Обучение глобальному чтению

Глобальное чтение. Начальный этап

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня мы поговорим о методике «Глобального чтения». Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
— глобальное чтение (целыми словами);
— послоговое чтение;
— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка.

«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения.

Используя приемы побуквенного чтения, мы помогаем ребенку освоить звукоподражания, поиграть в «конструктор из букв», научиться различать АУ и УА, например, КОТа и КИТа, МЫШКу и МИШКу.

Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

Необходимо сказать, что использовать методику « Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей 1 , которые родились с различными органическими повреждениями мозга.

В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.

Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.

В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику «Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Б. Д. Корсунская предложила использовать методику «Глобального чтения» в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969 г.) 2 . В программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой 3 выделен блок «Альтернативное чтение», который включает в себя раздел обучения «Глобальному чтению» детей данной категории. В книге Л. Г. Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки» 4 подробно описана методика работы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Глобальному чтению».

Для занятий на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2. Чтение слов

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

Читайте также:
Дидактические игры в работе учителя-логопеда

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. В одном занятии показываем до 5-ти карточек-слов. В особо продвинутых случаях можно предъявлять малышу до 10-ти карточек подряд. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3. Понимание письменных инструкций

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: «Покажи носик!» – «Покажи ушки!» – «Покажи животик!» и прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).

4. Чтение предложений

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.
Кошка спит.
Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Таким образом, работа по «Глобальному чтению» нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА:

1. Самое главное! Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать. Этого никто не любит, а дети – тем более. Надо подходить к делу с уверенностью, что он все запомнил. Знания эти накопительного характера. Он обязательно сам выдаст свои познания – надо только подождать. А потом и надоест вам своими “Мам, давай уроки, давай уроки!”
2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело.
3. Хвалить, хвалить, хвалить! После занятия обнимите его, поцелуйте, порадуйтесь, какой он умница.

Советую все же не покупать карточки, а сделать самим. Они будут наполнены родной (маминой, папиной) энергетикой. Это, конечно, трудно, долго.
А еще труднее все это выдержать и не бросить. Но зато, поверьте, эффект будет потрясающий и польза, которую трудно переоценить – это и беглость чтения, и выразительность речи, и грамотность, и зрительная, и аудио-память (ведь зрительное и слуховое восприятие тренируются).

А самое главное – ребенок ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, потому что ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, не утомляет и до всего ДОДУМАЛСЯ САМ!

Многим родителям очень хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы будете уверены, что он ЗНАЕТ. Так называемая СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст – тут уж вы его нахвалите.

И ТЕПЕРЬ – САМОЕ ГЛАВНОЕ.

Это не должно становиться самоцелью – чтобы ребенок в 2 или 3 года читал!
Дело обстоит гораздо более серьезно. Мы таким образом развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на стимуляцию правого (ведущего в этом возрасте!) полушария.
Известнейший нейрофизиолог Зденек говорил: «Обучая левое полушарие, – мы обучаем левое полушарие, обучая правое полушарие, – мы обучаем весь мозг!»
Нам – взрослым кажется, что это так трудно – зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов.
Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть – ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.

Читайте также:
Оформление портфолио учителя-логопеда

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.

Обучение глобальному чтению

Глобальное чтение — как один из наиболее эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Обучение глобальному чтению

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением.

Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительный коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.

Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Подготовка к обучению глобальному чтению

Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения.

Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу.

Важно так же обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами, игрушками- животными.

  • « Кто где живет?»,
  • «Лото»,
  • «Найди по силуэту»,
  • «Парные картинки».

Виды работ при обучении глобальному чтению:

• Чтение автоматизированных энграмм ( имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Для обучения глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним.

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактически материал, снабдив его соответствующими печатными надписями.

Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребенок учится подбирать одинаковые слова.

Затем подписи к фотографиям в альбоме закрываются и от ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку.

Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трех словные подписи (например: «Вот мама Ира»).

При работе с книжками-самоделками используются несколько вариантов работы:

  • Поручение: дай, покажи, найди, соотнеси
  • Демонстрация действия, изображенного на картинке, посредством использования жеста.
  • Закрепление речевого материала дома.

Таким образом, ребенок сопряженно проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдет в активный.

• Чтение слов.

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами ( например « кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова похожие по написанию.

Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек, начинаем постепенно добавлять следующие.

• Чтение письменных инструкций.

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее- здесь удобно работать перед зеркалом).

Предъявляя карточки. Обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

• Чтение предложений.

Составляются предложения к серии сюжетных картинок.

Учитель-логопед
Ваганова Ольга Владимировна

Статья Глобальное чтение у глухих учащихся.. Автор: Синицина Елена Николаевна

Автор: Синицина Елена Николаевна
Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Каждодневные занятия такие как, например, обучение в школе или поход в магазин, решение проблем, отдых, знакомство с новыми друзьями — почти всё, что мы делаем, включает в себя общение. Наши глухие дети лишены возможности общения. Как правило, речь у них малопонятная или отсутствует по различным причинам совсем, в том числе нарушено и понимание речи. Методика глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания.

Автор: Синицина Елена Николаевна

Глобальное чтение – основной приём в формировании смыслового чтения

у глухих учащихся.

Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Каждодневные занятия такие как, например, обучение в школе или поход в магазин, решение проблем, отдых, знакомство с новыми друзьями — почти всё, что мы делаем, включает в себя общение. Наши глухие дети лишены возможности общения. Как правило , речь у них малопонятная или отсутствует по различным причинам совсем, в том числе нарушено и понимание речи. Методика глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания.

Читайте также:
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Глобальное чтение. Что это такое? Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв , где графический образ слова сразу связывается с реальным объектом , предметом.

Цель глобального чтения: Глобальное чтение выбрано нами как одно из средств альтернативной коммуникации потому, что такой вид обучения чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление глухого ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание, память, расширяется пассивный словарь. Необходимо сказать, что использовать методику « Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Глен Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Глен Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей1, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.

В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в о братном порядке, от слова. Глен Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.

Глен Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.

В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику «Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Б. Д. Корсунская предложила использовать методику «Глобального чтения» в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи.

В чем заключается Методика Корсунской Б.Д, Леонгард Э.И.

Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 1,5—2 см, шириной 1 —1,2 см, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга, на одинакового размера полосках плотной бумаги, лучше картона.

Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или напечатанные.

Фраза располагается на одной строчке без переноса слов. При произнесении слова (фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное , и губы говорящего.

Например: КОШКА БЕЖИТ ,

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, подписав семейные фот о( мама, папа, кот, баба. деда) На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к фото. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. Помимо этого в доме «подписываются» предметы, с которыми чаще всего встречается ребенок, т. е. прикрепляются таблички к мебели, игрушкам, посуде и т. п. По мере того как ребенок усваивает слово в устной и письменной форме, таблички убираются.

Чтение слов . Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. Сначала дети узнают слова на табличках только при выборе из двух предметов, затем – из трех, четырех и т.д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. Этот этап называется различением . Н а следующем этапе дети понимают значение написанного на табличке слова или предложения тогда, когда перед ними нет ни предметов, ни картинок, которые соответствуют данным словам. Этот этап называется опознаванием. На этапе опознавания слов (словосочетаний, предложений) в письменной форме на уровне глобального восприятия дети начинают писать некоторые слова, самые простые и к о роткие: мяч, дом, ком, сок, кот. Чтобы подготовить таких детей к обучению чтению, целесообразно использовать иной прием: взрослый показывает написанное слово или фразу молча и только тогда, когда ребенок начинает действовать, произносит его.

Читайте также:
Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

Понимание письменных инструкций. Затем на занятиях начинают использоваться таблички со словами-поручениями, например: на физкультурных занятиях — иди, беги на занятиях по обучению действиям с предметами — надень, сними, покажи; на занятиях по изобразительной деятельности — рисуй, лепи, построй; на музыкальных занятиях — пляши, хлопай. В общении и на всех занятиях используются также таблички дай, убери, встань, сядь, слушай, верно, неверно, молодец, помоги, открой, закрой и т. д. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: Части тела: «Покажи нос!» – «Покажи уши!» – «Пока жи живот!» и прочее . Или план комнаты : « Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

Чтение предложений . Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее л ицо выполняет разные действия: Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества . Ф ормирование фразы у глухого , неговорящего ре бенка требует достаточно длительной работы, большого старания и терпения. Усвоение структуры слова и грамматического строя речи – процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Но если он на основе полноценного слухового восприятия речи окружающих постепенно овладевает этими элементами языка, то ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь. Глобальное чтение является вспомогательным методом развития речи детей с нарушениями слуха и используется как дополнительная опора для глобального восприятия речевого материала.

Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей

М.: Просвещение, 1981. —191 с, ил.

Н.Ф. Произношение. Учебники для работы по формированию произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха подготовительного и первого класса.

Мастер-класс. Применение глобального чтения в работе с детьми с ТМНР.

Метод глобального чтения применяется в работе с разными группами детей с ОВЗ. Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная и слуховая память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода глобального чтения. Обучить ребенка с ТМНР достаточно сложно. Так как чтение – это процесс, содержащий два основных компонента:

– процесс механического перевода зрительных объектов (графических знаков, букв) в речь.

– процесс понимания (раскодирования) заложенного в этих знаковых объектах смысла.

У детей с ТМНР эти процессы нарушены, по этой причине многие из них не могут освоить процесс чтения.

На уроках можно использовать этот метод в работе с детьми ТМНР, опираясь на прикладной анализ поведения (АВА).

Прикладной анализ поведения – один из самых распространённых методов помощи не только при аутизме. Он основан на определении факторов, влияющих на поведение и использование этих факторов для коррекции поведения. Изменение поведения ребёнка, имеющего ограниченные контакты с внешней средой и не стремящегося самостоятельно познавать мир, позволяет эффективно обучать его самым различным вещам. Сфера применения АВА – терапии необычайно широка: от коррекции нежелательного поведения, работы со стереотипиями и обучения простейшим социальным моделям поведения до получения академических (школьных знаний). При данном подходе все сложные навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь.

Читайте также:
Овощи - конспект НОД

В своей работе с детьми следует соблюдать: постепенность, последовательность, а так же принцип: от простого к сложному. Работа ведется поэтапно.

1.Имитация. Любое обучение начинается с обучения подражания за педагогом (имитация). Этот период длится у каждого ребенка индивидуально. Инструкция «Делай так» – четкая, краткая, без повторений. Если ребенок допускает ошибку, то производится коррекция ошибки (смотри инструкцию). Не используем слова: НЕТ, НЕ ПРАВИЛЬНО. Ошибочное поведение блокируется, дается заново инструкция, не дожидаясь неправильного ответа учитель дает подсказку (либо физическую, либо жестовую). (Видео 1)

Если ребенок выполняет безошибочно имитацию, то переходим к словесной инструкции.

2 . Словесная инструкция. Словесная инструкция – четкая, краткая (без лишних слов – «ШУМА»). К ребенку на уроке обращаемся, не произнося его имя. (Так как любое требование учителя будет ассоциироваться с именем ребенка. После чего будет наступать нежелательное поведение, избегание требований. И ребенок перестанет реагировать на свое имя).

Если ребенок выполняет словесную инструкции учителя, то переходим к следующему этапу.

3. Массивная практика. У вас лежат на партах инструкции .

DTT. Первый этап: «Массивная практика».

· Работа над одним целевым стимулом (например: вводим – слово «сыр»)

· Использование подсказок: «От наибольшей до наименьшей».

· Снижение уровня подсказки:

– От блока к блоку

-После определённого количества повторений (от сессии к сессии).

· Поощрения: как за реакции с подсказками, так и за самостоятельные реакции

· Критерий перехода на второй этап: первая самостоятельная реакция

-При отсутствии самостоятельной реакции – максимум 10 блоков.

(Видео №3- половина)

4. Введение отвлекающих стимулов. Смотрим инструкцию.

DTT. Второй этап: «Введение отвлекающих стимулов»

· Продолжение работы над одним целевым стимулом («сыр»), и последовательное введение отвлекающих стимулов (чистая карточка, карандаш)

-Движения на имитацию (от 1 до 3 раз)

-Незначимые стимулы и смена местоположения (1+ смена; 2+ смена)

· Использование подсказок: не используется

· Поощрения: только за самостоятельные реакции на целевой стимул

· Критерий перехода на третий этап: 90 % самостоятельных реакций в присутствии отвлекающих стимулов.

(Видео №3 –продолжение)

5. Ротация. Смотрим инструкцию. DTT. Третий этап (а): «Ротация».

· Работа с двумя целевыми стимулами

· Блоки 4: 4 – 3: 3 – 2:2 – 1:1

· Использование подсказок: «От наибольшей до наименьшей»

· Снижение уровня подсказок: от блока к блоку

· Поощрения: только за самостоятельные реакции

· ПКО: двухступенчатая или четырехступенчатая

· Критерий перехода на третий этап (б): самостоятельные реакции на оба целевых стимула (1:1).

Этот этап можно пропустить (или выполнить частично, как на след. сюжете), если ребенок продвинулся в обучении.

А сейчас посмотрим сюжет—обобщение навыка. Этот навык был разбит на маленькие действия (1-имитация, 2-словесная инструкция, 3-массивная практика, 4- введение отвлекающих стимулов, 5- ротация). В этом сюжете мы обобщаем все действия в один навык, т.е. чтение простых слов. (Видео 5)

6. Произвольная ротация. Посмотрите инструкцию.

DTT. Третий этап (б): «Произвольная ротация»

· Работа с тремя и более целевыми стимулами

· Стимулы предоставляются в чередующемся и непредсказуемом порядке

· Использование подсказок: не используется

· Поощрения: только за самостоятельные реакции

· ПКО: двухступенчатая или четырехступенчатая

· Критерий мастерства: 80% самостоятельных реакций в течение 2-х последующих занятий ( Видео 6)

Процедура коррекции ошибки (ПКО). Двухступенчатая ПКО.

1.Неправильная реакция ребенка

1 шаг

-Повторяем инструкцию и даем моментальную подсказку, максимального уровня

-Ребенок выполняет инструкцию с подсказкой

-Хвалим, но поощрение не даем

2 шаг

-Повторяем инструкцию ( без подсказки)

-Верная реакция ребенка

Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами. Первый – последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и надписи к ним по всем лексическим темам.

Процедура коррекции ошибки (ПКО). Четырехступенчатая ПКО

1.Неправильная реакция ребёнка

1 шаг

-Повторяем инструкцию и даём моментальную

подсказку, максимального уровня

-Ребёнок выполняет инструкцию с подсказкой

-Хвалим, но поощрение не даём

2 шаг

-Повторяем инструкцию (без подсказки)

-Верная реакция ребёнка

-Хвалим, но поощрение не даём

Читайте также:
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

3 шаг

-Реакция ребёнка на отвлекающий стимул

4 шаг

-Повторяем целевую инструкцию (без подсказок)

-Верная реакция ребенка

Мастер- класс (практическая часть).

-А сейчас мы все разделимся на пары (ученик и учитель). У вас на столе карточки.

-Проведем тренировочные задания по методу DTT. Перед вами лежат инструкции. У есть кого вопросы ?

Первый этап: «Массивная практика».

Второй этап: «Введение отвлекающих стимулов»

Третий этап (а): «Ротация».

Третий этап (б): «Произвольная ротация»

Этот метод давно используется нами в работе, и дает положительные результаты. Он улучшает понимание речи, так как формирует связь предмета со словом. Развивает импрессивную речь. Увеличивает пассивный словарь. В некоторых случаях стимулирует развитие экспрессивной речи. Преимущества метода во первых, в широте его использования, во вторых в простоте и доступности для аутичных детей и других детей с ОВЗ, в третьих, он не дает негативных реакций у аутичных детей (наверное потому, что от ребенка не ждут, что он должен заговорить, а именно это обычно вызывает агрессию и протест). И самое главное, что он открывает для неговорящего ребенка возможности пути его дальнейшего развития. Даже если он никогда не будет говорить, он может научиться читать и даже писать.

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение метода глобального чтения при обучении чтению детей с РАС»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Солигаличская средняя общеобразовательная школа

Солигаличского района Костромской области.

Обобщение педагогического опыта по теме

«Использование методики глобального чтения

при обучении чтению детей с РАС».

Учитель индивидуального обучения

Главная задача в обучении детей с РАС – научить их жить в обществе самостоятельно, насколько это возможно для каждого ученика. Каждый ребёнок с РАС индивидуален, поэтому для данной категории детей требуется дифференциация обучения, разработка индивидуальных маршрутов, соответствующих их способностям и потребностям. От педагога требуется использование не только традиционных методик, технологий в обучении, а также использование новых подходов или видоизменения уже имеющихся (апробация к конкретному обучающемуся с введением индивидуальных подходов).

Успешность обучения ребёнка зависит от того, насколько хорошо он справляется с задачами на обнаружение смысловых связей в предложении: понимает ли он, о ком или о чем говорится в тексте; умеет ли он выявить, что причина, а что следствие; что значимое, а что не значимое; способен ли он ориентироваться в тексте. Именно осознание смысла текстового материала создает важную основу для дальнейшего обучения. Если у ребенка есть нарушения, связанные с аномальным психическим и интеллектуальным развитием, педагогом часто диагностируются затруднения в овладении учеником навыком работы с литературным текстом. Способность осознать текст на семантическом уровне предполагает у ребенка сформированность навыка оперирования понятиями. Здесь решающая роль принадлежит слову — ведь именно через речь ребенок осваивает новые связи и отношения, существующие в обобщенном понятии. В раннем возрасте понимание речи неразрывно связано с реальным ситуативным контекстом, что является необходимой предпосылкой для дальнейшего обучения. Речь формируется на основе субъективных, понятных ребенку ассоциативных связей. Позднее, по мере развития, ребенку становится доступно более абстрактное понимание слов. При аномалии психического развития, помимо других нарушений, страдает развитие понятийного мышления. Перенос прошлого речевого опыта в новые условия происходит неадекватно и искаженно. Использование приобретенных практических навыков в иной среде затруднено, поскольку не происходит нужного обобщения. Имеются сложности и в ориентировке в структуре текста: ребенок не воспринимает информацию целостно, теряет центральную линию в повествовании. Очевидно, что подобные нарушения в обобщающей и регулирующей функциях речи существенным образом сказываются и на процессе обучения.

Целью при обучении аутичного ребёнка чтению, я видела не только и не столько формирование школьного значимого навыка, мне важно было научить аутичного ребенка читать осмысленно, так как осмысленное чтение стимулирует и формирует его познавательные потребности. Чтение становится важным средством расширения представлений аутичного ребенка об окружающем мире, понимания временных, причинно-следственных и других логических закономерностей, освоения социальных правил и понимания человеческих отношений. Осмысленное чтение развивает и собственную речь аутичного ребенка, помогает преодолеть речевое недоразвитие.

Задача развития смыслообразования требует использования специального, наполненного для ребенка личностным смыслом учебного материала, организации таких условий обучения, которые позволяют добиться осознания ребенком каждого учебного задания, каждого собственного действия, а также полного осмысления каждого усвоенного навыка.

Читайте также:
Логопедическая работа над восклицательным предложением

Поэтому логика педагогической работы в общем виде задавалась принципом «от общего — к частному», а точнее — «от смысла — к технике». Например, при обучении чтению это означало, что педагог сначала создаёт у ребенка представление о том, что такое буквы, слова, фразы, наполнить их личностными, эмоциональными смыслами и лишь затем отрабатывать технику чтения. Придерживаться такой логики сложно, но любые отступления от нее приводили к механическому, бездумному усвоению аутичным ребенком определенного навыка, к невозможности его осмысленного использования.

В частности, именно поэтому, изучая с ребенком буквы и создавая у него представление о том, что буквы являются составными частями слов, одновременно использовала элементы методики «глобального чтения», благодаря которому слова и фразы обретали для ребенка свое значение, «обрастали» личностными смыслами. Лишь после этого можно было обратиться к аналитическому чтению, не опасаясь, что ребенок научится читать механически.

Именно поэтому специалисты настаивают на том, что обучение чтению аутичного ребенка должно базироваться на индивидуальном подходе и установлении связи с личным опытом малыша, его семьей и близкими. Оно может быть нескольких видов:

аналитико-синтетическим (или побуквенным).

При чередовании всех трех методов наблюдаются наилучшие результаты, поскольку у большинства аутичных детей зрительное восприятие преобладает над слуховым.

Обучая ребёнка с РАС по Варианту 8.3. ФГОС НОО ОВЗ, использовала все три метода обучения чтению. И если аналитико-синтетический и послоговой методы являются традиционными, то метод глобального чтения можно отнести к инновационным методикам.

Достоинства использования этой методики в работе с аутичными детьми были для меня очевидны:

1) вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что, обеспечивает концентрацию внимания и выполнение задания аутичным ребенком;

2) методика ориентирована, в большой степени, на моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, которое прекрасно развито у детей с аутизмом. Ребенок запоминает слово как целостное изображение, более того, он запоминает и графический рисунок букв;

3) слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают. Это обеспечивает осмысленность чтения, исключает возможность формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков.

Использование методики глобального чтения позволяет развить сенсорную (импрессивную) речь и мышление у особенных детей вплоть до овладения навыком произношения прочитанного. Суть данного метода заключается в том, чтобы научить особенного ребенка узнавать и читать слова полностью, а не выделять в них отдельные ассоциативные буквы.

Данную методику применила при обучении учащегося с РАС по Варианту 8.3. ФГОС НОО ОВЗ, внеся некоторые коррективы в применении.

Применение метода глобального чтения

при организации рабочего места.

Мною был разработан сменный экран «Мой школьный день». Экран представляет собой пластиковый лист форматом А 4, на котором с помощью липучек закреплены информационные записи: время года, месяц, день недели: вчера, сегодня, завтра; расписание уроков. (таблички со сменной информацией лежат в коробочке рядом). Учебный день начинаем со смены информации на экране. Ребёнок самостоятельно открепляет табличку с устаревшей информацией и заменяет её новой. Для подкрепления знаний и помощи в поисках информации использовали настольный перекидной календарь (есть дата и месяц), а также расписание уроков, напечатанное печатными буквами. Через два месяца после начала занятий ребёнок самостоятельно выбирал информационные таблички для закрепления их на экране. Соотнося звучание слова и его графический образ, аутичный ребёнок связывает их в единую смысловую цепь. Постепенно, изучая буквы и овладевая чтением, он переносит полученные навыки в новую плоскость, осознаёт возможность чтения уже знакомого слова.

Применение метода глобального чтения

в учебном процессе.

Считаю очень важным при обучении ребёнка с РАС единство информационного поля по всем образовательным областям. Обсудив с родителями использование при обучении метода глобального чтения, объяснив его особенности и возможности, решили начать с изучения слов по теме «Овощи».

Подготовила картинки овощей, знакомых ребёнку. Картинки овощей подбирала без фона, и без каких либо записей. Все картинки были распечатаны в двух экземплярах. Одновременно были подготовлены таблички с названиями овощей, выполненные чёрным печатным текстом и тоже в двух экземплярах.

Читайте также:
Сайт специалиста - Зачем логопеду свой сайт

Организация работы:

Раскладываю перед учеником картинки, показываю и называю. Прошу его назвать знакомые, или показать по моей словесной инструкции. Наклеиваем картинки в альбом (на каждую страницу по 2 шт.). Под каждой картинкой приклеиваем печатное слово. Проговариваем, повторяем. Через 1-2 занятия в работу включаю второй экземпляр напечатанных слов (удобнее их закрепить на картонную основу). Предлагаю соотнести слова под картинкой и слова, предложенные учителем. На следующем этапе обучения, после повторения слов по альбому и соотнесения отдельных слов, предлагаю второй экземпляр картинок: необходимо соотнести картинку и слово, одновременно называя их. При освоении данного этапа переходим к следующему. Оставляем только слова, прошу ребёнка «прочитать» слова, на которые указываю. Второй экземпляр картинок и слов хранится в конверте, приклеенным в альбом, на конверте напечатано «Овощи». При работе с альбомом каждый раз спрашиваю: «Что мы изучаем? Назови одним словом».

Если ребёнок знает буквы, то можно составлять отдельные, несложные по слоговой структуре слова на магнитной доске (РЕПА).

Каждую лексическую тему мы изучали около месяца.

Одновременно с работой на уроках чтения по определённой лексической теме использую материал при изучении других предметов. Мир природы и человека – берём реальные овощи, соотносим их с картинками, называем, повторяем графическую запись слов. Расширяем словарный запас: форма, цвет, где растёт. Составляем короткие предложения используя слова-карточки. На коррекционных занятиях: использую задания с картинками овощей: «Найди лишнее», «Чем отличаются», «Найди одинаковые», штриховка. И в каждом задании проговаривается название овощей. Математика: счётный материал «овощи»; рисование – рисуем овощи. Постоянное повторение закрепляет у ребёнка с РАС реальный объект, картинку, звучание слова и графический образ.

Одним из способов закрепления темы «Овощи» была экскурсия «Я иду за покупками». Проигрываем ситуацию: мама просит сходить в магазин за овощами; пишет записку, где печатными буквами написаны необходимые овощи. В магазине, заглядывая в мамину записку и «читая», что там написано, ребёнок ищет необходимое. Затем я прошу найти ценник на данные овощи. Набираем овощи, идём на кассу, прошу ребёнка расплатиться, деньги мама дала ему. Т. о. мы получаем не только усвоение слов по методике глобального чтения, но и осознание ребёнком цели обучения, а также приобретение социально-коммуникативного опыта.

После изучения и усвоения лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные» ввела слова по теме «Глаголы». (бежит, спит, сидит и т. д.). При усвоении глаголов появились новые возможности работы. Составляли предложения из слов-карточек по картинкам: – Кошка спит, груша висит и т. д. Распространяем предложения: -Груша какого цвета? (жёлтая). Давай составим новое предложение: – Висит жёлтая груша. Такое предложение составляется без опоры на картинки.

К началу третьего года обучения, когда ребёнок выучил почти все буквы и читает по букварю, при работе с альбомом глобального чтения перестал запоминать слова целиком, а стал их читать по слогам, т.е. перешёл к осмысленному чтению. Использование данной методики помогло аутичному ребёнку не только научиться осмысленно читать, но овладеть обобщающими понятиями, научиться выделять лишнее не только на картинном материале, но и по звучанию.

Т.о. используя методику глобального чтения в начале обучения аутичного ребенка как вынужденную меру для того, чтобы создать у него целостное представление о словах и фразах, я научила читать осмысленно, создавая мотивацию к чтению. Так же, как и автор методики «глобальное чтение» Б.Д.Корсунская считаю, что «…нужно научить ребёнка читать так, чтобы за каждой прочитанной фразой у него возникало реальное представление».

Мнение о том, что «глобальное чтение» может «тормозить» освоение аналитического чтения в моём опыте не подтвердилось. Напротив, ребёнок, проходивший экспериментальное обучение, легко начинал читать по слогам именно после того, как научился читать целыми словами.

Таким образом, изложенный вариант применения методики глобального чтения в работе с ребёнком с аутизмом, отягощённый умственной отсталостью, частично владеющий устной речью, эффективен, поэтому коррекционную работу с детьми с РАС и с нарушениями интеллекта различной степени тяжести по развитию речи и формированию навыков чтения с помощью данной методики необходимо продолжать.

Читайте также:
Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Используемые информационные ресурсы.

План недели русского языка и литературы

Содержимое разработки

Базовая общеобразовательная школа

Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске

РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Ответственный учитель: Н.С. Светашова

Железноводск, 2021 год

Общие положения о проведении предметной недели

1. Предметные дни вводятся в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета либо цикла предметов.

2. Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.

3. При составлении плана проведения предметных дней учитываются:

– занятость всех учителей МО;

– разнообразные формы проведения мероприятий;

– оформление стендов (эстетика оформления, обновляемость стендовых материалов, соответствие тематике);

– четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.

4. Каждый учитель-предметник в рамках предметных дней проводит не менее одного мероприятия.

5. В зависимости от плана работы МО, количества учителей конкретного профиля, количества планируемых дел в школе могут проводиться предметные недели, предметные декады, дни.

Цель: повышение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, формирование познавательной активности, развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; коммуникативных умений и навыков.

1. Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей.

2. Формирование внутренней мотивации; повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.

3 . Приобщение обучающихся к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окружающего мира.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: умение самостоятельно ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической речью.

При проведении недели учитываются возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности. Программа недели отражает различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетаются коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся используются оригинальные наглядные пособия, мультимедийные презентации, игры, конкурсы, викторины, турниры, занимательные уроки с применением ИКТ.

Неделя русского языка

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Вебинары
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы

Интерактивная игра по русскому языку для 10 класса “Своя игра”.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению русского языка.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Общешкольное мероприятие, посвященное творчеству поэта-песенника А. И. Фатьянова «На солнечной поляночке».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Очный этап игры проходит в актовом зале школы. В игре участвуют 4 сборные команды обучающихся 9-11 классов из 12 школ.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности бережного отношения к родному русскому языку.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Зал оформлен в виде литературного кафе. В зале приглушённый свет. На сцене стол, накрытый красивой скатертью. На столе стоит красивый декорационный подсвечник с зажженными свечами, бумага, чернильница и перо. На экране заставка, относящаяся к теме мероприятия. Зрители заходят под «Вальс» на музыку Андрея Петрова к фильму «О бедном гусаре замолвите слово». В начале мероприятия исполняется хореографический номер на композицию Сергея Прокофьева «Пушкинский вальс. Опус 120 №2».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Читайте также:
Овощи - конспект НОД

Литературно-музыкальная композиция к Неделе православной книги.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный истории и значению эпистолярного жанра для 8 – 11 классов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал, рассказывающий о проведении праздника каллиграфии в лицее (конкурсы, задания, система оценивания), предназначен для учителей начальной школы и преподавателей русского языка.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данное внеклассное мероприятие помогает проверить умения учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать, мотивирует школьников к чтению художественной литературы. Мероприятие проводит учитель литературы совместно с библиотекарем.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивная игра “Морской бой” – командная игра, рассчитана на два урока. Собранные в ней вопросы, шарады, загадки, палиндромы, ребусы, антифразы, пословицы, поговорки и многое другое позволит учителю весело, интересно и с пользой провести урок или внеклассное мероприятие.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель данной интеллектуальной игры – развитие творческих способностей учащихся, памяти, находчивости, смекалки, образного и логического мышления; воспитание любви к русскому языку, уверенности в своих силах, чувства взаимопомощи; развитие навыков работы в команде.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Сценарий содержит материал о пребывании А. Пушкина, В. Маяковского, А. Блока и М. Горького на самарской земле. Учащиеся вместе с учителем рассказывают, читают стихи. Проводится предварительная работа по оформлению. Вывешиваются портреты писателей. На плакатах учащиеся пишут цитаты М. Горького и А. Блока. Необходимо найти или изготовить фонарь образца 19 века, а из ткани алое сердце. Подбирается музыкальное оформление.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная игра может быть использована на уроке литературы в 8 классе как подведение итогов после изучения рассказов А.П. Чехова, а также как отдельное мероприятие-соревнование между несколькими классами в параллели. Материал данной разработки позволяет проверить знание школьников, закрепить изученный материал, а также развивает творческие способности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данную викторину можно использовать как на уроках литературы в 9 классе в качестве закрепления изученного материала, так и во внеурочное время, например, во время недели русского языка и литературы, а также во время проведения классного часа “Москва — столица нашей родины”. В ней собраны высказывания из произведений русских писателей и поэтов 19 века о Москве.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Отчет руководителя ШМО о проведении Недели русского языка и литературы с подробным планом, анализом, целями и задачами для каждого мероприятия. Предметная неделя проводилась в феврале 2015 г.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: