Опыт работы логопеда

Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации
статья по логопедии

В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе.

Скачать:

Вложение Размер
opisanie_opyta_raboty_uchitelya-logopeda_v_ou.doc 873.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Цель моей работы – своевременное выявление и оказание помощи обучающимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств.

В сферу моей профессиональной деятельности как учителя – логопеда входит несколько направлений:

Д иагностическая работа включает в себя проведение фронтальной (2-4 класс) и углубленной диагностики (1 класс) речевого развития обучающихся начальных классов. По результатам обследования обучающиеся зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий. Проводится диагностическая работа в начале года с 1 сентября по 15 сентября и в конце года с 15 мая по 31 мая. Для диагностики речевого развития детей я использую следующие диагностические методики:

– диагностический комплект для обследования речи (Иншакова О.Б.);

– диагностический комплект для обследования речи (Грибова О.Е.);

– тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова).

В процессе коррекционно-логопедической работы реализую следующие программы:

1.«Предупреждение нарушений письменной речи»

Цель и задачи программы:

Цель данной программы заключается в практической подготовке учащихся 1-х классов массовых школ с элементами недоразвития речи к сознательному усвоению первоначальных элементов грамоты, учитывая возрастные, психические, социальные, медицинские особенности обучающихся.

Основными задачами курса являются:

воспитание пространственных представлений.

развитие навыков фонематического анализа и синтеза

коррекция дефектов смягчения.

развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

формирование грамматического строя речи.

2.«Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»

Цель и задачи программы:

Цель данной программы заключается в должной коррекции имеющихся у детей пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза.

Основными задачами курса являются:

развитие фонематического восприятия;

развитие фонематического анализа и синтеза;

развитие слогового анализа и синтеза;

развитие языкового анализа и синтеза.

3.«Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания»

Цель и задачи программы:

Цель данной программы заключается в должной коррекции имеющихся у детей пробелов в развитии фонематического восприятия.

Основными задачами курса являются:

формирование слухового гнозиса;

развитие чувства ритма;

формирование речевого звукоразличения;

развитие фонематического восприятия.

4. «Коррекция дизорфографии у младших школьников».

Цель и задачи программы:

Цель данной программы заключается в создании системы логопедической работы, которая обеспечивает эффективную коррекцию дизорфографии, так как направлена на формирование основы для успешного понимания, усвоения и использования правил правописания.

Основными задачами курса являются:

развитие языкового анализа и синтеза;

развитие фонематического восприятия;

развитие лексико-грамматического строя речи;

формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;

уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;

развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;

уточнение и развитие зрительно–пространственных и пространственно– временных представлений;

развитие графо–моторных навыков;

формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;

повышение мотивации и интереса к учению;

осуществление просветительской работы среди родителей и учителей.

Коррекционные занятия провожу регулярно 2 раза в неделю на базе логопедического пункта при школе в свободное от уроков время. Занятия имеют форму урока и проводятся в группе из 4-6 учащихся, одного возраста и с одинаковым уровнем знаний и умений.

Группы комплектую по результатам диагностических работ в зависимости от ведущего и сопутствующего нарушения письменной речи, имеющих однотипные проявления.

Работая с группами, даю возможность каждому ребёнку проявить инициативу, высказать своё мнение. Задания внутри групп различные по степени сложности и объему. Очень важно заинтересовать каждого ребёнка, поэтому я стараюсь строить занятие так, чтобы каждый смог достичь нужной цели и гордиться собой.

В рамках повышения эффективности коррекционных занятий использую современные педагогические технологии:

Считаю, что реализация принципов здоровьесбережения будет эффективной, если коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях будет проводиться по следующим направлениям:

– реализация режима оптимальной двигательной активности;

– использование профилактических упражнений для снятия и предупреждения умственного и эмоционального утомления;

– создание ситуации психологического комфорта на занятиях.

Для этого используется:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Провожу по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяю на уроках, когда ученик много пишет. Недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Провожу в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — целесообразно чередую различные виды деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Провожу с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Для формирования воображения, речи, развитие высших психических функций на уроках учащиеся имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю..

Использую компьютерные презентации на всех этапах обучения в групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, как средство визуализации.

В рамках этого направления оказываю помощь педагогам и родителям по вопросам коррекции устной и письменной речи. Занимаюсь разработками рекомендаций родителям и педагогам. Провожу индивидуальные консультации родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости. Активно веду работу по запросам педагогов и родителей. После консультирования, родителям даю соответствующие рекомендации. Совместно с учителями контролируем посещение детьми логопедических занятий. Для наилучшей просветительной работы я использую анкетирование родителей (выделение проблем по взаимодействию) и памятки для родителей по различным видам речевых нарушений.

В рамках этого направления провожу оформление логопедического кабинета методической литературой, занимаюсь оформлением документации учителя-логопеда. При подготовке к консультациям и беседам с родителями, осуществлялась работа с методической литературой. При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям составляю конспекты уроков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-логопеда “Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях”

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения. Брошюра б.

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п.

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда

Обобщение опыта работы учителя-логопеда МОБУ СОШ с.Ермекеево Ханнановой З.А.

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол.

Материалы из опыта работы учителя-логопеда

В рамках внеурочной деятельности учителем-логопедом и учителем физической культуры организуются и проводятся спортивно-логопедические занятий для обучающихся с особыми возможностями здоровья. Все заня.

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе&raquo.

Опыт работы логопеда

«Развитие ребенка в целом, а не только чистота его родной речи, далее, всё интеллектуальное развитие ребенка и, наконец, развитие характера, эмоциональное развитие – все это отражает непосредственное влияние речи».

Лев Семёнович Выготский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. Таким образом, ни один из целевых ориентиров не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Кроме того, речевой дефект накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

  • овладение речью как средством общения и культуры,(это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно – тематическом планировании работы);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д). Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей);
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Одно из ключевых мест в системе освоения речевой культуры детьми дошкольного возраста занимает учитель-логопед.

Основные документы, регламентирующие задачи, содержание и формы организации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ (для детей с тяжёлым нарушением речи):

Закон РФ «Об образовании» N 273-ФЗ;

Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

В основу моей деятельности по коррекции речевых нарушений положена традиционная, классическая программа:

  1. Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2007.

Каждый учебный год проводится первичное логопедическое обследование детей старшей группы по методике О.Б. Иншаковой. Исходя из результатов первичного обследования речевой системы, для занятий с учителем-логопедом набирается 12 детей 5-6 лет и строится план коррекционно-развивающей работы на весь учебный год.

При проектировании коррекционно-развивающего процесса я учитываю следующие коррекционно-педагогические принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • принцип развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;
  • принцип учета структуры речевого дефекта;
  • принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;
  • принцип учета зоны ближайшего и актуального развития.

По моему мнению, для успешной реализации коррекционно-образовательного процесса важную роль играет создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями. В кабинете создана предметная среда с развивающими и компонентами. Систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.

Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:

– индивидуальная логопедическая работа;

– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.

Вся логопедическая работа проводится в виде речевой гимнастики, логопедических тренингов, коммуникативных игр, лексико-грамматических игр и т.п.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Также в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • пальчиковая и зрительная гимнастика,
  • самомассаж.

Коррекция речевой системы невозможна без взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и родителями. Поэтому данному блоку своей деятельности я выделяю ключевое место. Работа с родителями осуществляется в таких формах как:

  • выступление на родительских собраниях с сообщениями о текущей работе и её результативности;
  • организация индивидуальных бесед с родителями, консультаций по проведению речевых упражнений с детьми;
  • проведение семинаров – практикумов;
  • просвещение через информационные стенды в раздевалках групп.

Работа с воспитателями реализуется через ознакомление с результатами логопедического обследования, логопедическими программами, задачами коррекционной работы на учебный год; консультации по различным темам.

Для более детального анализа моей работы предлагаю ознакомиться с Таблицей №1, в которой отражены все направления коррекционно-развивающего процесса в период с сентября 2020 года по май 2021 года.

коррекционно-развивающие занятия с детьми

взаимодействие с родителями

1.Первичное логопедическое обследование детей средней, старшей и подготовительной групп.

2.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

3.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»; «Знакомство с домиком Язычка»

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопедические занятия и графиком проведения.

Организационное собрание с родителями зачисленных детей (подготовительная группа).

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»; «Фрукты. Труд взрослых в садах»; « Насекомые и пауки» ; « Перелётные птицы;.

Оформление тетради взаимодействия.

1.Оформление уголка логопеда по темам: ««Развитие связной речи детей» (подготовительная группа).

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Ягоды и грибы. Лес осенью», «Домашние животные», «Дикие животные наших лесов», «Одежда, обувь, головные уборы».

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Зима. Зимующие птицы», «Мебель», «Посуда», «Новогодний праздник».

Оформление уголка логопеда по темам: «Артикуляционные упражнения» (подготовительная группа).

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Транспорт», «Профессии», «Труд на селе зимой».

Работа с детьми по заданиям логопеда.

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Орудия труда. Инструменты», «День Защитника Отечества», «Животные жарких стран»; «Комнатные растения».

Просмотр НОД по развитию речи.

1.Беседа «Обогащение словарного запаса» (подготовительная группа).

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе .

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Ранняя весна. Мамин праздник», «Наша Родина- Россия», «Москва- столица России»

Просмотр НОД по развитию речи.

1.Оформление уголка логопеда по темам: «Овладение детьми слоговым анализом слова» (подготовительная группа).

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Мы читаем С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто»

Закрепления полученных знаний. Дифференциация поставленных звуков.

1.Анкетирование родителей, чьи дети посещали занятия логопеда.

1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальному плану.

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Поздняя весна. Насекомые весной», «Мы читаем. А.С. Пушкин», « Школа. Школьные принадлежности».

Заполнение таблицы результативности.

1.Итоговое родительское собрание по результатам года.

2.Беседа «Тем, кто идёт в школу» (подготовительная группа).

Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального развития ребёнка, от понимания родителями всей важности коррекционной работы и их участия в коррекционном процессе.

Анализируя итоговые показатели речевого развития детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом в предыдущем году, можно выявить положительную динамику освоения речевой культуры.

Выстроенная система работы благоприятно влияет на улучшение речи детей. Ведущую роль в речевом развитии играет оснащенная развивающая предметно-пространственная среда. Коррекционная работа с детьми, в свою очередь, способствует устранению недоразвития речи, что улучшает развитие всех психических процессов. Так же необходимо отметить, что грамотность речи помогает детям наладить общение со сверстниками и взрослыми. Важно помнить, что необходимым условием положительной динамики является просвещение родителей в вопросах коррекции речевого развития.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников, но несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.

Опыт работы логопеда

Представление опыта работы

Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь,

если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей».

На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну и очень интересную. Я выбрала свою профессию по велению сердца.

Я всегда была убеждена в том, что педагог – это не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт.

Свою работу с детьми, имеющими нарушения речи, начала в 1994 году.

С большим удовольствием и желанием я работала в интернате для глухих и слабослышащих детей. Но так сложилось, что всё-таки большую часть своего педагогического стажа я посвятила специальности – учитель-логопед.

Опираясь на свой немалый опыт в работе с детьми, могу с уверенностью сказать, что главное – никогда не надо жалеть ни сил, ни времени на то, чтобы малыш окунулся в атмосферу доброты, доверия, доброжелательности, чтобы ушел с занятия с запасом хорошего настроения и желанием прийти вновь. Поэтому я стараюсь, чтобы каждое моё общение с детьми было для них маленьким островком радости, продумываю все моменты творчества, чтобы всегда видеть огонек в детских глазах.

Как я иду к своей цели?

Для осуществления коррекционно-образовательного процесса я использую программы, методические пособия, технологии, согласующиеся с ФГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Я решаю данную проблему через разработку рабочей программы, целью которой является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Основной базой моей рабочей программы являются: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.

Передо мной стоит сложная задача перехода к инновационным формам, основываясь федеральными государственными требованиями и предложенными примерными основными общеобразовательными программами.

В настоящее время много внимания уделяю педагогическим технологиям, в которых принципиально важной стороной является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Я стараюсь строить свою работу с ребенком на равенстве в отношениях, на сотрудничестве и партнерстве; создавать игровые мотивации, которые побуждают, стимулируют детей к действиям; ситуации, при которых у детей возникают интерес и потребность в решении встретившейся проблемы.

Обеспечиваю индивидуальный дифференцированный подход к личности каждого ребенка, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствующие реализации имеющихся природных потенциалов личности.

Работая группами, сформированными по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам, а иногда по полу, по области интересов, я даю возможность ребятам проявлять свою инициативу, свою индивидуальность.

Одной из современных и интересных форм образовательной деятельности считаю использование новых компьютерных технологий в детском саду.

Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир технологий. Однако, думаю, непосредственно на компьютере ребенок должен заниматься в очень малых дозах.

Ориентируясь на «зону ближайшего развития», я пытаюсь раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого ребенка, независимо от того, считается ли он в коллективе сверстников «сильным» или «слабым».

Следуя принципу «опережающего обучения» и учитывая потенциал к обучению, я организую деятельность таким образом, чтобы сформировать у детей способность самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с педагогом, то есть саморазвиваться, иметь потребность в самоизменении, хотеть, любить и уметь учиться.

Используя технологии творчества, я стараюсь приучить детей не следовать готовым штампам, образцам, а учить их искать как можно больше собственных решений. Не приучать их с детских лет получать знания пассивно, а стремиться развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы, дать им возможность раскрепоститься в своих рассуждениях, проявить смекалку, активизировать мыслительную деятельность путем выполнения творческих нестандартных заданий.

Применение методов ТРИЗ в работе с детьми – логопатами не только возможно, но и помогает в решении речевых задач, способствует более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний.

Не забывая о непрерывности здоровьесберегающего процесса, я стараюсь сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Этому способствуют учет уровня работоспособности каждого ребенка, чередование нагрузок и отдыха, использование профилактических методик.

Как для здоровья необходимы три составляющие – солнце, воздух и вода, так и в образовательном процессе формула получения желаемого результата включает три составляющие, которые определяют триединую цель коррекционно-развивающей работы.

Триединая цель – это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут в результате работы, это стремление сформировать инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Это основа целесообразной деятельности педагога, родителей и ребенка, которая приводит к эффективному результату.

Это – школа сотрудничества.

Логопедическую работу с детьми я начинаю с изучения речевых и психических особенностей их развития, выделения фактора риска. На основании полученных результатов я строю план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, их интеграцию в детском саду и освоение ими образовательной программы.

Динамику развития ребенка в процессе логопедической работы отслеживаю через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «Звуковом профиле», где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, что способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

А также в «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей.

Анализ результатов работы показывает наличие положительной динамики развития коммуникативных умений и навыков.

Я стараюсь создать единое пространство речевого развития путем совместного усилия с моей стороны, со стороны родителей и самого ребенка.

Мой практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса,

они участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка.

Я ищу новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Чтобы повысить их педагогическую культуру, я вовлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс путем знакомства их с результатами логопедического обследования; с методами коррекционно-развивающего воздействия, привлекаю родителей к активному участию в работе по преодолению речевого дефекта у ребенка, обучая их приемам коррекционно-развивающей работы, формирую представления о готовности к обучению в школе.

Участие родителей в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность, постоянное сотрудничество с педагогом способны привести к желаемому результату.

Эффективность моей коррекционной работы с детьми определяется также четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью моей деятельности с деятельностью других специалистов детского сада.

В настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования в корне меняют взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание.

Все образовательные области связаны друг с другом. Безусловно, в новых условиях возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.

Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, я координирую и объединяю свои действия с психологом, определяя психологическую нагрузку, корректируя имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно развиваться и обучаться.

Взаимосвязь в работе с воспитателями группы способствует закреплению сформированных мной первичных речевых навыков у детей.

Совместно с музыкальным руководителем мы проводим работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

С инструктором по физической культуре развиваем двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствуем моторные навыки, формируем игровые навыки.

Заместитель заведующей по воспитательной работе оказывает мне помощь в организации взаимодействия, отслеживает результаты, проводит анализ работы по взаимодействию.

Считаю, что одной из наиболее сложных проблем в коррекционно-образовательном процессе является взаимодействие логопедов с медицинским блоком. Этому направлению в своей работе уделяю особое внимание.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель – логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Я ищу иные взаимоотношения медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие и доверительность. И целью моего поиска является – предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями, поиск стратегии в достижении поставленной цели.

Медицинские работники участвуют в коррекционном процессе. Когда проходит изучение тем о профессиях, я приглашаю медицинских работников на занятия, где они рассказывают о своей профессии, знакомят детей с медицинскими инструментами. Провожу для детей экскурсию в медицинский кабинет с целью ознакомления , обучения и развития, воспитываю уважение к медицинским профессиям. Налажен в группе выпуск газеты « Здоровей-ка» , в которой в доступной форме для родителей приведена информация о взаимосвязи работы медицинского блока и учителя- логопеда.

Совместно со мной медицинские работники в начале года проводят медицинское обследование детей, проводят работу по адаптации детей, определяют нагрузку по каждому ребенку, назначают общеукрепляющий массаж, подготавливают документы для консилиума.

Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению педиатров , логопедом детской поликлиники и учителем- логопедом МДОУ обследуются дети с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию и дальнейшую коррекционную помощь. Учитель – логопед совместно с медиками направляет ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение. В дальнейшем медицинский блок прослеживает сроки лечения и уже сам направлять для повторных курсов лечения ребенка, если это необходимо, проконсультировавшись с учителем- логопедом данного ребенка.

Для коррекционных групп введение федеральных государственных требования привносит только положительный результат. Практически каждый день дети проводят со всеми педагогами, что позволяет не только разнообразить образовательную деятельность, а, главное,

осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей.

Совместная работа специалистов обуславливает повышение уровня коррекционной работы. От тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.

Основу организации такого взаимодействия определяют принципы,на которые опирается программа дошкольного образования в соответствии с ФГТ. Развивающий характер образования мы реализуем через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития, учитывая основные положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Предлагаемый детям материал соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности. Мы стараемся создать ребенку условия с учетом индивидуальных особенностей его развития, в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Наша цель – обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы, позволит овладеть ребенку определенным объемом информации, знаний, стать любознательным, инициативным, самостоятельным.

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

«Один ты можешь сделать так мало, а вместе мы можем сделать так много! «

( Хелен Келлер)

Я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно нахожусь в творческом поиске, что-то придумываю, сочиняю.

В силу своей профессии, мне приходится быть и режиссером, и артистом, и музыкантом, и певцом, а ещё художником, танцором и психологом.

Моё призванье, как учителя- логопеда – донести свой голос до каждого «особенного» ребёнка, научить его слышать, говорить, общаться, играть, верить в сказку! Мы вместе с моими «подсолнушками» учимся, растем, общаемся. Думаю, мою любовь они ощущают и понимают. Подсолнух считается символом преданности и верности. А кто как ни наши дети, которых мы растим, любим, учим, ответят нам своей бескорыстной детской любовью, преданностью, верностью и старанием.

Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, тепло своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как педагог, потому что помогаю детям!»

Плюсов больше, чем минусов: эксперт рассказала, как стать логопедом и чего ждать от профессии

Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями. Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха. Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.

О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.

Чем занимается логопед

Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.

У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.

«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».

Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.

Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.

Работа логопеда в детском саду и школе

«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».

В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.

В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.

Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.

Специальность «учитель-логопед»

В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.

«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».

Специальность «дефектолог-логопед»

Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.

К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.

В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.

Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда

«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».

Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.

Сколько часов работает логопед

Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.

Сколько длится отпуск у логопеда

Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.

Сколько зарабатывает логопед

Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.

«Как такового карьерного роста у логопеда нет, — уточняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше специалистов уходят в частную практику. Кто обладает самодисциплиной и организаторским характером, может добиться хороших результатов. В этом случае специалист сам устанавливает почасовую оплату».

По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.

Где учат логопедов

Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.

После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:

  • русский язык;
  • биология;
  • обществознание.

После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.

«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».

Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.

Рекомендации для начинающих логопедов

Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Начните с простых задач

Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?

Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.

Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.

Изучите нормативные акты

В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:

  • ставка 20 часов в неделю педагогической работы, без учета методической и организационной работы и консультаций;
  • нагрузка — 25 учащихся на одного логопеда;
  • проведение диагностического тестирования с целью выявления детей с нарушениями речи — два раза в год не менее 15 дней каждое.

В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.

Другие полезные документы:

Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения

Основные задачи логопеда:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над усвоением лексико-грамматических категорий родного языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания и памяти;
  • коррекция нарушений письма.

Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.

Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.

Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.

Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.

108 часов (1 мес.)

36 часов (0.5 мес.)

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

  1. Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
  2. Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
  3. Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
  4. Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
  5. Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
  6. Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
  7. Отчеты о проделанной работе.
  8. Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.

Не переставайте развиваться

Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.

В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».

18 незаменимых сайтов и приложений для учителей

Расшевелить учеников на уроке бывает сложно. Если в начальной школе ребята ещё активно поднимают руки, когда учитель задаёт какой-то вопрос, то в средней и старшей школе их энтузиазм заметно уменьшается. «Мел» собрал сервисы и приложения, которые помогут учителям сделать уроки гораздо интереснее.

1. Kahoot

Сервис, который позволяет проводить интерактивные викторины в классе. Когда учитель проводит устный опрос школьников, он может услышать ответы в лучшем случае нескольких учеников — на всех просто не хватает времени.

С Kahoot учителя могут одновременно опросить всех учеников и сразу узнать их слабые и сильные места. Педагог создаёт опрос на сайте (инструкцию о том, как это сделать, смотрите здесь), ученики отвечают в классе с помощью смартфонов или компьютеров. Учитель вместе с учениками видит статистику ответов и может понять, какие у них есть проблемы (или нет!). С помощью Kahoot можно создавать не только опросы, но и проводить анкетирование.

2. Quizizz

Сервис построен по тому же принципу, что и Kahoot: учитель создаёт опрос, ученики отвечают на него со своих устройств. Но здесь ученики не могут увидеть ответы друг друга — они работают с приложением индивидуально, общую статистику видит только учитель. Поэтому, если вы по каким-то причинам хотите исключить соревновательный элемент, используйте этот сервис. Полученные данные можно выгружать в формате Excel.

3. Triventy

Главное отличие этого сервиса от предыдущих — здесь школьники могут создавать вопросы сами. В течение урока учитель предлагает каждому ученику (или группе учеников) придумать вопрос по изучаемой теме, а в конце урока весь класс отвечает на вопросы, которые они придумали сами. Школьники всегда могут взять подсказки: убрать два неправильных ответа или посмотреть, как ответило большинство одноклассников (если ученик затрудняется с ответом). Triventy доступен на русском языке, так что учителю не придётся долго разбираться, как он работает.

4. Plickers

Если идея со смартфонами учеников вам не нравится, есть альтернативный сервис для опросов, в котором телефон будет только у учителя. Регистрируетесь в Plickers, придумываете опрос (можно с вариантами ответов или в формате «правда-ложь») и скачиваете себе на телефон приложение. На сайте нужно распечатать набор индивидуальных QR-кодов для учеников, которые будут использоваться для ответа.

Как всё происходит? Учитель задаёт вопрос, ученики должны поднять тот QR-код, который соответствует ответу, и с помощью приложения учитель сканирует их ответы. Вся статистика собирается в сервисе, и вы сразу можете видеть, кто и как ответил на поставленный вопрос.

5. LearningApps

С помощью LearningApps можно создавать упражнения для самопроверки учеников, а главный плюс — всё русифицировано. В арсенале сервиса не только классические опросы, но и много других полезных инструментов: заполнить текст с пропусками, решить кроссворд, выстроить хронологическую цепочку, найти место на карте, собрать пазл.

В LearningApps можно создать даже видеокурс! Для этого нужно добавить видео (например, с YouTube) и по ходу придумать несколько вопросов или других форм заданий. Ученик смотрит кусочек видео, затем оно ставится на паузу, и нужно сделать задание. Особенность сервиса: учитель не видит, как ученик выполнил задание, упражнения рассчитаны только на самопроверку.

6. Грамота.ру

Кладезь полезной информации для учителей русского языка. На сайте можно проверить правописание и значение слов, задать вопрос лингвистам из Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН (или предложить это сделать ученикам). Ещё учителям может пригодиться раздел «интерактивные диктанты»: в нём собраны диктанты на разные правила русского языка и отрывки из произведений известных писателей (есть даже Кант!). А с помощью электронного учебника можно изучать теорию и сразу закреплять её на практике, проделывая упражнения по теме.

7. Запятание

Учителя тоже люди и иногда забывают, как пишутся трудные выражения (например, «мама дорогая» или «здравствуйте пожалуйста»). С помощью сервиса можно проверить правописание и постановку знаков препинания в сложных случаях. Все выражения выстроены по алфавиту, также можно использовать поиск. Ну и про «Грамотность на „Меле“» не забывайте.

8. Культура письменной речи

Ещё один сайт в помощь учителю русского языка и литературы. На сайте есть раздел «Программа школы», где собраны полезные материалы по школьной литературе, статьи учёных о современном русском языке и сборник правил. Отдельного внимания заслуживает раздел «Без вести пропавшие слова» — из него вы, к примеру, узнаете что такое «тыбик» и «ябик».

В разделе «Экзамен» систематизированы документы о ЕГЭ, даны ссылки на открытый банк ФИПИ, собраны материалы экзаменов прошлых лет. На сайте много интерактивных заданий: например, если вы учитель литературы и хотите, чтобы ваши ученики запомнили имена русских писателей, можете предложить им пройти портретный тест или решить кроссворд, в котором нужно вставить фамилии писателей. Ещё там есть тесты на знание содержания разных литературных произведений и терминов.

9. Полка

Пожалуй, самый красивый сайт про литературу в русском интернете. О классике рассказывается в формате лонгридов со ссылками на проверенные источники, фотографиями рукописей и другими мультимедийными элементами. На сайте есть раздел «Эксперты», в котором известные писатели и литературные критики делятся своими любимыми книгами.

10. Arzamas

С Арзамасом уроки по истории, МХК, обществознанию и другим гуманитарным дисциплинам никогда не будут скучными. Например, на сайте есть мультимедийные лонгриды, которые интересно и нескучно рассказывают о важных событиях: «Вся русская литература XIX века», «Вся история кино с 1945 по 2017 год в одной таблице», «Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице».

Отдельный раздел посвящён курсам по разным гуманитарным направлениям. Как это работает? К примеру, вы хотите рассказать ученикам о блокаде Ленинграда. Можно предложить им самостоятельно прослушать аудиолекции или использовать прямо на уроке дополнительные материалы, которые есть в курсе: блокадные дневники, стихи о блокаде и статьи по теме.

11. ПостНаука

Учёные в коротких видео рассказывают о всевозможных научных феноменах. Здесь найдут материалы учителя, преподающие как точные, так и гуманитарные науки. Например, в этом видео физик Дмитрий Казаков рассказывает о современном языке физики (да-да), а здесь лингвист Анастасия Бонч-Осмоловская — о больших данных в лингвистике (и до филологии добрались!).

Всего на «Постнауке» 15 тематических разделов: астрономия, биология, история, мозг, психология, право, социология, физика, язык, культура, математика, медицина, экономика, философия, химия. Помимо видео, на сайте есть статьи и даже игры.

12. 1968.Digital

Как правило, историю XX века школьники знают хуже всего — в старших классах нужно готовиться к экзаменам, повторять пройденное, и на изучение недавнего прошлого просто не остаётся времени. Проект 1968.Digital поможет исправить ситуацию. Это исторический сериал для мобильных телефонов, центр которого — мировые события 1968 года.

Из коротких видео школьники узнают о Мартине Лютере Кинге, Габриэле Гарсии Маркесе, Андрее Сахарове и других людях того времени. Об истории рассказывают через современные инструменты: у исторических личностей появляются профили в социальных сетях, они заказывают себе такси через приложение и общаются в чатах. Так школьники точно запомнят историю.

13. Информатика от Константина Полякова

Сайт для закладок учителей информатики. В разделе «Школа» опубликованы тесты, практикумы и презентации к учебникам по информатике Полякова и Еремина. В задачах ЕГЭ на сайте предлагают несколько способов решения, а потом анализируют достоинства и недостатки каждого. Ещё много тренажёров, которые помогут проработать школьные темы.

14. Alleng

Сайт с крупнейшим собранием учебников и материалов для подготовки к экзаменам. Достаточно выбрать интересующий предмет, и вы получите список ссылок на учебники, рабочие тетради, тесты и другие материалы для уроков. Кроме того, по каждому предмету есть ссылки на пособия для подготовки ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

15. Фоксфорд. Учебник

Фоксфорд — это платная онлайн-школа для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Но есть много полезных материалов и в бесплатном доступе. Например, на своём YouTube-канале школа выкладывает видео, в которых учителя объясняют школьные темы по разным предметам. Есть интерактивные учебники по физике, математике, информатике, химии, биологии, русскому языку, истории и обществознанию. Материал объясняют преподаватели из МГУ, МФТИ и других ведущих вузов.

16. Открытый урок

На сайте есть готовые схемы проведения уроков по всем школьным предметам. Например, в 5 классе можно превратить обычный урок по математике в путешествие из Холмогор в Москву — вместе с изучением уравнений ученики узнают о жизни Михаила Ломоносова. А в 8 классе можно провести театрализованный урок по теме «Восстание декабристов» — детям он запомнится надолго.

Ещё здесь есть разделы «Внеклассная работа», «Коррекционная педагогика», «Логопедия» — в общем, всё, что могло бы быть интересно учителю. Отдельного внимания заслуживает раздел «Видеоурок» — в нём педагоги наглядно показывают, как проводят занятия с детьми.

17. Российский учебник

Ресурс с полезными материалами для учителя. Можно выбрать предмет и посмотреть рабочие программы, методические пособия, материалы для подготовки к олимпиадам и даже вебинары. А в разделе «Наглядные и раздаточные материалы» — скачать иллюстрации хорошего качества, например, таблицу соответствия записи чисел в различных системах счисления по информатике. На сайте есть материалы не только для школы — воспитатели детских садов тоже могут найти много интересного.

18. Canva

Учителям часто приходится самим готовить иллюстративный материал, и фоторедактор Canva может здорово облегчить этот процесс. Специально для преподавателей на сайте есть шаблоны презентаций, конспектов, планов уроков. Например, конспект для мозгового штурма, школьный плакат с возможностью добавить мотивирующую цитату, инфографика о планетах Солнечной системы. В Canva можно быстро обработать фотографию, обрезать изображение и добавить текст.

Иллюстрация: Shutterstock (pedrorsfernandes)

Методическая разработка: Педагогическая программа «Символ-помощник»

Аннотация:

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, относится формирование у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

В целом, связная речь детей с ЗПР старшего дошкольного возраста оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Особая роль в развитии связной речи принадлежит пересказу. В пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. У детей с ЗПР отмечаются трудности при составлении пересказа: нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с ЗПР развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Мнемотехника является одним из путей решения проблемы обучения пересказу дошкольников с ЗПР, таким образом, мной была разработана программа «Символ-помощник» и календарно-тематическое планирование по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники.

Педагогическая программа «Символ-помощник» по обучению пересказу дошкольников с задержкой психического развития посредством использования мнемотехники

Содержание программы

Пояснительная записка

Одним из основных направлений в работе с дошкольниками с ЗПР является развитие связной речи.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.

Поэтому основной задачей для дальнейшего успешного обучения детей в школе является обучение в дошкольном учреждении умениям и навыкам связной речи.

Особое место в развитии речи занимает работа по обучению пересказу текстов.

Для ребенка с ЗПР процесс пересказа осложняется не только бедностью лексического багажа, затрудненностью воспроизведения структурно-синтаксических конструкций, но и непониманием общего смысла текста. Детям данной категории легче пересказывать текст с опорой на зрительный план высказывания. Таким планом может быть мнемотаблица.

Использование мнемотехники является эффективным средством по обучениюпересказу детей с ЗПР.

Цель программы : обучение пересказу дошкольников 5-6 лет с ЗПР посредством использования мнемотехники.

Программа включает комплекс занятий по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники. В комплекс входит 12 занятий по обучению пересказу повествовательных рассказов. Занятия по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники проводятся один раз в неделю. Длительность занятия — 25-30 минут.

В комплекс занятий по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использованиямнемотехникивходят повествовательные рассказы небольшие по объему (7-8 предложений) и имеют ярковыраженную сюжетную линию.

Для каждого занятия подобраны — наглядный материал (сюжетная картинка), составлены вопросы (для формирования умения выделять ключевое слово в предложении и фиксировать его в виде символа) и мнемотаблицы.

Занятия проводятся в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы они видели друг друга: на стульчиках, на ковре (на усмотрение воспитателя), так как важным условием успешного общения педагога и ребенка является визуальный контакт.

В игровой комнате следует организовать художественно-речевую среду. В уголке для чтения создать Страну Мнемоландию, где дети могут встретить героя Символика, увидеть иллюстрации к рассказам, портреты авторов, мнемотаблицы и символы, что способствует формированию навыков пересказа у дошкольников с ЗПР и общему развитию личности ребенка. Раз в неделю наглядно-иллюстративный материал меняется.

Важную роль на занятиях по обучению пересказу играет вымышленный герой – Символик (приложение 3). Этот забавный, добродушный человечек будет непосредственным участником всех занятий, своеобразным посредником между детьми и педагогом. Герой Символик способствует активному включению дошкольников в конкретную ситуацию общения, стимулирует их речевую деятельность.

Важно правильно организовать работу детей во время беседы по рассказу: для этого необходимо тщательно продумать и составить вопросы, которые выводили ребенка на ключевое слово в предложении. Ключевое слово изображается в виде символа и таким образом закрепляется в памяти ребенка. Символы выступают на занятиях помощниками куклы Символика и в игровой форме способствуют лучшему запоминанию содержания рассказа и его успешному пересказу. Далее символы составляются в мнемотаблицу, которая представляет своеобразный план рассказа и является эффективным средством обучения пересказу дошкольников с ЗПР.

Для занятий по обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники тщательно подбираются тексты о природе, животных, птицах. Учебные тексты способствуют развитию познавательного интереса дошкольников и позволят решать спектр коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

В своей работе мы используем произведения Л.С. Славиной, Я.Тайца, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Е. Чарушина.Тексты подбираются небольшие по объему (7-8 предложений), с четко выраженной структурой – начало, середина, конец сюжета.

В основе коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники предлагается следующий алгоритм занятия:

  1. Предварительная работа.
  2. Организационный момент.
  3. Подготовка к восприятию текста.
  4. Чтение рассказа.
  5. Физкульминутка.
  6. Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ.
  7. Моделирование рассказа с помощью символов, которые собираются в мнемотаблицу.
  8. Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу.
  9. Подведение итогов занятия.

На некоторых занятиях для закрепления изображения символа героев рассказа можно использовать нетрадиционную технику рисования, рисование ладошками, пальчиками. Используя нетрадиционную технику рисования, дети самостоятельно изображают героев рассказов «Ежик », «Голубка» и т.д. (приложении).

Дошкольникам очень нравится такая творческая работа. В будущем можно предложить детям самостоятельно изображать символы к ключевым словам для составления мнемотаблиц, используя нетрадиционную технику рисования.
В нашей работе используются и традиционные методические приемы по обучению пересказу детей с ЗПР: беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры.

Лексико-грамматические упражнения, направленные на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один-много», «Лови и называй»; образование названий детенышей в единственном и множественном числе «Назови детеныша», «Назови детенышей»; образование притяжательных прилагательных «Чей хвост?», «Чей след?», «Чьи лапы?»; закрепление формы предложного падежа существительных «Кто где живет?», «Помоги животным найти свой домик».

Технические средства: аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения.

На занятиях по обучению пересказу дошкольники с ЗПР узнают много нового и интересного об окружающем мире. Занятия проводятся в игровой форме, где царит атмосфера взаимопонимания, добра и доверия.

Педагогическая программа «Символ-помощник» предполагает вовлечение в коррекционную работу воспитателей и родителей с целью предварительной работы по подготовке детей к занятиям и закрепления полученных навыков.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники для учителя-логопеда

  1. Разработка комплекса занятий с использованием вопросов по тексту, картинного материала, мнемотаблиц для обучения навыков пересказа.
  2. Разработка перспективного планирования коррекционной работы по программе по обучению пересказу посредством использованием мнемотехники для детей старшей группы с логопедическим заключением ЗПР сроком на 3 месяца.
  3. Проведение консультаций для воспитателей по использованию программы «Символ-помощник» для предварительной работы по обучению пересказу детей с ЗПР на занятиях и на протяжении всех режимных моментов.
  4. Проведение консультаций, изготовление папок-передвижек для родителей по обучению пересказу с использованием мнемотехники детьми дома.
  5. Координирование коррекционной работы воспитателей и родителей по использованию программы с целью развития навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники для воспитателя

  1. Уточнение лексического значения слов, объяснение понятий, которые используются на занятиях и малопонятны детям данного возраста.
  2. Формирование знаний у детей об окружающих предметах и явлениях необходимых при проведении занятий, незнание которых может вызвать трудности в понимании текста при обучении навыкам пересказа.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники для родителей

  1. Закрепление у детей навыков пересказа текстов с опорой на символы и мнемотаблицы в домашних условиях в вечернее время и в выходные дни.
  2. Пересказывание текстов самостоятельно с опорой на символы и мнемотаблицы в домашних условиях, в вечернее время и в выходные дни.

Для наиболее эффективного проведения коррекционной работы предлагаем использовать календарно-тематический планпо обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники. Педагог планирует использование конспекта занятия по обучению пересказу повествовательных рассказов с использованием картинного материала и мнемотаблиц на текущую неделю.

Логопед и воспитатели включаются в работу с первой недели для предварительной подготовки детей к занятиям.
Родители включаются в работу со второй недели для закрепления уже сформированных педагогами у детей умений и навыков пересказа. Перспективное планирование представлено ниже.

Календарно-тематическое планирование по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники

Тема занятия

Задачи коррекционной работы

Оборудование

1 Занятие по обучению пересказу рассказа «Кошка и еж» с использованием мнемотехники. Задачи: -активизировать речевую деятельность детей;

-учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сюжетного рассказа;

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

-формировать навыки подробного пересказа с опорой на схемы-модели сюжетного рассказа;

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

-учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

-формировать навыки подробного рассказа с опорой на схемы-модели повествовательного рассказа;

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

Кондратьева Людмила Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»,
г.Тамбов

Читайте также:
Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: