Общешкольное мероприятие ‘Маленькое путешествие по стране Речь’

Конспект открытого урока-игры для младших школьников. Путешествие по стране красивой речи

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.
Описание материала: Данное мероприятие можно провести как внеклассное занятие или открытый урок по развитию речи. Данный игровой материал будет полезен педагогам – логопедам для работы с детьми, а так же подойдет в качестве развлекательного мероприятия в летнем детском лагере.

Цель:Интенсивное формирование речевого развития у детей.

Задачи:
• Развивать выразительность речи;
• Развивать внимание, логическое мышление, память;
• Развивать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, наряды для инсценирования потешек.

Предварительная работа: Изготовление жетонов, дипломов и призов для команд. Изготовление карточек и картинок с заданиями.

Организационные вопросы: детей поделить на команды, выбрать капитана каждой команды, дать командам название (совместно с детьми)
ХОД УРОКА:
Педагог:
Ребята, приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой речи. Красивую речь приятно слушать. Какую речь можно назвать красивой? (Правильную, понятную, четкую, яркую, богатую, выразительную, с правильно произносимыми звуками). Помогут нам совершить путешествие две команды. Представьтесь пожалуйста:
Первая команда. и ее капитан.
Вторая команда. и ее капитан.

Оценивать работу команд будет жюри (представление жюри)

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ – “ГОРОД ЗАГАДОК”

За каждый правильный ответ команда получит жетон. Команды отвечают по очереди:

Голубой платок,
Алый клубок –
По небу катается,
Людям улыбается. (Небо и солнце)
***
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова)
***
На припеке, у пеньков,
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)
***
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
***
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует
Бежим по воде. (Волны)
***
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
***

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая? (Вода)
***
Есть один такой цветок –
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка (Одуванчик)
***
Это книга непростая:
По ней буквы изучаю. (Букварь)
***
На дереве сидела
И сыр во рту держала,
А мимо хитрая лиса
Близехонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
***
Посмотри-ка, что за дом
Даже летом стужа в нем. (Холодильник)

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – “ДЕРЕВНЯ ЗВУКОВАЯ”
“ЗВУК “Ш””

Команды по очереди называют слова, в которых в начале, середине или конце есть звук «Ш». Выигрывает та команда, которая называет больше правильных слов.

Ответы:
(шпага, шпагат, шпик, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпаклёвка, шпала, шпаргалка, шлёпанцы, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шея, шлем, шлемофон, шматок, шмель, шнур, шнуровка, шнурок, шрам, штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штора, шторм, штраф, штаны, швабра, шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкатулка, шкаф, шкурка,каша, кашалот, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша, Катюша, кошка, кушак, клавиша, клуша, мешалка, мешанина, туша, душа, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка, капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, хорошо, кукушонок, мешок, тушёнка, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок, малыш, мыши, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, пеший, тишина, хорошист, ушиб, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, малыш, ковш, душ, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш)

“КТО ТАК ГОВОРИТ?”

Правильные ответы:
Воробьи (чирик-чирик)
Синицы (тинь-тинь)
Ворона (кар-кар)
Дятел (тррр-тррр)
Снегирь (дю-дю)
Клест (цок-цок)
Свирель (тюр-тюр-тюр)

ЭСТАФЕТА “ЖУКИ” И “КОМАРЫ”

Первая команда – это «Жуки». Ваша задача по очереди добежать до финиша и обратно, но не обычно, а «ЖУЖЖА» – то есть долго на выдохе говорить букву «Жжжж». Вторая команда – это «Комары», так же по очереди бегут до финиша и обратно, но только они «ЗВЕНЯТ» – долго на выдохе говорят букву «Ззззз». Потренируемся? Команда «Комаров» -«Ззззз»! Молодцы! Команда «Жуков» -«Жжжжж»!Молодцы! А теперь все вместе! Здорово! Теперь начинаем нашу звуковую эстафету! На старт. внимание. марш!

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ “СЕЛО СКОРОГОВОРКИ”

Скороговорки – это веселая словесная игра, шуточное произведение народного творчества. Главное в ней – научиться говорить быстро. В скороговорках фраза построена на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое и четкое произношение.

РАЗМИНКА.
Педагог проговаривает фразу несколько раз с нарастающей быстротой, дети повторяют за ним в том же темпе.
( “ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА” )

“СОРЕВНОВАНИЕ СКОРОГОВОРЩИКОВ”
Приглашаются капитаны команд. Задача медленно и громко произнести слова скороговорки, чтобы смысл был понятен всем. Затем по команде ведущего оба игрока произносят скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот , кто не допустил ни одной ошибки.
(«МЫ ЕЛИ, ЕЛИ ЛЕНКОВ У ЕЛИ
МЫ ЕЛЕ ЕЛЕ ЛЕНКОВ ДОЕЛИ»
)

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Профессия повар

“СЛОМАННЫЙ СКОРОГОВОРНИК”.
Команды садятся друг напротив друга. Ведущий тихо называет первым игрокам каждой команды скороговорку. Начинающие игру передают ее вторым, вторые – третьим и тд. Последние игроки встают и произносят скороговорку вслух .Выигрывает команда первая завершившая передачу текста скороговорки и не допустившая ошибки в ее окончательном произнесении.
(«ПЕС ПАЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН»)

ЧЕТВЕРТАЯ СТАНЦИЯ “СЛОВАРНАЯ”
Я буду читать вам небольшие стишки, а вы внимательно послушайте – все ли правильно я буду говорить. Если неправильно, подскажите нужное словечко.
• На прогулку мы пойти хотели, тапочки на голову надели (Шапочки)
• Мед мишутке надоел, он машины бы поел (малины)
• Был Алеша очень рад –очень вкусный был халат (салат)
• Танюша маме помогает, посуду в койку убирает (мойку)
• Сидела миска на шкафу и вдруг как прыгнет на софу (Киска)
• У хозяйки тети Оли не хватает в супе моли (соли)
• Карлсон в форточку влетел и четыре клюшки съел (плюшки)
• Героям мы медали дали , на грудь повесили педали (медали)

ПЯТАЯ СТАНЦИЯ “СИНОНИМОВ”
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Например:
Смелый — храбрый, отважный, неустрашимый, мужественный.
Восхищение- восторг, ликование, очарование, завороженность.

Командам выдается карточка со словами. Задача команд подобрать по 4 синонима к каждому слову, кто быстрее.

1. Прикольно (интересно , занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно)
2. Круто (отлично, потрясающе, здорово, отменно, прекрасно, знатно, замечательно)

Надеюсь эта станция вам помогла найти синонимы, которыми вы теперь будете пользоваться чаще.

ШЕСТАЯ СТАНЦИЯ “ГОРОД СКАЗКИ”
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пышный хвост – краса
Кто это? (лиса)

А сейчас мы на сказочной станции. Назовите сказки в которых присутствует лиса.
Каждая команда по очереди называет сказки, за каждую сказку – жетон.
(Лиса и петух, Заюшкина избушка, Лиса Алиса и котофей Иванович, колобок, теремок, лисичка со скалочкой и тд)

Ну что ж сказки о лисе вы знаете, а теперь вспомните, какие стихи, присказки и песенки в сказках озвучивает лиса
Каждая команда перечисляет:
• “Битый не битого везет”
• “Как выскочу, как выпрыгну пойдут клочки по закоулочкам”
• “Ах, какая хорошая песенка, только слышу я плохо , Сядь ко мне на носок да пропой еще разок”
• “Петушок, петушок, золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошка”

СЕДЬМАЯ СТАНЦИЯ – “ДЕРЕВНЯ ПОТЕШКИ”
Мы только что побывали в городе сказок, теперь нам пора в деревню потешки.
Каждая команда инсценирует потешку, заученную ранее. Жюри оценивает выступление команд.
Примеры:

Жюри подводит итоги, награждает команды.

Педагог:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, теперь все ребята будут стараться, чтобы их речь была красивой, выразительной, правильной. Всего доброго!

Приложение:
Шаблоны жетонов

Комплексное занятие «Путешествие в страну Красивой речи»

Лариса Старосельцева
Комплексное занятие «Путешествие в страну Красивой речи»

(Музыка «Дорогою добра». Дети стоят в кругу)

– Здравствуйте, ребята! Ключ, который открывает замки в душах людей, – это улыбка, так давайте же сейчас подарим друг другу улыбки.

– Стань дружок скорее в круг.

Справа-друг и слева — друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Молодцы! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране Красивой речи, где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

Только на чем нам отправиться в путь. Конечно, же, на чем-то не обычном и почти волшебном. На воздушных шарах.

А вот и они. Выбирайте шарики, какие вам нравятся, держитесь по- крепче за ленточки. Полетели.

(Звучит спокойная музыка. Дети идут по кругу)

(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи)

– Смотрите, ребята, какая красивая страна. А ведь это и есть страна красивой речи.

(Встаём и перестраиваемся в полукруг)

(Дети перечисляют,что изображено на картине: красивый замок, яркое солнце, богатая зелень и т. д.)

Звучит музыка выходит Хозяйка Страны Красивой речи.

– Здравствуйте ребята, я Хозяйка Страны Красивой речи. Я рада приветствовать вас. Ребята, вы знаете какая речь называется красивой?

Каждый день, всегда везде

На занятиях, в игре-

Громко четко говорим,

Никуда мы не спешим

Если хочешь ты ответить,

Не шуми, только руку подними.

Все правильно и внятно,

Что б было всем понятно.

(Звучит гром и молния. Картинка стала черно- белой. Пропало солнце.)

-Ребята, случилось ужасное, нашу страну заколдовал злой Кощей Бессмертный. Он похитил лучики солнышка и оно загрустило. В разноцветной стране красивой речи стало тихо, темно и печально.

(Воспитатель указывает на экран, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)

-Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики, нужно выполнить задания! Поможем жителям этой сказочной страны?

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия

-Тогда садитесь скорее на стульчики! Вот и первое задание

-Перед вами лежат шарики. Это не простые шарики. Возьмите их в ладошки. Что они вам напоминают?

-Покатайте их по ладошкам, покатайте по- сильнее нажимайте.

Повторяйте за мной все движения и слова.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

-Ой, ребята, пока мы разминали наши пальчики северный ветер пригнал тучи на нашу страну. Небо стало хмурым. Давайте все вместе подуем, что бы тучи разошлись как можно дальше с нашего небосвода. (Не забываем, что мы губы держим трубочкой, щеки не надуваем, набираем побольше воздуха дуем долго, плавно)

Ну, вот тучи и разошлись. Стало на душе светлее. Самое время спеть веселую попевочку.

(Под музыку поют попевки)

-Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Посмотрите на экран, у солнышка появились лучики. Значит мы на верном пути. Вам надо продолжать путешествие по моей стране красивой речи. А я буду за вами наблюдать и свою страну от зла оберегать.

-Да, нам надо учиться красиво, говорить и тем самым помочь солнышку отыскать остальные лучики.

Начинаем скороговорить скогоговорки. А помогут нам картинки.

Дальше бой скороговорок разрешаю вам начать

Кто-то будет скороговорить.

Остальных прошу молчать.

Шёл Егор через двор,

нёс топор чинить забор.

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

-В теперь внимание.

Без углов дом не строится, а без пословицы речь не молвится.

Есть у вас пословицы?

Не даром говорится –дело мастера боится.

Дерево ценят по плода, а человека по его делам.

Землю солнце красит, а человека труд.

Добро потеряешь, опять наживешь, друга потеряешь- уже не вернешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Без родины милой, будешь ты птицею бескрылой.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Делу время, потехе час.

Жизнь дана на добрые дела.

Кончил дело, гуляй смело.

Ребята посмотрите у солнушка лучики появились

– Продолжаем мы играть, предметы одним словом называть.

(Кепка, шака, шляпа, пилотка;

диван, кресло, шкаф, кравать, стул;

повар, шофер, плотник, продавец, врач)

А теперь поиграем наоборот : обувь, одежда.

– Молодцы. Что же лишнее у нас?

(серьги, браслет, бусы, кузнечик;

Белка, медведь, собака, лиса;

Самолет, машина, поезд, корова).

А, сейчас, ребята, предлагаю отдохнуть. Давайте выйдем и присядем по-турецки на ковер. Следите глазками за моей волшебной палочкой.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

-А теперь веселая детвора все внимание сюда. Вот вам кузовок. Кладите все слова в него, которые заканчиваются на ОК.

Я положу в кузовок клубок…. (платок, сахарок, значок, замок, пирожок, творожок, кулачок, каблучок, родничок, кабачок, кружок, носок, чулок, венок)

Ребята посмотрите у солнышка появились новые лучики.

– А теперь ребятки не зевайте слово быстро изменяйте

Игра «Один-много»

На берегу росла сосна, а рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звезды.

Стал красным, красным помидор, а рядом помидоры.

Вот гном один вот гном второй, а вместе это гномы.

Молодцы, вы, малыши, поиграли от души. Вот что значит русская душа, до чего же хороша. В хороводе отличись и весельем зарядись.

(Физминутка «Матрешки»)

-Смотрите, ребята, у солнышка появились новые лучики. Здорово!

-Какие вы молодцы, вы так трудились старательно. И мне вас всех хочется обнять, погладить. Давайте хотя бы назовем друг друга ласково, передавая друг другу добро.

-Ребята, вы знаете много сказок. Скажите лиса в русских народных сказках какая? А волк какой? Давайте всем покажем и расскажем, какие они.

(Инсценировка.)

В стране красивой речи стало так грустно, что даже все сказки перемешались.

Давайте разберем их и сложим по порядку.

-Какие сказки мы собрали?

-Кто хочет, подари нам эту сказку?

– Ребята, смотрите у солнышка появились все лучики. Оно засияло.

А вот и мастерская. Давайте заглянем туда и сделаем для солнышка подарок разноцветные бантики. Это будет так приятно. Вы согласны, друзья.

Вот и готовы наши подарки. Принимай-ка солнышко бантики на память.

Солнце с бантиками

Солнце улыбается, все в красках.

– Ребята, какое солнышко? (Яркое, теплое, лучистое, желтое, доброе, милое, нарядное, ласковое, смешное, радостное, веселое, любящее)

Посмотрите, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. Все ожило, заиграло красками. Злое колдовство мы победили.

(Дети встают в кружок)

-Молодцы ребята, и в знак благодарности я приготовила для вас вот такие замечательные награды.

А эти награды для ваших гостей. Вернетесь в садик, обязательно их передайте.

Читайте также:
Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

-Ну что ж настало время со сказкою прощаться.

-До свидания, друзья!

Домой в детский сад пора нам возвращаться!

А чтобы нам из волшебства вернуться к шарам нам нужно повернуться, за ленточки будим крепко держаться домой всем надо возвращаться. Полетели!

-Вот мы и вернулись. Здесь ждут нас гости. Давайте расскажем что нам больше всего понравилось в стране красивой речи. (Ответы детей) .Ребята, какое задание для вас было самым трудным, какое легким?

Я думаю, что вы все будите любить свой родной язык и стараться говорить красиво.

Дорог мне язык родной.

С колыбели мир огромный.

Он открыл передомной.

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам.

Так всей душой мы любим родной русский язык

И свой любимый Курский край.

Любой из нас пришел на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Но при всем при этом.

Должны мы четка и красиво говорить.

Прикреплённые файлы:
zanjatie_hq9h8.ppt | 13203 Кб

Конспект занятия «Путешествие в сказочную страну Красивой речи» Программное содержание: Образовательные: – закреплять и расширять представление детей о гласных и согласных звуках; – совершенствовать практические.

Комплексное физкультурное занятие «Путешествие в страну мячей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» Комплексное физкультурное занятие Тема: «Путешествие.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы. Задачи:.

Конспект НОД «Путешествие на планету речи». Бинарное комплексное занятие (подготовительная к школе группа) Бинарное комплексное занятие по развитию грамоты и рисованию Тема: Путешествие на планету Речи Место проведения МБДОУ № 49 «Золотой петушок».

Конспект образовательной деятельности. «Путешествие в страну Красивой и правильной речи». (подготовительная группа) Конспект образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная Образовательная область: Речевое развитие Непосредственно образовательная.

Развлечение «Путешествие в город Красивой речи» Муниципальное общеобразовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида» №32 поселка Раздольное Надеждинского района Развлечение.

Логопедический праздник «Путешествие в город Красивой речи» Ход логопедического досуга: Логопед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Вы любите путешествия? Я хочу пригласить всех вас совершить.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Технологическая карта ООД в старшей группе. Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» Целевые.

Путешествие в страну Красивой речи конспект итогового занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе Цель: закреплять знания, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2.

Общешкольное мероприятие «Маленькое путешествие в страну Речь»

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Маленькое путешествие по стране Речь». В разработке доступным языком учеников знакомлю о речи, как целостной системе и о необходимости заниматься развитием речи комплексно.

Общешкольное мероприятие: «Маленькое путешествие в страну Речь»

1. Формировать у обучающихся воспитанников представления о речи, как о сложной деятельности человека.
2. Развивать технику речи путём выполнения практических, тренировочных упражнений.
3. Воспитывать любознательность к русскому языку посредством речевых игр.

  • презентация по теме : «Речь»

Видеоролик: пение птиц, шум моря. Шарики, слоги: лис-то-пад-ни-чек, слоги для игры «Собери слово из слогов», вата, воланчики для дыхательных упражнений, грецкие орехи, Заяц, ансамбль: Нотка, жюри

1. подготовить пантомиму на 3 минуты от каждого класса;
2. подготовить по 3 скороговорки от класса.
3. одно небольшое интересное стихотворение.
4. мастер – класс по изготовлению воланчиков для дыхательных упражнений.

Ход мероприятия

1. Орг. момент.

– Дети рассаживаются по местам, на экране видеоролик: пение птиц, шум моря.

– Сегодня в жюри работают (ведущий представляет жюри).

– Объяснение правил: за что ставятся баллы, как определят класс – победитель.

2. Сообщение темы через пантомиму.

– Ребята, сейчас вы будете смотреть пантомиму. Ваша задача рассказать, что хотели сказать артисты.

Ученики показывают и отгадывают содержание пантомимы.

– Как вы думаете, удобно всегда в общении использовать язык тела, пантомиму?

– Сегодня мы постараемся понять немного про речь.

Слайды из презентации:

3. Техника речи.

Проверка домашнего задания: изготовленные воланчики.

– Упражнение: надуть шарик. От каждого класса по 2 человека.

– Как вы думаете, для речи важно умение надувать шарики?

– Человеку важно не просто дышать, а использовать диафрагмально-рёберное дыхание.

– Положите руки на нижние рёбра и сделайте вдох так, чтобы почувствовать, как они расширяются, надувается животик как шарик, и плавно медленно выдыхайте.

Повторите несколько раз.

Вы дышали правильно.

– С помощью чего ещё можно развивать дыхание? (с помощью танцев, занятием спортом)

– Какие виды спорта вы знаете?

– С помощью чего ещё может развивать правильное дыхание человек? (зарядки)

– Сделаем несколько упражнений зарядки.

Прочитайте на слайде, чем полезно диафрагмально-рёберное дыхание.

Слайд из презентации.

– К нам в гости забежал зайчишка.

– Кто знает, как зовут зайчат, появившихся на свет осенью.

Читайте также:
Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

– Соберите из слогов слово – это и будет ответом (лис-то-пад-ни-чек).

– задание: Каждый класс собирает из слогов слово.

– Ребята, а почему он не может сам назвать своё имя?

(У него нет голоса).

– Самое лучшее упражнение для развития голоса – это пение.

– Сейчас выступит ансамбль: Нотка. Они исполнят песню.

– Но чтобы красиво говорить, дыхания и голоса мало.

– Надо умело управлять движениями губ и языка.

Все выполняют упражнение: жевание губами, языком -качели, лопату, жало и фокус.

Значит, и произносить вы будете правильно.

– Проводим конкурс скороговорок.

От каждого класса по 3 человека.

4. Физминутка.

– Надо вместо слова хорошийсказать тоже самое, но другим словом.

5. Язык.

– Вот всё о чем мы говорили ранее, называется техника речи. И как вы умело работаете инструментами, так вы должны владеть техникой речи.

– А смысл речи передаёт язык и он бывает родной и иностранный, жестовый.

– Наш родной язык, какой? (русский).

– У итальянцев —? (французов, немцев, англичан и т. д.)

– Говорить на русском языке надо правильно!

– Почитайте содержание слайдов и всегда говорите правильно про себя.

Слайды из презентации.

– Юля прочитает стихотворение, где с помощью русского языка выражены чувства. (А. Барто Мы не заметили жука)

– Послушаем домашнее задание: проводим конкурс чтецов. – стихотворение.

Пока жюри подводит итоги, прочитаем правила красивой речи.

6. Итог.

– Слово предоставляется жюри.

Акимова Людмила Юрьевна,
учитель-логопед

Общешкольное мероприятие ‘Маленькое путешествие по стране Речь’

Подготовила учитель – логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 “Берёзка” город Чусовой

Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе совместной игровой деятельности с родителями.

Задачи:
1) приобщить родителей к образовательному процессу;
2) познакомить родителей с некоторыми игровыми приёмами и упражнениями по развитию речи детей.
3.) помочь родителям увидеть учебную проблему ребенка или, наоборот, убедить в успешности освоения им знаний;
4) обеспечить психологический комфорт для всех участников развлечения.

Оборудование: запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов, диапроектор, магнитофон, карточки с цифрами для игры “Танцевальные цифры”, листочки и ручки для заметок родителям, листы с предметными картинками на каждую команду – 4 шт., монетки и конфетки для команд, набор карточек с предметными картинками – 4 комплекта по 5 карточек для игры “Загадай предметы”, набор серий сюжетных картинок – комплекта, шпаргалка с песней “Маленькая страна”, мольберт.

Звучит мелодия № 1

Ведущий:

Здравствуйте дорогие родители и дети группы “Радуга”. Уже совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Чтобы каждому ребёнку успешно учиться, важное значение имеет то, как говорит ваш ребёнок. Правильная речь -залог успеха ребёнка не только в школе, но и в дальнейшей судьбе человека. Всем известно, что как ребёнок говорит, то так он и пишет. А часто он говорит так как слышит . Недостатки звукопроизношения часто отражаются отразятся на письме. Связная речь пригодится ребёнку во время ответов на уроках., чтобы рассуждать. Известно, что слова являются инструментом мышления человека. С помощью слов человек сравнивает, обобщает, классифицирует, исключает лишнее, логически мыслит. А если у ребёнка ограниченный словарь, то чем же ему размышлять и думать.

Сегодня мы проведём для вас ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ мероприятие по развитию речи ваших детей, которое одновременно будет стимулировать их мышление. Мы отправимся в путешествие к самой королеве правильной Речи. Будем выполнять разные задания, для того чтобы стать грамотными.

Для этого нам нужно разделиться на команды. В этом нам поможет игра “Танцевальные цифры”.

Звучит мелодия № 2

(Взрослые делятся на подгруппы по 2, 3, 4 человека, а дети присоединяются к ним.)

Звучит мелодия № 3

(Выходит королева правильной речи)

1. Входит королева правильной речи в зал. Здравствуйте дети и родители. Я рада вас приветствовать в этом зале. Приглашаю вас отправится в королевство правильной речи слайд 1 .Там я вас познакомлю с интересными жителями, которые помогут научится вас вам говорить правильно и красиво. Итак отправляемся, но помните во время пути вы должны выполнять самое главное правило:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы проговаривать звуки правильно, нам поможет артикуляционная гимнастика в считалочке. слайд 2.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем;

Королева: Вот мы и оказались в моей стране.

Звучит мелодия № 4

слайд 3

Королева: . А вот и её первый житель – это СЛЫШ.

слайд 4

Он очень любит прислушиваться к разным звукам, узнавать их. Особенно он радуется звукам природы. Слыш записал для вас свои любимые звуки и спрятал их в красивую мелодию. Их нужно послушать, узнать и нарисовать источник звука на лист всем командам. Чья команда последней назовёт источник звука, та и получает денежку грамотейку. Эти денежки вы можете потом обменять на конфеты.

Читайте также:
Нетрадиционные формы работы в логопедии

Звучит мелодия № 5

Королева:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Ведущий: Да ребята, мы должны обязательно научиться выговаривать все звуки речи красиво, чтобы в школе правильно читать и писать. И сейчас вам дети споют весёлые логопедические частушки . А вы внимательно послушайте их!

слайд 5

Дети поют логопедические частушки.

Ведущий. Вот, что бывает, когда звуки речи не исправляют, придавайте большое значение правильности звукопроизношения!

Королева: После весёлой музыкальной паузы мы продолжаем своё путешествие по королевству. И вот нас встречает следующий герой. Вы узнали, кто это. Это Лунтик. слайд 6 .Он упал с луны на землю. Теперь он знакомится с жителями этой страны, с названиями многих предметов. А когда не знает названия предметов отправляется в королевство правильной речи за ответами на свои вопросы. Помогите Лунтику вспомнить названия предметов на картинках и подпишите на своих листочках

Звучит музыка № 6 слайд 7

А теперь скажите, к какому общему словечку относится овечка-это дом.животное

ЛОСЬ, ЭСКАЛАТОР, ИНДЮК, СТРЕКОЗА ,СОСНА, АНАНАС ,ЧЕРНИКА, ДУРШЛАК, ТАБУРЕТКА, АКУЛА, СОРОКА .

Ребята, про какой предмет можно сказать: рогатый, зубастая, глазастая, дырявый.

А какой предмет совершает такие действия: бодается, летает, болбочет, растёт.

Всему название дано

и зверю и предмету

вещей кругом полным полно, а безымянных нету

И всё что видит глаз над нами и под нами

и всё что в памяти у нас обозначено – . (словами)

Молодца, ребята! Получайте свои награды.

Королева: Наша дорога привела нас к одной избушке. Сейчас мы с вами погостим у “Бабушки – Загадушки.”

Слайд 8

Она любит загадывать разные предметы, не называя само слово. Предлагаем загадать предметы и вам. Капитанам нужно загадать словами 5 предметов на картинках своей команде. Вы можете получить 5 монеток за каждое отгаданное словечко.

1 команда: банан , кровать , пенал ,сапоги, кошка;

2 команда: яблоко, диван ,самолёт ,зебра , карандаш;

3 команда: груша ,морковь, снег, шкаф ,тетрадь;

4 команда: ёлка, огурец, корова, барабан, ворона;

Королева: Еще Живёт в волшебном лесу “Сказочник”

Звучит музыка № 4 слайд 9

Он любит сочинять разные истории, но стал совсем старенький, не может вспомнить свои сказки по-порядку. Помогите ему определить “Что было сначала, а что потом”. расскажите по -порядку картинки , расскажите свою историю. А можете даже дать название своему рассказу или сказке.

Чтобы выйти из королевства правильной речи, нам нужно , чтобы нас пропустила мудрая сова.

слайд 10

Она читает интересные книги, добрые сказки, умные энциклопедии, поэтому много знает. Она любит умных детей и выпускает из королевства только таких детей. Нам нужно ответить на все её умные вопросы правильно.

1. Блиц – опрос первой команде:

Кошка пушистая, а дельфин -. (гладкий)

Лодка плывёт, а машина -.

Птицы живут в гнёздах, а люди в -.

Лимоны кислые, а сахар -. (сладкий)

Из шерсти вяжут, а из ткани -. (шьют)

2. Блиц-опрос второй команде:

Лужа мелкая, а море-..(глубокое)

Дорога широкая, а тропинка – (узкая)

Подушка мягкая, а доска -. (твёрдая)

Мальчик молодой, а дедушка -. (пожилой)

Сосна высокая, а кустик -(низкий)

3. Блиц – опрос третьей команде:

Мышка маленькая, а слон -.(большой)

Ворона тяжёлая, а бабочка -..(лёгкая)

Булочка мягкая, а сухарик..(жёсткий)

Паутинка тонкая, а бревно – (толстое)

Буратино весёлый. а Пьеро – (грустный)

4. Блиц-опрос четвёртой команде:

Ведьма злая, а Фея -..(добрая)

Гольфы длинные, а носки -..(короткие)

Волк голодный, а собачка -..(сытая)

Летом тепло, а зимой -. (холодно)

Утром завтракаем, а вечером -. (ужинаем).

Королева:

Вместе дружно занимались

Звуки слышать мы старались

Будем говорим на пять

Можем дикторами стать.

Посчитайте сейчас ваши монетки, вы можете обменять на конфетки у жюри.

Ведущий. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад. А поможет нам вернуться песня “маленькая страна” Звуки очень любят песни, с песней жить нам интересней.

Звучит Мелодия № 8 (фонограмма). Слайд 11

Песня «Маленькая страна»

В эту страну попасть непросто

Грамота там живёт.

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.

Там говорят и пишут верно

Звуки и все слова.

В этой стране не будет места

Грубым и злым словам.

Трудности и ошибки речи

Не приживутся там.

Нас логопед научит звуки

Будем всегда и везде стараться

Ведущий. Молодцы, дети и взрослые очень красивая песня. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне пора с вами прощаться.Я хочу на прощанье вам сказать эти важные слова:

Читайте также:
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Звучит мелодия № 9 слайд 12

Лингвистическая игра “Путешествие в страну Родная Речь”
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_po_russkomu_yazyku.docx 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Лингвистическая игра «Путешествие в страну Родная речь»

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она – Родная речь.

В этой удивительной стране хранятся накопленные веками несметные богатства человеческой мысли и опыта. Богатства эти доступны любому человеку, если он умеет бережно и аккуратно обращаться со словами. А поможет нам в путешествии по Родной речи – Азбука.

Итак, добро пожаловать в страну Родная речь (включается презентация)!

Чтобы путешествие не было скучным, мы проведём его в виде игры. Разбейтесь на 3 команды, выберите капитана и вперёд! (Дети выполняют задания, представленные в презентации, набирают баллы. В конце мероприятия подводятся итоги.)

Азбука пусть начинается с аиста-

Он, как и азбука, с «А» начинается.

– Вспомните слова о зиме со звуком «А»

Разыгралась буква Б

И бараном блеет : «Бе – е – е – е»

– Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое

Вот и буква В видна в дали –

Как будто крендель испекли,

– Найдите лишние слова, в которых есть глухой согласный звук:

Лев, плов, шарф, ваза, волк.

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

«Я га-га-га голосист».

– Найдите слова в слове Градусник

Дорожки, дуб, дворы, дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках.

– Рассыпалось на буквы слово, обозначающее маленький духовой инструмент. Соберите это слово: ОДЧКДУА

Е на грядке пригодилось,

Вместо грабель потрудилось.

– Придумайте предложение из трех слов, чтобы все они начинались с буквы Е

На букву Ё ты назовешь

Три слова: ёлка, ёж и ёрш.

И всё ужасно колко,

У каждого иголки!

– Придумайте три слова, чтобы буква Ё была в начале, середине и конце слова.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

– Назовите животных в названии которых есть звук – Ж

На эту букву посмотри

Она совсем, как цифра «три».

– Какой буквой можно дополнить слово ЗАЛ, чтобы оно выстрелило?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три.

А какая буква? – И!

– Подбери рифму к слову Игра –

Букву Й зовут «И кратким»,

И как И в твоей тетрадке,

Чтобы И не путать с Й,

Сверху галочку пиши.

– Разгадайте ребусы: 100Й, 100Л, ЛА – 100 – ЧКА, 100 –ЛИЦА

( стой, стол, ласточка, столица)

Сигнальщик держит 2 флажка,

С флажками он – как буква К.

– Прочитайте письмо. Письмо пришло из уголка Дурова. Пока шло по почте, порвалось. Письмо склеили, и вот что получилось: «Котел смета нудно выл и зал всё». Что было написано в письме?

(Кот ел сметану дно вылизал всё)

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

– В слове перемешались буквы. Получилось МААЛП. Что за слово?

Хорошо известно всем,

Где метро, там буква М.

– Вспомните цветы, в названиях которых есть звук – М.

На букве Н – я ,как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

– Прочитайте имена в этих шарадах – загадках: ША-ТА, ЖДА-ТЕ

Посмотри на колесо-

И увидишь букву О!

– Найдите слова в слове ОСАДОК

(сад, садок, доска)

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

– Дополните предложения словами на букву П:

На огороде выросли красные …

В саду распустились красивые …

Мальчик отправил на почте…

Полина дома сняла …

Буква Р – на мачте парус.

Вдаль плывет, небес качаясь.

– Предлагаю отправиться в мебельный магазин и купить для новой квартиры мебель, в названии которой есть звук Р

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– Как записать – сухая трава – четырьмя буквами?

Молоток стучит «Тук- тук!

Букве Т я старый друг!»

– Слово рассыпалось – собери: И Т Р Г

Ты увидишь букву У

– Отгадайте шараду о рыбном блюде:

Известное я блюдо, когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой эФ.

– Названия двух нот соединились в одно слово: получилось огородное бобовое растение. Назовите его.

Х- все ходит, ходит, ходит-

Место, что ли не находит?

– Придумайте рифму к слову Храбрец

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Известно только то, что оно начинается с буквы Ц – соберите его :

Ч – с четверкой спутал чижик

И прочел: «четыре ижик»

Чёрный – ый + о + слива – а =

Часть – ь + ушко – о + а =

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

– Подумай же внимательно,

Поразмысли не спеша,

И отыщешь обязательно

Пять вещей на букву Ш.

Назовите одежду, начинающуюся с буквы Ш

Буква Щ поможет вам

Чистить зубы по утрам.

– Найдите, убрав одну букву слово в слове: ЩЕПКА

А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой, увы.

– Назовите слова с Ы в середине слова и в конце слова.

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

– Заполните пустые клеточки

__ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ

__ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ ; __ __ ЛЬ

Это Э с открытым ртом

И большущим языком.

– Составьте новые слова из слова Электровоз.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столику прибью.

Ой, смотри- ка, что случилось:

– Как из слова САЛАТ с помощью буквы Ю сделать новое слово?

Внеклассное мероприятие по логопедии на тему “Путешествие в страну Правильной речи”

Цели: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, творческое воображение. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по логопедии на тему “Путешествие в страну Правильной речи” »

Мероприятие на тему: «Путешествие в Страну правильной речи»

Цели: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, творческое воображение. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков. Оборудование: Мультимедийная доска, презентация со слайдами. Слайды презентации: Царь Грамотей. Лесная дорожка Избушка Бабки-Ёжки. Лесная поляна. Самолет. Ночь. Дорога в горы. Ракета. Радуга. Пирог. Тетрадь. Рукавицы. Рак. Расческа. Поросенок. Паровозик. Поляна с ромашками. Дворец в Стране знаний.

Логопед: Дорогие гости! Рады вас приветствовать на нашем празднике! Ребята на логопедических занятиях обучались красиво и правильно говорить, и сегодня нас ждёт царь Грамотей, чтобы порадоваться успехам детей и вручить ключ от Страны правильной речи (показ слайда №1).

Логопеду передают конверт, в нём письмо от царя Грамотея.

Логопед читает письмо: Ой, ребята, помогайте, Из беды всех выручайте! Звукоешка как-то раз В наше царство пробралась, Ключ заветный, вот плутовка, Утащила очень ловко. Нужно вам её догнать, Нужно ключик отобрать. Вносится игрушка Звукоешка. Звукоешка: Чтобы ключик получить Нужно очень умным быть. Вам его я не отдам И преграды вам создам. Я знаю, что вы занимаетесь с логопедом, вот и посмотрим, чему вы научились. За каждое выполненное задание я вам буду давать частичку ключика. Если вы справитесь со всеми заданиями, то сможете собрать весь ключик и открыть им двери Страны правильной речи. А если задания окажутся для вас трудными, то ключик останется у меня!

Логопед. Ребята, сейчас мы отправимся в путь, чтобы отобрать у Звукоешки ключик и попасть в Страну правильной речи. Путь нам предстоит непростой, Звукоешка никогда не отдаст ключик просто так. Она приготовила для нас задания, но, я думаю, мы с ними справимся.

По лесной дорожке Наши ножки шагали.

Листочки под ножками Тихо шуршали (показ слайда № 2)

( Дети идут по кругу, потирая ладони, произнося: «Ш-ш-ш» отрывисто, длительно.)

– Смотрите, ребята, мы пришли к избушке Бабки-Ёжки (показ слайда № 3).

Дети выполняют движения.

Вот и избушка Бабки-Ёжки.

Избушка в сказочной глуши (дети поднимают руки вверх и соединяют их над головой в виде крыши)

Стоит на курьих ножках. (Встают на одну ногу, руки на поясе).

Из сказок знают малыши (соединяют ладони на уровне груди и раскрывают их в виде книжки),

Живёт в ней Бабка-Ёжка (хлопают в ладоши).

Наверно, очень скучно ей (руками обхватывают щёки и качают головой)

Одной в своей избушке… (Дети поднимают руки и соединяют их над головой в виде крыши).

Сидит на печки, ждёт гостей (приседают, встают и смотрят вдаль из-под руки)

И в чай макают сушки (кончиками больших пальцев обеих рук касаются поочерёдно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца).

Как в сказку хочется попасть (встают на носочки, поднимают руки вверх) И в гости к Бабке-Ёжке… (Встают на одну ногу, руки на поясе).

На ступе вволю полетать (машут руками, как крыльями),

Увидеть курьи ножки. (Руки на поясе, поочерёдно вытягивают вперёд и ставят на пятку то правую, то левую ногу).

Логопед. Вот поляна перед нами (показ слайда №4).

Что лежит тут под кустами? Да ведь это же слова Плачут горькими слезами. Что тут слышится не так, Угадайте-ка, друзья.

Игра «Слово заблудилось».

Сладко спит в берлоге… миска,

На столе с салатом… мишка.

В поле землю я… пасу, На лугах коров… пашу.

На виду у детворы… крысу красят маляры.

С другом мы играли в… чашки, Пили чай из белой… шашки.

Модница надула… шубы, Не подходят ей все… губы.

Вылезла из норки… шишка, На неё упала… мышка.

Пожарник надел… кашку, А Маша съела… каску.

Дети исправляют, выясняя, в каком слове звук заблудился.

Логопед: Все внимательными были! Словам звуки возвратили! За это нам Звукоешка отдает часть ключика.

Логопед: Нам нужно двигаться дальше. Отправляется в полёт Наш огромный самолёт (показ слайда №5).

Дети расправив руки в стороны бегут друг за другом по залу, произнося звук -Л- (отрывисто, длительно).

Логопед: Посмотрите-ка, друзья, Тут опять у нас беда! Звукоешка прибежала, Предложения сломала, На тучки их развесила, Словечкам там не весело.

Игра «Исправь предложение».

Ёлка прыгнула на белку.

Булка с колбасой съела Володю.

Теплое молоко выпило мылыша.

Небо плыло по белому облаку.

Новое платье испачкало Милу.

Каска одела солдата.

Логопед: Молодцы, ребята! Звукоешке ничего не остаётся, как отдать нам ещё одну часть ключика. Дети составляют две детали ключика.

Логопед: Трудная у нас с вами была работа. Нужно вам немножко отдохнуть. Упражнение на общее расслабление (показ слайда № 6).

Ночь пришла, Дети сидят в расслабленной позе.

Закрыла ставеньку. Изображают засыпающего ребенка.

Логопед: Отдохнули мы немножко. Но дорога далека, Дальше двигаться пора. Заводите вы моторы, Впереди крутые горы (показ слайда №7).

Дети бегут друг за другом залу, имитируя мотор машины -Р-.

Логопед: Звукоешка пробегала, стихи прочитала, По одному словечку из каждого

украла. Нужно нам словечко вернуть в стихотворение.

Игра «Закончи стихотворение».

К неизведанной планете

Полетим мы на… ракете (показ слайда №8).

Дождь прошел, И на луга опустилась… радуга (показ слайда №9).

Я взял муки, я взял творог, Испёк рассыпчатый… пирог (показ слайда № 10).

Чтобы было, где писать В школе нам нужна… тетрадь (показ слайда №11).

Пусть мороз зимою злиться Мы оденем… рукавицы (показ слайда №12).

В речке есть один чудак. Не рыбёшка. Это… рак (показ слайда №13).

Растрепалась вдруг прическа. Срочно нам нужна… расческа (показ слайда №14).

Вместо носа пятачок, Вместо хвостика – крючок, Голос мой визглив и звонок. Я – весёлый… поросёнок (показ слайда № 15).

Логопед: И с этим заданием вы справились. Получайте от Звукоешки частичку ключика. Дальше двигаться пора! Собирайся, детвора! На поезд мы сели, Колеса запели: Чу-чу-чу! (показ слайда № 16). Дети двигаются друг за другом по кругу, имитируя поезд.

Логопед: Снова поляна перед нами, Как ковер, усыпана цветами! (показ слайда № 17).

На одном из них заданье. Две ромашки на опушке, Нам собрать сегодня нужно.

Но ромашки не простые, Лепестки все расписные.

Звукоешка их напрасно Все запутала, смешала,

Чтоб никто не угадал, Где звук -Р-, а где звук –Л-.

Игра «Логопедическая ромашка».

Дети делятся на две команды.

Одна команда собирает ромашку, на лепесточках которой картинки, в названии которых слова со звуком –Р-, другая команда – слова со звуком –Л-.

Логопед: Вот ребята постарались, И совсем не растерялись. Всё исправили, собрали, Звукоешке не отдали! Некуда ей деваться, она отдаст нам последнюю часть заветного ключика! Теперь мы с вами можем им открыть двери в Страну правильной речи!

Но что это, дети?

Звукоешка нам вредила,

Но сейчас вдруг загрустила: Никто в гости не зовёт И конфет ей не даёт.

Может, мы её простим И с собою пригласим?

Ты нам больше не вреди, Хорошо себя веди!

Звукоешка: Не хочу плохой я быть, Хочу с ребятами дружить! Чтоб доставить радость вам, Ключик я сейчас отдам.

Звукоешка отдаёт последнюю часть ключика.

Дети добавляют недостающую часть и открывают ключиком двери в Страну знаний (показ слайда № 18).

Логопед: Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в Стране правильной речи. Мы только учимся прислушиваться к звукам, старательно овладеваем умением правильно и красиво говорить, и преодолели все препятствия, которые приготовила для вас Звукоешка. И сегодня покажем, чему вы научились на занятиях.

Потерялась буква Р. Где? В трамвае, например.

Или мы её вчера Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали, проверьте, В запечатанном конверте?

Может, милиционер Принесет нам букву Р?

Но сказала громко Маша: – Отыскалась буква наша!

Как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета!

Логопед: Над нашими детьми не придется смеяться. Они с легкостью справляются со сложными скороговорками.

Конкурс «Лучший скороговорщик». На горе Арарат растёт крупный виноград.

Логопед: На занятиях дети не только учатся красиво и правильно говорить, но и развивают внимание и память.

И в заключение нашего праздника игра на внимание «Эхо».

Повторяйте последний слог каждого слова три раза.

Собирайтесь, детвора! Ра-ра-ра! Начинается игра! Ра-ра-ра!

Да ладоши не жалей! Лей-лей-лей! Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей!

Сколько времени сейчас? Час-час-час! Сколько будет через час? Час-час-час!

И не правда будет два! Два-два-два! Думай, думай, голова! Ва-ва-ва!

Как поёт в селе петух? Ух-ух-ух! Да не филин, а петух? Ух-ух-ух!

Вы уверены, что так? Так-так-так! А на самом деле как? Как-как-как!

Это ухо или нос? Нос-нос-нос! Или может сена воз? Воз-воз-воз!

Это локоть или глаз (держится за ухо)? Глаз-глаз-глаз!

А вот это что у нас (показывает на нос)? Нас-нас-нас! Вы хорошие всегда? Да-да-да!

Или только иногда? Да-да-да! Не устали отвечать? Чать-чать-чать!

Логопед: – Вот и подошёл к концу наш праздник!

Но ваше путешествие по Стране правильной речи только начинается. Я надеюсь, вы поняли, как важно говорить красиво и понятно. Вам пришлось немало потрудиться, но труд никогда не бывает напрасным.

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.
статья по логопедии по теме

Скачать:

Вложение Размер
vakhrusheva_n.a._doklad_na_sait.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

Словарь, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребёнка. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, и др. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Логопедическое обследование детей с ОНР III уровня выявило следующие нарушения в развитии словаря признаков. При описании игрушки дети ограничивались перечислением составляющих её частей. Hаибольшее число ошибок было связано с прилагательными, обозначающими величину предметов, дети использовали только два понятия: большой и маленький, которыми заменяли слова длинный, короткий, высокий, низкий и др. Дети испытывали большие затруднения при подборе антонимов и синонимов. Чаще всего при подборе антонимов дети повторяли слово- стимул с частицей «не»: твердый – не твердый. При подборе синонимов дети чаще заменяли их словами – антонимами («веселый – грустный»).

Анализируя результаты логопедического обследования в разделе «Лексический запас», нами были сделаны выводы, что у детей с ОНР III уровня наблюдаются низкие показатели в словаре признаков (рис.1). В связи с этим у детей не сформирована связная речь: рассказы недостаточно полны, развёрнуты, c трудом составляют описательные рассказы о предметах и объектах, где ребёнку необходимо выделить качества (признак) предмета.

Большое внимание специалистов, логопедов-практиков к проблеме поиска эффективных методов и приёмов логопедической работы по развитию словаря признаков у дошкольников с ОНР подчеркивает актуальность темы, так как прилагательные занимают особое место в речи дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения.

Цель данной работы внедрить дидактическую игру как средство развития активного словаря прилагательных детей дошкольного возраста с ОНР. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Определить основные направления коррекционной работы по развитию словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи.
  2. Создание системы дидактических игр, направленных на развитие активного словаря прилагательных.

Практическая значимость данной работы заключается в систематизации конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей лексического запаса, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Применение наглядно – игровых средств и словесных упражнений актуализируют знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности. Игровая деятельность делает образовательный процесс эмоциональным, деятельностным, позволяет ребёнку получить собственный опыт. На основании вышеизложенных данных нами были составлены и систематизированы дидактические игры и упражнения по формированию и развитию словаря признаков.

На первом году обучения: дети учатся классифицировать предметы и объекты по цвету (основные цвета), по величине (большой, маленький, средний). Например: дидактическая игра «Рассели коров в коровники». Цель: формировать умение классифицировать объекты по цвету, величине. Взрослый показывает коровники, дети говорят, чем они отличаются (одни коровники большие, другие маленькие, у одних синяя крыша, у других красная). Затем взрослый говорит, что коровы паслись на лугу, и теперь не могут найти свой коровник. Дети расселяют коров, ориентируясь на цвет и величину, объясняют свой выбор: «Коровник большой и корова большая». Аналогично проводятся игры по другим лексическим темам: «Рассели коз в хлев», «Поставь машину в гараж», «Рассели поросят в свинарник», «Помоги найти конюшню», « Накорми поросят», « Напои семью чаем» и др.

Цель игры «Угадай игрушку»: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. Взрослый показывает 3 – 4 игрушки, ребенок их называет. Педагог рассказывает о каждой игрушке, акцентируя внимание на внешних признаках: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

На втором году обучения – речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.), дети в речи начинают употреблять слова – антонимы. Нами были сделаны серии игр «Разложи на группы» Цель: развивать умение классифицировать предметы, объекты по цвету, величине. В данных играх педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением предметов по лексической теме (например, тема «Посуда»), просит внимательно их рассмотреть:

-Что нарисовано на картинках? Разложите эти чайники на 2 или 3 группы – подходящие с подходящими. Дети объясняют свой выбор. Задания выполняется, пока дети не разложат картинки по двум признакам (цвет, величина). Серия игр с куклой – «Куклы: веселая и грустная» на практическом уровне знакомят детей со словами –антонимами. Цель игры: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный. «Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)» Целью игры: «Куклы рисуют и гуляют» является знакомство со словами, близкими и противоположными по смыслу, а также с промежуточными признаками: в гости приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая. (маленький). Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая. (под низкой). Дождь закончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая. (по узкой).

На третьем году обучения происходит усложнение заданий за счет выделения гораздо большего количества свойств и качеств. Подбор антонимов и синонимов, согласование существительных с прилагательными. Формируются навыки словообразования (образование прилагательных от существительных).

Серия игр «Разложи на группы», усложняется в сравнении со средней группой, так как увеличивается число признаков. Например, в игре «Что напутал Буратино?» дети должны найти ошибки в описании предмета и исправить их. Педагог сообщает, что в гости пришел Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про утенка, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности. Цель игры «Скажи какой»: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
  • замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
  • составление предложений со словами синонимического ряда;
  • составление рассказа со словами синонимического ряда.

Практика и проведенное исследование показывают, что применение на занятиях по формированию лексической стороны речи дидактических игр и словесных упражнений, способствует более эффективному овладению дошкольниками с ОНР словаря признаков, что в свою очередь повышает уровень связного высказывания.

1. А. М. Бородич, “Методика развития речи детей”, М., 1981 г

2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.

3.ВеселоваС.С.Словарная работа с детьми логопедической группы // Логопед. 2009. № 2.

4. Нищева Н.В. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: