Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

Обучение построению сериационных рядов детей с ЗПР

Обучение построению сериационных рядов
детей с задержкой психического развития
на материале сказки Л. Н. Толстова «Три медведя»

В процессе формирования у ребенка целостного и четкого представления об окружающем мире важное место занимает способность воспринимать и правильно оценивать такой признак предметов, как величина.

У дошкольников с задержкой в развитии затруднено формирование точных и полных представлений о величине. Сравнивая предметы, ребенок может практически выделить признак длины, толщины, высоты, ширины, однако, обозначить эти качества словами для него затруднительно. Это обусловлено недостаточностью глазомера ребенка, бедностью его словаря, а также тем, что понятие величины относительное и определяется только через сравнение предметов по отдельным параметрам.

Обычно величину предмета можно определить, найдя место, которое он занимает в сериационном ряду.

Сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку.

Самым наглядным примером являются матрешки, выстроенные в ряд «по росту».

Развитие мыслительной операции – сериации проходит в несколько этапов, с учетом которых определяется этапность в работе:

1. Установление простых отношений путем сравнения двух-трех элементов. На этом этапе детей учат пользоваться способом примеривания. От ребенка пока не требуется самостоятельное называние параметра величины, педагог комментирует выполняемые ребенком действия.

2. Увеличение ряда, с цель научить детей определять величину предмета, относительно других элементов ряда. Сначала через примеривание, затем, используя условную мерку и, наконец, на глаз.

Педагог дает инструкцию, согласно которой сначала нужно выбрать самый большой предмет, потом из оставшихся самый большой и так делать, пока все предметы не закончатся.

Необходимо обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет больше, чем впередистоящий и меньше, чем последующие. У ребенка уже есть практический опыт, и можно добиваться называния определяемого параметра (длины, ширины, высоты, толщины).

3. Соотнесение плоскостных и объемных элементов ряда.

4. Построение и соотнесение двух рядов. Также увеличивается число элементов.

5. Построение ряда с изменением направления отсчета (сначала с самого большого, а затем с самого маленького).

6. Дополнение ряда, путем нахождения места для недостающих элементов.

7. Построение ряда по предварительно составленной схеме.

На начальных этапах формирования сериации удобно использовать сказку Л.Н. Толстова «Три медведя».

Сначала педагог знакомит ребенка с содержанием сказки, обсуждает с детьми ее содержание, а затем предлагает игру по мотивам сказки.

Игра начинается с появления главных героев – медведей. «Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.

Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка». (Л. Н.Толстой).

Желательно на этом этапе использовать плоскостные изображения медведей, чтобы путем примеривания определить их величину. Важно, чтобы была единая точка отсчета – медведи стоят «на полу» или на «траве» на одной линии.

Далее ребенок должен расставить медведей «по росту», начиная с самого большого, и подобрать каждому корзинку соответствующего размера. Педагог комментирует действия ребенка, называя размер корзины: большая, поменьше, маленькая. Ребенок способом примеривания уточняет размер.

На фланелеграфе (доске) выставляются ёлочки разной высоты. Важно, чтобы елочки располагались на одной линии. Педагог обозначает словом критерий величины (высокая, пониже, низкая), ребенок расставляет их по порядку. Следует обратить внимание ребенка на то, что одна елочка ниже высокой и выше низкой. Так постепенно усваивается на практике представление об относительности величины.

К каждой елочке ребенок подбирает грибок, самостоятельно обозначая величину.

Аналогично проводится работа по соотнесению сериационных рядов корзины и грибы, медведи и стулья, тарелки и ложки для медведей, медведи и кровати.

В процессе этой деятельности у ребенка накапливается достаточно опыта практической деятельности по построению сериационных рядов, соотнесению двух рядов, закреплению представлений о величине в слове.

После усвоения ребенком способа примеривания, следует научить его определять величину предмета с помощью условной мерки.

Для этого ребенку предлагается картинка, на которой изображены три медведя с одной стороны и их домик с другой. К домику ведут две дорожки.

Ребенку предлагается определить, какая дорожка короткая, а какая длинная.

Для этого ему дается шнурок, равный по длине одной из дорожек, путем накладывания шнурка сначала на одну, а потом на другую дорожку, выясняется, какая из них длиннее, а какая короче. Педагог обозначает словом параметр длины. Следует приготовить несколько вариантов дорожек (прямые, изогнутые, извилистые).

Когда указанный способ будет усвоен, количество дорожек увеличивается до трех-четырех. Ребенок, определяя длину, сам комментирует свои действия.

Таким образом, на материале сказки можно сформировать и закрепить такие понятия как большой-маленький, высокой-низкий, длинный-короткий.

Гревцева Оксана Викторовна,
дефектолог, олигофренопедагог.
г. Липецк

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития — обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка, сопровождающиеся трудностями в обучении. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения.

  • Причины
  • Виды
  • Симптомы
  • Отличия от умственной отсталости
  • Лечение
  • Прогноз и профилактика

Задержка психического развития — темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Причины

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.
Читайте также:
Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто — гиперкинезы и тики.

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать лечить уже в 2-3 года

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать лечить уже в 2-3 года.

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить. При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально- волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Педагоги и родители должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно преодолены. Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и др. современных методов. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

  • все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
  • память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
  • восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам. Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
  • эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
  • внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный. На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

Читайте также:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

  • инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
  • интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).

Виды задержки психического развития

  • ЗПРконституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Читайте также:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

Диагностико-консультативное направление работы осно­вывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции.

Бесплатные занятия с логопедом

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры задержки психического развития в до­школьном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая с 1982 г. в НИИ дефектологии АПН СССР (с 1992 г. — Институт коррекционной педагогики РАО) в различных регионах страны, позволила разработать и апробировать содержание обуче­ния, способствующего активизации познавательной дея­тельности детей с ЗПР, укреплению их физического и психо­неврологического здоровья, коррекции негативных особен­ностей эмоционально-личностной сферы, что, в конечном счете, обеспечивает полноценную подготовку детей к школе.

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в до­школьном образовательном учреждении компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение сле­дующих условий:

• наличие в учреждении диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;

• построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологичес­ких, личностных особенностей и возможностей детей), обес­печивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах детской деятельности (познаватель­ной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

• использование адекватных технологий, характеризую­щихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;

• взаимодействие с семьей (активное включение родите­лей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объясне­ние цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);

• событийный характер в организации жизнедеятельности детей;

• проведение лечебно-оздоровительной работы, создаю­щей благоприятную базу для организации занятий, игр, дру­гих видов деятельности детей.

Диагностико-консультативное направление работы осно­вывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисцип­линарным изучением и динамическим наблюдением за раз­витием ребенка специалистами психолого-медико-педагоги­ческого консилиума (ПМПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе психолога, логопеда, дефектолога, старшего воспита­теля, врача. В задачи консилиума входят изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня разви­тия ведущего вида деятельности, особенностей развития по­знавательной и эмоционально-личностной сфер (психологи­ческое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуа­ции развития ребенка (отношения в семье, детском саду), за­паса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математи­ческих, об окружающих предметах и явлениях действитель­ности), — педагогическое изучение.

Исследования в указанных направлениях ведутся систе­матически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу для детей с ЗПР, в январе (промежуточное изучение) и в мае с це­лью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, ор­ганизованного специалистами дошкольного образователь­ного учреждения. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так, реализуется важнейший принцип дефектологической науки — принцип динамического изучения развития ребенка в процессе обра­зовательно-воспитательной работы.

Читайте также:
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Каждый из участников ПМПк образовательного учрежде­ния подготавливает информацию по своему профилю. Ито­гом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей ра­боты с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода раз­вития ребенка и результаты педагогической работы.

Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в деле ребенка должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику его развития, на основе поэтап­ных исследований. При отсутствии положительной динами­ки после выяснения причин и уточнения механизмов нару­шения развития ребенка с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании заключения ПМПК).

Второе важнейшее направление — коррекционно-развивающее — предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ве­дущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодей­ствием в работе педагога-дефектолога, воспитателей, лого­педа, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком с ЗПР успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной мотивации к познанию окружающего мира и собственно воспитательно-образовательному процессу, стимулирует познавательную активность детей с ЗПР. Взрос­лый становится организатором педагогических ситуаций, занятий, в которых развиваются желания каждого ребенка делать, угадывать, отвечать и т.д. В этом случае взрослый за­нимает позицию не «над», а «вместе» с ребенком, позицию равноправного партнера, которая возможна, если педагог ориентирован на личностную модель взаимодействия с ре­бенком: уважение индивидуальности и неповторимости личности каждого ребенка с ЗПР и признание его права на соответствующий его особенностям путь развития.

Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со сто­роны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами социально-педагогической профилактики, на­правленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении дошкольника, связанных с неблагополучной социальной ситуацией его развития. Важное значение при­дается коррекционной работе воспитателя при выполнении ежедневных режимных моментов.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего вос­питания и обучения — подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в со­ответствии с учебным планом в первой половине дня по раз­витию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литерату­рой, по развитию элементарных математических представле­ний. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгруппы организуются на основе комплексной диагности­ки с учетом актуального уровня развития детей и имеют по­движный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуаль­ные особенности дошкольников, уровень их развития, усвое­ние программы за предыдущий период воспитания и обуче­ния. Результаты обследования служат основанием для выде­ления подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть раз­личными, т.е. темп «прохождения» программы может быть разным. В этих случаях целесообразно утверждать перспек­тивное планирование на группу на педагогическом совете до­школьного образовательного учреждения. Занятия по под­группам ведутся параллельно с работой, организуемой воспи­тателями. Это могут быть занятия с подгруппой детей по изобразительному искусству (рисование, лепка, аппликация), конструированию или прогулка, игры, наблюдения, трудовые индивидуальные поручения, самостоятельная деятельность детей.

Музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания проводят занятия с целой группой детей преиму­щественно в первой половине дня. Одно занятие по физкуль­туре, музыке и ритмике проводится во второй половине дня.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и инди­видуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: ди­намическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспи­тания; осуществление преемственности в работе с воспита­телями, логопедом, психологом и др.; осуществление кон­такта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планиро­вать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В обследовании детей активное участие принимает также воспитатель, который выявляет уровень освоения програм­мы по изобразительной деятельности, конструированию, игре на основе требований типовой российской программы по дошкольному образованию (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой).

Воспитатель проводит общегрупповые или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, леп­ка, аппликация), конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду, утвержденной Минобразованием России, занимается кор-рекционно-воспитательной работой на занятиях и в режим­ные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологи­ческих, психических и возрастных особенностей, рекомен­даций психолога, дефектолога, логопеда.

В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индиви­дуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют за­держку психического развития, осложненную нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недораз­витием, элементами общего недоразвития речи; оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерез­ко выраженных нарушений речи у детей. Для проведения ло­гопедических занятий предусматривается одна ставка лого­педа на 10—12 детей.

Организация логопедической работы предусматривает со­блюдение следующих необходимых условий:

• взаимосвязь осуществления коррекции речи дошколь­ников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

• соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по ритмике, музыке;

Читайте также:
Музыкотерапия в логопедическом детском саду

• проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лек­сической и грамматической);

• максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухо­вого, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения до­школьников с ЗПР входят:

• развитие и совершенствование общей моторики;

• развитие и совершенствование ручной моторики;

• развитие и совершенствование артикуляционной мото­рики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);

• развитие слухового восприятия, внимания;

• развитие зрительного восприятия, памяти;

• формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматиза­ция звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложени­ях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нару­шений звукослоговой структуры;

• совершенствование лексических и грамматических средств языка;

• развитие навыков связной речи;

• обогащение коммуникативного опыта.

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, вос­питателей, музыкального руководителя возможна при усло­вии совместного планирования работы: выбора темы и раз­работки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных заня­тий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррек­ция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

В обязанности педагога-психолога входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проведение группо­вых и индивидуальных занятий, направленных на нормали­зацию эмоционально-личностной сферы, повышение ум­ственного развития и адаптивных возможностей ребенка; оказание консультативной помощи дефектологам и воспи­тателям в разработке коррекционных программ индивиду­ального развития ребенка.

Музыкальный руководитель организует работу по музы­кальному воспитанию детей с учетом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с воспитателем и дефектологом, способствует созданию поло­жительной эмоциональной атмосферы в дошкольном уч­реждении.

Врач (невролог, детский психиатр) медицинского учреж­дения, обслуживающий дошкольное образовательное уч­реждение, проводит индивидуальное изучение ребенка, на­значает лечение по показаниям, ведет систематический контроль за проведением лечения; разрабатывает план ле­чебно-профилактических мероприятий, консультирует спе­циалистов, воспитателей и родителей по вопросам индиви­дуального подхода к детям и выбора соответствующих усло­вий их дальнейшего обучения.

Создание оптимальных условий для развития детей с ЗПР зависит в значительной мере от компетентности специалис­тов в области общей и специальной педагогики и психоло­гии, междисциплинарного взаимодействия.

Задержка психического развития ЗПР у детей: причины, симптомы, виды, варианты коррекции

Что такое задержка психического развития

Задержкой психического развития называется недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы, а также темповое нарушение развития психических процессов у ребенка. При данной патологии такие психические функции, как мышление, память, а также внимание, менее развиты для конкретного возраста ребенка, и их показатели отстают от общепризнанных норм.

ЗПР — это состояние, при котором происходят нарушения эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые являются обратимыми и успешно поддаются коррекции. Согласно статистике, ЗПР встречается примерно у 17% детей. Так как в основе данного состояния могут лежать не только психолого-педагогические причины, но и органические нарушения в организме, то ЗПР рассматривается детской неврологией, а также педиатрией.

С 1997 года задержка психического развития перестала считаться медицинским диагнозом, однако сам термин остался, и используется в настоящее время в качестве педагогической характеристики ребенка.

Причины задержки

Установлены 2 основные группы причин.

  • Отсутствие должного внимание со стороны взрослых, гипоопека.
  • Отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, длительная изолированность от социума.
  • Недостаточная творческая и мыслительная деятельность.
  • Гиперопека, в результате которой ребенок не стремиться стать самостоятельным.
  • Воспитание ребенка авторитарными родителями, которые не учитывают желания и мнение малыша. Наказание ребенка в такой семье зачастую несоизмеримо повинности, в результате чего ребенок становится тревожным и замкнутым, у него развиваются страхи, на фоне чего происходит задержка психического развития.

К биологическим причинам пренатального периода относятся: тяжелое течение беременности, в ходе которой мать перенесла тяжелую инфекцию, травму, а также алкогольную интоксикацию, гипоксия плода, многоводие, недоношенность, тяжелые роды, а также резус-конфликт ребенка и матери.

После рождения малыша спровоцировать развитие ЗПР могут следующие причины:

  • Врожденные дефекты речи, нарушение слуха и зрения.
  • Перенесенные соматические заболевания.
  • Патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.
  • Поражения головного мозга органического характера.
  • Черепно-мозговые травмы.

Также специалисты не исключают наследственный фактор. В том случае, если одному из родителей в детстве был поставлен диагноз ЗПР, то высок риск того, что подобное состояние может развиться и у ребенка, несмотря на полное отсутствие других факторов риска при беременности и после родов.

Классификация и симптомы задержки

Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.

Какие виды ЗПР существуют:

  1. Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
  2. Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
  3. Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
  4. Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:

  • Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным. Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
  • Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
  • Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов. При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
  • Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков. Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
  • Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
  • Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.
Читайте также:
Протокол обследования речи

Диагностика ЗПР и способы коррекции

Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.

Для диагностики ЗПР необходимо следующее:

  1. Подробный сбор анамнеза.
  2. Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
  4. Детальное обследование особенностей речи.

Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.

Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:

  • Увеличению количества познавательных процессов.
  • Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
  • Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.

Профилактика ЗПР

Профилактика ЗПР включает, в первую очередь, ответственный подход к планированию беременности. В период вынашивания ребенка мать должна стараться всячески избегать любых негативных воздействий на плод.

В раннем возрасте ребенка неоспорима польза профилактики инфекционных и различных соматических болезней. Важно обеспечить для ребенка благоприятные условия жизни. Если есть малейшие подозрения в развитии у ребенка психомоторных процессов, нужно провести обследование у специалистов и своевременно начать работу по устранению состояния.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова С.В.

В статье приводятся данные НИИ Коррекционной педагогики РАО о возрастающем количестве детей с задержкой психического развития и о необходимости правильной организации работы образовательного учреждения. Раскрывается понятие и классификация ЗПР, даны методические рекомендации о организации учебного процесса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова С.В.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

магистрант, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Научный руководитель: Блинова Л.Н.,

кандидат педагогических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье приводятся данные НИИ Коррекционной педагогики РАО о возрастающем количестве детей с задержкой психического развития и о необходимости правильной организации работы образовательного учреждения. Раскрывается понятие и классификация ЗПР, даны методические рекомендации о организации учебного процесса.

Цель системы образования, задержка психического развития, ЗПР конституционального

происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР

Одной из целей системы образования в наше время является совершенствование процесса обучения, воспитания и развития личности современных школьников. Для реализации этой цели, необходимо решить ряд задач. Одной из них, на наш взгляд, является оказание помощи детям, имеющим затруднения в обучении по причине задержки психического развития.

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

По данным НИИ Коррекционной педагогики РАО, примерно 80% детей, не успевающих в изучении школьной программы, имеют различные интеллектуальные отклонения, в том числе и задержку психического развития. Более 50 % будущих первоклассников не достигают достаточного уровня зрелости, каждый 10-тый ребёнок имеет недоразвитие познавательных способностей. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. При правильно организованной работе педагога совместно с родителями, администрацией учреждения, ПМПК, логопеда, психолога можно получить положительные результаты в обучении и социализации детей с особыми потребностями.

Многие выдающиеся учёные занимались изучением данной проблемы: П.П. Блонский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; психологи М.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, дефектологи: И.М. Бгажнокова, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, В.П. Кащенко, М.П. Лебедева, М.С. Певзнер. Так в работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского обобщены клинические данные детей с ЗПР и составлены общие рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с ними.

Существует несколько классификаций ЗПР. Наиболее разработанной считается классификация К.С. Лебединской.

Классификация ЗПР по К.С. Лебединской

Конституционального происхождения – определяется наследственностью. Характеризуется несоответствием психического возраста его паспортному возрасту. Имеет благоприятный прогноз. Задания следует преподносить в игровой форме. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – возникает в результате хронических заболеваний, инфекций,

аллергии, стойкой астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга). Характерны: астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения – возникает в результате неблагоприятных условий воспитания: жестокость родителей, беспризорность, безнадзорность, гиперопека. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и в следствии чего, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к: формированию ослабленной личности, отсутствию самостоятельности и целенаправленности, безволию, эгоизму.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Возникает в результате нарушений созревания головного мозга, заболеваний матери во время беременности краснухой, гриппом, гепатитом, алкоголизмом. У детей этой группы отмечается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти. Такие дети усваивают материал частично. У них слабо развита эмоционально – волевая сфера. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

Читайте также:
Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

Тем не менее, при правильно организованном учебном процессе, неравнодушном отношении, тесном и спланированном взаимодействии учителя, родителей, психолога, логопеда можно достичь положительного результата в обучении и социализации детей с ЗПР. Мы предлагаем вам рекомендации, составленные учёными – педагогами, психологами, а так же собственные наработки:

1.Так как дети с ЗПР характеризуются быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, то и учебная информация должна подаваться небольшими фрагментами, чётко, последовательно, проговариваться несколько раз. Если ребёнок уже умеет читать, запишите ему алгоритм работы на карточке, составьте опорную таблицу, схему. Не умеет читать – придумайте схему в виде ярких, красочных, узнаваемых символов.

2.Чтобы избежать быстрой утомляемости, чередуйте виды деятельности: игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную. Так, например, на уроке математики решая задачу, попробуйте её обыграть, показать в действии. Это поможет детям представить задание образно, приблизить его к реальной жизни, а, следовательно, сделать узнаваемым и облегчить решение, заинтересовать, снять напряжение.

3. Особое внимание уделите наглядности. Она позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Это могут быть счётные таблицы, красочная азбука, задача в картинках, коллекции минералов, гербарии, весы на урок математики и т.д.. Целесообразно изготавливать некоторую наглядность с детьми. Так, например, при изучении букв, можно с ребёнком нарисовать на карточках яркие буквы, вылепить их из пластилина. Или, например, создать альбом правил с иллюстрациями. Это способствует лучшему запоминанию и одновременно привитию позитивного отношения к своему труду. Заинтересованность в обучении.

4.Используйте на занятиях ИКТ технологии. Демонстрация презентаций, видео и мультипликационных фрагментов привлекает детей, позволяет долго удерживать их внимание. Современные тренажёры помогают в игровой форме освоить и закрепить учебный материал. В настоящее время для детей с ЗПР на различных сайтах организованы дистанционные олимпиады и конкурсы. Участвуя в них, ученики будут чувствовать себя востребованными. А значит повысится их самооценка, что мотивирует на продуктивное усвоение знаний.

5. Развивать детей нужно не только в учебной деятельности, а так же, во внеурочной, кружковой. Привлекайте их к участию в подготовке концертных номеров к различным мероприятиям, в спектаклях, в конкурсах рисунков, поделок и т.д. Неуспевающий ученик может оказаться успевающим, способным в других видах деятельности, в творчестве, трудовой деятельности. Это повысит самооценку воспитанников, поможет сформировать положительное отношение к школьной жизни, а, следовательно, повысить интерес, привлечь внимание к учёбе.

Таким образом, опираясь на передовой опыт учёных, собственный опыт работы, мы пришли к выводу, что причины возникновения ЗПР могут носить разный характер. Решать проблемы обучения нужно в тесном сотрудничестве с родителями, психологами, логопедами. При обучении детей нужно чередовать разнообразные формы работы, использовать активно наглядный материал, ИКТ технологии, вовлекать учащихся в разные формы и виды работы, что позволит развить всесторонне их личность. Список использованной литературы:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной задержкой психического развития. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М., Просвещение, 1967

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития, М.:Педагогика,1971.

3. Лебединская К.С., Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. Лебединской.- М.,1982

4.Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019.

5.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – Спб.: Речь, 2004

© Петрова С.В., 2021 г.

ФГБОУ ВО «ТОГУ» г.Хабаровск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

В представленной статье описывается программа психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности детей в условиях МБДОУ №15 «Ургалочка» Хабаровского края Верхнебуреинского района рп. Новый Ургал.

Нарушения интеллекта, детский сад, досуговая деятельность, мотивация, успех.

В современное время все чаще стали выявляться интеллектуальные нарушения у детей детского сада. Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности во взаимодействии с окружающими людьми (сверстники, родственники, воспитатели); в социализации и общении им требуется постоянное психолого-педагогическое и коррекционное сопровождение. Воспитанникам с особыми образовательными потребностями свойственно испытывать страх, неадекватность поведения, агрессию; зачастую дети «уходят от общения» даже с родными людьми, интерес к пониманию окружающей действительности отсутствует.

Для преодоления имеющихся трудностей в части психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности воспитанников с нарушениями интеллекта, а также для оказания коррекционной помощи детям и их родителям (законным представителям) на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» Хабаровского края Верхнебуреинского района рп. Ургал нами была разработана и апробирована программа развития, которая отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО) [3].

В качестве основной направленности данной программы развития выступает содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности воспитанника детского сада с

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Какие условия создать для учащихся с задержкой психического развития
Коррекционная работа психолога в школе – Работа с детьми с нарушениями, ОПФР, ЗПР

Адель Вильшанская,
заместитель директора по содержанию инклюзивного образования ГБОУ «Школа “Марьино” им. маршала авиации А.Е. Голованова», к. п. н., Москва

В статье – рекомендации, которые помогут вам организовать обучение ребенка с задержкой психического развития в начальной школе. Расскажите педагогам о коррекционных приемах, которые рекомендуют использовать при обучении детей с ЗПР.
Когда в начальную школу приходит ребенок с задержкой психического развития (ЗПР), вам нужно совместно с другими специалистами разработать адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), организовать комплексное сопровождение ребенка, провести консультации для родителей и педагогов. Сделать это нужно в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Разработать АООП начального общего образования

Учащиеся с ЗПР нуждаются в комплексном сопровождении образовательной деятельности, в организации обучения коррекционно-развивающей направленности с использованием специальных приемов, методов и средств. Таким детям необходимо обеспечить индивидуальный темп обучения и постоянно стимулировать познавательную активность. Образовательные потребности для ребенка с ЗПР закладывают в основу содержания АООП.
В зависимости от различия выраженности состояния при ЗПР для ребенка определяют дифференцированный маршрут обучения и строят индивидуальную траекторию развития. Для детей с ЗПР есть два варианта АООП начального общего образования: 7.1 и 7.2. Вариант АООП выбирают специалисты ПМПК. В таблице 1 – обобщенный вид характеристик учащихся с ЗПР при обучении по варианту 7.1 и 7.2. Индивидуальную образовательную траекторию в рамках выбранного варианта программы проектирует психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПк).
Школа разрабатывает АООП самостоятельно в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на основе примерной АООП. Реализуют АООП через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В чем особенность детей с задержкой психического развития

У обучающихся с ЗПР неустойчивая, чаще пониженная обучаемость, сниженная познавательная активность, быстрая истощаемость. Недостаточно развита мелкая и речевая моторика, нет точной скоординированности действий.
Среди особенностей познавательного развития детей с ЗПР отмечают снижение скорости восприятия и переработки информации, уменьшение объема памяти. Они трудно ориентируются в пространстве и времени. Мыслительная деятельность детей с ЗПР поверхностна, инертна, замедленна. Отстает развитие с ловесно-логических форм мышления, в то время как наглядно-образное мышление приближено к возрастной норме. Все мыслительные операции формируются с отставанием.
Дети с ЗПР недостаточно любознательны, не проявляют стойкого интереса к заданиям, малоактивны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок. Младшие школьники с ЗПР реагируют на трудности резко негативно. У ребенка может быть эмоциональный срыв, он отказывается выполнять задание, демонстрирует безразличие.

Внимание
Варианты программ определяет ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598

Обучение по варианту программы 7.1.

По этому варианту учащийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям образованию учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки.
Обязательное условие: систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка учителей, родителей и самого обучающегося. Также обязательно комплексно сопровождать образовательную деятельность учащегося и проводить коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия.

Обучение по варианту программы 7.2.

Учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предусматривает пролонгированные сроки обучения – пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Ребенку необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В коррекционно-развивающую область учебного плана нужно включить обязательные коррекционные курсы: «Ритмика» и «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные».

Таблица 1. Характеристики обучающихся с ОВЗ при обучении по вариантам АООП 7.1 и 7.2

Способность к обучению

Неустойчивая или незначительно снижена

Ниже возрастной нормы

Приближено к показателям возрастной нормы

развития познавательных процессов

Готовность к началу школьного обучения

Достаточная готовность по большинству показателей психологической и педагогической готовности к обучению

Слабость регулятивных функций

Отставание развития регулятивных функций

Трудности аффективной и поведенческой регуляции

Учебный план

Реализацию требований стандарта обеспечивает учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам. АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные и коррекционно-развивающую области в зависимости от варианта АООП.

Важно
ИУП создают на основе учебного плана образовательной организации

Обязательный элемент структуры учебного плана – «Коррекционно-развивающая область», которая реализуется через содержание коррекционных курсов. На коррекционно-развивающую область отводят не менее пяти из 10 часов в неделю, которые предназначены для реализаций направлений внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоравительное, социальное, общекультурное. Она может включать индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению школьной неуспешности у детей с ЗПР.
Цель занятия – восполнить образовательные дефициты учеников; помочь им сформировать приемы учебных действий. Также на занятиях отрабатывают индивидуальные приемы формирования учебных навыков.
В некоторых случаях может понадобиться разработка индивидуального учебного плана (ИУП). Например, если ребенок испытывает трудности по одному предмету, то его не обязательно переводить на вариант 7.2. Такому учащемуся нужно разработать ИУП, который предусматривает индивидуальные сроки освоения учебной программы по предмету с персональным уровнем образовательного результата. В этом случае должна быть разработана Рабочая программа по предмету, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат. Также могут быть предусмотрены дополнительные часы внеурочной деятельности, которые включают курсы коррекционно-развивающей области.
В ИУП ребенка с ЗПР фиксируют общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, название и структуру предметных областей. Также в ИУП необходимо распределить учебное время, которое отводится на освоение учебного предмета.

Модули коррекционного курса логопеда, психолога и дефектолога

Организовать комплексное сопровождение

Ребенку с ЗПР необходимо обеспечить комплексное сопровождение образовательного процесса. Систему комплексного сопровождения описывают в Программе коррекционной работы и обеспечивают через коррекционно-развивающие занятия, консультирование, отслеживание динамики развития ребенка специалистами и деятельностью ПМПк.
Специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), при необходимости – социальный педагог. Каждый специалист реализует свой курс коррекционно-раз-вивающей области в соответствии с направлениями, рекомендованными ПМПК (рисунок).
Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство. Специалисты проводят занятия в рамках внеурочной деятельности в индивидуальной, подгруп, групповой или фронтальной форме. На коррек-ционно-развивающую область отводят не менее пяти часов в неделю.
Каждый специалист планирует режим и форму посещения ребенком занятий. Эту информацию он фиксирует в индивидуальном коррекционно-образовательном пространстве (таблица 2).
Какие условия создать для ребенка в школе, определяют в ходе анализа документации, заключения ПМПК, индивидуальной программы развития и абилитации, результатов комплексной диагностики. Специалисты составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который включает описание дефицитов развития, постановку задач специалиста на текущий учебный год с указанием коррекционно-развивающего курса или его модулей.

Важно
Индивидуальную траекторию развития и обучения ребенка определяют на заседаниях ПМПк

В процессе динамического наблюдения за ситуацией развития и обучения ребенка специалисты ПМПк углубленно изучают информацию о ребенке, чтобы провести анализ результативности коррекционной работы, внести корректировки в ее содержание. На заседаниях ПМПк проводят экспертную оценку результативности Программы коррекционной работы, уровня освоения коррекционно-развивающей области и сформированности жизненных компетенций.
Индивидуальный профиль учащегося с ЗПР. Специалисты сопровождения составляют оценочный профиль ученика по разным характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность реализуемых коррекционно-образовательных мероприятий и всего образовательного маршрута. Экспертной оценке подлежат личностные и метапредметные результаты учащегося.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными компетенциями, которые составляют основу этих результатов. В данном случае применяется метод экспертной оценки: процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов. Результаты оценки фиксируют в индивидуальном профиле (таблица 3).
Результаты анализа представляют по каждому из параметров по четырехуровневой шкале: 1 – максимальный уровень; 4 – минимальный. В индивидуальном профиле можно фиксировать и общие результаты продвижения ребенка, которые выражают в баллах: 0 – нет продвижения; 1 – минимальное продвижение; 2 – среднее продвижение; 3 – значительное продвижение.
Показатели в индивидуальном профиле – основа для планирования содержания коррекционной работы.

Таблица 2. Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство

Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности

Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности

Показатели позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности школьника, соотносить его учебные достижения с уровнем развития познавательной сферы и метапредметными результатами.


Консультировать родителей и педагогов

Специалистам сопровождения необходимо консультировать педагогов, чтобы помочь им определить индивидуальный подход к обучению и выбрать стратегию взаимодействия с ребенком. Учителям нужно рассказать об особенностях психофизического развития ребенка, обозначить индивидуальные требования к поведению ребенка и его учебной деятельности с учетом уровня развития регулятивной сферы. Предложите им коррекционные приемы, которые они могут использовать при обучении детей с ЗПР.
Консультировать родителей нужно после обследования ребенка или по итогам анализа образовательной ситуации учащегося на ПМПк. Консультацию может провести специалист, который ведет ребенка, или группа специалистов. На консультации разъясняют трудности ребенка и их причины, рекомендуют совместные действия школы и семьи по их преодолению.
Важно, в каком стиле вы ведете беседу с родителем, как эмоционально поддерживаете, демонстрируете намерения школы оказать помощь ребенку и семье. Все сведения излагайте на доступном для родителя уровне. Используйте памятки, схематические изображения.

Таблица 3. Индивидуальный профиль учащегося с задержкой психического развития
Какие коррекционные приемы использовать при обучении детей с ЗПР

1. В образовательный процесс включите задания и упражнения, которые направлены на развитие, коррекцию и компенсацию недостаточно сформированных психофизических функций и когнитивных процессов.
2. Стимулируйте познавательные процессы и активизируйте мыслительную деятельность. Учащийся с ЗПР должен находиться в ситуации «обратной» связи, когда вы регулярно привлекаете внимание ребенка к его действиям, задаете вопросы или обращаетесь с просьбой словесного отчета, вы повышаете осознанность учебной работы. На уроках предусматривайте задания на группировку, выделение лишнего объекта, установление закономерности, формулирование простых умозаключений.
3. Формируйте учебные действия, умения и навыки поэтапно. Давайте материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений. Новую информацию представляйте развернуто, с алгоритмом, предписаниями, определяющими порядок действий. Это может быть памятка или визуальная подсказка в знаково-символической форме.
4. Подкрепляйте учебный материал на уроке практическими навыками ребенка. Приводите примеры, близкие к жизненным компетенциям учащихся с ЗПР.
5. Целенаправленно формируйте произвольную регуляцию, саморегуляцию и самоконтроль. Отрабатывайте все структурные компоненты организованной деятельности: ориентировку в задании, понимание цели и инструкции, планирование предстоящих действий, следование выбранному алгоритму действий, выполнение промежуточного контроля, оценку конечного результата действий.
6. Усиливайте возможность практического оперирования предметами при выполнении заданий, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, выполнение шагов при изучении последовательности в числовом ряду; работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком.
7. Систематически повторяйте пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между понятиями, смысловыми единицами. Используйте приемы актуализации имеющихся знаний, например, памятки.
8. Не включайте в инструкции для ребенка малознакомые слова. Они должны быть понятны, доступны, при необходимости дополнительно разъяснены. Инструкцию делите на смысловые части, которые указывают на последовательность действий. Они могут подкрепляться визуализацией, например, карточками-символами или планом.
9. Учите находить самостоятельно необходимую информацию в разных источниках: словаре, интернете, энциклопедии.
10. Усиливайте речевую регуляцию действий в виде словесных отчетов,
коротких выводов о совершаемом действии.
11. Используйте на уроке дозированную помощь в виде поэтапного стимулирования и направления ребенка на нужный алгоритм выполнения задания, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
12. Подбирайте приемы и вспомогательные средства при выраженных трудностях формирования учебного навыка, которые позволяют по-другому этот навык усвоить. Учитывайте при обучении степень сформированности навыка у разных учащихся. Например, при обучении вычислительному навыку всем ученикам класса дайте основное задание: решить пример на деление многозначного числа на двузначное, а учащимся, которые испытывают трудности, – решить задание по алгоритму. Ребенку с дискалькулией, помимо алгоритма, обозначьте две точки в частном или запишите первую цифру ответа.
13. Строго соблюдайте временной режим урока, чтобы предупредить утомление. Для этого дозируйте время интенсивной интеллектуальной нагрузки. Задания, которые требуют усиленного внимания, чередуйте с заданиями игрового характера или хорошо знакомым ребенку учебным материалом. Вовлеките ребенка в деятельность, которая вызывает непосредственный интерес, например, покажите видеофрагмент или проведите мини-исследование.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: