Оптимизация логопедической работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

Оптимизация логопедической работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Проблема организации логопедической работы с детьми со стёртой дизартрией обусловлена поражением центральной нервной системы, протекающей параллельно с нарушениями психического развития.

Бесплатные занятия с логопедом

1. Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей.

Е. Ф. Архипова (профессор, преподаватель МПГУ им. Шолохова) в своей книге о стертой дизартрии дает определение следующим образом:

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л. В. Лопатина). Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данное нарушение затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность.

Научные исследования, проведенные Мартыновой (1963), Г. В. Гуравец (1978), Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой (1994,1996) установили причинно-следственную зависимость между самим дефектом наблюдаемого в данный момент речевого нарушения (например, дефектами звуковой стороны) и его отсроченными последствиями:
дефектами формирования фонематических и грамматических обобщений, нарушениями смысловой стороны речи, затруднениями в развитии связной речи.

Так, в исследованиях многих авторов ( Р. И. Мартынова,1963; Л. В. Мелехова,1964; Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуравец, С. И. Маевская, 1978 и другие) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи часто наблюдается недоразвитие лексики.

Проблема организации логопедической работы с детьми со стёртой дизартрией обусловлена поражением центральной нервной системы, протекающей параллельно с нарушениями психического развития (памяти, внимания, мышления). По данным различных авторов, у 40-80 % детей отмечаются те или иные отклонения: задержка психического развития (40-60%), недоразвитие по типу олигофрении (15-20%).

Актуальность выбранной темы подтверждается следующими положениями:

• стертая форма дизартрии является наиболее распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста (По Архиповой Е.);

• направлена на изучение взаимосвязи звукопроизношения, состояния артикуляционной моторики, просодики, и на оказание помощи детям со стертой формой дизартрии.

Цель заявленной темы — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.

Достижение цели осуществляла посредством последовательного решения задач:

1. Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.

2. Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.

3. Выявить особенности просодической стороны речи.

4. Отметить особенности развития психических функций.

2. Клинико-физиологические аспекты стёртой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии диагностируется после 5 лет. Все дети, симптоматика которых соответствовала ей, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включает:

– медицинское воздействие;
– психолого-педагогическую помощь;
– логопедическую работу.

При обследовании детей в возрасте 5-6 лет выявляются следующие симптомы:

Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой формой дизартрии поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицы, завязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки напряжены. Многие дети не любят рисовать.

Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стертой дизартрией следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате:

  • Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: лицо гиппомимично, мышцы при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, уголки их опущены, что ухудшает просодическую сторону речи (определение).
  • Язык тонкий, находится на дне полости рта, вялый кончик языка, малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость нарастает.
  • Спастичность (напряженность) проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы при пальпации твердые, напряженные. Губы находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут выполнить упражнение «Трубочка», вытянуть губы вперед. Язык изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
  • Гиперкинезы проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка или голосовых связок. Часто проявляются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
  • Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, присутствует на всех моторных уровнях. Отмечается невозможность переключения с одного движения на другое.
  • Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках; сочетается с асимметрией губ.
  • Гиперсиливация, т. е. повышенное слюноотделение во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата и анализа качества выполнения движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижения объема движений, быстрая утомляемость мышц и т. д.

Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это приводит к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребёнком нарушение звукопроизношения напоминает сложную дислалию. В отличие от дислалии , при стертой дизартрии речь имеет просодические нарушения, что влияет на внятность, разборчивость, выразительность. Затруднен процесс автоматизации, не используются в полной мере поставленные звуки. Дети искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают сложность при произношении слов со сложной слоговой структурой.

Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы

Состояние просодики выяснялось в процессе беседы с ребенком. Отмечались следующие особенности:

– нормальный
– тихий, громкий
– возможность модулировать голос по высоте и силе
– наличие и отсутствие назальности

– быстрый
– медленный
– нормальный

– правильность употребления пауз в речевом потоке

– верхнегрудное
– диафрагмальное
– нижнереберное
– длительность речевого выдоха
– ритмичность
– синхронность
– голосообразование

Детей со стертой дизартрией можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на группу детей с дислалией (ФН). Часто с ними занимаются как с дислаликами и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации, становится ясным, что это стертая форма дизартрии.

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН).

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. Бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания.

3. Системный подход к стёртой дизартрии.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское направление определяется неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого — педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

– развитие сенсорных функций;
– уточнение пространственных представлений;
– формирование конструктивного праксиса;
– развитие высших корковых функций-стереогноза;
– формирование тонких дифференцированных движений в руках;
– психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии включает пять этапов:

1 этап — подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

– нормализация мышечного тонуса,
– нормализации моторики артикуляционного аппарата,
– нормализация речевого выдоха,
– нормализация голоса,
– нормализация просодики,
– нормализация мелкой моторики рук.

2 этап — выработка новых произносительных умений и навыков.

– выработка основных артикуляционных укладов,
– определение последовательности работы над звуками,
– развитие фонематического слуха,
– постановка звука,
– автоматизация,
– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3 этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

– выработка самоконтроля;
– тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5 этап — подготовка к обучению в школе.

– формирование графомоторных навыков;
– развитие связной речи;
– развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

4. Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой формы дизартрии.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны.
2. Лицевых мышц.
3. Губ.
4. Языка.
5. Мягкого неба.

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется выполняется по тем же правилам, что и косметический массаж. Массаж языка проводится от корня к кончик специальным зондом. Используются все виды массажных движений: поглаживание, разминание, похлопывание, вибрация. Необходимо при этом соблюдать важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж активный и интенсивный; если мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемые легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Постановка звуков при стёртой дизартрии

Данная методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков. Она заключается в коррекции нескольких групп одновременно, а не поочередно.

Этапы коррекционной работы:

1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Массаж.
4. Коррекция и постановка свистящих звуков и звука [л].
5. Автоматизация свистящих звуков и звука [л].
6. Дифференциация свистящих звуков [c]-[з]; [с]- [сь]; [сь]-[зь]; [c]-[ц] и звука [л]:[л][ль].
7. Коррекция и постановка шипящих [ш], [чь], [ж],[щ] и звуков [р] – [рь].
8. Автоматизация шипящих звуков и звуков [р]-[рь].
9. Дифференциация шипящих звуков и звуков [р],[рь]; [л]-[р], [ль]-[рь]
10. Автоматизация всех звуков (свистящих, шипящих, соноров)
11. Дифференциация всех звуков.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика неразрывно связана с артикуляционной моторикой, поэтому ускорить подготовку артикуляционного аппарата необходимо с развитием мелкой моторики. Несколько упражнений, которые можно использовать.

Упражнения с мячом.

1. Подбросить мяч вверх 10 раз:

– двумя руками;
– правой рукой;
– левой рукой.

2. Ударить мячом об стенку:

– двумя руками;
– правой рукой;
– левой рукой.

3. Ударить мячом об пол:

– двумя руками;
– правой рукой;
– левой рукой;

Упражнения для рук

1. Руки вытянуты вперед пере грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2-3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.

2. Руки вытянуты вперед перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускоряя темп.

3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.

4. Руки согнуты, касаться большим пальцем поочередно каждый пальчик (выполнять обеими руками).

5. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.

6. Руки вытянуты вперед перед грудью. Развернуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.

В случаях тяжелых нарушений речи развитие моторики особенно необходимо.

Работа над техникой речи

В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи». При этом изолированно все звуки ребенок произносит правильно. Причин можно выделить несколько:

Читайте также:
Чтобы ребенок не заикался

• слабое речевое дыхание
• нечеткая артикуляция
• ускоренная речь
• поверхностное дыхание
• неумение владеть голосом, как инструментом, что делает речь бедной и невыразительной.

Дети со смазанной речью нуждаются в иной помощи, чем логопаты.

Эта работа имеет три составляющих:

1) работа над физиологическим и речевым дыханием;
2) работа над голосом;
3) работа над артикуляцией.

В случаях убыстрения речи её следует приостановить.

Работа над дыханием

Дыхание является физиологической основой речи. Каким должно быть фонационное дыхание? Оно должно быть глубоким и нижнереберным. Опустить дыхание на диафрагму можно при помощи упражнения « Шарик», надувая при глубоком вдохе живот.

Следующий этап — выработка ровной воздушной струи.

Вдох через рот – выдох через рот
вдох через нос-выдох через нос
вдох через рот — выдох через нос
вдох через нос-выдох через рот

Последний вариант лежит в основе речевого дыхания.

Глубокий вдох через нос на выдохе счет до 10,12,15…

Упражнение 3. «Цветок»

Поработать над силой и продолжительностью выдоха, постепенно наращивая фразы.
АХ!
АХ, пахнет!
АХ, как пахнет!
Ах, как пахнет цветок!
Упражнение «Ай, да я!»
Похвалиться, подтрунить «Ну и ну».

Легкое свободное восклицание раскрепощают мышцы фонационного аппарата.

В качестве тренинга можно использовать стихотворные тексты.

В игре с помощью звукоподражания используя речеручной рефлекс и стихотворные тексты мы тренируем навык переключения и дыхания, фонемационное дыхание должно быть глубоким, высоким, чистым.

Вывод: работа над дыханием, тренировка энергетической системы голосообразования является первым этапом в овладении речевым голосом.

Работа над артикуляцией

Чтобы подготовить органы речи, нужно проводить общую артикуляционную гимнастику.

«Заборчик»
«Улыбка-трубочка»
«Лопатка»
«Качели»
«Чашечка»
«Лошадка»
«Грибок»

Вывод: подготовить органы артикуляции можно с помощью специальных упражнений, разогревая на тренировке согласные звуки, их трудные сочетания.

Четкость произношения достигается при автоматической, рефлекторной , хорошо скоординированной артикуляции и дыхания, выравнивающем силу звука.

Скороговорки позволяют решить несколько творческих задач: отработку элементов техники речи, овладение интонационной выразительностью, разговорной интонации, элементами общения.

Работа над голосом

Задача этого этапа — работа над силой, выразительностью, объемным звучанием голоса.

Упражнение «Малыш» А-а-а, у-у-у
Упражнение «Гудит паровоз» У-у! Уууу — ууу! Эээ-Иии
Упражнение «Смех» Ха-ха-ха!
Упражнение «Мяч» Мой веселый звонкий мяч.

Хорошим тренингом могут служить речевки, частушки, считалки.

Общий вывод: благозвучный голос всегда образован на мягкой атаке звука, гласные звучат четко. Сила звука и полетность достигается не за счет перенапряжения связок, а с помощью опоры голоса, активной рефлекторной работы мышц брошного пресса и диафрагмы.

Чтение стихов отвлекает от голосовых недостатков, вырабатывает автоматические навыки верного рождения звука, позволяет закрепить полученные в полученном дыхательном и голосовом тренинге навыки.

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М.,1997.
2. БлудовА. А., Белова Н.В. Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых.- СПб. : Наука и Техника, 2009.
3. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М.: В. Секачев, 2006.

Стертая дизартрия у детей – симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.
Читайте также:
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой форме дизартрии

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

Читайте также:
Восстановление программирования высказывания у пациентов с динамической афазией

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языкапредлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет) можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

Читайте также:
Дифференциальная диагностика дизартрии - таблица

«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

5. www.logoped-therapy.com (Русина Ю.В. Артикуляционная гимнастика для четкого произношения)

6. www.festival.1september.ru (Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста)

  • Логоша
  • Презентации
  • Конспекты
  • Статьи
  • Книги в помощь
  • Полезные сайты
  • Контакты

УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2

+ 375-29-660-19-18
+ 375-29-555-97-67

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 13 мая 2020 г.

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.

К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
  3. В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.
Читайте также:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки. Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.

Лечение стертой дизартрии

Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

  1. Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
  2. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать. Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Прогноз и профилактика

Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства. Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие. В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.

Читайте также:
Ротацизм и параротацизм

Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).

После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.

Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.

Неразборчивая речь или стертая дизартрия? Советы логопеда

19 июня 2020 года

Бывает, родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения нервной системы. О стертой дизартрии — неразборчивости речи, вызванной органическими причинами — на онлайн-площадке Института дополнительного профобразования работников социальной сферы рассказала доктор педагогических наук, профессор, логопед Елена Архипова.

Дизартрия — не чисто детская проблема, нарушение речи может встречаться и у взрослых. И в этом случае также необходима помощь логопеда. Давайте разберемся в том, что же такое дизартрия, каковы ее причины и как с ней работать.

Точное определение будет звучать так: дизартрия — это нарушение звукопроизношения и просодии вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата. И сразу еще два незнакомых слова! Будем разбираться дальше

Просодия — интонационная выразительность речи. Она выражается в темпе речи, голосовых модуляциях, интонации, логическом ударении и др.

Иннервация — неврологический термин, означающий проведение нервного импульса от мозга к мышцам.

Получается, что дизартрия имеет органические причины, то есть, связана с нарушениями в развитии нервной системы. А это значит, что и работу с ней надо начинать не на логопедическом, а на неврологическом уровне. Собственно, дизартрия — это только симптом, сигнализирующий о поражении нервной системы.

Причины дизартрии у детей:

  • внутриутробная патология;
  • родовые травмы;
  • резус-конфликт ребенка и матери;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Причины дизартрии у взрослых:

  • нарушение мозгового кровообращения;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли мозга.

С чего начинается работа с дизартирей?

Первый этап — медицинский. Его проводит врач-невролог. В арсенале медиков — необходимые медицинские препараты, физиотерапия, лечебный массаж, рефлексотерапия, словом, средства, направленные на укрепление ЦНС и устранение патологической симптоматики.

Второй этап — психолого-педагогический. В нем участвует целая команда специалистов: воспитатели, дефектологи, психологи, логопеды. Важно подключать и родителей. Цель этого этапа — развитие сенсорных функций, пространственных представлений, крупной моторики, тонкой моторики.

Третий этап — собственно логопедический. Логопед устраняет дизартрию на индивидуальных занятиях.

Стертая дизартрия — самое распространенное нарушение у дошкольников и младших школьников. К сожалению, диагноз ставят далеко не всегда. Родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но часто оказывается, что ученик старательно выполняет домашние задания, учит правила и не делает грамматических ошибок, зато пропускает буквы на письме, говорит односложно. Его проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения ЦНС. И простым усилием воли он с этим не справится.

Прежде чем начинать работу с таким ребенком, логопеду необходимо тщательно разобраться в причинах проблемы, и только после этого выбирать методы коррекции.

Тесты на выявление стертой дизартрии.

  1. На статическую координацию движений. Попросите ребенка несколько секунд постоять на одной ноге. Затем на другой.
  2. На динамическую координацию движений. Надо попасть небольшим мячом в цель. Например, в другой мяч.
  3. Еще одно динамическое задание: перепрыгнуть через натянутую резинку.
  4. На исследование скорости движений. Ребенок должен по вашей команде сесть на пол и встать без помощи рук.
  5. На двигательную память. Повторить показанный вами ряд простых движений именно в той последовательности и с той скоростью, которые вы задали.
  6. На одновременность движений. Намотать нитку на катушку, шагая на месте.

Исследования показывают, что у детей со стертой дизартрией по всем этим показателям есть отклонения от нормативов.

Обратите внимание, что эти тесты направлены не на диагностику речевого развития, а на моторику. Дело в том, что развитие психомоторики значительно опережает развитие речи и мышления. Двигательное развитие — это базис для становления высших психических функций. Вот почему коррекционная работа с дизартрией начинается с формирования моторики — общей, ручной, пальцевой, мимической. Здесь в помощь специалистам целый набор упражнений: пальцевые игры, «волшебный мешочек», выполнение привычных бытовых действий с закрытыми глазами, оригами, аппликация, адаптивная физкультура и многое другое. Главное — помнить: чем раньше выявить и начать работать со стертой дизартрией, тем меньше трудностей будет у ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни. Ведь неразборчивая речь очень осложняет общение, а иногда даже мешает выбору профессии.

Еще больше вебинаров Института дополнительного профобразования смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 2457 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. Н. Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Филиппова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5988/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Особенности использования вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и согласных, отмечаются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов), речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов.

Особо распространены среди учеников коррекционных школ нарушения письменной речи. По данным учёных (М. Е. Хватцев, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, О. В. Правдина и др.) процесс овладения письменной речью у учащихся с нарушением интеллекта протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Письменная речь у них сопровождается нарушениями зрительно-моторной координации, буквенного гнозиса, пропуском, перестановкой и заменой букв.

Нарушения письма отмечаются очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

У воспитанников отмечаются следующие виды дисграфий:

– дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза;

Но, как правило, у детей с нарушением интеллекта отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью должна осуществляться на всех учебных предметах, но значимое место отводится логопедическим занятиям, которые в полном объёме направлены на устранение вышеперечисленных недостатков речи.

С этой целью особенно важно организовать процесс коррекции таким образом, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на занятиях логопеда, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь логопеду в решении данной задачи может сочетание традиционных методов обучения и использования современных информационных технологий.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс компьютер должен стать ядром развивающей предметной среды.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребёнка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий.

Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности умственно отсталого ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

В отечественной специальной литературе вопросами исследований, касающихся применения компьютерной техники в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ занимаются Е. П. Синева, О. И. Кукушкина, А. Ю. Исаков и др.

Известные дефектологи, работая в коррекционных школах, подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент учащихся с ОВЗ и требует всё больше и больше необходимости индивидуального подхода, поиска новых методик, приёмов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной техники в учебном процессе.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ. Нами были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие учебные программы: логопедический тренажёр «Дельфа — 141», «Фраза», «Букварь», «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, поскольку основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Одной из эффективных компьютерных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с ОВЗ (Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой и др.). Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения детьми печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода от идеографического к фонемному письму.

Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Читайте также:
Логопедическое заключение при заикании

Вот некоторые задания данной программы:

– определи, на что похожа буква;

– выдели цветом букву среди абстрактного рисунка;

– отгадай загадку — запиши отгадку;

– собери из букв заданное слово, фразу;

– вставь недостающую букву в слово и др.

Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» предназначена для коррекции дизорфографии. Известно, что дисграфия у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Нарушения развития речи сопровождаются с одной стороны расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографических правил. Программа-тренажёр «Фраза» позволяет отработать навыки орфографически правильного письма.

Логопедический тренажёр «Дельфа-141» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Этот тренажёр помогает решать самые разнообразные логопедические задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, планомерно работать над письменной речью, начиная от тренировок в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажёр позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию и развитие познавательных процессов.

Логопедические занятия по исправлению смешанной дисграфии можно вести с помощью «Word» — текстового редактора. Поскольку у детей с дисграфией очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать эти навыки, занятие на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте — поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребёнок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для учащихся с нарушением письма.

Программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики, поскольку позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребёнком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных интерактивных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционное занятие для учащихся более интересным.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен лишь дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны, не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Поэтому, работа с компьютером должна планироваться как этап логопедического занятия, логично вписываться в его структуру, соответствовать теме. Целесообразно включать в одно занятие выполнение на компьютере не более двух-трёх упражнений, поскольку излишнее разнообразие в работе приводит к неадекватному эмоциональному возбуждению. Можно предложить следующую схему: одно основное упражнение, отвечающее основным целям занятия, и 1–2 упражнения, решающие вспомогательные задачи. Продолжительность этапа работы с компьютером на логопедическом занятии не более 5–10 минут

В результате логопедического сопровождения детей с ОВЗ было отмечено, что новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Использование интерактивных игр и компьютерных программ в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Кроме того, внедрение их в логопедическую работу позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребёнка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребёнка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

1. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Дис…д-ра пед.наук: 13.00.03 — Москва, 2005.

2. Образование XXI век: Информационные и коммуникационные технологии — М.: Наука, 1999.

Коррекция дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация статьи: Дисграфия — это специфическое нарушение письма. Дисграфия у детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается и неречевой симптоматикой – неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания. Очень часто у наших обучающихся присутствуют гипер- и гопокинезы, что существенно влияет на формирование навыка письма. Всем известно, что на всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций. Руки принимают участие в изменении и поддержании позы. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функций рук. Следовательно, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. Формирование движения кисти руки тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Статья освещает опыт работы по коррекции моторной дисграфии в специальном образовательном учреждении VIII вида.

Мой опыт работы в специальном (коррекционном) учреждении показал, что очень важным моментом является взаимосвязь в работе всех специалистов учреждения: медицинского персонала, психолога, психоневролога, социального педагога, воспитателя, учителя и логопеда. Несколько лет мы работаем с группой детей, страдающих моторной дисграфией. В коррекционно- медико- педагогической работе школы используется комплексный метод, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга, направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения центральной нервной системы.
  • Массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, нормализующие тонус мышц и увеличивающие объем движений конечностей.
  • Поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма (витаминизация, фитотерапия).
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по коррекции и развитию речи.
Читайте также:
Чтобы ребенок не заикался

При работе по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук мы добиваемся нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захват предплечья ребенка в средней трети, производятся легкие качающее-потряхивающие движения). На каждом занятии проводится массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:

  • поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
  • похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
  • поглаживание, похлопывание тыльной стороной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
  • похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
  • вращение пальцев (отдельно каждого);
  • круговые повороты кисти;
  • отведение, приведение кисти вправо-влево;
  • движение супинации (поворот руки ладонью вверх) – пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);
  • поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
  • щеточный массаж (тыльной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости;
  • противопоставление большого пальца остальным («колечки» из пальцев);
  • противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук;
  • приемы Су-Джок терапии.

Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно, активно на логопедических занятиях, во время динамических пауз на уроках, в режимные моменты вне уроков – при одевании, приеме пищи, в игре.

Для стимуляции изолированых движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин, рисование на песке фигур, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальцев на бумагу.

Для тренировки противопоставления и отведения – приведения большого пальца используются упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцем, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с пальчиковыми куклами.

Для тренировки захвата предметов двумя пальцами: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом.

Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком.

Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, навыки самообслуживания и письма учителя-дефектологи и воспитатели. Эти упражнения использовались нами для группы детей с моторной дисграфией на протяжении подготовительного этапа работы по коррекции нарушения.

Основной этап включал в себя серию занятий, в которых обязательным было:

  • Повторение звука, изученного на уроке чтения (письма).
  • Соотнесение звука с печатной и письменной, заглавной и строчной формами буквы (перед глазами детей постоянно алфавит печатных, письменных строчных и прописных букв). Упражнения на включение тактильных ощущений: по обведению контура строчных и прописных букв из разного материала – гречневой крупы, фасоли, гороха, меха, наждачной бумаги и т.п.
  • Формирование дифференцированного зрительного образа изучаемой буквы (включение слухового анализатора и двигательного – поиск буквы а клавиатуре пианино и игра музыкального звука, соединение на панно печатного образца, письменного строчного и прописного изображения, а также упражнения «Найди правильно написанную букву», «Подбери к прописной (строчной) букве – прописную (строчную)», «Собери букву (из 2-3-4-ех частей)», «Изобрази букву с помощью шнурка, проволоки, крупы, спичек и т.п.»
  • Показ и объяснение последовательности начертания двигательных элементов и букв (показ логопеда).
  • Усвоение алгоритма начертания буквы по двигательным элементам.
  • Упражнение в начертании двигательных элементов буквы (письмо по образцу на кальке, письмо по трафаретам, сначала крупным, затем мелким; письмо буквы в воздухе, письмо буквы на песке, по крупе, мелом на доске, смоченной в воде кистью на доске и т.д.). Вся работа проводится сопряжено с логопедом, отраженно, самостоятельно.
  • Работа над правилами соединения букв (используются трафареты, прописи, письмо на калькированной бумаге по образцу).
  • Упражнение в написании соединений изученной буквы с другими буквами в слогах, словах, предложениях по прописям.
  • Развитие речи и формирование языковых понятий.

Данная система работы была апробирована и используется на протяжении пяти лет на логопедических занятиях с детьми, страдающими моторной дисграфией, а также применена для работы с детьми с ДЦП. В конце каждого учебного года по результатам логопедического обследования прослеживается положительная динамика, что подтверждает целесообразность использования этой методики.

Долгих Татьяна Алексеевна,
учитель-логопед,
Муниципальное казенное образовательное
учреждение «Специальная школа № 20»,
г. Новокузнецк

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: