Обучение рассказыванию – конспект логопедического занятия

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Зимние забавы» (подготовительная логопедическая группа)

Юлия Данилова
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Зимние забавы» (подготовительная логопедическая группа)

Цель занятия: Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине.Задачи:

– Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы».

– Упражнять детей в подборе родственных слов к слову «зима».

– Закреплять умение составлять развернутые предложения.

– Совершенствовать грамматический строй речи. (Согласование существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие задачи:

-Способствовать развитию речевого слуха, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением.

-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Ход занятия:

Сегодня утром я шла в детский сад и нашла снежинки, но они необычные, на них буквы. (Выкладываю, на доске)Какое слово можно из них составить (ЗИМА)

2. Оснавная часть.

Как можно назвать зиму ласково (Зимушка)

Вы любите зиму? За что? Чем можно заниматься зимой?

-Давайте и мы с вами построим горку, но не простую, а волшебную из слов. Чем больше слов назовем, тем выше будет наша горка. (На каждое слово прикрепляю белый кружок-комок)

-Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, долгая, суровая, веселая)

-Снег, какой? (Белый, пушистый) Искрится на солнышке? (Искристый) Хрустит под ногами? (Хрустящий). Липнет к рукавичкам? (Липкий) Рассыпается в руках? (Рассыпчатый).

-Лед на реке какой (Скользкий, зеркальный, прочный)

-Дни зимой, какие? (Морозные, ясные, пасмурные, холодные).

-Настроение, какое? (Веселое, радостное, прекрасное).

Молодцы, ребята, высокая горка получилась. Много слов о зиме подобрали. Запомните все эти слова, они нам сегодня пригодятся.

-Зимушка-зима предлагает нам пойти погулять в парк. Но чтобы пойти в парк, что нам нужно сделать?Д: Одеться.

-Ребята, давайте поиграем со словом «зима», образуем от него новые слова.

-Какую куртку мы наденем? (Зимнюю) (Имитация движений)

-Какие сапоги? (Зимние)

-Какую шапку наденем? (Зимнюю) Какую одежду мы надели (Зимнюю)

-В какой парк пойдем? зимний)

-По какой дороге мы пойдем? (По зимней)

А вот и парк! Выставляю картину.

Рассматривание картины.

-Какое время года наступило? Напоминаю, чтобы использовали слова из горки слов.

Д:Наступила морозная, снежная зима.

Что лежит кругом?

Д: Кругом лежит белый, пушистый снег.

-Какой стоит денек?

Д: День стоит ясный, морозный, холодный.

-Кто изображен на картине?

Д:На картине изображены дети.

-Во что одеты дети?

Д:Дети одеты в зимнюю одежду.

-Возьмите в руки бинокли и рассмотрите поближе, чем занимаются дети? Но рассмотрите, какое, то одно действие внимательно. Не забудьте придумать имена детям, о которых вы будете рассказывать.

Д:Миша катается на санках.

-Кому он машет рукой?

Д: Варя и Артем катается на коньках.

-Что произошло с Артемом? Почему он упал?

Д:Наташа, Лена и Ваня, строят снежную крепость.

-Какая крепость у них получается (Крепкая, высокая)

Д:Денис катается на лыжах.

Д:Алена и Таня лепят снеговика. Что надевает Аня снеговику на голову? Что у Тани в корзинке? Какой снеговик получился?

Д:Сережа и Катя играют в снежки.

-Какие у них щеки?

Д:Красные, румяные. Почему?

Д:Маша и Илья кормят зимующих птиц.

-Что у Маши в мешочке? Кто еще прибежал за угощением?

-Давайте я повторю некоторые ваши предложения, а вы подумайте, какое слово повторяется во всех предложениях?

-Миша катается на санках.

-Варя и Артем катаются на коньках.

-Денис катается на лыжах.

Чтобы слово катается, не повторялось в рассказе, мы его заменим другими словами.

-Про кого из этих детей можно сказать «идет»? Про мальчика, который катается на лыжах.

-О каком мальчике можно сказать едет?Д: Про мальчика, который катается на санках. Повторите предложение полностью.

Д: Миша едет с горы на санках.

-Про кого можно сказать «скользит по льду»?Д: Про девочку, которая катается на коньках. Повторите предложение.

Д:Варя скользит по льду.

-Давайте представим, какое может быть настроение у детей?

-Кому из детей весело?

-Кому может быть страшно?

-Кому из детей тяжело, трудно?

-Кто испытывает радость от помощи птицам и животным?

-Как можно закончить наш рассказ?

Д: Весело ребятам зимой. Хорошо зимой.

Мы бежим с тобой на лыжах

Снег холодный лыжи лижет

А потом на коньках

А потом снежки лепили.

А потом снежки катали.

А потом без сил упали.

Читайте также:
Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов

И домой мы побежали.

Придумайте название к нашей картине.

-Что такое забавы (Это игры, развлечения)

Попробуем составить рассказ по картине. Чтобы вам было легче рассказывать, мы будем использовать план ответа.

– Как вы думаете, о чем надо рассказать сначала?

-Сначала мы будем рассказывать о времени года.

-Затем, какой стоит денек. (Какая погода)

– Как одеты дети. Чем они занимаются.

– Какое настроение у детей?

-Как закончите свой рассказ?

Предлагаю одному из детей повторить план рассказа.

Попробуйте составить рассказ, не забывайте использовать красивые слова из горки слов и,помня правило:

Говорим всегда красиво,

Смело, но неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Спрашиваю одного ребенка. Затем предлагаю рассказать об одной зимней забаве, используя тот же план.

Чем мы сегодня занимались? Что для вас было самым интересным? Какое задание было самым трудным? Чей рассказ вам понравился больше всех и почему? Молодцы дети, у вас получились отличные рассказы.

Конспект игровой образовательной ситуации. Творческое рассказывание по картине «Зимние забавы» (средний дошкольный возраст) Программные задачи: 1. Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. 2. Совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа) Задачи: – связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ с помощью воспитателя; -словарь и грамматика:.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Цель:.

Конспект занятия по лексической теме «Зима. Зимние забавы» (старшая логопедическая группа) Тема: «Зима. Зимние забавы». Цель: Закрепить знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать в речи названия природных явлений: снегопад,.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» В гостях у художника. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: – связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимние забавы» Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных картин – эффективное средство развития связной речи. Обучение рассказыванию.

Конспект Занятия по развитию речи во II младшей группе Тема: «Зимние забавы». Тема: «Зимние забавы». Цели: – уточнить и систематизировать знание детей о зиме, расширить представление о зимних забавах – развивать умение.

НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Составление рассказа по картине.

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления [3].

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания [1].

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.
  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.
  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.
  • винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
  • предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
  • существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  • картины «Куры», игрушка «Петух».
Читайте также:
Зачем лисе хвост - конспект и презентация

Ход занятия.

1. Организация внимания:

– Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом.

Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»

– Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

– Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

– Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

– Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

– Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

– Да? Ну вот, значит, я опоздал.

– Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).

-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

– Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

– А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

– Расскажите, какой у него гребешок.

– Что у него еще есть на голове?

– Какой у него клюв?

– Какой у петуха хвост?

– Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

– Какого цвета перышки у петуха?

– Что делает петух?

– А это кто? Какие они?

– Какого цвета цыплята?

– С кем гуляют цыплята?

– Что делает их мама-курица?

– Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

– Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

– Сколько всего кур здесь нарисовано?

3. Работа над силой голоса.

– Понравилась вам эта картина?

– А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

– А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

– А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.

4. Итог занятия.

Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.
  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.
  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.
  • отработать творительный падеж с предлогом «за».
  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

– Какое сейчас время года?

– Назовите весенние месяцы.

– Какой весенний месяц сейчас?

– Какое время года будет после весны?

– Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

– На какое время года похожа поздняя весна?

– Какое летом солнце?

– А какая погода бывает летом?

– Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

– Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

– Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

Логопед вывешивает картину:

– Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

4. Физминутка.

Читайте также:
Игра-соревнование 'В мире гласных звуков'

– А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

– Сейчас будем составлять по картине рассказ.

– О чем будем говорить вначале?

– О чем расскажем потом?

– О чем будем рассказывать дальше?

– Что нужно сказать потом?

– Чем закончим рассказ?

3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

5. Итог занятия.

– Что мы сегодня делали?

– Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам серии «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.
  • грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».
  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.
  • серия картинок (4 шт.), мячик.

Ход занятия

1. Организация внимания:

Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

2. Вступительная беседа:

– Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

– Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

– Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

– Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

– Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

– Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

– Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

– Вам понравился рассказ Вики?

– Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

– Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

– Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

– А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

– А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

– Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

– Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

6. Итог занятия.

Логопед дает оценку рассказам детей.

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
  • Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
  • Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Читайте также:
Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Конспект НОД «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №47 «Ласточка»

по образовательной области «Коммуникация: развитие речи» с интеграцией образовательных областей «ФЭМП», «Физическая культура»

в группе компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»»

Учитель-логопед: Полторацкая Н.А.

Образовательные – учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному учителем-логопедом, обогащать и активизировать словарь.

Развивающие – развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывающие – воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Материалы: картина «Зайцы», простые карандаши, раскраски по точкам с изображением зайца, коврики “травка” по количеству детей.

Организационный момент.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие на лесную полянку. На чем мы с Вами все время летаем? – на самолете. Откуда мы с вами отправляемся? – из группы № 10 «Василек», детского сада № 47 «Ласточка», который находится на улице Курыжова в городе Домодедово. Итак, всем пристегнуться. Но, чтобы взлететь, нужно заправить наш самолет. Наш самолет заправляется цифрами. Нам нужно посчитать от 1 до 10.

Дети: считают от 1 до 10.

Учитель-логопед: Итак, мы л етим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук у. Громче, тише. ( Упражнение на р азвитие плавного речевого выдоха). Прилетаем на полянку, а там нас уже встречают.

Раздача картинного материала.

Беседа по картине «Зайцы» (Приложение №1) .

Учитель-логопед: Кто нарисован на картине?

Дети: Зайчики.

Учитель-логопед: Где зайчики находятся?

Дети: В лесу.

Учитель-логопед: Какое время года изображено на картине?

Учитель-логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Кругом снег. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.

Учитель-логопед: Сколько зайчиков?

Учитель-логопед: Интересуется у детей, что они знают о зайцах. Выслушивает ответы детей, помогает правильно построить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам дать название картине. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке».

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Учитель-логопед: вместе с детьми рассматривает картину и побуждает детей отвечать на вопрос: «Кто изображен на картинке?» и «Что делает каждый зайчик?».

Учитель-логопед: предлагает составить интересные и подробные рассказы по картине. Затем дает образец рассказа: « Однажды, зимним вечером, выскочил на лесную полянку зайчик. Шубка у зайчика белая, шерсть мягкая, хвост пушистый, короткий. Ушки длинные, к ончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Увидел заяц молодое деревце с мягкой корой. Обрадовался: “Хорошо-то как!” Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему другие зайчики бегут! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. Не надо ссорится друг с другом зайчики, на полянке всем места хватит!»

Физкультминутка «Зайка серенький сидит» (Е.Железнова)

Зайка серенький сидит

Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Зайке холодно сидеть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Зайке холодно стоять

Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.

«Полянка» (пальчиковая гимнастика из книги «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» О.И.Крупенчук)

(На коврике “травка”)

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгавшись, устали.

(Положить ладони на коврик)

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!»- им сказали.

(ладони по очереди волнами ползут по коврику)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать

(Ладони поочередно гладят коврик).

Задание на развитие мелкой моторики: «Обвести по точкам рисунок с изображением зайца» (Приложение №2).

Учитель-логопед: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь, мы должны посчитать от 10 до 1.

Дети: считают от 10 до 1.

Учитель-логопед: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?» старшая групп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» Гайского городского округа Оренбургской области

__________________________________________________________________

462630, г. Гай Оренбургской области, ул. Войченко, 4 А; тел.: 8 (35362) 4-21-11;

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (С) и буква С

e – maildetskiyysad 15@ rambler . ru

непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию «Обучение рассказыванию.

Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?»

старшая группа

первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 15»

Кутергина Наталья Васильевна

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, умение употреблять обобщающие слова.

Образовательные задачи:

Обучающие:

– расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании, передвижении);

– уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

– упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план – схему ;

– продолжать формировать связную речь: учить рассказывать последовательно.

Развивающие:

-развивать у детей познавательный интерес к окружающему природному миру;

-развивать речь во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности: умение обобщать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

– закреплять общие речевые навыки: умение отвечать на вопросы полным ответом;

– развивать умение детей зрительное восприятие: учить соотносить знаковые символы с образами;

-развивать речевое дыхание: упражнять в направленном сильном выдохе

-развивать координацию движений с речью и мелкую моторику.

Воспитывающие:

– воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей

Словарная работа:

– активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;

– ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулках.

– расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Используемые методы и приёмы:

-наглядный–презентация, показ иллюстраций, мнемотаблица;

– словесный – составление описательного рассказа, ответы на вопросы, беседы;

– практические – оказание помощи детям;

Технологии: проектная деятельность (Лэпбук «Зимующие птицы»), интерактивные технологии: световой куб.

Предварительная работа:

– наблюдение за зимующими птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц,

– игровые упражнения и дидактические игры:«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку»;

– подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Совушка», «Вороны и воробьи»

– трудовая деятельность: изготовление кормушек из бросового материала,

труд в природе – кормление птиц;

– продуктивная деятельность: раскрашивание силуэтов птиц, рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы, лепка птичек;

– чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова, отгадывание загадок про зимующих птиц;

Оборудование для педагога: игрушка снегиря, письмо, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point “Зимующие птицы”, мнемотаблица “Описание птиц”, кормушка, лэпбук “Зимующие птицы”, световой куб, снежинки для сугроба, мольберт, семечки, зерна, видиофильм с посланием Снегиря.

Оборудование для детей: силуэты зимующих птиц к дидактической игре «На кормушке», картинки зимующих птиц, раздаточный материал к игре ” Кто это? Что это?”

Планируемые результаты – ребёнок выражает положительные эмоции; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач; умеет работать в коллективе; способен активно работать на протяжении всего занятия; имеет представление о зимующих птицах, их повадках.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Организационный момент. 2 мин.

Дети стоят полукругом.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята!

Дети здороваются.

Учитель-логопед: Начнем занятие с хорошего настроя. Положите свои ладошки на ладошки своего соседа:

Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим. Дети прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.

Учитель-логопед: Молодцы!

2. Сообщение темы занятия. 5 минут

Учитель-логопед: Ребята, к нам в гости пришли не только воспитатели. В зале есть ещё гость, кто же это? (обращает внимание на окно или на стену, подходят).

Дети. Это снегирь.

Учитель-логопед: Правильно! Это снегирь. У него в клювике письмо. Я прочту его.

Снегирь. (конверт с письмом и презентацией “Загадки снегиря”) . Пролетая мимо вашего участка, я заметил на дереве яблочки, которые вы, наверное, оставили птицам. И прилетел к вам, чтобы узнать, какие птицы вам знакомы и как вы им помогаете зимой. Отгадайте мои загадки.

Учитель-логопед: Отгадаем загадки снегиря?

Учитель-логопед: Я буду читать загадку, а вы, поднимете руку, если знаете ответ.

Дети садятся на стульчики. Учитель-логопед включает презентацию “Зимующие птицы” (на слайдах загадки. Если дети правильно отгадывают загадку прилетает птичка)

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (С)

Учитель-логопед: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Назовите одним словом -какие это птицы?

Дети. Это зимующие птицы.

Учитель-логопед: Правильно, это зимующие птицы. О них мы сегодня и поговорим.

3.Основная часть. 10 мин

Учитель-логопед: Почему их так назвали зимующие птицы?

Дети. Потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, сами зимой могут найти себе корм.

Учитель-логопед: Ребята, давайте познакомим снегиря с другими зимующими птицами. Познакомим?

Учитель-логопед: Расскажем снегирю о зимующих птицах по схеме.

Учитель-логопед вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ.

Учитель-логопед: (встает у мольберта и делает образец описательного рассказа). Это воробей. Воробей маленькая птица. Тело воробья покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. У воробья маленькая голова, короткие крылышки, короткие ножки, клюв и хвостик короткие. Воробей зимующая птица. Он питается хлебными крошками, зернами, семенами.

По схеме 3-4 ребенка составляют описательный рассказ о птицах.

Учитель-логопед: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.

Упражнение на координацию речи с движением “Синичка”

Учитель-логопед: Снегирь предлагает вам превратиться в птичек и выполнить упражнение “Синичка”. Вставайте врассыпную по залу и повторяйте движения за мной.

Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах врассыпную)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево -вправо.
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири – тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дети садятся на стульчики

Дидактическая игра «На кормушке»

Учитель-логопед: Снегирь часто прилетает к кормушке. Ребята, кто делает кормушки?

Дети. Кормушки мастерят люди.

Учитель-логопед: Зачем люди мастерят кормушки?

Дети. Кормушки необходимы для подкормки птиц.

Учитель-логопед: Чем мы кормим птиц зимой?

Дети. Хлебными крошками, зерном, семенами, салом.

Учитель-логопед: Кто из птиц еще прилетает к кормушке.

Дети. Синицы, снегири, воробьи, голуби, сороки, вороны.

Учитель-логопед: Подойдите к столу, выберите зимующую птицу и садитесь на стульчик.

Дети подходят, берут птицу, говорит, что это за птица и

садятся на своё место.

Учитель-логопед: Я буду читать стихотворение, и та птица, которая услышит свое название должна прилететь к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Игровое упражнение «Подуй на снежинки»

Учитель-логопед: Ребята, птицы на кормушку прилетели, сели, а корма в кормушке не оказалось. Пока вас не было, налетел сильный ветер и унес все зернышки. Я вам предлагаю идти их поискать.

Дети идут по залу с высоким подниманием бедра и видят снежный ком.

(Световой куб, покрытый снежинками)

Учитель-логопед : Ребята! Какой сугроб! Подуем на сугроб, на снежинки, посмотрим, что под снегом. (Дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживаются кусочек льда, зерна, сугроб загорается голубым цветом).

Учитель-логопед: Под снегом кусочек льда. Уберем его и соберем зерна в тарелочку.

Дети перебирают зерно (семечки, семена) и складывают в тарелочку.

Учитель-логопед: Молодцы ребята зерна собрали. Покормите птичек.

Дети кормят птичек.

3. Заключительная часть. 8 мин.

Дидактическое упражнение «Что это?», «Кто это?» (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов).

Учитель-логопед: Снегирь заметил еще картинки в нашей папочке и спрашивает, что это? (воспитатель берет картинки и по одной раздает детям)

Учитель-логопед: Катя, что это? (или кто это?) Воспитатель. Что это?

Ребенок . “Это тюльпан. Тюльпан – это цветок”

Учитель-логопед: Крепи на магнитную доску свою карточку.

Дети отвечают.

Карточки с изображением (воробей, шуба, валенки, дятел, мебель, ель, синица, машина, голубь, яблоко), крепят картинки на магнитную доску.

Учитель-логопед: (Называет имя ребенка) подойди к доске и покажи только птиц.

Учитель-логопед: Ребята, мы можем поддержать зимующих птиц?

Читайте также:
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Учитель-логопед: Теперь спросим снегиря (просмотр видеофильма)

Учитель-логопед: Вы, молодцы! Ребята давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня говорили на занятии? Почему из называют зимующие? Кто оказывает помощь птицам зимой?

Учитель-логопед: Вы хорошо составили интересные рассказы о птицах. Знаете, как помочь птицам зимой.

Учитель-логопед : Ребята, давайте подойдем к нашему сугробу и узнаем какое у вас настроение после занятия. У меня в руке пульт, с помощью него вы выберете цвет своего настроения. Если занятие вам понравилось выберите красный цвет. Если не понравилось занятие – синий. (Дети выбирают. Если ребенок выбирает синий цвет, то необходимо попросить сказать почему).

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин “Как щенок нашёл друзей”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

  • бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;
  • плохое понимание оттенков значений слов;
  • аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
  • предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;
  • связная речь развита слабо – пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение занятий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

  • расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);
  • развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия – обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

  • составлять предложения по опорным словам;
  • преобразовывать деформированные фразы;
  • распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно;
  • составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия – составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

  • развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание;
  • составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова – подсказки логопеда;
  • обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.

Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это поможет поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения:

  • магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;
  • магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).
Читайте также:
Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выразительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Творческое рассказывание»

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №105

Гудилина Елена Юрьевна

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи

«Творческое рассказывание»

Творческое рассказывание. Самостоятельное придумывание сказки детьми.

Закрепление и расширение знаний детей о русском народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках.

Закрепление навыка словообразования.

Закрепление умения правильно называть притяжательные прилагательные.

Закрепление умения правильно согласовывать существительные и прилагательные в родительном падеже в единственном числе.

Развитие связной речи, умения ориентироваться в наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Развитие словесно–логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.

Использование метода противоречия для выявления противоречивых свойств, характеристик предметов и явлений.

Дифференциация близких по звучанию звуков, закрепление навыка самоконтроля за собственным произношением.

Оборудование: сундучок с костюмами детей, сюжетные картинки с изображениями несуществующих животных, рисунки детей, лапоток, схемы: оценка рассказов детей, два круга – черный и белый для игры «Зато», предметы – заместители, фишки, грамоты.

Предварительная работа: тематическое украшение группы рисунками детей по мотивам русских народных сказок, чтение сказок, изготовление костюмов, припоминание пословиц, поговорок, считалок.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Приветствуют гостей.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка.

– Ребята, в какой стране мы живем? (В России).

– Значит мы кто? (Россияне).

– Русский народ всегда был богат пословицами, поговорками, прибаутками и, конечно, сказками. А вы сказки любите? Знаете,их?

Ребята просматривают выставку рисунков.

– Какие замечательные рисунки. Кого ты нарисовал?

– Я нарисовал Бабу–Ягу и т. д.

ИГРА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Логопед предлагает рассмотреть еще один рисунок, на котором изображено несуществующее животное.

– Смотрите, какое необычное животное. Ребята, в сказках часто и животные сказочные, такие которых не встретишь на самом деле.

– Назовите, чьи части тела у этого животного? Лапы у него чьи? (Ослиные). Голова чья? (Свиная).

– Давайте придумаем ему имя. (Ослосвинобык).

– А каких несуществующих героев сказок вы можете назвать?

Дети припоминают несуществующих героев сказок (Змей–Горыныч, Кощей Бессмертный, Колобок, Водяной, Русалка, Баба – Яга и т. д.)

– Какие красивые рисунки. Я вижу, ребята, сказки вы знаете.

– А сами хотите научиться сочинять сказки? Но сначала расскажите о самих сказочных героях: назовите все положительное, что есть в герое, и все отрицательное».

Дети садятся на стулья у доски.

ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ТРИЗ:

«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» ИЛИ «ЗАТО» ПО СХЕМЕ

Ребята просматривают выставку своих рисунков.

Заяц: трусливый, зато быстроногий, добрый, прыткий, безобидный.

Медведь: неповоротливый, медлительный, опасный, зато очень сильный.

Иван–царевич или богатырь: сильный, смелый, скромный, трудолюбивый, верный, добрый.

Кощей: злой, коварный, воинственный, зато умный, сильный, бессмертный.

Василиса Премудрая: умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая.

Лиса: хитрая, умная, ловкая, зато ненадежная, коварная.

Баба-Яга: быстрая, зато старая, немощная, ненадежная.

Змей Горыныч: огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, зато злой, коварный,

Царь: властный, старый, зато добрый, справедливый

– Вставайте со стульчиков. Давайте отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Наклонился левый бок.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Согнем левую ножку,

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

Читайте также:
Особенности детей с ЗРР на начальном этапе школьного обучения

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.).

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

Логопед знакомит детей со схемой рассказа № 1:

– Ребята, у рассказа должно быть начало, середина и конец. Как начинаются все знакомые вам сказки?

– «Жили-были…», «В далекие времена…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».

– А какими словами заканчивается?

– «Вот вам сказка, а мне крынка масла…», «И стали жить-поживать и сейчас живут…», «Живут-поживают добра наживают…», «И я там бывал, вместе уху хлебал, по усам текло, а в рот не попало…», «И стали жить припеваючи…», «И теперь живут – хлеб жуют…», «Стали жить-поживать лиха не знать…».

Логопед знакомит со схемой рассказа № 2, зарисовывает план сказки с помощью символов.

– Наша история произошла где, как вы думаете? (В лесу, во дворце, в тридевятом царстве…). Рисуем лес. Представим, что в лесу.

– А какое время года было? (Весна, зима, лето, осень). А как в сказках об этом говорится? (Давным-давно…).

– Что произошло? (Наводнение, пожар, гроза, война…). Рисуем пламя.

– Надо спасать лес, давайте найдем героев сказки среди ваших рисунков.

– Каких героев можно взять, чтобы предупредить всех? (Можно позвать зайца, потому что он быстро бегает. Я думаю, можно позвать Бабу-Ягу, потому что в ступе быстро долетит).

– Кто даст мудрый совет? (Василиса Премудрая). Какую пословицу могла сказать Василиса? (Один в поле не воин).

– Кто сильный и будет носить воду? (Медведь и богатырь).

– Кто сможет командовать всеми? (Король, Баба-Яга всех направлять, водой сверху заливать).

– А, если богатырь не справится, кого еще можно позвать? (Деда, бабу, внучку, и т. п.).

Вот поэтому и говорят: «Один в поле не воин»

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ «ПО ЦЕПОЧКЕ». УСТАНОВКА НА СВЯЗНОЕ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ, ЛОГИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

– Ребята, рассказы должны быть интересными, волшебными, непохожими. Не забывайте правильно расставлять слова в предложениях, отвечать громко, четко, внимательно слушать товарищей.

Примерный рассказ:

«В далекие времена в некотором царстве, в некотором государстве случилась беда: напал на царство Змей Горыныч – огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, злой, коварный. Загорелся сказочный лес. Беда – могут погибнуть все сказочные животные! Бросился зайчик к Василисе Премудрой за советом. Она умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая. Хотели они медведя позвать, потому что он сильный, могучий, но Василиса сказала: «Один в поле не воин, надо всех жителей сказочной страны позвать тушить пожар». Полетела Баба–Яга на своей ступе и предупредила всех сказочных жителей. Собрались они у реки с ведрами: бабка за дедкой, внучка за бабкой, Жучка за внучкой, кошка за Жучкой, мышка за кошкой. Водяной им воду подает. Они водой огонь заливают. Три медведя им помогают. Баба–Яга сверху дорогу указывает. Потушили пожар. Собрались богатыри русские и стали со Змеем бороться. И победили его. И стали жить все сказочные жители припеваючи».

ПОВТОРЕНИЕ СКАЗКИ ПОЛНОСТЬЮ (1-2 ЧЕЛОВЕКА)

ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЙ ЛАПОТОК»

Цель: закрепление скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, развитие слухового внимания.

Под музыку дети передают друг другу лапоток. На котором из детей музыка остановится – тот встает в круг и рассказывает скороговорку, пословицу, поговорку или считалку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАССКАЗОВ ДЕТЬМИ ПО СХЕМЕ

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Дети получают грамоты как настоящие сказочники.

– Давайте откроем наш сундучок, и я помогу вам надеть форму сказочников.

– Какие вы молодцы. Сказка получилась волшебная, удивительная и очень добрая. Даже злые герои сегодня спасали лес вместе со всеми и совершали добрые поступки.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– подбирать прилагательные к существительному;
– учить подбирать слова- антонимы;
– согласование существительных с числительными;
– развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Читайте также:
Особенности детей с ЗРР на начальном этапе школьного обучения

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой – маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один – много”
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья лужа – лужи
Дождь – дожди ветка – ветки
Сук- сучья туча – тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

6 . Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: – учить распространять предложения прилагательными;
– учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
– учить образовывать существительные род. падежа;
– учить подбирать слова- антонимы;
– развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: