Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка для детей с 6 до 7 лет

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка для детей с 6 до 7 лет.

II период обучения «Мебель» (декабрь, 2 неделя).

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Цель: Комплексное коррекционно педагогическое воздействие направленное на выравнивание речевого и психофизического развития детей с общим недоразвитием речи.

I. Коррекционно — образовательные:

  1. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире;
  2. Обобщение, уточнение, актуализация словаря по теме «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем (мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье, деревянный, дубовый, ореховый, березовый, стоять, класть, хранить, вешать);
  3. Совершенствование синтаксической стороны речи ( составление сложноподчиненных предложений;
  4. Совершенствование грамматического стороны речи (образование и употребление относительных прилагательных);

II. Коррекционно — развивающие:

  • Развитие зрительного внимания, речевого слуха, тонкой моторики;

III. Воспитательные задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) темы ННОД: Наборное полотно, коврограф, изображения трехкомнатной квартиры, плоскостные изображения мебели, контурные изображения мебели, посуды, мебели, книг, мячик, контейнер с карандашами.

Планируемый результат: ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, расширяет и уточняет словарь по теме «Мебель», совершенствуется грамматический строй речи, закрепляет умение выполнять задание в общем для всех темпе, совершенствуется навык работы по алгоритму, активности, самостоятельности, бережного отношения к предметам быта, мебели.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Ответы детей.Это предмет мебели для гостиной. У него есть сиденье, спинка, ножки, подлокотники. Оно мягкое и удобное в нем можно сидеть и отдыхать. Что это?

Ответы детей.

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Л. Продолжаем игру. Теперь девочки выбирают мебель, в названии которой 1 слог, а мальчики с 3 слогами.

Ответы детей.

Л. Замечательно. Наша квартира почти обставлена.

3. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Л. Давайте поговорим о том, какая мебель стоит в нашей квартире.Я качу вам мяч и говорю, из чего она сделана, а вы катите мяч мне и говорите, какая она.Кровати сделаны из березы.

Ответы детей. Березовые кровати.

Л. Стенка сделана из дуба. Диван обит вельветом. Стулья на кухне сделаны из металла.

Ответы детей.

4. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

Л. В нашей комнате – столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати.
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть.
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.

5. Разгадывание ребуса.

Л. А теперь попробуйте разгадать ребус. Какое слово здесь зашифровано?

Ответы детей.

6. Упражнение «Будь внимательным!».

Л. А вот еще одна игра. Я буду перечислять части одного из предметов мебели, а вы будете называть ту часть, о которой я забыла. У кресла есть спинка, сиденье, ножки.

Ответы детей.

Л. У кровати есть матрас и четыре ножки.

Ответы детей.

7. Игра с мячом «Семейка слов»

Давайте попробуем образовать слова одной семейки от слова стол. Как называется крышка стола? Как называется комната, в которой обедают? Какой календарь стоит на столе? Какую песню поют за столом?

Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление относительных прилагательных).

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Уточнение и активизация словаря по теме «Части мебели». Развитие речевого слуха.

Логопед предлагает пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу, сначала на правой руке, потом на левой.

Логопед привлекает внимание детей к ребусу.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Л. Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Но все-таки чью работу можно отметить особенно?

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР

Ирина Ломанова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

МДОУ №7 «Рябинушка»

г. Стрежевой 2016

Тема: «Как купить автомобиль»

Читайте также:
Конспект занятия по развитию связной речи: Нет родней дружка, чем родная матушка

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

Цели:

обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;

активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-развивающие:

развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;

развивать общую и мелкую моторику;

стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

предметные картинки с изображением разных видов транспорта;

силуэт грузовика и детали к нему;

«водительское удостоверение» на каждого ребенка;

волшебный сундучок с двойным дном;

плакат-схема движения грузовика;

контурные картинки на тему «транспорт»;

опорная схема для описательных рассказов;

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).

– Можно я одну вам загадаю?

Не летает не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька. (Машина)

Л. : Угадали, ребята – это машина.

– Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.

– Правильно, о машинах.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Л. : Раздаётся звонок (телефонный)

– Дети, сейчас звонили малыши из детского сада.Вот что они сказали:

– У нас в группе было много красивых машин, но случилась беда!

К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.

3. Д/игра: «Сборка грузовика»

Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.

Л. : Видите части грузовика у вас на столах?

Давайте снова соберём грузовики из частей. Пройдите к столам.

(дети стоя собирают грузовики по деталям).

Л. : Какие детали есть у грузовика? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т. д.)

Л. : Какие грузовики красивые получились, только с ними неудобно играть. Почему?

(Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться)

4. Л. : У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.

Л. : Поместим в сундучок наши грузовики. (Логопед складывает все картинки в сундучок и колдует). Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л. – Достаёт игрушечную машину и показывает детям).

Л. : Дети а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)

Л. : Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?

(добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

Л. : Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д. : сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким)

5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками

Л. : Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы, у каждого из вас была машина?Дети: да.

Л. : Где можно приобрести машину? (Д. : в автомагазине).

Л. : Что такое автомагазин? (Ответы детей).

Л. : представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин. (На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Один ребёнок ведет грузовик по плакату,логопед проговаривает текст,а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т. д.)

Ехали мы, ехали, до горки (доехали,

(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали,

Яму… (объехали) и дальше (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки (доехали,

Мост (переехали) и дальше (поехали).

От моста (отъехали) и дальше (поехали).

Ехали мы, ехали, до дома (доехали,

Во двор… (заехали, вот и (приехали).

6. Д/и «Узнай по контуру»

Л. : И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема Дом, перевернутая).

Л. : Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем.

Д. : Скорая помощь нужна для того, чтобы перевозить больных.)

Л. : Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

Едем, едем на машине, (движения рулем)

Нажимаем на педаль, (сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли:

Влево, вправо – чистота. (руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец)

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Вот и приехали.

Л. : Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)

8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»

– На витрине грузовик, а в магазине. (грузовики).

– На витрине микроавтобус, а в магазине. (микроавтобусы).

– На витрине легковой автомобиль, а в магазине. (легковые автомобили).

– На витрине полицейская машина, а в магазине. (полицейские машины).

– На витрине экскаватор, а в магазине (экскаваторы).

Л. : Хотите приобрести машину?

Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша понравилась машина? А тебе Саша?

9. Рассказывание по опорной схеме (Приложение №1)

Л. : Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».

Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.

(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).

– Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).

А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.

Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

Спасибо дети за интересные ответы!

1. Нищева Н. В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».

2. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М. :Аркти. 2002 г.

3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи Задачи: 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. упражнение в образовании относительных.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План – конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни Непосредственно – образовательная деятельность по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6го.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы «Перелетные птицы» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы: «Перелетные птицы» в подготовительной.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в средней группе для детей с ОНР Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в средней группе для детей с общим недоразвитием речи, с использованием.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия – Совершенствовать.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело» Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело» Тема:.

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Путешествие в волшебный лес» Цели: • расширять, закреплять и обобщать знания о диких животных; • активизировать словарный запас по теме; • совершенствовать грамматический.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи тема: «Дикие животные наших лесов, их детеныши» для детей подготовительного к школе возраста с ТНР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Дикие животные наших лесов, их детеныши»

для детей подготовительного к школе возраста с ТНР

Крутецкая Антонина Павловна

Цель : способствовать расширению, активизации и обобщению словаря по теме дикие животные наших лесов и их детеныши, их жилища, названия способов передвижения, внешнего вида, образе жизни.

Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах;

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных;

Формировать практические навыки правильного употребления предлогов при составлении предложений.

Расширять и активизировать словарный запас по теме.

Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

Развивать познавательные способности, воображение, творчество;

Развивать и совершенствовать умение грамматически правильно оформлять речь;

Читайте также:
Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речи

Способствовать развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Формировать умение работать в коллективе;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда;

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование : столы, стулья по количеству детей, ИКТ, фишки, поощрительные наклейки.

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Лес», презентация на ИКТ.

Предварительная работа:

Знакомство с темой дикие животные наших лесов, их детеныши;

Развивающие и дидактические игры: «Сосчитай до пяти», «Найди лишнее слово», «Чей?Чьи?»

Организация НОД:

Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.

Вводная часть

Учитель-логопед здоровается с детьми и предлагает размять ручки (пальчиковая гимнастика):

«У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».

Качают головой из стороны в сторону.

Логопед: Ребята, про кого был стишок? (Дети отвечают)

Логопед: Правильно. Про каких? (Дети перечисляют животных)

Логопед : Все верно. Однако в стишке были не все животные, которые живут в лесу. Предлагаю вам окунуться в лесной мир и сыграть в викторину, которая позволит нам узнать, кто из вас лучше знает животных, которые живут в наших лесах.

(Логопед готовит фишки-награды и объясняет детям, как играть в викторину).

Логопед : сегодня я буду ведущим нашей лесной викторины, где каждый из участников сможет заработать приз, отвечая на вопросы. Правильный ответ – фишка. В конце нашей викторины мы подсчитаем фишки и дети, которые соберут более 10 фишек получат приз (наклейка).

Основная часть

Логопед: Сейчас мы оказались с вами в лесу, спрятались в кустах и наблюдаем за животными. Давайте поиграем в игру «Сосчитай до пяти»: Один косолапый медведь – два косолапых медведя – три косолапых медведя – четыре косолапых медведя – пять косолапых медведей; хитрая лиса; колючий ёж; трусливый заяц. (Дети отвечают).

Логопед: В кустах прячемся не только мы с вами, но и другие животные, и у кого-то торчат уши, а у кого-то хвост. Давайте попробуем с вами определить «Чьи уши? Чей хвост?» У белки -беличий, беличьи; у волка; у медведя; у зайца; у лисы; у оленя; у барсука; у рыси. (Дети называют части животных).

Логопед: Все мы молодцы. Теперь давайте попытаемся угадать с вами, как называются детеныши у лисы, медведя, волка, лося, бобра, белки (Дети называют детенышей) .

Логопед: Засиделись мы с вами в кустах, давайте пройдемся с вами по лесной тропинке и послушаем звуки леса. Вы слышите волк воет. А как подает голос медведь? Кабан? Сова? Лиса? (Дети отвечают).

Логопед: Теперь мы прошлись и давайте присядем с вами на пеньки и подумаем, какое слово не подходит: Волк, проволока , волчонок, волчица; Белка, белочка, белый , беличий. (Дети называют неверное слово).

Логопед : Дорогие участники викторины настало время прерваться и перевести дух от напряженной игры, давайте взбодримся и попытаемся превратится на минутку в зверей.

Динамическая пауза

Логоритмическое упражнение «На водопой»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой лисицей крался лисенок

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок .

За мамою белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят.

Идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Крадутся на носочках.

Двигаются на присядках.

Идут в перевалку.

Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.

Крадутся большими шагами.

Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения.

Логопед : теперь вернемся на свои места и продолжим. У каждого животное есть свой уютный дом. Давайте с вами попробуем представить эти дома и закончить предложения:

В берлоге живет…

В норе может жить…

Зимой в лесу можно встретить…

Зимой в лесу никогда не увидишь…

(Дети придумывают конец к предложениям)

Логопед: Все молодцы отлично справляются с викториной. Теперь серьезный вопрос: «Что общего и чем отличаются эти животные?» – белка и лиса; бобр и выдра; медведь и барсук; лиса и волк; лось и олень (Дети смотрят на изображения зверей и отвечают).

Логопед: Лесные жители на то и лесные, чтобы жить в лесу. Однако человек очень часто употребляет поговорки, связанные с лесными обитателями, давайте попробуем их объяснить и понять «Когда так говорят?» – Держать в ежовых рукавицах; Медведь на ухо наступил; Волков бояться – в лес не ходить. (Дети высказывают свои предположения и доводы).

Логопед: Мнение каждого имеет право на существование. Давайте с вами попробуем объяснить значение слов – длинноухий и косолапый (Дети объясняют значение слов).

Читайте также:
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Логопед: В заключении нашей прогулки по лесу давайте еще раз рассмотрим картинки животных, о которых мы с вами сегодня говорили и попробуем узнать «Кто здесь лишний?» -Волк, лиса, кошка , медведь; лось, волк, заяц , олень; сова, сорока, заяц , ворона (Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор).

Логопед : Замечательно. Викторина подходит к концу, пересчитайте свои фишки (Дети считают фишки. Если у кого-то оказалось меньше, чем у других ведущий задает дополнительные вопросы).

Логопед : итак, наступило время хитрых вопросов и загадок.

У кого больше лап – у лисы или белки?

Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

Кого больше – зайцев или заячьих ушей?

Кто больше: волчонок или волчица?

Я оранжевый зверек,

Шубка теплая, как грелка,

Хвостик мягки, как пушок,

Я – старательная … (Белка)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Логопед : Наша викторина подошла к концу, уважаемые участники пересчитайте фишки.

Логопед : о чем была сегодняшняя викторина?

Логопед : Вам понравилось? Было весело?

Логопед : спасибо вам за отличную игру. А теперь получите призы. (Логопед контролирует, чтобы все дети получили призы, и никто не остался не отмеченным).

Используемые материалы:

С. И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет»;

Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Цель: Расширять словарный запас по теме «Одежда».

актуализировать и расширять словарь по теме «Одежда»;

совершенствовать грамматический строй речи – упражнять детей в употреблении формы родительного, винительного падежей имён существительных, в образовании и употреблении приставочных глаголов;

автоматизировать правильное произношение звука «ш».

Коррекционно-развивающие задачи:

* развивать связную речь, память, умение устанавливать причинно–следственные связи;

* развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

* воспитывать умение слушать собеседника;

* воспитывать бережное отношение к одежде.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа :

– Чтение художественной литературы по теме «Одежда» для детей 5-7 лет, – беседа об одежде

– Зкскурсия в Ателье.

– Сюжетно – ролевая игра «Ателье».

Оборудование: Телевизор, ПК.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением одежды, мяч, кусочки различной ткани, магнитная доска, магниты;

Раздаточный материал: разрезные картинки по теме «Одежда».

Деятельность педагога

Деятельность детей

Целевые ориентиры

Организационный этап. Приветствие.

Педагог приветствует детей:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
– Покажите, с каким настроением вы сегодня пришли заниматься?
– Ребята, в приемной комнате у нас стоят шкафчики. Для чего они нужны?
– Может ли человек обойтись без одежды? Для чего нужна одежда человеку?
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Вот и поговорим сегодня об одежде.

Дети берутся за руки, улыбаются и произносят слова все вместе:

Дети показывают смайлики на выбор (веселое, грустное).
– В шкафчики складывают, вешают одежду.
– Одежда защищает человека от жары, холода, дождя, ветра.
Отвечают на вопрос.

«Застегиваем молнию на куртке»

Поворачивают голову прямо-вдох, вправо- выдох, произносят (у); прямо-вдох, влево-выдох, произносят (у).
3 раза.
Вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них, длительно роизнося(Ш), (Ф), (Х). 3 раза
Правой рукой застегивают замок-вдох, на выдохе произносят «Вжик!» 3 раза.
Скользят правой ладонью по левой ладони-вдох, на выдохе произносят «Пш-ш-ш-ш!» 3 раза

« Правильно ли мы одеваемся?».

Педагог предлагает присесть на стулья.
Называет действие, которое мы совершаем при одевании в измененной последовательности.
Например: Мы надеваем пальто, а затем кофту.

Дети подходят к стульям, садятся.
Ребенок находит и исправляет ошибку в высказывании.
Нет. Мы надеваем кофту, а затем пальто.

«Запомни и назови».

На мольберте расположены предметные картинки по теме.
Ребенку предлагается запомнить ряд слов (3-5), обозначающие предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки.

Дети смотрят и запоминают. Потом после вопроса педагога выполняют задание.

Педагог называет первое слово:
Чистый –
Длинный –
Мокрый –
Толстый-
Большой –
Новый –

Дети по очереди называют:
– грязный
– короткий
– сухой
– тонкий
– маленький
– старый

« »
Педагог предлагает отдохнуть и выполнить с ним ряд движений.(Использование ИКТ)

Дети выполняют движения по тексту.

Предлагается назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать картинки.
Что можно сшить? Платье из шелка – какое?

Что можно связать?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Садятся на стульчики. Дети поднимая руки отвечают на вопросы:
(платье, пальто, сарафан, юбку и т.д.)

Читайте также:
Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии

(шапочку, варежки, шарф, свитер и т.д.)

(шарф, бантик на платье, бретели сарафана и т.д.)

(пальто, платье, юбку, и т.д.)

Представьте ситуацию: Я пришла к вам в гости. (Педагог бросает мяч, называя существительное единственного числа).
У меня одна шапка – , а у вас дома ….?
У меня одно платье –
У меня одни брюки –
И т.д.

Ребенок, поймав мяч, называет родительный падеж существительного во множественном числе.
– у меня много шапок.
– у меня много платьев.
– у меня много брюк.

Предлагает сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности по трем коробкам
1-я коробка – мой (шарф, костюм, пиджак, сарафан, плащ и т.д.)
2-я коробка – моя (кофта, рубашка, блузка, юбка и т.д.)
3-я коробка – мое (платье, пальто и т.д.)

Дети выполняют задание педагога:
раскладывают картинки по

Игра
«На швейной фабрике».

Педагог выкладывает перед ребенком кусочки ткани. Предлагает рассмотреть и сказать, какая одежда сшита из этой ткани.
Из меха – меховая
Из шерсти – шерстяная
Из шелка – шелковая
И.т.д

Дети рассматривают и трогают на ощупь ткань и отвечают.
– меховая
– шерстяная
И.т.д

Педагог предлагает собрать разрезные картинки по теме

Собирают картинки и смотрят и проверяют, правильно ли они собрали картинки.

Педагог предлагает пройти на стулья и присесть.
– Что нового вы узнали сегодня на занятии?
– У тебя есть любимая одежда? Почему она тебе нравится?
– Что понравилось тебе сегодня на занятии? Почему?

Дети проходят и садятся.
Припоминают игры и игровые упражнения, высказывают свои мнения.

Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

№ 5175 Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме: «Наша Родина – Россия» (подготовительная группа)

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка

по теме: «Наша Родина – Россия»

(подготовительная группа)

Цель: Продолжить формировать представления о нашей стране России.

Задачи:

– Систематизация представлений о России. Активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия».

-Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

-Совершенствование синтаксической стороны речи (сложно -подчиненные предложения со словами потому – что).

– Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.

– Совершенствование навыка чтения.

– Развитие диалогической речи, фонетических представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

I. Организационный момент.

Беседа о событии прошедших выходных (выборы президента Российской Федерации). Объявление темы занятия.

II. Коррекционно-развивающий этап

Д/и: «Какой, какая, какое?»

Люди, живущие в Росси – дети: россияне

Город в России — дети: российский город.

Деревня в России – дети: российская деревня.

Паспорт гражданина России — дети: российский паспорт.

столица России – дети: российская столица.

Народ, который живет в России – дети: российский народ.

Памятники России – дети: российские памятники.

Беседа о России.

Символика: флаг, герб, гимн.

Л: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки на доске. Расскажите, как вы догадались, что это за предметы и почему я их показала вам сегодня?

-Это герб России, потому что на нём изображён святой Георгий и двуглавый орёл.

-Это флаг России, потому что на нём белая, синяя и красная полосы.

– Это Москва – столица России, потому что я вижу Кремль.

Л:Как вы думаете, где сейчас можно встретить флаг и почему? Ответы детей.

Л: Ребята, а что такое гимн? Ответы детей.

Л: Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Так люди демонстрируют уважение к государству и его символу. (Играет гимн)

Д/и «Назови, какая?»

Л:Я предлагаю вам поиграть в игру и посмотреть, кто больше скажет слов о нашей стране. Какая наша Россия?

Ответы детей. (Красивая, большая, огромная, богатая, любимая, непобедимая, необъятная, бескрайняя, могучая. )
Л:Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась?

Ответы детей. (Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.)

Упражнение «Это важное слово»

Л: Велика и необъятна Россия. Много в ней городов, лесов, рек и озёр. Ребята, прочитайте слова на карточках и объясните, что они обозначают. (Россия, Москва, Дон, Енисей, Нева, Байкал) Родина. –Л. Посмотрите, какое слово вы составили? Прочитайте его.

Л: Ребята, как вы думаете, а что такое Родина? У каждого есть малая родина, место где ты живёшь и родился.

Подвижное упражнение «Берёза»

Береза моя, березонька Идут по кругу, взявшись за руки.

Береза моя белая,

Стоишь ты, березонька Останавливаются, поднимают руки.

Посреди долинушки тянутся вверх.

На тебе, березонька Опускают руки.

Под тобой, березонька. Медленно приседают.

Читайте также:
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Д/и: «Семейка слов»

Л: Сейчас мы образуем слова из одной семейки со словом Родина.

Каким словом можно назвать папу и маму? Дети –родители.

А каким словом ты назовёшь тётю и дядю? – родственники.

А как мы назовём братика или сестрёнку? – родные.

Если был хороший урожай яблок. Как мы скажем, что яблок много…-уродилось

Кто живёт в нашей стране? – народ.

Как мы назовём ключ, бьющий из-под земли? – родник.

Какую песню поёт русский народ? – народную.

Молодцы! Перечислите все слова из этой семейки.

  1. III.Итоговый этап

Рефлексия

Очём мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам понравились?

Календарно-тематический план НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Содержимое публикации

МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Утверждаю: заведующий Насатюк Т. К.

дата ___________________________подпись____________________номер приказа__________________

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

2018 – 2019 учебный год

Учитель – логопед Силакова С. В.

Комсомольск – на – Амуре

2018 г.

Коррекционное обучение начинается с середины сентября и заканчивается в мае. Предусмотрено проведение двух фронтальных занятий в неделю: одно по развитию лексико – грамматических категорий и одно по развитию связной речи. Условно обучение делится на три периода.

Первый период обучения (17 сентября – 30 ноября)

Задачи первого периода обучения:

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Осень. Признаки осени.
Осенние месяцы. Деревья осенью», «Овощи. Труд на полях и в огородах», «Фрукты. Труд в садах», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.
Подготовка к отлету», «Поздняя осень. Грибы и ягоды», «До­машние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Осенние обувь, одежда, головные уборы»).

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами (огурчик, морковочка, рубашечка, туфельки, лисичка, штанишки, грибище, лапища).

Обогащение экспрессивной речи сложными словами(картофелекопалка, садовод, овощевод),неизменяемыми слова­ми (пальто),словами-антонимами (высокийнизкий, толс­тыйтонкий, крупныймелкий) и словами-синонимами(покрыватьустилать, красныйалыйбагряный, жел­тый — золотой).

Расширение представления о переносном значении(зо­лотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением.

Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), отно­сительными(яблочный, дубовый, картофельный, шерстяной, ко­жаный) и притяжательными(кошачий, медвежий, лисий) прила­гательными.

Дальнейшее овладение приставочными глаголами (поле­
тать, улетать, прилетать, перелетать)

Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозокзаморозки, гриб — грибы, березаберезы, яблокояблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка).

Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными

Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени(Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.).

Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие связной речи и речевого общения

1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3.Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

Читайте также:
Занятие по теме Сезонная одежда

4.Совершенствование навыка пересказа сказок («Василиса Прекрасная») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

Второй период обучения (1 декабря – 31 марта)

Задачи второго периода обучения:

Развитие словаря

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Зима», «Зимующие пти­цы», «Мебель», «Посуда», «Новый год», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Труд на селе зимой», «Орудия труда. Инстру­менты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения»,
«Животный мир морей и океанов»).

Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, много­этажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка),словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренным»; словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).

Обогащение экспрессивной речи прилагательными > уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький),относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассе вый) и притяжательными прилагательными(львиный, леопардовый, обезьяний);прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивы: упорный); прилагательными с противоположным значение

(холодный — горячий, гладкийшершавый, мягкий — твер­дый).

Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).

Продолжение работы по дальнейшему овладению при­ставочными глаголами(насыпать, посыпать, засыпать, понасыпать).

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про­стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

Совершенствование грамматического строя речи

Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, но­жичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).

Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (сне­жище, горища) и суффиксами единичности(снежинка, льдинка).

Формирование умения образовывать и использовать име­на прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длин­нее; самый холодный).

4.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже(гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки,
белых снежинок, белыми снежинками; три снеговика, семь сне­
гирей),
подбирать однородные определения к существитель­ным(гладкий, блестящий, холодный лед).

5.Формирование умения образовывать и использовать гла­голы в форме будущего простого и будущего сложного време­ни(покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить).

6.Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
по картине; распространения простых предложений однород­ными членами.

Совершенствование навыков составления сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон­чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.).

Закрепление навыков анализа простых распространен­ных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2.Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3.Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4.Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рас¬сказов и знакомых сказок («Царевна-лягушка») по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

Третий период обучения (1 апреля – 31 мая)

Задачи третьего периода обучения:

Развитие словаря

Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Ранняя весна», «Поздняя весна», «Перелетные птицы весной», «Скоро в школу», «Наша Родина — Россия», «Столица России Москва», «Родной город»).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная),много­значными словами (солнце печет, мама печет блины; ручеек звенит, звонок звенит), словами в переносном значении (горя­чее сердце, золотые руки), одно коренными словами (солнце, солнечный, подсолнух, подсолнечное).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами синонимами (бежать — нестись, большойогромный) и сло­вами-антонимами (восходзакат, сажатьсобирать, горя­чий —- обжигающий).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (голубенький, веселенький),относительными (московский, петербургский); прилагательными с противоположным значением (чистый — грязный, маленький — огромный, широкий — узкий).

5.Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми(На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, под­растают, расцветают первые подснежники.).

Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать — покупатель, продаватьпродавец, учить — учи­тель, ученик).

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами(из-за, из-под, между, через, около, возле).

Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

Дальнейшее совершенствование употребления сформи­рованных ранее грамматических категорий.

Читайте также:
Автоматизация звука Ш в словах - конспект

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные с увеличительными суффиксами (гнездшце, льдинища) и суффиксами единичности(проталинка, травинка).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый).

Закрепление умения подбирать определения к сущест­вительным (рыхлый, темный, грязный снег; чистое, голубое, вы­сокое небо).

Совершенствование умения образовывать и использо­вать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).

Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, пре­красная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числи­тельных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек).

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчинен­ных предложений.

8. Совершенствование навыков анализа простых рас­пространенных предложений без предлогов и с простыми пред­логами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи и речевого общения

Повышение речевой коммуникативной культуры и раз­витие речевых коммуникативных навыков. Закрепление уме­ния соблюдать нормы вежливого речевого общения.

Дальнейшее совершенствование умения составлять опи­сательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по кар­тине и серии картин по данному или коллективно составлен­ному плану.

Совершенствование умения составлять рассказы из лич­ного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с уви­денным, прочитанным.

Развитие индивидуальных способностей в творческой ре­чевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы

по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые инте­ресные и существенные события и эпизоды, включая в повество­вание описания природы, окружающей действительности, ис­пользуя вербальные и невербальные средства.

Дальнейшее совершенствование умений отвечать на во­просы по тексту литературного произведения и задавать их.

Совершенствование навыка пересказа небольших рас­сказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по кол­лективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.

Задачи по формированию лексико – грамматических категорий

Задачи по развитию связной речи

1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2 занятия)

«Детский сад» «Времена года, осень»

ДИАГНОСТИКА

«Осень. Деревья осенью, грибы»

Развитие высших психических функций.

Составление предложений описательного характера об осени.

«Овощи – фрукты. Осенние работы в полях, огородах, садах»

Слова – предметы. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (листья падают – листопад).

Составление предложений описательного характера по предметной картинке.

«Мясные и молочные продукты»

Слова – действия. Обогащение экспрессивной речи антонимами, синонимами.

Составление коротких описательных рассказов с опорой на схему.

«Зерновые продукты. Откуда пришел хлеб»

Слова – признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Составление загадок – описаний по заданному плану.

«Перелетные и зимующие птицы»

Дифференциация слов – предметов, слов – действий, слов – признаков. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

«Дикие животные, их детеныши, подготовка к зиме»

Предлог «В». Расширение представлений о переносном значении слов и активизация в экспрессивной речи слов с переносным значением.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

«Домашние животные, их детеныши, подготовка к зиме»

Предлог «На». Совершенствование навыка распространения простого предложения однородными членами.

Составление рассказа с опорой на предметную картину.

«Животные жарких и холодных стран»

Предлог «Под». Формирование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений.

Пересказ по заданному плану.

«Животные морей, океанов, пресноводных, соленых, мелких и крупных водоемов»

Предлог «За». Образование притяжательных прилагательных.

Совершенствование навыка пересказ небольшого рассказа по заданному плану.

«Одежда, обувь, головные уборы»

Предлог «Над». Образование относительных прилагательных. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Составление творческого рассказа по сюжетной картине.

Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под-, у-, пере-, от- и употребление их в речи.

Пересказ сказки с использованием пальчикового театра.

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2 занятия)

«Зима. Зимние месяцы, зимние месяцы»

Предлоги «По», «К», «От». Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах по коллективно составленному плану.

«Спорт, зимние забавы и развлечения»

Предлог «С». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование умения образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Совершенствование умения составлять рассказы по картине с опорой на коллективно составленный план.

Предлог «Из». Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении.

Совершенствование умения составлять описательные рассказы по серии картин с опорой на коллективно составленный план.

Предлоги «Из» – «Из – за». Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).

Составление рассказа из личного опыта. Заучивание стихотворений к празднику.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе на тему: «Зима. Обобщение»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 “Самолётик” муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Читайте также:
Использование соленого теста на логопедических занятиях - Презентация

(МДОУ дс № 16)

140000, г. Люберцы, ул. Барыкина д.6 Телефон 8 498 642 23 01

E – mail : sadiknew 16@ yandex . ru

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи

в подготовительной логопедической группе

на тему: «Зима. Обобщение»

Составила: учитель-логопед Лавриенко В.В.

Люберцы, 2021 г.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Зима. Обобщение».

Коррекционно- образовательные:

• Расширить словарный запас детей по теме «Зима»;

• Совершенствовать речевые навыки и умения;

• Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• Совершенствовать умение детей подбору слов – признаков, согласование существительных с прилагательным.

• Совершенствовать умения детей подбирать слова-обобщения, группировать предметы;

• Учить детей образовывать множественное число существительных, согласовывать числительные с существительными;

• Учить детей составлять предложения по сюжетной картинке;

• Учить детей составлять описательный рассказ;

• Совершенствовать навык звукового анализа слова.

Коррекционно- развивающие:

• Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

• Развитие памяти, мышления, внимания через игры и упражнения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью;

• воспитывать умение работать в коллективе.

Здоровьесберегающие технологии

– Развитие общей и мелкой моторики;

– Использование дыхательных упражнений по лексической теме;

– Использование динамических пауз по лексической теме.

Словарь:зима, декабрь, январь, февраль, снег, снежинка, сосулька, снеговик, сугроб, названия птиц и животных, их жилище и питание, названия зимних видов спорта.

Оборудование:презентация, интерактивная песочница, трубочки, карточки, фигурки животных, фишки с обозначением звуков слова, карточки с артикуляционной гимнастикой.

Предварительная работа: беседа, наблюдение по теме «зима».

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами отправимся в зимнее путешествие. В путешествии нас ждут увлекательные задания.

Ребята, а вам нравится зима? Что вы любите делать зимой? (Я люблю зимой кататься на лыжах. Я люблю зимой лепить снеговика. и т.д.)

2.Игра «Зима красавица».

– Назовите, какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль). Какой сейчас месяц? (февраль)

Основная часть

3. Игра «Подбери признак»

А теперь давайте вместе подберем слово-признак предмета, ответим на вопрос какой, какая, какое, какие.

Как вы думаете, ребята:

Какая зима? (Зима снежная, белая, красивая, морозная, весёлая и т.д.)

Какой зимой снег? (Белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый…)

Какой зимой лёд? (Твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

4. Игра «Один-много»

Сейчас сыграем в игру «один-много», послушайте меня и затем повторите с другими предметами.

Снежинка – снежинки

Сугроб – сугробы

Снеговик – снеговики

Сосулька – сосульки

5. Игра «Посчитай»

Давайте теперь по очереди посчитаем зимние предметы.

Одна снежинка – две снежинки – пять снежинок.

Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков. И т.д.

6.Игра «Составь предложение»

А теперь посмотрите внимательно на доску, здесь перед нами представлена зимняя картина. Давайте подберем предложения к картинке. Кто что делает на картинке?

-девочка лепит снеговика.

– мальчики катаются с горки.

– девочки катаются на коньках.

-мальчики играют в снежки. И т.д.

7. Обобщение по теме: «животные зимой»

Ребята, зимой природа как будто засыпает, согласны? А давайте вспомним, как зимуют некоторые дикие животные? Вспомните, кто что делает зимой из животных. (На экран выводится картинка)

Медведь впадает в спячку. Заяц меняет окрас на белый. Белка запасает еду на зиму, меняет свой окрас. Ёжик впадает в спячку.

8. Обобщение по теме: «Зимующие птицы»

Ребята, вы знаете, что зимой некоторые птицы остаются зимовать? Как называются они? (Зимующие).

Давайте посмотрим на доску и назовём зимующих птиц. (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, голубь).

Холодно и голодно птицам зимой. А как можно помочь птицам перезимовать? (Построить кормушки, подкармливать птиц.)

Я покормлю воробья. Я покормлю синицу. Я покормлю ворону. Я покормлю голубя. И т.д.

9. Переход к интерактивной песочнице. Динамическая пауза

Ребята, раз мы всё вспомнили про зиму, давайте переместимся с вами на зимнюю полянку. Сначала разомнем наши руки и ноги, чтобы не замерзнуть.

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)

Чтобы носик не замерз, (топают ногами)

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

Читайте также:
Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)

На полянку попадём (Дети садятся на свои места.) (переход к песочнице)

10. Организационный момент у песочницы.

Посмотрите, сколько снега здесь выпало, давайте ощутим его руками, какой он на ощупь? Можно сжать снежок ладошками, можно высыпать его, а теперь давайте закопаем наши ручки. Какие ощущения? Вам нравится?

Ребята, очень важно вспомнить правила работы с нашим «снегом». Обязательно нужно помыть руки до и после занятия, а также важно бережно относиться к песку, ведь он такой рассыпчатый и приятый, его можно пересыпать, трогать, гладить, но не нужно его бросать за пределы его домика или в других детей. Давайте будем бережно относиться к песку и его песочнице.

А на зимней полянке нас с вами кто-то ждёт. Отгадайте загадку и назовите нашего героя.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг,

Это белый … . (Снеговик)

11. Дыхательная и артикуляционная гимнастика у песочницы.

Посмотрите, на полянке нас ждал Снеговик. Он приготовил нам трубочки, возьмите каждый по штуке. Снеговик говорит, что метель замела снегом его задания, которые он для нас приготовил. Давайте каждый по очереди подует через трубочку на снежок и посмотрит, что за задание нам приготовил Снеговичок. Помним, что вдох делаем носом, а выдох ртом. (Дети через трубочку дуют на песок, находят карточки с артикуляционной гимнастикой и выполняют её.)

12. Активизация словаря и развитие связной речи по теме: «Животные зимой».

Молодцы, ребята, помогли Снеговичку. Но он говорит, что приготовил ещё интересное задание для нас, давайте послушаем.

Снеговик позвал нас на лесную полянку, чтобы помочь его друзьям животным. Ведь зима давно пришла, а в лесу непорядок творится. Посмотрите, кто нас здесь встречает: медведь, белка, заяц, лиса, ёжик, волк.

Кто-то перепутал всё в лесу и теперь животные не знают, что им делать. Мишка вот сердитый ходит, заяц почему-то еще пугливее, белочка голодная сидит… Давайте каждый возьмёт по животному и поможет ему в это холодное и морозное время.

Мишка косолапый, почему ты злишься? Ребята, давайте вспомним, что медведь зимой должен делать? Спать. А где медведь спит? В берлоге. Давай, Арина, возьми мишку и посели его в берлогу, пусть засыпает сладким сном до весны.

А дальше у нас тут кто? Зайка. Почему он всего боится? Где его домик? Давайте зайцу сделаем нору. И т.д.

А теперь по очереди расскажите про своего животного, опишите его, скажите где он живет и чем питается, а также что он должен делать зимой.

13. Пальчиковая гимнастика и автоматизация звука С.

Молодцы ребята, все животные нашли свои домики, а значит им не страшна никакая метель. Кстати, слышите, кажется, вьюга надвигается.

Проводите пальцем по песку, улыбайтесь, язык находится за нижними зубами, дует холодным ветерком: с-с-с-с-с-с.

Молодцы. Намело снега много.

14. Слоговой анализ слова.

Пока наши звери зимуют, давайте поможем Снеговику посчитать слоги в их названиях. Называем животное и определяем, сколько же там слогов.

Медведь, ёжик, заяц, белка, лиса, волк.

15. Звуковой анализ слова.

Теперь Снеговичок стал ещё умнее благодаря нам. И он просит помочь определить какие звуки встречаются в этих словах. У Снеговика в ведёрке есть очень много красивых разноцветных камушков. Посмотрите, красные, синие, зелёные. Что-то они мне очень напоминают, а вам? Что у нас на занятиях бывает красным, синим или зелёным? (Звуки). Конечно, звуки. Давайте вспомним, какие звуки каким цветом обозначаются. (гласные -красным, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные). Хорошо, вы вспомнили. Теперь наша задачка сложить звуковую схему каждого из наших слов. Снеговик даже подготовил подсказку для нас. Выбирайте камушки и складывайте каждый свою схему.

16.Итог занятия

Ребята, наше занятие подошло концу и наше путешествие заканчивается.

Скажите по какому времени года мы сегодня путешествовали? (зима)

А кого мы встретили на лесной полянке? (Снеговика)

Каких животных мы там встретили? (перечисление)

Вы сегодня все хорошо потрудились, вы все молодцы, Снеговик говорит вам большое спасибо и желает вам всего самого лучшего!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: