самые разнообразные фигуры: птица, животное, растение, человек, здание, автомобиль и т.д. Чтобы добавить фигурам оригинальности и неповторимости, для складывания можно использовать цветную бумагу. Также можно создавать поделки из треугольных модулей, используя приемы модульного оригами. В классическом оригами для создания фигурок нужен один квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, и никаких ножниц и клея – и процесс пошёл. В проведении занятий оригами предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работ: от создания фигурок до сочинения сказок с последующей их драматизацией.

Одно из главных условий освоения бумажного складывания – стиль общения педагога с учащимися, использование личностно-ориентированного подхода. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, а работа с учащимися специальной (коррекционной) школы строится именно на ситуации успеха.

На занятиях оригами можно не только складывать разнообразные фигурки, но и изучать обряды разных народов, петь, играть, сочинять истории, сказки, знакомиться с персонажами фольклора разных стран.

Занимаясь с детьми оригами, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся умели получать радость от творчества, делились бы ей с окружающими, использовали полученные знания в жизни. В ходе работы у ребят проявляется самостоятельность, они фантазируют, творят.

Краткое содержание работы по оригами на занятиях

Курс занятий по обучению оригами лучше осваивать в 3 этапа т.к. данная деятельность имеет большой диапазон уровней сложности, которые постепенно возрастают и усложняются. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами – простые фигуры. Именно на их основе составляются более сложные формы. Всего в оригами насчитывается двенадцать базовых форм.

На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт».

На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат детям дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе педагогу рекомендуется на этом этапе демонстрировать учащимся процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять учащимся по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время учащиеся более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но на схемы. На втором году обучения предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной группе: Здравствуй, зимушка зима!

На 3 этапе учащимся становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Учащиеся работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.

Пример организации занятия оригами

Тема занятия: “Символ мира – японский журавлик”.

Обучающие: работа с бумагой; выполнение последовательных действий в рамках технологического алгоритма; пропедевтика основ геометрических понятий.

Развивающие: навыки мелкой моторики; пространственно-ассоциативное мышление, концентрации мышления; коммуникативных способностей.

Воспитательные: интерес к культуре другого народа, национальным традициям.

Материалы и инструменты: разноцветные листы бумаги разных размеров, тонкие нити, клей, ножницы, проволока.

Краткое содержание: педагог рассказывает о двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, в которых рассказывается о том, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица, с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Вторая мировая война придала древней фигурке ещё одно значение – символ мира.

Далее рассказ о девочке Садако Сасаки – которая молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644. Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые фигурки.

Говориться о смысле древней легенды, которая состоит в том, чтобы подарить тысячи фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее.

Далее в практической части педагог знакомит учащихся с базовой формой – птица и на её основе складывает журавлика. В конце занятия всех журавликов подвешиваются в круг и на тонких нитях.

Сегодня история развития искусства складывания из бумаги (оригами) в России насчитывает много лет. Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами (не только детей, но и взрослых) привлекает профессиональное внимание психологов, педагогов, родителей и детей.

Занятия оригами, позволяют детям испытать свои возможности и проявить следующие способности:

-конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединённых при помощи клея;

-изобразительные – за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;

– творческие – изобретение новых вариаций на классические модели, изобретение новых фигурок;

– оформительские – изготовление открыток, оформление помещений к празднику;

– театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценированные с их помощью сюжетов из произведений детской литературы.

Считаю, что занятия оригами это идеальный способ развития мелкой моторики, а также всестороннего развития учащихся, а самое главное увлекательный способ досуга. Работа по исследованию возможностей оригами для развития мелкой моторики учащихся специальной (коррекционной) школы продолжается.

В приложении к выше сказанному прилагаю сказку, которую, показала учащимся своего класса на самом первом занятии оригами для увлечения данным видом искусства. (приложение №1)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида 5-9 кл. Под ред. Воронкова В.В..

«Пальчиковые игры и гимнастика»

И. Павленко. Развитие мелкой моторики рук школьников . М, 2009

Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, С-Пб, «Кристалл», 1998

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.:

Аким, 2007., 206 с. (рек.Мин. образования РФ).

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

ГончарВ. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 97, 64 с. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. С-Пб, «Дельта», 1996

Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами», М.: Айрис, 2000 г.Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 1997

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

Образовательная программа ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ “Волшебное оригами”

Пояснительная записка

Однажды газеты всего мира рассказали про девочку из Хиросимы. Она знала, что неизлечимо больна, но с каждым днем слабея, складывала и складывала бумажных журавликов, потому что верила: если сделает тысячу, может быть исполнится самое заветное еѐ желание. И со всех концов планеты полетели в Японию бумажные журавлики: чтобы помочь обреченной девочке, миллионы детей научились делать их, хотя это было совсем непросто. Наверное, тогда очень многие впервые узнали про оригами (в переводе на русский – “сложенная бумага”), о том, что в самой Японии – это целое искусство.

Оно уходит корнями в глубокую старину. Тысячу лет назад в Стране Восходящего Солнца это было не столько забавой и увлечением, сколько священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом многоликой и тысячерукой богини милосердия Каннон.

Со временем значение оригами стало более земным: радовать глаз и в будни, расцвечивая быт, и в праздники, украшая карнавальные шествия. А еще многие признавали, что это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.

Читайте также:
Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

Не случайно в некоторых странах это занятие – такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

Слухи об удивительном японском искусстве издавна проникали в Европу и Америку, но покорилось оно иностранцам лишь в нашем веке, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.

О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги.

И в настоящее время освоение оригами широко представлено в дополнительном образовании.

Актуальность

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении программы, коррекция недостатков в физическом или психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Дополнительное образование дает ребенку большие возможности адаптации в окружающем мире, так как предлагает разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем, способны к какому-либо (и не одному) виду творчества.

Для детей с ограниченными возможностями это важно особо. Ведь эти дети обделены не только природой, а еще и обществом, от которого они изолированы. Необходимо помочь таким детям открыть и развить свои

потенциальные возможности и способности. Ведь радость творчества, открытие в себе способностей создавать прекрасное помогает этим детям легче переносить проблемы и трудности, помогает жить с радостным настроением. А также крайне важно то, что дети смогут увидеть, что их деятельность может быть востребованной.

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством искусства оригами и методов соединения оригами с другими техниками работы с бумагой.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

– формирование любви к своей малой родине, краю, бережного отношения к природе;

– формирование патриотизма, уважения к государственным символам, защитникам Отечества, воинам посредством техники оригами;

– формирование внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли;

– развитие коммуникативных способностей личности;

– развитие самоуважения, умения видеть свои достоинства и недостатки;

– развитие терпения, усидчивости, упорства в достижении цели;

метапредметные

– формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

развитие умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения доводить дело до конца;

– умения слушать и слышать педагога, сверстников;

умение выступать перед аудиторией;

-развитие навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

-умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения поставленных задач;

-соблюдение норм речевого этикета;

-умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

– воспитание умения работать в группе, коллективе.

образовательные

– формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству и искусству посредством техники оригами;

– формирование интереса к истории, культуре других народов, толерантности;

– расширение и углубление знаний об основных геометрических понятиях, условных обозначениях и базовых формах оригами;

-формирование умений следовать устным и видео инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– развитие умений анализировать образец, анализировать свою работу, составлять композицию из готовых поделок;

– формирование умений складывания модулей;

– формирование умений красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить работу.

Коррекционно-развивающие:

– коррекция и развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

– развитие мелкой моторики рук и глазомера;

– развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что этапы реализации программы, скорость реализации программы зависят от индивидуальных особенностей обучающихся и могут быть скорректированы в конце учебного года с перспективой обучения в следующем учебном году.

Объем и срок освоения программы: количество учебных часов по программе – 18, в том числе предусмотрено 3часа теоретических занятий и 15 часов практических занятий. Срок реализации программы – 18 часов.

Читайте также:
Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

Форма обучения : очная.

Режим занятий : единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая и индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения программы обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Предметные результаты освоения программы с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи

Личностные результаты освоения программы ОВЗ (ЗПР):

1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие со циально значимых мотивов учебной деятельности;

4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты освоения программы:

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный кон троль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Материально-техническое оснащение.

– Занятия проводятся в кабинете.

Мебель для занятий – стол с гладкой поверхностью, верно подобранные стулья для правильной осанки.

– Канцелярские принадлежности: ножницы, линейка, карандаши, ластик, фломастеры, кисточки для клея и красок, клей ПВА, клей силикатный, клей- карандаш.

-дидактические материалы (иллюстрации, фотографии, художественные альбомы репродукций)

– раздаточные материалы (трафареты, схемы заданий)

Методическое обеспечение программы

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

-единства обучения, развития и воспитания;

-последовательности: от простого к сложному;

-связи теории с практикой.

– методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.

формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.

педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития обучающихся, а также способствующие реализации компетентностного, системно – деятельностного, интегративно – технологического подходов.

алгоритм учебного занятия:

Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (творческого, практического задания).

Основной этап – подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.

Итоговый этап – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Виды контроля предметных (программных) знаний, умений и навыков обучающихся:

начальный контроль – в начале освоения программы с 5 по 10 сентября;

промежуточная аттестация – с 17 декабря по 23 декабря;

итоговая аттестация – в конце освоения программы с 20 апреля по26 апреля.

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков обучающихся проводится в следующих формах:

Методы контроля:

-опрос, тестирование, наблюдение.

Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующие ведомости.

Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Мониторинг личностной и поведенческой сферы обучающихся проводится два раза в год: в начале и по окончанию изучения программы. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого обучающегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.

Критерии оценки результатов освоения программы

1) начальный контроль:

-знание простейших навыков вырезания по линии симметрии;

-умения пользоваться шаблонами, трафаретами;

-навыки изготовления несложных изделий из ткани.

2)контрольный срез:

-знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу;

-умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности;

-умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;

3)итоговая аттестация:

-знание терминологии основных ручных швов;

-умение аккуратно и точно выполнять работу;

Читайте также:
Предлог НА - конспект НОД

-умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;

Учебно-тематический план (18 часов обучения)

Альманах педагога

Автор: Аликаева Вера Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №13 “Детский сад №29 “Кораблик” г.о. Чапаевск
Населённый пункт: город Чапаевск,Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Оригами как инновационная технология,в работе с детьми ОВЗ”
Раздел: дошкольное образование

ЕТОДИЧЕСКАЯ

«ОРИГАМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ,

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

ПРАКТИЧЕСКИХ

СПОСОБСТВУЮЩИХ

СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: Аликаева Вера Евгеньевна

ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск

СП «Детский сад №29 «Кораблик»

оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков,

социальные и коммуникативные

навыки; формирует определенный круг

категории к обучению в школе.

Условия комбинированного детского сада дают возможность для

временной интеграции ребенка с задержкой развития в среду здоровых

сверстников, что в значительной степени обогащает систему мероприятий

коррекционного воздействия, формируя адекватные способы вхождения в

социум. Воспитанников коррекционной группы объединяем со

сверстниками для проведения различных совместных мероприятий

Новые жизненные условия, в которые

поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои

новые оригинальные решения;

•быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны и для выпускников коррекционной группы

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение

приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых

выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование

занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с

эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение

особенности восприятия человеком окружающего мира: природы,

общественной жизни, а также особенности развития воображения. В

конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,

наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов

конструирования является оригами.

Искусство складывания из бумаги различных фигурок возникло в Японии в

VII – VI в.в. хотя сама технология бумажного производства была разработана

в Китае задолго этого времени, ещё до нашей эры. В ту далёкую от нас эпоху

бумага была изысканным ценным материалом, который в Японии

использовался в особых случаях, в частности I время религиозных

церемоний. Возможно, немаловажную роль в этом сыграло случайное

совпадение звучания слов “бог” и “бумага” – по-японски “ками”. Так возникла

мистическая связь между религиозными ритуалами в синтоистских храмах и

сложенными фигурками из бумаги (“оригами”). Один из таких ритуалов

состоял в изготовлении бумажных коробочек, которые клали пожертвования

богам – небольшие кусочки рыбы и овощей

Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов)

не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие удачно вписывалось в

направлена на природу как на гармоничное единство, в котором привычные

для европейца противоречива, части неразрывно слиты в единое целое.

Квадрат в качестве рамки для японских иероглифов, символов и как

основа складывания фигурок выбран неслучайно. На востоке он является не

пределы, которой были необозримы Необъятное Вселенной, в основе которой

лежит квадрат, подчёркнута в афоризме Лао-Цзы: “У великого квадрата нет

В XII – XVI в.в. оригами в Японии постепенно выходит за пределы

фигурки, сложенные в виде бабочек журавля или цветка, являлись символами

определённых чувств и пожеланий В XVII – XI веках оригами превращается в

популярный способ провождения свободного времени.

старинное традиционное японское развлечение истинный дух творчества и

немногим. В 1954 г. была издана его первая книга “Новое искусство оригами”

В том же году Акира Иошизава организует в Японии общество оригами. С

тех пор известность и слава мастера только растет. Как и многие в Японии,

Иошизава считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не

приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву.

‘”В оригами не должно быть случайных линий, напутствует мастер новичков

– каждая из них должна быть продумана”.

искусство оригами стало традицией, прочно вошедшей в культурную жизнь

Древней Японии. В эпоху Маромачи (1338-1573 г.г.) владение тем или иным

стилем оригами стало указывать на принадлежность владеющего им к той

разумеется, отличалась элита тогдашнего общества – самураи. Эпоху Тахугава

(1603-1867 года) искусство оригами стало ещё более демократичным, и это

совпало с общим расцветом японской культуры Именно к этому периоду

рассказывалось о том, как правильно складывать бумагу для того, чтобы

получать фигурки журавлей, птиц и бабочек. В 1945 г, вышла ещё одна книга

– “Кан, но мадо”, или “Окно в середину зимы”, и в ней впервые была

приведена целая коллекция фигурок – оригами самого различного содержания

На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве,

но не спешили принять искусством Многие поколения мальчиков и девочек в

Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек,

лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец,

рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и

интеллектуальные возможности человека. Оно привлекло внимание

педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения

досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности

развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев

и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в

том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует

на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины,

приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят

сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют,

воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное

отношение к предмету и материалу (бумаге), влияют на формирование

самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. А также позволяют

Читайте также:
Конспект итогового занятия по автоматизации звука (Р)

детям испытать свои возможности и проявить способности конструктивные,

изобразительные, творческие, оформительские (оформление открыток),

Почему детям нравится заниматься оригами?

Оригами похоже на волшебство – из обычного листка бумаги за несколько

минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших

материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых

маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в

который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у

всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки

и украшать помещения.

Какие способности развивает оригами?

• Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным

движениям пальцев под контролем сознания.

• Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.

• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.

• Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит

• Развивает творческие способности.

• Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор.

Думаю, что всех достоинств этой техники не перечислить. Но и этих уже

достаточно, чтобы понять актуальность и ценность оригами для развития

Я работаю в детском саду комбинированного вида, где наряду с группами

детей общеразвивающей направленности , есть и группы для детей с

задержкой психического развития. Многочисленные исследования показали,

что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми

характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием

внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной

основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой

активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР

импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного

этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности.

Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации

деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.

Какой находкой в работе с такими детьми для меня оказалась техника

социальная адаптация дошкольников.

• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали-модульного

Учить читать технологическую карту;

• Учить читать схемы;

Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

Программа кружка «Модульное оригами»

Программа дополнительного образования

для обучающихся 4-8 классов

«Модульное оригами»

ГКОУКО «Бетлицкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Трифонова Елена Николаевна,

соответствует занимаемой должности

Программа кружка «Модульное оригами»

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

– Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев – еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки – только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов – педагоги, а юные складыватели – их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

– Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно.

Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

Читайте также:
Конспект занятия - Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях, предложениях

И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель данной программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

• познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;

• расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

• учить читать схемы;

• развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус.

• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

– объяснительно –иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

– метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;

Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок;

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся должны овладеть навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля

Данная программа рассчитана на три года обучения. Общее количество часов –216.

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 40 минут. Принимаются все желающие мальчики и девочки 10-15 лет. Количественный состав 7-10 человек.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией. Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Общий план занятий:

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

Читайте также:
Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

• повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме);

• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Учебно-тематический планIгода обучения

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе

Автор: Кушнарева Ирина Алексеевна – педагог-психолог МБДОУ №60 “Ягодка” с.Кулешовка Ростовской области.
Описание материала: Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога для старших дошкольников, которое направлено на закрепление артикуляторных навыков, развитие психических процессов и мелкой моторики, снижение психоэмоционального напряжения.
Цель – включение ребенка в занятие; создание доверительной, сказочно-волшебной обстановки.
Задачи:
Образовательные:
1. закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
2. выявление реальных страхов детей, формирование социального доверия; развитие уверенности в себе, снижение уровня тревожности.
Развивающие:
– формировать артикуляторные умения и навыки;
– активизировать произвольное внимание, умственные способности;
– развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
– развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыке;
– развивать мелкую моторику, память, внимание, восприятие, мышление;
– упражнять в умении ориентироваться в пространстве, закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой и текстом;
– снижение психоэмоционального напряжения.
Воспитательная:
Воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, корзина, колючие мячики красного, синего и зеленого цвета по количеству детей, фигурки гномов, красные, зеленые и синие флажки по количеству детей, колокольчики по количеству детей, буквы А. О. У. И. схемы артикуляции гласных звуков, воздушные шарики, презентация, мелодии, клубок, игрушка гнома, подносы с манной крупой по количеству детей, скатерть.
Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья, гномы), стол с подносами с манной крупой, стулья перед зеркалом.

Ход занятия
1. Психолог– Приветствие «Клубок».
Дети заходят и садятся на стульчики по кругу, включен СЛАЙД «Веселое солнышко».
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Давайте начнем нашу встречу с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».
В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…Отлично!
Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.
А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Понравилось вам играть?
Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?
Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.
Вы чувствуете, как нам стало хорошо, тепло и уютно? Даже солнышко нам улыбается, посмотрите на этот слайд.
2. Логопед – ритмическое упражнение «Солнышко» (на соотнесение слов с движением – дети встают в круг).
– Давайте покажем нашим гостям какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнышка:
«Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнышком покружимся,
Со звуками подружимся!» (дети изображают лучи солнца – поднимают руки вверх, соединяют ладони, и ходят по кругу, кружатся).
3. Психолог – Игра «Спаси птенца».
Ребята солнышко пригрело, и к нам прилетят птицы. Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
4. Логопед – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите это Гномик, он к нам пришел из Страны Звуков.
Логопед – самомассаж, артикуляционная гимнастика.
– Ребята, Страна звуков– это удивительная страна. Там живут Гномы-Звуковички, они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Гномик предлагает вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка – сделать массаж лица.
Самомассаж “Солнышко” (дети подходят к большому зеркалу).
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам).
-А теперь потренируем язычок – артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Это язычок пришел (высунуть язык).
Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо).
Всё, что нужно увидал

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: