Организованная образовательная деятельность по грамоте

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте “Путешествие по Грамотейке”

Этот конспект для работы с детьми подготовительной к школе группы

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте “Путешествие по Грамотейке”»

Подготовила и провела

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая

Цели: 1. Уточнить представления детей о частях слова – слогах, закрепить умение детей делить слова на слоги.

2. Формировать умение определять звук в начале, в середине и в конце слова.

3. Упражнять в составлении звуковых цепочек – выделять первый и последний звук.

4. Учить давать характеристику звукам: называть гласный и согласный звуки, определять твердость и мягкость согласного звука.

Предварительная работа: Работа с пособием «Звуковые часы», упражнения по нахождению определенных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, звуковой и слоговый анализ слов.

Планируемый результат: Составление звуковых цепочек, подбор слов с заданным звуком, умение давать характеристику звукам (гласным и согласным).

Оборудование и материалы: Наборное полотно-поезд с вагончиками, на которых изображены слоговые схемы, полоски схемы звукового анализа, предметные картинки для игр и упражнений, картинка Карлслон, картинки: свиристель, соловей, синица; карточки для игры «Звуковые цепочки», карточки для индивидуального практического задания.

Содержание организационной деятельности детей

Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку: Смешной человечек на крыше живет,

Смешной человечек ириски жует,

Смешной человечек скучать не привык,

Смешной человечек большой озорник.

Восп.: Кто же этот смешной человечек?

Дети отгадывают загадку.

Восп.: Сегодня у нашего друга Карлсона праздник. Он приглашает к себе друзей. А наша с вами задача помочь его гостям добраться до места назначения. Ехать нашим гостям придется на поезде. Но поедут они на необычном поезде. Все вагоны поезда пронумерованы, но не цифрами¸ а прямоугольниками, обозначающими количество слогов-частей в слове. Давайте пока вспомним, что такое слог, и как можно узнать, сколько слогов в слове.

Упражнение «Сколько хлопков, столько слогов».

Восп.: Итак, мы с вами разобрались с маркировкой вагонов в нашем поезде.

Дети из предложенных картинок выбирают животных и птиц и рассаживают их в вагончики поезда таким образом, чтобы в первом вагоне оказались гости, в названии которых один слог (еж, лев, жук, волк, слон), во втором – два слога (утка, медведь, лиса, белка), в третьем – три слога (курица, корова, крокодил), в четвертом – четыре слога (черепаха).

Молодцы, ребята всех гостей рассадили в вагоны. Поезд тронулся.

Восп.: А мы с вами поиграем в игру «Слово можно прошагать»

Разделимся на команды и выберем себе картинки.

Дети строятся друг за другом. Последний ребенок становится перед первым и делает столько шагов, сколько слогов в названии его карточки. Затем первым становится следующий последний и «шагает» свое слово. Другая команда выполняет эти же действия. Выигрывает та команда, которая оказалась впереди.

Восп.: А сейчас посмотрим, что же происходит у наших друзей. К ним на концерт прилетели необычные артисты.

На доске появляются картинки с изображением синицы, свиристели, соловья.

Восп.: Что же объединяет этих артистов, что у них общего?

Дети: Все артисты – птицы, все названия птиц начинаются на звук С.

Восп. Верно. А пока идет концерт, мы с вами поиграем в игру «Звуковые цепочки» (подгруппами)

Восп.: Праздник окончен. Наверное нам нужно поблагодарить артистов и подарить им подарки и угощение. Они очень хотят получить такие угощения и подарки, в названии которых есть звук К. Как вы думаете, почему?

Воспитатель обобщает высказывания детей и поясняет, наверное потому, что в названии птиц нет звука К, а им очень хочется с ним подружиться.

Дети называют слова, в названии которых есть звук К, на доске картинки-подсказки, а среди них: торт, банан, горох и др, где этот звук не встречается.

Воспитатель предлагает изменить эти слова так, чтобы звук К появился.

Восп.: А теперь вернемся к гостям Карлсона. Праздник окончен, и гости хотят уехать домой. Нам нужно помочь им и рассадить в вагоны. Обратите внимание на наш поезд. У его вагонов теперь другая маркировка. Кто знает, что обозначают эти кружки.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

Ответы детей. Если затрудняются, провести упражнение «Найди место звука в слове»

Восп.: Разместить их нужно так, чтобы в первом вагоне ехали те, в чьем названии звук находится в начале слова, во втором – те – у кого звук находится в середине слова, а в третьем вагончике те – у которых звук находится в конце слова.

Первый состав гости в названии которых есть звук Л: лиса, лев, лошадь, волчонок, крокодил.

Второй состав – гости в названии которых есть звук Т: Кот, пеТушок, бегемоТ

Воспитатель с Карлсоном: Молодцы ребята помогли мне и моим гостям. А теперь вас тоже ждут маленькие подарки-эмблемы. Однако, получив, их нужно рассказать о первом звуке названия того предмета, который там изображен. Например: (воспитатель помогает) Гриб – Звук Г, согласный, твердый.. Я ответила правильно, картинка моя.

Дети называют картинку-эмблему, определяют первый звук, определяют гласный он или согласный, и если согласный – твердый или мягкий.

Если остается время в конце занятия, детям предлагается практическое задание для работы за столами. В предложенных картах нужно разложить продукты в сумки разного размера таким образом, чтобы короткие названия оказались в маленькой сумке, средние – в средней сумке, длинные названия в большой сумке.

Статья Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе на тему “Азбука – волшебная страна”. Автор: Николаева Любовь Викторовна

Автор: Николаева Любовь Викторовна
На занятии воспитатель обучает детей основам первоначальной грамоты.

Автор: Николаева Любовь Викторовна

Закрепить у детей знания, полученные ранее на занятиях.

Задачи.

развивать умение подбирать слова с заданным звуком;

развивать умение делить слова на слоги;

развивать умение различать гласные и согласные звуки;

совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова и

выстраивать звуковую схему;

развивать умение определять ударный звук и слог в слове.

продолжать воспитывать умение внимательно слушать ответы

других детей, не перебивать их;

воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

развивать психические процессы (внимание, память);

способствовать формированию мыслительных операций, развитию

Наглядные: азбука, кукла Буратино, разные по высоте елочки, мяч,

шары, карточки с четырьмя клетками, кружки красного, синего,

зеленого и черного цветов, буквы, фланелеграф.

Игровые: игры «Назови пару», «Измени слово».

Практические: выполнение заданий.

Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие.

Индивидуальная работа:

побуждать к активной речевой деятельности

Словарная работа:

звук, гласные, согласные звуки, слог, звуковая

Ход занятия

Воспитатель.

Сказочный волшебный дом.

Азбука – хозяйка в нем,

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

Ребята! Сегодня мы с вами перенесемся в необыкновенную волшебную

страну букв и звуков. Эта волшебная страна – книга и зовется она Азбукой.

А вместе с нами в этой стране захотел побывать известный сказочный

герой. А кто это, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:

Длинный нос, веселый нрав,

Ключ волшебный золотой.

Это все, что нужно знать,

Чтоб сказать, кто он такой.

Воспитатель:

Помните сказку про Буратино, которому папа Карло

подарил азбуку и отправил в школу учиться грамоте?

Воспитатель: Научился ли Буратино грамоте?

Воспитатель: А

что он сделал с Азбукой?

Он продал ее за пять золотых монет.

Воспитатель:

Ребята! Сегодня Буратино решил исправить свою ошибку и

непременно научиться грамоте. А мы ему в этом поможем. (Воспитатель берет

в руки азбуку, перелистывает ее.)

– Как много букв я вижу в этой книге! Интересно, сколько же их? Вы не

Воспитатель:

Молодцы! А сейчас вас ждет очередная загадка:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется строй (алфавит).

Это загадка – добавлялка! Любите вы отгадывать такие загадки? Так

Жмутся возле квочки.

Кучкой как опята.

Кто это? (цыплята).

Примостилась на пенёк

Читайте также:
Презентация: Развитие фонематических процессов

Хвост как рыжий огонек.

Беззащитна, с виду мелко.

Но ловка, прыгуча (белка).

Над котом кружилась муха,

Навострил Василий (ухо).

По ночам она не спит.

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это хищная (сова).

Эта птица забияка

Где она там часто драка

Но ее я не боюсь

Это наш домашний (гусь

Воспитатель.

Что вы добавляли?

Мы добавляли слова.

Воспитатель:

Как можно разделить слово?

Можно делить на слоги.

Воспитатель:

Назовите слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов, (ответы детей) А

какими же бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Воспитатель:

Звуки гласные мы знаем

Без труда их различаем

Вот такие все они.

Нет нигде для них преграды

Петь мы эти звуки рады.

– А давайте, ребята, мы немного попоем. Да и Буратино вместе с нами. (Дети

пропевают звуковые дорожки а-о-у, о-у-э, ао-уы, оу-ыа, ыо-уа.)

– Итак, кроме гласных есть другие Вы не знаете, какие?

Воспитатель:

Много трудностей в пути Предстоит им всем пройти.

– Интересно, что это за трудности?

Это губы, язык, зубы.

Воспитатель. А

ты знаешь, Буратино, оказывается, и согласные звуки тоже

разные. Какие же?

Мягкие и твердые согласные.

Воспитатель:

Игра «Назови пару» поможет нам ясно услышать твердый и

мягкий согласные звуки. Итак, я называю твердый согласный звук, а вы его

мягкую пару. И наоборот. А какие же звуки только твердые? (ж, ш, ц). А только

Воспитатель:

Если мы хотим узнать, что же ждет нас дальше, то должны

расставить эти елочки по росту. Ребенок выполняет, получилось слово «игра».

Воспитатель:

Все внимание, детвора.

Дети встают в крут, (в середине воспитатель с мячом.)

Воспитатель:

У меня в руках мяч не простой, а волшебный. Он поможет

нам превращать обычные слова сначала в маленькие, а потом в большущие.

Мяч волшебный, помоги.

Звук к нам в слово позови.

Скажем ласково, и вот

Звук к нам в слово и придет!

Был здесь нос, а стал вдруг носик!

Тут был рот, а стал вдруг ротик.

Здесь был стол, а станет столик.

Был ковер, а стал вдруг коврик.

Взрослый-сом, малышка – сомик.

Папа гном, сынишка-гномик.

Взрослый-крот, сынишка – кротик.

Папа- кот, сынишка- котик.

Каждый должен мяч поймать

Слово ласково сказать.

А теперь мяч превращает слова в большущие.

У кошки- усы, а у тигра – усищи,

У птички-глаза, у дракона – глазищи.

У гномика- дом, у Кощея – домище,

В баночке – сом, в речке – сомище.

Маленький- кот, большущий котище,

Маленький – жук, большущий жучище.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

Воспитатель:

А теперь, Буратино, мы поучим тебя слышать звуки в словах. Но

прежде напомним Буратино, каким цветом мы обозначаем звуки.

А теперь выложите звуковую схему слова «шары» (в руке воспитатель держит

На доске схему выкладывает ребенок, сделавший у себя на столе работу

Воспитатель:

Сколько звуков в слове «шары»?

Назовите все гласные звуки.

Все согласные звуки?

Какой звук 1,2,3,4?

Какой звук ударный? Безударный?

Сколько букв в слове «шары»?

Воспитатель:

Вот и все, чему мы хотели научить тебя, Буратино. На память мы

дарим тебе этот воздушный шар. До новой встречи, Буратино!

ООД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа). Тема: “Знакомство со словом”

Содержимое публикации

ООД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа). Тема: “Знакомство со словом”

Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно-смысловой единице речи.

Образовательные:

Закреплять представления детей о словах.

Формировать понимание слов- антонимов.

Учить связывать существительные с соответствующими глаголами.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание, память, мышление.

Продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова

Развивать внимание, внимание, память, мышление.

Воспитательные :

Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно.

Воспитывать любознательность, творческую активность,

Воспитание навыка самостоятельной деятельности,

Воспитывать у детей умения: работать в коллективе,

Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами

Оборудование: кубик с точками на гранях; стол, ширма, ложка, тряпка, шапка, игрушка «кошка»; аквариум с рыбками и ракушками, кастрюля с овощами для борща: мячь.

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: Давайте поиграем, я предлагаю вам хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике. Прохлопать ритмический рисунок.

Основная часть

Воспитатель:Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет)

Воспитатель:А что я произнесла? (это звуки)

Воспитатель:Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Давайте каждый из вас назовет по одному слову.( дети называют)

Воспитатель:Каждое слово должно что-то обозначать. Прослушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим».

(воспитатель открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)

Ложка – это ложка, А я придумал слово,

Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.

Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,

Шапка – это шапка, И ничего не значит

Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

Вы поняли, что такое «Плим»? (Нет)

Воспитатель:Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте еще раз назовем эти предметы – каждый предмет отдельным словом ( кошка, ложка, тряпка, шапка.)

Дидактическая игра «Достанем слова»:

Воспитатель: Каким словом называется этот предмет? – (Аквариум.)

Воспитатель:– «Достанем» слова из аквариума? (дети называют слова: рыбки, вода, камни, ракушки, улитки, водоросли, песок).

( Затем воспитатель просит одного из детей: повтори все слова, которые мы назвали.)

Воспитатель:– А теперь «достанем» слова из борща. Если вы правильно назовете слово, я достану из кастрюли предмет. (Дети называют слова, а воспитатель достает овощи: свёкла, морковь, лук, капуста, картофель).

Воспитатель:Как, одним словом назвать эти предметы? –(Это овощи)

( Воспитатель подводит итог: вы назвали много разных слов.)

Дидактическая игра «Подскажи словечко»:

Воспитатель:Очень часть так бывает, что словечка не хватает.

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает, слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,

Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко:

Наша Таня громко плачет, Серый волк в густом лесу

Уронила в речку … мячик. Встретил рыжую … лису.

Дидактическая игра «Какое слово добавилось?»

Воспитатель:– Я назову слово: Помидор. Какое слово я назвала? Повторите его. Теперь я добавлю одно слово: помидор, картофель. Какое слово я добавила? (картофель) Добавлю еще одно слово: помидор, картофель, огурец. Какое слово я добавила? (огурец).

Воспитатель:Молодцы, хорошо получается! – Устали? Отдохнем?

Игра «Что делает предмет?»(проводится на ковре)

Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

пила – пилити т. д

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с словами.

Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:

Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

Заключительная часть

– Что нового узнали на занятии и о чём расскажете дома? (Ответы детей)

– Что учились делать? (Ответы детей)

– Что вам больше понравилось на занятии? (Ответы детей)

Конспект ООД по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе ДОУ

– Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами. А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Ольга Ивановна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети поочереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек.
Будем мы всегда дружить,
Будем дружбой дорожить.
С дружбой не страшны ненастья.
Дружба – это только счастье!
– Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (появляется зевающее солнышко).

Читайте также:
Открытое логопедическое занятие по теме Космос

– Ой, так это же солнышко не выспалось. Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.
Солнышко:
В небе синем я гуляла, и звук [Л] свой потеряла.
Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко.

Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю.
Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните.
Буду я тогда опять в небе голубом сиять.
– Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.
– А что такое звук (звук – это то, что мы слышим и произносим).
– А чем он отличается от буквы?
– А где же мы будем искать с вами звук [Л].
– А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?
– Может быть грустные (нет, веселые).
– Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных).
– Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).
– А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).
– А найти дорогу в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).

– Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на улице, где живут гласные звуки. А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
– А у гласных звуков есть любимая песенка. Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Надеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня.
– Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается). А рука – помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А.
– А когда произносим звук [У], сто у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как.
– А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О.
– А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку.
– И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков.
Звучит музыка «Логопедические распевки».
– Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой.
– А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно?
– Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков найти потерявшийся звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный) Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).

– Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие – зеленым). На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный твердый.
– А сюда мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный мягкий. На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.
– Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет)
Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу.
Физкультминутка «Солнечные зайчики»

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР

Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.
Лимон:
Я подскажу, где звук искать,
Но прежде вы мне помогите.
И схему к имени лимон
Скорей, ребята, подберите.
Ну что же, ребята, я думаю, что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу.
(Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон).
Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л].
Лимон:
Чтобы братца вам найти,
К речке нужно подойти.
Там за речкою дуга,
А зовется радуга.
Краску в ней мою найдите,
В ней пропажу отыщите.

А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим. Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].
В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета?
Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску.
Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)

– Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты снова солнышко! Свети ярче!
Солнышко:
Ой, спасибо вам, ребята,
Как я рада, как я рада.
Буду весело сиять,
Вас, детишки, согревать.
– Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)
А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии.
До новых встреч, ребята!

Конспект организованной образовательной деятельности по грамоте, Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие по расск

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:

«Путешествие по рассказам Н.Н.Носова»

подготовительная к школе группа

Трифонова Наталья Владимировна

МБДОУ детский сад №2

п.г.т. Камские Поляны

Тема: «Путешествие по рассказам Н.Н.Носова» Тип занятия: итоговое. Возрастная группа: подготовительная к школе группа Задачи: Речевое развитие: В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н.Носова, расширять кругозор.Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления : умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам.Учить правильно оценивать поступки героев.Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности. Оборудование и материалы: Материал к занятию: карта маршрута, иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «Фантазёры», «Огурцы», «Заплатка», и другие. Выставка книг Н.Н.Носова. Портрет Н.Н.Носова. Предварительная работа с детьми: Чтение рассказов Н.Н.Носова. Обсуждение поступков героев рассказов, рассматривание иллюстраций, рисование сюжетов к рассказам Н.Н.Носова. Предварительная работа воспитателя:подбор материала для презентации по рассказам Н.Н.Носова.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ы)

-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие . А в какое вы узнаете , отгадав загадку. Ты беседуй чаще с ней- Будешь вчетверо умней. (Книга.) Дети встают в круг и передавая книгу друг другу говорят, что значит для каждого книга.

Книга нам про всё расскажет,

Книга нам всё покажет

Почему садиться солнце

Где прибой о берег бьётся.

Где тепло, а где мороз

Листья все смахнул с берёз.

Если книгу прочитаешь

Много интересного узнаешь.

– А сегодня мы отправимся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова. Давайте внимательно рассмотрим карту и определим, откуда мы начнём своё путешествие. (рассматриваем карту.) -Давайте начнём вот от этого флажка с надписью

«Старт.» Итак, первое что встретилось нам на пути, это-

Библиотека им. Н.Носова.» -Ребята обратите внимание на выставку.(показываю книги и портрет Н .Носова). Это книги Н.Н.Носова. «Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом и хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом работал в кино и снимал фильмы. А детским писателем он стал, когда у него родился сын. Он очень много времени проводил с ним, наблюдал за ним и его друзьями, за их играми и разговорами. Он и стал писать про них. Что-то происходило на самом деле, что-то он придумывал сам, а в итоге получились интересные рассказы. Его книги изданы во многих странах и детям очень нравятся».

А какие рассказы Носова вы знаете? Чем они вам запомнились? Какие у него рассказы? ( весёлые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н.Носов? А сейчас на нашем пути – «Школа фантазёров.» Ведущий: Как вы думаете, кто учится в этой школе? Кто такие фантазёры? Давайте вспомним рассказ Н.Носова «Фантазёры» . Кого там можно назвать фантазёром? А можно ли Игоря назвать фантазёром? Что бы вы сказали Игорю, если бы встретили его сейчас? Зачем Мишутка и Стасик придумывали небылицы? Вы думаете это легко? Давайте попробуем. ( Выдумки детей) – Молодцы! Ну и посмеялись! Как будто тоже учились в этой школе. Входит Незнайка: Почему-то обо мне знают все на свете.Знают даже на Луне взрослые и дети.Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,Что другим не по плечу, мне давно известно.– Я самый лучший художник, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается. Я не могу нарисовать иллюстрации к рассказам. Ведущий : Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся с нами, смотри и учись, а ребята тебе помогут.А мы с детьми приглашаем тебя в нашу мастерскую-

«Мастерская художников» Кто пишет книги? А что делают художники? Один неизвестный художник сделал рисунки к рассказам Н.Носова. Давайте рассмотрим и определим к каким? (Просмотр слайдов) А сейчас Незнайка мы предлагаем рассмотреть рисунки наших начинающих художников- работы наших детей. Ну что же , нам необходимо отправляться дальше, и перед нами-

«Парк доброты и честности»

Ведущий:– Каких людей мы можем здесь встретить? – Почему Мишутку и Стасика? – А справедливо ли была наказана Ира? – Как бы вы поступили на её месте? Разбор пословицы « Доброе слово лечит, а худое калечит».- Хотели бы вы иметь таких друзей, как Мишутка и Стасик?- Давайте и мы поиграем в этом парке. Игра « Скажи наоборот»:вы хотели бы иметь друзей – добрых, а не… сильных – весёлых, а не… умных, а не… и т.д.Ну что выходим из парка, нужно идти дальше. И впереди у нас остановка-

«Блиц- вопросы.» 1.Назовите имя и отчество Носова.2.Где и когда родился Носов?(23 ноября 1908 года в Киеве).

3.Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (Картофель).

Читайте также:
Ознакомление старших дошкольников с профессиями

4.В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»).

5.Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. («Фантазеры».)

6.В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключения Незнайки и его друзей».)

7.Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

8.Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка.)

9.Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)

10.На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

Ну , а сейчас мы выходим на улицу-

Улица- «Огуречная.»

– Почему её так называют? На этой улице, наверное, живут Павлик и Котька из рассказа « Огурцы»? – Ребята, а вам понравился Котька? Почему? Да, сначала он совершил плохой поступок, но у него хватило мужества исправить его. Как рассказ заканчивается? И на душе от этого у него было радостно.

Ребята, а у меня на душе радостно от того, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих.

Ребята , а на улице «Огуречная» находится-

«Бюро находок»

Давайте заглянем туда и определим из каких произведений Н.Носова потерялись предметы.

Шляпа – «Живая шляпа».

Кастрюля, удочка, крупа-«Мишкина каша».

Нитки, иголки, ткань – «Заплатка».

Лопата – «На горке».

Игра «Что лишнее?» Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)

Ведущий:Ну вот и закончилось наше путешествие, давайте посмотрим весь ли путь мы прошли. Посмотрите, на что похож наш маршрут? На сердечко. Я думаю, что мы прошли его не зря. У нас у каждого есть сердечко. Приложите руку к нему. Слышите, как оно стучит ? Оно живое. Оно всегда готово вам подсказать , пожалеть кого-то, понять, полюбить. По чаще прислушиваетесь к нему, совершайте только хорошие поступки и жизнь станет гораздо лучше. И в заключении я хочу вам сказать:

Ребята, ходить в библиотеку. Любимей дела нету. Там можно помечтать. И оказаться в сказке. В таинственном лесу. Увидеть волка, зайца. И рыжую лису. А прочитав всю книжку. Подумать головой- Какой герой хороший, Какой из них плохой. Она всегда подскажет, где как себя вести. Поможет и расскажет, как друга нам найти. И что то в этой жизни начнём мы понимать. Любить родную землю- и слабых защищать.

Ведущий:Ну что Незнайка, ты хочешь сказать что нибудь детям.

Незнайка: Ребята мне очень понравилось у вас в гостях, и я хочу вам пожелать любите книгу, берегите её, дружите с ней.

Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

Анастасия Чечкина
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования, среди которых коммуникативно-личностное, познавательное и речевое развитие ребенка.

Речевое развитие является важным фактором социализации человека в обществе. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, успеваемости и выборе профессии.

Система дошкольного образования, в общем, и учитель-логопед, в частности, призваны способствовать коррекции речевых нарушений у детей.

Особую озабоченность учителя-логопеда дошкольного образования вызывает развитие речи, коррекция речевых нарушений у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

Педагогическая наука и практика в настоящее время уже наработала определённый опыт в области речевого развития детей, в том числе детей с нарушением слуха.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых указывается на то, что человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе.

Читайте также:
Презентация 'Физкультминутки для логопедических занятий'

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведе­ние — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выгот­ский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответ­ствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в свя­зи с этим значительно ограничивается, темп развития мыш­ления замедляется.

Как утверждали Л. С. Выготский, Т. С. Гвоздев, А. Н. Корнев, Ж. Пиаже, Н. А. Ушакова и др., чтобы научить ребенка понимать речь и говорить, требуется много времени, поскольку и у нормально слышащего ребенка процесс овладения основными компонентами языка и речи на всех уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, прагматическом) заканчивается только к возрасту 5–7 лет.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л. В. Неймана (1951, Р. М. Боскис (1963, Л. П. Назаровой (1976, Е. П. Кузьмичевой (1981, отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом – это усвоение слов на слух и понимание речи в целом.

Физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условно рефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.

В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется. Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает “затруднение естественного развития речи“, что также требует специального педагогического воздействия.

Слабослышащий ребенок накапливает слова в искаженном виде. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.

Дети с кохлеарными имплантами представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухового и речевого развития она соответствует глухим детям (безречевым).

Основную роль речевого развитие у детей с кохлеарным иплантом играет учитель-логопед.

Можно определить при проведении работы учителя- логопеда по коррекции речи у детей с кохлеарными имплантами следующие принципы:

•коррекционная направленность обучения и воспитания;

•принцип дифференцированного обучения;

•систематичность и последовательность;

•обучение от простого к сложному.

Так же соблюдать определенные условия :

•при разговоре учитель-логопед находиться на уровне глаз ребенка;

•темп речи слегка замедленный (напевный);

•многократное повторение слов и фраз;

•предварительное привлечение внимания ребенка к слушанию;

•подчеркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;

•выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);

•интонационно окрашенная речь.

Необходимость участия учителя – логопеда в реабилитации таких детейможно обосновать несколькими факторами:

– при работе с этими детьми учитель – логопед делает акцент на вызывание у неговорящего ребенка голосовых реакций, звуков речи, имитаций голоса, активизации артикуляторного и голосового аппарата;

– концентрирует внимание на контроль произношения, развитии интонационно – ритмической структуры речи;

– кроме нарушений слуха, большинство детей имеют сопутствующие речевые расстройства: дизартрия, алалия.

1. Белоконь А. Н., Кузнецов А. О. Корреляционные взаимоотношения эффективности слухоречевой реабилитации и количества настроечных сессий у пациентов после кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология, 2008. Приложение № 1. – С.204-209: ил.

2. Богомильский М. Р. Кохлеарная имплантация у детей / Детская оториноларингология под ред. М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. Т. 1 (в 2-х томах). М. : «Медицина», 2005. С. 624 – 631.

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР

3. Восприятие высоты голоса и мелодики речевых сигналов глухими людьми с кохлеарными имплантами / В. В. Люблинская, И. В. Королева, Е. А. Огородникова и др. // Рос. отриноларингология, 2007. № 4 (29). – С. 3-13.

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции.

Деловая игра с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей) Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в.

Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет Актуальность В дошкольном возрасте закладывается формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно.

Родительское собрание в средней группе Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз
статья по коррекционной педагогике на тему

Статья раскрывает некоторые особенности детей с онкологическими заболеваниями, которые нужно учитывать всем педагогам, работающим с данной категорией пациентов (учеников).

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_sayt_iyun_2018.docx 15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Гараева Марианна Владимировна

логопед СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз

Логопедическая работа с данной группой детей имеет свои особенности. Большинство таких пациентов до появления онкологического заболевания в их анамнезе, росли и развивались соответственно возрастным нормам. Однако, сама болезнь; интенсивное и длительное лечение, необходимое при онкологических заболеваниях; частое и продолжительное пребывание в больнице; применение необходимых лекарств и проведение разных медицинских процедур; накопление отрицательного опыта болезни; изменение стиля жизни всей семьи больного ребенка; нередко отрыв от семьи; иногда переход на иную манеру воспитания ребенка со стороны родителей; отсутствие коррекции поведения ребенка; ограничение в контактах со сверстниками; отсутствие возможности посещать детский сад, школу, массовые мероприятия (музеи, театры и пр.), могут приводить к возникновению некоторых особенностей в эмоциональном состоянии и поведении таких детей. Сюда можно отнести повышенную тревожность, излишнюю капризность, плаксивость, быструю утомляемость, «выученную беспомощность», пассивность при возможности выбора той или иной деятельности или игры, а также сниженную познавательную активность, которая весьма необходима при проведении логокоррекционной работы.

Помимо особенностей в психологическом состоянии ребенка с онкозаболеванием, логопедическая коррекция зачастую осложняется наличием тех или иных ограничений или запретов в выборе процедур, которые входят в так называемое «комплексное лечение», которое, безусловно, имеет огромный практический эффект для устранения речевых нарушений. Сюда можно отнести: большой спектр физиотерапевтических процедур, массаж, медикаментозные назначения невролога.

Огромное значение в успехе устранения речевой патологии принадлежит активному участию в коррекционном процессе родителей (родственников) ребенка. Многие родители наших пациентов, имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта. Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания. Кроме этого, наблюдения показывают, что значительная часть родителей детей с онкологическим заболеванием, часто снижают «планку» требований к своему чаду. Излишняя опека, ложные страхи за его «неуспехи» на занятиях или опасения за то, что «его обидят другие дети», нередко осложняет логопедическую работу. Огромную помощь в таких случаях оказывает участие в коррекционном процессе психотерапевта и психолога. Человек живет в обществе и, конечно, должен уметь взаимодействовать с окружающими. Уметь, при необходимости, уступать либо отстаивать свою точку зрения либо идти на компромисс. Уметь радоваться чужим успехам и, с пониманием причин, переживать свои неудачи. ДОУ, в какой – то мере, моделирует систему общества, и большинство детей, органично и плавно обучаются комфортно существовать в нем. Дети с онкологическими заболеваниями, которые по медицинским показаниям не посещают детские сады (школы), довольно часто лишены такого навыка, поэтому работа логопеда и психолога нередко состоит в том, чтобы обучить ребенка и родителя тому, как вести себя в той или иной ситуации, т.е. помочь не только ребенку, но и всей семье социализироваться.

Перечислю, какие формы работы использую для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

  • Индивидуальные консультации. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость и способы работы дома.
  • Открытые (интегрированные) занятия. «Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия логопеда и родителя. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.
  • Памятки для родителей. Использование так называемых памяток для родителей на различные темы (артикуляторная гимнастика, пальчиковые игры, упражнения для развития дыхания и пр.). Этот методический материал я распечатываю и раздаю на консультациях, либо вклеиваю в тетради детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф.

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ.

Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Работа по самообразованию “Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)”.

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д.

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт – сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи с развитием организма в целом. Логопедическую работу с детьми строить по пр.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и .

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими в анамнезе диагноз алалия.

Презентация системы и этапов коррекционной работы при моторной алалии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: