Обследование мышц языка

Обследование артикуляционного аппарата.

В обследование артикуляционного аппарата входят ряд упражнений, которые помогут определить состояние мимической мускулатуры, тонус и подвижность языка, губ, щек, мягкого нёба.

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

Задание 1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении счет от 1 до 30.

Обратить внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть недвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок пожалуется на усталость, боль в области скул.

Задание 2. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Задвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

Как правило, дети справляются со всеми заданиями. Если ребенок не может их выполнить:

  • предложите ему откусить очень большой кусок яблока, обращая внимание, насколько широко ребенок способен открыть рот;
  • помогите малышу рукой, обернутой марлевой салфеткой, выполнить необходимые движения.

Оцениваем:

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

2. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

4. Тремор подбородка.

Обследование мимико-артикуляционных мышц

Задание 1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счёт 1 до 3.

Задание 2. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот и удерживать положение под счет от 1 до 5.

В упражнении принимают участие мышцы рта, губ, щек, лба, подбородка.

Задание З. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Задание 4. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Оцениваем:

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

2. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

Обследование мышц языка

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 3. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернуть его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Задание 4. Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

Задание 5. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Задание 6. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше задания, то речь может идти о патологии мышц языка.

1. Строение: толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, массивный, без особенностей.

3. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

4. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений, объём движений ограничен, малоподвижный, движение языка замедленные, с затруднениями, язык вялый, переключаемость движений нарушена, при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, нарушены движения кончика языка

5. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

Обследование мышц губ

Задание 1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

Задание 3. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Оцениваем

1. Строение: массивные, тонкие губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов.

2. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

3. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

Обследование мышц щек

Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет до 10.

Задание 2. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую.

Задание 3. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Оцениваем

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

2. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

Обследование мышц мягкого нёба

Задание 1. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А—Ы. Следует обратить внимание на подъем нёба.

Задание 2. Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ.

Читайте также:
Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

Оцениваем

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (неподвижное, малоподвижное)

2. Строение (норма, расщелина, послеоперационные рубцы, субмукозная щель, длинное, короткое небо)

Обследование мышц языка

Язык. Строение языка. Мышцы языка. Иннервация, кровоснобжение языка

Язык, lingua (греч. glossa, отсюда воспаление языка — glossitis), представляет мышечный орган (исчерченные произвольные волокна). Изменение его формы и положения имеет значение для акта жевания и речи, а благодаря находящимся в его слизистой оболочке специфическим нервным окончаниям язык является и органом вкуса и осязания.

В языке различают большую часть, или тело, corpus linguae, обращенную кпереди верхушку, apex, и корень, radix linguae, посредством которого язык прикреплен к нижней челюсти и подъязычной кости. Его выпуклая верхняя поверхность обращена к нёбу и глотке и носит название спинки, dorsum. Нижняя поверхность языка, facies inferior linguae, свободна только в передней части; задняя часть занята мышцами.

С боков язык ограничен краями, margo linguae. В спинке языка различают два отдела: передний, больший (около 2/3), располагается приблизительно горизонтально на дне полости рта; задний отдел расположен почти вертикально и обращен к глотке.

На границе между передним и задним отделами языка находится повредней линии ямка, носящая название слепого отверстия, foramen cecum linguae (остаток трубчатого выроста из дна первичной глотки, из которого развивается перешеек щитовидной железы).

От слепого отверстия в стороны и вперед идет неглубокая пограничная бороздка, sulcus terminalis. Оба отдела языка различаются как по своему развитию, так и по строению слизистой оболочки.

Слизистая оболочка языка является производным I, II, III и, вероятно, IV жаберных дуг (вернее, жаберных карманов), на что указывает его иннервация нервами указанных дуг (V, VII, IX и X пары черепных нервов). Из I жаберной дуги (мандибулярной) вырастают два боковых участка, которые, срастаясь по срединной линии, образуют передний отдел языка.

След сращения парного зачатка остается на всю жизнь снаружи в виде борозды на спинке языка, sulcus medianus linguae, а внутри в виде фиброзной перегородки языка, septum linguae. Задний отдел развивается из II, III, и, по-видимому, из IV жаберных дуг и срастается с передним по linea terminalis.

Слизистая оболочка его имеет узловатый вид от находящихся здесь лимфоидных фолликулов. Совокупность лимфоидных образований заднего отдела языка носит название язычной миндалины, tonsilla lingualis. От заднего отдела языка к надгортаннику слизистая оболочка образует три складки: plica glossoepiglottica mediana и две plicae glossoepiglotticae laterales; между ними расположены две valleculae epiglotticae.

Сосочки языка, papillae linguales, бывают следующих видов:

1. Papillae filiformes et conicae, нитевидные и конические сосочки, занимают верхнюю поверхность переднего отдела языка и придают слизистой оболочке этой области шероховатый или бархатистый вид. Они функционируют, по-видимому, как тактильные органы.

2. Papillae fungiformes, сосочки грибовидные, расположены преимущественно у верхушки и по краям языка, снабжены вкусовыми луковицами, и поэтому признается, что они связаны с чувством вкуса.

3. Papillae vallatae, желобовидные сосочки, самые крупные, они расположены непосредственно кпереди от foramen cecum и sulcus terminalis в виде римской цифры V, с верхушкой, обращенной назад. Число их варьирует от 7 до 12. В них заложены в болыцом количестве вкусовые луковицы.

4. Papillae foliatae, листовидные сосочки, расположены по краям языка. Кроме языка, вкусовые сосочки встречаются на свободном крае и носовой поверхности нёба и на задней поверхности надгортанника. Во вкусовых сосочках заложены периферические нервные окончания, составляющие рецептор вкусового анализатора.

Мышцы языка

Мышцы языка образуют его мышечную массу, которая продольной фиброзной перегородкой, septum linguae, делится на две симметричные половины. Верхний край перегородки не доходит до спинки языка.

Все мышцы языка в той или иной мере связаны с костями, особенно с подъязычной, и при своем сокращении одновременно меняют и положение и форму языка, так как язык представляет единое мышечное образование, в котором невозможно изолированное сокращение отдельных мышц. Поэтому мышцы языка делят по их строению и функции на 3 группы.

Первая группа — мышцы, начинающиеся на производных I жаберной дуги —на нижней челюсти.
М. genioglossus, подбородочноязычная, самая крупная из мышц языка, достигающая наивысшего развития только у человека в связи с появлением членораздельной речи.

Она начинается от spina mentalis, которая под влиянием этой мышцы также наиболее выражена у человека и поэтому служит признаком, по которому судят о развитии речи у ископаемых гоминид.

От spina mentalis волокна мышцы расходятся веерообразно, причем нижние волокна прикрепляются к телу подъязычной кости, средние — к корню языка, а верхние загибаются вперед в его верхушку.

Продолжением мышцы в толще языка являются вертикальные волокна, между нижней поверхностью его и спинкой, rr. verticalis.

Преобладающее направление мышечных пучков m. genioglossus и его продолжения m. verticalis — вертикальное. Вследствие этого при их сокращении язык движется вперед и уплощается.

Вторая группа — мышцы, начинающиеся на производных II жаберной дуги (на proc. styloideus и малых рогах подъязычной кости).
М. styloglossus, шилоязычная мышца. Она начинается от processus styloideus и от lig. stylomandibulare, идет вниз и медиально и оканчивается на боковой и нижней поверхностях языка, перекрещиваясь с волокнами m. hyoglossus и m. palatoglossus. Тянут язык вверх и назад.

Читайте также:
Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

М. longitudinalis superior, верхняя продольная мышца, начинается на малых рогах подъязычной кости и надгортаннике и тянется под слизистой спинки языка по обеим сторонам от septum linguae до верхушки.

М. longitudinalis inferior, нижняя продольная мышца; начало — малые рога подъязычной кости; идет по нижней поверхности языка между m. genioglossus и m. hyoglossus до верхушки языка.

Преобладающее направление мышечных пучков этой группы мышц сагиттальное, благодаря чему при их сокращении язык движется назад и укорачивается.

Третья группа — мышцы, начинающиеся на производных III жаберной дуги (на теле и больших рогах подъязычной кости).

М. hyoglossus, подъязычная мышца, начинается от большого рога и ближайшей части тела подъязычной кости, идет вперед и вверх и вплетается в боковую часть языка вместе с волокнами m. styloglossus и m. transversus.

Тянет язык назад и вниз. М. transversus linguae, поперечная мышца языка, расположена между верхней и нижней продольными в горизонтальной плоскости от septum linguae до края языка. Задняя ее часть прикрепляется к подъязычной кости.

В m. transversus linguae переходит m. palatoglossus, которая описана выше (см. «Мягкое нёбо»).

Преобладающее направление мышечных пучков этой группы мышц — фронтальное, вследствие чего поперечный размер языка при сокращении этих мышц уменьшается.

При одностороннем действии их язык движется в соименную сторону, а при двустороннем — вниз и назад.

Начало мышц языка на трех костных точках, находящихся сзади и вверху (processus styloideus), сзади и внизу (os hyoideum) и спереди языка (spina mentalis mandibulae), и расположение мышечных волокон в трех взаимно перпендикулярных плоскостях позволяют языку менять свою форму и перемещаться во всех трех направлениях.

Все мышцы языка имеют общий источник развития — затылочные миотомы, поэтому имеют один источник иннервации — XII пару черепных нервов, n. hypoglossus.

Иннервация, кровоснабжение языка

Питание языка обеспечивается из a. lingualis, ветви которой образуют внутри языка сеть с петлями, вытянутыми соответственно ходу мышечных пучков.

Венозная кровь выносится в v. lingualis, впадающую в v. jugularis int. Лимфа течет от верхушки языка к Inn. submentales, от тела — к Inn. submandibulars, от корня — к Inn. retropharyngeales, а также в Inn. linguales и верхние и нижние глубокие шейные узлы.

Из них имеет большое значение n. lymph, jugulodigastricus и n. lymph, juguloomohyoideus. Лимфатические сосуды от средней и задней третей языка в большей части перекрещиваются. Этот факт имеет практическое значение, так как при раковой опухоли на одной половине языка надо удалять лимфатические узлы с обеих сторон.

Иннервация языка осуществляется так: мышцы — от n. hypoglossus; слизистая — в двух передних третях от n. lingualis (из III ветви n. trigeminus) и идущей в его составе chorda tympani (n. intermedius) — вкусовые волокна к грибовидным сосочкам; в задней трети, включая papillae vallatae — от n. glossopharyngeus; участок корня около надгортанника — от n. vagus (n. laryngeus superior).

Учебное видео анатомии языка и зева

Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 22.7.2021

Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка

” data-image-caption=”” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-kak-instrument-diagnostiki-mnogih-zabolevanij.-o-kakih-zabolevanijah-govorit-vneshnij-vid-i-cvet-jazyka-900×600.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-kak-instrument-diagnostiki-mnogih-zabolevanij.-o-kakih-zabolevanijah-govorit-vneshnij-vid-i-cvet-jazyka.jpg” title=”Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка”>

Александр Попандопуло, студент медицинского института УЛГУ. Редактор А. Герасимова

  • Запись опубликована: 08.01.2021
  • Время чтения: 1 mins read

Язык – элементарный орган ротовой полости, расположенный на ее дне. Здоровый язык должен быть розовым, немного влажным и бледным. Этот сложный орган участвует в речи, вкусовых ощущениях, жевании и глотании.

Рассмотрим возможные изменения языка, которые могут быть полезны в процессе диагностики многих заболеваний.

Зачем врач просит пациента показать язык

Язык меняет свой вид из-за разных заболеваний, например, волосатый язык, географический язык, гемангиома или рак языка. Изменение внешнего вида этого органа может быть вызвано обезвоживанием, анемией, недостатком питания, диабетом. Изменения языка также присутствуют при многих бактериальных, вирусных, грибковых и аутоиммунных заболеваниях (псориаз или ревматоидный артрит). Иногда именно это первый тревожный симптом развивающейся патологии.

Эти знания использует Китайская медицина, где врач фокусируется на анализе внешнего вида языка. Также в первую очередь осматривают язык терапевты и педиатры в большинстве европейских стран. Доказана связь между цветом языка и гастроэнтерологическими заболеваниями, менструальным циклом и даже неопластическим процессом.

Пока этот тип диагностики основан на опыте врача, поэтому является субъективным. Однако в медицине уже используются специальные устройства, задействующие компьютерный анализ с доказанной повторяемостью результатов.

Читайте также:
Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О чем говорит врачу внешний вид и цвет языка

Что такое язык. Строение и функции

Язык – это многофункциональный орган рта:

  • Язык используется для перемешивания пищи при пережевывании и ее перемещении.
  • Создаваемое им отрицательное давление активирует один из наших основных рефлексов – сосание.
  • Сосочки на поверхности языка обеспечивают распознавание вкуса и удовольствие от еды и напитков.
  • Одна из важнейших функций этого органа – способность говорить.

Все вышеперечисленные мероприятия были бы невозможны без определенной структуры. Язык, расположенный внизу рта, представляет собой мышечный стержень, состоящий из поперечнополосатых мышц, разделенных на две части средней щелью из соединительной ткани. Также мы различаем пограничную борозду, по которой происходит разделение стебля и основания.

Именно через корень языка в него входят сосуды и нервы. Васкуляризация органа обеспечивается язычной артерией, конечная ветвь которой, то есть глубокая артерия языка, снабжает эпифиз. Остальная кровь снабжается дорсальными ветвями язычной перемычки.

Иннервация языка тройная. За чувствительность отвечают язычный, языкоглоточный и верхний гортанный нервы. Ощущение вкуса обеспечивается частью лицевого нерва и язычно-глоточным нервом, ведущими волокна к вкусовым сосочкам. Чтобы хорошо обрабатывать пищу, этому органу необходима двигательная иннервация, за которую отвечает подъязычный нерв. В стволе языка находится его апоневроз, соединяющий соединительнотканную часть со слизистой оболочкой.

Мы можем разделить мышцы, из которых он состоит, на две части – нашу собственную и те, которые соединяют язык с окружающей средой.

  • В первую группу входят: верхняя и нижняя продольные м., поперечная и вертикальная м. языка. Дополнительно поперечная м. разделена неполной перегородкой на две симметричные половины.
  • Во вторую группу входят: подбородочно-язычная, игло-язычная и подъязычно-язычная. Все они несут ответственность за эффективную работу органа.

На поверхности слизистой оболочки есть соединительнотканные выросты, которые мы называем сосочками . Их разделение тесно связано с определенной функцией. Те, что собирают и измельчают пищу, представляют собой механические сосочки, к которым относятся: двояковыпуклые, конические и нитевидные – они самые большие и самые маленькие одновременно.

Соединительнотканные выросты на поверхности слизистой оболочки языка

Соединительнотканные выросты на поверхности слизистой оболочки языка

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/soedinitelnotkannye-vyrosty-na-poverhnosti-slizistoj-obolochki-jazyka.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/soedinitelnotkannye-vyrosty-na-poverhnosti-slizistoj-obolochki-jazyka.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/soedinitelnotkannye-vyrosty-na-poverhnosti-slizistoj-obolochki-jazyka.jpg” alt=”Соединительнотканные выросты на поверхности слизистой оболочки языка” width=”900″ height=”465″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/soedinitelnotkannye-vyrosty-na-poverhnosti-slizistoj-obolochki-jazyka.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/soedinitelnotkannye-vyrosty-na-poverhnosti-slizistoj-obolochki-jazyka-768×397.jpg 768w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” title=”Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка”> Соединительнотканные выросты на поверхности слизистой оболочки языка

Грибовидные, периметральные и листовые сосочки также относятся к вышеуказанной группе, но содержат вкусовые рецепторы. Рецепторы в них отвечают за вкусовые ощущения.

Человеческий язык способен различать пять основных вкусов:

  • соленый;
  • сладкий;
  • кислый;
  • горький;
  • умами – аминокислотный вкус.

Вкусовые зоны языка

Вкусовые зоны языка

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/vkusovye-zony-jazyka.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/vkusovye-zony-jazyka.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/vkusovye-zony-jazyka.jpg” alt=”Вкусовые зоны языка” width=”900″ height=”437″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/vkusovye-zony-jazyka.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/vkusovye-zony-jazyka-768×373.jpg 768w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” title=”Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка”> Вкусовые зоны языка

Сосочки равномерно распределены по всей поверхности языка.

Поскольку выросты покрыты многослойным плоским эпителием, они подвержены постоянному отшелушиванию, в результате чего язык может изменить цвет. Здоровый язык должен быть розовым, упругим и влажным. Когда мы заболеваем, его внешний вид меняется, указывая как на местные, так и на системные заболевания.

Волосатый язык

Волосатый язык – это не болезнь, а симптом многих патологических состояний, особенно если болезнь рецидивирует или не поддается лечению. Симптом в три раза чаще встречается у мужчин. Это изменение может быть вызвано:

  • диетой с низким содержанием клетчатки;
  • лихорадкой;
  • постоянным раздражением языка, например, стимуляторами (кофе, алкоголь);
  • плохой гигиеной полости рта;
  • лекарствами, чаще всего антибиотиками;
  • грибковой инфекцией.

Волосатый язык – это гиперкератоз нитчатых сосочков на 2/3 передней части языка. Слишком сильный рост этих структур и выработка ими порфиринов создает впечатление образования волос. Также при этой патологии образуется налет, при котором язык становится коричневым или даже черным. Как правило, налет удаляется шпателем. Часто сопровождается неприятным запахом изо рта.

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/volosatyj-jazyk-900×600.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/volosatyj-jazyk.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/volosatyj-jazyk.jpg” alt=”Волосатый язык” width=”900″ height=”600″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/volosatyj-jazyk.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/volosatyj-jazyk-768×512.jpg 768w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” title=”Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка”> Волосатый язык

Географический язык

Это термин, обозначающий эритему языка. Его название происходит от внешнего вида языка, который в этой ситуации начинает напоминать карту. Патология связана с образованием на поверхности органа гладких участков с отслоившимися внешними слоями и потерей нитчатых сосочков, что приводит к появлению макроскопических пятен другого цвета.

Этиопатогенез состояния неизвестен, хотя источники указывают на возможную связь с курением, генетическими факторами, системными заболеваниями, грибковыми инфекциями, а также стрессом.

Внешний вид языка может со временем меняться с периодической ремиссией изменений. Географический язык часто не проявляет никаких симптомов, хотя в некоторых случаях может наблюдаться гиперчувствительность языка к кислой пище или частое ощущение жжения.

Гемангиомы на языке

Гемангиомы – это доброкачественные сосудистые новообразования, наиболее часто встречающиеся у младенцев и детей, с небольшим преобладанием у девочек. Считается, что факторами, предрасполагающими к их возникновению являются недоношенность и низкая масса тела при рождении.

Читайте также:
Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией

Гемангиомы очень часто располагаются в области головы и шеи, в том числе на слизистой оболочке рта и языка. Поражения на этих участках могут вызвать кровотечение или обструкцию верхних дыхательных путей, а также затруднить речь. Вышеупомянутые осложнения, особенно у детей раннего возраста, увеличивают риск гибели.

Язык с гемангиомой обычно не увеличен и имеет нормальную форму. Тем не менее это изменение довольно легко увидеть. Время обнаружения зависит от места расположения, размера, насыщенности цвета.

Язык с гемангиомой

Язык с гемангиомой

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-s-gemangiomoj.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-s-gemangiomoj.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-s-gemangiomoj.jpg” alt=”Язык с гемангиомой” width=”800″ height=”486″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-s-gemangiomoj.jpg 800w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/jazyk-s-gemangiomoj-768×467.jpg 768w” sizes=”(max-width: 800px) 100vw, 800px” title=”Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка”> Язык с гемангиомой

Гемангиома часто представляет собой резко выраженное красное или голубоватое пятно под кожей. Образование также может проявляться в виде небольших узелков. Обычно гемангиома выпуклая и мягкая, может напоминать земляничину.

Изменение может произойти спонтанно. В случае возрастающей угрозы для жизни обычно предлагается удаление образования.

Волосатая лейкоплакия

Лейкоплакия – это предраковое состояние, которое некоторые связывают с инфекцией вируса Эпштейна-Барра. Симптом также может сообщить нам об иммунодефиците или быть реакцией на постоянное воздействие раздражителей. В случае подозрения на иммунодефицит ВИЧ-инфекцию включают в качестве причины в дифференциальный диагноз.

Другое название волосатой лейкоплакии – белый кератоз, который отражает появление изменений – белых пятен или полос, появляющихся на поверхности слизистой оболочки рта. Волосатая лейкоплакия характеризуется наличием гиперкератотических бляшек, обычно на боковой поверхности языка, часто односторонне. Их нельзя стереть – это их отличает от микозов. Отсутствие реакции на лечение кандидоза должно привести к подозрению на лейкоплакию.

Кроме того, заболевание не вызывает никаких симптомов, таких как боль или жжение, и поэтому долгое время остается незамеченным пациентом. Чтобы предотвратить рецидивы, рекомендуются регулярные осмотры. Дальнейшей диагностикой может быть биопсия очага поражения, после которой, в зависимости от результатов, поражение подвергнется фармакологическому лечению или хирургическому удалению.

Рак языка

Это серьезное, злокачественное заболевание . Гистопатологически это плоскоклеточная опухоль, являющаяся наиболее распространенным раком полости рта. Среди онкологических заболеваний ротовой полости на него приходится 22-49% случаев. Есть много причин развития болезни. К факторам риска относятся, среди прочего: возраст, семейный анамнез болезней, злоупотребление алкоголем и табаком.

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/rak-jazyka.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/rak-jazyka.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/rak-jazyka.jpg” alt=”Рак языка” width=”800″ height=”504″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/rak-jazyka.jpg 800w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2021/01/rak-jazyka-768×484.jpg 768w” sizes=”(max-width: 800px) 100vw, 800px” title=”Язык как инструмент диагностики многих заболеваний. О каких заболеваниях говорит внешний вид и цвет языка”> Рак языка

Макроскопически рак этого типа чаще принимает эндофитную или язвенную форму, реже экзофитную или узловую форму. Подозрения должны вызывать любые кровоточащие поражения, длительные незаживающие язвы или эрозии и быстрорастущие образования на языке.

В процессе развития опухоли подвижность языка может быть ограничена или полностью иммобилизована, а также может возникать слюнотечение. Местонахождение опухоли чаще всего – подвижная часть языка, поэтому пациент может заметить изменения сам.

Рак языка, развивающийся на задней поверхности, может долгое время оставаться скрытым. Затем появляются такие симптомы, как одинофагия или дисфагия. В некоторых развитых странах, например, в США отмечен рост заболеваемости раком языка, поэтому вышеуказанные симптомы должны быть для любого человека важным тревожным фактором.

Логопедическое обследование ребенка первого года жизни

Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни – это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка 1-го года жизни нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу на 1-м году жизни ребенка и, таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

Предлагаемая методика основывается на комплексном изучении ребенка 1-го года жизни: оценка его доречевых и предречевых возможностей проводится с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств. Это определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики, сенсорных функций и эмоций как в норме, так и в условиях патологии. Поэтому комплексное обследование проводится на основе диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии (анализ выписок из истории развития, из истории болезни и т.д.), а также данных наблюдения и обследования ребенка.

Читайте также:
Домашнее задание логопеда по теме (Дикие животные наших лесов)

Общий осмотр необходимо начинать с наблюдения за ребенком в период бодрствования в кроватке, манеже и т.д., не привлекая к себе его внимание. Это дает возможность оценить положение тела ребенка, его поведение, эмоциональные и голосовые реакции, непроизвольные движения.

Затем обращают внимание на форму черепа младенца в целом и соотношение величины мозговой и лицевой частей черепа. У новорожденных форма черепа может быть самой разнообразной, что связано с ее временной деформацией при прохождении родовых путей, но обычно преобладает брахицефалическая. Деформация головы, связанная с родами, через 2-3 нед. исчезает. Редко череп имеет башенную форму. При гидроцефалии преобладание мозговой части черепа над лицевой особенно выражено. При микроцефалии, наоборот, преобладают размеры лицевой части черепа.

Необходимо отметить также наличие черепно-лицевых асимметрий. Асимметрия костей мозгового и лицевого черепа может быть конституциональным признаком, а может быть обусловлена и дизэмбриогенезом (Табл.).

Таблица. Основные дизэмбриогенетические стигмы

Локализация Характер аномалии
Череп Форма черепа микроцефальная, гидроцефальная брахицефалическая, долихоцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков.
Лицо Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.
Глаза Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихназ(двойной рост ресниц) колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков.
Уши Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низкорасположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки.
Рот Микростомия, макростомия, “карпий рот”, высокое узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык.
Шея Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки.
Туловище Длинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.
Кисти Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый 5-ый палец, искривление всех пальцев.
Стопы Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.
Половые органы Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора.
Кожа Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.

О нормальной иннервации мимической мускулатуры свидетельствуют симметрия глазных щелей и складок на лице как в спокойном состоянии, так и при крике, симметричное смыкание век, плотное захватывание соска, соски.

При парезах и параличах мимической мускулатуры наблюдается комплекс симптомов: расширение глазной щели – лагофтальм; при крике, когда ребенок пытается зажмурить веки, глазные яблоки смещаются вверх, а глазная щель остается несомкнутой и видна белковая оболочка под радужкой – феномен Белла, один угол рта может быть опущен, одна носогубная складка может быть выражена больше другой. Во время крика отмечается неравномерность образования складок на лбу, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватывание соски, подтекание пищи из угла рта. Все это может свидетельствовать о периферическом поражении лицевого нерва. При центральном поражении лицевого нерва лагофтальм и феномен Белла отсутствуют, наблюдается сглаженность носогубной складки, при крике рот перетягивается в сторону более глубокой складки. Тонус мимических мышц, как и наличие или отсутствие пареза и паралича определяется логопедом при совместном с невропатологом осмотре ребенка.

Исследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, положения в покое при общем симметричном положении тела ребенка, оценку непроизвольных движений артикуляционного аппарата во время еды (сосания, глотания, снятия пищи с ложки, питья из чашки, откусывания, жевания и др.), при мимических проявлениях, при голосовых и звуковых реакциях, а также наличия или отсутствия парезов, параличей, насильственных движений. Мышечный тонус в органах артикуляции определяется при совместном осмотре логопеда и невропатолога. По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.

При активном сосании положенное количество молока ребенок высасывает за 10-15 мин., молоко не выливается изо рта, ребенок не поперхивается, сосание ритмичное и на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных.

Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, наблюдается носовой оттенок голоса, это говорит о бульбарных или псевдобульбарных нарушениях.

При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием небного и глоточного рефлексов, свисанием мягкого неба, вытеканием пищи через нос, саливацией. В период новорожденности и первые месяцы жизни саливация может быть не выражена или выражена слабо, чаще всего она проявляется к 4 мес при вертикальном положении ребенка на руках у взрослого. При бульбарной симптоматике ребенок находится на зондовом вскармливании. При псевдобульбарной симптоматике усиливаются небный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва существенно не нарушает сосания и глотания. Заставив ребенка покричать, можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва).

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыраженность кончика языка, ограниченная способность языка двигаться вниз, назад и т.д. Все это не дает возможности формировать разнообразие звуков в гулении, лепете, а в дальнейшем и в речи.

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре характеризуются его повышением (гипертонусом), приводящим к спастичности артикуляционных мышц, когда отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ. Язык напряжен, отодвинут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.

Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что в дальнейшем повлечет за собой нарушение произвольной моторики. У ребенка 3-6 мес уже отчетливо можно констатировать нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры. До 3-4 мес у детей преобладает физиологический гипертонус.

Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипотонии. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться, пища подтекает из углов рта, при жевании пища вываливается изо рта. При этом может отмечаться нозализация звуков гуления, лепета, крика.

Нарушения тонуса могут проявляться в виде дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса). В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, а при звуковых реакциях тонус резко нарастает.

Оценка состояния тонуса артикуляционной мускулатуры должна проводиться логопедом совместно с врачом-невропатологом. Исследуется мышечный тонус в артикуляционной и мимической мускулатуре при пассивных движениях органов артикуляции. Пассивные движения нижней челюстью (пассивное открывание и закрывание рта) при симметрично расположенном теле ребенка (ребенок в позе “на спине”) дают возможность оценить тонус мышц нижней челюсти, жевательных мышц. Пассивные движения губ ребенка: открывание – закрывание губ, растягивание губ – сведение их в “трубочку” – дают возможность оценить тонус в мышцах губ, круговой мышце рта. Пассивные движения языка при толкании языка в стороны, кзади (надавливая на кончик языка и продвигая его назад), при захвате кончика языка двумя пальцами с подтягиванием его вперед дают возможность оценить тонус мышц языка.

Совместно с врачом-невропатологом логопед оценивает безусловные рефлексы, отсутствие или наличие патологических рефлексов орального автоматизма при обследовании детей с тяжелым органическим поражением ЦНС, детей с синдромом двигательных расстройств, детским церебральным параличом (ДЦП).

Следующим этапом обследования ребенка 1-го года жизни является оценка его дыхательной деятельности. Нарушения дыхания у детей с различными церебральными нарушениями обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функции.

Дыхание значительно совершенствуется после рождения ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает брюшной тип дыхания, дыхание поверхностное, частое. После 6 мес. брюшной тип дыхания заменяется смешанным, дыхание становится глубже и реже. У детей с церебральной патологией часто наблюдаются нарушения координации между дыханием, сосанием, глотанием, а также между дыханием, фонацией и артикуляцией. Характерные нарушения ритма дыхания: при звукопроизношении дыхание учащается, после произнесения звуков делается поверхностный судорожный вдох, нарушается активный выдох. Тяжесть дыхательных нарушений соответствует тяжести общего двигательного поражения.

Затем логопед в ходе наблюдения за ребенком оценивает его голосовые реакции, связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Помимо крика к голосовым реакциям новорожденного и ребенка первых месяцев жизни относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.

Различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности даже этих голосовых реакций.

Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры делает крик ребенка слабым, тихим. Крик может быть пронзительным, болезненным, с носовым оттенком при аномалиях строения носоглотки, бульбарных или псевдобульбарных нарушениях. Голосовые реакции могут быть бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения ЦНС.

К 2 мес. у здорового ребенка крик возникает при прекращении общения с ним или при изменении положения его тела, а не только как реакция на голод, дискомфорт и пр. На последующих этапах крик приобретает характер активной реакции протеста: в 6-9 мес. здоровый ребенок может кричать при появлении незнакомых людей, в 12 мес. ребенок громко кричит в ответ на то, что отобрали игрушку. У детей с церебральной патологией, генетическими и хромосомными заболеваниями крик долгое время не приобретает интонации, выразительности, или имеет крайне ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым, или остается единственным средством общения ребенка со взрослым на протяжении всего 1-го года жизни (в случаях тяжелой патологии ЦНС).

Первые голосовые безусловно-рефлекторные реакции ребенка логопед оценивает методом наблюдения. Рекомендуется наблюдать за ребенком сразу после сна, перед кормлением и после кормления, при засыпании.

В ходе логопедического обследования методом наблюдения оценивают звуковые реакции ребенка: гуканье, гуление, лепет. Для логопедического обследования важно не только отсутствие или наличие этих звуковых реакций, но и их качественные характеристики. Развернутая система определения раздражителей, которые значимы для конкретного ребенка, позволяет наметить пути стимулирования звуковых реакций.

Логопед должен точно установить уровень общения ребенка со взрослым: то ли это только тактильно-эмоциональный уровень (что очень характерно для детей с тяжелой церебральной патологией, хромосомными заболеваниями), или эмоционально-речевой, или сочетание тактильно-эмоционального общения с эмоционально-речевым, присущее детям с перинатальной патологией, недоношенным детям, воспитывающимся в доме ребенка, или уровень предметно-действенного общения. Знание уровня общения и значимых раздражителей дает возможность выбрать правильное направление в коррекционной работе.

При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. О наличии у ребенка общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18-20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого (1 мес.); инициативные улыбки и двигательное оживление (3 мес.); стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.

До тех пор, пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же налицо все четыре признака, общение является сложившимся. На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, “делового” общения или предметно-действенного общения.

Самый короткий – этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.

Второй этап эмоционального общения охватывает время приблизительно 2-6-й месяц жизни ребенка.

Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни ребенка. Общение становится “деловым”, оно включается в практическое сотрудничество ребенка со взрослым.

Логопедическое обследование завершается заключением логопеда и рекомендациями коррекционной работы с данным ребенком.

Электронейромиография (ЭНМГ)

Что такое электронейромиография (ЭНМГ)?
ЭНМГ – это комплекс нейрофизиологических методов исследования, используемых в диагностике заболеваний периферической нервной системы: болезней двигательных нейронов, корешков, сплетений, периферических нервов, нервно-мышечных синапсов и мышц.
ЭНМГ включает в себя две основные методики: стимуляционную электронейромиографию (ЭНМГ) и игольчатую электромиографию (иЭМГ).

Показания для ЭНМГ-исследования:

  • болезни двигательных нейронов (спинальные мышечные атрофии, боковой амиотрофический склероз, миелопатии и др.)
  • радикулопатии (вертеброгенные и невертеброгенные)
  • плексопатии плечевого и пояснично-крестцового сплетений (посттравматические; постлучевые; компрессионные, в том числе синдром верхней апертуры грудной клетки; дизиммунные, в том числе невралгическая амиотрофия Персонейджа-Тернера и др.)
  • полинейропатии (диабетические, токсические, дефицитарные, при хронических соматических заболеваниях; дизиммунные – синдром Гийена-Барре, хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия, парапротеинемические, васкулит-ассоциированные, наследственные и др.)
  • мононейропатии, множественные мононейропатии (компрессионные, посттравматические, дизиммунные, мультифокальная моторная нейропатия)
  • миастения и миастеноподобные заболевания, синдром Ламберта-Итона
  • миопатии разного генеза, наследственные мышечные дистрофии, миотонии и др.

Для чего мне назначили это исследование?
Лечащий врач на основании клинических данных и истории болезни подозревает у Вас заболевание (см перечень выше), подтвердить или исключить которое позволит ЭНМГ/иЭМГ. Кроме того, исследование поможет определить характер и распространенность патологического процесса, оценить его активность и динамику, скорректировать лечение.

Что представляет собой метод стимуляционной электронейромиографии?
Стимуляционная ЭНМГ – неинвазивный метод с использованием накожных поверхностных электродов, позволяющий оценить проводимость импульса по нервам в ответ на его стимуляцию электрическим током. Исследование сопровождается покалывающими ощущениями в месте действия тока, а также непроизвольным сокращением (подергиванием) исследуемой мышцы. ЭНМГ наиболее информативна при болезнях периферических нервов (моно- и полинейропатии) и нарушении нервно-мышечной передачи (декремент тест).

Что представляет собой метод игольчатой электромиографии?
Игольчатая электромиография (иЭМГ) – инвазивный метод исследования, который с помощью одноразового очень тонкого игольчатого электрода позволяет оценить электрическую активность мышц в состоянии покоя и при напряжении. Во время исследования в момент вкола электрода в мышцу ощущается лёгкая боль – укол, схожий по ощущениям с обычной внутримышечной инъекцией. иЭМГ наиболее информативна при болезнях периферических мотонейронов (БАС, спинальные мышечные атрофии) и мышц (мышечные дистрофии, миопатии, полимиозит).

Как проходит обследование?
При проведении ЭНМГ Вас попросят раздеться (частично или полностью до белья), сесть или лечь на кушетку. Небольшой участок кожи в месте исследования будет обработан спиртом. При ЭНМГ на мышцу наложат поверхностные электроды (липучки на клейкой основе или чашечки, фиксируемые на коже лейкопластырем), после чего стимулирующим электродом будут наноситься электрические стимулы на различные области руки или ноги в проекции хода нерва. Сила тока тем сильнее, чем глубже располагается нерв. иЭМГ проводится без использования электрического тока, на небольшую глубину в расслабленную мышцу вводится игольчатый электрод, специалист просит вас расслабиться или напрячь мышцу, 3-4 раза меняется положение игольчатого электрода в мышце.

В некоторых случаях оба метода (ЭНМГ и иЭМГ) используются одномоментно: например, при травмах нервов, при радикуло- и плексопатиях, в сложных диагностических случаях и др.

Какой метод ЭНМГ мне нужен?
Выбор метода ЭНМГ, а также объем исследования определяет лечащий врач или специалист ЭНМГ, исходя из предполагаемого диагноза, указанного в направлении на обследование. Если ваш лечащий врач, рекомендующий ЭНМГ-исследование, заполнит данное направление, в этом случае можно рассчитывать на то, что проведенное обследование будет выполнено наиболее исчерпывающее, чётко под задачи, поставленные врачом перед нейрофизиологом.
Обращаем ваше внимание, что ЭНМГ – это комплекс разных методик исследования с разной диагностической значимостью при том или ином уровне поражения периферического нейро-моторного аппарата. В зависимости от задач, поставленных лечащим врачом, врач-нейрофизиолог индивидуально подбирает необходимые методики обследования. Заполнение направления вашим врачом (образец направления) поможет правильно составить объем исследования, исключит выполнение ненужных проб, ускорит установление точного диагноза и избавит вас от повторных визитов на ЭНМГ.

Как долго проводится ЭНМГ?
Длительность обследования зависит от направительного диагноза и поставленных задач. В среднем исследование длится в течение 30 минут, но может в сложных случаях продолжаться и дольше.

ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭНМГ:

  • не оцениваются тонкие чувствительные и вегетативные нервные волокна
  • не все нервы и мышцы доступны для ЭНМГ-обследования, а при исследовании некоторых имеются методологические трудности
  • при остром развитии заболевания ЭНМГ-изменения “запаздывают” за клиническими симптомами (в этой связи при острых нейропатиях любого генеза оптимально проводить исследование не ранее, чем через 2-3 недели от появление первых симптомов)
  • имеются методологические трудности исследования при отеках, трофических нарушениях кожи, повышенной массе тела

ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭНМГ НЕТ.
Исключением является нарушение целостности кожных покровов (травма, инфекция) в месте наложения электродов. Кроме того, ЭНМГ не может проводиться в случае, если на конечность, которую необходимо обследовать, наложена повязка, гипс или лонгета.

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ:

  • перед исследованием можно все кушать и пить – ограничений нет, можно принимать назначенные вам препараты (исключением является прием антихолинэстеразных препаратов (прозерин, калимин) перед проведением декремент теста)
  • накануне необходимо принять душ, соблюдать элементарные правила гигиены кожи
  • не рекомендуется наносить на кожу крема или лосьоны
  • необходимо держать руки и ноги в тепле, не переохлаждаться

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ИССЛЕДОВАНИЕ?

  • направление от лечащего врача с обязательным указанием предварительного диагноза и цели исследования
  • желательно иметь простынь или пеленку

Перед проведением исследования предупредите, пожалуйста, специалиста о следующих состояниях:

  • Страдаете ли Вы эпилепсией, склонны ли Вы к синкопальным состояниям?
  • Стоит ли у Вас водитель сердечного ритма?
  • Являетесь ли Вы носителем ВИЧ-инфекции, сифилиса, гепатита и прочих инфекций?
  • Нет ли у Вас обострения кожных заболеваний, повреждений кожи?
  • Получаете ли Вы антикоагулянтную терапию – препараты, разжижающие кровь?
  • Беременны ли Вы?
  • Укажите были ли у Вас переломы конечностей, где именно?

В ФГБНУ НЦН на базе лаборатории клинической нейрофизиологии и центра заболеваний периферической нервной системы проводится весь комплекс электронейромиографических исследований любой сложности на оборудовании экспертного класса (миографы Dantec Keypoint, Нейрософт Нейро-МВП-4). Исследование проводят специалисты с большим опытом работы, что гарантирует Вам проведение обследования в полном объеме и грамотную интерпретацию данных. Нашим ЭНМГ-специалистам приходится сталкиваться с самыми сложными и редкими заболеваниями, высокий уровень подготовки позволяет решить поставленные задачи в большинстве случаев.

Оформление портфолио учителя-логопеда

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый логопедом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) — досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя-логопеда; это комплекс документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: методической, творческой, исследовательской.

Основная цель портфолио: оценивание работы учителя-логопеда по теме самообразования, характера деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Специалисту, претендующему на вторую, первую, на высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Аттестационные материалы (Портфолио, рейтинг социально-профессионального статуса, экспертное заключение на Портфолио, Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого) предоставляются за 14 дней до начала заседания аттестационной комиссии секретарю муниципальной аттестационной комиссии.

На заседание комиссии аттестуемый работник не приглашается. Решение о присвоении заявленной квалификационной категории или отказе комиссия принимает в заочной форме на основе представленных материалов.

Содержание «Портфолио логопеда»

1 раздел:

1.1. Титульный лист с фотографией (указывается полное название учреждения, Ф.И.О. учителя-логопеда, должность, год)

1.2. Общие сведения о педагоге: (дата рождения; образование, год окончания, специаль-ность по диплому; стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.)

1.4. Презентация логопедического кабинета (2 листа – фото, текст).

2 раздел:

2.1. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды учителя-логопеда на свою профессию, педагогов, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе — выявить ценностные ориентации и направлен-ность специалиста, его мотивацию и основные цели в работе. Эссе поможет учителю-логопеду точно и полно формулировать свои мысли.

1) обоснование выбора аттестуемым программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов (по теме самообразования);

2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.;

3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.;

4) результаты работы по данной программе, педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3 раздел:

В нем размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2 разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию нужно включить годовые и перспективные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста анализировать свою работу.

4 раздел:

Работа с педагогами и родителями за три года (консультирование, просвещение).

Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

5 раздел:

Располагается информация об использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы (РМО, СМИ, публикации, Сайт комитета – Служба практической психологии «Методическая копилка») и др.

6 раздел:

Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда.

– Рейтинг социально-профессионального статуса (СПС).
– Экспертное заключение на Портфолио.
– Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого.
– Отзывы о работе в соответствии с проведенными мероприятиями (администрации, коллег).
– Рецензия (внутренняя и внешняя) для компилятивной или авторской программы.

Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны родителей, они также могут быть представлены.

Требования к оформлению портфолио учителя-логопеда

Структура портфолио:

• оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);

• эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);

• введение, в котором учитель-логопед поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заяв-ленной квалификационной категории (объем введения — 3 – 5 страниц);

• наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем – 10 – 15 страниц);

• резюме (объем – до 3 стр.);

• пути распространения опыта работы;

• документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда;

• документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации учителя-логопеда.

Нужно ли подтверждение подлинности дипломов и других документов в портфолио логопеда при аттестации? Да, все копии документов в портфолио логопеда заверяются руководителем учреждения.

Объем материалов портфолио – папка – 30 файлов. Помещение в портфолио не обоснованных учителем-логопедом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Подготовиться к аттестации: пройти тест для логопедов.

Портфолио учителя – логопеда

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Поповой Галины Александровны

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Солнышко» г. Сурска Общие сведения Дата рождения 23.06.1968г. Сведения об образовании: высшее дефектологическое, Московский педагогический государственный университет им.В.И. Ленина, 1991г; Специальность: дефектология; Квалификация: учитель и логопед вспомогательной школы. Стаж: педагогический – 24 года, в данном образовательном учреждении -18 л. Квалификационная категория: высшая квалификационная категория , Приказ Министерства образования Пензенской области от 04.03.2010г. №78/кА -1. Сведения о повышении квалификации

Сведения о повышении квалификации

Планирование кружковой работы учителя -логопеда

Конспект занятия: «Звук Ш в словах»

«Психологическое здоровье, как фактор успешной деятельности педагога» материал для районного семинара учителей – логопедов

Сценарий мероприятия, посвященный Международному Дню логопеда.

Собственный сайт Социальная сеть работников

Технологии и методики

технологий и методик

в педагогическую деятельность

Здоровьесберегающие

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой нод по лексическим темам.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

Снимает напряжение с глаз,

способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование упражнений после

напряженной 10минутной работы

Снимает напряжение, чувство беспокойства.

Является одним из этапов работы в нод.

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Выполняется на каждой нод,

перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции

Более четкая мимическая картина

5.Динамические паузы в сочетании с

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

профилактика нарушения осанки и плоскостопие.

6.Гимнастика для пальчиков.

Развитие мелкой моторики и

навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятие синкенезий и мышечных зажимов

су-джок, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, с катушками.

развития мелкой моторики и речи.

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение

Игры и этюды на нод. эмоционального напряжения.

Развитие эмоциональной сферы,

8.Сказкотерапия при выполнении

Нормализация речевой моторики,

Сказки по лексическим темам на нод.

Улучшение произносительных навыков.

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

Речь соряженнная с движениями рук. Выполнение артикуляционной гимнастики сопровождается с индентичными движениями руками

10.Самомассаж лицевой и

Стимулирование и активизация

Комплексы упражнений на нод,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности.

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач.

Активное усвоение знаний.

Технология концентрированного обучения

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технология развивающего обучения.

Развитие личности и её способностей

Ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий

для выявления и коррекции речевых расстройств.

Усвоение программы на различных

достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Технология игрового обучения

Развитие воображения, внимания,

памяти, речи,мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Дидактические и словесные игры,

игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте

Повышение познавательной активности,

формирование мотивации учебной деятельности.

Уровни речевого развития

Направления работы с логоконструктором:

Массаж колючими и гладкими предметами.

Подобрать и назвать: пушистые, гладкие, колючие, мягкие и т.д. слова.

Подобрать признак к предмету (Потрогай и скажи: «Какой?».

Ассоциации (На что похож?, что напоминает?).

Составь рассказ («Пушистый котенок пошел по длинной дорожке, встретил колючего ёжика …»).

Областной конкурс рисунков на тему: «Мой папа солдат», 2014г.

Всероссийская занимательная викторина « Времена года» – «Октябрь», 2014г.

Всероссийская занимательная викторина «Животные в сказках», 2014г.

Цель: привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОУ.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект – субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи. Следовательно, необходимо повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.

Наименование мероприятия (заседание МО, педсовет, семинар, конференция и т.д.), в котором педагог принимал участие как выступающий,

с указанием статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

(слушатель, докладчик, ведущий круглого стола, секции и т.д.)

Документ, подтверждающий участие:

протокол, диплом, свидетельство, сертификат,

(при наличии такового)

Выходные данные и

объем в печатных листах (в случае опубликования)

Региональная научно – практическая конференция «Роль кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи».

Сборник материалов региональной научно – практической конференции «Профессиональная самореализация педагога в современных условиях»

Районный семинар учителей – логопедов «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивность».

Районный семинар учителей – логопедов «Использование компьютерных технологий в работе учителя – логопеда».

Районный семинар учителей – логопедов

«Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей в коррекционной работе».

Всероссийский вебинар «Портфолио логопеда:разработка иоформление портфолио логопеда в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС».

Всероссийский дистанционный инновационный семинар для педагогов «Формирование метапредметности учащихся в соответствии с ФГОС на основе ТРИЗ»

Районный семинар учителей – логопедов «Психологическое здоровье, как фактор успешности профессиональной деятельности логопеда».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: