Обучение письму и чтению

5 методик обучения чтению: плюсы и минусы

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется “переучиваться”.
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.

Минусы метода

  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти – шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом – довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие

Минусы метода

  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.

Минусы методики

  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Читайте также:
В каком возрасте следует обращаться к логопеду

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

Минусы методики

  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на “двуполушарной” работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.

Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

ОБУЧЕНИЕ РЕЧИ, ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

В дошкольном возрасте продолжается развитие речи. Оно, как показал Л. С. Выготский, идет по линии соединения речи с мышлением и ее интеллектуализации. Это — формирование понятий, логики рассуждений, смысловое обогащение слова, дифференциация и обобщение словесных значений. Речь в дошкольном возрасте постепенно превращается в важнейший инструмент мышления ребенка.

На пятом году жизни у детей обычно наступает период «почемучек», а вскоре после него начинается возраст детского словотворчества. Дети в это время задают взрослым много вопросов познавательного характера, проявляют повышенный интерес к словам. У них быстро нарастает запас слов, речь становится более богатой, грамматически и синтаксически сложной.

В этом возрасте, относящемся к сензитивному периоду в развитии речи, главная учебная задача состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им понятий, в понимании многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. Всему этому способствует параллельная активизация и совместное использование различных видов речи: диалогической, монологической, репродуктивной, творческой, интонационно различной. У ребенка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух специально побуждать его к тому, чтобы, решая задачи, он активно использовал речь.

В данном возрасте с детьми полезно проводить интеллектуальные словесные игры на темы: «Как называется . », «Какие ты знаешь слова, которые обозначают . », «Какое слово можно употребить вместо . » и др. Детям можно давать задания описать какой-либо предмет после его внимательного рассмотрения, рассказать о том, что ребенок слышал или видел.

Огромную пользу в развитии речи приносит чтение рассказов и сказок с попутным обращением внимания ребенка на встречающиеся в них новые и интересные слова. Разрабатывая связную монологическую речь, полезно научить ребенка пересказывать небольшие прочитанные тексты, пользуясь теми новыми словами, которые в них встречаются.

Еще более способствует развитию речи и одновременно мышления дошкольника выполнение заданий на самостоятельное придумывание рассказов и сказок. Правда, не все дети этого возраста в состоянии справиться со столь сложными задачами, однако сами попытки подобного рода приносят детям большую пользу в их развитии. Очень помогают в решении словесных задач различные вспомогательные предметы, которые ребенок может наблюдать и пользоваться ими в процессе придумывания рассказа, во время передачи его содержания.

Некоторые психологи, занимавшиеся изучением развития речи у ребенка дошкольного возраста, считают, что в эти годы детям хорошо дается двуязычие. В данном возрасте необходимо начинать или активно продолжать уже начатое в раннем детстве усвоение второго языка, причем при изучении обоих языков — родного и неродного— желательно одновременно изучать структуры самих языков как объективно существующих знаковых систем. Показано, что дети-дошкольники вполне могут усваивать элементарные законы языка начиная со среднего дошкольного возраста, когда их языковое фонематическое и грамматическое чутье особенно развито. Возраст ребенка после четырех-пяти лет, очевидно, сензитивен в плане усвоения языка в отличие от возраста от одного года до трех лет, представляющего собой сензитивный период в развитии речи. Установлено, что при правильно поставленном обучении четырехлетние дошкольники в состоянии выделять звуки в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Этому в старшем дошкольном возрасте в большой степени способствует детское словотворчество, обучение чтению и письму.

После того как ребенок научился читать буквы и слоги, важно научить его правильно ставить ударение. На этой основе идет дальнейшее обучение чтению целыми словами. Такое чтение успешно формируется в результате вычленения и проставления ударения в последующего восприятия слова с ориентацией на ударный согласный звук. Осознание ударения и его словоразличительной роли обогащает представления детей о родном языке, способствует развитию теоретических знаний о нем. Лишь достигнув интонационно слитного звучания фразы, ребенок начинает по-настоящему понимать прочитанное.

Читайте также:
Как научить дошкольника читать

Обучение чтению проходит два этапа: аналитический и синтетический. На аналитическом этапе дети овладевают чтением отдельных частей слов, улавливают отношения, существующие между звуками и буквами, овладевают механизмом чтения слогов, объединением их в слова (слоговое чтение). Синтетический этап предполагает обучение чтению целых слов, словосочетаний, предложений и фраз, а также усвоение интонационного объединения предложений, осмысление связного текста. Обучая детей шестилетнего возраста, можно добиться того, чтобы к семилетнему возрасту они уже владели навыками синтетического чтения. Для этого необходимо вести обучение с выделением следующих этапов:

1. Выработка внимания к грамматическим признакам слов (предлогам, окончаниям слов, их порядку в предложении) и выяснение их роли в связи слов в предложении.

2. Обучение прогнозированию при чтении, т. е. умению догадываться о возможном смысловом и словесном продолжении текста.

3. Обучение слитному чтению слов, редуцированию в них безударных гласных.

4. Обучение выделению и слитному чтению так называемого фонетического слова (слова с примыкающими к нему служебными словами и частицами).

5. Формирование умения объединять слова в словосочетания, считывать их без повторного прочтения.

6. Обучение актуальному чтению предложения (пояснение термина «актуальное» будет дано далее по тексту).

Приступая к обучению ребенка чтению, у него в первую очередь необходимо выработать нужную интонацию и настроить на целостное восприятие упорядоченной последовательности слов. Н. С. Старжинская, которая выделила описанные этапы [53], считает, что при восприятии первого слова (или нескольких первых слов) предложения в голове у читающего возникает синтетическая гипотетическая схема предложения, в которую затем укладываются считываемые слова и на основании которой прогнозируется смысл высказывания. Для того. чтобы ребенок научился так читать, его необходимо обучить воспринимать не только слова, но и информационные грамматические сигналы, прежде всего окончания слов и слова, соединяющие их друг с другом в предложение, в единое смысловое целое. Одновременно с объединением слов должно происходить членение предложения на смысловые группы — синтагмы, которые представляют собой простейшие единицы речи, выражающие смысловое целое. Членение предложения на синтагмы и называется актуальным членением Актуальное чтение, в свою очередь,— это такое чтение, которое построено на актуальном членении.

Совершенствование чтения должно сопровождаться развитием письма, и наоборот, развитие письма предполагает улучшение чтения, так как обе эти функции являются взаимосвязанными. На основе анализа данных, полученных в психологических исследованиях детских символических рисунков, обобщения наблюдений за развитием письменной речи у детей в ее начальных формах, Л. С. Выготский пришел к следующим выводам, не утратившим своего значения и в наши дни.

1. Научение детей письму можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст, и сделать обязанностью дошкольного обучения, поскольку почти 80% детей младшего дошкольного возраста уже владеют операцией произвольного соединения знака-рисунка с обозначаемым им предметом. При психологически продуманном и правильно организованном обучении дети этого возраста в состоянии соединить слово-значение, материализованное в рисунке, с соответствующим ему предметом. Во всяком случае практически все шестилетние дети способны к осуществлению операций с абстрактными знаками. Что же касается символического письма (письма-рисунка), то им в подавляющем большинстве случаев могли бы овладеть и трехлетние дети.

2. Чтению и письму можно научить детей уже в четырех-пятилетнем возрасте. Реальные проблемы, с которыми сталкивается обучение этим умениям в данном возрасте, связаны не с овладением или способностью овладеть техникой и сущностью письма, не с умением или неумением соотносить абстрактные символы с конкретными рисунками, а с отсутствием потребности у ребенка в развитии письменной речи и пользовании ею.

3. Главная задача дошкольного обучения письму, а также обучения другим сложным, абстрактным вещам в более раннем возрасте заключается в том, чтобы сделать усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связать изучаемый материал с его актуальными потребностями.

4. Чтение и письмо для дошкольника должны стать условиями удовлетворения наиболее важных потребностей в естественном, самом привлекательном виде деятельности—игре.

5. Вначале ребенка нужно обучить не написанию букв, а письменной речи как особой форме выражения потребности что-то сказать.

Следует, однако, иметь в виду, что должный результат в обучении детей дошкольного возраста чтению и письму может быть достигнут лишь в том случае, если применяемые методы обучения сами учитывают возрастные психофизиологические особенности детей, их интересы и потребности. Всякий раз, приступая к обучению ребенка, надо ставить перед собой вопрос: «Как его заинтересовать в приобретении соответствующих знаний, умений и навыков?» Необходимо всегда помнить, что в основе естественного речевого развития человека лежит его потребность в общении, стимулируемая необходимостью удовлетворения других потребностей.

То же самое касается обучения детей этого возраста второму, неродному языку. В его основе также должен лежать психолого-педагогический принцип актуальной жизненной необходимости соответствующих знаний для ребенка. Ситуация обучения второму языку должна быть, например, такой, чтобы без знания соответствующих слов и выражений ребенок был не в состоянии получить то, что для него особенно интересно.

Давно замечено, что дети, родившиеся и выросшие у условиях разных культур, легко и быстро, начиная с годовалого возраста, усваивают свой родной язык. Это, в частности, происходит потому, что к этому времени один язык им уже хорошо известен. Это язык мимики, жестов и пантомимики. В своей основе он является врожденным, и потому нет необходимости ему специально обучаться. Этим языком способны пользоваться и на его основе понимать друг друга практически все люди, в том числе взрослые и дети, причем без специального обучения. Наличие этого универсального языка общения и его развитие у ребенка является хорошей основой для усвоения более сложных, вербальных знаковых языков. Строя методику обучения детей иностранному языку в тот период жизни, когда они еще достаточно хорошо не усвоили свой родной язык, нужно как можно шире опираться на язык мимики, жестов и пантомимики, особенно, на первых этапах обучения.

Читайте также:
Нарушение письма – что это?

Овладевая самыми первыми предложениями родного языка, ребенок вначале усваивает и активно пользуется простейшими вопросительными предложениями познавательного типа: «Кто это?», «Что это?», «Как это называется?». Эти предложения в первую очередь должны быть усвоены ребенком при обучении иностранному языку, так как без них активное участие в общении с его стороны будет затруднено. Самостоятельно задаваемые детьми вопросы стимулируют окружающих людей, побуждают их к использованию в общении иностранного языка. Ознакомив детей с короткими и простыми фразами типа вопросов, необходимо далее предоставить им самим возможность задавать эти вопросы взрослым. Здесь также целесообразно руководствоваться в обучении принципом: не взрослый определяет для ребенка темы и средства общения, а сам ребенок, опираясь на имеющиеся у него потребности и умения, самостоятельно и сообразно естественным интересам выбирает темы и средства общения, побуждая взрослого к нему. Когда дети таким путем усваивают родной язык, то в их лексике отдельные части речи появляются одна за другой в определенной последовательности: сначала существительные, затем глаголы, после этого прилагательные и служебные слова — союзы, предлоги, частицы и междометия. В этой же последовательности целесообразно усваивать и иноязычную лексику.

Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

  • Восприятие данных слов. Сам процесс чтения подразумевает, что читающий по буквам догадывается о том, какие слова они обозначают. Чтение начинается только тогда, что читатель, смотря на буквы, может произнести или вспомнить слово, которое соответствует сочетанию этих букв. Соответственно, помимо зрения в этом процессе участвует память, ум и воображение.
  • Понимание прочитанного материала. Каждое слово, которое мы прочитали, может вызвать в нашем сознании определенное изменение, которое обусловлено пониманием этого слова. Для одного слова в нашем сознании всплывает какой-то яркий образ, для другого – чувство и т.д.
  • Оценка прочитанного. В формировании навыка чтения важен не только сам факт («я прочитал книгу»), а критическая оценка прочитанного материала.

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения

Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • Послоговое чтение.
  • Становление синтетических приемов чтения.
  • Синтетическое чтение.

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Читайте также:
Развиваем мелкую моторику детей

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

  1. Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
  2. Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
  3. Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
  4. Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:

  • Метод Зайцева. Он предполагает обучение детей складам как единицам строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной (либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо одна буква). Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т.д.
  • Метод Мура. Обучение начинается со звуков и букв. Весь процесс проводится в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определенную клавишу. Далее ребенку показывается сочетание букв, которые он должен набрать на печатной машинке.
  • Метод Монтессори. Он предполагает обучение детей буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. После того, как они научатся объединению звук в слова, им предлагается соединять слова в предложения. Дидактический материал состоит из букв, которые вырезаны из шероховатой бумаги и наклеены на картонные таблички. Ребенок повторяет звук за взрослым, после чего обводит контур буквы пальцем.
  • Методика Соболевой О.Л. Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая буквы, дети познают их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи.

Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

  • Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
  • Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
  • Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
  • Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
  • Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
  • Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
  • Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
  • Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.

А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.

Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму

Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах. Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.

Содержание:

Базовые принципы обучения детей письму

Всего основополагающих принципов обучения детей письму можно выделить восемь:

  • Принцип наглядности
  • Принцип сознательности
  • Принцип повторяемости
  • Принцип постепенного нарастания сложностей
  • Принцип учета индивидуальных особенностей
  • Принцип параллельного обучения письму и чтению
  • Принцип поэлементного изучения букв
  • Принцип одновариантного начертания письменных букв
Читайте также:
Развитие речи младших дошкольников

Более подробно о каждом из них.

Принцип наглядности

Принцип наглядности очень важен. Обеспечить его можно, наглядно демонстрируя процесс письма своему подопечному, например, на специальной доске, на альбомном листе или в тетради, таблице, прописи или другом пособии. Одними лишь устными инструкциями научить писать невозможно. Смысл в том, что подражание примеру и копирование правильных действий является одним из главных путей, через которые дети усваивают информацию.

Принцип сознательности

Согласно принципу сознательности, привычки, приемы и умения, формируемые у ребенка вами как учителем, требуется подробно и точно разъяснять с самого начала. Также нужно убеждаться в том, что ребенок все понял.

Например, в первом классе ученикам необходимо знать:

  • Порядок написания букв
  • Соединения букв
  • Смысл письма с наклоном и особенности наклонного написания
  • Высоту букв
  • Как правильно держится ручка
  • Как сидеть за столом

Принцип повторяемости

Принцип повторяемости очень важен в вопросе автоматизации навыка письма. Реализуется на практике он при помощи не обычного механического повторения последовательности правильных движений, но такого повторения и повторного воспроизведения, которое позволяет совершенствовать технику. Наибольшую роль повторение играет на первых ступенях освоения ребенком письма. Нужно помнить, что если по каким-то причинам происходят перерывы (каникулы, отпуск, лечение и т.д.), ребенок быстро забывает изученный материал, к примеру, формы букв или правила письма.

Принцип постепенного нарастания сложностей

Принцип постепенного нарастания сложностей подразумевает обучение от простого к сложному. Например, сначала ребенок учится писать элементы букв, потом – буквы, а после – буквосочетания (способы соединения букв). На уроках чистописания этот принцип является основным, т.к. на нем строится вся работа над формой букв.

К первой категории букв относят самые понятные графические, а ко второй – более сложные по начертанию. Данная организационная форма (по группам) предполагает нарастание графических элементов, отчего в чистописании принцип называется генетическим.

Принцип учета индивидуальных особенностей

Исходя из принципа учета индивидуальных особенностей, обучая ребенка писать, вы должны знать, чем он отличается в плане развития: особенности зрения (дальнозоркость, близорукость), преобладающий характер восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик), отклонения (подергивание рук, дрожание пальцев) или их отсутствие в моторике рук и т.д.

Кроме того, вы должны наблюдать за позой ребенка в процессе письма, манерой держать ручку, расположением тетради, воспроизведением форм букв, их последовательностью, соединениями, скоростью письма и т.д. Это позволяет вовремя увидеть недочеты и исправить их.

Принцип параллельного обучения письму и чтению

Принцип параллельного обучения чтению и письму был введен еще в середине 19 века русским педагогом и писателем Константином Дмитриевичем Ушинским. Даже сегодня этот принцип активно используют в школах, т.к. им обеспечивается сознательное и грамотное письмо. Не зная букв, ребенок не сможет их писать, а зная поочередность букв и их произношение, овладевать письмом он будет намного быстрее. Поэтому рекомендуется учить детей писать и читать одновременно.

Принцип поэлементного изучения букв

Принцип поэлементного изучения букв тесно соприкасается с принципом развивающего обучения, т.к. наглядно иллюстрирует одно из его частных проявлений. Однако не следует ассоциировать его с отрывным письмом, ведь написание букв на бумаге состоит из непрерывных двигательных элементов. Ребенок не просто изображает увиденные элементы, а тренируется в написании частей букв, представляющих более-менее законченные движения, не противоречащие естественным движениям руки при нормальном письме.

Принцип одновариантного начертания письменных букв

Принцип одновариантного начертания письменных букв зависит от особенностей, с которыми формируется двигательный навык. Если говорить более конкретно, то это повторяемость и единообразие выполняемых рукой движений. К примеру, в письме есть 9 букв, в графический состав которых входят овалы – это буквы «а», «о», «О», «б», «д», «ф», «Ф», «ю» и «Ю». Есть прямые линии, переходящие в овал – это буквы «ъ», «ь», «Б», «Ы». Есть также линии с петлей, например, «в» и другие элементы. На практике соответствие принципу отслеживается через идентичность придаваемых буквам форм и последовательность начертания элементов.

Принцип также соответствует тому, как именно формируется графический навык в ракурсе двигательного действия. Главная закономерность этого процесса проявляется в совершении рукой при сформированном письме круговых ритмично-колебательных движений, направленных внутрь и к плечу. Достигается же это только многократным воспроизведением однообразных элементов, т.е. выполнением однообразных действий.

Таковы восемь базовых принципов обучения детей письму. Именно на них вам следует опираться в раннем развитии своего чада, чтобы быть уверенным, что результат будет стоить затраченных усилий.

Теперь же давайте перейдем непосредственно к методам, которые используются, когда нужно научить ребенка писать.

Основные методы обучения детей письму

Всего мы рассмотрим шесть методов:

  • Поэлементно-целостный метод
  • Копировальный метод
  • Линейный метод
  • Генетический метод
  • Ритмический метод
  • Метод Иосифа Карстера

Начнем с поэлементно-целостного метода. К тому же он позволяет реализовывать принципы одновременного начертания и поэлементного изучения букв, о которых мы только что говорили.

Поэлементно-целостный метод

Смысл поэлементно-целостного метода обусловлен особенностями взаимосвязи зрительных и двигательных элементов букв, ко всему прочему обуславливающих друг друга. Благодаря этому методу можно целенаправленно воздействовать на формирование целостных, дифференцированных зрительно-двигательных образов букв. На основе данных образов ребенок овладевает навыком первоначального письма, проще говоря, самым простым графическим умением.

Основу поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму составляют несколько методических приемов – это аналитическое восприятие и практическое конструирование букв. Перед отработкой начертания букв ребенку необходимо научиться воспроизводить их формы, а это и есть их конструирование и переконструирование при помощи элементов.

Читайте также:
Нужна ли ребенку логопедическая группа

Вышеназванный метод считается инновационным. Традиционно же обучение детей письму базируется на иных методах. О них и пойдет речь далее.

Копировальный метод

Копировальный метод (второе название – стигмографический) заявил о себе в 18 веке. Суть сводится к тому, что вы пишите в тетрадке точками или карандашом начертания букв. Далее ребенок обводит эти начертания или точки, тем самым привыкая к формам букв и правильному их написанию. Распространенный пример применения копировального метода – обычные прописи.

Метод можно использовать как для обучения первоначальному письму, так и для исправления неправильного почерка. Для этого ребенку показываются правильные образцы букв и их соединений и предлагается их идентичное написание.

Применение метода нужно ограничивать, т.к. при простом обведении ручкой по образцу ребенок не осознает в нужной степени сам процесс и особенности форм букв. Нередко дети также обводят буквы не в том направлении.

При помощи стигмографического метода, если, конечно, он применяется грамотно, ребенок прекрасно тренирует навык выполнения правильных движений с учетом их формы, направления, размера, размаха и т.д. Если же все это воспринимается лишь зрительно, ребенок не перенесет нужные действия в процесс письма. Посредством обведения можно хорошо упражняться в оттачивании двигательных представлений.

Линейный метод

Линейный метод появился уже в 19 веке, на что в огромной степени повлияло введение тетрадей в линейку. Внедрение метода заметно упростило детям усвоение правильного написания букв, их размера, наклона, соединения, а также благоприятно сказалось на развитии глазомера и плавности при письме.

Сегодня для реализации линейного метода применяют в основном тетрадки в одну и две линейки, причем именно последние обеспечивают выработку конкретной высоты букв (1-й класс) и корректировку движения кисти по строке (2-й и 3-й классы) при обучении письму.

Генетический метод

Генетический метод был известен еще в 18 веке, т.к. в обучении письму его использовал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. А в 19 веке он применялся чуть ли ни в каждой европейской школе. В России же к нему традиционно прибегают после освоения ребенком начертания всех букв, и лишь для оттачивания навыка письма и корректировки форм в послебукварный период.

Основные характеристики генетического метода состоят в том, что он подразумевает предварительное письмо составляющих букв и усвоение ребенком начертания букв не в порядке алфавита, а в порядке увеличивающейся сложности в их начертании. Здесь же можно отметить, что процесс выстраивается на основе генезиса, когда каждая последующая буква образуется через добавление нового элемента к предыдущей. Ребенок заранее усваивает главный элемент, служащий основой нового блока букв.

Ритмический метод

Ритмический метод, называемый также тактическим, представляет собой письмо в такт счету, когда ребенок пишет в одном конкретном ритме и темпе. Популярность метод заслужил, во-первых, благодаря развивающему воздействию на плавность письма, во-вторых, из-за того, что позволяет значительно повысить скорость письма, и, в-третьих, по причине формирования у детей решительных и четких действий, требующихся для приобретения навыка красивого письма. Кроме того, метод способствует дисциплине и вносит оживление в занятия.

Но для успешного применения ритмического метода нужно внедрять его в соответствии с несколькими важными требованиями:

  • К письму в такт счету можно приступать лишь после того как ребенок освоит начертание букв в обычном темпе, когда его ничто не отвлекает
  • Счет может даваться родителем как самостоятельно, так и вместе с ребенком
  • Счет нужно давать, ориентируясь на средний темп, а ускоряться следует едва заметно, благодаря чему ребенок отлично подготавливается к скорописи
  • Метод не стоит применять долго в течение одного занятия, т.к. обязательно должны быть интервалы, во время которых ребенок пишет в спокойном темпе

Стоит отметить, что ритмическое письмо требует от детей немалого внимания и сил, а потому быстро их утомляет. Так что на первых порах тактирование допускают только на полустроках, а в середине строк делают паузы, т.к. в противном случае к окончанию строки качество письма снизится.

Метод Иосифа Карстера

Последний метод, о котором мы поговорим, был разработан английским педагогом Иосифом Карстером в 19 веке, Он основывается на выполнении ребенком ряда упражнений, развивающих движения руки: предплечья, кисти и пальцев.

Метод Карстера рассчитан на развитие свободных, быстрых и уверенных движений руки. При его использовании ребенок сначала осваивает написание простых крупных элементов, потом – букв, где есть особые штрихи, а после – слов, но без вспомогательных частей. Это нужно, чтобы ребенок научился использовать пространство листа и направление письма, достиг свободы и легкости движений.

Как родитель и педагог одновременно, вы должны знать, что на практике ни один из рассмотренных выше методов в качестве эффективного самостоятельного инструмента так и не смог себя оправдать. Лучшие результаты во все времена достигались только посредством комплексного подхода, где каждый этап обучения выстраивался на конкретном способе.

Наработки 4Brain

Как и в случае с двумя предыдущими блоками нашего курса, к подготовке третьего блока мы подошли не менее основательно. Так, мы рассмотрели наиболее популярные приемы обучения детей письму, оценили их плюсы и минусы, систематизировали и придали удобный для восприятия вид. Помимо третьего урока, остальные семь будут носить по большей части практический характер, хотя уже в следующем мы коснемся практики.

Многие советы и рекомендации, игры и упражнения были проверены на практике и некоторыми членами команды 4Brain, по причине чего мы уверены в их эффективности, и смело делимся информацией с вами. В третьем уроке мы поговорим о подготовке детей к занятиям, а также предложим несколько занимательных игр для детей и полезные хитрости для практического применения.

Читайте также:
Тест для родителей - Тревожный ли ваш ребенок

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Логопедические игры

Логопедические игры, изготовленные педагогами и воспитателями, направлены на развитие дыхательных способностей включают в себя артикуляционные упражнения, игры с воздухом. Для формирования слоговой структуры используются разнообразные занятия с закреплением навыка делить слова на слоги. Различные вариации по формированию основных фонем русского языка. Развитию артикуляционного аппарата посвящено много упражнений с использованием наглядного материала

Предложенные ниже игры разработаны педагогами ДОУ и логопедами и используются с целью повысить эффективность работы и разнообразить материал, используемый в коррекционном процессе.

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 394
  • Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия 453
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 3400
  • Язычок. Логопедические наглядно-дидактические пособия 15

Сборник логопедических игр для развития фонематического слуха и восприятия «Удивительные истории мышонка Шустрика» «Удивительные истории мышонка Шустрика» Сборник логопедических игр для развития фонематического слуха и восприятия Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью.

Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни. Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для.

Логопедические игры – Конспект логопедического занятия «Игрушки»

Публикация «Конспект логопедического занятия. » Задачи: Образовательные: – Уточнение и активизация словаря по теме. – Упражнять в соотнесении предмета с изображением на картинке. – Развивать понимание понятий «большой – маленький». Коррекционные: – Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Родительское собрание «Логопедические игры в семье и ДОУ» В ходе данного мероприятия воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и учитель-логопед познакомили родителей с образовательной деятельностью.Показали и научили родителей ,как правильно,а главное легко,делать с детьми пальчиковую.

Игры с липучками в коррекционной работе учителя-логопеда Игры с липучками в коррекционной работе учителя-логопеда Основная работа учителя – логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи заключается в формировании у детей всех компонентов речи (пополнение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи.

Дидактические игры для постановки правильного речевого дыхания в старшей логопедической группе Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно поэтому для постановки правильного речевого дыхания целесообразно использовать игры и упражнения с интересным нестандартным и ярким оборудованием, которое можно сделать своими руками. Вот такие игры я изготовила для.

Логопедические игры – Особенности применения в работе дефектолога и логопеда технологии «Мозжечковой стимуляции» с применением тренажеров баланса

Статья «Особенности применения в работе дефектолога и логопеда технологии. » ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА И ЛОГОПЕДА ТЕХНОЛОГИИ «МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ» С ПРИМЕНЕИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ БАЛАНСА Нейропсихологический подход играет важнейшую роль в коррекции тяжелых нарушений в развитии ребенка, именно с этим связано применение нейропсихологии в.

Логопедическая игра «Ёлки наряжаем — звуки различаем» по дифференциации звуков Предлагаю вашему вниманию игру для новогоднего периода «Ёлки наряжаем – звуки различаем» . Но если новогодний праздник уже прошёл, а поставленную в игре задачу нужно продолжать решать, то вместо ёлочек в можно использовать и другие предметы, например, машины, поезда, домики.

Практикум для педагогов «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала» Практикум для педагогов «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала» Подготовила: учитель-логопед Белая К.А, МБДОУ детский сад 35, г. Крымск, Краснодарский край Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях является мощным стимулом.

Дидактическое пособие «Логопедический коврик» В ходе логопедической работы у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженное отставание в развитие фонематического слуха , фонематического восприятия. Также встречаются трудности в овладении слияния букв в слоги, слогов в слова, деления слов на слоги, а также в разной.

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

Читайте также:
Когда начинать учить ребёнка читать


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Читайте также:
Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Читайте также:
Когда начинать учить ребёнка читать

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

В чем особенности логопедической работы с детьми

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: