Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:

  • совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
  • учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее:

– решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время,

– планирование образовательного процесса с учётом интересов детей,

– использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),

– сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Несколько тем по организации ННОД:

I. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
II. Звуки [с, с*].
III. Автоматизация звука [л].

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

– дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу;

– развивать подвижность губ, языка, используя специальные упражнения;
– развивать слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие;

– воспитывать стремление произносить звуки правильно.

Оборудование: ширма, бумага, вода, кружка, ложка, мишка с погремушкой, зайка с барабаном, кот с бубном, предметные картинки: банан, яблоко, зелёные и красные круги.

Ход совместной работы:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по городу Красивой речи.

2. Сообщение темы и цели совестной работы.

Наше путешествие мы начнем со стихотворения:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи –
Мы их тоже знать должны.

На наших занятиях мы будем учиться слушать, слышать и различать звуки.

3. Развитие слухового внимания.

Логопед за ширмой производит разнообразные действия:

– переливает воду;
– снимает бумагу;
– стучит по столу;
– мешает ложкой в чашке.

Дети должны отгадать и назвать действия.

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: смыкание — размыкание — «поцелуй»;
Щеки: «надуй в ротике шарик»;
Кончик языка: «накажем язычок», дотронуться до губ, до зубов;
Пение гласных: а, о, у, ы, э, и.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. Предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.

6. Динамическая пауза.

При звоне бубна — бежать на цыпочках по кругу, а при громких хлопках маршировать по кругу.

7. Развитие фонематического восприятия.

А сейчас мы играем в игру «Верно или нет?». Если вы слышите правильное название предмета, то поднимите зеленый круг, если неправильное — красный. Логопед показывает предметные картинки и произносит звукосочетания, а дети выбирают правильно произнесенное слово.

Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку банана.

Звукосочетания: панан, ббаман, паман, банан, бамам.

Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку апельсина.

Звукосочетания: песин, асин, аеьсин, апельсин, син.

Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку яблока.

Звукосочетания: абоко, локо, яко, ябоко, яблоко.

8. Подводится итог совместной работы.

Вот наше путешествие и подошло к концу.

– Мы сегодня учились …
– Преодолевать все трудности нам помогали …
– Справились с заданиями …

Мы убедились, что вокруг нас большое количество разнообразных звуков. И скоро мы начнем с вами знакомиться со звуками речи.

Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141»
ОАО «РЖД», город Пермь

Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до

Наталья Борисова
Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет»

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам. Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать это время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Читайте также:
Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

ФГОС определяет 5 образовательных областей. Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Поменялась целевая установка мониторинга.Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: – индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка); – повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

– освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Во ФГОСе написано, что – «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Главная цель работы учителя – логопеда – развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

– создания развивающей образовательной среды;

учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; – работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

– непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

– формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

– осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;

– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Введены такие понятия,как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ТМППК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Обновление содержания работы учителя-логопеда реализуется в таких направлениях профессиональной деятельности, как диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, профилактическое и консультативно-просветительское, организационно-методическое, что обеспечивает комплексный подход к её организации в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог – ведущая фигура реформирования образования.

Особые требования предъявляются к деятельности учителя-логопеда, задачами которого является ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей и склонностей, организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и иной помощи.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходит максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по – новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

1. Когда принят ФГОС ДО – от 17 октября 2013 г. № 1155

2. В каком году ФГОС вступил в силу? – 1 января 2014.

3. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве? (игра)

4. Какая часть программы формируется участниками образовательного учреждения – 40%

5. Назовите образовательные области? –Их 5: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое

6. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

Читайте также:
Конспект занятия 'Путешествие по Москве'

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

7. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией “Участие в семинаре “Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.

Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС» (старший дошкольный возраст) Проект: Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ подготовила : воспитатель МДОУ детский сад№12 «Березка».

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Консультация «Сотрудничество с семьёй в условиях реализации ФГОС до» Инновационные подходы взаимодействия с семьёй Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является «сотрудничество Организации.

Тезисы «Модель современного учителя как важное условие реализации ФГОС ОО» Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные совершенствовать.

Здоровьесберегающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Тема «Совместная партнёрская деятельность учителя – логопеда и воспитанников в условиях реализации ФГТ»

Автор: Туркина Наталья Владимировна,

учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь

Совместная партнёрская деятельность предполагает:

1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников

Общая цель включает в себя два вида постановки и решения задач:

*первый вид – постановка и решение педагогических задач;

*второй вид – постановка практической задачи перед детьми.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.

Функции органа организации и руководства:

*Ответственность за общий результат.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

5. Возникновение межличностных отношений, проявляющихся в общении, обмене действиями, информацией, желаниями.

Вот два варианта реализации партнёрской позиции:

Партнёр – модель

Партнёр – сотрудник

Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:

  • совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
  • учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее:

– решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время,

– планирование образовательного процесса с учётом интересов детей,

– использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),

– сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Я работаю в детском саду, который принадлежит ОАО «РЖД», поэтому его посещают 95% детей, чьи родители трудятся на предприятии данной организации. И на территории нашего детского сада железнодорожная тематика при организации видов деятельности актуальна.

Тема ННОД: «Я б в железнодорожники пошёл – пусть меня научат!»

Цели:

– воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника, желание в будущем работать на железнодорожном транспорте;

– воспитывать желание говорить правильно и красиво;

– знакомить детей старшего дошкольного возраста с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями;

– дать представления о их значимости;

– расширить представления детей о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания;

– учить соотносить профессию и орудия труда, необходимые для этой профессии;

– активизировать внимание и речь, развивать логическое мышление;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику.

Оборудование:

Читайте также:
Перспективный план работы логопеда с детьми, имеющими недостаточное развитие средств языка

Карточки: машинист, помощник машиниста, железнодорожная форма, проводник; карта для артикуляционной гимнастики; мяч; раскраски с железнодорожными профессиями; карандаши; восковые мелки; предметные картинки с изображением людей железнодорожных профессий; атрибуты железной дороги.

Ход совместной деятельности:

  1. Мотивационный момент.

(Дети стоят возле стола, на котором железнодорожные составы.)

Взрослый: Ребята, я знаю, что вы у меня очень любознательны и многие ваши родители работают на железнодорожном транспорте. Поэтому наш с вами разговор сегодня пойдёт о железной дороге.

Расскажите, кем работают ваши родители?

Взрослый: Скажите, какие разновидности поездов вы знаете?

Дети: Пассажирские и товарные.

Взрослый: В чём их отличие?

  1. Сообщение темы и цели совместной работы.

Взрослый: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места и послушайте загадку.

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка,

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт.

Что тянет состав.

Дети: локомотив или тепловоз.

Взрослый: Назовите профессии людей, которые работают на локомотиве.

Дети: машинист и помощник машиниста (слова закрепляются на доске).

Воспитатель: Чем занимается машинист?

Дети: Машинист ведёт состав и следит за сигналами.

Воспитатель: А помощник машиниста?

Дети: Следит за исправностью локомотива, за сигналами.

Взрослый: В каком костюме они ходят на работу?

Дети: В железнодорожной форме (закрепляется на доске).

Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для машиниста и помощника машиниста.

Взрослый: Какими качествами должны обладать машинист и помощника машиниста?

Дети: Внимательными, умелыми и смелыми.

3. Артикуляционная гимнастика.

Взрослый: А ещё они должны обладать хорошей дикцией, так как им часто приходиться общаться по рации с диспетчерами станции.

« Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

О чём говорили на занятиях!»

Наш волшебный локомотив провезёт нас по парку артикуляционной гимнастики.

Как гудит локомотив или тепловоз или электровоз?

Взрослый: Молодцы, вот и проехали мы по парку артикуляционной гимнастики.

  1. Формирование грамматического строя речи.

Взрослый: Послушайте, ещё одну загадку.

Этот дядя или тётя

Дома здесь и на работе,

Полку нужную укажет

Про дорогу всё расскажет.

Чай душистый принесёт,

И в вагоне подметёт.

О ком эта загадка?

Взрослый: Чем занимается проводник?

Взрослый: Как вы думаете тяжёлая или лёгкая работа у проводника и почему?

Взрослый: Каким должен быть проводник?

Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для проводника.

5. Динамическая пауза: «Кому, что нужно для работы?»

Взрослый: А сейчас, я предлагаю вам всем встать в круг и поиграть в игру «Кому, что нужно для работы?».

Я буду бросать вам мяч и называть железнодорожную профессию, а вы возвращать мяч и называть инструменты, необходимые для работы.

Машинист, помощник машиниста – локомотив;

Проводник – пассажирский вагон;

Осмотрщик вагонов, ремонтник – молоток;

Кассир – деньги, билеты.

6. Продуктивная деятельность.

Взрослый: Ребята, на ваших столах лежат раскраски, изображающие фигуры людей железнодорожных профессий. Я предлагаю вам выбрать любую и раскрасить. В рисунке постарайтесь передать цвет, характер людей этих профессий.

(Дети рисуют под музыку).

Взрослый: Да, чтоб обслужить железную дорогу,

Специалистов нужно очень много.

Сам машинист, помощник машиниста,

Кассир, министр и даже зам. министра,

Обходчик путевой внимательный,

Диспетчер чёткий, обязательный.

За то, что тёплый вагон,

Им всем сердечно кланяемся в пояс.

7. Итог совместной деятельности.

Взрослый: Сегодня в ходе совместной работы мы говорили только о двух железнодорожных профессиях. Каких?

Но железнодорожных профессий много, о них мы и будем говорить.

А сейчас послушайте внимательно стихотворение, которое вам приготовили ваши товарищи.

1 ребёнок: Мы пока, что подрастаем,

Детский садик посещаем.

А как только подрастём –

И на транспорт мы придём!

2 ребёнок: Кто-то будет машинистом,

Кто пойдёт в диспетчера

Может, выучусь на мастера!

1 ребёнок и 2 ребёнок: Все профессии нужны!

Все профессии важны!

Взрослый: И сегодня всем ребятам призы за хорошую работу! Приготовили железнодорожники и передали в небольшом локомотиве!

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 02.12.2014

Статья просмотрена: 1454 раза

Библиографическое описание:

Биглова, О. В. Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС / О. В. Биглова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6703/ (дата обращения: 18.01.2022).

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития нам актуально рассматривать в современном дошкольном образовании, как основу воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи учителю-логопеду необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения речи, которые отрицательно сказываются на всем психическом развитии малыша, отражаются на его деятельности, поведении.

Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Л. С. Выготский в своей книге «Мышление и речь» отмечал, что центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову [1, с. 12]. Таким образом, тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Читайте также:
Логопедический проект 'Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями'

01.01.2014 вступил в силу стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), согласно которому устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Разработкой методических рекомендаций по проблемам речевых нарушений к основной общеобразовательной программе занимались Филичева Т. Б., Каше Г. А., Чиркина Г. В., Нищева Н. В., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. и др. В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых мы осуществляли воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент не все эти программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который в свою очередь направлен, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования, и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении мы стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь мы, педагоги, должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть нами пересмотрен.

Цель нашей работы — снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитие и коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Основными нашими задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются: формирования здорового образа жизни детей, охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Все эти задачи мы решаем интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением [2, с. 12].

Деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития, включения детей в систему социальных отношений, формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– развитие у детей с речевой патологией свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие у детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм во фронтальной, подгрупповой, индивидуальной деятельности, в режимные моменты в группе, в игре, беседе, обсуждении, рассматривании, логоритмических упражнениях и др. формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи, повышение мотивации к правильной и красивой речи.

– развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов, сенсорное развитие в играх на мелкую моторику рук;

– развитие познавательно-исследовательской деятельности, т. е. наблюдения за предметами, объектами и явлениями, экспериментирование, совместные с воспитателем целевые прогулки и экскурсии, а также решение различных проблемных ситуаций при составлении рассказов, пересказе текстов, грамматических упражнениях и др.;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через совместную с логопедом деятельность.

– развитие игровой деятельности детей в целом, использование сюжетно-ролевых игр с правилами, коммуникативных игр, театрализованных игровых заданий;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в быту, в местах общего пользования, обыгрывание различных ситуаций, решение проблемных социальных задач;

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи в упражнении по пересказу, составлению рассказов, сказок, грамматических заданиях;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса при работе с потешками, чистоговорками, скороговорками и т. д.;

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, моделирование ситуаций, диалогическая работа;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Образовательный процесс учителя-логопеда включает три составляющие:

– работа с родителями;

– совместная деятельность ребёнка с педагогом, где присутствует партнерская (равноправная) позиция взрослого и партнерская форма организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности); осуществляемая через различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение);

– свободная самостоятельная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, которая обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать идивидуально. Но стоит обратить внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Психологическое состояние ребенка необходимо контролировать педагогам (логопед, воспитатель, психолог) совместно.

Читайте также:
Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

При создании предметной развивающей среды учителю-логопеду необходимо руководствоваться полифункциональностью, трансформируемостью и вариативностью среды, следует учитывать гендерную специфику и принцип интеграции образовательных областей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности [3, с. 18]. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством

Опираясь на интеграцию образовательных областей воспитатели, логопед, музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование на год.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных воспитательно-образовательных задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях программы, а ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний, сформированные физические качества и потребность в двигательной активности, любознательность, активность, самостоятельность действий, эмоциональность, отзывчивость, общительность, умение вести себя в обществе и контролировать свое поведение [4].

В заключении хочется отметить, что в настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в корне меняет взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание. Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень. Выпускники должны обладать не только багажом знаний, умений, навыков, но и уметь их применять, искать новые, развивать полученные.

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999–325 с.

2. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Изд. 3, испр. — СПб.: интернет ссылка http://www.firo.ru/, 2014–203 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. Изд. 3, — М.: Просвящение, 2010–272 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. М.: интернет ссылка http://www. rg.ru/ ФГОС дошкольного образования, 2014

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие.

Проектирование основной образовательной программы.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность.

Вариативно-образовательный процесс в современном.

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Воспитательнообразовательный процесс по формированию.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика.

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, Узбекистан, дошкольный возраст, ребенок, учреждение, дошкольное образование Республики, образовательная Программа, государственный язык, английский язык, программа.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников.

Современные тенденции обогащения образовательной среды.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, физическое воспитание, дошкольное учреждение, образовательный процесс, программа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, двигательная активность, дошкольное образование.

статья “Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО”

Лебедева Н.Н., учитель-логопед

ГБОУ школа-интернат №67

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарного цикла. Несвоевременное формирование языковых и речевых навыков ведёт к нарастанию трудностей в общем обучении, усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Читайте также:
Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа

ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.

Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.

Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.

Для этого необходимо решение следующихзадач:

своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;

развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;

развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

опоры на сохранное звено нарушенной психической функции

учёта механизма данного нарушения

учёта «зоны ближайшего развития»

опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику.

приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Коррекция дефектов звукопроизношения.

III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице.

Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:

– практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;

– практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;

– обогащение словаря подбором родственных слов;

– формирование представлений о предлогах и способах их использования;

– дифференциация приставок и предлогов;

– практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа позволяет учащемуся быть успешным в школе и избежать школьной дезадаптации.

Необходимость учета обозначенных этапов корррекционно-логопедической работы очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями. Обозначенные в рамках новых стандартов цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы.

Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Работа логопедом в условиях ФГОС

Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.

Требования к компетенции логопеда по ФГОС

Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.

Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:

  • организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
  • организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
  • изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
  • анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
  • непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.

По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:

  • профилактику речевых дефектов;
  • мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
  • коррекцию речевых нарушений;
  • формирование всех компонентов детской речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование нравственных установок.

Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.

ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
  • обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
  • стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
  • обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.

Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:

  • преодоление речевых проблем;
  • устранение или минимизацию трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
  • социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.

Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?

В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

Продуктивный диалог – учебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативные навыки; его организация, этапы обучения. Материал к занятиям “Формирование первоначальных математических представлений” и “Обучение грамоте и развитию речи”.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 06.10.2010
Размер файла 14,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ
Читайте также:
Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»

организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

Диалог – форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми. Способность строить и поддерживать его должна развиваться в дошкольном возрасте.

Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативные навыки.

Каждый педагог усиленно работает над обогащением словаря и развитием связной речи. Не более того. А все остальное: умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе и т.д. придет само собой. Это неправильно, «готовых» диалогичных детей не бывает. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы, построить предложение, поговорить о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Но диалог вести не умеет ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему?

Объективная причина этому – неумение детей взаимодействовать друг с другом. Ведь мысль ребенка, в отличие от мысли взрослого человека, эгоцентрична. Он никогда не спрашивает себя, поняли его или нет, он никогда не думает о других, когда говорит, так как занят предметом высказывания. Поэтому, чтобы научить ребенка участвовать в диалоге следует развивать не только речь, но и речевую деятельность, а развитие речи – это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.

Речевая деятельность – это форма вербального общения, взаимодействие людей при помощи речи. С чего нужно начать развитие речевой деятельности? В первую очередь, с мотивации, с потребности ребенка говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем её. Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет к нему готов. Ребенок изначально настроен на диалог, диалог является для него естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления, когда диалог (как нам кажется) станет доступен ребенку. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаживаем, не доверяя его субъективному речевому опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, когда он хотел чем-то поделиться. А далее мы сталкиваемся с тем, что дети (при развитой-то речи!) не хотят высказываться, не хотят вступать в спор, потому что раньше их никто ни о чем не спрашивал.

Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные содержательные задачи, которые имеют противоречия, с недостающими данными, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.

Ученые провели эксперимент на предмет обладания ребенком инициативы для вступления в диалог.

Ребенку предлагается разложить предметные картинки в 2 стопочки. В одну – картинки с предметами синего цвета, в другую – зеленого. Но среди предложенных картинок есть и такие, на которых предмет сине-зеленого цвета или ни зеленого, ни синего. Педагог во время выполнения задания был нейтрально-доброжелательным: не вмешивался, не подсказывал, не выражал своего отношения к тому, как ребенок работает. На вопросительные взгляды ребенка педагог не реагировал, на вопросы типа «А это в какую стопочку?» отвечал уклончиво «Ты ведь хорошо знаешь, какой это цвет, подумай сам». А на вопросы, которые фиксировали противоречие ситуации: «Эту карточку куда положить? Она никакая, ни зеленая, ни синяя» педагог давал ответ: «Если это ни синяя ни зеленая, ее можно положить в стопочку зеленых предметов? А в стопочку синих? Куда же ее положить?»

Во время решения поставленной задачи ребенок или действует на свой страх и риск, принимая самостоятельное решение, или просит взрослого о помощи, что тоже хорошо, так как в этом случае он пытается соотнести логику задачи и саму инструкцию. В любом случае, этот тест показывает, что дети имеют изрядный опыт инициативности, самостоятельности. А это значит, что дети проявляют инициативу в речевой деятельности.

Говоря о диалоге, обратим внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога. Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятиях они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Поэтому педагогу нужно исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени: «встали», «достали» и отражать в словах факт своего сопричастия, совместного сотрудничества: «Откроем тетради», «Заштрихуем фигуру». Это позволит педагогу стать ближе к детям, а значит по-настоящему диалогичнее.

Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя три этапа: – обучение постановке вопроса

– работа в парах, группах

Читайте также:
Логопедический проект: Предупреждение нарушений письма и чтения

– ведение групповой дискуссии.

Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Именно этот этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в продуктивном диалоге. Детская вопросительность мотивирована естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки.

Пример организации педагогом работы по формированию у детей инициативы в спрашивании и зарождению диалога. Педагог называет детям 4 слова: оса, догонять, шмель, полосатый. И просит их составить предложение, которое он загадал. Педагог поясняет: «Слова даны так, как пишут ученые в словарях – называется начальная форма слова. Вы же изменяете слова так, как мы употребляем их в речи». Дети убеждаются, что не могут угадать предложение взрослого. Тогда педагог спрашивает: «А как же узнать, какое предложение я составила?» Если найдется ребенок, который сам скажет, что надо спросить что-то относительно задуманного вами предложения, надо обязательно похвалить его за инициативу. Пусть он выскажется неграмотно, путано, но вы его поддержите. Дети предлагают варианты вопросов:

Кто догоняет – шмель или оса?

Кто у вас полосатый?

Педагог принимает все варианты предложений, которым ни в коем случае не дается оценка. В этом проявляется диалогичность педагога. Дети должны почувствовать, что их мнение тоже имеет право на существование, оно такое же, как и мнение взрослых, но свое, детское. Чтобы потом не упрекать детей в несамостоятельности, в безинициативности, не спешите оценивать, иначе вся работа, начиная с самооценки, которая должна проводиться ребенком, перетечет на вас. Можно использовать следующие фразы: «Интересное предложение, но мое другое», «Твое предложение тоже имеет право на существование, но у меня другое», «Необычное предложение ты составил, но все же не такое, как у меня» и др.

В зависимости от особенностей детей стоит попробовать предложить им обсудить в парах, о чем следует спросить педагога. Можно работать и всем вместе.

Все вопросы детей педагог принимает и фиксирует любым доступным для них способом: схематическими рисунками, значками и др. после фиксации каждого вопроса педагог отвечает на сам вопрос.

При этом вопросы сформулированы уже в грамматически правильной форме.

Обучение детей работе в парах может быть начато с организации их совместных действий. Особое внимание надо обращать на умение не только слушать друг друга (педагога), но и слышать. Сначала воспитатель должен создать атмосферу доверия в паре, группе. Равноправный диалог возможен лишь в обстановке доброжелательности, поэтому в ситуацию продуктивного спора детей лучше вводить лишь после установления у них расположенности друг к другу. Для формирования доверительных эмоциональных связей между детьми можно использовать различные игры и упражнения, при выполнении которых они привыкают устанавливать сначала глазной и тактильных контакт, а потом приобретают чувство удовольствия от совместных занятий.

Работа в паре, небольшой (3-4 человека) группе рождает чувство защищенности. Это также способствует благополучному развитию общей самооценке ребенка, его самопринятия, признания его детьми, педагогом. поэтому сначала дети могут вдвоем или небольшой группой становиться (садиться) в кружок, совещаться и только после этого отвечать. Остальные дети и воспитатель рассказывают после этого группе о том, что было интересно в их ответе, о том, как они помогали поддерживать друг друга. Замечаний быть не должно, присутствуют только пожелания того, как этой группе в следующий раз работать еще лучше. Таким образом, любой ребенок, имеющий группу поддержки, окажется способен на риск самовыражения.

Разбор не результата работы, а хода взаимодействия – одно из правил организации групповой работы.

Практический материал к занятиям, способствующий формированию умения детей задавать вопросы взрослому и вступать в продуктивное сотрудничество, представлен в приложении.

Практический материал к занятиям

Формирование первоначальных математических представлений

До этого дети уже выполняли похожие задания, работая с формой, цветом и размером предметов. Но данное задание – недоопределенное, решаемое однозначно после того, как будет задан педагогу вопрос. Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисованы яблоки (груши, мячи, листья деревьев и др.) разного цвета и разного размера и просит найти на ней одинаковые.

На первом этапе такая задача нерешаемая. Дети должны остановиться и отказаться от ее выполнения, поскольку она недопределена. Но если задать вопрос педагогу, то эту задачу можно решить. Затем воспитанники просят взрослого доопределить задачу – назвать признак, по которому необходимо найти одинаковые яблоки:

Дети: А одинаковые по цвету (по размеру)? Или: Одинаковые по какому признаку?

Педагог: По цвету.

В случае с листьями добавляется еще один признак – форма.

Задание нерешаемое, дети должны остановиться и отказаться от дальнейшего его выполнения. На доске (или в личных тетрадях детей) нарисованы: в левом столбце – 1 круг, 2 треугольника, 3 прямоугольника, 5 квадратов и в правом столбце – 1 груша, 2 яблока, 3 морковки, 4 грибочка. Все вразбивку (и слева, и справа).

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Педагог: Составьте пары, соединяя линией одинаковое количество геометрических фигур и предметов. Начните с самого маленького по порядку.

Начав выполнять работу, дети вскоре обнаружат, что для 5 квадратов нет соответствующего числа предметов. Часть детей, не задумываясь, может все же соединить линией 5 квадратов и оставшиеся 4 грибочка, потому что «педагог сказал – соединить, значит соединю, все должно быть правильно». Но найдутся и те, которые откажутся выполнять остаток задания. Педагог должен отметить, поддержать, похвалить остановившихся. Тех, кто беспрекословно выполнял задание педагога, ни в коем случае не оценивать (словесно) – просто ничего не говорить, тем более не ругать за невнимательность. Это не невнимательность, это характерное в раннем детстве слепое подчинение указанию взрослого, которое ребенок по привычке не должен оспаривать. Но мы-то с вами воспитываем обратное! У каждого человека – свое мнение, свое разумение, и это совершенно естественно. Хотя оно может быть и ошибочным. Но это, как мы говорили, не страшно – не ошибается тот, кто ничего не делает.

Обучение грамоте и развитию речи

Такого типа задания можно использовать в качестве физкультминуток.

Педагог: Я буду называть слова. Затем мы будем произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах вы услышите звук [ш], встаньте, если услышите звук [ж] – присядьте.

Слова: шубка, шапка, жили, шить, ложка, ложечка, ежик, кружиться, варежка, плошка, снежинка, кошка, кот …

Здесь дети должны остановиться и не выполнять никаких действий, когда педагог произнесет слово «кот», поскольку ни звука [ж], ни звука [ш] в нем нет. И в отношении таких слов педагог никаких указаний не давал. Это недоопределенная задача. Дети должны задать ему вопрос.

Дети: В слове «кот» нет таких звуков, которые вы задали слушать. Что нам делать?

Педагог: Если я назову слово, в котором есть звук [т?], встают девочки, а если я назову слово, в котором есть звук [ц], то встают мальчики.

Слова: тина, котенок, цапля, сети, смеяться, дети, цифра, играть, копать, копаться, цветок, кровать, толкаться, пацаны, стол, тыква, спит, растянуться…

В данном случае, во-первых, умышленно взяты такие слова, чтобы дети тренировали свой слух относительно часто путаемых ими звуков [т?] и [ц], которые впоследствии вызывают трудности при выборе букв на письме (классические ошибки написания типа «деци» вместо «дети»).

Во-вторых, слова «копаться», «толкаться», «растянуться» взяты с той целью, чтобы читающие дети ориентировались не на букву, а на звук, понимали, что мы сейчас слушаем звучащие слова, а не рассматриваем его написание, поэтому конец этих слов должен произноситься и педагогом, и детьми орфоэпически – как говорим: [цца]. Следовательно, звук [ц] в этих словах есть.

В-третьих, «ловушка» в том, что в словах «стол», «тыква», «спит» нет указанных звуков, а звук [т] – твердый, в слове «растянуться» есть и звук [т?], и звук [ц]. Дети должны попросить педагога доопределить задание и сказать, что делать, если в слове нет указанных звуков или есть оба этих звука.

Подобные документы

Организация диалога в образовательном процессе. Диалог как первичная форма речевой коммуникации. Специфика учебного диалога. Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе. Уроки-диалоги в школе. Урок литературы как диалог.

курсовая работа [29,6 K], добавлен 30.11.2006

Характеристика познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Важнейшие условия при проведении НОД познавательного цикла. Ведущие навыки, развивающиеся у ребенка в результате комплексной системы обучения. Показатели развития мышления.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 17.11.2014

Воспитательный диалог как условие развития мировоззренческих представлений у детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогическая характеристика актуального уровня их развития, влияние сократического диалога на развитие спонтанных понятий.

дипломная работа [70,5 K], добавлен 20.10.2014

Влияние на организм ходьбы на лыжах. Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте, ее формы и задачи, создание благоприятных условий для обучения. Основные критерии правильности скользящего шага. Организованные занятия лыжным спортом.

контрольная работа [18,3 K], добавлен 29.05.2009

Диалог как жанр учительской речи. Диагностика готовности учителя английского языка к организации профессионально-педагогического диалога на урока. Диалогические отношения как область исследования методического знания. Диалог как объект гуманитарной науки.

дипломная работа [85,4 K], добавлен 03.10.2015

Лингвистическая и психологическая характеристики диалога. Анализ подходов к определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Дедуктивный и индуктивный методы преподавания языка. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры.

курсовая работа [41,8 K], добавлен 25.01.2015

Понятие эвристического обучения. Диалог как приоритетный принцип образования. Переход от монолога учителя к эвристическому диалогу учащегося. Дидактические основы эвристического диалога. Влияние диалогового компонента на степень творческой самореализации.

реферат [16,9 K], добавлен 18.09.2009

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: