Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

Снузелен: сенсорная комната, как «приятный» терапевтический подход

Снузелен — это мультисенсорная среда, которая направлена на стимулирование или подавление основных чувств с помощью цветов, музыки, ароматов, изображений и различных сенсорных объектов. Это концепция, которая предлагает сенсорную интеграцию в контролируемой среде.

Сущность сенсорной среды состоит в том, чтобы предоставить пациенту личное время, пространство и возможность наслаждаться окружающей средой в своем собственном ритме, свободном от нереалистичных ожиданий других людей.

Данный вид терапии был разработан в Нидерландах в 1970 году в учреждениях, которые оказывали помощь людям с нарушениями развития. Первыми, кто рассказал об этом методе, были Хюлсегге и Верхейл.

Слово Снузелен происходит от сочетания двух фламандских слов Snuffelen и Doezelen. Snuffelen означает нюхать, искать, исследовать и открывать. Он выражает активную и динамичную сторону слова Снузелен, а Doezelen — пассивную сторону слова Снузелен, что означает расслабление и сонливость.

«Комната Снузелен», которая является контролируемой мультисенсорной средой, похожа на «сенсорную столовую», место, где все пять чувств могут быть в активности. Мультисенсорная среда предназначена для стимулирования первоначальных чувств осязания, вкуса, зрения, слуха, обоняния без необходимости интеллектуальной деятельности. Используя различные материалы в структурированном виде, можно адаптировать сенсорный стимул к человеку.

Занятия в комнате выполняются в качестве дополнительного вмешательства в программе реабилитации. Терапевт адаптирует тип, интенсивность и количество сенсорных стимулов, наблюдая и прислушиваясь к потребностям / желаниям ребенка / взрослого. Метод основан на предположении, что, когда человек чувствует себя в безопасности и имеет свободу выбора, что ему делать, он имеет возможность приобрести способность самостоятельно находить ответы (правильные реакции) на те либо иные стимулы. В конце лечения терапевт помогает ребенку / взрослому обработать опыт, который он испытал, с целью передачи этого опыта во внешний мир.

Цели терапевтического вмешательства:

  • Расслабление, отдых и получение удовольствия в окружающей среде, в которой нет неудач.
  • Лечение психосоматических расстройств.
  • Борьба с депрессивным состоянием и снижение стресса.
  • Контроль и снижение агрессии.
  • Стимуляция и активация чувств.
  • Улучшение концентрации внимания.
  • Возможность для людей с ограниченными возможностями, которые не в состоянии воспринимать неисчислимые стимулы, испускаемые окружающей средой, реагировать на них или изолировать некоторые из них.
  • Улучшение распознавания тела (образ нашего тела), проприорецепции (ощущение того, что наше тело находится в пространстве и отношения частей тела друг к другу) и кинестетических способностей (координация движения в пространстве).
  • Уменьшение самостимуляции. Люди воспринимают свое окружение и информацию, которую они получают, когда их физические чувства попеременно стимулируются. Постоянная самостимуляция – это поведение, которое часто проявляется из-за отсутствия сенсорной стимуляции.

Конечная цель — сенсорная интеграция, то есть развитие способности центральной нервной системы (ЦНС) организовывать и обрабатывать сенсорную информацию, передаваемую в мозг через глаза, кожу, уши, мышцы, рот, нос, суставы и т. д. и использовать их соответствующим образом, чтобы произвести соответствующие адаптивные реакции организма на окружающую среду.

Метод подходит как для детей, так и для взрослых и широко используется во многих областях, таких как:

  • Проблемы обработки сенсорных стимулов
  • Трудности в обучении
  • Синдром дефицита внимания и нарушения развития – гиперактивность
  • Поведенческие проблемы
  • Уменьшение стресса
  • Болевой синдром
  • Психические расстройства
  • Неврологические расстройства, деменция
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульт

В Центре Реабилитации Эвексия есть комната Снузелен, которая оборудована мягкими матрасами, пузырьковой колонной, оптико-волоконными нитями, кресло-качалкой, диско-шаром, тематическим проектором, бассейном с шариками, сенсорной панелью Sensory Magic, которая является мощной компьютерной экранной системой с сенсорным экраном.

Панель Sensory Magic можно адаптировать в соответствии с потребностями каждого пациента. Легко настраиваемые изображения визуально стимулируют пользователей, звук и музыку можно выбрать в зависимости от личных предпочтений пациента, а настройки громкости смогут удовлетворить даже самых чувствительных пациентов к акустическим раздражителям.

Уровни освещения строго контролируются, и запахи могут вводиться постепенно по мере необходимости с повышением выносливости пациента к стимулам. Кроме того, в Центре Реабилитации Эвексия работают сертифицированные терапевты ISNA (Международная ассоциация Снузелен), которые могут разрабатывать и выполнять индивидуальные программы лечения.

Таким образом, вся программа восстановления может быть дополнена мультисенсорной средой. Знакомство с комнатой Снузелен является обязательным условием при реабилитации, поскольку даже самые маленькие, но и взрослые пациенты имеют право проводить некоторое время приятно, и в то же время творчески, с целью получения максимальной выгоды от этого опыта.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы

Источники: www.rehabcare.gr/snoezelen,www.rompa.com/interactive-sensory-room, snoezelen-professional.com/, www.snoezelen.info

Оцените на сколько качественно и подробно описана информация

Snoezelen

Snoezelen или контролируемая мультисенсорная среда ( MSE ) – это терапия для людей с аутизмом и другими нарушениями развития , деменцией или травмой головного мозга . Он заключается в помещении человека в успокаивающую и стимулирующую среду, называемую «комнатой Snoezelen». Эти комнаты специально разработаны для стимулирования различных органов чувств с использованием световых эффектов, цвета, звуков, музыки, запахов и т. Д. Комбинацию различных материалов на стене можно исследовать с помощью тактильных ощущений , а пол можно регулировать таким образом, чтобы стимулировать чувство равновесия . Человека обычно сопровождает помощник или терапевт.

Разработанные в Нидерландах в 1970-х годах, комнаты Snoezelen (snoezelroom) используются в учреждениях по всему миру и особенно распространены в Германии , где их более 1200.

Нет никаких доказательств того, что Snoezelen эффективен для лечения деменции. [1]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 срок
  • 2 подход
  • 3 Исследования
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Срок [ править ]

Термин «Snoezelen» (произносится / ˈsnuzələ (n) / ) – это неологизм, образованный от смеси голландских snuffelen («прижиматься, нюхать») и doezelen («дремать, вздремнуть»). Его придумали Ян Хульсегге и Ад Верхёль, которые разработали эту концепцию во время работы в Институте Де Хартенберга в Нидерландах.

Подход [ править ]

В идеале Snoezelen – это недирективная терапия, контролируемая клиентом, а не терапевтом. Его можно организовать, чтобы обеспечить мультисенсорное восприятие или единственную сенсорную фокусировку, просто путем адаптации освещения, атмосферы, звуков и текстур к конкретным потребностям клиента во время использования. Не существует формального акцента на терапевтический результат – основное внимание уделяется тому, чтобы помочь пользователям получить максимальное удовольствие от деятельности, в которой они и инициатор вовлечены. Преимущество терапии Snoezelen заключается в том, что она не полагается на вербальное общение и может быть полезной для людей с глубоким аутизмом , поскольку может стимулировать тех, кого иначе было бы почти невозможно достичь.

Снузелен-терапия связана с взаимозависимостью как пространства (физической среды), так и «клиентоцентричного» подхода практикующего врача (окружающей человека среды). Специально разработанная сенсорная физическая среда вместе с вводом «уполномочивающего практикующего» инициирует изменения в возбуждении, влияя на процесс релаксации, уменьшая беспокойство / боль (как физическую, так и эмоциональную). [2] Он направлен на максимальное раскрытие потенциала человека, чтобы сосредоточиться на своей собственной свободной воле и задействовать мотивационный стимул (объект, действие или человека), и тем самым улучшить общение и функционирование.

Определяющие принципы MSE помогают практикующему специалисту сосредоточить внимание на основных элементах этого подхода. Ниже приведены принципы.

  1. Опыт происходит в конкретной физической среде.
  2. Позиция практикующих ориентирована на клиента.
  3. Стимулы необходимо контролировать в соответствии с потребностями клиента.
  4. MSE – это среда для общения.
  5. Сенсорная среда не является ни положительной, ни отрицательной.
  6. Практикующий полагается на точку зрения клиента. (Шапиро, 2010)

Исследование [ править ]

Исследования преимуществ лечения Snoezelen немногочисленны, и их дизайн варьируется . [1] [3]

В небольшом исследовании, проведенном в Брюсселе, сравнивалось поведение девяти взрослых клиентов с глубоким аутизмом как в классе, так и в условиях Снезелен. Хотя индивидуальные результаты различались, исследование заявило о 50% -ном снижении дистресса и стереотипного поведения и 75% -ном снижении агрессии и членовредительства в среде Снузелен. [ необходима цитата ]

Сенсорная комната Снузлин

  • ЧТО ТАКОЕ
  • ПРЕИМУЩЕСТВА
  • СЕНСОРИ МЕДЖИК
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  • НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
  • СНУЗЛИН В РОССИИ
  • ПАНОРАМЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

ЧТО ТАКОЕ

Что такое сенсорные комнаты Снузлин?

Это индивидуально разработанный проект высококачественного сенсорного окружения, в котором любой человек может не просто находиться в состоянии полного спокойствия и ощущения безопасности, но и получать необходимую для него сенсорную стимуляцию.

Основой использования Сенсорных комнат является стимуляция базовых рецепторов человека. Используя различное оборудование, умело направляя и регулируя его действие, можно достичь требуемых результатов работы. Доказано, что для более эффективного использования мультисенсорного окружения необходимо учитывать сенсорные потребности каждого человека и избирательно действовать на них. Широкий набор оборудования позволит стимулировать разные рецепторы, различной силой и длительностью у разных пациентов.

В Сенсорных комнатах Снузлин простые сенсорные ощущения переходят на уровень восприятия. Восприятие, в отличие от пассивного ощущения стимулов, – это сознательный процесс. Поэтому различные сенсорные ощущения должны быть достаточно сильными и значимыми для того, чтобы поднять их на уровень осознания, что достигается в «Снузлин», т.к. это активное, целенаправленное воздействие на сенсорные рецепторы в той степени, которая необходима клиенту. Важно выбирать именно те сенсорные возбудители, которые оптимально подходят к использованию в выбранном направлении.

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия

«Снузлин» манипулирует химическими процессами через ощущения, для установки тона и функционального внимания… Она снижает «химию» стресса и повышает «химию» релаксации. Ключ в том чтобы найти правильную комбинацию”


ПРЕИМУЩЕСТВА

Преимущества (отличия) Сенсорных комнат Снузлин

В Сенсорных комнатах «Снузлин» воплощены научные достижения современной реабилитологии. Все используемое оборудование не просто приспособлено, а специально разработано для функционирования в сенсорных комнатах. Каждый элемент тщательным образом продуман и спроектирован, чтобы он был абсолютно безопасным и максимально эффективным. Имеет место постоянная разработка и выпуск новых моделей для более эффективного воздействия “Снузлин”, с основой на теоретические знания и практику использования.

Каждый вид оборудование, в отличие от копий, разрабатывается с учетом его функционального воздействия. Например, если это пузырьковые трубки, то яркость света, смена цветов, распределение, размер и скорость пузырьков – технически всё рассчитывается и исполняется так, чтобы максимально эффективно воздействовать на пациента. Если это зеркальный шар, имеет значение скорость его вращения и размер пластинок. Прозрачные шарики в бассейне, мягкие и, в то же время, упругие, диаметром 7,5 см для оптимального воздействия на тело пациента (эффективное достижение релаксации или стимуляции). Если это источник света, то он максимально маленького размера, потому что не используется функционально. И так далее. (см. таблицу по оборудованию проекта)

Европейское качество материалов и технологий изготовления оборудования.

Все используемые материалы прошли серьезные испытания и полностью пригодны для контакта с людьми с ограниченными возможностями, как, например, супербезопасное фиброоптическое волокно, которое дети могут брать в рот.

Мягкие покрытия, используемые в «Снузлин», изготовлены из усиленного винила, не содержащего фталаты. Фталаты – это общепринятое название пластификаторов, которые используются уже более 50 лет, чтобы сделать ПВХ мягким и гибким. Хотя они считаются безопасными, последние нормативные документы запрещают их использование в предметах, которые могут попасть в рот. Также покрытия не содержат латекс.

Безопасность

Все элементы «Снузлин», всё оборудование «Снузлин» абсолютно безопасно и прочно при эксплуатации, даже длительной. Например, все элементы, которые находятся в зоне досягаемости, имеют безопасные обтекаемые углы , грани или накладки из мягкого материала. Механизмы световых проекторов имеют дополнительную звукоизоляцию, они меньше излучают тепла. Светодиодный Wi-Fi источник света не нагревается. Все электрические компоненты имеют дополнительную защиту и соответствуют европейским стандартам безопасности.

Регулируемость и обратная связь (интерактивность)

Для использования функции нейропластичности мозга обязательно в работе применяется интерактивность оборудования в работе. Интерактивные переключатели для облегчения работы с оборудованием пользователями с нарушенными двигательными функциями снабжены большими удобными цветными кнопками и не имеют проводов. Последнее поколение переключателей позволяет использовать всего одно устройство, которое способно управлять всеми элементами сенсорной комнаты. Например, восьмикнопочный переключатель обеспечивает контролируемое воздействие оборудования на пациента, а также обеспечивает интерактивность оборудования для развития (восстановления) утраченных (ослабленных) ассоциативных связей. С переключателем в данном проекте работает следующее оборудование: световые трубки, фиброволокна, проектор, светильник водопад, бассейн, звездное небо.

Надежность и прочность оборудования при интенсивной и долгой службе.

Мы уверены в качестве нашего оборудования, поэтому можем говорить, что гарантия не ограничивается какими-либо сроками. Например, наши первые комнаты “Снузлин”, поставленные в конце 90-х годов по программе “Дети России”, до сих пор используются без ремонта оборудования. Есть документ (Нам пришло письмо,) который свидетельствует о том, что за 17 лет эксплуатации нашей сенсорной комнаты из строя вышло две лампочки. В комплектацию той комнаты входило 28 единиц оборудования!

СЕНСОРИ МЕДЖИК

Как работает сенсорная комната Снузлин с технологией Сенсори Меджик

До недавнего времени Сенсорные Комнаты Снузлин работали в автономном режиме, или отдельное оборудование индивидуально контролировалось, с использованием различных переключателей, или программировалось, но также в автономном режиме.

Читайте также:
Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

Однако возможность контролировать и программировать работу всего сенсорного окружения, с учетом потребностей пациентов, позволило бы продвинуть возможности сенсорных технологий на совершенно другой уровень.
И в связи именно с этой необходимостью была разработана легко управляемая система регулирования сенсорных окружений “Сенсори Мэджик” для индивидуальной работы с сенсорными стимулами
Сенсори Меджик – это мозг сенсорной комнаты. Он соединяет прикосновения, температуру, запахи, свет, звук, изображение и видео в совершенной гармонии для того чтобы создать иммерсионное и интерактивное окружение.
При помощи Сенсори Меджик специалисты могут контролировать все элементы сенсорной комнаты для создания такого сенсорного окружения для каждого человека в отдельности, или для группы людей, которое им нужно.
Программа позволяет создать профиль каждого пациента, который содержит различные инструменты оценки, анализа его поведения, учитывает его медицинские данные, фиксирует прогресс и составляет подробный отчет после каждого занятия. Это позволяет специалисту лучше понимать изменения состояния подопечного и анализировать, как можно улучшить работу с ним.
Самое эффективное и оптимальное сенсорное воздействие происходит в программируемой сенсорной комнате с технологией Сенсори Мэджик.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Практическое использование Сенсорных комнат Снузлин

Общие задачи, решаемые в Сенсорной комнате «Снузлин»

Профилактика психофизических и эмоциональных перегрузок
Создание положительного эмоционального состояния.
Развитие дополнительных ассоциативных связей в связи с усилением нагрузки на систему
Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло, снижение беспокойства и агрессивности.
Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости.
Развитие позитивного общения и взаимодействия друг с другом.
Активизация мозговой деятельности. Развитие памяти, речи, воображения, оригинальности мышления.
Повышение уровня сенсорного осознания, развитие самопознание
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

Исследования показали следующие результаты воздействия сенсорных комнат Снузлин на пациентов:

Стимулирует чувства
Является альтернативой медицинским препаратам и изоляции
Увеличивает функциональность, осознание, внимание
Улучшает аппетит, память, познавательную способность и речь
Увеличивает чувство удовлетворенности
Развивает движение, диапазон движения и осанку
Улучшает отношения
Снижает агрессию, чувство тревоги и неуверенности

Сенсорные комнаты Снузлин показали превосходные результаты в следующих типах учреждений:

Дома ребенка
Детские реабилитационные центры
Хосписы и центры паллиативной помощи
Дома для престарелых
Общепрофильные и специализированные больницы
Реабилитационные учреждения для взрослых
Детские сады и школы
Учреждения для психиатрической помощи
Родильные дома
Наркологические центры
Санатории
Центры и уголки для отдыха
Центры психологической помощи

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Статьи о Сенсорных комнатах Снузлин

Сенсорная комната Снузлин – это не просто современное оборудование, но и самые передовые технологии, с которыми мы знакомим специалистов. Научное обоснование её предоставляет Саутгемптонский университет, Великобритания. Совместно с его сотрудниками мы проводим обучающие семинары в России и странах СНГ по сенсорным технологиям, вопросам сенсорной интеграции и реабилитологии.

Некоторые научные исследования про «Снузлин»
  • Snoezelen: a controlled multisensory stimulation therapy for children recovering from severe brain injury – Hotz GA, Castelblanco A, Lara IM, Weiss AD Duncan R, Kuluz JW (2006)
  • Whittington Hall Snoezelen Project – Cunningham CC Hutchinson R Kewin J (1991)
    The effects of Snoezelen on chronic pain – Schofield P (2000)
  • The effects of Snoezelen in the management of children with mental retardation who exhibit maladaptive behaviors – Shapiro M, Parush S, Green M (1997)
  • Behavioral and physiological effect of dental environment sensory adaptation on children’s dental anxiety – Shapiro M, Melmed RN, Sgan-Cohen HD, Eli I, Parush S

СНУЗЛИН В РОССИИ

Первоначально Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70х годов. Термин «снузлин» происходит от голландских слов snuffelen (в данном контексте — «вынюхивать; изучать») и doezelen – слова, означающего «дрема». “СНУЗЛИН” использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.

В начале 80х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей Сенсорной комнаты “СНУЗЛИН” стала Великобритания. Одновременно, значительно расширяется диапазон использования Сенсорной комнаты. Они стали применяться в качестве незаменимого средства в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

В настоящее время количество Сенсорных комнат в мировой практике исчисляется тысячами единиц — в Европе, включая СНГ, Азии, США и Канаде.

Всемирный фонд «Снузлин®» является международной организацией, призванной дать покупателям уверенность в том, что они покупают официальную продукцию марки «Снузлин®» у авторизованных продавцов.
Только официальный представитель марки «Снузлин®» может размещать логотип всемирного фонда «Снузлин®» на своем сайте и маркетинговой продукции, что дает покупателям уверенность в том, что они покупают оригинальную продукцию.

Читайте также:
План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

Впервые сенсорные технологии стали использоваться в России при помощи компании «Рехаб энд медикал» в 1992 году. С тех пор более 500 учреждений и организаций России и стран СНГ были оснащены нашей компанией оборудованием для сенсорных комнат «Снусзлин».

Единственным представителем марки «Снузлин®» на территории России и в странах СНГ является компания «РехабМедикал»

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

© Коллектив авторов, 2013

Поступила 11.03.2013 г.

Л.М.ФИЛИППОВА,

А.Г.КИРИЛЛОВ, Т.П.СМЕЛОВА,

А.А.ПАВЛОВ, В.Г.СТЕПАНОВ

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Центр восстановительного лечения детей,

Центр здоровья Республиканская детская клиническая больница, Чебоксары

Сенсорная комната – это окружение, где происходит воздействие на органы чувств человека. В таких условиях специалистами проводятся направленные коррекционные занятия или комната просто используется для релаксации. Сеансы в комнате можно рассматривать как самостоятельную реабилитационную процедуру, способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям или средство оптимизации реабилитационного процесса. Исходя из опыта работы, сделан вывод о том, что пребывание в этих комнатах улучшает психическое здоровье, способствует ускорению реабилитационного процесса.

Ключевые слова: сенсорная комната, психологическая разгрузка, сеансы.

Сенсорная комната – это специально оборудованное пространство, организованное таким образом, что находящийся в ней, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, ощущает полный покой, комфорт и безопасность. Как установлено английскими учеными, за короткий промежуток времени пребывания в такой комнате снимается стресс, наступает полное расслабление, значительно улучшается эмоциональное и физическое самочувствие, улучшается психофизическое состояние и повышается работоспособность [1].

Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России.

В Республиканском восстановительном центре детей занятия в сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки включены в комплексную систему реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, задержками психомоторного и эмоционального развития, невротическими и психосоматическими расстройствами. Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Пребывание детей в этих комнатах также создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, способствует повышению мотивации к проведению других лечебных процедур (рис. 1).

Рис. 1. Сеанс релаксации

Противопоказаниями к проведению сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога [2]. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому [3, 4].

В сенсорной комнате мы условно выделяем две зоны: релаксационную и активационную. В релаксационную входят мягкие покрытия, пуфики с гранулами, маты, подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, коллекция релаксационной музыки, в активационную – оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (пузырьковая колонна, сухой душ, мелодичный звон, оптиковолоконные нити, светильники, проекторы, зеркальная панель с цветными нитями, настенное интерактивное панно «Звездное небо», сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.)

Новое оборудование позволили поделить работу на два основных направления:

1. Консультативно-диагностическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.

2. Проведение комплекса коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью максимальной коррекции отклонений в развитии детей и подростков.

Работая в коррекционном направлении, мы условно выделили следующие функциональные цели:

1. Активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды, стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений, повышение интереса к исследовательской деятельности.

Читайте также:
Воспитание звуковой культуры речи - родительское собрание

2. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

В сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки мы используем методы свето-, цвето-, звуко-, музыкотерапию для воздействия на состояние пациентов через соответствующие органы чувств, а также методы суггестивной, телесно-ориентированной, игровой терапии. Применение сюжетно-ролевых игр, сказкотерапии, психодрамы помогает преодолевать неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции детей. Использование этих комнат способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения без применения медикаментозных препаратов, а также снижению порога болевой чувствительности у послеоперационных пациентов и уменьшению страха боли и медицинских манипуляций [5].

Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и микрогрупповой формах. Группы комплектуются в соответствии с возрастом детей, нозологией, а также с уровнем их физического и психического развития. Продолжительность сеанса составляет 20-30 минут. Кратность посещения 7-10 раз за курс лечения. План занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом задач его реабилитационного курса (рис. 2).

Рис. 2. Телесно-ориентированная терапия

К участию на занятиях привлекаются и родители. Семейная терапия в сенсорной комнате улучшает эмоциональный контакт между ребенком и родителями, уменьшает невротические реакции. В Школе для родителей, проводимых в условиях кабинета психологической разгрузки, мамы и папы получают психологические знания на актуальные темы, знакомятся с сеансами психоэмоциональной разгрузки.

Ниже приведены результаты положительного воздействия сенсорной комнаты на состояние детей и подростков нашего Центра на основании психодинамического наблюдения специалистами, клинического обследования личности, самонаблюдения и бесед с персоналом.

За 2012 год в сенсорную комнату и кабинет психологической разгрузки обратились 950 детей и подростков. После прохождения курса сеансов у пациентов отмечено положительная динамика по следующим показателям (в %):

1. Снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении – 32.

2. Стабилизация психоэмоционального фона – 56.

3. Улучшение сна – 64.

4. Снятие стрессового состояния – 46.

5. Снижение уровня тревоги – 29.

6. Развитие произвольного внимания – 58.

7. Повышение порога сенсорной чувствительности – 12.

8. Снижение болевых ощущений опорно-двигательного аппарата – 28.

9. Ослабление головных болей – 49.

10. Расширение круга общения – 45.

11. Создание ощущения безопасности и покоя – 66.

12. Улучшение общего состояния организма – 42.

13. Повышение мотивации к лечению – 12.

14. Повышение мышечного тонуса – 36.

15. Снижение утомляемости – 37.

16. Развитие мелкой моторики – 48.

17. Положительная динамика отсутствует – 3.

18. Отказ от занятий по субъективным причинам – 2.

Большинство детей, подростков и родителей после проведения курса сеансов фиксировали одновременно несколько показателей положительного изменения состояния.

Эти данные еще раз подтверждают исследования эффективности работы Сенсорной комнаты, которые проводились в Англии, Голландии, Дании, Германии, США, России и других странах с различными группами клиентов, начиная с 1995 г. и не показали негативных или нейтральных результатов.

Таким образом, с учетом опыта работы нашего отделения, использующего сенсорную комнату более 5 лет, можно утверждать, что применение этой технологии повышает как успешность психокоррекционной работы, так и эффективность реабилитации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: уч.-метод. пособие / под общ. ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.

2. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате SNOEZELEN фирмы REHAB AND MEDICAL / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. – М. – 2001. – С. 39-47.

3. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. – М., 2001. – С. 141-145.

4. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) / Сост. Н.В. Горошенкова, – СПб., 2000.

5. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Филиппова Любовь Михайловна

медицинский психолог 2 категории Республиканского центра восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Читайте также:
Презентация Сурдо-логопедический тренажер Дельфа-130

Кириллов Александр Григорьевич

доктор медицинских наук, врач педиатр высшей категории, заведующий Республиканским центром восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Смелова Татьяна Павловна

врач-педиатр 1 категории, врач ЛФК, заведующий клинико-диагностическим отделением, Центр здоровья для детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Павлов Анатолий Александрович

кандидат медицинских наук, главный врач БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, главный детский хирург Чувашии, г. Чебоксары

Степанов Владимир Геннадьевич

врач-педиатр 1 категории, заместитель главного врача БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 27

Тел.: +7 (8352) 56-31-53

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Filippova Lyubov Mihaylovna

medical psychologist of the second category at the Republican rehabilitation centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Kirillov Aleksander Grigoryevich

doctor of Medicine pediatrician of higher category, the head of the Republican rehabilitation centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Smelova Tatyana Pavlovna

pediatrician of the first category, physician the head of the clinical diagnostic department at the health centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Pavlov Anatoliy Aleksandrovich

PhD of Medicine, chief Doctor of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia, chief children’s surgeon of Chuvashia, the city of Cheboksary

Stepanov Vladimir Grigoryevich

pediatrician of the first category, chief doctor’s deputy of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Address for correspondence:

Gladkov st., 27, Cheboksary, Chuvash Republic, 428000

Tel.:+7 (8352) 56-31-53

L.M. FILIPPOVA,

A.G. KIRILLOV, T.P. SMELOVA,

A.A. PAVLOV, V.G. STEPANOV

SENSORY ROOM AND ROOM FOR PSYCHOLOGICAL RELAXATION

IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN

Rehabilitation Centre for Children,

Health Centre for Children the Republican Children’s Clinical Hospital, Cheboksary

Sensory room provides surrounding favourable for influencing the human senses, so the specialists could organize correction training or just use the room for relaxing. Training in the room may be considered to be an independent rehabilitation procedure, preparing for other medical and psychological activity or means of optimizing the rehabilitation process. It has been concluded that training in these rooms improves psychological health, contributes to faster rehabilitation.

Key words: sensory room, psychological relaxing, training

«Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»
методическая разработка

Семинар-практикум для МО педагогов-психологов

«Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»

Цель семинара:

  • знакомство участников семинара с оборудованием тёмной сенсорной комнаты, психологическое просвещение участников о формах и методах коррекционно-развивающей, образовательной работы в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты;
  • закрепление представлений о содержании и особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Содержание:

  • Вступительное слово о целях и задачах семинара
  • Презентация на тему «Темная сенсорная комната»
  • Просмотр видеоролика «Занятия в сенсорной комнате»
  • Посещение сенсорной комнаты
  • Экскурсия по детскому саду
  • Закрытие семинара. Подведение итогов.

«Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»

Вступительное слово о целях и задачах семинара

К концу 80-х гг. ХХ в. сенсорные комнаты получили широкое распространение в Европе и стали частью реабилитационной и терапевтической практики в учреждениях разных профилей социальной направленности.

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Установлено, что от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность познавательного, физического и эстетического развития. В самом деле, от того насколько точно ребенок видит, слышит, осязает окружающее; насколько адекватно использует эти сведения в практической деятельности и насколько грамотно может выразить свои представления в речи, зависит его способность ориентироваться в окружающем мире, дифференцировать воздействующие на него стимулы и, в конечном итоге, принимать верные решения в каждой конкретной ситуации.

Таким образом, сенсорная комната является эффективным средством коррекции и реабилитации. Использование в работе сенсорной комнаты не только повышает успешность психокоррекционной работы, но и эффективность реабилитации в целом. Занятия в сенсорной комнате помогают оптимизировать психоэмоциональное состояние детей и родителей, формируя у них позитивный настрой, укрепляя психическое и физическое здоровье.

В нашем детском саду действует сенсорная комната, разработана оптимальная система работы, сориентированная как на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, так и на полноценное и всестороннее развитие дошколят. Сенсорная комната является комнатой психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых, она представляет собой помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где каждый посетитель пребывает в безопасной и комфортной обстановке.

Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов: свет и цвет, звуки, запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом (например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и др).

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта, музыкальные произведения с быстрым темпом) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты включает в себя множество компонентов….

Ø Презентация на тему «Темная сенсорная комната»

Ø Просмотр видеоролика «Занятия в сенсорной комнате»

Ø Закрытие семинара. Подведение итогов.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как самостоятельную процедуру, как способ подготовки к другим медико-психологическим процессам, а также как средство оптимизации реабилитационного процесса.

Логопедическая работа во вспомогательной школе

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем специального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что является первичным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка.

Читайте также:
Дидактические игры в коррекции звукопроизношения

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует организационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушенийстроится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией школы и учителями классов логопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися 1—4-х классов и 3 раза в неделю с учащимися 5—6-х классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий для группы — 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью — 20—25 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом. Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4—6 человек, подгруппы — из 2—3 человек.

При необходимости логопед может производить перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов — на воспитателя, в школах без интернатов — на классного руководителя. Логопед:

• ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

• организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;

• систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

• при завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

• посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;

Читайте также:
Правильная артикуляция звука (Р)

• хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

• помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;

• в конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал;

• принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе. Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия,

сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др. В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.

Доклад “Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида”.
статья по теме

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика – его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые рассройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskaya_rabota_v_spetsialnoy.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика – его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые рассройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

В задачи учителя-логопеда входит обследование и отбор детей в логопедические группы, проведение коррекционно-логопедической работы, общее развитие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропаганда логопедических знаний, а также ведение документации и отчетности. Для успешной реализации этих задач необходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитателями, родителями, медицинским персоналом.

На логопедические занятия отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Учитель имеет представление о речевых диагнозах своих воспитанников. Логопедические занятия проводятся в соответствии с расписанием учителя-логопеда, утвержденным администрацией школы. Составлено расписание таким образом, что учащиеся занимаются и в первую половину дня, и во вторую. Ответственность за детей в равной степени несет как логопед, так и воспитатель. Многие учителя-предметники, воспитатели помнят расписание логопедических занятий. Они умело организуют детей на занятия, создавая все условия для успешной работы.

По статистическим данным ПМПк 90% всех первоклассников имеют нарушения звукопроизношения, которые вызываются комплексом патологических факторов и отличаются стойкостью симптоматики. Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Например, введение звука в речь, то есть этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения. Эта работа может осуществляться учителями на уроках, воспитателями в группе продленного дня. Нужно так организовать педагогический процесс во вспомогательной школе, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.

Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности. Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Эту коррекционную работу необходимо проводить не только на уроках «Устная речь», «Живой мир», «Чтение», но и во внеурочное время. На прогулках воспитатель со своими учащимися может играть в игры «Садовник», «Съедобное-несъедобное». Или, например, педагог-дефектолог на своих коррекционных занятиях ведет работу по усвоению слов обобщающего значения, при этом используются такие приемы работы как описание предметов по цвету, форме, величине, вкусу.

Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Развитием общей моторики, координации, умению ориентироваться в пространстве занимаются на своих уроках учителя физкультуры, инструктор по ЛФК.

Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне. Например, занятия по устранению заикания будут более эффективны, если они проводятся на фоне расслабления после приема соответствующих медикаментов. При наличии чрезмерной возбудимости даже работа над звуками будет более эффективной, если она проводится на фоне успокаивающей терапии.

Взаимосвязь логопеда, учителя, воспитателя должна найти отражение в речевом уголке, который находится в каждом классе начальной школы. В речевом уголке необходимо иметь расписание логопедических занятий, списочный состав учащихся, посещающих занятия, а также конверт. В конверт вкладываются речевые задания для учащихся. Речевой материал подбирается логопедом с учетом дефектов каждого учащегося. Учитель и воспитатель закрепляет данный речевой материал на уроке или в группе продленного дня.

Необходимо вспомнить о речевом режиме для учащихся коррекционной школы. Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая бы являлась образцом для подражания. Поэтому педагогам необходимо знать орфоэпические нормы современного литературного языка, чтобы не давать ошибочных эталонов. Учителю необходимо быть немногословным, говорить спокойно, четко давать задания и инструкции.

Таким образом, педагоги-дефектологи, воспитатели школы , закрепляя приобретенные знания и навыки, внося логопедические знания в повседневную жизнь, в содержание других занятий, в режимные моменты, особое внимание уделяют развитию графомоторных навыков, формированию пространственно-временных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики рук в виде пальчиковой гимнастики, народных игр, теневого театра, зрительных опор в виде буквенных схем, обводок, штриховок.

Психолог через тренинги уверенного поведения, релаксацию и психогимнастику учит детей управлять своим настроением, мимикой, развивает способность преодолевать неудачи.

На уроках музыки учителем совершенствуется не только общая, но и мелкая моторика рук (координация движений, ручной праксис, пластика движений), простейшие приемы массажа, гимнастика дыхания и глаз.

Учитель изобразительной деятельности развивает умение регулировать направления, силу нажима, объем движений, что является показателем мышечного тонуса ведущей руки, как неотъемлемой части формирования графических навыков. Лепка, аппликация, рисование способствуют развитию не только мелкой моторики руки, но и ориентировки в пространстве.

Только работая в тесном сотрудничестве со всеми специалистами школы, учителями и воспитателями, а также родителями можно успешно корригировать речевые нарушения учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Совместная работа данных специалистов будет способствовать развитию познавательной деятельности воспитанников, развитию их компенсаторных возможностей, в результате которых развивается личность в целом, формируется умение жить и работать в обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: