Обучение составлению загадок

Мастер-класс для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»

Юлия Макарикова
Мастер-класс для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»

Автор: Макарикова Юлия Павловна, воспитатель МБДОУ детский сад № 10 «Родничок»

Описание: В статье представлен опыт работы по использованию инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей на примере технологии составления загадок.

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию современных инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Освоить с участниками мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.

Добрый день, уважаемые коллеги!

– Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.

– В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

– Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

– Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

– Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

– Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Технология обучения детей составлению загадок».

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Коррекционно-развивающие возможности загадок:

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Стимуляция умственной активности;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие сенсорной сферы.

Основные задачи для речевого развития:

обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

помогают увидеть вторичные значения слов;

формируют представления о переносном значении слова;

помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.

Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

А конкретно выявились следующие проблемы:

• невнимательно слушают текст загадки;

• не запоминают полностью содержание загадки;

• полностью или частично не понимают текст загадки;

• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадокможно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.

Прием данного развивающего обучения детей основаны на «Технологии развития связной речи», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной (кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист по ТРИЗ Международного уровня) и Хоменко Николаем Николаевичем (сертифицированный специалист по ТРИЗ Международного уровня) для детей дошкольного возраста и направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности с использованием элементов ТРИЗ.

Система работы по развитию связной речи состоит из:

Технологии обучения детей созданию образных характеристик объектов.

Технологии обучения создания рифмованных текстов.

Технологии обучения составления рассказа по картине.

Технологии обучения составлению текстов сказочного содержания.

Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик, предлагаемые Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем, достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи, в чём мы убедились на практике.

Работа по обучению детейобразной речи начинается:

обучения детей созданию сравнений (первый этап,

обучение детей составлению загадок (второй этап,

обучение детей составлению метафор (третий этап).

Объектами для составления загадок для детей 4-5 лет служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются,многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.

Цель: обучение детей загадывать загадки.

учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;

упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков;

продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам;

побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям;

продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;

побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;

учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям;

Читайте также:
Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.

При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект

Модель 1. «Какой?»

Определение свойств и качеств, выбранного объекта.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

– Какой самовар по цвету? – Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

– Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Пример: Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком

Можно предложить детям дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).Пример: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета и т. д.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

После освоения модели: “Какой – что бывает таким же” на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе “занижения” свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их “завышения” (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Определение действий, выбранного объекта.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

– Что делает ежик?

– Пыхтит, собирает, семенит.

– Пыхтит как кто или что?

– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”). Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”).

– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”). Собирает как жадина (сравнение на “занижение”).

– Семенит, как трудолюбивый муравей (сравнение на “завышение”). Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Пыхтит Новенький паровозик

Собирает Хорошая хозяйка

Семенит Трудолюбивый муравей

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.

Пример: Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не трудолюбивый муравей”.

Пример: Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не старый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка”.

Модель 3. «Части»

«На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Пример составления загадки про гриб:

– На что похож гриб? – На гнома.

– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

– Еще на что похож? – На дом, но без окон.

– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже? Чем отличается?

Гном Без бороды

Зонтик Толстая ножка

Текст получившейся загадки: “Похож на гнома, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.

Практическая часть. Педагоги составляют загадки.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Модель 1 «Какой?» – елка, яблоко

Модель 2 «Что делает?» – заяц, кошка

Модель 3 «На что похоже» – пирамидка, автомобиль

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

– Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

– Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть «неожиданное рядом».

Технология обучения детей составлению загадок по А. А. Нестеренко Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как.

Читайте также:
Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая технология-биоэнергопластика» Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средства стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Мастер-класс «Обучение детей старшего возраста составлению рассказа из личного опыта» – Уважаемые коллеги, предлагаю вам для дальнейшей работы разделиться на тройки. Каждый член тройки выбирает жетон с изображением, книги,.

Мастер-класс по ПДД «Игровые технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» Т. Г. Федорова Тема: Игровые технологии, предлагаемые педагогам в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Цель:.

Мастер-класс для умственно отсталых детей «Технология приготовления блинов. Выпечка блинов» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для «Березка»» «Согласовано».

НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям. Задачи: • Развивать.

Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине Развитие речи детей одна из актуальных проблем вот уже на протяжении несколько лет. Ведь от развития речи зависит дальнейшая судьба ребенка.

Технология обучения детей плаванию На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих.

Конспект ОД по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологии в средней группе « Составление загадки»

Методика «Технология составления загадок»

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. — Какой самовар по цвету? — Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. — Какой самовар по действиям? — Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). — Какой он по форме? — круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий — монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар:

«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации:

целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой — что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Протокол составления загадки
про ежика с детьми 5 лет. — Что делает ежик? — Пыхтит, собирает, семенит. — Пыхтит как кто или что? — Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»). — Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»). — Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»). — Собирает как жадина (сравнение на «занижение»). — Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»). — Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Протокол составления загадки про гриб:
— На что похож гриб? — На мужичка. — А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды. — Еще на что похож? — На дом, но без окон. — А еще? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ

Педагогическая мастерская для педагогов «Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ»
Автор: Бодян Маргарита Викторовна, воспитатель-методист ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ладушки»», г. Ровеньки ЛНР. Данная разработка будет полезна воспитателям и учителям начальных классов. Советую попробовать модели по сочинению загадок Аллы Нестеренко с детьми 6-8 лет, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.Цель: демонстрация моделей составления загадок для детей дошкольного возраста по моделям Аллы Нестеренко. Задачи: — познакомить педагогов с моделями составления загадок; — повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; — развивать творческое мышление. Наш современный мир меняется очень быстро и от этого становится не предсказуемым. Много кто со мной согласится, что из того, чему нас учили в семье, дошкольном учреждении и школе, пригодилось далеко не все. Готовя наших детей к жизни в этом новом мире нам необходимо учитывать: в жизни современных детей будет гораздо больше нестандартных ситуаций, чем у нас, и все, что мы можем сделать для них, – это научить творчески, нестандартно действовать и решать любые проблемы. Существует большое количество способов, как этого добиться. Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. Наблюдая за ними, я заметила, что если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Как по мне, важнее научить ребят составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышлений. В то же время, сочинение загадок – это творчество и развитие речи. Сейчас мы с вами поучимся составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко. Перед нами таблица, назовем ее опорой. Предположим мы решили составить загадку о самоваре.


После заполнения таблички вставляем между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Например: блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз.
Понятно, что задание, описанное выше, требует умения читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто слова можно заменять рисунками. А теперь давайте попробуем научиться загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например: «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» — это машина. Или «4 лапы, много иголок, 2 ушка» — ежик.
Опора:


Еще одна модель, особенностью которой является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? ….. Чем отличается?
Например, загадка про гребешок. — На что похож гребешок? – На забор. — А чем отличается от забора? – Через него не перелезть. — Еще на что похож? – На траву, но не растет. — А еще на что похож? — На пилу, но не пилит.
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Забор, но через него не перелезть; трава, но не растет; пила, но не пилит.

Рекомендуем посмотреть:

Эффективность ТРИЗ — педагогики Анкета для родителей детского сада «Применение ТРИЗ-технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье» Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок

Похожие статьи:

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Обучение детей составлению загадок, как средство развития образной выразительности речи дошкольников

МБ ДОУ «Детский сад № 000» комбинированного вида

Обучение детей составлению загадок, как средство развития образной выразительности речи дошкольников.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней. Чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: – О! Как же ты красива!

Образная речь – наиболее высокий уровень по сравнению с правильной речью. Она предполагает умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, воздействовать на людей не только интонациями, отбором фактов, общим настроением рассказа, но и построением фразы, выбором слов. Среди выразительных средств языка определённое место занимают:

Эмоциональная лексика – слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность:

    с уменьшительно-ласкательным значением: бабуся, доченька, миленький, родненький, сыночек; со значением преувеличенности: красотища, духотища, жарища. слова, отражающие эмоциональную оценку: гадкий, негодный, подлый, противный, скверный; ласковый, любимый, славный, чудесный, а также слова, служащие обозначением чувств и эмоций: злость, удивление, радость, грусть, страх. Междометия. Браво! Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя (Пушкин). Боже мой! Какой неслыханный негодяй! ().

Сравнения – лес – точно терем расписной; под голубыми небесами, великолепными коврами. Многозначные слова – носик, ручка, лук и т. д. Синонимы. Антонимы. Олицетворения – присвоение неживому признаков живых существ. Например: уставшая природа; солнце улыбается; голос ветра; поющие деревья; Эпитеты – определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»). Метафоры – «перенос», «переносное значение» – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака: меч правосудия, райский отдых, сгорать от нетерпения, ножом по сердцу, во цвете лет. Фразеологизмы – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы), т. е. крылатое выражение: бить баклуши, буря в стакане, сломя голову, вывести на чистую воду.

Читайте также:
Синквейн в работе учителя-логопеда

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Но на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое.

Работая с дошкольниками, имеющими, речевые нарушения, мы с коллегами нашего ДУ обратили внимание на то, что, несмотря на всю проводимую нами коррекционную работу (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь и т. д.) речь наших воспитанников к концу дошкольного возраста остаётся по-прежнему мало образной и не достаточно выразительной. Тогда мы разработали методику обследования состояния образной речи дошкольников для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Сейчас, конечно, уже вышла книга , , “Диагностика развития речи дошкольников”, где есть подробная методика обследования этой стороны речи дошкольников, но на тот момент нам самим пришлось разрабатывать и апробировать свою методику. Обследование состояния образной речи детей в возрасте от 3 до 6 лет, проводимое нами в 2011-2012 учебном году показало, что у воспитанников недостаточный уровень сформированности образно-выразительных средств языка. Так, например, дети затрудняются в подборе сравнений, эпитетов, синонимов и антонимов; не умеют правильно воспринимать художественную информацию, испытывают трудности в логической последовательности излагать своё высказывание; затрудняются в передаче художественного замысла произведения, в использовании средств связи и изобразительных языковых средств, в высказываниях дошкольников отмечается повторяемость одних и тех же слов.

Полученные нами результаты диагностики позволили сделать вывод, что одной из актуальных проблем развития речи дошкольников является обогащение связной речи детей с речевым недоразвитием образно-выразительными средствами языка,
что в свою очередь, свидетельствует о необходимости поиска новых методов и приёмов работы в данном направлении.

Ведь любой из нас (родителей и педагогов, уж точно) хочет, чтобы речь наших воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы все дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.

В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к загадкам (так сказать к народной мудрости). Ведь в загадках есть всё, что делает нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

Дети просто обожают этот вид устного народного творчества и с интересом не только отгадывают загадки, но и придумывают собственные, что намного полезнее, т. к. обучая детей составлению загадок, мы «убиваем сразу нескольких зайцев»:

    во-первых, развиваем у дошкольников образную выразительность речи. А это является нашей главной задачей; во-вторых, придумывая загадки описательного характера, рассказчики составляют тот же самый описательный рассказ, только без называния предмета, что позволяет разнообразить занятия по развитию связной речи; в-третьих, составляя загадку, дети стараются придумывать собственные, а не повторять загадки предыдущих рассказчиков, и загадать своим сверстникам «что-нибудь по сложнее», то чего ещё не было у других, что позволяет нам избежать повторений; в-четвёртых, отгадывающие стараются слушать загадку внимательно, чтобы быстрее её отгадать, ведь следующим загадку будет придумывать и загадывать тот, кто первым правильно отгадает уже загаданную. Это позволяет педагогу повысить активность детей на занятии и дольше удерживать внимание детей на изучаемом материале.

Долгое время работа с загадками сводилась к их отгадыванию. А методика не давала конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Отгадывание же происходит как бы само собой на уровне подсознания, интуиции или путем перебора вариантов. Причём большинство детей группы являются пассивными наблюдателями и слушателями. Верный ответ на загадку очень быстро запоминается другими детьми. И если через некоторое время задать ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Загадка, конечно же, развивает умственные способности ребенка и, если ещё учесть сказанное вначале, то и память (ведь дети просто запоминают отгадки). Но нам важнее научить их составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Сочинение загадок — нелёгкое дело. Для этого детям нужно сначала научиться кратко описывать предметы и явления. Находить и выделять в них существенные качества, признаки, свойства. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Выделяют много способов составления загадок (около 9). Различные способы обучения детей составлению загадок описывает в книге «Занятия с логопедом. Учимся сочинять стихи и загадки».

, в своей работе «Технологии развития связной речи дошкольников» предлагают использовать три основные модели составления загадок. В основе их методики лежат модели составления загадок по таблицам для детей школьного возраста, разработанные и описанные в книге «Страна загадок».

В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

и в книге «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками» предлагают при работе по развитию речевой и речетворческой активности дошкольников в процессе отгадывания рифмованных, описательных, метафорических загадок и загадок на отрицание использовать опорные схемы.

Изучив опыт работы этих авторов, считаю, что целесообразнее и понятнее детям использовать на занятиях опорные картинки, а не таблицы и схемы. Они более красочны, доступны и понятны детям. Их можно использовать при обучении детей составлению загадок на сравнение, отрицание и описательных загадок. Данный вид работы требует тщательной подготовки. Если правильно построить предварительную беседу и сформулировать вопросы к детям при анализе объекта, то составление загадки не вызовет у детей особых затруднений. Дошкольники очень быстро улавливают, что от них требуется. Они начинают составлять загадки без образца педагога и выбирают аналогии, ещё не использованные предыдущими рассказчиками. Например, предмет может быть круглым не только как спелый арбуз, но и как воздушный шар, и как баскетбольный мяч и пр., не только блестящим как золотое кольцо, но и как яркое солнышко, и как огромный бриллиант и т. д. Т. е., в начале занятия каждый ребёнок должен подобрать собственное сравнение, на что похож предмет и чем отличается. Повторов мы стараемся избегать. И если вдруг ребёнок затрудняется в выборе сравнения, прошу всех детей группы или подгруппы, в зависимости от возраста, помочь испытывающему трудности сверстнику. Так же прошу детей запомнить подобранные ими сравнения, чтобы использовать их в дальнейшем при составлении загадки. Таким образом, у нас получается не одна загадка на всех детей группы, которую дети потом повторяют, а много абсолютно разных загадок об одном и том же предмете. В процессе работы по обучению детей составлению загадок предлагаю использовать такие этапы работы.

Читайте также:
Методическая разработка Будем весело играть, свои мысли развивать!

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК НА СРАВНЕНИЕ И ОТРИЦАНИЕ.

выбирается объект, о котором будет составляться загадка/в зависимости от лексической темы недели/; предлагаю детям подобрать слова – признаки к этому объекту /например: какой объект по форме, цвету, размету, вкусу, запаху и т. д./ и обозначаю их опорными картинками., расставляя их в столбик, один под другим или в ряд;

это может выглядеть примерно так:

предлагаю детям сравнить по перечисленным значениям признаков предмет с другими, похожим на него объектами. Дети говорят, что ещё бывает таким же, а педагог выставляет на доске заранее приготовленные картинки – опоры, напоминая детям о том, что каждый из них должен запомнить свое сравнение, а не использовать картинки – опоры или слова, придуманные другими детьми.

Получается вот так:

далее прошу детей сказать не просто на что похож предмет или чем отличается, а дать образную характеристику подобранному сравнению.

Например: не просто помидор, а созревший помидор, не просто камень, а огромный камень и т. д.

после этого предлагаю загадать каждому ребёнку свою загадку, вставляя при сравнении связки «Как» – если загадка на сравнение или «Но не» – если загадка на отрицание. В загадках на отрицание объекты предложенные детьми для сравнения на опорных картинках перечеркнуты.

В итоге могут получиться такие загадки:

Круглый, как яркое солнышко,

Красный, как созревший помидор,

Сладкий, как цветочный мёд,

Тяжёлый, как огромный камень.

Круглый, но не яркое солнышко,

Красный, но не созревший помидор,

Сладкий, но не цветочный мёд,

Тяжёлый, но не огромный камень.

Загадка о чайнике (на сравнение)

    Круглый, как спелый арбуз,

Блестящий, как золотое кольцо,

Шипящий, как рассерженная змея.

    Круглый, как большой апельсин,

Сверкающий, как солнечный лучик,

Шипящий, как лопнувший шарик.

Загадка об арбузе.

    Круглый, но не надувной мяч,

Полосатый, но не быстроногая

Сладкий, но не вкусная конфета.

    Круглый, но не спелый апельсин,

Полосатый, но не матросская

Сладкий, но не спелая ягода.

Загадка о помидоре

    Круглый, как яркое солнышко,

Красный, как аленький цветочек,

Сочный, как спелый арбуз.

    Круглый, как воздушный шарик,

Красный, как сигнал светофора,

Сочный, как вкусный апельсин.

Так же для составления загадок на сравнение или отрицание можно использовать и другие опорные схемы-картинки (перечёркнутые – отрицание, не перечёркнутые – сравнение). В результате могут получиться такие загадки:

Загадка о помидоре

(Лексическая тема «Овощи»).

    Круглый, но не шарик,

красный, но не яблоко,

растёт на грядке, но не свекла.

    Круглый, но не клубок,

красный, но не мак,

растёт в огороде, но не

Если убрать перечёркивающие линии и добавить связку «Как» – получится загадка на сравнение.

(Лексическая тема «Космос» в старшей группе).

    Круглая, но не мандарин,

Огромная, но не кит,

Вращающаяся, но не юла.

    Круглая, как теннисный мяч.

Огромная, как многоэтажный

Вращающаяся, как бабушкино

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК.

Для придумывания загадок такого характера используется такая же последовательность работы, что и при составлении описательных рассказов о предметах.

Во вводной беседе педагог вместе с детьми рассматривает все изучаемые по лексической теме объекты, вспоминаются их характерные и отличительные особенности (строение, окраска, качество, назначение и пр.) Затем педагог сообщает детям цель занятия: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать загадки о …» Далее педагог вместе с детьми рассматривает опорные картинки для составления загадки, выложенные по кругу, в центре круга – знак вопроса /как предлагают и /– здесь спрятана отгадка. Каждый ребёнок сам определяет, о каком объекте он будет составлять загадку. И используя в качестве наглядной опоры предложенные педагогом опорные картинки и устный план, составляет загадку об объекте.

Для составления загадки можно использовать разное количество опорных картинок. Всё зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей. Красные стрелочки указывает, с какой картинки и в какой последовательности следует составлять описание объекта.

ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

Загадки о птицах.

План составления загадки:

какая это птица: домашняя, перелётная или зимующая (обобщающее значение); части тела птицы; окраска; чем питается; как подаёт голос; как называется жилище.

Загадки о животных.

План составления загадки:

какое это животное: домашнее или

дикое, жарких, холодных стран,

средней полосы (обобщающее значение);

окраска; размер; части тела; чем покрыто тело животного; чем питается (хищник или травоядное).
Загадки о бытовых приборах.

План составления загадки:

обобщающее значение предмета; размер; расцветка; из каких частей состоит; как его используют; что использовали люди до его изобретения.

Загадки об одежде, обуви, головных уборах.

План составления загадки:

обобщающее понятие (Это одежда/обувь/головной убор); в какое время года носят; для кого изготовлен предмет; расцветка; из каких частей состоит; из чего изготовлен /каков по материалу/; когда и куда можно надевать.

Таким образом, обучение дошкольников составлению описательных загадок, а также загадок на сравнение и отрицание, с использование опорных картинок позволяет формировать у детей образную выразительность речи, а педагогу поддерживать активность и интерес воспитанников на протяжении всего занятия.

Нестеренко загадок. Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского университета 1993. – 32с.
Занятия с логопедом. Учимся сочинять стихи и загадки. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011. – 171с.
, Хоменко развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004. – 59с.
и «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками». – С. Пб; «Детство-ПРЕСС», 2011. – 96с.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

“Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста”

Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросло количество дошкольников с речевой патологией, у которых наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.

Таким образом, весьма актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи и их системного использования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Одним из таких способов является система ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшулером, которая позволяет осуществлять обучение через творчество, через решение нестандартных задач. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью формирование нестандартного мышления, поисковой активности, способствует развитию речи и творческого воображения.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога «опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое.

Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Этапы работы при составлении загадки:

Первый этап: через игровое упражнения научить детей сравнивать предметы «На что похоже». Чтобы детям было легко и интересно находить и сравнивать, мы используем компьютерные презентации, картинки, которые помогают детям, справиться с поставленной задачей – находить простейшие сходства.

Следующий второй этап – составление загадок по моделям. Для составления загадок предлагается три основных модели.

Первая модель составление загадок по принципу: «Какой? Что бывает таким же?». Для составления загадки выбирается объект (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Далее дается образная характеристика (цвет, форма, действия, качества), которая записывается в левой части таблицы. Содержание правого столбца обговаривается с педагогом, и заполняется самостоятельно детьми в виде рисунков. После заполнения таблицы детям предлагается прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК», «А НЕ» или «НО НЕ». Например: СОЛНЦЕ

Что бывает таким же?

Загадка: Что это?

Яркое, но не радуга

Круглое, но не арбуз

Горячее, но не свеча

Когда дети свободно могут подбирать существительные для сравнения, обогащаем речь детей прилагательными.

Затем знакомим детей со второй моделью составления загадок. Загадки составляются по принципу: «Кто делает? Кто (что) делает так же?». Для составления загадки используем связки «КАК» или «НО НЕ».

Третья модель составления загадок: «На что похоже? Чем отличается?».

Методика работы аналогична работе с предыдущими моделями. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Работу по обучению составлению загадок необходимо начинать с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают. У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Объекты для составления загадок выбираются в соответствии с изучаемой лексической темой: «Фрукты», «Овощи, «Транспорт» и т.п., которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения. Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Составление загадок доступно всем детям, так как занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным.

Процесс составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.

Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника.

Использование современной образовательной технологии ТРИЗ является необходимым условием эффективности обучения. Данная технология позволяет решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка.

Список литературы

1. Аман Т. С., Ведерникова Т. И. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46.

2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников [Текст] – Ульяновск, 2014. – 134 с.

3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3.

Читайте также:
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности (К нам в гости Веснянка пришла)

4. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду /С. И. Гин. Минск, ИВЦ Минфина, 2008.

5. Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2015- № 7.

6. Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1.

7.Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] – Минск, 2000г.

8. Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] – Москва: Мозаика-Синтез- 2015.

9. Страунинг, А.С. Методы активации творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] – Москва: Академия, 2014. .

10. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи [Текст] – Москва: Академия, 2015.

11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова – Москва, 2014.

Мастер — класс по отгадыванию и составлению загадок «А, ну-ка, воспитатель!»

автор: Горохова Светлана Вячеславовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40 комбинированного вида»

Мастер — класс по отгадыванию и составлению загадок «А, ну-ка, воспитатель!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 комбинированного вида»

Мастер — класс

по отгадыванию и составлению загадок

«А, ну-ка, воспитатель!»

Подготовил:

воспитатель Горохова С.В.

г. Петропавловск-Камчатский

2019г

Цель : повышение компетентности педагогов в вопросе использования загадок как

средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников.

Задачи :

  1. Расширить представление педагогов о загадках и их видах.
  2. Познакомить с практическими приемами работы с загадками с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. Создать условия для составления авторской загадки о предмете.
  4. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

Практическая значимость : данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, педагогам-специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса

  • расширят представления о вариантах использования загадок в речевом развитии детей;
  • научатся составлять загадку собственного сочинения о заданном предмете и оформлять ее в виде открытки.

Необходимое оборудование:

демонстрационное: ЦОР «Удивительные загадки», ширма с натянутыми нитями для

раздаточное: 4 флажка разного цвета, 4 комплекта цифр (от 0 до 9), 4 листа формата А-4 для изготовления загадки-открытки, 4 резинки, 4 простых карандаша, 4 коробки цветных карандашей, 4 коробки восковых мелков, 6 мешочков, 6 любых предметов, листы для записи загадок, 8 разных комплектов игры «Пазлы»

  1. Вводная часть

Ведущий. Добрый день! Весёлый час!

Я приветствую всех вас!

В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму».

Эти мудрые слова можно взять как девиз, как условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше – сто раз сделать.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми в процессе ознакомления с загадками.

  1. Теоретическая часть

Давайте немного вспомним, что такое «загадка»?

( ответы участников мастер-класса)

Загадка – выражение, требующее разгадки, краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Поэтому загадки используют в основном в старшем дошкольном возрасте, что позволяет педагогу увеличить продуктивность работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию речи.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. Разгадывание и составление загадок развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Существует около 150 видов загадок. А какие виды загадок знаете вы?

( ответы участников мастер-класса)

Обратите внимание на слайд:

  • Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
  • Загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • Комбинированные загадки – это соединение загадки – описания с загадкой – сравнения;
  • Сюжетные загадки – это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

Загадки широко применяются педагогами во всех видах детской деятельности (познание, труд, игра, наблюдение и т.д.): они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, к активной работе мысли и поиску.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей, стимулирующим интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.

При отгадывании загадки перед детьми необходимо ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

  1. Практическая часть

И вот сегодня, я приготовила много интересных загадок и игр с загадками, которые мы с вами проведем в виде мастер-класса. Вам предстоит пройти ряд испытаний, ответить на вопросы, думаю, что для вас, знатоков своего дела, это будет несложно!

Если все знаете — вы молодец!

Если не все успешно — идите вперед — все в ваших руках!

Для начала мастер-класса я прошу вас образовать 4 команды в соответствии с возрастом ваших воспитанников.

( Участники мастер-класса выполняют задание)

Вы готовы? И так, начнем!

Задание 1. Литературная викторина

Игровое задание. Вам надо отгадать сказку, которая спрятана в загадке. Будьте внимательны! Вас ожидают хитрые вопросы.

Условие выполнения . Отвечать можно только подняв флажок. Так мы определим самую внимательную команду.

  1. Какой ириской называется известная сказка? («Золотой ключик»)
  2. Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился? ( Ноль )
  3. Гримёр – это тот, кто читает сказки братьев Гримм или работник театра?
    ( Работник театра, занимающийся гримировкой артистов )
  4. С какой едой будет сыт не только серый волк, но и все остальные?
Читайте также:
Моя страна - конспект НОД

( конфеты «Красная шапочка»)

  1. Мышка к ним пришла на помощь,

Вместе вытянули овощ. ( Репка )

  1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. ( Емеля )

  1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. ( Три медведя )
  1. Назовите место рождения Колобка ( Печь )
  1. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? ( Шапку-невидимку )

Молодцы, у вас все получилось!

Работу по узнаванию (определению) сказки через загадку можно провести по-другому. Все дети любят собирать пазлы, и вы тоже сейчас будете собирать пазлы «Герои сказок».

Задание 2. Пазлы «Герои сказок»

Игровое задание. Вам надо отгадать загадку о герое из сказки, собрав пазлы.

Условие выполнения. Разбейтесь на пары: один из вас – родитель, второй – ребенок. Родитель читает текст загадки, ребенок собирает пазлы: так вы найдете отгадку о герое сказки. Поднимите флажок, как только вы будете готовы. Итак, все команды готовы! А теперь родитель читает загадку, а ребенок громко для всех называет отгадку – героя сказки.

Загадки к пазлам.

  • Из снега, снега белого

Дочку себе сделали.

А весна-красна пришла-

Дочка и рас-та-я-ла…

  1. Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке,

Спал он целую неделю,

И зовут его… ( Емеля )

  1. Человек немолодой,
    Вот с такущей бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас
    Кто же это?
  1. Живёт в воде среди болот

Вдали от всяческих забот:

Людей обходит стороной

  1. Я — царевна молодая,

Красотой, умом блистаю,

Но с одним лишь я изъяном:

Я — царевна … ( Несмеяна )

  1. Поможет девочке мышка,

Если есть не будет лишку.
( Дюймовочка )

  1. Он творил немало дел,

Пока воробей не прилетел.
Таким маленьким казался,

Самым храбрым оказался.
( Тараканище )

  1. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Молодцы, у вас все получилось! А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Разминка»

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.

(Ходьба на месте.)

Наши игры с загадками продолжаются. И сейчас мы познакомимся с удивительными загадками – загадками-рифмовками или загадками-обманками.

Задание 3. Рифмы или загадки-обманки

ЦОР «Удивительные загадки»

Слайд «Загадки-рифмовки загадки-обманки»

Загадки-обманки – это загадки, в которых содержится измененная отгадка. Суть загадок-обманок в том, что ответ, который хочется дать в рифму стихотворения, не является правильным.

Работа с такими загадками позволит развить сообразительность, воображение, любознательность, тренирует память.

Я предлагаю вам небольшую подборку таких загадок.

Игровое задание. Внимательно слушайте загадку. Постарайтесь дать ответ в рифму. Проверьте себя, рассматривая картинки на слайде (на каждую загадку подготовлен слайд по содержанию загадки).

Условие выполнения. Отгадывать загадки будем приемом «По цепочке», начиная с команды педагогов младшего возраста.

  1. С пальмы вниз, на пальму снова
    Ловко прыгает … КОРОВА (ОБЕЗЬЯНА)
  1. Слышала вся улица,
    Как мычала … КУРИЦА (КОРОВА)
  1. Кто в малине знает толк?
    Косолапый, бурый … ВОЛК (МЕДВЕДЬ)
  1. Кукарекает спросонок
    Милый, добрый … Поро сёнок (Петух)
  1. Высокий, длинноногий,

Летать ему не лень —

На крыше из соломы

Устроился … ОЛЕНЬ (АИСТ)

  1. Все меня боятся —
    Я могу кусаться,
    Я летаю и пищу —
    Жертву я себе ищу,
    Ночью мне уж не до игр,
    Угадали, кто я? … ТИГР (КОМАР)
  1. Друг зверей и друг детей
    Добрый доктор … БАРМАЛЕЙ (АЙБОЛИТ)
  1. Он гулял по лесу смело,
    Но лиса героя съела.
    На прощанье спел бедняжка.
    Его звали … ЧЕБУРАШКА (КОЛОБОК)

Молодцы, у вас все получилось! Продолжаем наши игры с загадками!

Задание 4. «Математические загадки»

К загадкам, развивающим логику и сообразительность, относятся и математические загадки.

Математическая загадка – это не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Существуют разные виды математических загадок: логические загадки, загадки-задачки, загадки с цифрами, загадки «Весёлый счет», загадки-раскраски с использованием цифрового обозначения цвета, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды и т.д.

Я предлагаю вам отгадать математические загадки и сыграть в игру, которая называется «Слушай и считай».

Игровое задание. Слушайте загадку и считайте!

Условие выполнения . А свой ответ цифрой поднимайте!

  1. Серьезная стройка идет у Сережки:
    Из кубиков красных кладет он дорожку.
    Один плюс один, плюс один, ещё три —
    Считает Серёжка успехи свои.
    И ты дай ответ, поразмыслив немножко,
    Так, сколько же кубиков в этой дорожке?
    ( 6 )
  1. Пять конфет взял Степан,
    Положил себе в карман.
    Две отдал сестричке Оле,
    Угостил тремя он Колю.
    Сколько же себе конфет
    Он оставил? Дай ответ. ( )
  1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

( Сколько стало щенят?) ( 2)

  1. Мелом четверо мальчишек
    Семь нарисовали мишек.
    Двое белых среди них,
    Сколько мишек остальных? ( 5 )

Молодцы, у вас все получилось! Продолжаем наши игры с загадками!

Одним из видов логических загадок являются загадки-ребусы.

Задание 5. Разгадай ребусы

Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

  1. Способствуют развитию мышления.
  2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
  3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
  4. Тренируют зрительную память, правописание.
Читайте также:
Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

Но чтобы разгадать ребус, надо знать правила разгадывания ребуса.

Первое правило : Сколько запятых стоит перед картинкой или после нее, столько букв отбрасывают или в начале слова, или в конце.

Второе правило: Если предмет на рисунке перевернут, то это слово читают справа налево.

Третье правило: Если два предмета или две буквы, или буквы и цифры нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в».

А сейчас мы будем решать ребусы.

Игровое задание. Внимательно посмотрите на картинку-задание. Вспомните правило, которое подойдет для решения именно этого ребуса, и постарайтесь назвать новое слово (на каждое правило решения ребуса подготовлены по 2- 3 слайда).

Условие выполнения. Если ребус вы решите, то флажок свой поднимите!

Если ребус не решен, требует объяснения он!

Молодцы, и с решением ребусов вы справились!

Но загадки можно не только отгадывать. Увлекательный процесс – самостоятельное придумывание загадок о предметах живой и неживой природы, предметах домашнего обихода, явлениях природы и окружающей жизни. Сочинять загадки самостоятельно очень обожают дети. Они с удовольствием придумывают загадки. Им особенно нравится придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения.

Задание 6. Придумай загадку — нарисуй отгадку

И сейчас, я предлагаю вам придумать собственную, авторскую, загадку и сделать загадку-открытку. «Чудесный мешочек» поможет вам выбрать предмет загадывания. А используя альбомный лист, мы сделаем заготовку будущей открытки-загадки: лист необходимо согнуть пополам, чтобы получилась открытка. На внешней стороне написать текст загадки. На внутренней стороне – нарисовать отгадку.

Игровое задание. Придумать авторскую загадку о предмете из мешочка, оформить открытку-загадку, принять участие в блиц-турнире «Для каждой загадки найдем мы отгадку!»

Условие выполнения. Свой предмет из мешочка показывать другим группам нельзя.

Задание 7. Блиц-турнир «Для каждой загадки найдем мы отгадку!»

Итак, все открытки-загадки готовы! Перед вами рисунки предметов из мешочков, послушайте загадку и назовите отгадку!

  1. Заключительная часть

Уважаемые участники мастер-класс по составлению и отгадыванию загадок! Прошу Вас оценить наиболее понравившиеся приемы работы с загадками по пятибалльной системе (цифры на столах).

Условие выполнения: я вытаскиваю из мешочка и читаю название приемы работы, вы выставляете свой балл.

Придумай загадку — нарисуй отгадку

Рифмы или загадки-обманки

Слушай и считай

Высший балл, по мнению участников мастер-класса, набирает прием:

Спасибо всем за творчество, смекалку и хорошее настроение!

Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Ротик»

Наталья Мингазова
Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Ротик»

Здравствуйте!

Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «РОТИК», который я придумала, сшила и уже несколько лет использую в своей логопедической практике. Думаю не буду оригинальной, если скажу, что знакомить детей с органами речевого аппарата и артикуляционными упражнениями на своем примере достаточно утомительно и не очень эстетично (особенно возрастным логопедам). Да и у детей этот процесс не вызывает особого интереса. Гораздо легче, интереснее, увлекательнее для детей проделывать артикуляционные манипуляции с язычком, используя подобные приспособления.

При помощи «РОТИКА» у меня появилась возможность наиболее наглядно и детально показывать детям различные артикуляционные упражнения. Дети с огромным удовольствием выполняют упражнения вместе с «РОТИКОМ». Кроме того, они сами манипулируют им. «РОТИК» можно стирать по необходимости, он легко и просто снимается с каркаса и одевается на него.

Вам потребуется:

* мягкий флис четырех цветов: красный – 10 х 22 см,

бежевый – 20 х 42 см,

темно – розовый – 20 х 42 см,

светло – розовый – 12 х 22 см;

* ведерко из-под майонеза;

* 8 штук белых квадратных или круглых бусин (пуговиц);

1 этап:

Сделайте выкройки из плотной бумаги.

Для деталей А и Б вырезаем прямоугольники размером 20*42 см.

2 этап:

Перенесите контур выкройки на ткань и смело

вырезайте, прибавив по 0,5 – 1 см на швы.

3 этап:

Будем шить «губки».

Сшейте вместе детали Г-1 и Г-2 по белой пунктирной линии (получится верхняя губа).

Сшейте вместе детали В-1 и В-2 по белой пунктирной линии (получится нижняя губа).

Выверните их на лицевую сторону и заполните синтепоном или ватой.

Сложите детали Д-1 и Д-2 лицевыми сторонами внутрь и скрепите строчкой. Край подогните на 1 см и прострочите зигзагом (получится язычок).

Детали А и Б сложите пополам и прострочите (получится два «полу-чулка»)

Приметайте «губки» к детали А по красной пунктирной линии.

Вставьте деталь Б в деталь А и скрепите их строчкой по красной пунктирной линии так, чтобы «губки» остались внутри (получится целый «чулок»).

Выверните «чулок» на лицевую сторону.

Оба конца «чулка» подогните на 1см и прострочите зигзагом, вставив внутрь бельевую резинку.

4 этап:

Отрежьте дно у ведерка и наденьте на него «чулок» сложенный вдвое, таким образом, чтобы «губки» расположились по ободку ведерка.

Пришейте «зубки» (бусины или пуговицы, как показано на фото.

5 этап:

Наденьте «язычок» на руку и просовывайте его в «РОТИК» через отверстие.

Вот и все! «РОТИК» готов к применению. Желаю успехов!

«Грибок-теремок». Мастер-класс по изготовлению пособия для дидактической игры Доброе время суток друзья, коллеги и гости моего блога! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению пособия.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Геохронологическая жизнь Земли» Наблюдая за детьми своей подготовительной группы, я заметила неподдельный интерес к древнейшей истории Земли. Дети с удовольствием играют.

Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги «Ёлочка» Мастер – класс рассчитан для педагогов, родителей и творческих людей. Цель: изготовление дидактического пособия из бумаги своими руками.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия к авторской МДИ «Музыкальная елочка» Добрый день уважаемые коллеги! Скоро наступит новый год, отгремят елки и начнутся зимние каникулы. Наша задача развлечь детей, чтобы не.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия к МДИ «Угадай, где пчелка мед спрятала!» Уважаемые коллеги! Представляю на ваше обсуждение мастер класс по изготовлению МДИ “Угадай, где пчелка мед спрятала?”(для детей 3-5 лет).

Читайте также:
Звуки и буквы О, У - конспект занятия по РЭМП для детей с ЗПР

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Музыкальные кубики» Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Практика показывает, что полноценное развитие музыкальности детей.

Мастер-класс по изготовлению и использованию полифункционального пособия «Цепочка» Всем известно, что дети, посещающие логопедическую группу, испытывают значительные трудности не только в усвоении родной речи, но и в выполнении.

Мастер-класс по изготовлению пособия «Математическая гусеница» Предлагаю использовать «Математическую гусеницу», как дидактическое пособие для занятий по ФЭМП в основном для закрепления сформированных.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ “БИЗИБОРД” Землянская Елена Цель: Создать пособие которое поможет вовлечь ребенка в процесс познания (Отмыкать.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Зонтик «Времена года» Цель: расширить представления детей о временах года, научить воспринимать красоту природы,воспитывать любовь к ней, доставить радость и.

Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи

«Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи»

Одна из основных задач, которую приходится решать учителю-логопеду – это поиск не только эффективных, но и увлекательных форм работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи или ее различные нарушения.

Логопеды стараются использовать многообразие различных методик и методических приемов.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

  1. словесные,
  2. наглядные,
  3. игровые.

Одновременное использование всех этих трех групп позволяет более продуктивно применять их в практике работы с детьми, и в особенности с детьми с нарушениями речи.

1.Словесные приемы показывают положения органов артикуляции при обучении правильному произношению.

Словесный прием – это речевой образец, повторное проговаривание, объяснение.

Речевой образец – это правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога-логопеда, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки в речевом процессе обучения.

2.Наглядные приемы – показывают положения органов артикуляции при обучении правильному произношению ребенка. Здесь традиционно используются зеркала различных вариантов, показ органов артикуляции самим логопедом или кем-то из детей.

3.Игровые приемы здесь являются одновременно и словесными и наглядными.

Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивацию речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

В данной статье я представляю методику, разработанную в процессе моей работы учителем-логопедом с детьми, имеющими нарушения речи, повышающую мотивацию для выполнения ими артикуляционных манипуляций и формирование фонетических и фонематических процессов.

В процессе формирования фонетического строя речи, работая над артикуляцией, на индивидуальных занятиях с детьми я использовала различные логопедические макеты – как покупные, так и самодельные, но эффективнее остальных зарекомендовал себя макет артикуляционного аппарата.

Вот такой макет артикуляционного аппарата был сделан мною и успешно применяется на практике.

У меня в наличии есть куклы-перчатки с открывающимся ртом и движущимся посредством рук язычком, к данным куклам проявляют интерес детки младших групп детского сада, а вот у детей средних и старших групп уже интерес проявляется при демонстрационном показе органов артикуляции, при этом они могут наглядно рассмотреть как выглядят: губы, зубы, небо, язык и даже их потрогать, что приводит ребят в неописуемый восторг.

Как видно на фото, сзади язык имеет отверстие, в которое я вставляю пальцы и могу двигать свободно языком в любые стороны, загибать его вверх и вниз, показать положение «Чашечка», «Иголочка», «Блинчик», «Лопатка», динамические упражнения – «Качели», «Часики», «Здравствуй, верхняя губа, здравствуй, подбородок», «Почистим зубки»; язык можно так же выдвигать вперед на большое расстояние, так как он закреплен к ротовому аппарату на резинке.

Данный макет выполнен из материалов по цвету, приближенных к оригиналу. Язык выполнен в виде мешочка из махровой ткани розового цвета и позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения и манипуляции.

Логопед, вставляя пальцы в язык макета, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики. Детям так же дается возможность трогать язык макета, правильно расположить его в ротовой полости, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы, привлекая внимание детей.

К тому же сам ротовой аппарат, кроме как открываться, может полностью смыкаться губами или сворачиваться в трубочку буквой «О», верхняя и нижняя части данного макета так же подвижны и повторяют мимику губ человека. Можно демонстрировать положение губ при произнесении гласных звуков А, Э, О, Ы.

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты. Чтобы интерес детей не угасал, макет используется в течении 1,5-2 месяцев, затем делается перерыв. Главный итог, ради которого осуществляются все эти манипуляции,- в игровой форме познакомить детей с устройством органов речи и усвоить материал, направленный на совершенствование фонематической и произносительной сторон речи ребенка.

Это оригинальная и эффективная методика проведения занятий с применением логопедических упражнений, рассчитанная на детей с нарушениями подвижности органов артикуляции, помогает активизировать природные механизмы речи ребенка. При использовании данного пособия задействованы зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы ребенка, что в комплексе повышает эффективность логопедической работы.

Выполнение игровых заданий с применением макета артикуляционного аппарата позволяет улучшить речь ребенка, его внимание, воображение, память, расширить его речевой потенциал, закрепить произносительные модели и нормы родного языка.

Список используемой литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой- М., 2005
  2. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития/ редкол.:О.Н.Широков ( и др.)-Чебоксары:ЦНС «Интерактив плюс»,2015-№4
  3. Логопедические упражнения/ Т.А.Ткаченко-Эксмо, 2017
  4. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников./Сохин Ф.А.-М.:МПСИ, 2005
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: