ОптиМьюзик в работе логопеда

ОптиМьюзик в работе логопеда

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Бесплатные занятия с логопедом

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

• арт-терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии., основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Читайте также:
Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ОВЗ

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

– это комплекс движений,позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

• развивают мозолистое тело,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Читайте также:
Звук (И) - конспект занятия

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи,которые решаю на занятиях:

• Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику,необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Страничка логопеда

Лубяко Людмила Васильевна – Нейротренажеры – результат эффективный!

  • Лубяко Людмила Васильевна
  • Пальчиковый игротренинг
  • Советы для родителей. Почему детям необходимо читать?
  • Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников
  • Речевая среда в ДОУ
  • Любите ли Вы разговаривать со своим ребенком
  • Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи
  • Артикуляция и дыхательная гимнастика
  • В подготовительной логопедической группе «Одуванчик» учебный год набирает свой ход
  • Как научить ребёнка говорить?
  • Как организовать логопедические занятия дома?
  • Подъязычная связка
  • Работа по развитию речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
  • Своевременность консультации и помощи логопеда
  • Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей
  • Консультация логопеда
  • Если диагноз не понятен
  • Игры
  • Дефекты прикуса
  • Маме на заметку
  • Мелкая моторика
  • БОЛЬШАЯ ШЛЯПА
  • Социоигры в группе фото
  • И вновь театр дарит радость, обучает и воспитывает
  • Звуковой ЛЭПБУК У ШИПЕЛОЧКИ в гостях
  • РППС в кабинете логопеда
  • Роль семьи в развитии речи ребенка
  • День Матери в логопедической группе.
  • Как научить ребенка читать?
  • Опыт приходит в игре
  • Учиться всегда интересно
  • По сказочным дорожкам
  • Летом будем мы играть, речь ребенка развивать.
  • С чего начинается новый учебный год в логопедической группе
  • Консультация для родителей «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи»
  • Ранний детский аутизм
  • Один за всех и все за одного
  • Игровой самомассаж
  • Мы открываем ателье!
  • Особенности речевого развития детей 4
  • Игры ТРИЗ-технологии нужны нашим детям!
  • Продолжаем развивать коммуникативные навыки
  • Летом время не теряйте
  • Проблема: все больше неговорящих детей!
  • Овощная сказка
  • Играя, учимся жить в социуме.
  • Зачем учить стихи?
  • Оздоровительный эффект кинезиологических упражнений
  • Лекарство для красивой речи
  • Интегрированное занятие по теме «Рыбы… Какие они?»
  • Четыре желания
  • Рекомендации учителя-логопеда на время самоизоляции
  • Помогите вернуть детям здоровое детство!
  • Решаем проблему весело!
  • Нейропсихологические приемы в работе логопеда
  • Игра, игра и еще раз игра!
  • Проводим комплексные занятия – закрепляем пройденный материал.
  • Нужно ли обращать внимание на речь ребенка трехлетнего возраста?
  • Кому и зачем нужна логоритмика?
  • Нейротренажеры – результат эффективный!
  • Учим играть вместе, а не рядом!
  • Все страницы

Значение сенсомоторного восприятия чрезвычайно велико в коррекционно – логопедической работе, особенно с детьми с отклонениями в речевом развитии. Это объясняется тем, что основой восприятия и речи является условно-рефлекторная деятельность межанализаторных (ассоциативных) комплексов нервных связей. Следовательно, логопедические занятия, которые будут включать в себя приемы, включающие в работу деятельность различных анализаторных систем (опора на сохранные анализаторы), будут более плодотворными.

А основанием такого направления в работе послужила тема курса по повышению квалификации «Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» в феврале 2020 г. («Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы»). В июне 2020 г., став участницей вебинара Н.В.Нищевой «Нейропсихологические приемы в работе логопеда», убедилась, что тема интересна и актуальна для работы с детьми с ОВЗ. Для того, чтобы еще глубже вникнуть в эту работу, прослушала вебинар В.Д.Мазиной «Приёмы нейро – психологической диагностики в практике учителя-логопеда» в ноябре 2020 года. В январе 2021 г. стала участницей вебинара Е.А.Порошиной клинического психолога, кандидата психологических наук «Возможности нейропсихологической коррекции в раннем и дошкольном возрасте».

Читайте также:
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

Обратилась к трудам:

  • Э.Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»
  • Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие»
  • Марины Лынской « Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей.

Приобрела для занятий с детьми пособия Елизаветы Шестаковой (коррекционного педагога) и Тамары Назаревской (клинического психолога, логопеда – олигофренопедагога, психорефлексолога) по нейромоторике.

В своей работе тоже стала использовать приемы, основанные на полисенсорном подходе. Эти игры, позволяют через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, предметно-практическую, двигательную), через необычные эмоционально окрашенные задания влиять на мотивационно – побудительный уровень речевой деятельности, формировать ее основу.

Структура наших занятий с детьми такова:

  1. Упражнение на выработку речевого дыхания;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Артикуляция;
  4. Игры-нейротренажеры:
  • на автоматизацию поставленного звука через воспроизведение кистевых и пальцевых поз с проговариванием.

Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.д. Это игры: «Топни-хлопни-повтори», «Логобродилка».

Тренажеры развивают наряду с артикуляционной моторикой, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

  • на дифференциацию звуков совместно с двигательными упражнениями для рук и ног.

Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и параллельно произносятся слоги “ЗА” – “ЖА” – “ЗУ” – “ЖУ”

В этом случае предлагаю детям игры – нейротренажеры «Звуковые дорожки», «Фонетическая ритмика».

Часть упражнений на автоматизацию и дифференциацию звуков дети выполняют на модуле «Ортодон» (модуль состоит из пазлов с различными поверхностями, имеющими различную высоту и форму. Благодаря различной фактуре и жесткости поверхности, коврики-пазлы стимулируют все необходимые рецепторы стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. Ходьба по неровной поверхности – давно известное и эффективное средство для профилактики плоскостопия у детей, а так же снижения утомляемости и повышения иммунитета, улучшает кровообращение, то есть, наряду с речевым развитием, происходит общее оздоровление детского организма.

  1. Нейроигры, разработанные мной, на формирование звукового анализа:

«Грузовики»

  • для упражнения в классификации предметов по темам: игрушки, овощи, фрукты и т.д.
  • для закрепления умения определять первый (последний) звук в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий);
  • для тренировки в делении слов на слоги.

«Соберем цветы»

  • для развития умения выделять первый и последний звук в слове;
  • для упражнения в определении согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости и глухости.

В этих играх дети, опираясь на свои сенсомоторные функции ( манипуляции с карточками, зрительное закрепление знаковых цветов звуков, хлопанье и топанье, хождение по поверхности разной структуры, речеслуховое восприятие) совершают умственную деятельность, которая ранее была им доступна не в полной степени.

В свободное от занятий время предлагаю детям игру-тренажер «Рисуем двумя руками» на:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизацию работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии.

Итак, подводя итог коррекционной работы с детьми, можно с уверенностью сказать, что нейротренажеры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, такие игры обеспечивают эмоционально насыщенный фон логопедического занятия, направлены на преодоление негативизма, а главное – помогают дошкольникам быстрее преодолеть речевое нарушение.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородска школа №8»

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Автор: Венецкова Ксения Николаевна

Педагогический стаж: 8 лет

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. …………………………………………………………….стр 4

Список литературы……………………………………. стр 8

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение специального образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в современном мире и самореализации в различных видах профессиональной.

В настоящее время все силы сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать доступную образовательную среду для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

И одним из приоритетных направлений модернизации в образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств цифровых технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с

детьми с ОВЗ.

Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT-технологии столь востребованными.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Читайте также:
НОД Путешествие в страну головных уборов

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике и используется как дополнительный инструмент в работе педагога.

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;

— обеспечение психологического комфорта на занятиях;

— развитие высших психических функций;

— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

— формирование личностных качеств ребёнка;

— повышение качества обучения и работоспособности обучающихся.

На логопедических занятиях мною используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.

В качестве готовых продуктов я использую такие цифровые ресурсы, как мерсибо ( mersibo . ru ), где помимо тестов и тренажеров для обучающихся, здесь можно участвовать в вебинарах по ИКТ для работы на данном портале, углубленные мастер-классы для логопедов; логозавр ( logozavr.ru ), теремок (teremoc.ru) – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций. Так же в своей работе использую интернет урок ( interneturok . ru ) для реализации дистанционного обучения для ребенка с индивидуальной программой развития. На этом сайте можно подобрать видеоуроки по изучаемым темам.

К самостоятельно-разработанному инструментарию относятся: составленные с помощью программы Microsoft Office игры, пособия и игры-презентации Power Point; веб-сайты; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Одно из последних разработанных мной пособий является «Персональная книга для чтения» для обучающегося по индивидуальной программе развития. Это пособие разрабатывалось для летнего чтения и письма обучающегося. Т.к. книга персональная она именная с фото обучающегося и его родных, благодаря этому и доступным заданиям ребенку интересно было заниматься по ней. В книге содержатся задания для чтения, задания по развитию фонематического восприятия и задания для письма.

Так же на занятиях использую мультимедийные игры-презентации – это одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс, которые очень эффективны в индивидуальной работе. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Мультимедиа – богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления.

Для связи с родителями и распространения собственного опыта мною был разработан персональный сайт ( nsportal.ru/venetskova-kseniya-nikolaevna ), на котором можно увидеть подробную информацию о моей работе, дидактический материал, фотоотчет работы.

Использование современных цифровых технологий в логопедической практике позволяет сделать работу логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы.

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

4. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

Современные логопедические технологии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.
Читайте также:
Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.
  1. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.
  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.
  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.
  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.
Читайте также:
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.
  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

  • дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
  • обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.
  • осознавание особых цветовых пристрастий;
  • повышение чувствительности и восприимчивости;
  • расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
  • расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
  • возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

STEAM-технологии в работе учителя-логопеда

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 09.09.2021

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Таринская, Т. А. STEAM-технологии в работе учителя-логопеда / Т. А. Таринская, С. В. Чекулова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16653/ (дата обращения: 18.01.2022).

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Современные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Исследуя речь детей, мы пришли к выводу, что помимо нарушений фонетического, лексико-грамматического строя речи на первый план выходит снижение речевой активности, т. е. в век говорящей техники, дети перестали общаться. И решать эту проблему нам необходимо в соответствии с условиями современных требований. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения.

Одним из таких путей для нас стали STEAM-технологии. Если ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т. е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Сегодня мы хотим поделиться, опытом работы по развитию речи, используя STEAM-образование.

Словарный запас детей формируется параллельно с познанием окружающей действительности и предметного мира, и происходит это во время исследования предметов, где дети, рассматривая знакомые им вещи, называют новые слова и выражения.

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Есть множество упражнений на запуск речи. Мы же в своей практике пришли к выводу, что самыми эффективными являются игры-эксперименты.

Игра «Голодная гусеница»

Для нее мы используем набор Фрёбеля. Сначала рассказываем ребёнку сказку, сопровождая кормлением гусеницы. Затем ребенок нанизывает ягоды–бусины для гусеницы, при этом идет отработка глагола тяни.

Игра «Регата»

Эта игра не только поднимает настроение и стимулирует появление новых слов, но и помогает сформировать направленную воздушную струю.

Игра «Сокровища»

Заворачиваем в фольгу слова-предметы однослоговой структуры: бусы, часы, мыло, пони и т д. Прячем их в коробку с фасолью.

—Злая колдунья заморозила сокровища и спрятала их от нас. Давай с тобой спасем сокровища!

Достаём предметы со словами: Что там? ИЩИ! ОПА! Нашли. Ура!

В процессе экспериментирования старшие дошкольниками не только расширяют словарный запас, но и учатся применять свои знания на практике.

—Давайте рассмотрим вместе с детьми обычную коктейльную трубочку: она-гибкая, мягкая, пластичная, может менять форму.

—Где можно использовать эти качества?

Это можно использовать при изготовлении цифр, букв, объёмных 3Д фигур, игрушек и движущихся деталей для игрушек.

Продолжая исследование, мы узнаем, что она полая, и в неё можно подуть.

И здесь дети включили свою фантазию и предложили много интересных вариантов игр, где нужна струя воздуха. Это игры: «Собери браслет», «Пройди лабиринт» «Собери картинку», «Воздушный футбол», «Укрась букву».

Данные игры помогают не только в логопедической работе, но и одновременно решают задачи STEAM-образования.

Полученные в процессе экспериментирования знания, дети применяют на практике при изготовлении механических игрушек, поделок, дидактических игр, персонажей для театра с использованием игрового модуля «Лего».

Таким образом развивается основы инженерно-технического мышления и творческого воображения. Все эти умения мы продуктивно используем в логопедической работе:

Игра «Башенка» в процессе игры ребенок выполняет постройку с опорой на схему, параллельно идёт развитие фонематического слуха, дифференциация согласных, формирование умения составлять звуковой анализ слова.

«Артикуляционная гимнастика с ЛЕГО» строим лошадку из деталей ЛЕГО, затем выполняем артикуляционное упражнение «Лошадка». Аналогичная работа и с упражнением «Лопатка» и т. д.

При проведении диагностических мероприятий выяснилось, что дошкольники испытывают затруднения при пересказах, описательных рассказах. И здесь нам на помощь пришли STEAM-технологии. Большой восторг дети испытывали при создании мультипликационных фильмов. А желание озвучить собственный шедевр было очень высоким. Эта работа способствует смысловому пониманию значения слова, что в дальнейшем подготавливает детей к смысловому пониманию прочитанного произведения, что актуально на современном этапе.

В нашей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.

Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися.

Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать многие коррекционно-образовательные задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним, знакомство детей с компьютерными программами.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Задачи творческого цикла:

– развитие воображения, познавательной активности.

Работа с интерактивным столом способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, преодолению моторной неловкости, неточности движений.

В своей работе мы используем готовые программы «Умный ребенок» и «Лесная полянка». Игры подбираем как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Так же эффективно применяем эти игры при проведении логопедического обследования.

Игра «Родственники» в процессе игры фиксируется принятие и понимание задания, уровень развития словарного запаса.

Игра «Найди и назови» -фиксируется умения употреблять имена существительные и прилагательные в правильной грамматической форме.

Игра «Кто как голос подает?» -фиксируется уровень развития слухового восприятия.

Игра «Назови ласково» -фиксируется умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.

Компьютер не заменяет работу логопеда, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.

STEAM -образование является уникальным инструментом речевого развития, ещё и потому, что даёт возможность развивать у детей речь на интересной для них творческой деятельности. Дети учатся составлять план работы, комментировать свой творческий процесс.

Затем мы с ребятами составляем описательный рассказ готового изделия. При составлении творческих рассказов используем схемы (кодирование), которые являются предпосылками к программированию.

Благодатной почвой для логопеда по развитию и активизации речи являются творческие презентации игрушек, где дети рассказывают, как и во что можно играть с ними, придумывают рассказы, сказки и инсценируют их!

Подводя итог всему сказанному хочется отметить, что SТЕАМ- образования позволяет логопеду повысить эффективность своей работы на основе современной и актуальной для нашего общества деятельности.

Педразвитие

Автор: Гаврилова Валентина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда школы
Раздел: среднее образование

Читайте также:
VI конференция Российской ассоциации дислексии

ГАВРИЛОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Учитель-логопед, высшей квалификационной категории

г. Хабаровск, МБОУ СОШ № 68

Индивидуальный план самообразования

на 2016 – 2017 учебный год

«Преодоление

своевременное

предупреждение

нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило

методы, современные и эффективные формы проведения

занятий, соответствующих требованиям

ФГОС, при которых учащихся приобретут

умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях

информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской;

проводить учебные и внеурочные занятия с применением ИКТ;

использовать полученные знания: на практических занятиях, конкурсах

организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и

специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию

обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

грамматически правильной речью; самоконтроля, взаимоконтроля;

обучающихся с нарушениями слуха;

применяемых форм, методов и или технологий

Результативность

В результате систематической работы добиться положительных продвижений в устной и

письменной речи у учащихся, обогатить словарный запас, подтвердить положительную

динамику в развитии устной речи и письменной обучающихся с ОВЗ.

ПЛАН РАБОТЫ

самообразования. «Особенности развития речи детей,

интернете по изучаемой теме.

Обобщение знаний по специальной литературе.

Изучить новые методы и приемы по развитию лексико

словарного запаса у учащихся с ЗПР, нарушениями

Использовать литературные источники, практические

наработки педагогов-практиков школы-интерната для

детей с нарушениями слуха

п р о в е д е н и е

речи каждого ребенка.

Организация образовательного процесса.

Составление АОП на обучающихся инклюзивно по

варианту 7.1; 7.2; 2.1.

вопросам речевого развития посредством общения на

страницах сайта школы

Использовать в работе компьютерные презентации в

обучающихся с нарушениями речи.

для проведения занятий с обучающимися.

м е т од и ч е с к и е

ко р р е к ц и о н н о –

содержания и технологии образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья: проблемы,

перспективы в условиях реализации ФГОС»

Выступить с докладом:

« Ло го п е д и ч е с ко е

с о п р о в ож д е н и е

имеющими ЗПР, нарушения слуха

Посещение городских и краевых семинаров учителей

полноценного речевого развития», «Норма речевого

«Речевое дыхание: что это?»

В течение года

Пропаганда логопедических знаний среди педагогов

Беседа с учителями начальных классов на тему: « Как

обучении письму и чтению»

материала «Рабочая программа учителя-логопеда как

организации деятельности в современных условиях

С и с т е м а т и з а ц и я

и п о п ол н е н и е

п о р т ф о л и о

материалами по теме самообразования

Отчёт по самообразованию

Список литературы

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М., 1963.

Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /

К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. – М.:ВЛАДОС, 2008.

Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей

/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: ВЛАДОС, 2004.

логопедического пункта образовательного учреждения» №2 от 14.12.2000

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-

предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с

речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996 – 47 с.

Разработка рабочей коррекционной программы учителя-логопеда общеобразовательной

школы в соответствии с ФГОС НОО: методические рекомендации к 2012-2013 учебному

году/авт.-сост. О.Л. Кубанова.-Хабаровск: ХК ИРО, 2012.

М а з а н о в а

р а б о т а т ь

Ко н с п е к т ы

ко р р е к ц и и

д и с г р а ф и и

н а р у ш е н и я

Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 117 стр.

Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по

Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и

логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.:

ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.

Мазанова Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по

т е т р а д е й

по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

С а д о в н и ко ва

Н а ру ш е н и я

п и с ь м е н н о й

п р е о д о л е н и е

у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;

Читайте также:
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать

Индивидуальный план по самообразованию
материал по логопедии (подготовительная группа)

План по самообразованию учителя-логопеда

по теме: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

1. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г

2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

3. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДетствоПресс», 2001г. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г. 4. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. – №10.

5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.

Скачать:

Вложение Размер
moy_plan_po_samoobrazovaniyu_mnemotehnika_2020-2021.docx 23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка
детский сад№15 Семицветик»

План по самообразованию

учителя-логопеда Кочкиной Ирины Александровны

по теме: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

2020-2021 учебный год

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Речь – это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Данная тема самообразования выбрана не случайно. Развитие связной речи является важнейшей задачей в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребенка. Все это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексикограмматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной. У детей с ОНР мы видим множество проблем:

состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грамматически правильно построить предложение;

употребление нелитературных слов и предложений;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т. д.;

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием приемов мнемотехники должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Связная речь – главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в

памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса – из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь – большой круг. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.

Цель: Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.

2. Ознакомиться с инновационными методиками.

3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в деятельности городского методического объединения учителей-логопедов, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством интернета.

План работы по теме самообразования

Подбор методической литературы по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники». Определение цели и задач.

Разработка и внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающей, коррекционной педагогической технологии – мнемотехника. Приобретение литературы по формированию связной речи

2. Материально-техническая база

Приобретение аудио пособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Подбор материала по оформлению уголков

Создание предметно-развивающей среды.

Пополнение имеющихся уголков

3. Взаимодействие с детьми

Подбор диагностических методик с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений

Оформление и пополнение картотеки: подвижные игры, пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений. Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы: – на занятиях;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: