Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением лиц с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля.

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С овз В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
  • Обеспечение диагностического, коррекционно-реабилитационного психологического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся.

Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами.

Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.

Разработка и реализация программ профилактической работы.

Организация консультативной работы.

К ОБЩИМ, УНИВЕРСАЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге состояния здоровья студента с ОВЗ на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий специалиста по психолого-педагогическому сопровождению, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым индивидом;

адаптивная: просветительская и обучающая деятельность специалиста по психолого-педагогическому сопровождению, направленная на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизирование эмоционального и психического состояния пациента и повышения устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего лич- ностного опыта студента с ОВЗ, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн, для обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется введение в штат образовательных организаций должности:

социальный педагог (социальный работник);

специалист по специальным техническим и программным средствам обучения;

сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха;

тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.

Тьютор – организует процесс индивидуального обучения инвалида; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.

Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) психолога с инвалидами в образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Социальный педагог (социальный работник) осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента-инвалида и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.

Использование в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения требует наличия в штате соответствующих специалистов, помогающих использовать эти средства педагогам и обучаемым, содействующих в обеспечении студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимающихся разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

Сурдопедагог в образовательной организации – это специалист по обучению и развитию лиц с нарушениями органа слуха, осуществляющий деятельность по сопровождению их процесса обучения в образовательной организации.

Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих студентов в учебной и внеучебной жизни образовательной организации. Сурдопереводчик гарантирует студентам равный доступ к информации во время занятий.

Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия студентов с нарушениями зрения и оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.

Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Служба психолого-педагогического сопровождения

Модель психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ №2

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР .

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Читайте также:
Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе

· определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

· повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс;

· своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

· создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

· оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляется во внеурочное время в объеме от 5 до 7 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

· создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей;

· оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП;

· возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

· соблюдение интересов ребёнка (принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка);

· системность (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса);

· непрерывность (принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению);

· вариативность (принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии);

· единство психолого-педагогических и медицинских средств (принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы);

· сотрудничество с семьей (принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество);

· рекомендательный характер оказания помощи (принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательную организацию, защищать законные права и интересы детей.

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих усвоению АООП

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления , которые отражают её основное содержание:

· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержаний направления коррекционной работы:

1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление :

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей.

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

К оррекционно-развивающая работа включает:

? формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

? организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

? разработка оптимальных для развития обучающихся с ОВЗ групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

? организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психоречевому развитию, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

? развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

? социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ в освоении АООП, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ОВЗ.

К онсультативная работа включает:

? психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

? консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа включает:

? проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

? оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

? психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

? психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Для реализации коррекционной программы создана служба психолого-педагогического–медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. ППМС помощь оказывается детям на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Комплексное ППМС сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации: педагогами-психологами (3); учителями-логопедами (2); социальным педагогом (2), медицинским работником (1).

Одним из условий ППМС сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов, администрации, родителей (законных представителей).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование». Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:

— низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;

— недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.

Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц. педагога.

Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. И. Казакова (2000).

Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
— Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
— Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
— Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
Существуют три модели интегрированного обучения.
— Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.
— Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
— Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Читайте также:
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

МКУ ЦРОиМП в 2015 – 2016 учебном году проводит следующие мероприятия:

— Семинар «ФГОС: игра как особый вид деятельности дошкольника с ОВЗ» (апрель).

— Постоянно действующий семинар: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Заседание №1 «Специфика психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (февраль)

Заседание №2 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ООО» (март)

Заседание № 3 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НОО» (май)

— Консультирование родителей по вопросам нормативно-правового обеспечения инклюзивных процессов в образовании (пятница 14.00 – 17.00).

— Консультирование педагогов по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения (пятница 14.00 – 17.00).

— Методические рекомендации образовательным организациям, реализующим ФГОС обучающихся с ОВЗ (на сайте МКУ ЦРОиМП).

Более подробная информация об обеспечении психолого – педагогической помощи обучающимся размещена на сайтах образовательных организаций.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗэто дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектора.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

-Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

-принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

-соблюдение интересов воспитанника;

-принцип создание ситуации успеха;

-принцип гуманности и реалистичности;

-содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМэто интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия Смягчающий и разделительный мягкий знак (лексическая тема Дикие животные)

– Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

Разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; Проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; Проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. – Ярославль: ЯГПИ. – 2002. – 39с.

3.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. – 2003. – 75с.

©Журбенко В. Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю., 2020

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:valya.jurbencko@yandex.ru

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:Lena/gredasova@mail.ru

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №43, E-mail:in.voloschenko@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам

касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно – проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Читайте также:
Домашнее задание логопеда на тему 'Весна в природе'

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

– индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

– наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

– позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно

условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. – 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. – 67 с.

©Журбенко В. Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю., 2020

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:valya.jurbencko@yandex.ru

Учитель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail: , E-mail:tamaraorlowa@yandex.ru

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №43, E-mail:in.voloschenko@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние время, в связи с развитием научных исследований в области образования возросла актуальность поиска инновационных и более эффективных форм обучения и воспитания.

В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Для реализации индивидуального подхода к детям их распределяют по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья и

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Цель : Познакомить коллег с опытом работы по внедрению требований ФГОС по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ на примере группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска».

I. Вступительная часть

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом сопровождении.

Необходимость преодоления этой тенденции — актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов.

Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья говорят о том, что дети с ОВЗ «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания-образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения развития».

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях

Одной из задач развития системы дошкольного образования в современных условиях является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детям с ОВЗ и содействие их социализации.

2. Основная часть

Данные о состоянии здоровья воспитанников МБДОУ № 5 наглядно иллюстрируют современные тревожные тенденции:

  • Кол-во детей с ОВЗ – 55чел.
  • Кол-во детей-инвалидов – 12 чел.

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:

  • Дети с ОВЗ – 15чел., т.е.100%;
  • Дети-инвалиды – 2 чел.

Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в нервно-психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей, развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха, требуют усилий в коррекционной работе не только логопеда, но и остальных специалистов ДОУ, т.е. комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение — это системно организованная деятельность в структуре образовательной организации, которая строится на основе профессионального взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, охватывающая всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями, исходя из реальных возможностей дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

Результативность этой работы определяется системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, т.е. задача содействия развитию речи должна стать фоном во всех без исключения задач, решаемых педагогами и специалистами.

Какие задачи ставит перед собой и решает команда ППС в работе с детьми с ТНР?

Коррекционные задачи узких специалистов, их взаимосвязь с работой учителя-логопеда

1. Развитие психологической базы речи.

Специалисты развивают у детей те психические процессы, которые являются предпосылочными по отношению к речи, то есть подготавливающими и мотивирующими появление речи. Развивают зрительное восприятие, так как оно является базой для развития слухового восприятия, а так же профилактикой графических ошибок на письме.

Формирование слухового восприятия является базой для развития фонематического слуха.

Внимание и память — процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

2. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.

Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ОНР. У всех детей нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно формируется конструктивное мышление.

Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела тесно связано с формированием логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности детей к обучению в школе.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок обладает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.

4. Оптимизация мышечного тонуса.

Обучение релаксации. Мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

5. Развитие физиологического и речевого дыхания.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

6. Развитие ритмической способности у детей.

Ритм — это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования).

7. Развитие мелкой моторики рук.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Организационно-управленческой основой ППС является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Деятельность ПМПк регулируется положением о ПМПк ДОУ.

Цель деятельности ПМПк — обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей; разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках образовательного процесса.

Читайте также:
Конспект занятия Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений

Каждый специалист консилиума, решая вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего развития, вносит собственное понимание в целостную картину.

В состав ПМПк входят: методист, медицинский работник, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива. Работая в команде, каждый специалист выполняет свои определенные задачи, одновременно следуя логике сопровождения.

Работа по сопровождению включает в себя 4 этапа:

1. Диагностический этап.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода.

Каждый педагог диагностирует свою область:

  • учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;
  • педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие; –
  • воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей; — инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;
  • музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);
  • врач проводит медицинское обследование.

Все коллегиальные решения консилиума носят рекомендательный характер. Обследование ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Протокол и заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами консилиума.

2. Проектный этап.

Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется индивидуальная программа сопровождения (ИПС), на основании которого строится вся последующая работа.

  • Согласование направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего сопровождения.
  • Организация деятельности.
  • Составление индивидуальных программы сопровождения (ИПС) дошкольников, ознакомление с ними родителей, получение их согласия, привлечение родителей к сотрудничеству (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).

Деятельность специалистов организовывается в следующих направлениях:

Учитель-логопед Речевая диагностикаРеализация ООД по максимальной коррекции речевых нарушенийОказание консультативной помощи родителямНаучно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения
Психолог Психологическая диагностикаООД по коррекции ВПФ, снятию состояния тревожности и негативной настроенности на занятиях, личностному развитию.Оказание консультативной помощи родителямНаучно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения
Воспитатель Педагогическая диагностика.Логопедизация ООД и режимных моментов.Реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога.Индивидуальные занятия с детьми
Музыкальный руководитель Реализация используемых программ музыкального воспитания, логоритмикис учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
Инструктор по ФК Реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников.
Методист Перспективное планирование деятельности службы, координация взаимодействия специалистов, контроль , анализ эффективности.

ИПС составляется на воспитанника с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.

Содержательный компонент ИПС в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий.

Структура индивидуальной программы сопровождения

  1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС).
  2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС, участниках реализации ИПС и др.)
  3. Индивидуальный учебный план
  4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
  5. Результаты освоения ИПС за период реализации.
  6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС с учетом мнения родителей.

3. Основной коррекционный этап:

• Реализация индивидуальных образовательных программ.

Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.

Инструктор по ФК. Способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, нормализации мышечного тонуса, развитию временных и пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребёнка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.

• Обучение педагогов и родителей методам и приемам коррекционной работы

Специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ОВЗ, проводят обучающие мероприятия, разрабатывают пособия, рекомендации, информационные материалы.

Родители приглашаются на индивидуальные и групповые консультации, получают конкретные рекомендации по выполнению заданий специалистов, информационный материал (литература, тематические сайты).

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме Игрушки

4. Аналитический этап:

• Анализ результатов реализации ИОП.

Для анализа результатов логопед использует систему мониторинга речевого развития Н.В.Нищевой, остальные специалисты – систему мониторинга программы «От рождения до школы» Веракса, Комаровой, Васильевой.
Сроки проведения мониторинга – начало, середина и конец учебного года.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья.

Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

• Ознакомление родителей с результатами.

Для осуществления эффективного, качественного коррекционного воздей¬ствия специалисты разработали и успешно используют следующие документы:

  • структуру диагностической карты;
  • лист контроля динамики развития;
  • индивидуальную программу ППС.

III. Заключение.

Анализ деятельности ППС показывает, что командная работа специалистов позволяет добиться того, что ребенок с ОВЗ:

  • с минимальными затратами адаптируется к новой образовательной среде, включен в среду обычных сверстников;
  • имеет динамику развития нарушенных функций, психического, физического, интеллектуального развития;
  • обладает в той или иной степени достижениями, определенными целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС;
  • владеет нормативной социальной компетентностью.

А также указывает на необходимость активного продолжения работы по формированию психологической и профессиональной готовности педагогов к реализации требований ФГОС ДО, в повышении компетентности родителей (законных представителей) к изменениям в связи с введением ФГОС ДО.

Нарушения голоса. Дисфония, Афония, Фоностения.

Голос является неотъемлемым компонентом вербального общения и важной функцией нашего организма.

Понятие «голос» подразумевает набор различных звуков, возникающих при колебании голосовых складок. Источником звука является гортань.

Высоту звука определяет уровень колебаний, который воспринимается органами слуха. Чем чаще колеблется воздух, тем выше звук.

Силу голоса измеряют в децибелах, зависит их уровень от амплитуды колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем сильнее голос. Если связь между натяжением связок и давлением в лёгких нарушена, то голос меняет или вовсе теряет своё звучание.

Тембр, в свою очередь, характеризует состояние голоса. Он отражает акустику звуков. Все они разделяются на основной тон (определяющий высоту звука) и высокой частоты обертонов. Чистота обертонов превышает основной тон голоса. Их возникновение обусловлено тем, что голосовые складки колеблются не всей длиной, а отдельными частями, которые и определяют тембр.

Весомое значение в голосе имеет его подача. Выделяют три типа звуковой атаки:

  • Придыхательная – лёгкий выдох, после которого голосовые складки смыкаются и начинают колебаться;
  • Мягкая – когда выдох и смыкание голосовых складок совпадают;
  • Твёрдая – после смыкания голосовых складок, происходит выдох, который заставляет их колеблются.

У детей голос развивается по следующим этапам:

До 7 лет – дошкольный: фонация звуков происходит из-за натяжения голосовых складок, потому что гортанные мышцы ещё слабые. Диапазон звучания в этот период составляет 5-6 нот.

До 13 лет – домутационный: период завершения формирования рецепторного аппарата гортани. Юный голос постепенно меняется и расширяется до 11-12 нот.

До 15 лет – мутационный

До 17 лет – послемутационний

К сожалению, среди детей распространяется проблема нарушения голоса. Это проявляется в расстройстве фонации звуков, вследствие патологий. Вызвана проблема развитием реаниматологии – спасая жизнь ребёнку, врач может вызвать осложнения, которые повлияют на голос.

Разновидности нарушений голоса

По степени сохранности голоса выделяют две группы: афония и дисфония.

При афонии голос теряется полностью, пациент может общаться только шёпотом. А при дисфонии – частично: нарушается чистота, сила и тембр. Сопровождается дисфония хрипотой, осиплостью, реже – кашлем и затруднённой речью.

Оба заболевания могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. При своевременной терапии – легко поддаются лечению, самостоятельно не пропадают.

Причинами возникновения проблем с голосом могут стать пыль, вредные привычки, инфекционные заболевания дыхательных путей, ларингит, операции на органах шеи, ДЦП, психологические факторы.

Нарушения классифицируют согласно следующим причинам:

  1. Центральные органические нарушения (параличи гортани) – проявляется при травмировании коры головного мозга, часто сопутствует детскому церебральному параличу.
  2. Центральные функциональные нарушения – возникает при большом стрессе или при других психотравмирующих обстоятельствах. Афония такого типа протекает длительно, а после лечения вероятны рецидивы.
  3. Периферические органические нарушения – возникают после ларингита, тяжелых операций по удалению опухолей, при парезах и рубцовых изменениях голосового аппарата, а также при параличе гортани.

Ларингит опасен тем, что меняет слизистую, чем сопутствует к поражению нерв и мышц гортани и стойкому дефекту голоса, который сопровождается болью. Голос теряет свою силу и звучность, появляется утомляемость, вплоть до полной неспособности говорить.

После инфекционных поражений или других травм гортани – образовываются периферические парезы и параличи, которые сбивают дыхание и нарушают голос.

Опухоли – являются одной из самых распространённых причини нарушения голоса. Большое скопление папиллом зачастую наблюдается у детей, опухоли накапливаются в гортани, а после удаления могут рецидивировать.

Органические периферические нарушения голоса могут иметь врождённый характер, к таким относят:

  • Порок развития гортани – у пациента нарушена структура хрящевой ткани, обвисает надгортанник, соответственно вход в гортань не открывается полностью;
  • Подголосовой стеноз гортани – голосовые складки недоразвиты, стенозу сопутствует кашель, отдышка и хрипы;
  • Врождённый порок развития гортани – нарушение функций гортани, которая возникает ещё в утробе матери.
  1. Периферическое функциональное нарушение – является следствием переутомления голоса, по причине инфекционных заболеваний или неправильной постановки голоса. Отсутствуют воспаления и анатомические изменения, легко поддаётся лечению.
Читайте также:
Деревья, кустарники леса - конспект НОД

Методика коррекционной работы

Начать восстанавливать голос, необходимо как можно раньше, чтобы избежать патологий. При лечении выделяют две задачи – выявление компенсаторных возможностей организма и ликвидация патологий.

Для осуществления этого необходимо:

1. Стимуляция мышц и нервов гортани;

2. Предотвратить развитие вторичных дефектов;

3. Работа с психотерапевтом;

4. Восстановление фонации;

5. Координация дыхания.

Для лечения проблем с голосом существуют следующие этапы:

• Общение с психотерапевтом;

• Тренировка мышц гортани, с помощью фонопедических упражнений;

• Закрепление исправленной фонации.

Перед занятиями важно наладить взаимопонимание с пациентом, чтобы определить, что влияет на его настроение и поведение. Это позволит выбрать правильную тактику в предстоящей работе. На первом занятии объясняется сущность нарушения и этапы лечения. Механическое повторение заданий не исправит ситуацию, поэтому стоит замотивировать пациента, объяснив, что патологию несложно исправить.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани

После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.

Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.

Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинённый выдох:

Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:

1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;

2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;

3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;

4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;

5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;

6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;

7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;

8) Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.

Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.

Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:

1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;

2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;

3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;

4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;

6) Достаньте кончиком языка нёба;

7) Поднимайте нёбо при зевке.

Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.

При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция с произношения буквы <м>, что позволяет установить правильную фонацию.

Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.

Упражнение 2. Сначала проговорите один звук <м>, после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.

Упражнение 3. Произнесите следующие слоги:
– ма-ма на-на;
– ма-мо на-но;
– ма-му на-ну и так далее.

Упражнение 4. Произнесите следующие слоги:
мама-мама-мамама;
нана-нана-нанана и так далее.

Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию.
Упражнение 5. Проговорите звук <й>в сочетании с гласными

Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук <й>продолжительно: ай. яй. ой. ей. уй. юй. эй. ей.

Читайте также:
Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе

После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе.
Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом, после самостоятельно.

Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.

В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.

Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.

Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями кортани

Если ребёнок перенёс несколько операций, вследствие чего, образовались рубцы в гортани – стоит начинать лечение с коррекционной работы над дыханием, восстановить голос и исправить звукопроизношение.

Вызвать голос у пациента с рубцами и афонией – сложнейшая задача в коррекционных занятиях. Чтобы получить звук подбирается любой звонкий согласный. Например – <м>и <ж>, эти слоги фрмируются при стоне, мычании и жужании. Чтобы закрепить прогресс выполняют вокальные упражнения.

Восстановление функциональных нарушений голоса

В случае фоноастении, для оперативного восстановления важно найти причину возникновения. Если проблема возникла, в следствие постоянного форсирования, нужно урегулировать речевую нагрузку и избегать психотравмирующих моментов.

Фоноастения протекает без охриплости, поэтому нагружать голосовой аппарат не стоит, проводите тренировки с минимальной нагрузкой. Чтобы определится с правильной позицией, во время фонации – постарайтесь произносить звук <м>как можно продолжительнее.

Чтобы возобновить голос при гипо- или гипертонусных нарушениях – необходимо работать над установлением дыхательной опоры. Важно активизировать голос при гипотонусных расстройствах и восстановить координацию. Как только дыхание удается наладить, переходят к выполнению комплекса Б. За ним следует комплекс голосовых упражнений в обычной последовательности.

При гипертонусных нарушениях используется придыхательная атака звука. Она расслабляет мышечный тонус. Для этой цели выполняют упражнения для дыхания комплекса А:

Сядьте прямо на стуле и повторяйте:

1) Вдыхайте и выдыхайте носом, имитируя стоны;
2) Вдыхайте носом и выдыхайте ртом, со звуком а;
3) Вдыхайте ртом и выдыхайте носом, имитируя стон;
4) Вдыхайте носом, а выдыхайте продолжительно носом, имитируя в конце усиленный стон;
5) Вдыхайте носом, выдыхайте ртом с неплотно сжатыми губами, произнося глухо звук в;
6) Вдыхайте носом, выдыхайте носом толчками, имитируя прерывистый стон.

Стоит в комплексе с этими упражнениями проводить массаж шеи для расслабления мышц. Таким образом, данный комплекс подготовит голосовой аппарат к фонации и произнесению громкого полнозвучного м. После образования полноценного «мычания» дальнейшие упражнения затруднений не вызовут.

Восстановить голосовой аппарат при афонии психогенно-функционального типа – очень сложная задача. После прохождения тщательной подготовки с психотерапевтом приступают к выработке звучности в голосе. При данной проблеме, проще проявить голос, с помощью кашлевого рефлекса и введением его в следующие слоги: ка, ко, ку, ки, ке, а затем – как, кок, кук, кик, кек и т.д. Так называемое «жужжание», тоже окажет позитивное влияние на реабилитацию. Для этого проговаривайте следующие слоги: жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

Профилактика нарушений голоса

Чтобы избежать расстройств и проблем с голосом, нужно воспитывать и оберегать голос с самого детства. Каждый учитель знает, что детский голосовой аппарат слаб, поэтому форсирование может нанести огромный вред. Основной профилактикой предупреждения таких проблем, является диафрагмальное дыхание и мягкая атака голосоподачи.

Для профессий, где постоянно используется голос, необходимо соблюдать ограничения в курении, алкоголе, не переусердствовать с горячей или наоборот, сильно охлаждённой пищей, потому что всё это раздражает слизистую гортани и вызывает воспаления. Простуды также негативно влияют на голосовой аппарат, в частности, когда люди продолжают напрягать голос.

Во время завершения восстановления голоса, не стоит забывать о профилактике. Важно продолжать наблюдение у логопеда, чтобы контролировать состояние голосовых связок.

По завершению восстановления, пациенты получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Чтобы предотвратить вероятнось рецидивов, нужно соблюдать профилактические меры и регулярно наблюдаться в диспансере, эти мероприятия обеспечат устойчивость достигнутых результатов.

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при полтерне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: