Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР

Юлия Карачкова
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР

Сотрудничество с семьей детей с ОНР является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя – логопеда. В современных условиях модернизации дошкольного образования актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Благодаря дифференцированному подходу, вопрос содружества носит творческий характер. Для осуществления педагогического сопровождения процесса образования и развития ребёнка с ОНР, были определены основные направления совместной деятельности учителя-логопеда и родителей:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;

– установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки в процессе реализации мероприятий индивидуального маршрута сопровождения ребёнка;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями включает в себя: – Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Во время индивидуальных бесед с родителями устанавливаются доверительные отношения, где удаётся донести понимание важности и нужности систематической работы для достижения результатов коррекционной работы с детьми. – Немалую роль в совместной работе учителя-логопеда и семьи играет анкетирование. Анкетирование помогает учителю-логопеду получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. Анализируя ответы родителей, получаю информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к ДОУ, особенностях ребенка, о готовности родителей взаимодействовать по тем или иным вопросам воспитания.

– Групповые родительские собрания, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы коррекции речевого развития по результатам логопедического обследования речи детей. Родители знакомятся с направлениями работы, совместными мероприятиями с детьми. Это помогает объединить родителей, мотивировать их на совместную плодотворную деятельность, активно включиться в процесс воспитания детей. Групповые родительскиесобрания в группе комбинированной направленности проводятся 3 раза : в начале, середине и конце учебного года, согласно годовому плану;

– Консультации, которые провожу по актуальным вопросам коррекции речи, учитываем результаты анкетирования родителей.

Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты по проблеме.

Подбираются дидактические игры и упражнения. Еженедельное консультирование учителем-логопедом родителей, позволяют им быть в курсе того, чем занимается с детьми специалист. – Семинары-практикумы по обучению играм и коррекционным упражнениям на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование лексико – грамматических категорий, фонематических процессов и связной речи воспитанников, подтвердили эффективность плодотворного сотрудничества с родителями. – Логопед также оформляет стенд, на котором размещает информацию для родителей. С большим вниманием родители знакомятся с материалами «речевого уголка», где помещаются советы, консультации логопеда. – Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. Приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приемам работы с ребёнком.

– Творческая совместная деятельность родителей и детей стимулирует речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении конкурса «День логопеда», родители помогали детям оформить пособия. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы. Все пособия применяются в индивидуальной образовательной деятельности в играх со звуками и буквами. Такая плодотворная совместная работа повышает самосознание и заинтересованность родителей в процессе единой коррекционно – развивающей деятельности по преодолению речевого недоразвития детей. – Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом 1 раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения, возможность понять – какие трудности возникают у дошкольника при выполнении заданий. Благодаря домашним заданиям родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и родителей удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Взаимодействие логопеда с родителями ДОУ в процессе коррекционной работы с детьми

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель- логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №21 “Ивушка” города Губкина Белгородской области

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Ни одна педагогическая система работы с детьми не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Исправление речи у детей требует применения специальных методик, но и родители могут стать «помощниками» учителя-логопеда в длительном процессе коррекционно-логопедического воздействия по устранению речевых нарушений. Совместная работа с родителями очень продуктивна, дает положительную динамику в развитии речи детей, если они осознали необходимость ежедневно уделять время для исправления нарушений речи у детей.

Читайте также:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Главной задачей взаимодействия с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активное участие в коррекционно-образовательном процессе по устранению тяжелых нарушений речи у детей.

Задачи в работе с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу заинтересованности в оказании помощи ребенку по устранению нарушений в речевой сфере.
2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
3. Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, связь с родителями проводится с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Осуществляется она в следующих традиционных и нетрадиционных формах:
1. Анкетирование.
2. Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Мастерская слова».

3. Папки-передвижки с консультациями.
4. Буклеты.
5. Индивидуальные консультации, беседы.
6. Родительские собрания.
7. Проведение открытых занятий.
8. Тетрадь индивидуальной работы с ребенком.
9. Домашние задания.
10. Совместные праздники и развлечения.
11. «Домашняя игротека» подбор речевых игр для занятий с детьми дома.

С помощью анкетирования выявляются трудности, с которыми встречаются родители во время занятий с детьми, каким образом проходит общение в семье, что они делают для обучения и развития речи.

Речевой уголок «Мастерская слова» знакомит родителей с тематической неделей, программным содержанием, объемом знаний, которым должны овладеть дети за этот период. Логопед предлагает использовать дома в свободное время речевые игры, небольшие стихи, загадки, рассказы для закрепления с детьми изучаемого материала.

Папки-передвижки содержат небольшую по объему информацию по тем вопросам, которые наиболее часто задают родители. Материал консультации располагается на нескольких листах, оформление должно быть красочным, запоминающимся, а текст простым, без специфических терминов, доступным для понимания родителями разного уровня.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приемами, помогающими детям научиться новому. Буклет раскрывается ширмообразно, кратко и в красочной форме раскрывает проблему нарушения речи с картинками, речевыми играми, стихами, загадками. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребенком вечером или в выходные дни.

Консультации, оформленные в виде буклета, работают особенно продуктивно, если раздаются родителям после индивидуальной консультации, беседы, родительского собрания, открытого занятия. Их темы могут быть на такие темы: «Учим ребенка думать и говорить», «Как с ребенком учить буквы», «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Индивидуальные консультации и беседы посвящены вопросам нарушений в общем и речевом развитии детей, способах их устранения. Родители должны знать о результатах диагностического обследования их ребенка, о том, какие существуют методы логопедического воздействия для восстановления речевой сферы.

Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с родителями, которые актуальны и сейчас. Проведение родительских собраний на современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий, как мультимедийная презентация. Компьютерные технологии помогают в течение нескольких минут познакомить родителей с проблемой в развитии речи детей.

Мастер-класс должен иметь узкую логопедическую направленность: «Артикуляционная гимнастика для детей» (как правильно её выполнять); «Игры с пальчиками» (способы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребенку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми).

Видеоконсультация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких родительских собраний многие пересматривают свое отношение к домашним занятиям, которые дает логопед. Они начинать больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.

Родительские собрания проводится три раза в год: в сентябре по окончании логопедического обследования, в январе по итогам промежуточного мониторинга, в мае с целью выявления уровня результативности коррекционно-образовательной работы. Основные темы родительских собраний: «Общее недоразвитие речи у детей», «Как помочь ребенку запомнить буквы», «Подготовка руки ребенка к письму».

На родительском собрании проводятся консультации по наиболее важным темам, готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» нужны бусы, пуговицы, шнуровки, мозаики, конструкторы, прищепки для того, чтобы наглядно показать их применение в работе с детьми.

Тетрадь индивидуальной работы с ребенком содержит комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, речевой материал для устранения нарушений в звукопроизношении. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания, памяти, мышления.

Домашние задания необходимы для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях. С помощью такого материала родители видят динамику в развитии речи детей, уровень мыслительных процессов, как формируются учебные навыков для дальнейшего обучения в школе. Взаимодействие детского сада и семьи является неотъемлемой частью комплексного коррекционно-образовательного процесса и необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников.

Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Читайте также:
Как сделать интересной автоматизацию звуков
Бесплатные занятия с логопедом

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· Объединить усилия для развития и воспитания детей;

· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Читайте также:
Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
– знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Читайте также:
Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

М ноголетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя – логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Чтобы лучше планировать работу я, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса

Цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа с семьями воспитанников ведётся по направлениям: информационное и образовательное.

Основными задачами , работая с родителями в течение учебного года, являются:

• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;

• Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосфер ы общности интересов и взаимопод держки;

• Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;

• Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация работы с семьёй ведётся по направлениям: информационное и образовательное.

Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:

• Родительские собрания. Кр оме этого проводим внеплановые консультации по мере поступления вопросов. В группах ДОУ учитель-логопед выступает на родительских собраниях по плану работы группы.

• Консультации. Проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в часы, определённые циклограммой, а также незапланированные консультации по запросам родителей. Темы – самые разнообразные, касающиеся как текущих занятий, так и других вопросов речевого развития. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Прово дятся индивидуальные консультации и с родителями детей, у которых были выявлены первичные речевые нарушения. Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу и проводятся чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.

Читайте также:
Формирование русского языка в условиях двуязычия

• Беседы. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка. В деликатной форме рассказываю т , как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.

• Родительские пятиминутки. Провожу с родителями тех детей, которые занимаются в рамках логопункта. Родители получают кратковременную личную консультацию.

• Домашние задания. Родители изучают индивидуальные тетради детей, отслеживают динамику их обучения, организуют выполнение домашнего задания.

• Мастер-класс. Проводится по мере необходимости и по рекомендации логопеда в случаях, когда ребёнок не усваивает материал, а также когда родителям нужна практическая помощь по какой-то теме.

• Уголки для родителей в каждой возрастной группе и в кабинете логопеда. Консультации периодически обновляются на протяжении всего учебного года.

• Опросы, тестирование, анкетирование;

• Посещение родителями логопедических занятий.

• Оформление буклетов, памяток на разные темы.

Проводятся в ДОУ и такие мероприятия для родителей, как Дни открытых дверей, тестирование и анкетирование, праздники и развлечения, выставки, организован выпуск газеты.

Использую в работе и современные формы работы с родителями с использованием ИКТ: показ презентаций (оформлены слайдовые презентации по развитию речи дет ей на все возрастные категории) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Детский сад и семья – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 4019 раз

Библиографическое описание:

Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 18.01.2022).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.

Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.

Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.

Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.
  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.
  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.

Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Читайте также:
Занятие по теме Сезонная одежда

Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.

Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.

Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.

Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.

После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.

Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.

Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.

Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.

Читайте также:
Игры для обучения правильному дыханию дошкольников

Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.

Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».

Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Презентация “Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи”

Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи”

«Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи”.

Взаимодействие учителя – логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, в настоящее время становится всё наиболее актуальным

Взаимодействие учителя – логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, в настоящее время становится всё наиболее актуальным. ФГОС ДО и современная концепция дошкольного воспитания положили начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.
В законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом – это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей.
С каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями в речевом развитии. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности

Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер

Цель и задачи работы Цель: Изучить особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с

Цель и задачи работы

Цель: Изучить особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ОНР и выявить наиболее эффективные формы работы.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме ОНР у детей дошкольного возраста.
Изучить литературные источники по работе с родителями детей дошкольного возраста с ОНР.
Рассмотреть основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности.
Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОНР.

Читайте также:
Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя)

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). ОНР может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д. Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников научно-исследовательного института дефектологии (Л.С. Волкова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева и других) в 50-60-х годах XX века.

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, С.Т. Григорян, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков (Л

Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, Н.Г. Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

О.В. Бачина отмечает основные задачи в работе с родителями – это: – установление партнерских отношений с семьей ребенка; – объединение усилий педагогов и родителей с…

О.В. Бачина отмечает основные задачи в работе с родителями – это:
– установление партнерских отношений с семьей ребенка;
– объединение усилий педагогов и родителей с целью развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживание их уверенности в собственных возможностях;
– обучение родителей приемам логопедической работы.

Е. Перчаткина выделяет следующие направления работы учителя-логопеда с родителями: консультативно-просветительское, коррекционно-обучающее, мониторинговое

Е. Перчаткина выделяет следующие направления работы учителя-логопеда с родителями: консультативно-просветительское, коррекционно-обучающее, мониторинговое.
В рамках консультативно-просветительского направления учителем-логопедом проводится: – знакомство родителей с результатами обследования;
– формирование адекватной оценки родителями состояния речевого развития ребенка;
– повышение компетентности по вопросам речевых расстройств;
– знакомство с методами коррекционно-развивающей работы;
– консультация по вопросам необходимости дополнительного медицинского обследования;
– знакомство с возможными видами пособий по организации развивающих занятий в домашних условиях.

Реализация коррекционно-обучающего направления предполагает: – привлечение родителей к принятию активного участия в коррекционном процессе; – обучение родителей приёмам логопедических воздействий; – обучение всевозможным видам работы…

Реализация коррекционно-обучающего направления предполагает:
– привлечение родителей к принятию активного участия в коррекционном процессе;
– обучение родителей приёмам логопедических воздействий;
– обучение всевозможным видам работы с дидактическими пособиями.
Мониторинговая работа способствует:
– выявлению инициативности родителей в вопросах сотрудничества;
– изучению отношения родителей к ребенку и его речевому нарушению;
– анализу степени усвоения родителями приемов коррекционной работы;
– установлению эффективности выбранных форм работы с родителями;
анализу качества сотрудничества.

К формам взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с

К формам взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ОНР можно отнести следующие: индивидуальное консультирование родителей; групповые формы работы с родителями; наглядная форма работы.

Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не контроль, а обратную связь; при этом контроль должен быть вторичным, ненавязчивым, опосредованным. Родители должны подняться на более высокий уровень участия в жизни своего ребенка, в процессе коррекционной работы в ДОУ. Опыт работы показал, что семья – компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

Дошкольникам с ОНР для получения своевременной и квалифицированной помощи необходимо посещать группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи основными задачами коррекционной- педагогической работы которой…

Дошкольникам с ОНР для получения своевременной и квалифицированной помощи необходимо посещать группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи основными задачами коррекционной- педагогической работы которой являются:
развитие произвольного внимания детей к звуковой стороне речи;
формирование правильного произношения (звукопроизношение, слоговая структура);
развитие фонематических процессов;

практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
развитие навыков связной речи;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
предупреждение нарушений письменной речи.

В течение учебного года учитель-логопед в рамках группы компенсирующей направленности может использовать следующие формы работы с родителями:

В течение учебного года учитель-логопед в рамках группы компенсирующей направленности может использовать следующие формы работы с родителями:
Родительское собрание, групповая консультация.
К преимуществам данной формы работы можно отнести групповой характер взаимодействия.
Индивидуальные консультации, беседы.
На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с приёмами, методами и формами работы по преодолению дефекта т. е. обучить родителей практическим приёмам работы (артикуляционная гимнастика и т.д.), которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе, объяснить необходимость систематической работы дома. Недостатки: Родители редко планируют эти встречи.

Читайте также:
Формирование представлений об ударении у детей

Открытые занятия, дни открытых дверей, досуги

Открытые занятия, дни открытых дверей, досуги.
«Открытое занятие» является познавательной и полезной формой взаимодействия. Теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Но здесь есть и определенные минусы. Это и занятость родителей в утреннее время будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет фактор усталости детей в конце рабочего дня и противоречит принципу охраны здоровья детей.
Папки-передвижки, памятки для родителей.
Это форма работы предполагает 100% охват семей, наглядность преподнесения методического материала, возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в домашних условиях.

Картотека игр и упражнений. Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты речевой активности дошкольника: пальчиковая, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения,…

Картотека игр и упражнений.
Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты речевой активности дошкольника: пальчиковая, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по коррекции речи. Родители могут поиграть с ребенком в любое удобное для них время.
Логопедические тетради воспитанников с рекомендациями для родителей.
В тетрадях, записываются или вклеиваются рекомендации и отмечается работа ребёнка дома. Плюсы данной формы работы в том, что практические задания положительно работают на коррекцию речевых дефектов. К минусам можно отнести желание некоторых родителей не помогать своим детям в выполнении заданий учителя-логопеда, а полная замена действий ребенка своими.

Индивидуальные аудиозадания.

Индивидуальные аудиозадания.
Эту форму работы учитель-логопед может использовать, когда необходимо дать образец четкой и правильной речи, с требующейся силой голоса, интонацией, выделением главного. Записав слова для произношения, стихи, скороговорки, музыку к логоритмическим песенкам, тематические артикуляционные гимнастики, учитель-логопед отдает электронный носитель (флеш-карту, диск) с заданием ребенку домой среди недели или на выходные дни. Дома ребенок под руководством родителей прослушивает, заучивает или повторяет нужный материал в качественном произношении.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями через интернет /

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями через интернет / Skype, личную электронную почту/ через сайт ДОУ / персональный сайт логопеда.
Использование интернет-ресурса – это огромный потенциал современных технологий. Можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и тд. Эту форму работы можно применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Очень удобно отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Участие родителей в работе психолого-медико-педагогичес­ких консилиумов

Участие родителей в работе психолого-медико-педагогичес­ких консилиумов.
Положительные стороны: Родитель имеет возможность пообщаться сразу со всеми специалистами работающими с его ребёнком, узнать сильные и слабые стороны, специфические образовательные потребности ребёнка, наметить дальнейшие пути его развития. К минусам можно отнести то, что бывает очень трудно договориться организовать это мероприятие в удобное для всех время.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы необходимо сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.

Все перечисленные формы работы с родителями приносят свои результаты, позволяют поддерживать взаимопонимание в вопросах воспитания и обучения детей, сохранять в глазах семьи ценность детского сада…

Все перечисленные формы работы с родителями приносят свои результаты, позволяют поддерживать взаимопонимание в вопросах воспитания и обучения детей, сохранять в глазах семьи ценность детского сада как источника взаимодействия детей и взрослых.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОНР является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи, с чем в любой из форм работы с родителями необходимо найти те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса. При этом целесообразно выбирать наиболее удобные, доступные и интересные для родителей формы работы которые будут способствовать повышению осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях их ребёнка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: