Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи (ОНР 1 уровня);
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от ОНР 2 уровня объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Читайте также:
Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

ОНР 3 уровня

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы ОНР 3 уровня
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция ОНР 3 уровня
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.
Читайте также:
Анализ методов развития диалогической речи у детей с ОНР

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.
Читайте также:
Развитие моторной сферы у детей с дизартрией

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте важнейшая из образовательных областей принадлежит речевому развитию [2]. Речь, тесно связанная с сенсорными процессами – памятью, мышлением, воображением, эмоциями, наиболее активно развивается в раннем и дошкольном возрасте. Одной из задач речевого развития является овладение грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Однако дети с речевым недоразвитием не могут интуитивно, без специальной коррекционной работы усвоить закономерности, на которых построена система русского языка. Они долго не замечают грамматической изменяемости слов, не могут определить значение морфологических элементов, что проявляется в большом количестве аграмматизмов и в длительности усвоения словоформ.

Знание особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является ключевой предпосылкой для организации необходимого коррекционного воздействия.

Степень сформированности грамматических структур у детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня речевого развития, которые Р.Е. Левина и Н.А. Никашина выделяют с достаточной долей условности [3].

При первом уровне развития речи могут наблюдаться зачатки фразовой речи, состоящие из лепетных слов, но грамматическое оформление при этом полностью отсутствует.

На втором уровне речевого развития некоторые морфологические элементы приобретают для детей смыслоразличительное значение. Например, существительные и глаголы в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Понимание форм числа и рода прилагательных, как позже появившейся категории слов, почти отсутствует, а предлоги различаются только в знакомом контексте. Иногда дети предпринимают попытки подобрать нужную грамматическую форму, повторяя одно и то же слово с различными флексиями.

В целом словоизменение на данном уровне носит случайный характер, вследствие чего во фразовой речи наблюдается изобилие аграмматизмов.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится развернутой. Уровень понимания грамматических конструкций приближается к норме, однако, по данным Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, все еще наблюдаются трудности в различении флексий, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [3].

В экспрессивной речи дети чаще всего допускают аграмматизмы при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов, употреблении падежных форм множественного числа. В самостоятельной речи дети с данным уровнем речевого развития пользуются в основном простыми предложениями.

Читайте также:
Дидактический материал для логопедических занятий с пациентами с афазией легкой степени выраженности

С целью изучения своеобразия овладения грамматическим строем речи детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи нами было проведено практическое исследование. Исследование осуществлялось на базе МКДОУ «Детский сад № 108 «Зазеркалье» г. Новосибирска с 20 сентября по 4 октября 2019 г. В диагностике приняли участие 10 дошкольников 5–6 лет, в логопедической документации которых было заключение – общее недоразвитие речи III уровня. Целью данного исследования являлось выявление уровня развития грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и определение направлений коррекционно-развивающей работы по преодолению имеющихся нарушений в грамматической системе языка.

Материалы и методы исследования

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в условиях логопедического кабинета. Диагностический инструментарий состоял из специально подобранных заданий с использованием дидактического материала: сюжетных, предметных и парных картинок; серий картинок и дидактических игрушек.

В данной работе были использованы следующие методы: анализ логопедической и методической литературы, проведение исследования грамматического строя речи у детей 5–6 лет с ОНР, качественная и количественная обработка полученных данных.

Для составления системы диагностических заданий по исследованию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи нами были использованы задания из диагностических методик следующих авторов: Н.С. Жуковой [4], В.М. Акименко [5], Н.Н. Белавиной [6], Т.В. Кабановой и О.В. Домниной [7], Е.С. Зайцевой и В.К. Шептуновой [8], Л.В. Градусовой [9].

На основе данных методик мы составили систему диагностических заданий, состоящую из трех этапов.

Задания первого этапа направлены на обследование понимания детьми с общим недоразвитием речи флексий, выражающих значение числа и рода существительных в различных падежах, прилагательных и глаголов, а также понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Задания второго этапа направлены на обследование сформированности словоизменения в экспрессивной речи детей: умения изменять существительные в единственном и множественном числе по падежам; согласовывать прилагательные с существительными по родам и числам, согласовывать числительные с существительными; употреблять предложно-падежные конструкции; изменять глаголы по родам, лицам, числам и временам.

Задания третьего этапа направлены на обследование синтаксической системы: умения составлять и распространять простые предложения, конструировать сложносочиненные предложения из двух основ, а также составлять сложноподчиненные предложения.

Задания первого и второго этапов оценивались нами по трехбалльной шкале, задания третьего этапа – по четырехбалльной. Указанные способы оценки позволили определить уровень сформированности понимания грамматических форм и конструкций, сформированности словоизменения и синтаксической системы как высокий, недостаточный или низкий.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ проб первого этапа показал, что дети без труда различают единственное и множественное число существительных в косвенных падежах и глаголов настоящего времени.

При дифференциации глаголов прошедшего времени по родам и числам четверо детей с общим недоразвитием речи ошиблись, отнеся слово зеркало к женскому роду, еще один ребенок отнес это же слово к мужскому роду.

При исследовании понимания рода и числа прилагательных 6 детей исследуемой группы допустили ошибку. Четверо испытуемых отнесли к мужскому роду слово ведро, двое детей слово платье отнесли к женскому роду, при этом лишь четверо самостоятельно заметили и исправили ошибку, двое детей справились при помощи логопеда. Ошибки, допускаемые детьми, указывают на то, что узнавание существительных и прилагательных среднего рода все еще затруднительно для части детей с ОНР.

При выполнении пробы на понимание предложно-падежных конструкций лишь двое детей самостоятельно справились с заданием. Семь детей допускали ошибки, которые при небольшой помощи логопеда исправлялись ими самостоятельно. Один ребенок допустил множество ошибок и не смог их исправить даже несмотря на многочисленные подсказки. Большинство ошибок дети допускали с предлогами из, из-за, из-под, с, от и к. Таким образом, мы можем отметить, что дети с речевым недоразвитием недостаточно хорошо понимают значения некоторых предлогов.

Наиболее сложным заданием для детей с речевым недоразвитием оказалось задание на понимание логико-грамматических структур. Так, правильно с заданием справился лишь один ребенок; семи детям потребовалось несколько повторений и стимулирующая помощь в виде интонационного выделения значимых слов и наводящих вопросов; двое детей показали непонимание большинства конструкций и не смогли исправить допущенные ошибки. Таким образом, мы можем отметить, что понимание логико-грамматических структур у большинства детей с речевым недоразвитием находится на недостаточном уровне.

При выполнении заданий первого этапа обследования результаты распределились следующим образом: 6 детей показали высокий уровень, 4 – недостаточный.

Анализ пробы на образование существительных единственного и множественного числа в различных падежах показал, что все дети с ОНР допускают ошибки при употреблении множественного числа в различных падежах.

Ответы на вопросы, предполагающие ответ в именительном падеже, не вызвали затруднений, все дети безошибочно выполнили эту часть пробы. При употреблении родительного, дательного и винительного падежей наиболее типичной ошибкой было сведение падежных форм к именительному падежу. Часть ошибок была связана со смешением флексий различных падежей, а также с неправильным выбором флексий внутри грамматической формы. Таким образом, выполнение данной пробы показало следующие результаты: недостаточный уровень у 7 детей, низкий уровень у 3 детей.

Читайте также:
Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

При согласовании прилагательных с существительными у большинства детей возникали ошибки при согласовании прилагательных с существительными среднего рода.

При согласовании числительных с существительными у всех обследуемых детей при выполнении данной пробы возникли значительные затруднения. Ни один ребёнок с речевой патологией не продемонстрировал высокий уровень. На недостаточном уровне с заданием справились 6 детей, 4 ребёнка показали низкий уровень выполнения данной пробы. Наибольшее число ошибок дети допустили при согласовании существительного с числом «два»: «два карандашей», «два яблоков», «две тетрадей». Наблюдались также ошибки в окончаниях при согласовании с числом «пять»: «пять карандашов», «пять яблоков».

При употреблении предложно-падежных конструкций дети допускали следующие типы ошибок: опускание предлога при правильном употреблении флексии, правильное употребление предлогов при неправильном употреблении флексии, замена одного предлога другим. Результат выполнения данной пробы: 6 детей – недостаточный уровень, 4 ребенка – низкий.

При изменении глаголов по лицам и числам 3 детей ошиблись при согласовании глаголов с местоимениями вы и они. В результате выполнения данной пробы 7 детей продемонстрировали высокий уровень, 3 – недостаточный.

При изменении глаголов прошедшего времени по родам некоторые дети затруднялись преобразовывать форму глагола мужского рода в форму женского рода и заменяли глагол прошедшего времени глаголом настоящего времени. Например, «мальчик мыл, девочка моет».

При изменении глаголов по временам высокий уровень выполнения данной пробы показали 3 детей, средний уровень – 5 детей, низкий уровень – 2 ребёнка. Чаще всего ошибки допускались при образовании глаголов будущего времени. Например, дети использовали следующие высказывания: «рисовает», «порисует», «рисул».

Наибольшие затруднения у детей с речевым недоразвитием вызвали задания на образование существительных множественного числа в различных падежах, согласование числительных с существительными и употребление предложно-падежных конструкций. Ни один ребенок исследуемой группы не справился с этими заданиями самостоятельно.

В результате выполнения группы проб результаты распределились следующим образом: 2 ребенка показали высокий уровень, 7 – недостаточный, 1 – низкий.

Анализ результатов третьего этапа обследования показал, что 6 из 10 обследуемых детей способны самостоятельно составлять и распространять предложения. Все дети, справившиеся с данной пробой на высоком уровне, правильно воспроизводили порядок слов в предложении, а возникающие ошибки при согласовании слов исправляли самостоятельно. Ошибки носили единичный характер и зачастую являлись следствием поспешности, детям было сложно одновременно следить за содержанием и формой повествования. 4 обследуемым детям понадобилась помощь логопеда и при выявлении, и при исправлении ошибок. Нарушения синтаксической системы проявлялись в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов. Таким образом, 7 детей справились на высоком уровне, 3 – на уровне выше среднего, еще 1 ребенок – на недостаточном.

При конструировании сложносочиненных предложений большинству детей потребовалась помощь логопеда. Дети зачастую упрощали предложения, не могли правильно оформить высказывание. Ошибки заключались не только в неправильном употреблении окончаний, но и в нарушении порядка слов в предложении, пропуске второстепенных членов. На высоком уровне с данной пробой справились 3 детей, 3 детей показали уровень выше среднего, 2 – недостаточный уровень, еще 2 – низкий.

Еще сложнее оказалось задание на построение сложноподчиненных предложений. Трем испытуемым не удалось исправить многочисленные ошибки даже при значительной помощи логопеда. Ответы детей порой не соответствовали вопросу, например «Шапка, когда холодно», «Улетают, потому что холодновато». При ответах, правильных по смыслу, наблюдались нарушения связи между частями предложения, например «Работают, чтобы деньги получают». Ошибки 3 детей были связаны с непониманием соотношения между основной и зависимой частями. Например, «Не застыли уши, потому что одевают». У 6 из 10 детей был нарушен порядок слов в предложении, у 8 отсутствовали некоторые второстепенные члены. Так, 5 обследуемых показали уровень выполнения данной пробы выше среднего, 2 – недостаточный, 3 ребенка не смогли справиться с заданием.

Таким образом, с заданиями 3 этапа на уровне выше среднего справились 3 детей, на уровне ниже среднего – 4 детей, на низком – 3 детей.

Выводы

При обследовании понимания грамматических форм и конструкций наибольшее количество ошибок было связано с неправильным определением рода, значения предлогов и непониманием смысла логико-грамматических конструкций. Анализ результатов обследования показал, что около половины детей с ОНР III уровня нуждаются в дальнейшей работе, направленной на дифференциацию и уточнение значения грамматических форм среднего рода, предлогов и развития понимания последовательности событий и причинно-следственных связей.

Обследование состояния процесса словоизменения у детей с ОНР показало, что практически сформированными оказались изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам, а также изменение глаголов прошедшего времени по родам. Наибольшие затруднения у детей с речевым недоразвитием вызвали задания на образование существительных множественного числа в различных падежах, согласование числительных с существительными и употребление предложно-падежных конструкций. Ни один ребенок исследуемой группы не справился с этими заданиями самостоятельно, что говорит о необходимости дальнейшего коррекционно-развивающего воздействия по преодолению нарушений морфологической системы.

Обследование сформированности синтаксической системы показало, что большая часть обследуемых детей способна правильно употреблять простые распространенные предложения. Однако некоторые дети испытывали затруднения и допускали ошибки при построении даже простых синтаксических конструкций. При построении сложносочиненных предложений большинству детей с ОНР требуется направляющая помощь, что говорит о том, что данный вид предложений все еще находится в стадии формирования. Сложноподчиненные предложения оказались недоступны для самостоятельного воспроизведения. Таким образом, мы можем говорить о необходимости закрепления прочно усвоенных грамматических форм с постепенным усложнением структуры предложений для обеспечения взаимодействия морфологической и синтаксической систем.

Читайте также:
Коррекция дисграфии у младших школьников

Общее недоразвитие речи

Диагноз «общее недоразвитие речи» или ОНР врачи ставят при нарушениях формирования речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Логопеды корректируют ОНР развивая у детей понимание речи, словарный запас, грамматические навыки и правильное звукопроизношение.

  • Четыре уровня ОНР
  • Симптомы
  • Причины возникновения
  • Первичное логопедическое обследование
  • Коррекция ОНР
  • Последствия
  • Частые вопросы

Четыре уровня ОНР

Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

  • 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери – как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Читайте также:
Использование игровых технологий в преодолении ФФНР

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня — в обычных классах.

Последствия

Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи в виде дисграфии и дислексии.

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченным ОНР.

Частые вопросы перед обращением

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Читайте также:
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР в условиях реализации инклюзивного образования в ДОУ

В России очень большое распространение приобретает инклюзивное образование, когда различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья включаются в единый образовательный процесс. Современные дошкольные учреждения, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», создают условия, в которых любой ребенок, независимо от индивидуальных особенностей, способности к обучению и состояния здоровья, сможет получить качественное, доступное образование.

ФГОС ставит перед современными педагогами задачу – обеспечить каждого дошкольника равными возможностями для обучения и развития при посещении ДОУ. Полноценное воспитание и обучение ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей возможно с помощью инклюзивного образования.
К сожалению, диагностика, которую ежегодно проводят учителя-логопеды в дошкольных учреждениях, показывает, что количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, не снижается. У большинства дошкольников присутствуют полиморфные нарушения речевого развития, а вторичными сопутствующими факторами чаще всего является задержка в развитии психических процессов.
В работе по устранению у детей тяжелых нарушений речи, подготовке к обучению в школе и социальной адаптации, ведущая роль отводится учителю-логопеду.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ включает в себя следующие блоки развития:
– познавательной деятельности
– эмоционально-волевой сферы
– сенсорного восприятия
– коммуникации и речи
– мелкой и общей моторики

Для повышения эффективности и результативности работы с детьми по устранению дефектов речи логопед ставит перед собой задачи по таким направлениям:
• коррекционная – устранение отклонений в развитии ребенка с применением специальных методик
• развивающая – активизация, оптимизация, обогащение содержания работы по развитию ребенка
• профилактическая – пропедевтическая работа по предупреждению затруднений, отклонений при дальнейшем обучении в школе

Работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования имеет некоторые особенности. Приступая к работе с детьми, логопед проводит диагностику речевого и общего развития с помощью использования специальных методик. Процесс обобщения и анализа полученных данных позволяет специалисту выяснить структуру дефекта, выделить сохранные и нарушенные компоненты со стороны речи и психических процессов, установить «зону ближайшего развития».

На основе полученной диагностики уровня развития ребенка, учитель-логопед, совместно с другими специалистами, составляет маршрут индивидуального образовательного сопровождения ребенка, подбирает необходимые формы, виды работы, мероприятия по устранению тяжелых нарушений речи, по подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в речевом развитии, поэтому с целью реализации требований ФГОС составляется коррекционно-развивающая программа. Для достижения целей и положительной динамики в работе с детьми в нее включаются задачи, охватывающие всестороннее развитие личности ребенка. Вся образовательная деятельность проводится с учетом индивидуальных особенностей дошкольника, направлена на устранение тяжелых нарушений речи, развитие коммуникационного спектра, поддержку детей в освоении образовательной программы и безболезненного протекания социальной адаптации.

В центре внимания логопедической работы постоянно остается наиболее пострадавший компонент речи, а целью работы с детьми является максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка. Например, при устранении алалии у ребенка, первостепенной задачей является обогащение, активизация и наращивание словаря; при наличии стертой формы дизартрии основным направлением работы становится устранение нарушений в звукопроизношении.

Читайте также:
Использование физических упражнений как средств коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников при ОНР

Ведущим видом деятельности у дошкольников является игровая деятельность, поэтому очень важно, чтобы практический материал для работы на коррекционных занятиях с детьми предлагался в игровой форме, соответствовал возрасту, носил информативный характер и давал ребенку возможность с ним манипулировать.
Большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мыслительная деятельность, недоразвитие моторных, сенсорных функций, подвержены повышенной утомляемости. Чтобы вызвать интерес детей с речевой патологией к коррекционно-образовательным занятиям, необходимо подбирать индивидуальные программы в зависимости от потребностей ребенка, применять нестандартные подходы, использовать современные инновационные технологии.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля, эффективность коррекционно-образовательного процесса зависит от грамотно выстроенной системы взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Грамотный подход и правильная организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях позволит детям с тяжелыми нарушениями речи безболезненно перейти к обучению в школе, адаптироваться в новом для них сообществе.

Список литературы:
1. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7
2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // сб. статей под ред. Е.Н.Кутеповой. М., 2010

Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма». В связи с этим невозможно переоценить роль учителя на данном этапе жизни ребенка-логопата.

Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
считать, много знать, а значит быть готовым
всему этому научиться.
Л. А. Венгер

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть его подготовка к школе.

Традиционно выделяются несколько аспектов школьной готовности:

  • интеллектуальная готовность.
  • эмоционально – волевая готовность.
  • социально – психологическая готовность.
  • физическая готовность.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».

«Есть все фактические теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоций и личности в целом
находятся в непосредственной зависимости от речи».
Л.С. Выготский.

В логопедических группах мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Задачи, стоящие перед логопедической группой:

  • обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
  • устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух;
  • развить навыки звукового анализа и синтеза, сформировать навык чтения;
  • уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
  • сформировать грамматический строй речи;
  • развить связную речь.

Диагностическое направление

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:

  • установление контакта с ребёнком;
  • сбор информации об особенностях раннего речевого развития;
  • диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы, слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;
  • разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;
  • отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь, январь, май). Используем пособия С. Д. Забрамной, О. В. Боровик по обследованию психических процессов; по обследованию речевых процессов применяем методику Елены Косиновой «Уроки логопеда» тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Для реализации задачи исследования разработана “Анкета для родителей”, протокол обследования по всем возрастным группам, “Речевая карта”.

Читайте также:
Чтобы ребенок не заикался

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с ОНР включает ежедневное проведение фронтальных (развитие речи, коррекционное — фонематическое восприятие в мл. и ср. группах; развитие связной речи в старшей и подготовительной к школе группах); подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с ОНР включает ежедневное проведение фронтальных (развитие речи, коррекционное — фонематическое восприятие в мл. и ср. группах; развитие связной речи в старшей и подготовительной к школе группах); подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

Особое место в практике занимает индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. К школе ребенок должен владеть:

  • правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

Ученые пришли к выводу, что речь — это канал развития интеллекта.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.

На занятиях по развитию связной речи дети учатся не только составлять разные виды рассказов, но и учатся рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами.

Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу не просто читающими, но и владеющие навыками звукового анализа и синтеза.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Они часто ослаблены физически. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

В связи с этим широкое применение получила здоровьесберегающая практика.

Основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  • развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
  • воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
  • развитие речи,
  • развитие внимания,
  • развитие памяти,
  • развитие наглядно-образного мышления,
  • развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.

Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:

• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться — oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий,

• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,

• не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,

• быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,

• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,

• дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,

• развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,

• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в период подготовки детей с ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому, наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: