Оформление портфолио учителя-логопеда

Портфолио учителя-логопеда Юриной Оксаны Юрьевны

Если кто-то и верит, несмотря ни на что, то – это дети.

Если кто-то и смотрит на взрослых глазами, полными надежды,

и кладет свою ладошку в нашу руку – это дети.

Если кто и любит нас беззаветно – это они.

И вот почему мы никому не должны так много, как детям.

Краткие сведения о педагоге

Образование, квалификация (по диплому)

Стаж в занимаемой должности

Действующая квалификационная категория

Первая квалификационной категория

Заявленная квалификационная категория

РАЗДЕЛ 1. ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

РАЗДЕЛ 2. ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ

ПРОДУКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Консультация для родителей по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка старшего возраста на тему: «ОБСЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, СЛУХА, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ».
Конспект индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка старшего возраста на тему: ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА .
Конспект индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка подготовительной группы на тему: « В гостях у Лесовичка»
Конспект индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка старшего возраста на тему: ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Конспект индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка старшего возраста на тему: «ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ».

Конспект индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка подготовительной группы по теме: «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ»

Консультация для педагогов: «Игры для коррекции звукопроизношения у детей»

Картотека игр: « Речевые игры для коррекции звукопроизношения »

РАЗДЕЛ 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтения х, семинарах, методических объединениях

Выступление на педагогическом часе, «Приобщение детей к детской художественной литературе», сентябрь 2020
Выступление для педагогов на педагогическом часе «Использование современного игрового оборудования для формирования логики через профилактику речевых нарушений и коррекцию речи у детей с ОВЗ»

3.2. Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др.

3.3. Учебно-методические публикации

3.4. Участие в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. научной деятельности

3.5. Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинаров (ПДС), психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк), психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)

РА ЗД ЕЛ 4. ПРОДУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗДЕЛ 5. Награды

Почетные звания, профессиональные награды и премии за весь период профессиональной деятельности

Раздел 6.

Информация об образовании педагогического работника и его профессиональном развит ии

Образование педагогического работника

Курсы п овышения квалификации

Второе профессиональное образование, переподготовка

Структура электронного портфолио логопеда

Людмила Мацыборко
Структура электронного портфолио логопеда

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет учителю-логопеду проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы учителя-логопеда, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами,являются:

1. Результативность коррекционной деятельности, где рассматриваются характеристики качества логопедического воздействия, предоставляемого конкретным учителем-логопедом;

2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества коррекции, где рассматриваются показатели владения учителем-логопедом современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолиодолжны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.

Принципы работы по оформлению портфолио

1. Системность и регулятивность самомониторинга.

4. Нацеленность автора на самосовершенствование.

5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

6. Аккуратность и эстетичность оформления.

7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

8. Наглядность результатов работы.

Требования к оформлению портфолио

1. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т. п.).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в первом классе - Дифференциация звуков (С) - (Ц)

2. Объем материалов портфолио – папка – 30 (70) файлов.

3.Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей:

– левое – не менее 30 мм,

– правое – не менее 10 мм,

– верхнее – не менее 20 мм,

– нижнее – не менее 15 мм.

При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Структура и содержание портфолио

аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:

(ориентиры и основания)

2. Общие сведения о педагогическом работнике

3. Копии документов

(Результативность и качество – динамика учащихся)

4. Результативность педагогической деятельности

(средства и методы достижения качества и результатов)

5. Научно-методическая деятельность

6. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности учителя-логопеда и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

(ориентиры и основания)

Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;

Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей

2. Общие сведения о педагогическом работнике

• ФИО. Дата рождения.

• Сведения об образовании.

Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический, в указанном ОУ.

• Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).

• Занимаемая должность (указать с какого времени).

• Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).

• Награды, грамоты, благодарственные письма. Документы (приказы, подтверждающие наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

• Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)

• Повышение квалификации (за последние 5 лет).

• Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде, все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

3. Копии документов

Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

• Диплом (ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);

• документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;

• свидетельства об обобщении опыта работы;

• удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;

• приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

(программы, педагогические технологии, методы, приёмы)

1. Профессионализм учителя-логопеда в выборе учебно-методических средств и технологий коррекционной работы;

1) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом коррекционной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств логопедической диагностики для оценки результатов логопедического воздействия (по теме самообразования);

2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др. ;

3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др. ;

4) наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве);

5) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом используемых коррекционно-образовательных технологий;

6)использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п. ;

• в методической копилке собрано ___ презентаций.

• из них собственных разработок – ___

электронных пособий – ___

• проведено ___ занятий с использованием ИКТ

Список используемых Интернет-ресурсов

7) размещаются материалы, иллюстрирующие работу по коррекционной программе, педагогической технологии (методики, метода и др.):

конспекты или фрагменты коррекционных занятий.

8)для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

(Результативность, качество, динамика)

1. Результативность и качество коррекционной работы

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов логопедического воздействия в коррекционной работе аттестуемого учителя-логопеда не менее чем за 3-5 лет.

В этот раздел помещаются:

1) материалы о результатах освоения детьми программ логопедической работы по преодолению нарушения устной речи (фонетического, фонетико-фонематического; общего недоразвития речи) или письменной речи и сформированности у них ключевых компетентностей;

Читайте также:
Игра для развития фонематических процессов

2) результаты работы по данной педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3) сравнительный анализ деятельности учителя-логопеда за 3 года по коррекции и (или) формированию устной или письменной речи;

(средства и методы достижения качества и результатов)

1. Научно-методическая деятельность

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы.Необходимо представить материалы подтверждающие:

• участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);

• проведение научных исследований;

• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

• участие учителя-логопеда в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т. п. ;

• работа в методическом объединении учителей-логопедов (школьного, городского и районного уровней, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

• организация и проведение открытых логопедических занятий, семинаров, “круглых столов”, мастер-классов и др. мероприятий;

• тематических родительских собраний.

• Информацияоб использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы:

– размещение в интернете

2. Учебно-материальная и техническая база (презентация логопедического кабинета)

o текстовое представление кабинета (2-3 листа)

o фотографии кабинета

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии,где фиксируется:

• наличие словарей, справочной литературы по предмету;

• наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, речевые профили и др.);

• наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п. ;

• наличие аудио- и видеопособий;

• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);

• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (компьютерные программы и тренажёры):

В методической копилке собрано ___ презентаций.

Из них собственных разработок – ___

Электронных пособий – ___

Проведено ___ занятий с использованием ИКТ

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио. Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.

Мастер-класс «Развитие способности к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора «Знаток» Методическая разработка мастер-класса на тему: Представление опыта работы по развитию способности к конструированию у старших дошкольников.

Структура игровой деятельности дошкольников Мир маленького ребенка – это копия мира взрослых. Каждую игрушку малыш способен наделить как существующими, так и выдуманными свойствами.

Образец портфолио для воспитателя детского сада: виды, структура, рекомендации по составлению Что такое портфолио? Что же такое портфолио воспитателя детского сада для аттестации, которая обязательно будет в жизни каждого?. Портфолио.

Понятие мировоззрения и его структура Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен.

Структура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура и содержание утренней гимнастики Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.

Структура образовательной программы Разделы Содержание Целевой 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная.

Структура презентации к коммуникативному тренингу Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями дошкольного учреждения».

Структура рабочей программы Структура написания рабочей программы1. Титульный лист • полное название учреждения; • утверждено (дата педагогического совета, номер протокола).

Вводное занятие по знакомству и освоению электронного конструктора «Знаток» Цель: познакомить детей с новым видом электронного конструктора “Знаток” Оборудование и материалы: 1) Демонстрационный: фотографии многоэтажного.

Рекомендации по содержанию и оформлению методического портфолио учителя-логопеда, учителя-дефектолога

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Портфолио – один из методов оценки профессионального развития педагога. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, определить направления его развития, оценить его профессиональный уровень.

Портфолио – это материалы по самообразованию, плавно переходящие в аттестацию. Включает разделы: инновационная деятельность – использование интегрированных форм и методов; карта инноваций – краткое описание нововведений; индивидуальная карта педагога по самообразованию – самоанализ и отчёт по самообразованию, включая анализ литературы. Карты творческих достижений – приложение к аттестационным материалам /практический этап /- доклады, мастер-классы, презентации и т. п.

Читайте также:
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Обязательные разделы портфолио:

1. Образование (дипломы, курсы и т. д.)
2. Педагогическая деятельность (результативность работы, диагностика детей)
3. Методическая работа (участие в методических объединениях округа, города, посещение методических мероприятий: конференции, семинары, круглые столы и др.)
4. Общественная работа (полученные грамоты, гранты, вручения, дипломы)

Вариант 1

Примерное содержание «Портфолио»

1-й раздел. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе – выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.

2-й раздел. Приводится: 1) обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии, методов и приемов применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов и приемов педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.

3-й раздел. Размещаются материалы, отображающие работу, описанную во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, программы или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т. п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста по анализу работы.

4-й раздел. Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

5-й раздел. Располагается информация об использованных педагогом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы.

6-й раздел. Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога. Это могут быть характеристики, результата аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены.

7-й раздел. Приводятся документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

Требования к оформлению

§ оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);

§ эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);

§ введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельства своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения – 3 – 5 страниц);

наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем – 10 – 15 страниц);

§ резюме (объем – до 3 страниц);

§ пути распространения опыта работы;

§ документы, отражающие официальную оценку работы педагога;

§ документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога.

Объем материалов портфолио (исключая разделы документов) – 20-25 страниц печатного текста. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 14 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Художественное оформление портфолио не оценивается.

Вариант 2

Раздел 1. Визитная карточка логопеда

1. Образование ________________________________________________________________________________________________

(название и год окончания учебного заведения)

2. Специальность по диплому______________________________________

3. Публикации в периодических изданиях________________________________________________________________________

(название публикаций и изданий)

4. Участие в конкурсах (районного, регионального значения)_____________________________________________________

(название и год участия)

5. Умение пользоваться ПК________________________________________

6. Сведения о наградах (если таковые имеются)_____________________________________________________________________

7. Участие в проведении различных методических мероприятиях____________________________________________________

8. Курсы повышения квалификации(см. таблицу)

Краткосрочные курсы (менее 72ч.)

Тематические проблемные семинары

Длительные курсы (свыше 100ч.)

Раздел 2. Нормативно-правовая база

Гражданский кодекс РФ (от 30.11.94)

Закон РФ «Об образовании» от (23.12.2003г. с дополнениями и изменениями)

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 01.01.2001г.)

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ от 12.03.97.г. № 000 с изменениями от 01.01.2001г.)

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Домашние животные

Санитарно-эпидемиологические правила, гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.1.2660-10, утвержденные Главным санитарным врачом РФ 22.07.2010г. (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002г.№ 000)

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк_ образовательного учреждения (письмо МО РФ от 01.01.2001г.)

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

Приказ МО и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»

Раздел 3. Программно-методическое обеспечение

(список программ и коррекционно-развивающих технологий)

Раздел 4. Материально-техническая база

В образовательных учреждениях (школа, детский сад)

Список рекомендуемого оборудования логопедического кабинета

Настенное зеркало для логопедических занятий (50×100) – 1 шт.

Зеркало для индивидуальной работы (9×20) – 4 шт.

Логопедические зонды, шпатели.

Разрезная азбука (настенная) 2 шт.

Кассы букв (индивидуальные) 2 шт.

Настольные игры, игрушки, конструкторы, пазлы.

Шкафы для пособий (2-3 шт.)

Комплект «парта-стул» (3 шт.)

Картотека учебно-методических, дидактических, игровых, специализированных пособий по разделам:

Фонетический строй речи;

Раздел 5. Профессиональные результаты.

Критерии оценки речи детей при выпуске

Полная коррекция всех компонентов языка по первичному речевому заключению (при поступлении) в соответствии со сроками коррекции.

Значительное улучшение речи:

Недостаточная коррекция одного-двух компонентов языка по первичному речевому заключению из-за сокращения сроков коррекции;

Незаконченность этапов коррекции речи по объективным причинам.

Без значительного улучшения:

Отсутствие положительной динамики всех компонентов языка из-за:

1. Несоответствия тяжести речевого нарушения и сроков коррекции;

2. Неадекватность коррекционно-развивающего маршрута при несоответствии вида образовательного учреждения типу отклоняющегося развития речи.

ПОРТФОЛИО Учитель-логопед Хоботова Наталия Валентиновна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 9 комбинированного вида» – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОльга Шарапова

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ПОРТФОЛИО Учитель-логопед Хоботова Наталия Валентиновна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 9 комбинированного вида»”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ПОРТФОЛИО Учитель-логопед Хоботова Наталия Валентиновна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 9 комбинированного вида» г.Сосногорска г. Сосногорск, 2012 г.

2 Хоботова Наталия Валентиновна дата рождения: 17 сентября 1974 г. 1991г. – Сосногорский межшкольный учебно-производственный комбинат, квалификация «Воспитатель детского сада» 1992г.-1997г. – КГПИ, квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Методист по специальности «Дошкольная педагогика и психология». 1997г. – КРИРОиПК, курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы коррекции речи» г. назначена на должность «Учитель-логопед». 2000г г. – КРИРОиПК, квалификация «Учитель-логопед» г. присвоена I квалификационная категория.

3 2006 г. – АПКиПРО, курсы по теме «Инновационные формы работы с семьёй в ДОУ на современном этапе развития образования» г. присвоена высшая квалификационная категория г.- КРИРОиПК, курсы по повышению квалификации по программе «Технология разработки рабочих учебных программ». 2009г. – КРИРОиПК, курсы по повышению квалификации по теме «Система коррекционно-развивающей работы логопеда ДОУ» по авторской программе Н.В. Нищевой (г.Санкт-Петербург). 2009г. назначена руководителем РМО учителей-логопедов г.Сосногорска г. – индивидуальный предприниматель – открыла в городе центр речевого развития детей «Речецветик» г. присвоена высшая квалификационная категория. Общий трудовой стаж – 21 год Стаж в должности логопеда: 16 лет

4 «Логопед. Есть ли повод для гордости?» «Логопед. Есть ли повод для гордости?» – могут спросить меня некоторые, но ведь именно речь человека – основное средство выражения мыслей, характера, души. И развивая речь, мы развиваем личность. Не зря Л.С. Выготский писал, что «Развитие речи перестраивает мышление, переводит его в новые формы». Мы порой даже не замечаем, какова роль Слова в нашей жизни. А ведь её и представить невозможно без звуков речи, она была бы такой тусклой! Смех детей, их весёлый лепет наполняет нас радостью. Слова и песни о любви дают силы жить. Стихи и проза возвышают и воспитывают. Лозунги и слоганы вдохновляют на новые достижения. Так пусть же эти слова звучат правильно и чётко! Речь – царица всех наук, так считал мудрец Еврипид. Человек способен словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха, управлять, получать удовольствие от спектакля или фильма, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы и песни и даже спасти Словом. Это ли не чудо! И Логопед – это волшебник, создающий то самое чудо!.

5 1. Диагностическое сопровождение коррекционно-логопедической работы 1.1. В детском саду функционируют 11 возрастных групп и 1 логопункт Дети из старших и подготовительных к школе групп охвачены диагностическими процедурами по развитию речи Результаты диагностики используются при проведении коррекционно- логопедической работы – составление индивидуальных планов с учётом речевого дефекта, нейропсихологического подхода и отражаются в речевой карте.

Читайте также:
Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

6 2. Коррекционно-логопедическая деятельность 2.1. На логопункт принимаются дети, имеющие нарушения в произношении отдельных звуков (НПОЗ) В случае выявления детей с тяжёлой речевой патологией, логопед направляет детей на ПМПК для зачисления в ДОУ, где функционируют логопедические группы. При отказе родителей от перевода ребёнка учитель- логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста, так как показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу Количество детей, занимающихся на логопункте составляет 25 человек. В случае зачисления детей со сложными речевыми нарушениями количество детей уменьшается в соответствии с численными нормативами, установленными для зачисления детей в логопедические группы в соответствии с постановлением Правительства РФ от г. 666 г.Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Зачисление детей на коррекционные занятия производит сам логопед.

7 2.6. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется на основе обследования речи дошкольников учителем- логопедом с 1 – и с 15 – Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия (в соответствии с сеткой занятий специалиста) Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения (учитель- логопед берёт детей с любых занятий воспитателя). 2.9.Индивидуальные, подгрупповые занятия для детей по коррекции звукопроизношения проводятся не реже 2-х раз в неделю. 2.10Комплектование подгрупп производится с учётом характера, степени выраженности у детей речевых нарушений Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и в семье.

8 2.12.Решение о прекращении систематических занятий с ребёнком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам На занятиях используется коррекционно-логопедическая технология «Логопедический массаж», так как он представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями В младших группах ДОУ проводится профилактическая работа: обследование предметно-развивающей среды и контроль по воспитанию звуковой культуры речи у детей.

9 3. Коррекционно-развивающие сопровождения образовательного процесса 3.1. В условиях логопункта проводятся логопедические занятия по коррекции звукопроизношения, наблюдается вариативность коррекционно-развивающей деятельности – проведение артикуляционной, дыхательной гимнастик, логопедического массажа, постановка звуков, обогащение словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, развитие связной речи, применение здоровьесберегающих технологий, развитие психических процессов, фонематического восприятия, мелкой и общей моторик Консультативно-просветительская работа с педагогическим коллективом Консультативно-просветительская работа с родителями.

10 4. Применение информационных компьютерных технологий в образовательном процессе В своей логопедической практике учитель-логопед активно использует информационные компьютерные технологии, которые позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность логопедического воздействия, так как они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя- логопеда и детей: – специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» (г.Пермь: ПОИПКРО); – электронное издание «Дидактический материал» Н.С Руслановой по развитию лексико-грамматического строя речи по темам «Посуда», «Игрушки», «Одежда, обувь» – электронные издания «Обучение грамоте», «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – аудиозапиь динамических разминок «Десять мышек» Е.Железнова.

11 4.2. Учитель-логопед Хоботова Н.В. создаёт практические пособия в программе PowerPoint: – «Артикуляционная гимнастика»; – «Коррекция звукопроизношения»; – «Лексические темы».

12 5. Результативность коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда Анализ результатов педагогической деятельности Хоботовой Н.В. показал, что дети, выпущенные из логопункта за период 2009 – 2012 гг. на 88 % с чистой речью, с улучшением в речи – 12 %. Высокий уровень исправления звукопроизношения в условиях логопункта достигается учителем-логопедом благодаря индивидуализации и дифференциации педагогического воздействия, использованию на занятиях здоровьесберегающих технологий в сочетании с гуманно-личностным подходом, применения в работе современных образовательных технологий. Положительные результаты обучения достигаются и благодаря грамотному использованию в своей работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а также привлечение к коррекционной работе воспитателей и родителей.

13 6. Методические работа учителя-логопеда 6.1 Учитель-логопед обобщает и активно распространяет коррекционно- логопедический опыт через открытые занятия, мастер-классы, семинары на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также на муниципальном городском и районном уровнях. Наталья Валентиновна проводит занятия на высоком профессиональном уровне Имеются собственные методические разработки: – деловая игра для учителей-логопедов «Развитие речи в онтогенезе»; – конспекты родительских собраний; – конспекты занятий; – авторская программа «Коррекционно-развивающая работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (от 5 до 7 лет)»; – авторская программа «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; – составлено положение «Об организации работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ»; – документация для учителя-логопеда; – речевые карты; – методическое пособие «Логопедический массаж».

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме (Автоматизация звука Ш в словах)

14 7. Взаимодействие со специалистами Взаимодействие по вопросам преемственности со школой проходит через открытые занятия в ДОУ, открытые уроки в школах, беседы с учителями начальных классов Взаимодействие с учреждениями здравоохранения: по результатам речевого обследования учитель-логопед направляет детей на приём к невропатологу Взаимодействие с учителями-логопедами города и района – открытые занятия в ДОУ, проведение семинаров-практикумов, деловых игр, школа «Молодого специалиста».

15 8. Коррекционно-развивающая среда Логопедический кабинет оснащён методическими пособиями, дидактическими играми, литературой, папками-передвижками, информационным стендом.

16 9. Профессиональные умения учителя-логопеда 9.1. Результаты анкетирования воспитателей По результатам анкеты все воспитатели оценили высокую степень выраженности профессиональных умений и навыков учителя-логопеда. Отметили профессионализм, мастерство, грамотность, работоспособность, высокий уровень исправления дефектов речи. В характеристике указали, что Наталия Валентиновна коммуникабельная, инициативная, доброжелательная, справедливая, отзывчивая, креативная и внимательная к детям, к родителям, к коллегам Результаты анкетирования родителей, отзывы: «Очень довольны и благодарны за постановку речи, развитие мышления нашего ребёнка. Научился последовательно пересказывать рассказы, читать. У ребёнка только восторг от занятий с логопедом. Спасибо!» «Нравится индивидуальный подход к детям. Наталья Валентиновна внимательная, добрая, отзывчивая». Логопеду Ни у кого сомнений нет, Как в жизни важен логопед. Вы эти годы так трудились, Чтоб дети наши научились Все звуки чётко говорить! Успехов этих не забыть! За это вас благодарим И труд ваш мы, конечно, чтим!

Портфолио для аттестации логопеда

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие портфолио

Портфолио логопеда – это досье, собрание достижений человека, один из способов фиксировать, копить и оценивать творческие достижения учителя-логопеда.

Иными словами, это комплекс документов, которыми регламентируется коррекционная педагогическая деятельность, формируется рефлексия его собственной профессиональной деятельности.

Портфолио помогает учесть результаты, которых достиг педагог в разнообразных видах деятельности: методической, творческой, исследовательской.

Основная цель портфолио: оценить работу учителя-логопеда по теме самообразования, характер деятельности, отследить творческий и профессиональный педагогический рост, способствовать формированию навыков рефлексии, то есть самооценки.

Специалист, который претендует на получение второй, первой, высшей категории, должен указать в портфолио информацию, демонстрирующую достижение им действительно высокого уровня его профессионального развития. Аттестационные материалы предоставляют в формате портфолио за 14 дней до начала заседания аттестационной комиссии.

Основные разделы портфолио логопеда

Портфолио логопеда состоит из следующих разделов.

Первый раздел включает:

  • титульный лист с фотографией и указанием полного названия учреждения, ФИО учителя-логопеда, должности и года составления портфолио;
  • общие сведения о педагоге: дату рождения, образование, год окончания вуза, специальность по диплому, стаж работы, педагогический стаж по специальности, стаж в конкретном учреждении, квалификация, грамоты, дипломы и пр.;
  • повышение квалификации учителя логопеда;
  • презентация кабинета логопеда с фото и текстом.

Второй раздел включает:

  • небольшое эссе, в котором педагог полно и точно формулирует взгляды учителя-логопеда на свою профессиональную деятельность, на коллег-педагогов, детей, родителей, процессы воспитания и обучения. Цель такого эссе – выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные цели работы. Эссе помогает учителю-логопеду более точно и полно сформулировать и разъяснить свои мысли;
  • обоснование выбора аттестуемым программы, по которой ведется работа, технологий, методики, методов, приемов или применения в своей практической деятельности определенных средств педагогической диагностики, чтобы оценить образовательные результаты в соответствии с темой самообразования;
  • описание самой программы, педагогических технологий, методов и приемов педагогической диагностики и т.д.;
  • характеристика этапов работы, направленной на внедрение программы, технологии, методики и пр.;
  • результаты работы по данной программе, педагогической технологии, методике, методу, приему и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий раздел включает:

материалы, которые иллюстрируют работу, базирующуюся на технологии (метода, методики), характеристика которой приведена во 2 разделе: конспекты или фрагменты уроков, коррекционные занятия или их фрагменты и пр. Чтобы показать умение планировать, необходимо включить годовой и перспективный план работы, снабженный необходимыми пояснениями и комментариями. Можно сделать видеозаписи фрагментов работы – урока или коррекционного занятия. Видеозапись должна сопровождаться небольшим рефлексивным комментарием, который отражает эффективность данной формы работы, умение специалиста анализировать свою работу.

Читайте также:
Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

Четвертый раздел включает:

  • работу с педагогами и родителями за последние три года, то есть их просвещение и консультирование;
  • резюме после проведенной работы, то есть заключение, а также материалы, в которых отражен прогресс детей в процессе работы с ними.

Пятый раздел включает:

информацию, касающуюся использованных учителем-логопедом способов распространения обобщенного и представленного в данном портфолио опыта работы, то есть РМО, СМИ, публикации, сайт комитета-службы практической психологии «Методическая копилка» и пр.

Шестой раздел включает:

документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда:

  • рейтинг социально-профессионального статуса (СПС);
  • экспертное заключение по портфолио;
  • представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого;
  • отзыв о работе в соответствии с проведенным мероприятием (администрация, коллеги);
  • рецензия (внутренняя и внешняя), необходимая для компилятивной или авторской программы. Документы должны быть датированы, в них должна содержаться информация о должности и звании рекомендателей. Если есть письменная оценка работы специалиста со стороны родителей, их также можно представить в портфолио.

Требования к оформлению портфолио учителя-логопеда

  • титульный лист;
  • оглавление, содержащие наименование материалов и указание номеров страниц;
  • эссе, написанное в свободной форме, объемом не более 3х страниц;
  • введение, содержание пояснение о материалах, включенных в портфолио – программа, технология, методика и пр., чем обосновано включение именно обозначенных материалов в качестве свидетельства своего профессионализма, соответствующего требованиям к заявленной квалификационной категории. Объем – не более 5 страниц;
  • наименования разделов, подразделов, в которых описана представленная в портфолио программа, технология, методика, а также стадии ее внедрения, материалы, которыми может быть проиллюстрирована описанная работа – каждый материал, включенный в портфолио должен быть датирован. Объем – до 15 страниц;
  • резюме – до 3х страниц;
  • пути распространения опыта работы;
  • документы, которые отражают официальную оценку работы учителя-логопеда;
  • документы, в которых отражен уровень образования, квалификация или специализация учителя-логопеда.

Каждая копия документа в портфолио должна быть заверена руководителем учреждения. Общий объем материалов портфолио не более 30 файлов. Материалы, помещенные в портфолио, но не получившие обоснования со стороны учителя-логопеда, снижают ценность свидетельства профессионализма, аттестуемого.

Текст необходимо размещать на одной стороне белой бумаги формата А4.

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта»

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Читайте также:
Звук и буква Ш - план-конспект НОД

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

Здоровьесберегающие технологии:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

Читайте также:
Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Заключение:

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

Из опыта работы учителя логопеда детского сада с презентацией

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Считается нормой, если первые слова у ребенка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком?
Проведя педагогические наблюдения за детьми общеобразовательных детских садов, выявляется большое количество детей с бедным словарным запасом, нарушенным звукопроизношением, не развитой связной речью.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменно художественная выразительность.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям) .
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении) .
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию) .
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки) .
Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре) .
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету) .
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,
А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,
Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. По мнению Винарской Е.Н., эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитие всех сторон речи.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Читайте также:
Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи

Методические приемы по логосказке:
Словесно-режиссерская игра.
Задачи:

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
Психогимнастика.
Задачи:
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Словесное комментирование.
Зада чи:
1. Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
Совместная словесная импровизация.
Разгадывание отдельных эпизодов сказки.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.
Словесное рисование.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность.
• Театральная деятельность.
• Коммуникативная
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Виды логосказок:
• Артикуляционные
• Пальчиковые
• Фонетические
• Лексико-грамматические
• Сказки, способствующие формированию связной речи
• Сказки по обучению грамоте
Имитационная игра:
Песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки считаю неизменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у детей радость. С помощью фольклора удается легко установить контакт с детьми. Именно чаще всего через элементы фольклора можно донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Особенно важным обращение к фольклору считаю в первые дни посещения детского сада. Особенно уговорушки способствуют скорейшей адаптации ребенка. Но и мы логопеды постоянно используем потешки, фольклорные стишки в своей работе

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме, с использованием логосказок, так же способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Влияние ручных действий на развитие головного мозга было известно с давних времен. Известно, что чем большее число систем задействовано в воспитании и обучении ребенка, тем эффективнее происходит его развитие. Использование пальчикового театра театров картонажного, перчаточного, с использованием плоскосных фигур – героев сказок – одна из форм развития мелкой моторики и одновременно формирования всех разделов речи детей.

Формирование грамматического строя речи. Один из основных раздело в работе учителя – логопеда. При обследовании детей старшей логопедической группы в начале года, выяснила, что только
2 –е из 15 человек пользуются предложениями из 3-4 слов, у остальных фраза из 2-3 слов и с грамматическими ошибками. . На основании этих данных основными задачами по развитию речи считаю:
расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи, так же используя нетрадиционные виды работ, такие как логосказки.

Развитие связной речи важный этап в работе учителя – логопеда логопедических групп. Каждое индивидуальное занятие в период автоматизации звуков обычно заканчиваю заучиванием стихотворения, пересказом рассказа, сказки. И если это проводить в игровой форме с использованием мимики, масок, с использованием музыкального сопровождения, диалогического пересказа, интерес детей повышается, улучшается запоминание текста. Как завершающий этап по звкопроизношению, развитию грамматики, связной речи провожу фронтальные занятия в виде путешествий в сказочные страны или с использованием сказочных персонажей.

В подготовительной группе , когда мы начинаем проводить занятия по обучению грамоте, если эти занятия проводить в игровой, сказочной форме, дети быстрей запоминают буквы, осваивают по-слоговое чтение.

Итогом своей работы считаю, что уже давно мои дети, даже с тяжелыми речевыми диагнозами, редко попадают в речевую школу, идут в общеобразовательную .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: