Организация ранней помощи детям с ТНР в ДОУ

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тамара Одинцова
Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 “Семицветик” Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривает интеграцию действий всех педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация работы по реализации содержания ФГОС во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.

Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Образовательный процесс для детей с тяжелыми нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционной работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическую; коррекционно-развивающую; организационно-методическую; координирующую; консультативную. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно ведет к снижению качества и результатов коррекционной работы с детьми в целом. Личностно- ориентированный характер логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Нацеленность логопеда не только на коррекцию выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов. Анализ разных сторон психофизического развития ребенка, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и всех участников образовательных отношений – педагогического коллектива ДОУ, родителей воспитанников. Такой подход обеспечивает комплексность коррекционно – педагогического процесса, обеспечивает возможность проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы, используя возможности различных видов детской деятельности (игровой. познавательной, продуктивной и др.) режимных моментов в ДОУ, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье.

В содержание основных задач педагогического коллектива ДОУ входят:

• Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды комфортной психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

• Проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;

• Повышение психолого-педагогической культуры компетентности родителей, побуждение их к участию в деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особого внимания требует руководство профессиональной деятельностью педагогического коллектива.Наиболее значимыми направлениями в работе с педагогическими кадрами являются:

-Создание специальных условий для воспитанников с ТНР в группах, логопедических кабинетах, спортивном и музыкальном залах (специальные пособия, оборудование, специальные коррекционно- развивающие технологии, методики);

-Осуществление координации деятельности и постоянного взаимодействия педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов);

-Систематическое повышение квалификации педагогических работников в сфере развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

-Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы;

-Привлечение родителей воспитанников к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе.

Реализация ФГОС дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР требует специфики организации работы педагогов.

Работой по реализации образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, воспитатели группы планируют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивают воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог организует работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Учитель-логопед наряду с коррекционно-развивающей работой помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» реализуют воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог в соответствии со своими функциональными обязанностями. В реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, учитель-логопед и музыкальный руководитель. Образовательную работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре, воспитатели группы при обязательном подключении учителя-логопеда.

Реализация содержания всех образовательных областей ФГОС предусматривает обязательное взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с родителями воспитанников (открытые мероприятия с детьми, совместные образовательные проекты с родителями и детьми, тренинги, консультирование и другие формы работы).

Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее развитие ребёнка, организуется специальная квалифицированная коррекция развития речи, речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.

Наряду с коррекционно-развивающей работой с детьми с ТНР целесообразно проведение комплекса оздоровительных мероприятий, при этом особое внимание уделяется соблюдению режима дня, общему физическому развитию, доступным формам профилактики заболеваний, закаливанию организма ребенка с учетом медицинских показаний. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений развития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию коррекционно-образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги и другие специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка,реализуют следующие профессиональные функции:

• диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной педагогической и психологической диагностики);

Читайте также:
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

• проектную (разрабатывают на основе результатов диагностики индивидуальный маршрут развития);

• сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

• аналитическую (анализируют промежуточные и итоговые результаты реализации образовательных маршрутов).

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, педагоги ДОУ осуществляют комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на полноценное развитие речевой, интеллектуальной, двигательной и социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника.

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).

3. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 10.06.2014 года, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.

6. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, УМЦ “Добрый мир”, 2015 год.

7. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под ред. проф. Л. В. Лопатиной, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.

8. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, Методическое пособие, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015 год.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Цель: закрепление лексико-грамматических умений и математических представлений на материале русских народных сказок. Интеграция образовательных.

Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Дифференциация звуков [с], [ш],.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической.

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.

Научно-исследовательская работа «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Содержание: Паспорт научно-исследовательской.

Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса Раздел 1. Автор проекта: Гребенюк Татьяна Алексеевна Должность: музыкальный руководитель Предмет: музыка Стаж педагогической деятельности:.

Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Применение методики “Мнемотехника” в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). В настоящее время.

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Речевое дыхание – это вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ

Цель коррекционно-развивающей работы ДОО: выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

Задачами деятельности ДОО, по реализации АООПДО являются:

· обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;

· коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;

· проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;

· достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;

· психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).

Коррекционно-развивающая работа в ДОО строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ТНР и заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации АООПДО.

Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:

ü системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР);

ü социально-коммуникативное развитие;

ü развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;

ü познавательное развитие,

ü развитие высших психических функций;

ü коррекцию нарушений развития личности, эмоционально – волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

ü различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР.

Коррекционно -развивающая работа в ДОО предусматривает вариативные формы специального психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, координирует данное направление в деятельности дошкольного учреждения служба психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС). Служба ПМПС в ДОО содействует личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности, оказывает помощь детям в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе. Служба ПМПС в ДОО является основой интеграции действий педагога-психолога, учителей-логопедов, медицинского работника и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей детей с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Читайте также:
Буквы Ъ, Ь - конспект НОД по обучению грамоте

Такой системный подход к пониманию специальных условий образования, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволит оптимально решить задачи их обучения и воспитания в дошкольном возрасте.

Специалист

Форма работы с ребёнком

Форма работы с родителями

Форма работы со специалистами ДОУ

Заведующая

· Диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей воспитанников.

· Консультативная работа о необходимости обсуждения проблемы ребенка.

· Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ДОУ.

· Организация и координация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), и службы психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС)

· Осуществление методической поддержки педагогическим работникам ДОО в реализацииАООПДО

старший воспитатель

· Диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка.

предоставление консультативной и методической помощи через сайт ДОУ.

Анкетирование родителей во взаимодействии с воспитателями,

анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий воспитанника.

Организация деятельности службы психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС) и работы психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк), которая обеспечивает условия для выявления потенциальной и реальной «групп риска» детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов социального, психолого-педагогического неблагополучия.

Медицинская сестра

· Обеспечение профилактических мероприятий и назначений врача,

· Мониторинг здоровья ребенка.

· Контроль за психофизическим состоянием

· Предоставление информации о здоровье ребенка.

· Участие в работе ПМПк.

Педагог-психолог

· Формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

· Выявление потенциальных возможностей ребенка.

· Выявление уровня сформированности психических процессов и установление психологической структуры дефекта.

· Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития (ИОМ).

· Предоставление консультативной и просветительской помощи через сайт ДОУ.

· Психол.анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

· Содействие пед. коллективу ДОУ в гармонизации социально-психологич. климата;

· Психологическое обеспечение АООПДО.

· Участие в работе ПМПк.

Учитель-логопед

· Системное и разностороннее развитие речи и коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей)

· Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития (ИОМ).

· Показ практической деятельности с детьми.

· Информирование о результатах развития.

· Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ДОУ.

· Участие в работе ПМПк.

· Предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения

· Предоставление консультативной и методической помощи.

Воспитатели

· Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка (ИОМ).

· Создание адекватных для данного ребенка условий развития.

· Коррекционная работа по преодолению трудностей и речевых нарушений в НОД, режимные моменты и в самостоятельной деятельности.

· Показ практической деятельности с детьми.

· Информирование о результатах развития.

· Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ДОУ.

· Анализ социальных отношений в семье ребенка,материальных и жилищных условий воспитанника.

· Участие в работе ПМПк.

· Предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения.

· Предоставление консультативной и методической помощи.

Инструктор по физической культуре

· Индивидуальная работа во время организации НОД.

· Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития (ИОМ).

· Показ практической деятельности с детьми.

· Подготовка рекомендаций для родителей, консультирование

· Участие в работе ПМПк.

· Предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения.

Музыкальный руководитель

· Индивидуальная работа во время организации НОД.

· Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития (ИОМ).

· Показ практической деятельности с детьми.

· Подготовка рекомендаций для родителей, консультирование.

· Участие в работе ПМПк.

· Предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения.

Одной из форм взаимодействия специалистов ДОО является психолого- -педагогический консилиум (ППк).

ППк – организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, в рамках которой происходит разработка стратегии, планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп обучающихся.

В состав ППк входят педагогические работники, осуществляющие обучение, воспитание, социализацию и сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.

Периодичность проведения заседаний (плановых, внеплановых) ППк определяется запросом ДОУ на комплексное, всестороннее обсуждение проблем обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Плановые заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. В необходимых случаях на заседание ППк приглашаются родители (законные представители) воспитанников.

Задачами ППк являются:

· выявление и ранняя (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и/ или состояний декомпенсации;

· выявление обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий, в том числе оценка их резервных возможностей развития;

· направление обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ТПМПК) для определения наличия у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов потребности в создании специальных условий обучения и воспитания: рекомендуемая программа, организация образовательной среды, специальных методов психолого-медико-педагогического сопровождения, а также повторное направление детей с ОВЗ, детей-инвалидов в ТПМПК для подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций;

Читайте также:
70 упражнений для развития мелкой моторики

· разработка и реализация АООПДО для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в соответствии рекомендациями ТПМПК, для детей-инвалидов также в соответствии с ИПРА;

· разработка, корректировка индивидуального образовательного маршрута при реализации АООПДО для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности;

· оценка продолжительности и эффективности реализации АООПДО, в том числе организации образовательной среды, используемых специальных методов психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках имеющихся в ДОУ возможностей;

· корректировка АООПДО, с учетом динамики психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов их возрастных и индивидуальных особенностей;

· профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональ­но-личностных перегрузок и срывов;

· подготовка и ведение документации, отражающей актуаль­ное развитие обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, динамику их состояния, динамику психолого-медико-педагогического сопровождения, оценку его эффективности;

· консультативная и просветительская работа с родителями по вопросам особенностей развития, воспитания, обучения обучающегося с ОВЗ, ребенка-инвалида, обучающегося с особыми образовательными потребностями, характера его социальной адаптации в образовательной среде;

· организационно-методическая поддержка педагогических работников ДОУ для обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам в процессе реализации АООПДО, обучающимся с особыми образовательными потребностями;

· координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВ3, детей-инвалидов с другими образовательными и иными организациями, осуществляющими сопровождение (и психолого-медико-педагогическую помощь).

Психолого-педагогическая диагностика в как структурный компонент коррекционной работы с детьми с ТНР.

Организация работы службы психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС) и психолого-педагогического консилиума (ППк) сопровождается оценкой индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО п.3.2.3. и осуществляется в трех формах диагностики – педагогической, логопедической и психологической. Участие ребенка в психологической и логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Цель диагностики: выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуализация образования).

Обследование (диагностика) строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи, позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:

а) анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности и проч.;

б) психолого-педагогическое изучение детей, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;

в) специально организованное логопедическое обследование детей, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.

2. Принцип учета возрастных особенностей детей, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям детей.

3. Принцип динамического изучения детей, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности детей.

4. Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер речевых нарушений у детей разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование в ДОУ структурировано в форме следующего алгоритма:

Педагогическая диагностика.

Определение степени адаптации детей раннего возраста.

Психодиагностические исследование детей раннего возраста – определение уровня нервно-психического развития.

Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития и состояния интеллекта детей.

Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей:

– выявление детей с повышенным уровнем тревожности;

– изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, «социометрия»;

– выявление представлений ребенка об отношении к нему других людей, выявление его самооценки.

Исследование процесса произвольности психической деятельности – развитие зрительно-моторной координации. Психодиагностическое исследование школьной зрелости.

Диагностика по методике Л.А. Ясюковой на определение уровня готовности к школьному обучению.

Педагогическая диагностика ( « Автоматизированная информационная система «Мониторинг освоения ребенком основной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении» ( Авторы-разработчики: Едакова И.Б., Соколов Е.Г., Шилкова И.А., Лесина Ю.Г.)

Оценка показателей развития в образовательных областях:

Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка
методическая разработка по логопедии по теме

методическая разработка для логопедов

Скачать:

Вложение Размер
okazanie_ranney_pomoshchi_detyam.docx 30.19 КБ
конспект занятия 16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих. Эта мечта вполне может сбыться, только нам и родителям нужно приложить достаточно усилий и всегда помнить: каким бы ни был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе не только наши гены, но и частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья для своих малышей, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешно идущими по жизни.

Дети, с которыми мы, логопеды, работаем, тоже наши самые любимые, самые дорогие. Работая с ребенком, мы вкладываем в него частичку своего сердца, своей души. Профессия логопеда как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче его речь – средство выражения мыслей и чувств.

Не страшно, что порою процесс работы над речью бывает длительным и непростым, зато впереди всегда ждет успех, и наши усилия приносят чудесные плоды. Ну а союзники наши в этой работе – грамотные и терпеливые воспитатели, старательные и самоотверженные мамы и папы, внимательные бабушки и дедушки.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Систематичность и последовательность работы в течении всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей и склонностей ребенка и интересов семьи.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими положениями работа с семьей включает:

  • Целенаправленную просветительскую, пропагандистскую работу по воспитанию развития речи.
  • Ознакомление родителей с содержанием работы по профилактике речевых нарушений.
  • Участие родителей в составлении индивидуальных программ и в составлении, подготовке, проведении мероприятий в ДОУ.
  • Обучение родителей конкретным методам и приемам.

Для выполнения этих целей широко используются различные методы и формы, а именно:

— Информация для родителей на стендах

— Дискуссии с участием специалистов, медика, психолога

— Ознакомление родителей с ценным опытом воспитания

— Открытые дни для родителей с просмотром занятий

И только определенный опыт, накопленный нами в борьбе за правильную детскую речь, а также знания, полученные в стенах педагогического учреждения, и любовь к детям, без которой никак нельзя в коррекционно-воспитательном процессе, позволяет нам давать рекомендации и пытаться учить воспитателей и родителей, естественных учителей ребенка.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, псевдобульбарной дизартрией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь ребенку, что поможет сформировать у него не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

На предварительном этапе коррекции нарушений речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также разнообразные задания в игровой форме с детьми в течение дня и на занятиях у логопеда, к которым относятся:

  • Массаж и самомассаж рук ребенка;
  • Выкладывание ритмических рисунков по образцу;
  • Конструирование из кубиков;
  • Составление разрезных картинок ;
  • Складывание и выкладывание различных предметов из палочек, камешков и др.;
  • Наматывание ниток на клубок, карандаш;
  • Пальчиковые игры;
  • Крупографика(выкладывание различных контуров на пластилиновой основе, прижимание поочередно всеми пальцами обеих рук).

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенцев – реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. Дети с большим удовольствием играют в игры, направленные на различие неречевых звуков: «Звучащие игрушки»(бубен, погремушка, колокольчик и др.), «Звучащие баночки»( с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок). «Звучащие предметы»(льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

Не менее важным направлением , влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками ( в зависимости от возраста) дыхательные упражнения и игры:

— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

— дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении ( игра «Футбол»);

— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Очень важной частью в профилактике речевых нарушений – это артикуляционная гимнастика. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагаются игры о «Веселом язычке».

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.

В нашем детском саду сложилась своя система работы по профилактике речевых нарушений с детьми.

К основным задачам таких занятий относятся:

  • Развитие мелкой моторики, артикуляционного праксиса, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Выработка правильного речевого дыхания;
  • Оптимизация эмоционального фона.

Занятия проводятся в кабинете логопеда, музыкальном зале и часто выполняются под музыку или с применением музыкальных инструментов (барабана, металлофона, дудочки и др.). Некоторые элементы занятий используются педагогами при проведении динамических пауз на занятиях по развитию речи.

Логопед предлагает рекомендации для педагогов в виде плана коррекционно-профилактической работы на учебный год.

Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ

Тема статьи посвящена оказанию ранней речевой помощи детям. В статье говорится о способах и методах, направленных на профилактику и предупреждение речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, псевдобульбарной дизартрией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь ребенку, что поможет сформировать у него не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенцев – реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. Дети с большим удовольствием играют в игры, направленные на различие неречевых звуков: «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик и др.), «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок). «Звучащие предметы» (льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Очень важной частью в профилактике речевых нарушений – это артикуляционная гимнастика. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагаются игры о «Веселом язычке».

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.

В нашем дошкольном учреждении создан консультационный центр по профилактике речевых нарушений с детьми раннего возраста.

Основными задачами Центра являются:

– оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка;

– определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития;

– организация психолого-педагогического обследования детско-родительского взаимодействия;

– создание необходимого информационного и мотивационного полей ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей (законных представителей) в целенаправленный развивающий процесс;

– предоставление родителям (законным представителям) информации по вопросам развития и воспитания ребенка;

– формирование предпосылок для обучения ребенка в организациях дошкольного образования.

Специалистами центра используются как очные, так и дистанционные формы работы: семинар, дискуссия, индивидуальные и групповые консультации, тренинг совместной работы, мастер-класс, игровой сеанс, творческое занятие и т.п.

К основным задачам таких занятий относятся:

  • Развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Выработка правильного речевого дыхания;
  • Оптимизация эмоционального фона.

Занятия проводятся в кабинете логопеда, музыкальном зале и часто выполняются под музыку или с применением музыкальных инструментов (барабана, металлофона, дудочки и др.). Некоторые элементы занятий используются педагогами при проведении динамических пауз на занятиях по развитию речи.

Таким образом, профилактическая работа по данным направлениям способствует предупреждению речевых нарушений.

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 07.06.2019

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Оганян, О. К. Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида / О. К. Оганян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15177/ (дата обращения: 18.01.2022).

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушением речи позволяет определить основные проблемы, препятствующие полноценному развитию детей данной категории и оптимизировать работу специалистов дошкольного образовательного учреждения по сопровождению таких детей.

Детский сад посещают дети с диагнозом тяжелое нарушение речи (ТНР), который включает в себя общее недоразвитие речи (ОНР), алалию, дизартрию, фонетико-фонематическое нарушение речи. Часто, у детей, имеющих речевые патологии, встречается синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Наличие этих двух ёмких диагнозов препятствует полноценному развитию, воспитанию и обучению.

При обследовании у дошкольников с ТНР выявляются церебрастенические явления, вегетативные и эмоционально-волевые расстройства, нарушение моторных функций (включая моторные функции языка), снижение целенаправленности деятельности, познавательной деятельности и любознательности, отмечается снижение коммуникативной функции. У них также ниже возрастной нормы способность к самоконтролю и прогнозированию действий. Выявлены нарушения фонематического слуха, ослабление слухоречевой памяти, позднее развитие фразовой речи, недоразвитие лексико-грамматических конструкций, бедный словарный запас, трудности в пересказе прочитанного и увиденного, нарушение слоговой структуры слова, искажение звукопроизношения [1].

К нарушениям речевого характера у детей, имеющих СДВГ, добавляется неусидчивость, импульсивность, быстрая умственная утомляемость, сниженная работоспособность, нарушения произвольного внимания, как следствие снижение объема оперативной памяти, снижение возможности и произвольных регуляций в любых видах деятельности, снижаются адаптационные способности. Такие дети испытывают трудности в усвоении социальных навыков, их поведение становится травмоопасным, как для себя, так и для окружающих. Как правило, дети с СДВГ обычно имеют заниженную самооценку.

Находясь в детском коллективе, дети с речевой патологией и СДВГ представляют собой большую проблему, как для сверстников, так и для педагогов ДОУ. Нарушения коммуникативной, регулирующей и познавательной функции речи и особенности поведения при СДВГ делают этих детей слишком активными, подвижными, непредсказуемыми, они часто проявляют агрессивное поведение.

Основной задачей дошкольного учреждения, которое посещают дети данной категории, является создание условий, способствующих их социальной адаптации в среде своих сверстников, развитие их речевого, интеллектуального и личностного потенциала.

На начальном этапе поступления ребенка в ДОУ специалисты получают информацию о развитии ребенка вне дошкольного учреждения, об особенностях воспитания и развития в семье, другом дошкольном учреждении, о социальном окружении.

На следующем этапе проводится психолого-медико-педагогический консилиум, на котором присутствуют педагоги ДОУ, учитель-логопед, педагог-психолог, врач психоневролог. Они определяют маршруты индивидуального сопровождения каждого ребенка.

Затем наступает сложный и длительный процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР и СДВГ, в который включены и родители воспитанников. Максимальный эффект достигается если этот процесс сопровождается и медикаментозной терапией, физиотерапией, массажем, ЛФК.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР с СДВГ в ДОУ заключается в организации непрерывной образовательной деятельности, в которую включены такие специалисты как: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.

Важно отметить, что основным условием эффективности этой работы является слаженное взаимодействие, как педагогов, так и родителей. Они должны четко сформулировать правила взаимодействия с таким ребенком: соблюдать режима дня, установить рамки дозволенного поведения, моделировать ситуации успеха, не допускать переутомления ребенка, сглаживать и не провоцировать возможные вспышки агрессии, давать ребенку выплёскивать накопившуюся энергию, избегать участия в соревнованиях и играх, в которых возникает повышенное эмоциональное возбуждение.

Задачей педагогов группы в сопровождении ребенка с ТНР и СДВГ — это расширение кругозора, формирование и развитие интереса к занятиям, формирование знаний по всем образовательным областям, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, физическое развитие.

На занятиях с учителем-логопедом ребенок с ТНР и СДВГ учится не только правильной артикуляции звуков, правильному произношению фонем, развивает фонематический слух, обогащает свой пассивный и активный словарный запас, строить грамматически правильные высказывания.

В своей работе учитель-логопед учитывает рассогласованность в деятельности мозга и быструю умственную истощаемость такого ребенка. Все задания и упражнения на занятии должны быть структурированы, опираться на зону ближайшего развития и обязательно содержать моменты для отдыха ребенка. Максимальный эффект в работе учителя-логопеда достигается на индивидуальных занятиях.

Вся работа строится на положительных эмоциях ребенка, на ситуациях успеха. Задания предлагаются ребенку с СДВГ и ТНР от простого к сложному, чтоб ребенок мог с ними справиться и постепенно у него возрастал интерес к предлагаемым заданиям. На занятиях учитель-логопед использует игры для развития мелкой моторики рук, игры на дыхание, пальчиковые игры, игровые задания с музыкальными игрушками, релаксационные упражнения. Так как дети с СДВГ не могут долгое время быть занятыми одним и тем же делом, им необходимо как двигаться, так и отдыхать, поэтому во время занятия учитель-логопед проводит релаксационные паузы.

Психологическое сопровождение ребенка с ТНР и СДВГ в ДОУ заключается в:

− создании среды психологической поддержки таким детям;

− развитии произвольности и навыков самоконтроля;

− развитии эмоционально-волевых процессов;

− развитии познавательных процессов;

− проведении мероприятий, способствующих социальной интеграции со сверстниками;

− развитии моторной координации, мелкой моторики;

− обеспечении психологической готовности детей к школьному обучению.

Создание среды психологически комфортной для детей с ТНР и СДВГ предполагает моделирование ситуаций успеха, в которых ребенок может проявить свой накопленный положительный опыт как в поведенческом, интеллектуальном, так и в личностном плане. Это принципиально важно, так как дети с СДВГ с радостью реагируют на похвалу и практически не реагируют на замечания, запреты и наказания. Имея положительно одобренный опыт, такие дети быстрее закрепляют приобретенные навыки в дальнейшем.

На занятиях с педагогом-психологом ребенок с СДВГ приобретает опыт преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами других, доводить начатое дело до конца, выполнять простые поручения, что способствует развитию самоконтроля и ответственности. Так же занятия с педагогом-психологом предполагают развитие невербальных функций, моторной координации, коммуникативных умений. Занятия проходят как индивидуально, так и в малых группах.

Учитывая возрастные, психические и физиологические особенности детей с ТНР и СДВГ, педагог-психолог проводит занятия в виде игротренинга. Игра, как известно, — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, посредством которой ребенок приобретает и формирует свой жизненный опыт. Так же в процессе взаимодействия педагога-психолога с ребенком с СДВГ используются методы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики.

Педагог-психолог оказывает психологическую поддержку родителям и педагогам ребенка с ТНР и СДВГ. Работа педагога-психолога с родителями и педагогами предусматривает обучение эффективному общению с ребенком, стимулирующему как речевое, так и эмоционально-волевое развитие.

Окружающим ребенка с ТНР и СДВГ взрослым важно учитывать ряд правил:

− дошкольное обучение и развитие ребенка должны проходить в игровой форме и быть согласованы с ритмом работы его мозга;

− не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузка на память, внимание;

− активность ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть;

− каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией;

− необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка.

Исходя из положительного опыта работы психолого-логопедической службы ДОУ с детьми с ТНР и СДВГ, можно сделать вывод о том, что согласованное взаимодействие специалистов ДОУ, родителей и медицинской службы дает прогрессивные результаты в адаптации детей с представленным диагнозом к полноценному социальному взаимодействию с окружающими сверстниками, взрослыми, и коррекции имеющихся проблем развития. Такие дети он способны овладеть речью в пределах возрастной нормы, успешно освоить программу детского сада и подготовиться к обучению в школе.

  1. Илюхина В. А., Кожушко Н. Ю. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста. Журнал неврологии и психиатрии № 11, 2004.
  2. Ларькина Е. В. Клинико-нейропсихологическая характеристика вариантов задержки речевого развития у детей дошкольного возраста и оптимизация тактики ведения. Автореферат. Нижний Новгород, 2015.
  3. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб. 2001.

Похожие статьи

Психологопедагогическое сопровождение детей дошкольного.

Создание модели психологопедагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит

Психологопедагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных

Целью психологопедагогического сопровождения развития ребенка в.

Особенности психологопедагогического сопровождения детей.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный

Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха содержит, прежде всего.

Психологопедагогическое сопровождение ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания.

Психологопедагогическое сопровождение детей с общим.

Психологопедагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ.

Данные психологопедагогической диагностики детей с ОНР позволяют психологу и

Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с.

Психологопедагогическое сопровождение детей.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

Программа психологопедагогического сопровождения детей.

Программа психологопедагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

детский сад, образовательный процесс, психологопедагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи.

Модель психологопедагогического сопровождения детей.

Эффективное психологопедагогическое сопровождение детей подразумевает по собой не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работыс детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и.

Организация психолого-медико-педагогического.

психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ПМПк).

Специфика сопровождения ребенка с патологией зрения в ДОУ такова, что весь коллектив

Невозможно определить этот маршрут на весь период пребывания ребенка в детском саду.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к

помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации

При проведении занятий воспитатели должен, прежде всего, учитывают возрастные особенности.

Коррекционная работа по оказанию помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи

Раннее выявление речевых патологий и квалифицированная коррекция нарушений речи, безусловно, способствует недопущению возможности возникновения вторичных отклонений в развитии детей, открывает перспективу полной коррекции имеющихся нарушений. Так как количество детей с речевыми патологиями в постоянно увеличивается, создание комплексной системы работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, повышение компетентности педагогов в работе с такой категорией детей, активное вовлечение в коррекционный процесс родителей воспитанников, приобретает всё большую актуальность. Решение данной проблемы мы видим в активном включении всех участников образовательных отношений в проектную деятельность. Поскольку в городе существует лишь одно дошкольное учреждение, решающее проблему раннего выявления и коррекции речи у детей 2-4 лет, особую актуальность приобретает распространение опыта среди педагогической и родительской общественности

Апробация системы комплексной коррекционной помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и распространение опыта среди городской педагогической и родительской общественности

  1. Создать условия для социальной адаптации детей раннего возраста с речевыми нарушениями
  2. Организовать диагностические мероприятия по раннему выявлению возможных отклонений в речевом развитии детей раннего возраста города
  3. Создать консультационный центр для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  4. Разработать нормативно – правовое и методическое обеспечение системы работы с детьми раннего возраста с проблемами речевого развития
  5. Презентовать обобщенный опыт городской педагогической и родительской общественности

Создание и апробация системы коррекционной, педагогической, психологической и методической помощи по комплексной и целенаправленной реабилитации речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста на базе учреждения, как консультационно – диагностического центра

  • Положение о консультационно – диагностическом центре
  • Положение о группе компенсирующей направленности для детей раннего возраста с тяжёлыми нарушениями речи
  • Положение о ПМПк
  • Положение о методическом объединении по апробации системы комплексной работы по оказанию помощи детям с проблемами речевого развития

Социальная значимость заключается в создании единого социально – образовательного пространства в городе, обеспечивающего своевременное выявление тяжёлых нарушений речи, комплексную коррекционную работу с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, просветительскую работу с родителями, консультационно – методическую работу с педагогами города в рамках консультационно – диагностического центра

  • Раннее выявление речевых патологий детей позволяет предупредить возможные вторичные проявления отклонений в интеллектуальном и познавательном развитии
  • Квалифицированная консультационно – просветительская работа с родителями позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, актуализировать решение проблемы на позициях социального партнёрства
  • Организация системы профессионального наставничества по проблеме ранней диагностики и коррекции тяжёлых нарушений речи у детей раннего возраста на уровне городской педагогической общественности
  • МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
  • Безрукова Л.В. – заведующий
  • Дороднова С.В. – зам.заведующего по ВМР
  • Вертей Ю.А. – педагог-психолог
  • Сидоренко Е.Г – учитель-логопед
  • Селиванова Л.П – воспитатель
  • Гостяева Е.Ю – воспитатель
  • Савинова Е.А – учитель-логопед
  • Юмашева Е.В – учитель-логопед
  • Толмачёва Е.В – муз.руководитель
  • Бурганова Г.Р – муз.руководитель
  • Челухина А.М – инструктор физ.культуры
  • Козлова А.Ю – Кандидат педагогических наук
  • План работы муниципальной адаптационной площадки на 2016-2017 учебный год
  • План работы муниципальной адаптационной площадки на 2017-2018 учебный год

декабрь 2016 года Скайп – общение с педагогической и родительской общественностью на сайте учреждения «Спрашивайте – отвечаем», «Домашний логопед» (смотри видео на сайте учреждения)

февраль 2017 года в рамках реализации мероприятий социально – значимого проекта в нашем детском саду состоялся городской обучающий семинар «Специфика организации коррекционной работы с детьми раннего возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

март 2017 года в нашем учреждении состоялся психологический тренинг для родителей:«Эффективное взаимодействие и секреты успешного взаимодействия с детьми раннего возраста», в форме деловой игры. У родителей была возможность познакомиться с психологическими особенностями детей раннего возраста, обсудить проблемы затруднений в процессе взаимодействия, отработать пути их решения. см.фотографии. Тренинг проходил в условиях деловой игры, у родителей была возможность выбрать наиболее эффективные техники вербального общения, отработать технологию оценки поступков ребенка, чтобы не нанести ему психологической травмы, научились правильно понимать и оценивать эмоции и чувства ребенка

май 2017 года Выпускной в 1мл.группе «Вот какие мы большие» см.видео

декабрь 2017 года в рамках работы городского сетевого проекта «Специфика коррекционной работы с детьми раннего возраста» педагогом-психологом Вертей Ю.А. был проведен психологический тренинг с родителями «Я тебя понимаю». Родители познакомились с особенностями детей этого возраста, поговорили об «острых углах» и эмоциональных проявлениях и реакциях детей этого возраста, учились правильно подбирать слова, мотивирующие детей к совместной и познавательной деятельности, в практических упражнениях и играх тренировались давать оценку нежелательным действиям детей так, чтобы у них не возникало чувство тревожности. Встреча прошла в теплой и доброжелательной обстановке. см.фотографии

январь 2018 года 31 января в первой младшей группе прошел родительский всеобуч «В гости к математическим фигурам». Родители вместе с детьми побывали в гостях у Круга, Квадрата, Треугольника и выполняли разные задания: «Разложи по цвету круглые предметы», «Сложи квадрат из частей», «Посади елочку» (из треугольников). Дети и взрослые с удовольствием играли в подвижные игры «Большие ноги идут по дороге», «Ровным кругом друг за другом», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик».

март 2018 года в рамках реализации мероприятий социально – значимого проекта в нашем детском саду состоялся городской семинар – практикум «Специфика организации коррекционной работы с детьми раннего возраста с тяжёлыми нарушениями речи»(фото семинара)

апрель 2018 года На базе МБУ № 45 «Яблонька» состоялся информационно-методический семинар «Роль фольклора в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста». Руководителем семинара была педагог-психолог высшей категории МАОУ ДПО ЦИТ – Шехтман Ирина Вячеславовна. В работе семинара приняли участие педагоги детских садов: МБУ №28 «Ромашка», МБУ №43 «Гнёздышко», МБУ №52 «Золотой улей», которые представили свой практический опыт работы по фольклору, оказывающий благоприятное влияние на общение с ребенком и на их развитие(см.фото)

май 2018 года Методические рекомендации для родителей. «Пути преодоления речевого недоразвития у детей раннего возраста». Воспитатели Гостяева Е.Ю, Селиванова Л.П.

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 07.06.2019

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Оганян, О. К. Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида / О. К. Оганян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15177/ (дата обращения: 18.01.2022).

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушением речи позволяет определить основные проблемы, препятствующие полноценному развитию детей данной категории и оптимизировать работу специалистов дошкольного образовательного учреждения по сопровождению таких детей.

Детский сад посещают дети с диагнозом тяжелое нарушение речи (ТНР), который включает в себя общее недоразвитие речи (ОНР), алалию, дизартрию, фонетико-фонематическое нарушение речи. Часто, у детей, имеющих речевые патологии, встречается синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Наличие этих двух ёмких диагнозов препятствует полноценному развитию, воспитанию и обучению.

При обследовании у дошкольников с ТНР выявляются церебрастенические явления, вегетативные и эмоционально-волевые расстройства, нарушение моторных функций (включая моторные функции языка), снижение целенаправленности деятельности, познавательной деятельности и любознательности, отмечается снижение коммуникативной функции. У них также ниже возрастной нормы способность к самоконтролю и прогнозированию действий. Выявлены нарушения фонематического слуха, ослабление слухоречевой памяти, позднее развитие фразовой речи, недоразвитие лексико-грамматических конструкций, бедный словарный запас, трудности в пересказе прочитанного и увиденного, нарушение слоговой структуры слова, искажение звукопроизношения [1].

К нарушениям речевого характера у детей, имеющих СДВГ, добавляется неусидчивость, импульсивность, быстрая умственная утомляемость, сниженная работоспособность, нарушения произвольного внимания, как следствие снижение объема оперативной памяти, снижение возможности и произвольных регуляций в любых видах деятельности, снижаются адаптационные способности. Такие дети испытывают трудности в усвоении социальных навыков, их поведение становится травмоопасным, как для себя, так и для окружающих. Как правило, дети с СДВГ обычно имеют заниженную самооценку.

Находясь в детском коллективе, дети с речевой патологией и СДВГ представляют собой большую проблему, как для сверстников, так и для педагогов ДОУ. Нарушения коммуникативной, регулирующей и познавательной функции речи и особенности поведения при СДВГ делают этих детей слишком активными, подвижными, непредсказуемыми, они часто проявляют агрессивное поведение.

Основной задачей дошкольного учреждения, которое посещают дети данной категории, является создание условий, способствующих их социальной адаптации в среде своих сверстников, развитие их речевого, интеллектуального и личностного потенциала.

На начальном этапе поступления ребенка в ДОУ специалисты получают информацию о развитии ребенка вне дошкольного учреждения, об особенностях воспитания и развития в семье, другом дошкольном учреждении, о социальном окружении.

На следующем этапе проводится психолого-медико-педагогический консилиум, на котором присутствуют педагоги ДОУ, учитель-логопед, педагог-психолог, врач психоневролог. Они определяют маршруты индивидуального сопровождения каждого ребенка.

Затем наступает сложный и длительный процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР и СДВГ, в который включены и родители воспитанников. Максимальный эффект достигается если этот процесс сопровождается и медикаментозной терапией, физиотерапией, массажем, ЛФК.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР с СДВГ в ДОУ заключается в организации непрерывной образовательной деятельности, в которую включены такие специалисты как: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.

Важно отметить, что основным условием эффективности этой работы является слаженное взаимодействие, как педагогов, так и родителей. Они должны четко сформулировать правила взаимодействия с таким ребенком: соблюдать режима дня, установить рамки дозволенного поведения, моделировать ситуации успеха, не допускать переутомления ребенка, сглаживать и не провоцировать возможные вспышки агрессии, давать ребенку выплёскивать накопившуюся энергию, избегать участия в соревнованиях и играх, в которых возникает повышенное эмоциональное возбуждение.

Задачей педагогов группы в сопровождении ребенка с ТНР и СДВГ — это расширение кругозора, формирование и развитие интереса к занятиям, формирование знаний по всем образовательным областям, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, физическое развитие.

На занятиях с учителем-логопедом ребенок с ТНР и СДВГ учится не только правильной артикуляции звуков, правильному произношению фонем, развивает фонематический слух, обогащает свой пассивный и активный словарный запас, строить грамматически правильные высказывания.

В своей работе учитель-логопед учитывает рассогласованность в деятельности мозга и быструю умственную истощаемость такого ребенка. Все задания и упражнения на занятии должны быть структурированы, опираться на зону ближайшего развития и обязательно содержать моменты для отдыха ребенка. Максимальный эффект в работе учителя-логопеда достигается на индивидуальных занятиях.

Вся работа строится на положительных эмоциях ребенка, на ситуациях успеха. Задания предлагаются ребенку с СДВГ и ТНР от простого к сложному, чтоб ребенок мог с ними справиться и постепенно у него возрастал интерес к предлагаемым заданиям. На занятиях учитель-логопед использует игры для развития мелкой моторики рук, игры на дыхание, пальчиковые игры, игровые задания с музыкальными игрушками, релаксационные упражнения. Так как дети с СДВГ не могут долгое время быть занятыми одним и тем же делом, им необходимо как двигаться, так и отдыхать, поэтому во время занятия учитель-логопед проводит релаксационные паузы.

Психологическое сопровождение ребенка с ТНР и СДВГ в ДОУ заключается в:

− создании среды психологической поддержки таким детям;

− развитии произвольности и навыков самоконтроля;

− развитии эмоционально-волевых процессов;

− развитии познавательных процессов;

− проведении мероприятий, способствующих социальной интеграции со сверстниками;

− развитии моторной координации, мелкой моторики;

− обеспечении психологической готовности детей к школьному обучению.

Создание среды психологически комфортной для детей с ТНР и СДВГ предполагает моделирование ситуаций успеха, в которых ребенок может проявить свой накопленный положительный опыт как в поведенческом, интеллектуальном, так и в личностном плане. Это принципиально важно, так как дети с СДВГ с радостью реагируют на похвалу и практически не реагируют на замечания, запреты и наказания. Имея положительно одобренный опыт, такие дети быстрее закрепляют приобретенные навыки в дальнейшем.

На занятиях с педагогом-психологом ребенок с СДВГ приобретает опыт преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами других, доводить начатое дело до конца, выполнять простые поручения, что способствует развитию самоконтроля и ответственности. Так же занятия с педагогом-психологом предполагают развитие невербальных функций, моторной координации, коммуникативных умений. Занятия проходят как индивидуально, так и в малых группах.

Учитывая возрастные, психические и физиологические особенности детей с ТНР и СДВГ, педагог-психолог проводит занятия в виде игротренинга. Игра, как известно, — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, посредством которой ребенок приобретает и формирует свой жизненный опыт. Так же в процессе взаимодействия педагога-психолога с ребенком с СДВГ используются методы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики.

Педагог-психолог оказывает психологическую поддержку родителям и педагогам ребенка с ТНР и СДВГ. Работа педагога-психолога с родителями и педагогами предусматривает обучение эффективному общению с ребенком, стимулирующему как речевое, так и эмоционально-волевое развитие.

Окружающим ребенка с ТНР и СДВГ взрослым важно учитывать ряд правил:

− дошкольное обучение и развитие ребенка должны проходить в игровой форме и быть согласованы с ритмом работы его мозга;

− не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузка на память, внимание;

− активность ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть;

− каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией;

− необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка.

Исходя из положительного опыта работы психолого-логопедической службы ДОУ с детьми с ТНР и СДВГ, можно сделать вывод о том, что согласованное взаимодействие специалистов ДОУ, родителей и медицинской службы дает прогрессивные результаты в адаптации детей с представленным диагнозом к полноценному социальному взаимодействию с окружающими сверстниками, взрослыми, и коррекции имеющихся проблем развития. Такие дети он способны овладеть речью в пределах возрастной нормы, успешно освоить программу детского сада и подготовиться к обучению в школе.

  1. Илюхина В. А., Кожушко Н. Ю. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста. Журнал неврологии и психиатрии № 11, 2004.
  2. Ларькина Е. В. Клинико-нейропсихологическая характеристика вариантов задержки речевого развития у детей дошкольного возраста и оптимизация тактики ведения. Автореферат. Нижний Новгород, 2015.
  3. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб. 2001.

Похожие статьи

Психологопедагогическое сопровождение детей дошкольного.

Создание модели психологопедагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит

Психологопедагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных

Целью психологопедагогического сопровождения развития ребенка в.

Особенности психологопедагогического сопровождения детей.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный

Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха содержит, прежде всего.

Психологопедагогическое сопровождение ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания.

Психологопедагогическое сопровождение детей с общим.

Психологопедагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ.

Данные психологопедагогической диагностики детей с ОНР позволяют психологу и

Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с.

Психологопедагогическое сопровождение детей.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

Программа психологопедагогического сопровождения детей.

Программа психологопедагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

детский сад, образовательный процесс, психологопедагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи.

Модель психологопедагогического сопровождения детей.

Эффективное психологопедагогическое сопровождение детей подразумевает по собой не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работыс детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и.

Организация психолого-медико-педагогического.

психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ПМПк).

Специфика сопровождения ребенка с патологией зрения в ДОУ такова, что весь коллектив

Невозможно определить этот маршрут на весь период пребывания ребенка в детском саду.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к

помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации

При проведении занятий воспитатели должен, прежде всего, учитывают возрастные особенности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: