Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Ольга Валерьевна, Неустроева Елена Сергеевна

В статье представлены данные теоретического анализа диагностических методик по обследованию связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Предложена модель комплексной методики диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Существует много методик изучения связной речи старших дошкольников, но большая часть из них не ориентирована на категорию детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. В связи с этим возникает необходимость создания комплексной модели диагностики связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, которая отражала бы специфику структуры их речевого дефекта. Такая модель могла бы найти применение в деятельности практикующих логопедов.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Калинина Ольга Валерьевна, Неустроева Елена Сергеевна

SPEECH DIAGNOSTIC MODEL OF CONNECTED SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH LEVEL III ONR

The article presents data from the theoretical analysis of diagnostic methods for the examination of coherent speech in preschool children with speech underdevelopment. A model of a comprehensive method for diagnosing coherent speech in older preschool children with General speech underdevelopment of level III is proposed. There are many methods for studying the coherent speech of older preschoolers, but most of them are not focused on the category of children with General speech underdevelopment of the third level. In this regard, there is a need to create a comprehensive model for the diagnosis of coherent speech of older preschoolers with ONR level III, which would reflect the specifics of the structure of their speech defect. This model could be used in the practice of speech therapists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ»

кандидат психологических наук, доцент Калинина Ольга Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант 1 курса, образовательная программа «Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи Неустроева Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлены данные теоретического анализа диагностических методик по обследованию связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Предложена модель комплексной методики диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Существует много методик изучения связной речи старших дошкольников, но большая часть из них не ориентирована на категорию детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. В связи с этим возникает необходимость создания комплексной модели диагностики связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, которая отражала бы специфику структуры их речевого дефекта. Такая модель могла бы найти применение в деятельности практикующих логопедов.

Ключевые слова: логопедическая диагностика, связная речь, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

Annotation. the article presents data from the theoretical analysis of diagnostic methods for the examination of coherent speech in preschool children with speech underdevelopment. A model of a comprehensive method for diagnosing coherent speech in older preschool children with General speech underdevelopment of level III is proposed. There are many methods for studying the coherent speech of older preschoolers, but most of them are not focused on the category of children with General speech underdevelopment of the third level. In this regard, there is a need to create a comprehensive model for the diagnosis of coherent speech of older preschoolers with ONR level III, which would reflect the specifics of the structure of their speech defect. This model could be used in the practice of speech therapists.

Keywords: speech therapy diagnostics, coherent speech, senior preschool age, General speech underdevelopment.

Введение. Перед старшим дошкольником стоит трудная задача подготовки к предстоящему школьному обучению. Для успешного овладения навыками чтения, письма, счета, ребенок должен произносить и различать звуки речи, постепенно осваивать буквы и цифры, уметь логически правильно выразить свою мысль. Все это включается в полноценное развитие психических процессов дошкольника, выражением которого является связная речь [3].

Изложение основного материала статьи. Особенности развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня зафиксированы в работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко и др.

Вопросы диагностического изучения связной речи в дошкольном возрасте были освещены в исследованиях В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, В.К. Воробьевой, А.Г. Арушановой, В.В. Коноваленко, Л.В. Градусовой, Н.И. Левшиной и т.д.).

Основу нашего исследования составили: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин); теория о правилах внутренней, смысловой организации текста (Н.И. Жинкин); положение о внутреннем программировании высказывания (А.Н. Леонтьев, Т.В. Ахутина); теория порождения речи (И.А. Зимняя);современная концепция развития связной речи (О.С. Ушакова).

В словаре «Язык. Речь. Коммуникация», связная речь трактуется как продуктивная деятельностьречепроизводящего лица, и продукт этой деятельности [7].

По определению С.Л. Рубинштейна, связная речь – это «особый вид речемыслительной деятельности», опосредованный восприятием и воспроизведением языковых конструкций, принятых как средства осуществления передачи мысли. Так, связная речь включает три этапапорождения:

1. Этап восприятия и понимания (сенсорный);

2. Этап программирования;

3. Этап воспроизведения (моторный).

Читайте также:
Что такое Культура речи

По определению А.Р. Лурии, И.А. Зимней, связная речь, как продукт речемыслительной деятельности организована сочетанием внутренней (смысловой) и внешней (языковой) сторонами [1]. Формирование связного высказывания начинается с активизации процесса восприятия и понимания – это импрессивныйкомпонент речи. Он реализуется через восприятие акустических (устная речь) или зрительных (письменная речь) сигналов – анализа – понимания – симультанного синтеза связного высказывания. Понимание речи осуществляется только посредством оперирования морфологическими и синтаксическими конструкциями (т.е. дифференциация значений образованных слов; изменение формы слова по числам, родам, падежам; согласование слов в предложении).

Внешняя сторона связной речи выражается в воспроизведении линейной последовательности логически связанных предложений, организованных по правилам грамматики, и опосредуется просодическими и кинетическими средствами, составляющими экспрессивный компонент связной речи.

Соединительным звеном смысло-воспроизводящего механизма порождения связного высказывания является процесс внутреннего программирования, охарактеризованный А.Н. Леонтьевым, как «построение схемы, являющейся основой для предстоящего высказывания» [3].

Так, формирование связной речи – это сложный целенаправленный и специально организованный процесс, который становится более затруднительным, если у старшего дошкольника диагностируется общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение,при котором отмечается несформированность смыслового и звукового кода речи, при сохранных интеллектуальной и слуховой функциях [5].

Опираясь на психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной, установлено, что «говорящими» являются дети с речевым недоразвитием III уровня. Для них характерно наличие развернутой фразы, что выступает толчком к изучению связной речи этой категории детей.

В целях комплексного изучения связной речи, вскрытии механизмов дефекта, выбора направлений для коррекции речевых нарушений и компенсации трудностей в освоении языковых представлений необходимо подобрать методику логопедической диагностики.

К изучению представлены диагностические комплексы Н.С. Жуковой, В.П. Глухова, В.К. Воробьевой.

Методика Н.С. Жуковой оценивает состояние связной речи детей с ОНР III уровня на основе его соотношения с показателями детской речи в норме. По определению автора, соотношение речевой деятельности в норме и патологии «обеспечивает квалификацию дефекта речи и выбор рациональных и экономных путей преодоления отклонений речевого развития» [4].

Методика включает следующие субтесты:

1. Описание сюжетной картинки.

Цель: установить способность конструирования предложений; выявить объем словаря признаков.

2. Рассказ по серии сюжетных картинок (2-3).

Цель: выявить способность к определению причинно-следственных связей; умение логически правильно передать содержание серии последовательных картинок.

Цель: выяснить состояние понимания речи; способность к пересказу.

4. Навык словоизменения.

Цель: исследовать навык словоизменения существительных и прилагательных в единственном и множественном числе по падежам.

5. Навык словообразования.

Цель: выявить способность словообразования разных частей речи.

6. Звуко-слоговая структура слова.

Цель: выявить способность произносить слова с простой и сложной слоговой структурой.

Полученные результаты, по завершению логопедической диагностики Н.С. Жуковой подвергаются количественной оценке по 3-х балльной шкале.

3 балла – самостоятельное выполнение задания;

2 балла – выполнение с помощью логопеда;

1 балл – не выполнил задание.

По завершению методики результаты речи детей старшего дошкольного возраста подвергаются только качественному анализу. На его основе устанавливается, какому этапу онтогенеза соответствует речь ребенка с общим недоразвитием речи.

С позиции В.П. Глухова в методику обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны быть включены серии: обследование словаря; составление предложения по картинкам-действиям; составление рассказа по серии сюжетных картинок, рассказа-описания, рассказа по личному опыту; пересказ [3].

Количественная оценка полученных результатов осуществляется по 5-и балльной шкале: 5-«удовлетворительный», 4-«средний», 3-«недостаточный», 2-«низкий», 1-«неадекватный».

В.К. Воробьева, исходя из проблемы тщательной оценки специфичности связной речи детей с речевым недоразвитием, разработала комплексную программу выявления состояния связной речи, применительно к детям старшего дошкольного возраста.

Программа диагностики по В.К. Воробьевой включает исследование способности к пересказу; составлению рассказа по предметным картинкам, по серии сюжетных картинок, творческому рассказыванию, самостоятельному рассказу; способности отличить связное высказывание от других вариантов текстовых сообщений.

Результаты, полученные в ходе методики обследования, обрабатываются в рамках трех уровней развития связной речи, в зависимости от состояния связности и цельности речевого высказывания ребенка с ОНР III уровня [1, 2].

Анализ представленных методик логопедической диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показывает:

— недостаточно полный охват показателей связной речи (н-р, просодических и кинетических характеристик, составляющих внешнюю сторону ее выражения);

— неполноценность интерпретационно-оценочного аппарата, а именно количественной оценки показателей связной речи.

Выявленные проблемы в изучении связной речи послужили основой для создания новой модели логопедической диагностикисвязной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Модель диагностики связной речи можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель логопедической диагностики связной речи

Представленная модель отражает этапы процесса порождения связного речевого высказывания. Так. первый блок направлен на исследование умение оперировать грамматическими конструкциями (морфологическими, синтаксическими) на уровне слова и фразы; второй блок – на выявление умения построить схему связного высказывания с опорой на наглядные образы и слова; третий блок предполагает исследование способности реализовать схему связного высказывания во внешней речи.

Основанием интерпретационно-оценочного аппарата стал психолингвистический подход к исследованию нарушений устной речи Р.И. Лалаевой [6].

В качестве критериев первого этапа выступают: фонематический анализ, синтез, представления -оценивается 0-3 баллов; синонимы, антонимы, словообразование, словоизменение – оценивается 0-4 балла;

На втором этапе исследования связной речи основными критериями являются: логичность расположения серии картинок, характер составления рассказа по серии сюжетных картинок; характер составления предложения по опорным словам – оценивается 0-1 баллов.

Критерии третьего этапа диагностики: соответствие ситуации и характер языкового оформления в серии диалог – оценивается 0-5 баллов; характер внутреннего программирования и языкового оформления в серии монолог – оценивается 0-5 баллов; мимика, артикуляция, мелкая моторика – оценивается 0-4 баллов; темп, сила, интонация, пауза – оценивается 0-2 баллов.

Читайте также:
Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Золотая осень

По завершению качественно-количественной оценки, результаты подвергаются математической обработки с использованием критерия Стьюдента. На основании этого выделяются три уровня развития связной речи детей.

Выводы. Таким образом, в ходе теоретического изучения связной речи, нам удалось сформулировать следующие выводы:

1) Связная речь – это продукт речемыслительной деятельности, имеющий сложную многоступенчатую структуру своего порождения. В ходе его мысль проходит три стадии развертывания, выражаясь в последствии во внутренней и внешней сторонах речевого высказывания. Внутренняя сторона связной речи подразумевает способность к ее восприятию и пониманию. Она вбирает в себя сложный процесс овладения лексико-грамматическими категориями, которые являются основой для построения схемы связного высказывания. Моторная реализация речевого высказывания составляет основу для внешнего оформления связной речи, посредством языковых, просодических и кинетических компонентов.

2) Опираясь на основные теории порождения связного речевого высказывания, нами предложена модель логопедической диагностики связной речи, которая может быть реализована в ходе обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3) Посредством логопедической диагностике есть возможность получить общую картинку развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, с более детальным анализом состояния функций каждого этапа порождения связного речевого высказывания.

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием связной речи / В.К. Воробьева. – Москва: Астрель, 2006. – 158 с. – Текст: непосредственный.

2. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. -Текст: непосредственный / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. – 2010. – №2. – С. 57-61

3. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Текст непосредственный / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. – 2012. – № 3. – С. 32-40.

4. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – Москва: Соц. полит.журн., 1994. 96 С. – Текст: непосредственный.

5. Калинина, О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2015. – 344 с. – Текст: непосредственный.

6. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. – 102 с. – Текст : непосредственный.

7. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. -175 с. – Текст: непосредственный.

кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования, его особенности. Представлены основные периоды становления патриотического воспитания и динамика его места в жизнедеятельности социума. Автором сделан анализ роли системы дополнительного образования как одного из важнейших социальных институтов, имеющей значительный ресурсный потенциал для создания условий формирования патриотического сознания и становления гражданственности подрастающего поколения. Охарактеризован опыт организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования, программное обеспечение данного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, учреждение дополнительного образования, социализация.

Annоtation. The article deals with the process of organizing Patriotic education of teenagers in the conditions of additional education institutions, its features. The main periods of formation of Patriotic education and the dynamics of its place in the life of society are presented. The author analyzes the role of the system of additional education as one of the most important social institutions, which has a significant resource potential for creating conditions for the formation of Patriotic consciousness and the formation of citizenship of the younger generation. The article describes the experience of organizing Patriotic education of teenagers in institutions of additional education, software for this process.

Keywords: patriotism, patriotic education, institution of additional education, socialization.

Введение. В настоящее время наблюдаются различные изменения в нашем обществе в сфере политики, экономики, особенно процессы трансформации затронули систему образования, включая систему дополнительного образования подрастающего поколения. Современные тенденции, влияющие на социализацию личности подростка, связаны с потребностью формирования ценностных установок, базирующихся на патриотических основах.

Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития включает речевую карту и карту наблюдения за речевым развитием ребенка.

Речевая карта обследования дошкольников с ОНР Ш отражает специфику указанного речевого нарушения и позволяет оптимизировать процесс обследования в условиях дошкольного учреждения в старшей и подготовительной к школе группах.

Одновременно с заполнением речевой карты, составлением коррекционной программы заполняется карта наблюдения за речевым развитием ребенка, позволяющая проследить динамику развития и коррекции основных компонентов речи. Оценивается в баллах.

Таким образом, оценка результатов диагностики речевого развития детей представлена и в качественных, и в количественных характеристиках, что удобно для обобщения и анализа полученных данных и отслеживания результативности логопедической работы.

Речевая карта (ОНР 3 уровень)

1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА:

ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ:

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ (дата, № протокола МПК, от какого числа):

ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ МПК:

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

  • От какой беременности ребенок?
  • Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
  • Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
  • Когда закричал?
  • Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
  • Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
  • Вес и рост ребенка при рождении:
  • Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
  • Когда выписали из роддома, если задержали, почему?
Читайте также:
Формирование интереса к деятельности у безречевых детей

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Когда стал держать головку?
  • Когда стал сидеть?
  • Когда стал ходить?
  • К году зубов:

Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):

  • до года:
  • после года:
  • Гуление:
  • Лепет:
  • Первые слова, их характеристика:
  • Фразовая речь:
  • Не прерывалось ли речевое развитие?
  • Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих.
  • Отношение к своей речи:
  • Речевая среда:
  • Занимался с логопедом, где, сколько, результат:
  • Не занимался.

1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:

  • Наличие леворукости, амбидекстрии:

2. МИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии).

3. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:

Выполнить по подражанию и под счет:

– пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз).
– разъединить пальцы — соединить вместе (5-6 раз).
– игровое упражнение «Здравствуй пальчик».
– показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке.
– показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке.
– на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые.
– навыки работы с карандашом.

  1. Плавное, точное и одновременное выполнение проб;
  2. Напряженность, скованность движений;
  3. Нарушение темпа выполнения движений;
  4. Невыполнение.

3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:

1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1

  1. правильное выполнение;
  2. ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)

4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:

  • ориентировка в схеме тела
  • складывание картинок из частей (3-5)
  • представление о цветах:

– формах (круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник):
– установление последовательности событий (3-4 картинки):

5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ:

Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.

Понимание сложноподчиненных предложений:

– Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?
– Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
– Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?
– Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:

а) Строение артикуляционного аппарата:

  • губы:
  • зубы:
  • небо:
  • язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой):
  • прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус):

б) Подвижность артикуляционного аппарата:

  • подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед):
  • подвижность языка (вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка):
  • подвижность мягкого неба:

Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость,чрезмерное напряжение).

  • активность (нормальная,заторможенность, расторможенность).
  • объем движений (полный, неполный).
  • длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд).
  • замена одного движения другим.
  • переключение синкинезии.

ЗВУКИ

ИЗОЛИРОВАННО

В СЛОГАХ

В СЛОВАХ

ВО ФРАЗАХ

**Подготовительная группа: продолжить работу над:

3. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ:

4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

самолет
скворец
фотограф
микстура
парашютист
погремушка
комбинезон
аквариум
гимнаст

Сестренка развешивает простыни.
Водопроводчик чинит водопровод.
Парашютисты готовятся к прыжку.

тротуар
ткачиха
фотоаппарат
экскаватор
регулировщик
парикмахер

Волосы подстригают в парикмахерской.
Регулировщик стоит на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

па-ба ба-па ба-ба-па бок – бак — бык
ка-га га-ка ка-га-ка кот – тот — тук
да-та та-да да-та-да а у о и а о у

б) показать картинки:

крыса — крыша
усы — уши
бочка — почка
коса — коза
уши — ужи
уточка — удочка
трава — дрова
игра — игла
мышка — мишка
хор- хорь

** а) Дифференциация звуков на слух по картинкам

глухие — звонкие:
твердые – мягкие:
свистящие – шипящие, Р – Л:

б)- выделение ударного гласного из начала слова:
– выделение согласного из начала слова:
– выделение конечного согласного:
– выделение гласного из середины слова:
– выделение ударного гласного из конца слова:
– звуковой анализ и синтез обратных слогов:
– анализ и синтез прямых слогов:

6. СЛОВАРЬ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

* а) Назвать предметы по темам:

игрушки
посуда
мебель
одежда
обувь
части тела
животные
растения

Люди разных профессий:

продавец повар врач учитель водитель (шофер)
летчик дворник портниха (швея) художник строитель

* б) Назвать части предметов и показать:

стул (сиденье, спинка, ножки)
чайник (донышко, носик, крышка)
дерево (ствол, ветви, листья, почки, кора, корни)

в) Назвать детенышей животных:

у кошки –
у белки –
у зайца –
у медведя –
у лисы –
у лошади –
у собаки –
у свиньи –
у овцы –
у коровы –

г) у зайчат мама — (зайчиха)
у слонят мама — (слониха)
у волчат мама — (волчица)
у крольчат мама — (крольчиха)
у ослят мама — (ослица)
у верблюжат мама — (верблюдица)

д) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

* старшая группа ** подгот. группа

собака — изба — лужа — колесо –
шапка — трава — болото — зверь –
окно — пирог — метель — сосна –
ковер — гнездо — утюг — одеяло –
лоб — лист — воробей — голубь –
брат — часы — хлеб — друг –

е) Назвать детали одежды:

детали обуви:
детали мебели:

* а) Назвать действия: шьет вышивает вяжет чистит подметает режет мнет отрывает

** продает покупает красит учит лечит

Читайте также:
Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

*б) Кто как передвигается? Щука ласточка кузнечик змея.

*в) Кто как голос подает? Корова свинья собака тигр лягушка ворона комар петух мышь

г) Образование глаголов с приставками:

** Мальчик в дом (входит) из дома (выходит)
к дому (подходит) от дома (отходит)
вокруг дома (обходит) через дорогу (переходит)
Через дорогу змея (переползает) заяц (перебегает) птица (перелетает)

* а) подобрать определения к словам:

соль (соленая)
конфеты
лимон
лук
лиса
небо
дома
солнце
погода

б) подбор антонимов:

* большой — маленький
чистый — грязный
горячий — холодный
тяжелый — легкий
старый — молодой
новый — старый

** высокий — низкий
широкий — узкий
длинный — короткий
толстый — тонкий
первый — последний
быстрый — медленный
светлый — темный
здоровый — больной
веселый — грустный
твердый — мягкий
глубокий — мелкий

в)** подготовительная группа: Образование относительных прилагательных:

Рукавички из кожи:
из меха:
из шерсти:

Лес из елей:
мед из липы:
стена из кирпичей:
чашки из фарфора:
домик изо льда:
суп из рыбы:

г)** подготовительная группа: Образование притяжательных прилагательных:

у собаки –
у лисы –
у рыбы –

у зайца –
у медведя –
у рыси –

д) Образование причастий: **

Какой получается картофель, если его:

жарят:
варят:
парят:
сушат:
морозят:
тушат:
пекут:

е) Сравнительная степень прилагательных: **

длиннее короче толще тоньше выше
слаще горче кислее тяжелее легче

7. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

* а) образование множественного числа существительных в именительном падеже:

стол –
дерево –
ухо –
воробей –
лист –
окно –
стул –
рукав –
кольцо –
лев –
глаз –
рот –

** письмо –
гнездо –
зерно –
бревно –
крыло –
сын –
перо –
колесо –
друг –
весло –
пень –
сук –

*б) существительное множественного числа в родительном падеже:

в зоопарке много…

*в) Согласование прилатательых с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):

Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)
Кого нет?
Кому лакомства?
Кто с кем?
Заботится о ком?

г) Согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДНИ с существительными:

(одно) ведро
(один) мальчик
(одна) девочка
(одни) санки
пальто
кубик
дверь
ножницы

д) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ с существительными:

палец
ведро
коза
олень

** е) согласование числительных с существительными и прилагательными:

(2,10): сладкий арбуз
вкусное пирожное
деревянные санки (1-5):
острые ножницы (1-5):

ж) употребление предлогов в речи:

*в, на, под, с, у, к, из, около, за, над:
** из-под, из-за, между, перед, через:

* Старшая группа (пересказ):

Летним вечером Ваня с дедушкой пошли купаться к речке. Ваня говорит дедушке: «А ведь солнышко тоже купается». «Нет — говорит дедушка, — солнышко не купается. Оно, как в зеркале в воде отражается».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок:

Обследование для старшей группы *
Обследование для подготовительной группы **

Карта наблюдения за речевым развитием ребенка

ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ В БАЛЛАХ

Параметры оценки речевого развития ребенка

1 – 2 балла – низкий уровень.

3 – 4 балла – ниже среднего, навык еще не сформирован.

5 – 6 баллов – навык в развитии, владеет не в полной мере, требует помощи.

7-8 баллов – ребенок пользуется знаниями при умеренной помощи взрослого.

9 – 10 баллов – навык устойчиво развит.

Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ центр развития ребенка –
детский сад № 8 «Салют»,
г. Смоленск

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР III уровня

Марина Машкова
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР III уровня

Ребенок посещает старшую группу МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются). Родители интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом.

Общая моторика развита в пределах нормы. Мелкая моторика развита недостаточно, при выполнении движений на динамическую организацию (синхронные движения пальцев правой и левой руки) наблюдаются неточности. Ведущая рука правая.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий: строение лица не нарушено, строение губ нормальное. Мимические движения (наморщивание, нахмуривание) затруднены. Слабая переключаемость движений лицевой мускулатуры. Строение зубов не нарушено. Прикус правильный. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Подъязычная связка нормальная. Строение языка не нарушено, корень языка напряжен, кончик языка малоактивный. При выполнении артикуляционных упражнений позу длительно не удерживает.

Речь маловыразительная, невнятная, не всегда понятная для окружающих. Темп и ритм в пределах нормы. Голос модулированный, звонкий. Речевой выдох непродолжительный. Дыхание неглубокое.

Понимание обращённой речи в пределах нормы (выполняет задания по словесной инструкции).

В звукопроизношении наблюдается парасигматизм свистящих [с-с’], [з-з’], [ц-с’], парасигматизм шипящих [ш-с’], [ж-з’]; параламбдацизм [л-в], ротацизм. Остальные звуки изолировано произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

Фонематические процессы сформированы недостаточно. Имеются затруднения в придумывании слова на заданный звук, определении места звука в слове. Навыки звуко-буквенного анализа сформированы недостаточно.

Слова сложного звукового состава воспроизводит неправильно, отмечаются пропуски слогов, упрощения слогов со стечением согласных, опускание начального согласного звука.

Словарный запас развит недостаточно. Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В речи чаще использует имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия. Испытывает трудности при подборе антонимов и синонимов. Путает некоторые предлоги времени и пространства.

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число, в согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных.

Наблюдается недостаточное развитие связной речи. При ответах предпочитает использовать фразы несложной конструкции, неотчетливо произносит слова.

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи III уровня.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Дидактическая игра как способ предупреждения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание 1 Введение …. 3 2. Обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР…4.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; – расширять,.

Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект НОД по логопедии в подготовительной к школе.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня «Звук [д]» Цели: •Образовательная: Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец, обучать звуковому анализу.

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения.

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Развитие связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения.

Подгрупповое занятие в 1 классе для детей с ОНР III-IV уровня «Дифференциация звуков [З]-[Ж] в слогах, словах и предложениях» Подгрупповое логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях». Занятие в 1 классе для детей.

Сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание психолого-педагогического сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня Игра – одна из основных деятельностей ребенка дошкольного.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

Читайте также:
Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Читайте также:
Логопедическая игра 'Бусы для ёлочки'

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи (ОНР 1 уровня);
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от ОНР 2 уровня объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.
Читайте также:
Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

ОНР 3 уровня

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы ОНР 3 уровня
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция ОНР 3 уровня
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.
Читайте также:
Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).
Читайте также:
Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Логопедическое обследование детей с ОНР

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
– где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
– проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
– проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
– проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
– проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
– подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
– также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
– картинка для называния частей тела(слайд 32)
– подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
– слов – синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
– состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
– «Назови первый звук в слове сок …»
– «Назови последний звук в слове мак…»
– «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
– «Определи последовательность звуков в слове сом»
– «Определи количество звуков в слове рак»
– «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: