Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Программа и организация диагностической деятельности

Профилактика школьной дезадаптации, освоение школами практики коррекционно-развивающего образования предполага

ют, как отмечалось выше, внимание субъектов диагностической деятельности к изучению не только детей, которые уже учатся в школе, но и тех, кто только поступает в нее, диагностирование их учебных, в целом адаптационных возможностей уже на этапе школьного старта.

Контакты со школой первых для ребенка сфер его социализации — семьи и детского дошкольного учреждения — станут возможны, если если в них проявят заинтересованность и родители, и работники детских дошкольных учреждений.

Считаем важным в связи с этим обратить внимание на тезис, высказанный в свое время П. П. Блонским (1961). Последний, опираясь на богатый исследовательский материал, утверждал по отношению к такой, по существу, исходной форме школьной дезадаптации, как академическая неуспеваемость, что это не явление, которое возникает в школе, что неуспеваемость представляет собой следствие проблем, накопившихся в развитии ребенка на этапе его дошкольного детства. В еще большей степени это относится к другим типам возможных адаптационных нарушений — нарушениям здоровья, личностного развития.

Изучение трудностей, с которыми встречаются дети на начальном этапе обучения, опора на данные смежных с педагогикой наук позволили выявить совокупность предпосылок адаптационных нарушений у поступающих в школу детей, которую одновременно следует рассматривать и как базовую основу программы изучения. В соответствии с этой программой информативными показателями низкого уровня адаптационных возможностей, школьной зрелости детей служат следующие: отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье ребенка; недостаточный уровень его социальной и психолого-педагогической готовности к школе; недостаточная сформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.

Начальное изучение поступающих и поступивших в школу детей — это важная и ответственная задача, которая требует для своего решения хорошо скоординированных усилий всех лиц, непосредственно общающихся с ребенком и заинтересованных в его судьбе, — родителей, воспитателей дошкольных учреждений, школьных педагогов и психологов. Задачи координации их усилий призваны решать особые структуры, которые все чаще создаются в школах, — школьные консилиумы. В состав школьного консилиума входят обычно заместитель директора школы по начальному обучению, школьный психолог, социальный педагог (если он

есть в школе), логопед, учитель и медицинский работник (желательно школьный врач).

Задачи консилиума на этапе начального изучения детей состоят в том, чтобы организовать сбор надежной и возможно более полной информации о поступающих в школу детях; на основе собранных данных выявить в предварительном порядке детей с недостаточным уровнем школьной зрелости, потенциальную группу риска; провести специальное изучение этой группы детей с целью определения их обучаемости, конкретных проблем, оптимальных форм и видов коррекционно-развивающей помощи.

Организуя начальное изучение детей, школа прежде всего должна установить тесные, заинтересованные контакты с родителями детей и воспитателями базовых детских садов. И те и другие являются источником исключительно ценной для школы информации о детях. Они с разных сторон и одновременно целостно могут охарактеризовать ребенка. Их характеристики — один из надежных источников первичного для школы знания о поступающих или поступивших в нее детях. Это знание может быть передано школе, если и родители, и воспитатели ребенка:

имеют необходимую и исчерпывающую информацию о том, для чего их знания о детях нужны школе;

уверены в том, что эти знания будут использованы школой с единственной целью — в интересах детей;

школа опирается на корректные способы востребования этого знания;

и наконец, если и родители, и воспитатели видят, что востре- буемое школой знание о ребенке нужно в первую очередь им самим.

Приступая к начальному изучению детей, школа предварительно должна провести работу и с родителями, и с персоналом детских дошкольных учреждений по разъяснению современной школьной политики в отношении недостаточно готовых к школе и ослабленных детей, а также сущности коррекционно-развивающего образования, того, в каких формах оно реализуется, по каким показаниям будет рекомендовано детям.

оплачиваемая сегодня государством; что своевременное, возможно более раннее определение проблем детей — это общий интерес родителей и школы.

Эффективна организация начального изучения детей, включающая в себя два этапа: этап фронтального диагностирования школьнозначимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу, и этап более глубокого и разностороннего изучения детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.

На этапе фронтального изучения детей возможна реализация трех моделей организации диагностической деятельности. Первая модель предусматривает проведение фронтального диагностирования школьной зрелости детей в базовых для школы дошкольных образовательных учреждениях. Реализация этой модели имеет смысл лишь в условиях, когда большинство детей, составляющих контингент будущих первых классов, приходит в школу из детских садов. Опыт показывает, что наиболее целесообразно планировать и проводить такое изучение не непосредственно перед поступлением детей в школу, а заранее — в марте, апреле текущего года, когда результаты могут быть использованы воспитателями и родителями для того, чтобы «подтянуть» недостаточно готовые к обучению функции.

Вторая модель реализуется тогда, когда у школы нет базовых дошкольных учреждений и дети приходят из разных детских садов, а также непосредственно из дома.

Возможна и такая ситуация, когда оптимальной является третья модель, предусматривающая изучение школьной зрелости первоклассников, уже приступивших к учебным занятиям в ходе учебного процесса.

В условиях реализации первых двух моделей изучение детей проводят специально подготовленные для этого члены школьного консилиума — завуч, школьный психолог или логопед. При третьей модели эту работу ведет основной учитель класса. Используется для этого определенная система педагогических тестов — специально построенных диагностических заданий. Дети выполняют задания на учебных занятиях в группе или классе в привычной для них обстановке.

Читайте также:
Упражнения на автоматизацию звуков

В индивидуальном изучении детей большая роль отводится родителям, а также воспитателям, если ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение. Задача членов школьного консилиума, педагога, обеспечивающих этот этап, — организовать наблюдения, обратить внимание родителей и воспитателей на те сторо

ны развития детей, которые в наибольшей степени характеризуют их школьную зрелость. Помощь родителям и воспитателям в решении этой задачи призваны оказать подготовленные для них школой материалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских дошкольных учреждений», «Схема педагогической характеристики выпускника детского дошкольного учреждения». Тексты этих материалов будут представлены ниже.

Требования к обследованию старших дошкольников

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕДУРЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

В соответствии с основными приоритетами развития образовательной системы Российской Федерации на первый план выходят задачи создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, выравнивающего их стартовые возможности в обучении, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного детства.

В настоящее время социальная ситуация в различных регионах России характеризуется значительным расслоением общества, большие различия существуют между сельскими и городскими инфраструктурами. В обществе появляются многочисленные «группы риска», что обусловлено влиянием разнообразных факторов – социально-экономических, этнических, демографических и др., состав и действие которых в настоящее время не вполне изучены.

Это определяет необходимость разработки дифференцированных подходов к организации дошкольного образования, программа которого реализуется в стационарных дошкольных образовательных учреждениях и в группах временного пребывания детей дошкольного возраста. Сейчас наблюдается тенденция роста количества дошкольников при одновременном сокращении числа дошкольных образовательных учреждений (закрываются ведомственные детские сады, экономическая ситуация в большинстве семей не позволяет детям посещать негосударственные дошкольные образовательные учреждения и т.п.). Семейное образование не всегда обеспечивает необходимый уровень подготовки детей к школе. В итоге стартовые образовательные возможности дошкольников на момент поступления в школу исходно резко отличаются. Это приводит к повышенному риску школьной дезадаптации, предопределяя целый ряд трудностей, возникающих у значительного количества первоклассников.

Попытки разрешения этой ситуации, предпринимаемые в отдельных регионах, наталкиваются на отсутствие критериальной базы оценки готовности детей к обучению в начальной школе. Создается парадоксальная ситуация: при обилии программ и пособий по подготовке детей к школе проблема не только не решается, но и усугубляется.

В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению.

Однако исследования психологов и физиологов показали, что развитие значительной части современных детей, поступающих в первый класс, не соответствует по своему психологическим и морфофункциональным характеристикам паспортному возрасту. Несформированность школьно-значимых функций часто встречается в современной детской популяции. Так, до 60% детей 5-6 лет характеризуются несформированностью организации деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга; у 60% детей выявляется несформированность речи и, прежде всего, регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга; более 30% поступающих в школу детей обнаруживают психологическую неготовность к систематическому обучению. Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса и дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению.

Модернизация системы образования предусматривает вариативность форм и моделей предшкольного образования, позволяющую обеспечить всем детям равные возможности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Для решения этой задачи созданы комплекты вариативных программ психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Разработаны три вариативных комплекта, основанные на единых принципах, подходах и показателях, но при этом ориентированные на особенности условий предшкольного образования детей:

a. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих стационарные детские сады;

b. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих группы временного пребывания;

c. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих коррекционные группы детского сада.

Выделение/диагностика факторов риска на этапе предшкольного образования (за год до школы) позволит выстроить адекватную систему предшкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: личностное, социальное, когнитивное, физическое. С этой целью разработаны вариативные комплекты диагностических методик, позволяющие выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и определить формы и методы работы с детьми в системе предшкольного образования.

Апробация комплектов диагностических методик, проводимая в 14 регионах при посредстве региональных центров на базе ИПК РО, является важнейшим звеном в решении этой важной задачи.

Целью апробации является отбор необходимого и достаточного набора методов, позволяющих наиболее эффективно понять индивидуальные особенности развития ребенка, определить его готовность к школе, прогнозировать школьную успешность, а также возможные факторы риска школьной дезадаптации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Для проведения диагностического обследования в регионе органы управления образованием рекомендовано обеспечить:

1. Проведение апробации комплектов диагностического обследования.

2. Организацию обучения специалистов работе с диагностическими комплектами в регионах.

3. Подготовку и тиражирование методических материалов для обучения участников апробации.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме Весна

4. Организацию семинара для региональных координаторов (сотрудников региональных и муниципальных органов управления образованием, сотрудников институтов повышения квалификации работников образования).

5. Для проведения обследования должны быть определены стационарные детские сады, группы временного пребывания, коррекционные группы дошкольных образовательных учреждений.

6. Для проведения диагностического обследования в детском саду должно быть выделено помещение в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

7. Для проведения обследования должно быть выделено время в режиме дня дошкольного образовательного учреждения в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей.

8. Осуществлять научно-методическое руководство проведением обследования на местах.

Апробация диагностических материалов должна осуществляться в соответствии с требованиями к содержанию и процедуре диагностического обследования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Проведение диагностического обследования должно соответствовать Концепции предшкольного образования, комплексу основных приоритетов развития системы общего образования в РФ, опираться на современные отечественные и зарубежные разработки в данной области.

2. Программа диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, включающая комплекты диагностических методик, разработана в соответствии с Концепцией предшкольного образования, комплексом основных приоритетов развития системы общего образования в Российской Федерации, а также на основе современных отечественных и зарубежных разработок в данной области.

3. Условия проведения диагностического обследования должны соответствовать СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03.

4. Обследование должно проводиться только с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании

5. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

6. Обследование может проводиться только специалистами, прошедшими обучение по применению данной диагностической системы.

7. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей

8. Проведение обследования персоналом дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, не должно нарушать нормативные акты, правовые и этические нормы

9. Проведение диагностической работы не должно препятствовать выполнению работником дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, его профессиональных обязанностей.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования:

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с программой обучения и воспитания детей на этапе предшкольного образования.

3. Единство диагностики и развития (коррекции). Для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению необходимо рассматривать диагностику как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного, диагностико-воспитательного (или развивающего) направления работы.

4. Необходимость обеспечения контроля динамики психического развития детей.

5. Направленность на обеспечение возможностей создания условий для развития детей, воспитывающихся в различных типах учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку.

6. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий.

7. Сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Особое внимание уделяется валидизированности методов.

8. Интерпретация результатов комплексного обследования на основе анализа возрастных и индивидуальных вариантов развития с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

9. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

10. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Педагоги могут участвовать в проведении диагностической работы только после обучения и сдачи квалификационного экзамена. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо.

11. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

2. Целесообразнее, если работать с ребенком будет один специалист (психолог или специально подготовленный педагог)

3. Обследование может проводиться индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы – не более 6 человек.

4. При проведении группового тестирования у психолога должен быть подготовленный помощник.

5. Обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей данного возраста.

6. Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

7. Процесс одноразового обследования должен предусматривать возможность варьирования легких и более сложных диагностических проб.

8. Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить в первой половине дня, во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей.

9. При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.

10. Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее.

11. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

12. Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.

Читайте также:
Звуковой анализ и синтез

13. В ходе обследования не рекомендуется:

• торопить ребенка, спешить с подсказкой;

• показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

• подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

14. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

• трудностей контактов с незнакомыми взрослыми

• боязни плохих результатов;

• неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, скон-центрировать внимание;

• плохого самочувствия ребенка.

15. При работе с детьми группы риска дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

• применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

• для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.

16. Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования, туда же вносятся заключения, рекомендации и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА, ПРОВОДЯЩЕГО ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование должно проводиться профессиональным психологом.

Педагог, проводящий диагностическое обследование должен предварительно пройти теоретический и практический курс подготовки по следующим направлениям:

• Особенности развития детей старшего дошкольного возраста и проблема готовности к школьному обучению.

• Требования к построению системы психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

• Правила проведения диагностической работы с ребенком.

• Правовые и этические нормы проведения диагностической работы с ребенком.

• Организация диагностической работы с ребенком с учетом его возрастных особенностей

• Социальное развитие ребенка-дошкольника. Методы диагностики социального развития.

• Личностное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики личностного развития.

• Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики эмоционального развития.

• Развитие произвольности в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики произвольности.

• Когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики когнитивного развития.

• Творческое развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики творческого развития.

• Психомоторное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики психомоторного развития.

• Общее, психическое и физическое здоровье школьников. Изучение состояния здоровья.

• Метод педагогического наблюдения.

• Прогнозирование школьной успешности на основе анализа и обобщения материалов диагностических исследований.

В результате подготовки специалист должен владеть:

• технологиями проведения диагностического обследования;

• процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;

• процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

• процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

• процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;

• методами интерпретации данных обследования;

• методами составления заключения по результатам обследования.

В ходе занятий должны быть сформированы навыки эффективного общения с ребенком, проведения обследования, заполнения карты обследования, анализа индивидуальных данных, их интерпретации и подготовки заключения.

Своевременная оценка готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики возможных трудностей в развитии. Эта профилактика возможна только на основе разностороннего знания о ребенке, которое можно получить на основе грамотного психолого-педагогического обследования.

Задача системы комплексной психолого-педагогической диагностики – получить информацию об индивидуальных особенностях развития детей. Разработанные диагностические комплекты позволят получить результаты, на основании которых могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, врачей, родителей по подготовке детей к школьному обучению.

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

  • Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.
  • Список литературы.

1. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы сребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень развития перцептивных действий;
  • наглядно-образного мышления;
  • ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

  • принятие задания;
  • понимание условий задания;
  • способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  • обучаемость в процессе обследования; отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в
форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе).

Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка:

  • понимает ли он практическую ситуацию как проблемную;
  • анализирует ли условия;
  • может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат:

  • владение правилами поведения;
  • умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу;
  • умение преодолевать трудности.
Читайте также:
Формирование точных движений органов артикуляции

В целом, характеризуя основные задачи диагностической деятельности в дошкольном возрасте, можно сказать, что она направлена, прежде всего, на получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых развивающих задач.

В диагностической деятельности с детьми дошкольного возраста обязательным является:

  1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Содержание диагностики психического развития дошкольников

Возрастная группа Показатели для изучения Рекомендуемые методики
1-младшая Игровая деятельность.Познавательные процессы:

Наблюдение в процессе выполнения методик.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.

2. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.

Содержание диагностической деятельности с детьми младшего школьного возраста обусловлено социальной ситуацией развития обучения в школе и порождающей ряд специфических проблем, к которым, в первую очередь, относятся:

  • трудности освоения учебной деятельности;
  • сложности адаптации к новой социальной ситуации;
  • эмоциональное неблагополучие;
  • низкая самооценка;
  • трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
  • трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психолого-педагогической диагностики и коррекции.

При обследовании выявляется:

  • актуальный уровень развития;
  • устанавливаются потенциальные возможности ребенка;
  • взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность;
  • интересы и потребности ребенка;
  • адекватность его притязаний, самооценки;
  • критичность по отношению к себе и другим;
  • сформированность коммуникативных функций.

Необходимо также отметить, что наряду со специфическими методами обследования, которые имеются в арсенале психолога и дефектолога, есть и общие методы психолого-педагогического обследования:

  • изучение документации;
  • изучение работ детей (рисунков, тетрадей и т.д.);
  • беседа с ребенком и родителями;
  • наблюдение за ребенком в процессе его деятельности;
  • экспериментальные методики.

Как правило, поводом проведения психолого-педагогической диагностики становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его
поведении. Специалисту предстоит выяснить причину неуспеваемости ребенка. Неуспеваемость может быть результатом как отставания в умственном развитии, так и неподготовленности к школьному обучению.

Она может быть вызвана также нарушениями в работе анализаторов, слабым соматическим здоровьем ребенка; если при этих обстоятельствах не соблюдается режим нагрузки в семье или завышаются требования педагогов, то следствием может быть не только неуспеваемость, но и срывы в поведении.

Причины неуспеваемости:

  • неподготовленность детей к школьному обучению,
  • несформированность психических процессов и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и тгоды жизни ребенка.
  • астеническое состояние ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют воснове органических нарушений.

Во всех подобных случаях для преодоления неуспеваемости требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего, охранительного педагогического режима.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических
особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении:

  • повышенная истощаемость (и как результат — низкая работоспособность);
  • незрелость эмоций, слабость воли;
  • психопатоподобное поведение;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарь, трудности звукового анализа;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
  • игровая деятельность сформирована не полностью.
  • восприятие характеризуется замедленностью.
  • в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций.

При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.), а слабовидящему — соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Серьезным последствием данных нерешенных своевременно проблем является школьная дезадаптация. Первым этапом психолого-педагогической помощи является диагностика.

Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и с учетом гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить
психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения:

  • метод наблюдения,
  • свободная беседа с учеником,
  • беседа с родителями,
  • учителями.

Прямые методики:

  • беседа-интервью,
  • методики «Лесенка уроков»,
  • «Лесенка побуждений»,
  • сочинение на тему «Моя жизнь в школе».

Проекивные методики:

  • рисуночная,
  • составление расписания на неделю (С. Я. Рубинштейн),
  • методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

  • как ребенок относиться к плохим оценкам;
  • какую получает типичную обратную связь от взрослых;
  • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
  • по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

  • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
  • анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя.

7) Изучается предыстория консультируемого:

  • собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
  • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка.

Диагностическая работа в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое фронтальное
обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и
«неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе,
отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д.

2. Углубленное обследование — используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики, либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др.

Углубленное обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов
обследования.

3. Оперативное обследование — применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

3. Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

  1. Важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
  2. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
  3. При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
  4. Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО), опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г.В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2011. — 333 с.

Анализ консультативно-диагностической деятельности

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога.

Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

– психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Общему образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в школе, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе. Психологическая служба в школе является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в школьном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка школьного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Психологическая служба призвана содействовать:

– созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

– повышению качества воспитательно-образовательного процесса на школьной ступени;

– повышению психологической компетентности педагогов;

– развитию общеобразовательного учреждения в целом.

Основные направления деятельности психолога.

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки ит.п.). Тем не менее, должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

Содержание и результаты исследовательской работы

Дети этого возраста способны уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Диагностика цветового гнозиса и формы показала, что многие дети легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называют базовые геометрические фигуры. При диагностике конструктивного праксиса, у детей выражено наглядно-действенное мышление, что является нормой для детей младшего дошкольного возраста. Лишь у более старших сверстников проявлялись зачатки наглядно-образного мышления.

«Конструирование по подражанию» ставилась цель, изучить развитие восприятия, мышления. Стимульным материалом являлись кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов. Дети должны были воспроизвести расстановку фигур. Многие школьники показали прекрасные результаты.

В тесте «Мелкая моторика», где целью являлось определить уровень развития мелкой моторики, нужно было нарисовать линии, круги; застегнуть пуговицы, кнопки, молнию; собирать бусины и т.д. Здесь важно отметить, что многие дети младшего школьного возраста имели уровень развития мелкой моторики ниже среднего.

При проверке зрительной памяти дети показали средние результаты. В большей степени называли 3-4 картинки. При проверке слуховой памяти, детям предлагалось выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш. 70% детей справились с этим довольно легко, что является хорошим показателем.

«Складывание пирамидки». Ребятам было предложено задание, в котором их просили сложить пирамидки из четырех и шести колец. С этим заданием справились 90 % детей, что является хорошим результатом.

«Предметный гнозис», ставил целью определить знание предметов быта и умение их использовать. Было предложено 12 карточек с изображением предметов (расческа, утюг, зубная щетка, зонтик, ботинки, тапочки, кровать, стол, кастрюля, чашка, платье, штаны). Детям предлагалось назвать предмет, изображенный на картинке и показать, как его используют. Все дети отлично справились с этим заданием.

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное

“Детский сад №315”

Деятельность психолога в детском саду

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

  • Выявление причин нарушений эмоционально – личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно – образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическая диагностика
  • Развивающая работа
  • Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • Консультирование по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и развивающей работы
  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

Что же делает психолог в ДОУ?

Что делает психолог?

I младшая группа

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
  • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком


  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК


  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)


  • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
  • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
  • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
  • итоговая диагностика готовности к школе детей

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

  • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
  • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
  • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 – 4 ребенка)
  • итоговая диагностика готовности к школе детей

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно – развивающей работы, сопровождения и т.д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно – волевая сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации , ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке . На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 – 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР ( старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении , на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Развивающая работа психолога в ДОУ

Адресатом психологической помощи является ребенок.

Психологическая помощь организуется:

  • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК.

Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с “нормативными” детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

  • Игровая терапия
  • Арт-терапия
  • Куклотерапия
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
  • Элементы нейропсихологической коррекции
  • Релаксационные упражнения
  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
  • Упражнения для развития познавательных процессов

Консультативная деятельность психолога ДОУ

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

  • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
  • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
  • по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
  • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста

2.5 Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста

Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (у ребенка нет рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок естественен в своем поведении, которое пока еще в наименьшей степени опосредовано социальными нормами (как надо и как не надо вести себя в подобной ситуации). Заинтересовавшись каким либо заданием или игрой, маленький ребенок, с одной стороны, может не захотеть от него оторваться, а с другой – прервать свое занятие в любой момент, заинтересовавшись чем-то новым. Поскольку функция собственного контроля в возрасте 3 – 3,5 лет находится в самой начальной стадии своего формирования, нужно иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностической взаимодействия нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны психолога [18].

С ребенком в этом возрасте сразу начать работу, скорее всего не удастся. Необходимо в начале работы использовать те «игрушки-методики», которые заинтересовали ребенка в процессе обследовании кабинета специалиста. В любом случае для начала совместной деятельности необходимо дать ребенку заведомо доступное и интересное для него задание, позволив ему при этом располагаться в таких местах и позах (на коврике на коленках) как это удобно ребенку. Только через некоторое время, при уже установленном контакте можно усадить ребенка за стол.

По мере утомления ребенок младшего дошкольного возраста может съезжать со стула, стремиться переместиться, например, на колени к матери, прерывая саму процедуру обследования без объяснения причин, только потому, что он устал и ему это надоело. Все это является показателем недостаточности произвольных механизмов владения собой. Нужно помнить, что ребенок может испугаться просто самой ситуации: нового помещения, предметов в нем, необходимости общаться с незнакомым человеком и не пойти на контакт.

Ближе к 4 годам мы наблюдаем в безопасной для ребенка ситуации как бы перерастание непосредственного поведения в опосредованное самим взаимодействием с посторонним взрослым, то есть поведение, зависящее от определенных социальных норм, принятых в конкретной социокультурной среде [27]. Этот период развития ребенка совпадает и с началом формирования функции произвольной регуляции собственной деятельности (функций программирования и контроля деятельности). В соответствии с этим оценка уровня развития ребенка, его поведенческих особенностей, познавательного и социоэмоционального развития в целом будет опираться на понимание значения этих новообразований возраста, позволяющих до определенной степени регулировать свое поведение и аффективные реакции.

В аналогичной ситуации взаимодействия ребенок 4 – 5 лет будет вести себя иначе. Несмотря на то, что его поведение может оставаться несколько непосредственным, нужно ожидать от него принятия задачи обследования, что будет выражаться в выполнении по просьбе взрослого тех или иных заданий, пусть даже без особого желания. Для работы с ребенком этого возраста удобно применять с начала яркие игровые и доступные для ребенка игровые методики. Однако, наряду с этим, ему можно уже предложить не столь интересное задание, объяснить, что потом эта игра ему понравится или что ее делают все большие дети. В этом возрасте в определенной степени доступна произвольная регуляция, не только поведения в целом, но и эмоционального состояния. Это будет проявляться в сдерживании негативных проявлений по поводу того или другого задания или по отношению к самой процедуре обследования или исследователю. На фоне утомления возможность произвольного владения собой будет снижаться.

В возрасте 5 – 6 лет нормативно ребенок, как правило, понимает ситуацию экспертизы и при правильном поведении взрослых в процессе взаимодействия нуждается в минимальном использовании каких либо дополнительных приемов в организации совместной работы.

К 7 годам в норме дети не нуждаются в специальных приемах при проведении диагностики, но часто испытывают потребность в стимулирующей помощи, особенно если производиться обследование недостаточно уверенного в своих силах ребенка. На фоне утомления дети даже этого возраста нуждаются и в небольшом объеме организующей помощи.

В каждом конкретном случае при оценке особенностей развития ребенка психологом отмечаются и анализируются все специфичные виды и способы взаимодействия, объем и тип оказанной ребенку помощи. Помимо этого, очень важную роль играет доверительный тип отношений, лишенный неискренности и специфической слащавости, а так же эмоциональная поддержка со стороны взрослого при удачном или не совсем удачном выполнении заданий.

2.6 Характеристика детей с нарушением психологического развития

По МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) нарушение психологического развития имеют следующие признаки:

а) начало обязательно в младенчестве или раннем детстве;

б) повреждение или задержка в развитии функций тесно связанных с биологическим созреванием ЦНС;

в) постоянное течение.

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательную координацию. Характерной особенностью нарушений является тенденция к прогрессивному уменьшению, по мере того как дети становятся старше. Обычно задержка в развитии или нарушения имеются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития.

3. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель: анализ психического развития ребенка дошкольного возраста с нарушением психологического развития.

1. Установление эмоционального контакта с ребенком.

2. Получить данные, характеризующие познавательные процессы.

3. Получить данные, характеризующие речевое развитие.

4. Получить данные, характеризующие развитие эмоционально-волевой сферы.

5. Получить данные, характеризующие двигательное развитие.

Характеристика основных методов

Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Перед наблюдением формируется цель: какое психическое проявление будет изучаться, выбирается объект и ситуация, в которых будет осуществляться наблюдение. Данные наблюдения фиксируются.

Эксперимент – предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. Проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность. Эксперимент нуждается в постановке цели, выборе объекта. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования.

Эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения. Исследователь не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путем создания условий. Эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее. Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном помещении.

1. Задания с предметами быта:

Цель: выявить усвоение ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимости действий.

а) Стимульный материал: набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом ит. д. Попросить ребенка показать предметы, которые мы описываем по способу их употребления.

Инструкция: «Покажи мне, чем мама тебя причесывает?»

Задание демонстрирует усвоение ребенком конкретных функциональных значений предметов.

б) Стимульный материал: набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур.

Попросить ребенка разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник и квадрат, указывая на соответствующую фигуру.

Инструкция: «Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда все похожие на треугольник, а сюда все квадраты».

Затем смешать карточки и положить перед ребенком красную, синюю и белую фигуры.

Инструкция: «Сюда положи все белые фигуры, сюда все синее, сюда красные», указывая на соответствующие цвета.

Задание демонстрирует способность ребенка к сортировке по форме и цвету.

в) Стимульный материал: набор карточек, где изображено по одному кружку, котенку, мальчику и т. д. и карточки с несколькими кружками, котятами, мальчиками.

Инструкция: «Покажи картинку, где один кружок, котенок, мальчик».

«Покажи картинку, где много кружков, котят, мальчиков».

Задание демонстрирует элементарное понимание количественных отношений.

Диагностическая деятельность учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог должен перестраивать свою деятельность исходя из новых задач Стандарта.Для этого специалист должен грамотно построить свою работу, определить цели и задачи коррекционной работы. Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ШПМПК.Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения ребенка на начальном этапе,определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей.

Содержимое разработки

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта коснулось всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, обучающихся.

Специалист, работающий в условиях реализации ФГОС, должен перестраивать содержание своей деятельности исходя из новых задач Стандарта. Работая в одной парадигме с учителем класса, школьный специалист модернизирует подходы коррекционно-педагогического обучения, оптимизирует виды и формы проведения занятий, ориентируется на формирование соответствующих компетенций.

Диагностическая работа учителя – дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик:

Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский):

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога решает разные задачи. В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика учащихся. Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября.

ориентировка во времени;

ориентировка в пространстве;

сформированность учебных навыков.

По его результатам происходит зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Учителем – дефектологом оформляется протокол обследования, составляется план индивидуальной работы, в соответствии с выявленными дефектами и программой обучения учащегося.

Динамическое изучение учащихся. Проводится дефектологом с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Динамическое изучение проводится два раза в год (январь – май). Результаты динамического изучения учащихся отражаются в карте индивидуального развития ребенка в виде оценивания срезов знаний.

Критерии оценки:

0 баллов – умение (навык) не сформировано;

1 балл – умение (навык) сформировано частично;

2 балла – умение (навык) полностью сформировано.

В конце учебного года, после проведенной коррекционной работы, суммируются все данные и подсчитывается уровень сформированности знаний, умений и навыков каждого учащегося, на основании чего делается сводная ведомость всех детей, состоящих на учете у учителя – дефектолога.

Что позволяет оценить динамику развития учащихся и эффективность работы педагога.

Таким образом, диагностическая работа учителя–дефектолога обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в обучении и психофизическом развитии; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-дефектолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: