Организация предметно-развивающей среды в работе логопеда

Организация предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе логопеда

В данной статье описана организация предметно-развив ающей среды с учетом личностно-ориент ированного подхода в коррекционно-раз вивающей работе логопеда в дошкольном учреждении комбинированного типа умеющим логопедические группы. Здесь описаны как известные формы работы, так и авторские разработки, которые уже в течение нескольких лет доказывают свою состоятельность и эффективность в коррекционно- развивающей работе.

В настоящий момент в России сложилась очень непростая ситуация в сфере образования, так как идёт период реформ и каждое дошкольное образовательное учреждение конструирует свой педагогический процесс. Разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье детей. Для сохранения физического и психического здоровья детей необходимо применять личностно-ориентированные технологии. Поэтому вся логопедическая работа в нашем дошкольном учреждении строится на индивидуальном подходе.

Всю индивидуальную работу можно разделить на:

  • Работу по постановке звуков и развитию речи (в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной деятельности);
  • Работу с родителями;
  • Работу с узкими специалистами и воспитателями групп.

Работа по постановке звука проходит только в индивидуальном порядке, так как у детей нарушены разные группы звуков.

Автоматизация поставленных звуков в словах, фразе и собственной речи осуществляется как на индивидуальной, так и на подгрупповых занятиях. При этом используется огромное количество разнообразного материала: книги по автоматизации звуков, скороговорки, чистоговорки, настольные дидактические игры, а также самое интересное для детей это – игры –презентации PowerPoint, в которых в увлекательных для детей форме происходит автоматизация звуков родного языка. Данные презентации были, как самостоятельно изготовлены, так и куплены у правообладателей. При подборе игр для каждого ребенка учитывается возраст, его речевой уровень (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, слоговая структура слова и т.д.), а также учитываются интересы (девочки любят помогать принцессам, животным, а мальчики предпочитают пиратские приключения или погони на гоночных машинах).

Также очень эффективным оказался метод ведения «дневника». «Дневник» -это обычная тетрадь на каждого ребенка, в которой записывается дата занятия, дается краткая характеристика индивидуальной деятельности и ставится подпись. За старание и успехи в деятельности ребенок получает «отметку» -наклейку, которую он самостоятельно выбирает, а в некоторых случаях возможно получить и две наклейки сразу. А в конце недели этот «дневник» выставляется в родительский уголок, где родители могут ознакомиться с успехами своих детей. Кроме того, дети соревнуются между собой, подсчитывают количество наклеек и выявляют победителя в конце года.

С этой же целью (отслеживание успехов) в кабинете было изготовлено пособие «Поляна успехов». Данное пособие состоит из цветной «поляны» с прикрепленными на нее цветами и автобусами покрытыми скотчем. В середине каждого цветка находится фотография девочки, а в кабине автобуса — фотография мальчика (при помощью программы Adobe Photoshop). У каждого ребенка на поляне есть две фотографии, у девочек белый и розовый цветок, у мальчиков белый и синий автобус. На лепестках белых цветов и в окнах белых автобусов вписываются звуки, которые еще отсутствуют в речи ребенка (не поставленные звуки). А на розовых цветах и синих автобусах написаны те звуки, которые уже поставлены, но не автоматизированы в речи. Как только у ребенка появляется новый звук, буква, обозначающая этот звук в белом цветке или автобусе стирается и записывается на цветной картинке. «Побеждает» тот, у кого и белые и цветные фигурки будут чистыми (пустыми). Это пособие дает наглядную картину достижений логопеда, ребенка, воспитателей и родителей. Дети начинают соревноваться и поэтому прикладывают больше стараний. Таким образом, воспитатели и родители отслеживают динамику речевого развития каждого ребенка.

Каждую неделю дети совместно с родителями изготавливают объемную букву, которая изучается в данный момент. В группе проходит выставка этих работ. Все участники награждаются именными дипломами с указанием номинации, в которой они победили. Лучшая работа помещается на специально изготовленное панно. Таким образом, решается сразу несколько задач: родители становятся активными участниками коррекционного процесса, они помогают своим детям реализовать творческий потенциал (в большинстве случаев дети придумывают из чего и как можно сделать букву); дети усваивают буквы русского алфавита гораздо быстрее, так как закрепляется представление о графическом образе буквы через тактильные и зрительные анализаторы, а также развивается их память, мышление и воображение. (приложение 3,4)

Работа с родителями также ведется в индивидуальном порядке: консультации, беседы. У каждого ребенка есть тетрадь взаимосвязи родителей с учителем-логопедом, в которую помещаются карточки для автоматизации звуков, которые необходимо закрепить дома. Также в индивидуальной тетради выполняются упражнения рекомендованные учителем-логопедом по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию фонетико-фонематического восприятия. У каждого ребенка есть альбом, в который вклеиваются (или рисуются) изображения подходящие лексической теме данной недели, тем самым значительно обогащается активный словарь детей, а также активизируется их поисковая деятельность (в том случае, если задание выполняется ребенком и родителями, а не только родителями). Ребята с удовольствием рассматривают альбомы, одновременно пополняя словарь друг друга.

Работа с узкими специалистами и воспитателями групп отслеживается при помощи тетрадей взаимосвязи, в которых логопед дает задания для эффективной коррекционно-развивающей работы с группой детей, а также индивидуально. Также работа со специалистами проходит в виде консультаций по конкретным детям и эффективным методам и приемам работы с ними.

В целом, данная система коррекционно-развивающей работы при организации предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода зарекомендовала себя и даёт хорошую динамику в развитии детей уже в течение двух лет.

Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. “Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности” (Н.В.Нищева).

Читайте также:
Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

В нашем детском саду группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи функционирует с сентября 2009 года. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Логопедическая группа представляет собой “сказочную страну”, в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.

Центральным персонажем стал позаимствованный в пособии “Учим ребёнка говорить и читать” С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц весёлый инопланетный житель Юпик. Он “прилетел” к детям в начале учебного года и оказался в удивительной “стране красивой и правильной речи”. Вместе с Юпиком дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения. Юпик учит детей “говорить” пальчиками – вместе с ним дети выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. Руки Юпика выполнены из трикотажных перчаток. Разучивая новую пальчиковую гимнастику, воспитатель надевает перчатки и показывает детям упражнения. Знакомую игру могут показывать сами дети.

В теремке “Звукарике” живёт Кот – Говорун, который всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять сложные артикуляционные упражнения (мягкая кукла с языком – варежкой). Он – хозяин речевого уголка. Здесь дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются. Кот придумывает для детей новые увлекательные игры со звуками и словами: бродилки-лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др. В игре дети осваивают произношение “трудных” звуков.

На этапе автоматизации звуков удобно использовать зонтики – их интересно покрутить, назвать разместившиеся на них фигурки, составить о них предложение, подуть на “капельки”, отработать предложные конструкции. Сами зонтики – упаковка от конфет, фигурки подобрали педагоги и родители.

На полочке “5+5” в речевом уголке у Кота – Говоруна разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками творческих педагогов. Здесь и “цветные бусинки”, и “весёлые резиночки”, “улитка”, “черепашка”, “длинные верёвочки”, и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры – “ёжики” – су-джок и экспандеры. Выкладывание нитки в спирально закрученном панцире черепашки и раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение. Вместо ниточки можно предложить детям прокатить по лабиринту бусинку – такие упражнения тоже увлекательны и полезны для детей. Любима детьми игра “Золушка”, в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Увлекает малышей пособие “Накорми поросёнка” – в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны и поросёнок доволен! Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн: возьмите тазик или широкое ведёрко и наполните его горохом, фасолью и т.д. В бассейне “прячутся” игрушки, ответы на загадки, картинки – всё, что захочет педагог. Если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторики можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. (А.Л.Сиротюк). Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку “Дуй, ветерок”. Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: “Телевизор”, “Кот – Обжора”, “Бабочки”, “Цветные кружочки”. Очень любят дети пускать кораблики в тазике с водой, играть в “Футбол”, выдувать “морозные картинки” из трубочки. В вечернее время дети организуют оркестр – каждый пузырёк звучит по-разному.

Все дети любят киндер-сюрпризы и приносят в детский сад игрушки, найденные внутри шоколадных яиц. Оказалось, что и эти игрушки можно использовать с пользой: отрабатывать слоговую структуру слова и совершенствовать счётные навыки: один голубенький бегемотик, два голубеньких бегемотика, три голубеньких бегемотика:, десять голубеньких бегемотиков. В группе собралась целая коллекция таких игрушек. Дети с удовольствием рассказывают об игрушках, которые они принесли, сочиняют весёлые и поучительные истории, строят города и жилища для своих персонажей.

Учебный центр оборудован магнитной доской, разрезной азбукой и “Чудо деревом”, на котором живёт умный Филин. Умный Филин приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на наборном полотне выложить из букв слово или предложение, распределить по вагончикам слова.

Поупражняться в составлении слов можно прямо на мягком диванчике – там разместились яркие подушки с “рассыпанными” словами. Кто составит самое длинное слово, получает значок.

Запомнить зрительный образ букв помогает “сенсорная азбука”, которую с любовью смастерили воспитатели. На буквы, вырезанные из линолеума наклеены различные материалы – крупы, бумага разной фактуры, фольга, ткани, мех, флористические жучки и т.д.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Высшая степень фонематического слуха и восприятия – звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. У детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. Поэтому педагоги ищут новые дидактические пособия, способные повысить интерес к занятиям и облегчить понимание детьми нового материала. Для определении наличия и местоположения звука в слове на стене расположилась “Цветочная поляна”. На лепестках “речецветиков” дети размещают картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Постепенно цветочная поляна накапливает словарик-звукарик. Цвет буквы на лепестке обозначает акустические характеристики звуков: гласный – красный, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный. Сложность изучения звуков обусловлена некоторой абстрактностью материала. Восприятие звука возможно только пока он звучит, а значит кратковременно. Человечки “звуковички”, изготовленные из контейнеров от киндер-сюрпризов, помогают “материализовать” звуки. В игре с самодельными куколками у детей “включаются” все анализаторы – тактильный, слуховой, зрительный, двигательный. Звуковички различаются цветом (в зависимости от обозначаемого звука), головки изготовлены из разных материалов: если звук твёрдый – головка из твёрдого шарика от пирамидки, если звук мягкий – головка из ниток, мягкая на ощупь. Звонкий звуковичёк звенит – внутри него спрятаны металлические гайки. Звуковички должны отыскать свою комнатку в домике – слове, выстроиться в порядке расположения звуков.

Читайте также:
НОД по теме ‘Знакомство с республикой Армения’

В центре художественно – эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра – от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол “би-ба-бо”. С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией, удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи – интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности – рисования, лепки, аппликации. Главный персонаж центра меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, при изучении лексического блока “Дом. Комнаты Мебель. Посуда” хозяевами уголка становятся 3 медведя. Вспоминая знакомую сказку, дети описывают комнату каждого героя, мебель, посуду в комнатах, рисуют её, изображают повадки животных. Это помогает актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка.

В условиях крайнего севера восприятие природных объектов детьми ограничено. Кратковременность межсезонья, отсутствие ярких природных явлений (цветение деревьев, прилёт птиц :) крайне обедняет детские впечатления. Знакомить со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Это отражается на речи детей. Восполнить недостаток позволяет организованный в групповой комнате природный уголок. Здесь размещаются комнатные растения, аквариум, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, “портрет месяца”. Дети усваивают времена года, сезонные изменения в природе.

Длительный период тёмной полярной ночи ослабляет здоровье детей, отрицательно влияет на зрение дошкольников. Как известно, моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего – учебной (А.Л.Сиротюк). И.М.Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия (А.Л.Сиротюк). Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе нарисованы схемы зрительно-двигательных траекторий. По “дорожкам” бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, “помочь” сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается “рисовать” глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

Большой ковёр позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета учителя-логопеда в ДОУ

Василенко Галина Анатольевна
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета учителя-логопеда в ДОУ

Предметно -развивающая среда логопедического кабинета учителя-логопеда МБДОУ №12 г. Моздока Василенко Г. А.

Современные стандарты, предъявляемые к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно – развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм – создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

Читайте также:
НОД по теме Автоматизация звука (Л)

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Мой логопедический кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство. Можно выделить следующие зоны:

Зона коррекции звукопроизношения;

Рабочая зона учителя-логопеда;

Зона игрового сопровождения;

Зона развития мелкой моторики;

Зона хранения дидактического и методического материала;

В логопедическом кабинете все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

Зона коррекции звукопроизношения:

Уголок «Звуковичок»

• оборудован настенным зеркалом; методическими пособиями, необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков (альбомы Коваленко В. В и др); логопедические зонды для постановки звуков;

• дидактические игры: Звуковые улитки, Звуковые дорожки, «Змея шипит», «Лесная полянка» ;игры с буквами, словами, звуковые символы;

• настенное пособие «Теремок» для фонетической ритмики;

• игрушка –Лягушонок и карточки для артикуляционной гимнастики;

«Уголок – Ветерок» (игры и пособия для выработки целенаправленной воздушной струи)

• Уголок «Моторика» (игровой материал для развития мелкой моторики) : Световой стол; пескотерапия с киндер-игрушками; сухой бассейн (с крупами); массажные перчатки, массажные ладошки; су-джок мячики; трафареты, вкладыши, шнуровки, игры по мелкой моторике.

Уголок “Сказкотерапия” (игровые пособия для проигрывания сказок и сказочных сюжетов) игрушки из мультфильма “Лунтик”;разные виды театров: пальчиковый театр, маски, бибабо, настольный театр и др.

Уголок «Грамота» – развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

Уголок «Рабочая зона учителя-логопеда»

Рабочая зона учителя-логопеда оборудована: столом, полкой для учебных пособий, стулом, компьютером, принтером, магнитофоном, ламинатором.

В зоне находится документация учителя-логопеда:

• Паспорт логопедического кабинета

• Перспективные планы работы с родителями и педагогами

• Перспективный план фронтальных занятий

• Перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий

• Индивидуальные маршруты детей с ОВЗ

• Индивидуальные программы по алалии, ОНР и др.

Предметно-развивающая среда группы Уважаемые коллеги,хочу предложить вашему вниманию предметно- развивающую среду в моей уже старшей группе. Этим летом у нас в ДОУ был капитальный.

Предметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Моя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета .

Предметно-развивающая среда .

Предметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Предметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Организация предметно-развивающей среды в работе логопеда

Образовательное пространство логопедического кабинета оснащено средствами обучения и воспитания

Бесплатные занятия с логопедом

«…мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».
Л.С. Выготский

Основной задачей групп компенсирующей и комбинированной направленности является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно — компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.

Для осуществления необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционирует логопедическая служба и создается логопедический кабинет.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 3.2. 2 и п. 3.3) мы руководствовались принципами: /1/

насыщенности:

На базе дошкольного учреждения функционируют общеразвивающие группы, группы комбинированной направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Особый ребенок». Поэтому образовательное пространство логопедического кабинета оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программ, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении (в коррекционно-развивающей работе с детьми используются программы для детей с ОНР, с ЗПР. с ДЦП, с умственной отсталостью), а также возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.

трансформируемости:

Например, релаксационная зона расширяется за счет учебной, учебная зона меняется от формы организации занятия, от сюжета занятия. Наглядно – дидактический материал (дидактические пособия, плакаты) легко снимается благодаря удобным приспособлениям и меняется в зависимости от лексической темы. Зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами. Кабинет оснащен техническими средствами реабилитации детей с ДЦП: опорой для сидения, опорой для стояния. В зависимости от цели и задач занятия, для выполнения заданий дети располагаются в удобном для них положении. Также придерживаемся принципа в работе с детьми с ДЦП — «Каждый ребенок, несмотря на тяжесть и различия патологий, нуждается в многообразии движений и поз в течение всего дня!»

полифункциональности:

Для детей с нарушениями ОДА используются мягкие кресла-груши не только для релаксации, но и для коррекционно-развивающей работы. Детская мебель: столы, стулья, опоры, мягкая мебель легко превращаются в «сказочные» замки, героев, животных.

Читайте также:
Наглядно-дидактический материал для автоматизации и закрепления звуков с детьми с нарушением зрения

вариативности:

Весь материал, который используется в непосредственной работе с детьми, помогает раскрытию их индивидуальных особенностей, обладает множеством возможностей и вариантов его применения. Каждая игра, методическое пособие могут повторяться неоднократно в модифицированных вариантах (авторское дидактическое пособие «Жар птица» используется на подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков).

доступности:

Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках;

Пособия, игрушки, оборудование логопедического кабинета соответствует требованиям САНПиН.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета подчинена закону детства: «Учимся играя!» Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. И «невозможное возможно», когда малышу содействует и сопереживает его наставник.

При оформлении логопедического кабинета мы стремились к созданию ситуации успешности и комфорта. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от посещения занятий. /2/

Интерьер кабинета выдержан в светло-зеленых тонах, так как зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на детское зрение. /3/

По оснащению и применению кабинет разделён на зоны.

  • Рабочая зона логопеда и логопедическая документация

В оборудование рабочей зоны логопеда входит письменный стол, стулья для взрослых. Помимо основных логопедических документов, которые ведет учитель-логопед, на каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория.

  • Зона методического сопровождения

Поскольку учитель-логопед ведет коррекционно-развивающие занятия с разной категорией детей с ОВЗ с разным уровнем речевого развития, он не может обойтись без педагогических знаний. Логопед должен хорошо разбираться в многочисленных методиках и литературе по логопедии, понимать какие именно обучающие материалы применять в различных случаях коррекции речи. Так как учитель-логопед занимается с детьми с речевыми, психологическими, двигательными нарушениями, то он должен освоить базовые медицинские знания. Для установления крепкого контакта и доверительного отношения с ребенком, логопед должен являться отличным детским психологом. Поэтому в логопедическом кабинете имеется обширный материал методической литературы.

  • Зона диагностики

Учитель-логопед проводит индивидуальную диагностику не только речевого развития, но и психических процессов, общей и мелкой моторики, создает план дальнейшей работы по коррекции речевых нарушений с учетом возрастных, психофизических особенностей. Динамика развития речи ребёнка систематически отслеживается на заседаниях ПМПк.

  • Зона дидактического сопровождения разделена на центры –
  • Центр сенсорного воспитания представлен блоками Дьенеша, палочками Кьюзенера, материалом Марии Монтессори.

Используя блоки Дьенеша, формируем у детей понятия о цвете, форме, величине. Палочки Кюизенера вариативно используем в разных видах коррекционной работы: выкладывание картин из палочек в соотнесении с лексической темой; выкладывание схем слов, предложений, конструирование букв по образцу (на занятиях по обучению грамоте); отстукивание и выкладывание различных ритмов (при коррекции дизартрических компонентов речи); повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед (на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков). «Золотой материал» Монтессори — помогает изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

  • Центр речевого развития

Для развития словаря, грамматических категорий подобраны предметные и сюжетные картинки. Для развития связной речи подобраны: наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; серии сюжетных картинок разной сложности для составления рассказов; мнемотаблицы и др.

Весь материал систематизирован по разделам и находится на верхних полках шкафов.

  • Зона по подготовке к освоению грамоты

Эта зона представлена как традиционным оборудованием и пособиями (многофункциональной магнитной доской, комплектом букв, наглядными индивидуальными плакатами «гласный — согласный», «звонкий — глухой», «твердый — мягкий», «буквы» и др.), так и авторским настенным дидактическим пособием «Город звуков и букв». Также авторы разработали дидактическое пособие на развитие графомоторных навыков «День за днём, за годом год готовим пальчики к письму» и дидактическое пособие по ознакомлению детей с буквой «Страна «Буквознание»».

Зона игрового сопровождения

«…учит ребенка жить и действовать» (Е. А. Флерина).

Дети с синдромом Дауна, с РАС, с умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития. Для развития коммуникации и общения, установления эмоционального контакта, развития лексико-грамматических категорий и связной речи на логопедических занятиях используются:

  • детская игрушка моторно-спортивная (мяч, бирюльки, волчок, серсо, бильбоке, обруч и т.д.) — способствует развитию крупной и мелкой моторики, глазомера, зрительно-моторной координации
  • сюжетная (образная) игрушка (куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства; посуда; мебель и др. — содействует развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт
  • строительно-конструктивная игрушка (наборы строительных материалов, конструкторы, конструкторы нового поколения «LEGO) — развивает конструктивные способности, мышление, расширяет кругозор
  • детские настольные игры, которые способствуют формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, обучению грамоте, развитию психических процессов
  • игрушки- забавы ( «дергунчики», мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички); народная игрушка-забава из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные игрушки; игрушка-сюрприз — вызывает у детей любопытство, радость, положительные эмоции, развивает чувство юмора и любознательность; позволяет установить контакт с детьми, снять напряжение, формирует желание участвовать в совместной игре
  • музыкальная игрушка ( (игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, погремушки, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др.; сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей) — служит средством развития слухового восприятия, музыкального слуха
  • театрализованная игрушка (куклы бибабо, куклы-марионетки; элементы костюмов, атрибуты, маски; все виды театров и др.) — развивает выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально — речевых способностей.
  • Зона индивидуальной коррекции речи
Читайте также:
Игры на формирование экологических представлений дошкольников

Пространственно-организующим элементом этой зоны служит — настенное зеркало и настенное дидактическое пособие «Чудо-дерево», на ветвях которого расположены игры и пособия для выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Здесь же размещены профили разных звуков, картинки с изображением правильного выполнения артикуляционных упражнений и стихотворные тексты. В центре «Чудо-дерева» находится авторское дидактическое пособие «Жар-птица» * универсальный логопедический тренажер. Он мобилен, эстетически оформлен, многовариантен. Рядом находится стул и столик, на котором в необходимом количестве имеются индивидуальные пакеты (ватные палочки, одноразовые платочки, постановочные зонды, спиртовые салфетки, индивидуальные перчатки) на каждого ребенка. Для автоматизации, дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, тексте составлены картотеки. Продумано освещение для вечерних и дневных занятий.

  • Зона развития психических процессов

Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление — развиваются с прямым участием речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Для развития мышления используем дидактические игры «4 лишний», «Разрезные картинки» (по всем лексическим темам). Также применяем учебно-наглядные пособия для развития познавательной деятельности «Познаём мир» и игровые упражнения на развитие психологической базы речи «В царстве смекалки». Авторами составлена картотека игр-этюдов «Развиваем внимание» для детей с РАС, задержкой психического развития. Для детей с синдромом Дауна оформлен альбом игр-этюдов «Жесты».

  • Информативно-познавательная зона для детей

Эта зона актуальна в логопедическом кабинете. В ней располагаются предметные, сюжетные, пейзажные картины, загадки, головоломки по одной лексической теме. Периодичность обновления – еженедельная.

  • Зона оздоровительно-развивающей коррекции

Принцип работы “Не навреди” (Н. К. Смирнов)

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных во ФГОС ДО. /1/. Поэтому во главу угла поставлено общее здоровье ребенка с ОВЗ: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

Эта зона разделена на центры:

  • Центр релаксации необходим для снятия эмоционального напряжения. Он снабжен удобным мягким креслом-грушей, в котором ребенок может отдохнуть, как сидя, так и в положении «лежа». Для поддержания хорошего настроения у детей дополнительно используем ароматерапию (набор эфирных масел мелиссы и ромашки, шалфея и розы). А для улучшения психического здоровья, психоэмоционального состояния, для преодоления дискомфорта, неуверенности — используем музыкотерапию (аудиодиски «Музыка природы», «Произведения композиторов для малышей» и др.).
  • Центр развития мелкой моторики

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант

В этом центре находятся: наглядные демонстрационные плакаты «Пальчиковые упражнения» (для развития кинетической и кинестетической основы движения руки) по всем лексическим темам; картотека (печатная, видео) пальчиковой гимнастики «Ловкие пальчики» по всем лексическим темам; игры с прищепками «Животные», «Птицы» и т.д. по всем лексическим темам; картотека физкультминуток «Крепыш»; пособие «Пальчиковые шаги»; пальчиковый театр «Маленькие театралы»; шнуровки, застежки; мозаики разного размера; сухой бассейн с разными наполнителями (фасоль, киндер-колпачки, пробки, бобы, макароны, мячики).

Авторы разработали и используют пособие «Логопедические пятиминутки» для детей с общим недоразвитием речи, II уровня, в которое входит 28 лексических тем (пальчиковая гимнастика, игра на координацию речи с движением).

Используем Су-Джок терапию (массаж массажными мячами, массажными кольцами). Демонстрационные плакаты для выполнения самомассажа грецкими орехами, каштанами располагаются на стене, на уровне глаз детей. Проводим песочную терапию: «Чувствительные ладошки» (игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и развития мелкой моторики рук) и «Песочную грамоту» (для развития фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения, обучения чтению и письму). Приобретено необходимое оборудование: деревянный ящик, экологически чистый песок, фигурки людей, животных, птиц, буквы и т.д.

  • Центр массажа

Для преодоления дизартрических нарушений речи используем кушетку с подушками и применяем пальцевой, зондовый и точечный массаж. Также проводим с детьми самомассаж лица, ушных раковин, кистей рук и стоп (в наглядной доступной форме они размещаются в виде плакатов в информативной зоне для детей).

  • Центр профилактики

Для снятия зрительного напряжения, тренировки глазной мышцы проводим гимнастику для глаз. Схематическое изображение выполнения упражнений представлено в альбоме «Расскажи глазами».

Для тренировки психомоторных функций, снижения эмоционального напряжения проводим психогимнастику. Игры и этюды систематизированы в пособие « «Королевство зеркал».

  • Зона технических средств обучения

На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. В работе с детьми используем: презентации-картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации, дифференциации звуков); презентации-загадки, викторины (для закрепления полученных знаний); презентации-игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций); презентации-сказки (для развития связной речи). Аудиоматериалы представлены дисками «»Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой (для преодоления дизартрических нарушений речи, для развития звукоподражания, для автоматизации звуков), «Логоритмикой для малышей» Е. Железновой и т.д.

  • Информативная зона для родителей и педагогов

Для эффективной работы с родителями широко используются наглядные средства. В каждой группе оборудованы специальные «родительские уголки», в которых размещается общая информация. Индивидуальная информация выполнена в форме «памятки для родителей» с учетом речевого нарушения конкретного ребенка. Папки-передвижки выполнены в форме консультаций, как для педагогов, так и для родителей. Пособия и наглядные материалы позволяют найти родителям ответы на любые вопросы, связанные с логопедическими проблемами у детей.

Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в логопедическом кабинете созданы условия для проявления индивидуальности и творчества каждому воспитаннику с ОВЗ.

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.03.2017 2017-03-05

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Браузман, Т. В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста / Т. В. Браузман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40194/ (дата обращения: 18.01.2022).

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Читайте также:
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед

Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы.

Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности. В новом федеральном государственном стандарте развивающая предметно-пространственная среда понимается как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2].

ФГОС определяет требования к предметно-развивающей среде, в число которых включает такие ее признаки, как: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность.

При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять:

− эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;

− благополучие и комфортное пребывание детей в кабинете учителя-логопеда;

− создание эффективной коммуникации с детьми;

− оптимальную организацию коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда;

− возможность проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Рассматривая вопрос влияния организации предметно-развивающей среды на построение коррекционно-воспитательного процесса, следует обратить внимание на следующие ее составляющие.

Первым социальным условием становления речи и организации предметного окружения ребенка является интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда, которая будет выступать мощным стимулом для развития речи и примером правильного, образцового использования трудных для ребенка словоформ.

Второе условие, необходимое для успешного протекания речевой практики во взаимосвязи с окружающим предметным миром — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, которая предполагает реализацию специальной коррекционной программы, комплекса методов и приемов, использование дидактических материалов и пособий, игр и развивающих игрушек, иллюстративного материала и литературных текстов, а также технических средств, в том числе информационных технологий.

Специфика коррекционного процесса задает определенные направления работы и определяет требования к набору дидактического материала, ставя их в зависимость от характера патологии в развитии детей. При этом необходимо учитывать и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

Зонирование предметно-развивающей среды кабинета логопункта должно охватывать, по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией. Исходя из анализа методической литературы, следует наработать основной материал по следующим разделам: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, для обеспечения беспрепятственного речевого общения.

Для обогащения словаря детей в предметно-развивающую среду кабинета включают разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные картинки. Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует включать в оснащение кабинета предметы и игрушки для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка на основе сенсорного опыта сформировалось представление о них, и далее использовать картины, модели и схемы.

В практике коррекционно-логопедической работы активно используется в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т. д.

Для умений детей творчески интерпретировать речевой образец логопеда «применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений». Поэтому в кабинете логопункта необходимо иметь библиотеку, фонотеку, видеотеку.

На занятиях логопед уделяет внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого в пространственной среде кабинета выделяется зона развития мелкой моторики, в которой дети выполняют различные упражнения: на штриховку контуров или направлений, на работу с пуговицами и застёжками, а также применяются различные пособия по развития навыка завязывания и развязывания шнурков, выкладывание фигур счётными палочками и так далее.

Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопункта необходимо организовать зонирование пространства, это создаёт все условия для организации деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998. — 680 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В ракурсе современных тенденций развития дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве многомерного пространства, наполнение которого призвано учесть развитие общества и индивидуальные потребности дошкольника. В дошкольном образовании термин «предметно – пространственная среда» понимается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта создание развивающей предметно-пространственной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации данной цели развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой), многофункциональной, соответствующей индивидуальным особенностям, возрасту и гендерным особенностям детей [10]. Кроме того, обязательным условием эффективности развивающей предметно-пространственной среды является ее доступность и безопасность.

Читайте также:
Итоговая НОД в старшей логопедической группе В гостях у Совы-Говорушки

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка [11]. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) первостепенное значение имеют: организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников (адаптированная предметно-пространственная развивающая среда, адаптированное содержание обучения и воспитания, адекватные для детей с ТНР технологии обучения); организация профессиональной коррекционноразвивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников; единое образовательное пространство «ДОУ – семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы актуализируется проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе является важнейшим условием для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Изучением особенностей организации предметно-развивающей среды в логопедической группе в настоящее время занимается ряд логопедов, педагогов и методистов (Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Соколова Е.В., Шигина Г.Ф., Баль Н.Н. и др.). Согласно Нищевой Н.В., организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе имеет «очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии», развивающая предметно-пространственная «создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы» [6]. Правильно организованная пространственно-предметная среда в логопедической группе стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. Для детей с тяжелыми нарушениями речи развивающая предметно-пространственная среда выполняет первоочередную задачу – обеспечение ребенку эмоционального комфорта и чувства психологической защищенности.

Развивающая пространственно-предметная среда в логопедической группе для детей с ТНР представляет собой часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты [12]. Предметно-пространственная среда логопедической группы для детей с ТНР состоит из полузамкнутых мини-зон (микропространств), которые оборудованы для игр и занятий как индивидуальных, так и групповых. В процессе организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР необходимо соблюдать следующие условия [2]:

1) ориентация на возрастные и гендерные особенности детей разного дошкольного возраста. Дети раннего возраста нуждаются в двигательной активности и больших пространствах для удовлетворения данной потребности. Дети четвертого года жизни играют в сюжетно-ролевые игры, для предметно-пространственной среды данного возраста важны функциональные особенности атрибутов игр. Для дошкольников пятого года жизни на первый план выходит потребность в совместных играх на ряду с потребностью в уединении;

2) функциональность среды. Ресурсы для заполнения предметно-пространственной среды следует выбирать исходя из их многофункциональности, вариативности и способности к трансформации;

3) динамичность среды. Данное условие возможно реализовать при постоянном контроле со стороны педагога: характеристики среды должны регулярно меняться в количественном и качественном отношении. Кроме того, необходимо периодически вводить новые элементы;

4) опережающий характер обучения. Данное условие реализуется через наполнение среды определенным процентом средовых ресурсов, ориентированных на более старший возраст. Таким образом, для дошкольника создаются перспективы для саморазвития;

5) обеспечение мобильности, физической и творческой активности ребенку. Реализация данного условия происходит через цветовой дизайн, применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных материалов, физкультурные комплексы и спортинвентарь, использование предметов – заместителей, обеспечение детей материалами для создания условий для художественного творчества.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении младшей логопедической группы важно понимать, что дети младшего дошкольного возраста негативно относятся к различным изменения в обстановке. Для детей с ТНР важную роль играет стабильность даже в предметно-пространственной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. В возрасте от трех до четырех лет высокими темпами растет двигательная активность дошкольников. Следует учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакции, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия), в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патологией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается центр экспериментирования [6].

Таким образом, в логопедических группах для детей с ТНР должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, которая будет служить выбранной коррекционной цели. Специально организованное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, это позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Отставание от нормы в развитии речи у детей с ТНР проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Зачастую, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, пропускают отдельные звенья. детям с ТНР трудно дается рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.

Читайте также:
Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе является первым социальным условием становления речи. В настоящее время появилось немало инновационных методов организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах для детей с ТНР. Опыт организации предметно-пространственной среды в работе с дошкольниками с нарушениями речи (как в логопедической группе, так и в логопедическом кабинете) широко представлен в различных статьях и монографиях. В основе многих методов лежат уже показавшие свою эффективность технологии. Ярким примером является использование методики М. Монтессори. Дети с ТНР недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, что затрудняет их адаптацию в социуме. Развивающая предметно-пространственная среда по М.Монтессори предоставляет постоянный выбор занятия перед ребенком. При этом он действует самостоятельно, в своем собственном темпе и необходимое время. Традиционные материалы М. Монтессори используются по принципу изоляции свойства, ощущения и сложности игры-упражнения: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Рамки с застежками», «Разложи ракушки», «Числовые штанги», «Красные штанги», «Геометрические тела», «Блок цилиндров» и т. д. Для развития самостоятельности, саморегуляции собственных действий, умения договариваться и позитивно общаться используются игры-упражнения из цикла «Монтессори-терапия для дошкольников»: «Перенос воды»; «Парные игры» и т. д. [9]

Инновационным дополнением к привычной развивающей предметно-пространственной среде в логопедических группах для детей с ТНР в настоящее время стали зоны для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В ней дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т. ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений). Для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики в некоторых группах организуют зону, главным элементом которой является кушетка [12].

С актуализацией различных развивающих методик происходит выделение и оформление уголков для кукло- и сказкотерапии — с целью развития связной выразительной речи, преодоления логофобии. Театрализованная деятельность является не только средством развлечения, она стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Перевоплотившись, надев куклу на руку, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, так как он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. Драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности [1].

Популяризация песочной терапии привела к организации в логопедических группах зон для игр с различным сыпучим материалом и водой. Для развития мелкой моторики рук различного рода «пальчиковые бассейны» являются важным средством стимуляции речи и повышения работоспособности.

Наряду с использованием традиционных и инновационных методов в организации развивающей предметно-пространственной среды не стоит забывать о том, что особое значение в коррекционном обучении детей с ТНР имеют организационные средовые составляющие: единый речевой режим в образовательном учреждении и семье; предоставление детям образцов речи педагогов (орфоэпической правильности, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания и т. п.); дифференцированность дозировок речевого и языкового материала, подбор лингвистического материала, коммуникативно значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.

Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР имеет ряд особенностей. В основе организации развивающей предметно-пространственной среды лежат общие принципы. Однако в процессе организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР необходимо, в первую очередь, учитывать психологические особенности детей с ТНР, важно реализовать их потребность в чувстве психологической защищенности. Данная потребность может быть реализована посредством разделения микрозон ширмами, занавесами и т.д. Важно учитывать роль развития мелкой моторики для речевого развития ребенка с ТНР: большинство зон развивающей предметно-пространственной среды должны быть оснащены различными видами игр и пособий для развития мелкой моторики. Инновационные методики, в настоящее время активно проникающие в коррекционную работу и логопедию, предоставляют немало возможностей для создания многомерного и многофункционального пространства логопедической группы. Использование зон для возможности наблюдения и экспериментирования расширяют кругозор и предметный мир ребенка с ТНР, способствуют преодолению ряда психологических проблем, связанных с проблемами речевого развития. Методика М.Монтесорри позволяет организовать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию самостоятельности и инициативности наряду с активным развитием мелкой моторики. Различные методы песочной терапии позволяют расширить предметно-пространственную среду в группе для детей с ТНР.

Необходимо подчеркнуть, что дизайн кабинета (оформление стен, единый стиль и прочее) являются основой развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР. Пастельные тона, единообразный стиль оформления микрозон способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, что является важнейшим условием для организации коррекционной работы с детьми с ТНР.

Список использованной литературы

1. Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск: Образование и воспитание, 2010. — 151 с.

2. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ авторы-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск: НИО, 2007. — 280 с.

3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: III тур, 2003. — 318 с.

Читайте также:
Как помочь ребенку с задержкой речевого развития (ЗРР)

4. Козина, И. В. Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды / И. В. Козина, Т. В. Кулакова // Логопед. — 2006. — № 2.

5. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2015.

6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации.— СПб, 2007.

7. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск : БГПУ, 2006. — 116 с.

8. Соколова, Е. В. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада / Е. В. Соколова, Н. Ф. Балашова // Логопед. — 2008. — № 6.

9. Степанова, О. А. Основные направления коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи / О. А Степанова // Логопед. — 2004. — № 4.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ от 17 окт. 2013 г. № 1155.

11. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 224 с.

12. Шигина, Г. Ф. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы / Г. Ф. Шигина, Е. Ю, Попкова // Логопед. — 2008. — № 5.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Читайте также:
Игры с песком в логопедии

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: