Одежда, Обувь – рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей по теме «Одежда, обувь, головные уборы» (младшая группа). Учитель-дефектолог Холобцева К.И.

Рисование «Дымковская игрушка» восп. С.А. Степанова

Дидактическая игра «Развесь белье» в младшей группе «Карапузы» восп. Л.А. Кротова

  • Новости
  • Советы дефектолога

В процессе знакомства с одеждой, обувью, головными уборами мы будем решать следующие задачи:

— формировать умения детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать ее на картинках, последовательно одевать ее;

— обогащать словарь детей по теме;

— развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление;

— воспитывать бережное отношение к вещам.

Задание 1

Предлагаем Вам дома почитать детям стихи, рассказы, сказки по теме, в том числе «Обновки». пер. С. Маршака; «Наша Маша маленька. «, обр. Б. Заходера;»Маша-растеряша»и другие. Предоставьте детям возможность договаривать слова, фразы знакомых стихотворений.

Задание 2

Загадайте ребенку загадки:

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят.

Если дождик, мы не тужим — бойко шлепаем по лужам.

Будет солнышко сиять нам под вешалкой стоять.

Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу — соскочу, привечу.

Созданы людьми предметы,

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться

И в мороз не замерзать. (одежда)

Вещи эти всем нужны,

Для головы они важны –

От перегрева и простуд

Они её уберегут. (головные уборы)

Задание 3

Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно прослушав ваш рассказ:

Это куртка. Она красная, тёплая, нарядная. У неё есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду. Она непромокаемая. Она застегивается на «молнию».

Задание 4

  1. Потренируйте ребёнка в произнесении слов пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что всё это – одежда.
  2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы.
  3. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилагательных тёплый, нарядный, красивый, красный, синий, жёлтый, зелёный.

Задание 5

Дидактическая игра «Костюмы».

Нарисуйте отдельно детали костюма: кофточки и юбки. майки и шорты, кофту и брюки. Главное, чтобы детали костюма были одного цвета. рисунка. Перемешайте все детали. Попросите малыша подобрать правильно костюмы.

Задание 6

Так же можно поиграть в игры: «Лото», «Пазлы» по теме.

Задание 7

Предложите ребёнку выполнить вместе с вами пальчиковую гимнастику.

Всюду, всюду мы вдвоём

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем,

После лезем под кровать,

(Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Будем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол.)

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я одежду надеваю (поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

И ее вам называю:(поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

Майки, брюки, а еще (поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

Свитер, шарфик и пальто. (поочередно соединять пальцы левой руки с большим).

Рекомендации родителям. Лексическая тема: “Одежда. Головные уборы.”

Содержимое публикации

Лексическая тема: «Одежда. Головные уборы.»

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук (Л), этап автоматизации

Рассмотрите с детьми их одежду, а также предметы одежды на картинках, и потренируйте произносить некоторые названия: пальто, комбинезон, куртка, шапка, шарф, брюки, кофта и т. д.. Напомните, что всё это — одежда.

Обратите внимание детей на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы.

Поиграйте в игру «Подскажи словечко».

В нем ношу платок, монетки,

Для сестренки две конфетки,

Болтик, гвоздь, один банан.

(Карман)

Нет у юбки и у майки,

Есть у платья и фуфайки.

У плаща их тоже два.

(Рукава)

Есть, ребята, он у куртки.

Мне он нужен на прогулке.

От дождя спасает он.

(Капюшон)

Побеседуйте о том, какую одежду носят зимой, летом, весной и осенью. Отработайте произношение прилагательных тёплый, зимний, летний, спортивный, нарядный, домашний, детский, мужской, женский.

Предложите детям рассказать о разных предметах одежды, предварительно послушав ваш рассказ:

Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

5. Потренируйте детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Игра с мячом «Маленькая куколка».

– У тебя юбка.

– А у куколки юбочка. И т. д.

6. Упражнение «В магазине одежды». Дети по цепочке передают друг другу мяч и произносят предложение, в котором требуется образовать форму имён существительных множественного числа, родительного падежа:

В магазине много шапок (курток, кофт и т. д.)

7. Рассмотрите с детьми их одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сделана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.

Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер.

Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки.

Юбка из шелка. — Шелковая юбка.

Блузка из льна. — Льняная блузка.

Жилет из меха. — Меховой жилет.

Куртка из кожи. — Кожаная куртка.

8. Напомните детям, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрят и назовут свои головные уборы, а также головные уборы на предметных картинках.

9. Поиграйте с детьми в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда» и «Головные уборы». Это будет способствовать развитию речевого слуха детей и активизации словаря. Вы произносите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа, а ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда.

10. Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметных картинок: шорты, носки, футболку, рубашку;ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки.

11. Потренируйте детей в использованиисложноподчиненных предложений.

—Почему осенью тебе нужны резиновые сапожки?

Осенью я ношу резиновые сапожки, потому что идут дожди, кругом лужи, можно промочить ноги.

Почему летом ты не носишь шубу?

Я не ношу летом шубу, потому что жарко.

Читайте также:
Программно-методическое пособие по коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов с речевой патологией

Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?

Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги.

И т. д.

12. Прочитайте детям украинскую народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнили ли они, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это делали, чем закончилась сказка.

Прочитайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Побеседуйте о том, чего испугались дети, кто их напугал.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Одежда», «Мебель» для старшей группы

Наталья Сейбель
Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Одежда», «Мебель» для старшей группы

Рекомендации для родителей, учителя – логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности.

Лексическая тема «Одежда»

1. Убедитесь в том, знаком ли ребёнок с названиями одежды, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощряйте самостоятельность ребёнка, тренируйте его в застёгивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков.

Каждый раз, помогая ребёнку одеваться и раздеваться, называйте предметы одеждыи комментируйте свои действия: «Наденем рубашку. Застегнём брюки. Завяжем шапочку». И т. п. поощряйте ребёнка, если он пытается называть одежду и пояснять свои действия.

2. Игра «Один — много»

рубашка – рубашки платье — ….

3 Игра «Назови ласково»

4. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображением одежды.

5. Игра «Какой? какая? какое?»

Платье из кожи (какое) – кожаное платье Футболка из трикотажа-

Пальто из вельвета – Сарафан из шелка-

Шапка из шерсти – Шорты из Джинса-

6. Составте рассказ-описание о своей любимой одежде по плану, чтобы получился небольшой рассказ.

-Моя любимая одежда – это?

-Какого она цвета?

-Из какой ткани она сшита?

-Чем она отличается от другой одежды?

-Почему она любимая?

Лексическая тема: «Мебель»

1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребёнка в названии мебели. Показывайте и называйте её: «Это стол. Это шкаф. Это кровать.» похвалите ребенка, если он будет повторять названия мебели вслед за вами. Побеседуйте о назначении мебели. Объясните ребёнку: «На стуле сидят. На кровати спят. В шкафу хранят одежду и т. д.»

2. Вставь пропущенные предлоги (на, под, в, за, около)

Мама спит …огромной кровати.

Пушистый кот спрятался …кроватью.

Свою одежду я развешиваю … шкафу.

Красивый цветок стоит… буфета.

3. Назови «часть-целое»:

Стул: ножки, сиденье, спинка.

4.Скажи со словами: МОЙ, МОЯ, МОЕ

Стол, шкаф, кровать, диван, тахта, стул, табурет, буфет,

гардероб, полка, кресло, пуф.

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображение мебели.

6. Расскажи о мебели по плану:

-Назови предмет мебели, ее части.

-Из какого материала она сделана?

-Как называется профессия людей, которые ее изготовили?

-Нравится ли тебе твоя мебель и почему?

7. Продолжить словарь признаков (не меньше пяти):

мебель (какая) современная, красивая…

Аппликация «Пингвинчик». Лексическая тема «Жители севера» для детей 3-х лет На половинке картона,желательно синего цвета делаем аппликацию “пингвинчика”. (приготавливаем заготовки типа груши из черной цветной бумаги,глаза.

Читайте также:
Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Домашнее задание. Лексическая тема «Рыбы» РЫБЫ. 1. Узнавать, самостоятельно называть 5-8 рыб. Перечислять без опоры на картинки 5 названий рыб (щука, треска, сельдь, окунь, сом).

Домашнее задание. Лексическая тема «Сказка» СКАЗКА. 1. Где «живут» сказки? 2. Кто придумывает сказки? (народ, авторы, писатели) 3. Каких авторов, писателей-сказочников вы знаете?.

Домашнее задание. Лексическая тема «Сутки» СУТКИ 1. Учить перечислять все части суток по-порядку, начиная с любой: Утро, день, вечер, ночь Ночь…. Вечер…. День…. Что бывает перед.

Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [Р] в пословицах. Лексическая тема «Зима» Видео I. Организационный момент – Здравствуй, Яна. Сядь красиво, спинку выпрями. Посмотри кто к нам пришел в гости. Кто это? (снеговик). Поздоровайся.

Индивидуальная работа по развитию речи. Лексическая тема: «Мебель» Цель: закрепить знания детей по теме; продолжать работу по формированию грамматического строя речи; звуковой культуре речи; развитию связной.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Образовательная область: «Познавательное развитие»(ФЭМП) Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное,.

Конспект занятия Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом.

Лексическая тема «Лето». Планирование для подготовительной группы Лексическая тема «Лето» Режимные мо-менты Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поруче-ния, утренняя гимнастика, КГН, завтрак,.

Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема «Весна» Тема: Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема: «Весна». Цель: формирование связной речи у детей 5-6 лет с комплексными нарушениями.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы. Лексическая тема: «Одежда»

Для успешного осуществления коррекционного воздействия по развитию фонетико-фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III учителю-логопеду необходимо тесно взаимодействовать со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В нашем детском саду мы используем следующий способ — это «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности». Далее мы представляем вашему вниманию пример планирования работы воспитателей по лексической теме «Одежда».

Лексическая тема — «Что зимой надеть, что летом – в этом нет секрета»

1. Развитие общей моторики.
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Я умею одеваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они, сапожки.
Этот с левой ножки.
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики.
Топают ногами.
Руки перед грудью – «маленький братец».Наклоняются вперед.Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ногой.
Топают ногами.
2. Развитие мелкой моторики. «Новые кроссовки»
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Как у нашей кошки на ногах сапожки.Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовочка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки.
Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
3. Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для губ

Упражнения для языка

Игра «Раздели слова на слоги». Названия предметов одежды. Выложить столько счетных палочек, сколько раз хлопнули.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Шарф-шарфик, пальто-пальтишко, юбка-юбочка, майка- маечка, футболка- футболочка, колготки- колготочки, сарафан-сарафанчик, и т.п.

2. Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети группируют картинки с изображением предметов одежды по соответствующим временам года.

3. Игра «Чей?». Образование притяжательных прилагательных.

Пиджак папы (чей?) -папин пиджак, пальто мамы (чье?) -мамино пальто, платок бабушки (чей?) -бабушкин платок, джемпер дедушки (чей?)- дедушкин джемпер, брюки дедушки (чьи?)- дедушкины брюки и др.

4.Игра «Закончить предложения ».

Варежки связали из шерстяной нитки. Они шерстяные.
Пиджак сшили бархата. Он…
Платок сшили из шелка. Он…
Майку сшили из трикотажа. Она…
Пиджак сшили из кожи. Он…
Шапку сшили из меха. Она…
Пуховик для зимы — …
Куртка для осени и весны — …
Сарафан для лета — …
Плащ для весны — …
Футболка для детей — …
Брюки для мужчин — …
Ботинки из кожи — …
Сапоги для зимы — …

6. Игра «Четвертый лишний» Дети из четырех картинок находят лишнюю картинку и объясняют, почему она лишняя.
Сарафан, пальто, чешки, майка.
Куртка, шапка, свитер, юбка. И т.п.

7. Игра «Что делает, что делают?» Образование формы множественного числа глаголов.
Сын ботинок обувает, а дети ботинки (что делают?) — …
Сапожник сапог чистит, а сапожники сапоги — …
Мама рубашку гладит, а мамы рубашку — …
Сестра платье стирает, а сестры платья — …
Тетя шапку вяжет, а тети шапки — …
Ребенок шнурки завязывает, а дети шнурки — …

8. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Чистые сапоги – грязные сапоги.
Новые кроссовки – старые кроссовки.
Широкое платье– узкое платье.
Длинный подол платья– короткий подол платья.
Толстый свитер – тонкий свитер.
Большие варежки – маленькие варежки.
Обувает чешки – снимает чешки.
Белая блуза – черная блуза.

9. Загадывание загадок о предметах одежды.

10. Составление описательных рассказов о предметах одежды по плану.

Название.
Цвет.
Из каких частей состоит?
Из какого материала?
Для какого времени года предназначен предмет одежды?

Чтение художественных произведений с последующим обсуждением, инсценировкой:

Черкасова Ульяна Андреевна
Учитель-логопед МАДОУ №238 «Центр развития ребенка- детский сад»
г. Кемерово, Кемеровская область

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Одежда, Обувь – рекомендации логопеда для родителей

    З адание 1. Родителям рекомендуется:

    — напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);

    — рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении;

    — обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;

    — во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;

    — в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

    Задание 2. Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.

    Задание 3. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные уборы.

    Задание 4. Отгадать загадки, прослушать стихотворение, выучить по выбору.

    Рукавички новые, теплые, пуховые!

    Мне их бабушка связала, подарила и сказала:

    «Вот теперь у внучки не озябнут ручки».

    Две сестрички, две плетенки

    Из овечьей шерсти тонкой.

    Как гулять — их надевать,

    Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

    Не ботинки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки.

    В них мы бегаем зимой:

    Утром — в школу, днем — домой. (Валенки)

    Задание 5. Дидактическая игра «Сначала — потом» (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

    Сначала мы надеваем шубу, а потом — варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом — . Сначала мы надеваем носки, а потом — .

    Задание 6. Подобрать как можно больше признаков к существительному: шуба (какая?) — теплая, пушистая, мягкая . ; шапка (какая?) — . ; валенки (какие?) — .

    Задание 7. Ответить на вопросы.

    Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в магазине?

    Задание 8. Дидактическая игра «Подбери слова» (вини тельный падеж).

    Что вяжут? — Шапку, варежки, .

    Что шьют? — Пальто, платье, .

    Что надевают? — Пальто, свитер, .

    Что обувают? — Сапоги, валенки, .

    Что штопают? — Чулки, носки, .

    Что завязывают? — Шнурки, платок, .

    Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)

    Задание 10. Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — . из меха — . из пуха — . из резины — . . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)

    Задание 11. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

    Покупатель. Что у вас есть из меха?

    Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, . .

    Покупатель. Что у вас есть из кожи?

    Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, .

    Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?

    Задание 12. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

    Задание 13. Упражнение для пальчиков.

    Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

    Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!

    Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,

    Сжать пальцы в кулачок.

    Все пальцы разжать, кроме одного.

    Разогнуть оставшийся согнутым палец.

    Сжать пальцы в кулачок.

    Задание 14. Вырезать картинки с изображением зимней одежды, обуви, головных уборов и вклеить в альбом.

    Родительское собрание «Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня»

    В конспекте родительского собрания раскрывается организация логопедической работы в группе компенсирующей направленности, а также дается краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также родителям детей, нуждающихся в коррекции речи, психических функций.

    1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня.

    ОНР – у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

    Для детей с ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи, но с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

    Отмечаются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в падежах (взяла с (из) ящика, три ведры (ведра) и т. п.).

    Недостаточно умеют образовать слово, особенно, если это выходит за рамки повседневной речевой практики (если хвост – хвостик – просто, то велосипедист – который едет на велосипеде).

    Для таких детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий (фрукты – овощи, обувь – ботинки), незнание слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: не знают некоторых частей тела, названий профессий и действий, связанных с ними, животных, птиц и др.

    Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам (посуда – миска, окно – стекло, зеркало – стекло).

    Особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжета, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие.

    Дети испытывают трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (самолет, снеговик, автобус, пуговица).

    Нарушено звукопроизношение. Может быть нарушено произношение нескольких групп звуков (до 13-17 звуков).

    2. Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР -3 ур. Организация логопедической работы.

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня является развитие:

    • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
    • произносительной стороны речи;
    • самостоятельной развернутой фразовой речи;
    • овладения элементарными навыками письма и чтения.

    Основываясь на «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, предполагается следующая организация логопедической работы.

    1. С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей по параметрам:

    • состояние неречевых процессов: особенности коммуникативной сферы, исследование слухового восприятия, исследование зрительного восприятия, исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

    Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, состояние мелкой моторики, состояние речевого аппарата, голосовой функции.

    • Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры.
    • Состояние звукопроизношения.
    • Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
    • Обследование звукослоговой структуры слова.
    • Обследование лексического строя языка.
    • Состояние грамматического строя языка.
    • Состояние связной речи.

    Результаты обследования заносятся в индивидуальную речевую карту ребенка, разработанную в соответствии с программой, с целью определения дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения (демонстрация карты).

    2. В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. В первую половину дня.

    • Индивидуальные занятия. Проводится работа по овладению комплексом артикуляционной гимнастики, направленным на устранение нарушений звуковой стороны речи, по постановке звуков и их автоматизации, а также проводится работа по развитию психических функций (внимание, память и др.).
    • Подгрупповые занятия проводятся с детьми одного уровня речевого развития, для полноценного овладения учебным материалом.
    • Фронтальные (со всей группой) занятия проводятся по формированию фонетической стороны речи, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (знакомство родителей с темами занятий на год).

    Во вторую половину дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.

    3. Планируется ведение индивидуальных тетрадей дошкольников для домашних заданий.

    В них кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для речевого аппарата на длительный период. Рекомендуются различные упражнения для коррекции речи в целом.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: