Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией

Обследование детей с дизартрией. Диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии

Ольга Максимова
Обследование детей с дизартрией. Диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии

Обследование детей с дизартрией. Вопросы диагноза.

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Особую сложность представляет диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности.

Основные критерии диагностики:

• Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объёма наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперёд языка, его тремор и беспокойство в этом положение, изменения конфигурации.

• Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений).

• Замедленный, прерывистый темп артикуляторных движений.

• Трудность удержания артикуляторной позы.

• Трудность в переключении артикуляторных движений.

• Стойкость нарушений произношения звуков и трудность автоматизации поставленных звуков.

• Нарушение просодической стороны речи.

В ряде случаем для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.

Проба №1.

Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его по средней линии неподвижно и одновременно следить глазами за перемещающимся объектом. Проба является положительной и свидетельствует о наличии дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба №2.

Ребёнка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о наличии дизартрии.

При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляторной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объём, темп, плавность, переключаемость, истощаемость и т. д., но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускула туре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

Состояние артикуляторной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребёнка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Более наглядную и точную картину проявления стёртой дизартрии дают следующие приёмы обследования:

Нередко в логопедическую группу дет. сада попадают дети с внешними симптомами, сходными с проявлениями сложной дислалии, отягощённой фонематическим недоразвитием. Однако боковое произношение многих фонем, появление излишней слюны в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляционную позу продолжительное время, нижняя артикуляция некоторых верхних звуков должны насторожить логопеда и заставить провести особо тщательное обследование подвижности речевых органов, а также качество движений языка, их точность и силу, т. к. это признаки дизартрии и при коррекционной работе их следует учитывать.

Для этой цели необходимо:

1. Внимательно изучить положения языка и его поведение в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постоянно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.

Следовательно, при дизартрии особое внимание уделяется упражнениям для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка.

2. Если предложить ребёнку поднять язык вверх, то можно наблюдать много лишних движений (язык высовывается резко вперёд, становится длинным и узким, прежде чем язык примет нужное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка.

3. Качество движений языка легко проверить, предложив ребёнку многократно выполнить следующие упражнения: поднять язык вверх, затем вытянуть вперёд, повернуть его к левому уху и, наконец, к правому. При этом легко обнаружить неточность и недостаточность силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка. Постоянно подвижного, как бы не находящего нужное положения.

При дислалии движения языка являются более качественными. При исправлении дизартрии огромное внимание уделяется самим движениям (объём, темп, плавность, переключаемость) и точности и соразмерности движений.

4. Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребёнку 1-2 мин. показать как кошка лакает молоко, т. е. попросить его производит быстрые движения языком вперёд. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Это подтверждает дизартрический компонент.

5. Если после таких упражнений попросить ребёнка высунуть язык вперёд. То язык заметно отклонится в сторону и не сможет находиться в спокойном состоянии. Всё это свидетельствует о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

6. И ещё, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Если ребёнок называет изображённые на картинках предметы и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы смазана, при повторе не исправляется, а после многократного повторения слов наступает заметное утомление, артикуляция становится замедленной, неполной, или для многих звуков характерно боковое произношение, то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о стёртой форме дизартрии.

При коррекционной работе логопед должен чётко разграничиваться сложную дислалию от дизартрии и учитывать все отличия в работе по исправлению звукопроизношения.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

Читайте также:
Групповые логопедические занятия в комплексе реабилитационных мер по преодолению сенсорной афазии у пациентов в условиях суточного стационара

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы .

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме “Организация и содержание деятельности службы ранней помощи”. Очень интересные лекции с практическими.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 13 мая 2020 г.

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.

К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
  3. В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки. Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.

Лечение стертой дизартрии

Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Читайте также:
Профилактика дисграфии у дошкольников

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

  1. Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
  2. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать. Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Прогноз и профилактика

Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства. Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие. В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.

Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).

После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.

Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.

Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией

Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений речи выявляется: стертая дизартрия.

Нарушения фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей. Распространенность стертой дизартрии, сложность диагностики, недостаточная эффективность коррекции этого дефекта и определяет актуальность работы.

Произносительная сторона речи является основным звеном в восприятии и понимании звучащей речи. Но при системных речевых нарушениях компоненты произносительной стороны речи, как правило, имеют значительные искажения, затрудняющие процесс коммуникации ребенка с окружающими. Степень выраженности отклонений, при этом, у разных компонентов фонетической стороны речи отличается. В существующих исследованиях имеются данные о сформированности компонентов произносительной стороны речи на разных уровнях речевого недоразвития. Одним из наиболее распространенных в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту [1,2].

Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи. Нарушение артикуляции при стертой дизартрии обусловлены легкими, остаточными нарушениями иннервации, которые выявляются при специальном углубленном обследовании ребенка при исследовании возможности и характера движений артикуляторного аппарата, применении функциональных нагрузок [1,2,3,4,5]. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения различного этиопатогенеза очень затруднена. Фонетические и фонематические отклонения у детей со стертой дизартрией, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими расстройствами звукопроизношения, однако имеют свой специфический механизм. Данные нарушения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, что в существенно затрудняет процесс обучения детей в школе [5,6,7,8,9].

Читайте также:
Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

У детей со стертой дизартрией выработка динамического стереотипа представляет определенную сложность, что проявляется в трудностях автоматизации правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Сложная функциональная система речи, контролируется центральной нервной системой. Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур, к которым относятся:

  • стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;
  • мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, координируют работу периферического речевого аппарата, способствуют выработке на основе врожденных синергий условно-рефлекторных двигательных навыков;
  • корковые структуры, формирующие моторные программы, навыки речевого праксиса;
  • структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;
  • проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга.

Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной, интегрированной деятельности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией [4].

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков [2].

В норме ребенок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

  • уметь выполнять тонкие дифференцированные движения органами артикуляции;
  • не иметь патологических симптомов: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических симптомов [5].

Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [7].

Характер нарушений звукопроизношения звуков у детей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения[2].

В соответствии с вышесказанным методика констатирующего эксперимента включала разделы, направленные на исследование у дошкольников с нарушением звукопроизношения. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [10,11]. Методика исследования была адаптирована к целям нашего исследования и включала: обследование строения артикуляционного аппарата; обследование артикуляционной моторики; обследование звукопроизношения.

В ходе констатирующего исследования были изучены: состояние органов речевого аппарата, артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования позволили выделить следующие особенности в строении органов артикуляции и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией:

  • ограничение подвижности артикуля­ционных мышц, нарушении мышеч­ного тонуса, наличии синкинезии, тремора языка, дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы. Активные движения ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, губ, неправильные артикуляционные уклады;
  • недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. Было отмечено, что моторная недостаточность имеет место при стертой дизартрии и оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения;
  • заметное ограничение объема движений, их неловкость, неточность, замедленность, некоординированность, недостаточная одновременность движений.

Констатирующее исследование проводилось в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ Детский сад комбинированного вида № 208 города Нижний Тагил. Находится по адресу: Нижний Тагил, ул. Октябрьский проспект дом 25. Эксперимент проводился в индивидуальной форме, в утренние часы и в соответствии с основными методическими требованиями.

В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Возраст детей – 5,5-6 лет.

Исследование началось с изучения имеющейся на детей медицинской и педагогической документации.

Экспериментальную группу составили 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) речевой группы с ОНР III уровня со стертой псевдобульбарной дизартрией.

Изучение анамнестических данных показало, что у некоторых детей имеются сопутствующие отклонения в психическом и соматическом развитии. Патология родов отмечалась в анамнезе у всех детей (стремительные роды, рождение в асфиксии, родовые травмы). Анамнез этих детей отягощен: токсикозы (50%), гипоксия плода и обвитие пуповиной (13%), стимуляция родовая (25%), асфиксия (10%), инфекции во время беременности (7%), кесарево сечение (9%), стремительные роды (35%). Почти все дети состояли на учете у психоневролога с момента рождения. У всех детей имелись отклонения в речевом развитии с первого года жизни: более позднее появление гуления, лепета. Первые слова появились в период 1,1-1,4 года. Фразу дети этой группы начали строить в период 2,2-2,6 лет. На протяжении раннего возраста и дошкольного возраста у всех детей отмечаются нарушения произносительной стороны речи (нарушения в произношении от 10 до 21 звука у разных детей). 10 детей экспериментальной группы из полных семей. Пять детей из неполных семей.

Контрольную группу составили 15 детей (10 мальчиков и 5 девочек) с нормальным речевым развитием. Анамнестический анализ показал, что у части детей в анамнезе имелись отклонения в период беременности и родов. В анамнезе детей контрольной группы отмечаются: токсикозы (20%), анемия (15%), угроза прерывания беременности (10%), гипоксия плода и обвитие пуповиной (15%), кесарево сечение (14%), почечная патология матери (10%). Со слов родителей раннее речевое развитие проходило без особенностей, в соответствии с возрастными показателями. Первые слова отмечались в 10-12 месяцев, фраза – 17-21 месяц. Моторное развитие детей соответствовало нормативным показателям. Среди сопутствующих заболеваний отмечались: ОРВИ – у 20% детей, ангины (7%), хронические заболевания (10%). Таким образом, дети экспериментальной группы имеют значительно большее количество неблагоприятных факторов в анамнезе, что может осложнить формирование звукопроизносительной стороны речи.

Читайте также:
Особенности пространственных представлений и восприятие времени у детей с ОНР

Данное исследование направлено на выявление перинатальной патологии испытуемых.

Исследование проводилось в помещении детского сада, в привычной для детей обстановке, в послеобеденное время. Исследование проводилось индивидуально в силу малой организованности дошкольников, а также учитывая их индивидуальные особенности. Это дало основание утверждать, что результаты исследования были достаточно точными, т.к. была исключена вероятность неожиданных отвлекающих факторов.

Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, возникшие в связи с органическим поражением ЦНС и периферической системы. Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии различны и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Стертая дизартрия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата легкой степени выраженности вследствие минимальных органических повреждений центральной нервной системы [8]. В речевом развитии детей со стертой дизартрией отмечаются отклонения. В структуре речевого дефекта при стертой дизартрии ведущим нарушением является нарушение произносительной стороны речи [8].

Проведенная работа позволила выявить особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов констатирующего эксперимента дает возможность говорить о том, что нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией несколько иные по сравнению с неправильным произношением звуков у дошкольников с речевой нормой. При стертой дизартрии наиболее распространено нарушение группы свистящих звуков, затем – шипящих звуков. Наименее распространены ошибки в произношении соноров [л] и [р]. Искажения звуков различного вида встречаются у всех детей со стертой дизартрией.

У всех дошкольников отмечается нарушение звукопроизношения в словах, слогах, фразовой речи, а также изолированно. У дошкольников наблюдаются ошибки в произношении большинства звуков (чаще сонорных, шипящих: С, Ш, Р, Щ и т.д.), а также слоговых сочетаний. У всех дошкольников также отмечается нарушение произнесения звука в словах, фразах.

Были определены нарушения следующих групп звуков у детей экспериментальной группы:

Выражены в виде искаженного произношения свистящих и шипящих. Встречались межзубный и боковой сигматизм;

У детей со стертой дизартрией наблюдались дефекты звукопроизношения звука [р] в виде замены звука (параротацизм) или его искажения: боковое, увулярное, велярное произношение звука [р], замена звука [р] звуками [л], [л’], [й], [в];

В группе ламбдацизмов можно выделить замену звука [л] на [л’], [л] на [в], так же встречался губно-губной и губно-зубной ламбдацизм;

Каппацизмы, хитизмы, проявляющиеся в заменах звуков [к], [х].

Таким образом, у дошкольников со стертой дизартрией нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер.

В целом проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией уровень сформированности речевого аппарата, артикуляционной моторики и звукопроизношения нарушен. Это в первую очередь, обусловлено недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата. На основании проведенного исследования были выделены основные группы дошкольников, дифференцированные по уровню сформированности звукопроизношения.

Дошкольники без речевой патологии имеют высокий и выше среднего уровни сформированности звукопроизношения.

Дошкольники со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и низкий уровень сформированности звукопроизношения, состояния речевого аппарата и артикуляционной моторики.

На основании проведенного констатирующего исследования были определены основные направления и этапы логопедической работы по развитию звукопроизношения у дошкольников со стерой дизартией. Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией по развитию звукопроизношения являются:

– нормализация мышечного тонуса;

– развитие артикуляционной моторики;

– нормализация мелкой моторики рук.

– выработка основных артикуляционных укладов;

– определение последовательности работы над звуками;

– дифференциация звука (изолированно, на уровне слогов, на уровне слов.

1. Лопатина Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией: Монография. – СПБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

2. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. – СПб: Союз, 2000.

3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.

4. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.,2006.

6. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006.

7. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными мозговыми дизартрическими расстройствами. Автореф. дисс. к. пед. наук. – М., 2000.

8. Ежкова Н. А., Елецкая О. В. Использование спектрального анализа при оценке звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75278.htm.

9. Елецкая О. В., Кузьмина Л. А. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с дизорфографией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75283.htm.

10. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.

11. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.

Читайте также:
Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией

Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, klunat@yandex.ru
Кубракова Анжелика Александровна
Студентка 4 курса кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г.Смоленск, anzhelika_kubrakova@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми патологиями: дислалия и стертая дизартрия. Основное внимание в работе акцентируется на результатах обследования звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией, вследствие чего выявлены особенности этих нарушений.
Ключевые слова: речь, дошкольный возраст, дислалия, стертая дизартрия, обследование, звукопроизношение.

The specific nature of sound pronunciation impairment of preschool children with dyslalia and wrong dysarthria

Ivanova Natalia Viktorovna
PhD in Pedagogy, docent of the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Kubrakova Anzhelika Aleksandrovna
4 year student of Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The subject of the article is the specific nature of sound pronunciation impairment of preschool children with these pathologies. There are also the results of checkup of sound pronunciation of children with dyslalia and wrong dysarthria as a result of which the specific nature of this impairments are revealed.
Keywords: preschool age, dyslalia, wrong dysarthria, checkup, sound pronunciation

Речь – важнейшая психическая функция человека. Ребенок, овладевая речью, приобретает способность к понятийному мышлению, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Речевое общение создает условия для социального контакта с окружающими людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности [5, с 5].

Потребность в общении возникает лишь в жизненной ситуации взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Впервые это происходит в первые два месяца жизни ребенка на основе его потребностей [2, с 5].

Правильная речь – это главное условие для всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче его речь, тем легче ему высказать свои мысли и пожелания в общении с окружающими его взрослыми и детьми. Нарушение же речи приводит к замкнутости ребенка, к отказу от общения не только со сверстниками, но и с родными в целом.

Также, одной из причин неуспеваемости детей при поступлении в школу является нарушение звукопроизношения.

Звукопроизношение – важная оставляющая внешнего оформления высказывания дошкольника, которое строится из звуков родного языка, а изучение языка невозможно без изучения звуков этого языка.

Не вызывает сомнения, что усвоение грамматического строя языка и связной речи ребенка строится на овладении звуковой системой языка.

Фонетика, изучающая звуковую оболочку речи, рассматривает звуки речи как явления, которые помогают словам приобрести материальную звуковую оболочку.

По мнению В.И. Селиверстова, «Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [3].

Формирование произносительной стороны речи у детей – это сложный, многокомпонентный процесс, посредствам которого ребенок учится воспринимать речь, обращенную к нему, и управлять органами речевого аппарата для воспроизведения речи в целях выражения своих мыслей, чувств, потребностей.

Усвоение правильной звуковой стороны речи является одной из важнейших предпосылок для достижения ребенком коммуникативной цели общения.

«Неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене», по мнению Б.Г. Мещерякова, это дислалия [4].

«Сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи», по определению Е.Ф. Архиповой, стертая дизартрия [1].

Причиной искаженного произношения звуков при стертой дизартрии является недостаточная сформированность артикуляционной моторики [1].

Многие авторы отмечают, что дети дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией многие звуки изолированно, в слогах, иногда и в словах произносят правильно, но в потоке самостоятельной речи могут заменять их на сходные звуки по артикуляторным и/или акустическим признакам, смешивать их или вообще не произносить (пропуск звука).

Таким образом, нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста и при дислалии и при стертой дизартрии характеризуется искажением, заменами и пропусками звуков. Однако при стертой дизартрии отмечается не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение просодических компонентов речи, которые обусловлены недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного и голосового отделов периферического речевого аппарата). В то время как при дислалии нарушений иннервации мышц речевого аппарата не наблюдается.

Также существует взаимосвязь между тем, как ребенок произносит звуки в самостоятельной речи и степенью сложности вида его речевой деятельности.

На основе методики обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста О.Б. Иншаковой нами было организовано обследование звукопроизношения детей на базе двух Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с заключением «дислалия» – 10 человек и «стертая дизартрия» – 10 человек. Общее число испытуемых – 20 человек.

Цель исследования – выявить особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

Для достижения цели, описанной выше, были поставлены следующие задачи:

1. Провести диагностическое исследование нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

2. Дать сравнительный анализ звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

Обследование включало в себя следующее задание:

Инструкция: посмотри внимательно на картинки и назови их.

За каждый правильно произносимый исследуемый звук ребенок получает 1 балл (max: 25 баллов).

При анализе результатов мы использовали следующие критерии:

– количество нарушений произношения звуков и их характер;

– наличие/отсутствие преобладания определенного типа искажений и замен определенного звука;

– возможность контроля правильности при произнесении слова.

Для сравнения правильности воспроизведения исследуемого звука при обработке результатов обследования нами было определено количество правильных ответов у каждого ребенка.

Читайте также:
Работа с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом Заикание + Стертая дизартрия

На основе обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией нами были выявлены следующие результаты:

1. При обследовании звукопроизношения у дошкольников с дислалией и стертой дизартрией выявлено, что для этих двух групп детей характерно наличие схожих признаков: искажения, пропуски и замены звуков различных групп как отдельно, так и одновременное нарушение нескольких групп звуков одновременно (свистящие + шипящие звуки; сонорные + шипящие + свистящие звуки).

2. Для детей с дислалией характерны нарушения одного, двух или трех звуков, чаще сонорных, реже свистящих и шипящих. У 8 детей (80%) отмечалось нарушение лишь одной группы звуков (сонорные звуки); нарушение одновременно двух групп звуков (свистящие и шипящие) наблюдалось лишь у 1 ребенка (10%).

3. Для детей со стертой дизартрией характерно нарушение, как сонорных звуков, так и свистящих и шипящих. Нарушение одновременно свистящих и сонорных звуков имели 2 ребенка (20%); нарушение одновременно шипящих и сонорных звуков отмечалось у 2 детей (20%); а также одновременное нарушение всех трех звуков отмечается у 1 ребенка (10%). Нарушение лишь одной группы звуков имели 5 детей (50%).

Также для детей со стертой дизартрией было характерно межзубное и боковое произношение звуков: шипящие, свистящие и сонорные звуки заменялись искаженными звуками (например: звук [ц] – обычно заменялся на [с] или искаженное произнесение [с]).

4. Наиболее трудными в произношении для детей с дислалией и стертой дизартрией оказались сонорные звуки ([р], [р’], [л], [л’]).

Для точной оценки неврологического состояния детей со стертой дизартрией мы попросили их выполнить некоторые артикуляционные упражнения:

1. «Слоник». Инструкция: губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таким положении на счёт 1-5;

2. «Блинчик». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт 1-5;

3. «Иголочка». Инструкция: рот приоткрыть. Язык высунуть вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении на счёт 1-5;

4. «Качели». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы;

5. «Часики». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой на счёт 1-2.

Таким образом, помимо нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией при обследовании отмечались неточности положения артикуляционных органов, избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, что в конечном счете и приводит к неправильному звукопроизношению. Неточности органов артикуляции обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. У детей отмечались неточности движений органов артикуляции, темп артикуляционных движений замедленный, движения губ выполнялись не в полном объеме, наблюдались трудности в растягивании губ, обусловленные спастичностью мышц артикуляционного аппарата, в то время как у детей с дислалией таких нарушений отмечено не было.

Также у многих детей со стертой дизартрией отмечались небольшие отклонения кончика языка в сторону пареза (девиация), что приводит к ограничению подвижности в средней части языка, медленному переключению с одной артикуляционной позы на другую.

Исследование особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией показало, что для этих детей характерно наличие схожих нарушений (замен, искажений, пропусков звуков) в большинстве случаев — замены звуков, реже пропуски звуков.

Таким образом, было выявлено, что дефекты звукопроизношения наблюдаются как при дислалии, так и при стертой дизартрии. В том и другом случае они имеют разную причинную обусловленность (при стертой дизартрии имеет место неврологическая симптоматика), но внешне могут выглядеть одинаково. Выявленные в ходе обследования нарушения звукопроизношения позволяют акцентировать внимание логопедов на разграничение двух речевых нарушений для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по исправлению данных дефектов.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.:АСТ; Астрель, 2014. 319 с.
2. Логопедия. Основы теории и практики / под ред. Н.С. Жуковой. М.: Эскимо, 2016. 288 с.
3. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологичческий словарь логопеда М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400с.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Изд. 3-е. М. 2002. 632с.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С., Основы дошкольной логопедии. М.: Эскимо, 2015. 320 с.

Стертая форма дизартрии

В статье «Дизартрия» мы последовательно рассказали Вам об этом диагнозе.

В этот раз уделим время и поделимся с читателями информацией о стёртой форме дизартрии, потому что она встречается в логопедии чаще остальных форм.

Характерное проявление — нарушение в произношении шипящих и свистящих звуков. Данная форма относится к I степени дизартрии, ещё её называют «лёгкой», со стёртыми признаками.

Причины

Причина, по вине которой появляется диагноз — микроорганическое поражение головного мозга неясного происхождения.

Предположительно, негативными провоцирующими факторами выступают:

— патологии при внутриутробном развитии;

— инфекции мозга (менингит, энцефалит и т.п.);

— асфиксия (удушье из-за кислородного голодания), травмы младенца в процессе родов.

Речевые проявления

В этом разделе подробно остановимся на проявлениях стёртой дизартрии в речи детей:

  • Невнятная речь с нечёткой дикцией;
  • Речь монотонная, без интонации;
  • Иногда речь как бы захлёбывающаяся, с повышенным слюноотделением;
  • Искажение, пропуск звуков в речи, но их правильное произношение по отдельности;
  • Поставленные звуки продолжительное время не применяются в речи
  • Неверное расположение органов речи при звукопроизношении;
  • Трудности с удерживанием артикуляционной позы;
  • Невозможность сделать сложные движения языком (апраксия);
  • Слабость мышц языка, губ;
  • Напряжение лицевых мышц;
  • Дрожание голоса, языка;
  • Голос тихий или стихающий в конце разговора, либо резкий, высокой тональности;
  • Не получается изменить высоту голоса при подражании;
  • Неправильное дыхание;
  • Темп речи замедленный либо слишком быстрый;
  • Лицо ребёнка не выражает эмоций;
  • Ограниченный словарный запас;
  • Ошибки в применении ударения в словах.

Таким образом, при стёртой дизартрии у детей имеются проблемы с произношением звуков, интонационно-выразительной окраской речи.

Читайте также:
Йога поможет в устранении заикания

Общие проявления

  • Трудности с координацией, удерживанием равновесия, повторением движений, пространственной ориентацией (неловкий, неуклюжий ребёнок). Сложности с ритмом и темпом.
  • Из-за проблем с моторикой рук, нескоординированности движений, ребёнку тяжело одеваться, застёгивать пуговицы и т.д.
  • Рисование, лепка, изготовление поделок и аппликаций – нелюбимые занятия, потому что не получается подобрать нужные для этого движения.

Диагностика

Так как нарушения при стёртой дизартрии не такие явные и схожи с признаками дислалии, то диагноз ставят логопеды после специальной диагностики.

При подозрении на диагноз проводится обследование у невролога с выполнением ряда исследований. По показаниям он назначает курс лечения ноотропными препаратами. Они активизируют мышление, внимание, память.

Логопед изучает данные неврологических обследований, узнаёт у родителей особенности речевого развития ребёнка.

Далее с помощью тестов он определяет развитие общей и мелкой моторики, состояние артикуляционных мышц, дыхания, координацию движений.

По результатам диагностики оценивает степень нарушений и подбирает индивидуальный план коррекции.

Методы коррекции

Для преодоления недуга методы коррекции используются в комплексе:

— постановка и автоматизация проблемных звуков;

— правильное диафрагмальное дыхание;

— развитие мелкой моторики;

— развитие чёткой дикции и выразительности речи.

Важно выполнять рекомендуемые упражнения дома!

Совет: разучивайте дома с ребёнком скороговорки, чистоговорки для отработки трудных звуков.

Прогноз

Стёртую форму дизартрии возможно устранить, при условиях:

  • Постановки диагноза на ранних сроках (до 5-и лет);
  • Выполнения всех рекомендаций логопеда, невролога;
  • Желания и усердия самого ребёнка;
  • Участия, помощи и психологической поддержки родителей.

Родители, сегодня Вы узнали новую информацию: что такое стёртая дизартрия, причины возникновения, её проявления, диагностика, коррекция, прогноз.

Проследите за речью, поведением ребёнка. Возможно, Вы заметите некоторые из признаков.

Проконсультируйтесь с логопедом по поводу подозрений. Он, продиагностировав малыша, развеет или подтвердит догадки.

В коррекции диагноза работает правило: чем раньше, тем лучше.

Педагоги центра «Улыбка» имеют успешный опыт помощи детям со стёртой дизартрией.

Интересная информация для родителей в нашей рубрике:

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия — это патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса. Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы псевдобульбарной дизартрии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение псевдобульбарной дизартрии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции. Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича. У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Причины

Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга. Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции. Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:

  • Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию. Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.
  • Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года. Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.
  • Перинатальная патология.Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.
  • Церебральные дегенерации.Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.
  • Нейроинфекции. Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

Патогенез

По корково-бульбарным трактам проходят регулирующие импульсы от нейронов моторной области коры, отвечающей за артикуляционные органы, к ядрам бульбарных нервов. Под воздействием указанных выше этиофакторов это взаимодействие нарушается. В результате активность ядер бесконтрольно повышается, возникает гипертонус и гиперрефлексия артикуляционных мышц. Повышенный тонус голосовых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушной струи, что приводит к дисфонии. Гиперрефлексия обуславливает появление характерных для грудных детей сложных безусловных рефлексов орального автоматизма. При этом снижается способность производить произвольные артикуляционные движения, вследствие чего развивается дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений). Не требующие участия коры мозга рефлекторные артикуляционные акты (например, облизывание губ при попадании на них пищи) сохраняются.

Классификация

Специалистами в сфере отечественной логопедии псевдобульбарная дизартрия классифицируется на 3 формы: паретическую, спастическую и смешанную. Однако указанная классификация оспаривается врачами-неврологами, поскольку в основе нарушений лежит спастический парез, то есть все случаи заболевания являются смешанными по сути. В зависимости от выраженности расстройств артикуляционной моторики различают 3 степени дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, артикуляционные движения замедлены, недостаточно точны. Речь смазана, но в целом понятна окружающим. Дисфагия проявляется редкими попёрхиваниями, мимика сохранена.
  • Среднетяжёлая. Отмечается грубый дефект произношения, нечленораздельность речи делает её непонятной окружающим. Понять больного способны лишь его близкие. Наблюдаются слюнотечение, расстройства мимики, жевания, глотания.
  • Тяжёлая. Полная или практически полная анартрия. Речевая продукция отсутствует. Лицо маскообразное, рот открыт, нижняя челюсть отвисает, вытекает слюна, язык недвижимо лежит в полости рта. Выражены расстройства глотания и жевания.
Читайте также:
Логопедическая ритмика для детей с дизартрией

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Спастическое состояние мышц обуславливает изменение артикуляции практически всех звуков. Прежде всего страдает произношение сложных по своему артикуляционному укладу звуков: «р», «л», «ч», «ш», «ц». Парез кончика языка делает невозможным осуществление вибрирующего «р». Гипертонус мышц языка обуславливает смягчение «л», «ш». «ж». Звуки «ч», «ц», «б», «п», «к» заменяются щелевым компонентом. Искажено звучание гласных, в большей степени «и», «э». В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса. Укорочение дыхательных фаз ведёт к возникновению обрывов фраз, построению речи отдельными короткими предложениями. Выраженные затруднения экспрессивной речи обуславливают снижение речевой продукции.

Псевдобульбарная дизартрия сочетается с иными проявлениями псевдобульбарного паралича: дисфагией, насильственным плачем или смехом. Отсутствует произвольный контроль за наполнением слюной ротовой полости, что приводит к обильному слюнотечению. Затруднение плотного смыкания челюстей и губ сопровождается постоянным вытеканием слюны из уголка рта. Как правило, наблюдается спастический парез мимической мускулатуры с характерной «застывшей» мимикой лица: насильственной улыбкой или, напротив, выражением недовольства. Соответственно причинному заболеванию отмечаются прочие общие и очаговые неврологические симптомы: цефалгия, атаксия, менингеальный синдром, гемипарез, когнитивные расстройства и т. п.

У детей раннего возраста псевдобульбарные проявления манифестируют нарушениями сосания, проглатывания пищи, попёрхиванием и покашливанием, постоянным слюнотечением, обеднением мимики. Дефект речевой функции выявляется после 2-3-летнего возраста в виде сложностей звуковоспроизведения. Трудности артикуляции вынуждают детей молчать. Ограничение речевой коммуникации приводит к сложностям понимания высказываний собеседника, слабому набору словарного запаса, нарушениям в развитии грамматической стороны речи.

Осложнения

Речевая дисфункция нарушает коммуникативные возможности пациента. Осознание собственного дефекта, невозможность адекватно донести до окружающих свои мысли и чувства неблагоприятно отражаются на психическом самочувствии, могут явиться причиной ряда невротических расстройств: неврастении, депрессии, ипохондрии. Затруднение глотания сопровождается попёрхиванием едой с попаданием её в дыхательные пути, что опасно развитием асфиксии, аспирационной пневмонии.

У детей псевдобульбарная дизартрия на фоне становления речевой функции приводит к фонетико-фонематическому и общему недоразвитию речи, в будущем — к формированию дислексии, дисграфии. Дети с лёгкой степенью дизартрии при нормальном уровне интеллектуального развития сталкиваются с трудностями обучения в общеобразовательной школе. При средней и тяжёлой степени дефекта необходима учёба в специализированной школе. Без своевременной коррекции нарушения речевой коммуникации в детском возрасте осложняются развитием пограничной интеллектуальной недостаточности или более грубой задержкой психического развития.

Диагностика

Верификация диагноза требует не только установления формы речевого нарушения, но и основной патологии мозга. Первостепенным для последующего выбора лечебной тактики и выстраивания прогностических предположений является оценка характера и обширности церебрального поражения. Диагностический поиск осуществляется при помощи следующих основных обследований:

  • Неврологический осмотр. Неврологом производится осмотр, тестирование артикуляционной моторики, мимических движений. Определяется ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрии, дисфагии, дисфонии, сопровождающихся мышечным гипертонусом, повышением нёбного и глоточного рефлексов, появлением феноменов орального автоматизма (сосательного, хоботкового рефлексов). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, позволяющего предположить локализацию патологического процесса.
  • Логопедическое обследование. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, слухоречевой памяти. У взрослых псевдобульбарная дизартрия носит преимущественно изолированный характер, не сопровождается расстройством внутренней речи. У пациентов детского возраста часто диагностируется ЗРР, ОНР, ФФН.
  • Нейровизуализация. Наиболее информативна МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения, опухолевые образования. При противопоказаниях к МРТ проводят КТ головного мозга. Для оценки церебрального метаболизма назначают ПЭТ-КТ.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Забор жидкости производится при люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить характерные для нейроинфекций воспалительные изменения, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, проведения ИФА, ПЦР-диагностики.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Необходима при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводится УЗДГ экстракраниальных сосудов, церебральное дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Снижение церебрального кровотока, особенно в пожилом возрасте, может являться фоновым состоянием и не исключает наличия другой причинной патологии.

Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с бульбарной дизартрией, наблюдающейся при прогрессирующем бульбарном параличе. В отличие от неё псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышением тонуса и рефлексов, отсутствием атрофий языка, наличием оральных автоматизмов. Мозжечковая дизартрия отличается от псевдобульбарной скандированным характером речи, гипотонией мышц языка. Основу патологических изменений при корковой дизартрии составляет поиск правильного артикуляционного уклада, который может сопровождаться синкинезиями (сморщиванием лба, высовыванием языка).

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без эффективной терапии причинного заболевания и последовательной реабилитации. Лечебные мероприятия проводятся усилиями невролога, нейрохирурга (при необходимости), реабилитолога, логопеда, нейропсихолога, врача ЛФК, массажиста. Комплексная терапия включает:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на устранение этиологического фактора и блокирование механизмов развития заболевания. При нейроинфекциях подразумевает этиотропную антибактериальную, противовирусную терапию, при опухолях, гематомах — радикальное удаление, при инсульте — гемостатическую или тромболитическую терапию.
  • Логопедические занятия. Мышечный гипертонус устраняется при помощи расслабляющего логопедического массажа. Проводится артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Осуществляется постановка и доведение до автоматизма артикуляционных укладов проблемных звуков. Последующая логопедическая работа направлена на достижение плавности, эмоциональной выразительности высказывания.
  • Восстановительную терапию. Методами реабилитации служат лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, использование различных компьютерных тренажёров, психологическое консультирование. Реабилитация осуществляется на фоне нейрометаболической медикаментозной поддержки ноотропами, нейропротекторами, витаминами группы В, по показаниям — сосудистыми фармпрепаратами.

Прогноз и профилактика

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта. У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих дегенеративных поражениях ЦНС. Профилактика сводится к предупреждению возникновения заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия.

Читайте также:
Дифференциальная диагностика дизартрии - таблица

Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень – непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.
Читайте также:
Профилактика дисграфии у дошкольников

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: