Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Обучение чтению начинается с формирования техники чтения, умения озвучивать графический текст, т.к. и чтение, и письменная речь оперируют графическими знаками.

Техника, как метод – какая-либо группа приёмов, способов [6, c.212].

Техника, как умение – мастерство, способность правильно делать что-либо [3, c.89].

Формирование техники чтения связывается с овладением алфавитом и правилами чтения. Закономерности буквенно-звуковых соответствий усваиваются учащимися по мере ознакомления с соответствующей лексикой: каждое правило должно иллюстрироваться достаточным количеством примеров. Осмысленные единицы усваиваются легче, чем неосмысленные. Читать надо на каждом занятии. Цель – прийти к зрелому чтению про себя, когда все внимание направлено на содержание, а не на языковую форму; пословную расшифровку текста нельзя назвать чтением. Здесь стоит снова упомянуть об уровнях рецепции [19, c.337]:

1. Восприятие зрительного образа слов;

1. Опознавание лексических и грамматических значений (опознается лишь то, чему есть аналог в памяти);

2. Осмысление (понимание) целого высказывания, установление предикативных, отношений.

Для создания прочных акустических образов опознаваемых зрительных сигналов используется главным образом чтение вслух («громкое чтение»): умение озвучивать слоги, слова, словосочетания, предложения и микротексты (3-4 предложения). Сначала читает преподаватель, а студент имитирует. Но громкое чтение может тормозить становление навыков быстрого чтения про себя («тихое чтение»). Исходя из этого, уже на начальном этапе практикуется чтение текстов про себя. Сначала громкое чтение заменяется шепотным, а затем идет уже просто восприятие текста глазами, про себя, но внутренняя речь всегда сопровождает чтение.

По мере становления техники чтения громкое чтение уступает по объёму «тихому». При сформированных технических навыках чтение вслух может быть использовано лишь для контроля произношения и совершенствования техники чтения.

Для формирования техники чтения используются следующие упражнения [19, c.338]:

1. Озвучивание слов, слогов, предложений;

2. Чтение вслух предложений;

3. Чтение предложений с постепенно увеличивающимся количеством компонентов, их повторение, не глядя в текст.

Цели и содержание обучения чтению

Слово считается основной единицей языка. Слово – это звуковой комплекс (набор звуков, организованный ударением), обладающий значением и относящийся к какому-либо классу слов (части речи). Каждая часть речи обладает своими категориями и функциями.

Работа над словом носит комплексный характер. У учащихся должен сложиться звуковой облик слова, для чего оно должно быть произнесено преподавателем. Также должен сложиться и графический облик слова, для чего учащиеся должны увидеть слово и записать его. Учитель должен раскрыть значение слова одним из способов семантизации, а также отнести к какой-либо части речи. Можно даже не пользоваться терминологией (особенно при работе с нефилологами), а просто сказать, на какой вопрос отвечает слово (кто? какой? что делать?). При представлении (презентации) слова необходимо обратить внимание на особенности произношения, написания (например, если есть несоответствия между написанием и произношением: детский (ТС произносится как Ц)), чередования согласных и гласных, выпадение гласного. Слово нужно как функционирующая единица. Слово должно быть понято в тексте и должно активно употребляться студентами. Для того чтобы показать, как слово употребляется в языке, необходимо его включить в контекст. Количество разных контекстов (т.е. разных значений и употреблений) зависит от уровня группы, индивидуальных особенностей [20, c.86].

Практический компонент цели обучения чтению на иностранном языке несет в себе развитие умений читать тексты с разным уровнем понимания информации [27, c.59]:

1. С полным пониманием содержания;

2. С пониманием основного содержания;

3. С извлечением необходимой, значимой информации.

Содержание обучения чтению включает [27, c.60]:

1. Психологический компонент;

2. Лингвистический компонент;

3. Методологический компонент.

Основными базовыми умениями в основе чтения, являются [27, c.60]:

1. Умение определить тему, основную мысль;

2. Умение прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;

3. Умение интерпретировать текст;

4. Умение отделять главное от второстепенного;

5. Умение делить текст на смысловые куски.

Гальскова Н.Д. выделяет следующие группы умений [цит., 2, c.18]:

1. Понимание необходимой информации (определять тему текста, жанр текста и важность информации);

2. Извлечение полной информации из текста (точно выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать);

3. Понимание основного содержания (выделять основную информацию текста, делать вывод по прочитанному, устанавливать связь событий).

Как отмечает Бим И.Л., чтение структурируется из отдельных действий, из которых складывается способность к чтению в целом. Он приводит три группы действий, направленных на овладение чтением [5, c.204]:

1. Обучение технике чтения слов вслух. Это действия, направленные на:

· Узнавание и озвучивание слов. Основной целью является соотнесение звукового образа с графическим для дальнейшего узнавания значения. Сюда относятся идентификация звукового образа и его значения, осознание связей слов, звукобуквенный анализ, правильная паузация, правильное озвучивание, правильное интонирование.

· Расширение поля чтения. Основной целью является распознание и удержание в памяти отрезков речи.

· Развитие темпа чтения. Основная цель – приблизить темп чтения на иностранном языке к темпу чтения на родном языке.

2. Действия и операции, обеспечивающие овладение техникой чтения на основе связного текста;

3. Действия и операции, направленные на распознавание текста, на извлечение содержательной информации, независимо от формы чтения.

Выводы по главе 1

Как правило, обучение чтению начинается с чтения вслух. Чтение вслух имеет две функции: возможность объективной оценки умения учащегося правильно складывать буквы и буквосочетания в звуки и слова. Когда учащийся читает текст вслух, можно обнаружить, обладает ли он «технической» стороной преобразования букв в звуки. Так как слова, прочитанные позже, будут произноситься и говорится и потому умение читать их правильно, имеет большое значение; Происходит отработка и автоматизация речедвижений, усовершенствование произносительных навыков, приучение своего артикулярного аппарата к неродным звукам и интонациям.

Чтение – это внутренний процесс одновременного понимания и восприятия письменного текста, состоящий из интерпретации текста, которая несет в себе предметное, словесное и смысловое понимание.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, понимание основного содержания прочитанного. Читая, нужно уметь обходить трудности в виде незнакомых слов или грамматических структур, догадываться о значении слов по их контексту.

Читайте также:
Презентация: Домашние животные

Изучающее чтение – это внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста, текст буквально разбирается на маленькие кирпичики, которые позже можно будет построить в новое здание, обращается внимание на все сигналы в тексте, как грамматического так и лексического характера.

Просмотровое чтение – чтение, в результате которого читающий получает самое общее представление о содержании текста, есть ли в нем нужная информация, представляет ли она интерес.

Поисковое чтение – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте.

На начальном этапе нет различий между текстами для аудирования и текстами для чтения, т.к. необходима высокая повторяемость – это ядро будущей лексико-грамматической системы. Затем в текст включается все больше новых слов, о значении которых можно догадаться по корню и словообразовательным элементам, но новых слов не должно быть очень много, чтобы чтение не превращалось в пословную расшифровку текста.

Традиционный метод обучения чтению возник как буквослагательный, а затем в процессе эволюции превратился в звуковой аналитико-синтетический метод, которым мы очень успешно пользуемся до сих пор.

Метод целых слов – способ обучения грамоте; возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка (в котором до 80% односложных слов, существительные не склоняются и т.д.). Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.

Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Трудно переоценить значение обучения детей чтению, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на живых примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов совершенствования и речи и мышления.

Система обучения и воспитания детей с дефектами в развитии является неотъемлемой составной частью единой системы образования.

При обучении чтению детей по коррекцонной программе VIII вида большое внимание уделяется рациональному выбору методов и приемов организации урока, подбору наглядных и раздаточных дидактических материалов, использовании все органов чувств, дифференцированном и индивидуальном подходе к тем учащимся, которые испытывают те или иные затруднения в овладении чтением, т.е. в правильном определении мер коррекционного воздействия.

Вся работа над чтением ведется в 4-х направлениях:

1. Правильное чтение — это чтение, которое идет без искажения звукового состава слова.

2. Сознательное чтение – это чтение, при котором правильно воспринимается информационное и эмоциональное содержание прочитанного.

3. Выразительное чтение — чтение с соблюдением должной интонации и передачей голосом эмоционального содержания и настроения текста.

4. Беглое чтение – такой темп чтения, при котором понимание опережает произношение. Темп беглого чтения приближается к темпу разговорной речи (программа коррекционной школы VIII вида исключает подсчет количеств слов в 1 минуту. Дается только объем текста. Не важно, за сколько времени его прочитают).

При обучении чтению учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать следующее:

1. В 1-м классе на каждом уроке необходимо обязательно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которое включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма – языка, губ, на подготовку речевых органов к произнесению определенного звука.

2. В 1-4-х классах хороший эффект в обучении чтению и произношению дает использование сопряженной речи (речь учащихся с учителем), отраженной речи,(самостоятельное повторение) и хоровой речи с движением.

3. В 1-6-х классах на каждом уроке необходимо проводить речевую зарядку – тренировку на правильное артикулирование звуков (разучивание скороговорок, четверостиший).

Также необходимо отметить, что виды работы при проверке домашнего задания должны отличаться от видов работы над новым текстом.

Учитель сам знакомит учащихся с новым текстом, для лучшего эмоционального восприятия содержания учебники учащихся должны быть закрыты; чтение текста учителем должно быть эмоционально окрашено (стихотворение учитель должен читать наизусть); перед прослушиванием нового текста учащимся ставится вопрос по содержанию текста для привлечения их внимания; все вопросы в ходе разбора текста учитель задает всему классу; учитель должен требовать полный, правильно построенный ответ; речь учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой; все виды чтения про себя обязательно должны быть с заданием.

1. Прочитай отрывок про себя, отметь слова, смысл которых ты не понимаешь.
2. Прочитай про себя и найди ответ на вопрос.
3. Прочитай и найди слова и предложения для характеристики героя.

Виды работы над новым текстом на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида

1. Хоровое чтение по такт для выработки нужного темпа речи.
2. Хоровое чтение трудной части рассказа с повторным прочтением слабыми учащимися.
3. Чтение по частям с предварительным распределением частей между учащимися с учетом возможностей каждого: с изменением силы голоса (громко, умеренно, тихо); с изменением темпа чтения (быстро, медленно); с изменением интонации (радостно, сердито, печально, сдавленно).
4. Выборочное чтение по вопросам (учитель задает вопрос, а ученик отвечает).
5. Выборочное чтение по картинкам (опиши картинку словами текста).
6. Чтение той части рассказа, которая особенно понравилась.
7. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
8. Нахождение отрывка или предложения, отражающего главную мысль рассказа.
9. Чтение предложения, которое стало поговоркой (для басни).
10. Чтение по ролям
11. Конкурсное чтение стихотворений.
12. Нахождение самого длинного слова в тексте.
13. нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком (вопросительным знаком).
14. Нахождение в тексте слов, которые обозначают имена собственные.
15. Нахождение в тексте слов на правило (жи-ши, ча-ща, разделительный ъ и др.).
16. Нахождение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
17. Чтение по частям с озаглавливанием каждой части.

Виды речевых зарядок

1. Чтение слогов: Аа, уа, ау, иа, Ея, Ия, Ао, ЯЯ, Ом, он, ос, от, ох.

Чтение слогов и слов с подготовкой:

ад – сад – суд –сед – дед – бед
во – кво – скво – сквор –цы

2. Чтение слов, отличающихся 1- 2 буквами или порядком и расположением:

Читайте также:
Отчет о проведении Недели логопедии

На – нас — сан — сап – нас — сел
Ой – бой — бои — мои – мол
Следы — слезы
Зверь — дверь
Слон – стон

3. Чтение родственных слов:

Дом — домик
Стол – столик
Трава — травка
Шел – пошел – вышел – пришел

4. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но отличающих разные корни:

Продал Украл
Проделал Увел
Продырявил Увез

5. Чтение скороговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Наращивание второго согласного к одному и тому же звуку:

С – не – сне – снеж – Ки – снежки
С – Лу – слу – слу – чи – лось
С – пе – спе – спе – ци – аль – ный

7. Кто самый внимательный (чем отличаются слова):

Домик Работа
Домики Рабочие
Домовой Работники

Любой логопед, используя данный материал сможет добиться высоких результатов при обучении детей чтению.

Плотникова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Формирование техники чтения на начальном этапе

В основе любого речевого умения лежат определенные навыки – действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. Процесс чтения базируется на технической стороне, т.е. на навыках которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. К речевым умениям чтения относят владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. В основе этих умений лежит техника чтения. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, ясно, что на начальном этапе обучения чтению необходимо сформировать технику чтения.

Существуют различные подходы к определению того, когда и как надо начинать обучение чтению на начальном этапе.

В понятие «техника чтения» вкладывается, во-первых, владение учащимися букво-звуковыми соотношениями: во-вторых, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.

Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

· соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы (РЕ) с ее слухоречедвигательным образом;

· соотнесение слухоречедвигательных образов РЕ с их значением.

Речевой единицей может быть слово, синтагма или абзац. Р.К.Миньяр-Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения:

А. Зрительный образ речевой единицы.

В. Речедвигательный образ речевой единицы.

Ассоциации А-В относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации В-С – к навыкам второй группы. Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадии понимания.

Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:

· как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением;

· последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

· сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.

Авторы методики обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе считают, что овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Орфографическая система английского языка использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем (фонема – единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова). Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме (K, k, M, T). Буквы A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, y, X, x имеют место как в русском, так и в английском языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы – совершенно новые. Г.В.Рогова и И.Н.Верещагина указывают также на большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man – name, day – rain, this – think, pencil – cat, Geography – garden, window – down, chair – Chemistry – Chicago. Учащиеся должны усвоить основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед буквой r; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous, -igh. Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun – son, two – too, write – right, sea – see, eye – I. Многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала.

Успешность овладения техникой чтения на английском, немецком, французском языках с первого урока первого класса обеспечивается приемом персонификации практически всех букв латинского алфавита и целостным подходом к ученику как индивиду, субъекту познавательной, коммуникативной, игровой активности, личности, индивидуальности, что в настоящее время интерпретируется как антропологический подход к организации обучения иностранным языкам. На данном подходе разработаны УМК по английскому языку (авторы О.П. Еремина, Т.И.Ижогина), немецкому (авторы В.М.Филатов, Т.А.Дикалова, Х.В.Аверкиева) и французскому (авторы В.М.Канаева, И.Н.Борисенко) языкам для 1 – 3 классов общеобразовательных учреждений. Прием персонификации позволяет каждое звуко-буквенное соответствие предъявлять в нерасторжимом единстве, как неотъемлемые части единого целого – наглядного, эмоционально насыщенного образа, привлекательного и понятного ребенку. Например, буква O предстает в виде полицейского, в честь которого написано следующее четверостишие:

Читайте также:
Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые

Это полицейский О (оу).

Говорит он всем: «Hello!»

Скажет: «Go» – проезжай!

«No» – стой и ожидай.

При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего проговаривания и происходит сличение графического и слухомоторного образов. Наиболее ярко действие этого механизма наблюдается у начинающих читателей (шепотное чтение). Постепенно, с накоплением опыта, внутреннее проговаривание приобретает более свернутый характер и наконец полностью исчезает.

Важным психологическим компонентом процесса чтения является механизм вероятностного прогнозирования, которое проявляется на смысловом и вербальном уровнях. Смысловое прогнозирование – это умение предугадать содержание текста и сделать правильное предположение о дальнейшем развитии событий по заголовку, первому предложению и другим сигналам текста. Вербальное прогнозирование – умение по начальным буквам угадать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению – дальнейшее построение абзаца. Развитию прогностических умений способствуют выдвижение гипотез и система ожиданий читающего, приводящая в действие непрерывное построение структуры знаний в голове читающего, активизирующая его фоновые знания, языковой опыт. Процесс подготовки сознания к восприятию информации побуждает читающего вспоминать, догадываться, предполагать, т.е. включать способности своей долговременной памяти своего личного и социального опыта. Согласно Ф.Смиту, при чтении необходимы два вида информации: визуальная (из напечатанного текста) и невизуальная (понимание языка, знание данного предмета, явления, общая способность в чтении и знание о мире). Чем больше невизуальной информации у читающего, тем меньше ему надо визуальной информации и наоборот. Когда человек начинает читать бегло, он начинает больше полагаться на то, что уже знает и меньше на печатный текст.

В методике выделяют две формы чтения: про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

В зависимости от этапа обучения, от индивидуальных особенностей обучаемых и реальных условий обучения может изменяться процентное соотношение чтения вслух и про себя на уроке и дома. Е.Н.Соловова предлагает наиболее оптимальное процентное соотношение различных форм чтения:

Форма чтения Начальный этап Средний этап Старший этап
Вслух 90% 50% 10%
Про себя 10% 50% 90%

На начальном этапе чтение вслух предпочтительнее, чем чтение про себя. Чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование навыков, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля.

На среднем этапе еще нельзя игнорировать чтение вслух, поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может очень быстро «сползти». Тем не менее, на среднем этапе обучения акценты уже смещаются в сторону развития технологий чтения. Чтение все чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, но чтение вслух заменяется чтением про себя.

На старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не означает, что чтение вслух полностью исчезает. На данном этапе можно использовать чтение вслух для формирования причинно-следственных связей, логики, аргументации, для чего необходимо просить прочитывать отрывки или предложения из текста. К тому же коррекция навыков чтения нужна и на старшем этапе.

Существуют следующие параметры оценки техники чтения:

1 темп чтения (определенное количество слов в минуту);

2 соблюдение норм ударения (смыслового, логического, не ударять служебные слова);

3 соблюдение норм паузации;

4 использование правильных моделей интонирования;

5 понимание прочитанного текста.

При формировании техники чтения можно использовать элементы фонетической разметки текста.

При обучении чтению вслух рекомендуется использовать следующие режимы:

• чтение вслух на основе эталона;

• чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени;

• чтение без эталона и без предварительной подготовки (Рапопорт 1990; Рогова и др. 1991).

Формированию техники чтения вслух способствуют следующие упражнения:

1) на упрочение графемно-фонемных связей:

· нахождение заданных букв в алфавите

· называние букв в конкретном слове

· определение букв и звуков в слове

· группировка слов по определенному звуку, букве

· описание – запись – прочтение слов в соответствии с определенными признаками

2) на соотнесение формы со значением:

· нахождение однокоренных слов

· нахождение в ряду слов прилагательных в сравнительной степени, нахождение глаголов в прошедшем времени и т.п.

3) на развитие языковой догадки:

· перевод слов по его структуре

4) на развитие вероятностного прогнозирования:

· восстановление слов по частям

· выбор существительного к данным прилагательным

· заполнение пропусков артиклями, предлогами

5) на группировку слов в смысловое целое:

· чтение по синтагмам

· нахождение в ряду словосочетаний, обозначающих время, место

6) на отработку интонации:

· чтение за диктором

· чтение с интонационной разметкой.

Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения:

• чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов;

• нахождение в ряду, состоящем из 6—8 примеров, слова, отличающегося по написанию (неподходящего по теме, рифмующегося с одним из приведенных образцов и др.);

• составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме;

• заполнение пропусков недостающими буквами;

• нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук;

• объединение слов текста в тематические группы;

• нахождение в тексте и письменная фиксация синонимов/антонимов;

• заполнение пропусков в предложении/тексте подходящими по смыслу словами;

• подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов;

• чтение текста в установленное время;

• повторение за учителем текста по предложениям;

• нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя;

• дополнение указанных предложений;

• нахождение конца каждого предложения из заданных образцов и др.

Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных фабульных текстов. Помимо формирования техники чтения на начальном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, компенсаторные умения, навыки самостоятельной работы. На данном этапе уже можно учить:

Читайте также:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

· игнорированию неизвестного, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

· работе со словарем;

· использованию сносок и комментариев, предлагаемых в тексте;

· интерпретации и трансформации текста.

Характеристики понимания текста следующие: полнота, точность и глубина. Точки зрения методистов в определении уровней понимания неоднозначны. Одни исследователи выделяют два уровня – значения и смысла, другие – семь (З.И.Клычникова). И.А.Зимняя называет четыре уровня понимания: общего смысла (о чем), смыслового содержания (что), понимания характера языкового выражения смысла содержания (как), проникновения в контекст (почему, зачем). Многие методисты обозначают глобальный, детальный, критический уровни понимания текста.

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»
статья по теме

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения через коррекционно-развивающие приемы.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_navyka_chteniya.doc 102 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

Чтение является сложным процессом, требующим умения:

  1. узнавать буквенный состав слога и слова,
  2. правильно произносить слова,
  3. осмысливать слова,
  4. устанавливать связь с другими словами,
  5. интонационно верно передавать смысл читаемого.

Ребенок с проблемами в развитии в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что учащийся массовой школы. Я сравнила нормы чтения по программам ОУ и СКОУ. Дети с нарушением интеллекта овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме, как показывает таблица сравнительных результатов техники чтения.

Общеобразовательная школа, слов / мин

Коррекционная школа, слов / мин

Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых учащихся своеобразен. Н едоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, позднее развитие речи, бедность словаря, дефектное произношение, неточное восприятие звуков речи, нарушение фонетико-фонематического слуха, несовершенство лексико-грамматического строя, а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении ими навыком чтения.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:

  1. правильностью
  2. беглостью
  3. осознанностью
  4. выразительностью

Изучив методическую литературу, я наметила основные направления и приемы работы по формированию навыка чтения учащихся, обучающихся по программе С(К)ОУ VIII вида.

Исходя из особенностей овладения техникой чтения учащимися с нарушениями интеллектуального развития, я выбрала для себя коррекционно-развивающие приемы обучения чтению.

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

  1. Зрительное восприятие графического образа слова.
  2. Воспроизведение звукового образа слова.
  3. Понимание значения слова.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г.Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.

Приемы формирования правильности чтения.

Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой зарядки я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Например:

  1. Отработка произнесения гласных звуков.

1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.

2) Даю сочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

2. Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости – глухости:

  1. Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ

  1. Чтение шепотом и медленно:

а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

б) Чтение тихо и умеренно :

в) Чтение громко и уверенно :

  1. Чтение до первой ошибки.

Ученик читает текст до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно, и продолжает чтение до первой ошибки.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту . А.К.Аксенова определяет беглость чтения как «темп, который характерен для разговорной речи»; также под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Беглость чтения, по мнению некоторых авторов, не является самоцелью, но поскольку от нее зависят и другие качества чтения, надо добиваться оптимального темпа чтения.

Беглость чтения во многом зависит от уровня зрительной памяти. Существуют упражнения, направленные на внимание к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для развития у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения. Материалом для этих упражнений служат изучаемые слова, предложения, подбираемые из текста.

Например, я использую следующие упражнения:

  1. «Фотографирование» картины.

Учащиеся должны запомнить картинку за 1 – 10 секунд. В начале даются предметные, затем сюжетные.

  1. «Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами.

Какая буква лишняя? Слог?

  1. Запомни ряд букв.

Дается буквенный ряд, написанный на карточке. Попросить повторить в той же последовательности эти буквы. Затем увеличить ряд на одну букву.

Среди строчек с буквами спрятались целые слова. Нужно их найти и подчеркнуть.

рюклбюс радость уфркнп

Большое значение для беглого чтения имеет объем поля чтения. Упражнения в чтении различных слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти и внимания. У учащихся с отклонениями в развитии поле чтения остается равным 1-2 буквам, что препятствует переходу к слитному синтетическому чтению.

Для увеличения поля чтения я использую следующие таблицы и упражнения:

  1. Таблицы с фиксацией зрения на средней линии (ряда чисел).

Данное упражнение способствует развитию у детей бокового зрения, что увеличивает объем ясного видения и расширяет поле чтения.

Вначале читаются слоги, записанные пирамидкой. Нужно смотреть на среднюю линию, а боковым зрением смотреть на буквы и читать слоги сверху вниз.

  1. Словесные столбики.

Я быстро открываю и закрываю слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научился читать слова, состоящие из десяти букв.

ОТЕЦ, ПОЛЕ (4 буквы);

ВОРОНА, СИРЕНЬ (6);

БОТИНКИ, КОРЗИНА (7);

КАРАНДАШ, ВОЛЕЙБОЛ (8);

СМОРОДИНА, КРОХОТНЫЙ (9);

СКВОРЕЧНИК, КОЛИЧЕСТВО (10).

  1. Чтение с закладкой.

Закладка двигается не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста.

Оно служит для развития скорости и гибкости.

  1. Чтение с использованием дидактической игры «Найди слово»

На карточке в произвольном порядке и разным шрифтом напечатаны слова на различные темы. Детям предлагаются задания: Найди…

  1. Слова на указанную тему, например: ягоды, овощи и т.д.
  2. Слово, названное учителем
  3. Слова, начинающиеся на определенную букву

Совершенствование техники чтения вслух – лучший фундамент совершенствования техники чтения про себя. Этому нужно уделять большое внимание.

На уроках я систематически использую следующие приемы:

  1. Жужжащее чтение. (методика В.Н.Зайцева)

Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух или вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Время тренажа – 5 минут.

  1. Ежеурочные пятиминутки чтения. (методика В.Н.Зайцева)

У каждого ребенка на парте лежит книга. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети читают книгу в течение 5 минут, а дальше идет обычный урок.

  1. Упражнение «Кто быстрее?»

В словах, рассыпанных на паласе или на парте, найдите предложение написанное на доске.

  1. Самый внимательный (3 варианта)
  1. 1 вариант – я читаю любое предложение на странице и продолжаю читать до тех пор, пока кто-либо из детей не найдет «читаемое место». Этот ученик продолжает читать до конца предложения.
  2. 2 вариант – я даю задание, найти предложенное слово на указанной странице
  3. 3 вариант – я предлагаю детям на указанной странице найти самое длинное слово или самое короткое.

Осознанность чтения проявляется в умении ребенка ясно, глубоко понять содержание текста . Это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.

Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению сознательности чтения . Дети с нарушением интеллекта с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность. Учащиеся оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения.

Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим его качеством.

Основными задами обучения чтению в С(К)ОУ VIII вида является:

  1. научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
  2. осмысленно воспринимать прочитанное.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет важное коррекционное значение.

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».

Приемы формирования осознанности чтения:

  1. Чтение в парах, групповое чтение.
  2. Предварительное, послоговое прочтение сложных слов
  3. Составление вопросов к тексту
  4. Упражнение «Контрольное предложение».

После чтения рассказа предлагается контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом рассказа, либо противоречит ему. Дети должны определить соответствие предложения смыслу текста.

Наряду с осознанностью у учащихся необходимо развивать смысловую догадку – антиципацию. Это умение предвидеть следующую букву или слог.

Развитию антиципации у умственно отсталых детей способствуют следующие упражнения:

  1. Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
  1. Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
  1. Определение главной мысли текста по заголовку

По иллюстрациям к тексту определить его содержание.

Работа над содержанием прочитанного помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, совершенствовать словесную систему мышления.

Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации голоса: паузы, ударения и другие средства мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения . При этом необходимо показать свое отношение к происходящим событиям в произведении.

Говоря о навыках выразительного чтения детей-олигофренов, можно отметить следующее: дети не соблюдают правильного темпа чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание, голос их излишне громок, или слишком тих. В целом чтение монотонное. По мере обучения, повышение уровня правильности, беглости и сознательности чтения вызывает в свою очередь улучшение выразительности чтения.

С выразительностью чтения учащихся знакомят в 1-2 классах. К концу 1 класса учащиеся СКОУ 8 вида должны соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения. Во 2 классе дети начинают работать с логическим ударением. Систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Приемы формирования выразительности чтения .

  1. Ведущим приемом формирования выразительного чтения является подражание образцу чтения учителя. (детям с интеллектуальной недостаточностью важно не только слушать текст, но и видеть мимику, жесты читающего)
  2. Хоровое чтение. Необходимо для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
  3. Чтение по ролям.
  4. Драматизация текста.
  5. Упражнение над интонацией. Ученик должен произнести одно и то же предложение с различной интонацией.
  6. Упражнение «Логическое ударение» с вопросом-помощником.

Таким образом, управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

  1. Необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
  2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

  • Восприятие данных слов. Сам процесс чтения подразумевает, что читающий по буквам догадывается о том, какие слова они обозначают. Чтение начинается только тогда, что читатель, смотря на буквы, может произнести или вспомнить слово, которое соответствует сочетанию этих букв. Соответственно, помимо зрения в этом процессе участвует память, ум и воображение.
  • Понимание прочитанного материала. Каждое слово, которое мы прочитали, может вызвать в нашем сознании определенное изменение, которое обусловлено пониманием этого слова. Для одного слова в нашем сознании всплывает какой-то яркий образ, для другого – чувство и т.д.
  • Оценка прочитанного. В формировании навыка чтения важен не только сам факт («я прочитал книгу»), а критическая оценка прочитанного материала.

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения

Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • Послоговое чтение.
  • Становление синтетических приемов чтения.
  • Синтетическое чтение.

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

  1. Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
  2. Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
  3. Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
  4. Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:

  • Метод Зайцева. Он предполагает обучение детей складам как единицам строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной (либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо одна буква). Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т.д.
  • Метод Мура. Обучение начинается со звуков и букв. Весь процесс проводится в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определенную клавишу. Далее ребенку показывается сочетание букв, которые он должен набрать на печатной машинке.
  • Метод Монтессори. Он предполагает обучение детей буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. После того, как они научатся объединению звук в слова, им предлагается соединять слова в предложения. Дидактический материал состоит из букв, которые вырезаны из шероховатой бумаги и наклеены на картонные таблички. Ребенок повторяет звук за взрослым, после чего обводит контур буквы пальцем.
  • Методика Соболевой О.Л. Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая буквы, дети познают их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи.

Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

  • Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
  • Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
  • Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
  • Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
  • Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
  • Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
  • Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
  • Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.

А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.

Тема 15. Обучение технике чтения

На первом этапе обучения чтению в большом объеме проводится работа над техникой чтения. Техника чтения– это «умение правильно, быстро и точно ассоциировать охватываемый глазами текстовый материал с его звуковым образом и воспроизводить вслух с максимальной звуковой и интонационной точностью осмысленные отрезки текста» (И.А.Грузинская) Технические навыки могут быть артикуляционные (правильное произношение), ритмические, интонационные. Важно, чтобы обучаемый мог сформулировать правила чтения, приводить примеры правил определений, и правил инструкций для обучения чтению.

При обучении техники чтения используются разные методы:

1. Алфавитный (или метод чтения по складам). Метод чтения основан на выучивании названия прописных и строчных букв в алфавитном порядке, а затем они складывались и читались по слогам.

2. Звуковой метод (транскрипция). Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова.

3. Метод целых ключевых слов. (Учится целое слово). Основан на узнавании учеником целостного образа слова (гельштальта). Таких образов нужно запомнить большое количество. Учащиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.

Метод целых слов в трактовке советских ученых развивался Н. Н. Шкляевой, И. Н. Верещагиной, Е. А. Ленской, М. З. Биболетовой, Е. И. Онищенко и др. Обучение технике чтения на основе данного метода предполагает два пути усвоения.

Первый путь усвоения– в самом начале предъявление учащимся образа целого слова с графическим выделением в нем изучаемой буквы или буквосочетания, затем прочтение слова,его анализ и определение правила чтения либо предъявление правила-инструкции постоянным персонажем учебника Mr. Rule до знакомства со словами, а уже после этого, чтение однотипных слов по аналогии с опорой на ключевое слово.

Для закрепления правил чтения М. З. Биболетова, А. П. Старков и некоторые другие авторы предлагают использовать цветовую сигнализацию, когда каждый цвет соответствует определенной орфограмме.

Согласно второму пути усвоения учащихся учат читать отдельные слова, подобранные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово представляет собой графический образ слова и картинку. Следует отметить, что буквы алфавита дети изучают во время освоения устного вводного курса.

4. Звуковой аналитико-синтетический метод основан на соотнесении звуков и их буквенных соответствий. Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы ученик, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.

5. Графемно- фонемный метод (буква-звук)

6. Метод чтения интернациональных слов. Одновременно изучая буквы и звуки ими передаваемые, устанавливая различия в родном и изучаемом языке.

7. В современных методиках также выделяют метод устного опережения, когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Многие методисты сходятся в том, что обучение техники чтения должно проходить на хорошо изученном лексическом материале (устное опережение).

З. Н. Никитенко, Е. И. Негневицкая, К. Э. Безукладникова работали над звуковым методом. Он осуществляется 2 путями.

Первый путь усвоения предполагает, что на начальном этапе обучения дети овладевают звуковой формой слов и транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения.

Второй путь усвоения представляет фонемно-графемный метод чтения целыми словами. На первом этапе учащиеся усваивают в устной форме ряд английских слов в определенной речевой структуре. Одно из этих слов является «ключевым». После того как дети хорошо усвоили слово, учитель выделяет в этом слове первый звук и вводит соответствующую букву (графему). Целое слово для прочтения предъявляется учащимся только после того, как они хорошо усвоили все графемы его составляющие.

Подход «от звука к букве» «работает» при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2-м классе или пропедевтического курса в 1-м классе, в детском саду) элементарными умениями устной речи.

Обучение ведётся с помощью английской транскрипции, начиная с первых уроков. Сначала рассматриваются основные согласные буквы и звуки, которые похожи на русские, показываются картинки, которые иллюстрируют слова, называемые учителем и учеником. Как обычно, обязательно объясняется открытый и закрытый слоги, при этом используются игровые приёмы, которые очень интересны детям. Например, “Я буква е. Я стою в конце слова и помогаю другим гласным. Если я стою, то гласная, которая стоит передо мной, читается как в алфавите. Сама я очень устаю после такой работы и не читаюсь.”

Таким образом, в задачи второй четверти 2-го класса входит обучение детей транскрипции как зрительной опоре для усвоения алфавита и правил чтения: «Путешествие в Королевство английских звуков». Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить разночтение гласных, чтение буквосочетаний, а также помогает читать слова, не подчиняющиеся основным правилам чтения. Кроме того, это закладывает основу для работы со словарем. В учебнике и рабочей тетради (2 четверть) специальные упражнения на озвучивание и написание транскрипционных звуков представляет детям Королева английских звуков:

1. Прочитать знаки транскрипции. Для расширения возможностей работы с учебником звуки организованы по строчкам с номерами, а также образуют столбики. Поэтому задания, связанные с выполнением этого упражнения, могут формулироваться так: «Прочитайте вторую строчку» или «Прочитайте первый столбик».

2. Прочитать слова, записанные в транскрипции, и сказать, что они значат. Выполнение этих заданий будет интересным, если пользоваться раздаточным материалом: раздать детям картинки, соответствующие написанным словам. Все читают слово, затем тот, у кого есть нужная картинка, показывает её.

Другой вариант: группа учащихся (5-6 человек) выходит к доске, на которой укреплены картинки. Дети читают вслух слово, а стоящие у доски должны найти соответствующую картинку. Ученик, нашедший её первым, садится на место.

3. Самостоятельное чтение слов в транскрипции и соотнесении их с картинкой («Соотнеси картинки со словами»). Это задание также может быть организовано по рядам, парам и т.д. При этом дети могут выручать друг друга.

4. Самостоятельное чтение слов в транскрипции и выполнение различных заданий: «Обведи намеченные точками транскрипционные знаки», «Сделай подписи к картинкам», «Подпиши картинку, на которой изображено твоё любимое время года», «Прочитай слова в транскрипции и раскрась животных в нужный цвет» и т.д.

Для того чтобы сделать для детей процесс овладения техникой чтения не только осознанным процессом, но и коммуникативно – ориентированным, предлагаются следующие задания: «Королева звуков написала вам записки. Узнаете ли вы вашу любимую еду в этих записках? Учитель показывает детям карточки, на которых написано: [`ais kri:m], [keik], [mi:t] и т.д., и раздает их детям по одной на парту. Дети в парах читают записки и рассказывают друг другу, любят они эти продукты или нет.

P1: I like meat. – P2: I don’t like meat. / I hate meat.

P1: I like milk. – P2: I like milk too. Etc.

В третьей четверти второго класса начинается изучение алфавита, вводятся буквы и правила их чтения с опорой на уже известные детям транскрипционные знаки. При этом дети читают только то, что усвоено или усваивается в устной речи.

Учитель вместе с детьми раскрывает секреты английских букв. Сначала ученики выполняют задания, предполагающие опору на имеющиеся знания в родном языке:

а) Учитель раздаёт детям красные и синие карточки. Те, у кого красная карточка, должны назвать гласную букву русского алфавита, а ученики с синими карточками – согласную букву.

б) Тренировка в различении открытых и закрытых слогов. Учитель раздаёт ученикам красные (открытые слоги) и синие (закрытые слоги) карточки. Один из детей произносит любой слог (например, -ло), и тот, кто первым добавит к этому слогу другой или другие, чтобы получилось слово (се-ло, мо-ло-ко и т.д.), освобождается от карточки.

Только после такой подготовки дети (в рамках одного урока) знакомятся с понятием открытого и закрытого слога в английском языке, с гласными буквами Aa, Ee, которые умеют «петь», и согласными Mm, Nn, которые «петь» не умеют, поэтому в словах они звучат коротко: [m], [n].

Правила разночтения букв Aa и Ee представлены в учебнике специальными, понятными детям правилами. Далее выполняются упражнения, в которых предлагается прочитать слова:

(а), где буква Aa стоит в закрытом слоге: Am, Ann, man;

(б) где буква Aa стоит в открытом слоге: Name;

(в) выбрать слова, где буква Aa стоит в открытом слоге, а потом слова, где буква Aa стоит в закрытом слоге: Ann, name, an, man, am.

Формирование техники чтения по УМК И.Н.Верещагиной.

1. Дети знакомятся с согласными буквами и теми звукам, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их проявления в речевых моделях, которыми овладевают дети.

2. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас и речевой репертуар по нескольким учебным ситуациям общения, ученики приступают к чтению гласных букв в различных словах.

3.Учащиеся сразу знакомятся с понятием «открытый и закрытый тип слога», с транскрипцией. Важно то, что чтение опирается на определенные навыки устной речи. Дети читают и пишут то, о чем они говорят. Они читают реальные слова, а транскрипционные значки помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов.

4. Чтение отдельных слов сочетается с работой по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова, словосочетания, предложения с ними и учебные мини- тексты. В фонетическом плане: артикуляция слов отдельно и в сочетании с другими.

Способы чтения: хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе и повторение текста за диктором дома.

Следует отметить, что на сегодняшний день в практике обучения технике чтения господствуют два метода: метод целых слов (оба направления) и метод чтения с опорой на фонетическую транскрипцию. Но, к сожалению, эти методы зачастую не дают ожидаемых результатов обучения. Это связано с тем, что в настоящее время обучение английскому языку в школах России начинается со 2-го класса, и, соответственно, начало обучения чтению предусматривается со II четверти после освоения учащимися устного вводного курса. Однако у детей во 2-м классе еще не завершен процесс формирования навыков и умений чтения на родном языке, а, как известно, в России в связи с особенностями правописания принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. В результате, как показывает практика, параллельное использование абсолютно разных способов формирования механизма чтения затрудняет процесс обучения чтению как на английском языке, так и на родном.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обучение чтению учащихся с нарушениями интеллекта ведется в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Задача педагога, обучающего чтению детей с нарушениями интеллекта – сформировать у них прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.
Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Уроки чтения в специальной коррекционной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых детей исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. Кроме того, уроки чтения в специальной коррекционной школе несут воспитательную направленность. Воспитательные возможности уроков чтения, как правило, определяются воспитательным потенциалом того произведения, которое будет изучаться на уроке. Воспитательная цель урока может быть направлена на осознание красоты родной природы, знакомство с историей России, с различными поступками взрослых и детей. Несомненно, уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых школьников. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи, повышению общего развития учащихся, расширению представлений о мире. Структура учебников по чтению обусловлена программным требованиям. Во 2-6 классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Материал учебников составлен по определённым темам. В книгу для чтения включен блок, в котором изучается устное народное творчество. Литературное чтение начинается с 7 класса. Учащиеся знакомятся с биографией писателей и поэтов. Материал учебника располагается в хронологической последовательности. Соответственно с каждым классом увеличивается объем текстов, усложняется сюжет. Учебники для учащихся 7-9 классов отличаются тем, что в них школьниках предлагается изучение повестей, поэм, баллад. Но, учитывая психологические особенности умственно отсталых детей, эти произведения даются в сокращении. Например, повесть «Барышня-крестьянка » А.С.Пушкина изучается в 9 классе в сокращенном варианте. Сокращение повети не нарушает её целостного понимания. Последовательность в отработке навыков чтения определена программой для специальной (коррекционной) школы. В 1-классе у детей формируются навыки орфографически-правильного слогового чтения, умение отвечать на вопросы. После года обучения, как правило, все учащиеся знают все буквы, умеют сливать их в слоги, примерно половина школьников владеют слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами; остальные ученики читают по буквам.
В начальной школе школьники овладевают навыком чтения целыми словами, в 4 классе закрепляются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. В 5-ом классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6-м классе уже должны быть подведены к беглому чтению.

Основное внимание в старших классах уделяется выработке осознанного чтения. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном тексте главную мысль, выявлять отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, пересказывать текст полно и кратко.

В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность. Поэтому основной задачей уроков чтения является формирование правильного, беглого и осознанного чтения.

Чтение обучающихся с умственной отсталостью характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения, затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения (беглость,осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики.

Правильность чтения- это такое качество, при котором учащиеся не искажают звуковой состав слов и читают слова с правильным ударением, то

есть читают правильно, без ошибок (в идеале это качество может быть сформировано у наших учащихся уже в начальной школе). Очень важно,чтобы дети овладели навыком правильного чтения

Выразительность чтения – качество, при овладении которым ребёнок более полно передаёт эмоциональное, смысловое и идейное содержание произведения (формируется по подражанию). Как отмечает А.К.Аксёнова, в

первые годы обучения умственно отсталые дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание, громко или наоборот тихо читают. В целом чтение отличается монотонным характером. При этом учащиеся коррекционной школы обладают неплохими способностями к выразительному чтению.

Беглость чтения – темп чтения, который по скорости приближен к темпу разговорной речи и при котором понимание опережает чтение (у наших учащихся начинает формироваться с 5-6 класса). Становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей — процесс достаточно длительный. Умственно отсталые дети, вследствие сниженного познавательного интереса, самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания учителя по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточно.

Сознательность чтения – качество, овладевая которым ребёнок может понять информационную, смысловую и идейную сторону произведения

(наши учащиеся легче понимают информационную, смысловую сторону

текста; идейный смысл им не всегда доступен, чаще – с помощью учителя).

Чтение учащихся коррекционной школы часто бывает недостаточно сознательным. Они не понимают некоторых слов, недостаточно правильно

устанавливают взаимоотношения частей текста, временные, пространственные и причинные связи описываемых явлений, событий и предметов, следовательно, нечётко представляют себе основное содержание

читаемого, не улавливают главной мысли. Сознательность чтения является

основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное

понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Нормы техники чтения в__ среднем звене коррекционной школы: 5 класс- 45-60 слов в минуту, 6-7 классы-70-80 слов в минуту, 8-9 классы-90-100 слов в минуту.

Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения.

В коррекционной педагогике существуют методические приёмы и упражнения, способствующие выработке навыков чтения, воспитанию интереса к чтению, а также совершенствуют память, внимание учащихся,сглаживают дефекты логического мышления и подготавливают сознание учащихся к восприятию образов, настроений и переживаний, которые автор пытался отразить в своём произведении. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, развития речи, предметам естественно-гуманитарного цикла.

На уроках чтения использую следующие приёмы:

1. Чтение всего текста.

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение и пересказывание.

6. Чтение цепочкой по предложению.

7. Чтение цепочкой по абзацу.

8. Чтение вполголоса.

9. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

10. Чтение, ответы на вопросы.

11. Чтение в тексте отрывка, который помогает ответить на вопрос.

12. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

13. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

14. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

15. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

16. Чтение, рассказ о том, что запомнилось, что понравилось.

17. Чтение по ролям.

18. Чтение диалога.

19. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостью, весело, печально.

20. Нахождение и чтение предложений с . и т.п.

21. Конкурсное чтение стихов.

22. Нахождение и чтение образных слов и выражений.

23. Чтение стихотворений, расстановка пауз.

24. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

25. Чтение, пометка непонятных слов.

26. Комбинированное чтение (ученик-учитель).

Одним из приёмов достижения высокой результативности является «жужжащее» чтение. Оно даёт хорошие результаты. При «жужжащем» чтении, все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут. Этот приём способствует увеличению скорости чтения.

Таким образом, успешность формирования прочных навыков чтения

заключается в систематической плодотворной работе учителя и ученика, в

использовании традиционных упражнений, приёмов и методов, а также внедрении развивающей системы обучения, дифференцированного подхода.

Эффективными приемами выработки у детей навыка правильного чтения в старших классах являются:

– образец правильного чтения, которое дает учитель;

– тренировка в чтении, которая должна занимать большую часть урока;

– наблюдения учащихся за чтением друг друга;

Данные приёмы и методы помогут развить у ребёнка полноценное, эмоциональное восприятие художественного произведения, открыть секрет художественного слова, т.е. способствовать развитию ребёнка, на что и нацеливает учителя программа по литературному чтению в коррекционной

Изучая результаты работы по формированию навыка чтения у учащихся старших классов специальной коррекционной школы можно сделать следующие выводы:

· Развитие беглости чтения относится к технической стороне навыка чтения и тесно связано со смысловой стороной, т.е. пониманием и осознанием прочитанного. Эти две стороны должны взаимно дополняться и совершенствоваться.

· Существует ряд причин, влияющих на формирование навыка чтения у умственно отсталых школьников, а именно: природный темп деятельности, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Учителю необходимо с первых дней ребенка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их коррекции.

·Коррекционно – развивающая работа по формированию навыков чтения с умственно отсталыми детьми предполагает системный и комплексный характер.

·Для развития навыка чтения необходимо использовать на уроке коррекционно-развивающие упражнения, включающие : фонетические зарядки, упражнения с чистоговорками и скороговорками, зрительные диктанты , помогающие развивать зрительную и оперативную память; упражнения по устранению регрессии; упражнения на развитие дикции, внимания.

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.

2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М., 1991.

3.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: