Общение воспитателя с детьми

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Педагог постоянно находится в центре внимания, общается с детьми непрерывно в течение дня. Простое общение с ребенком несет потенциал, который по силе воздействия превосходит все образовательные и воспитательные усилия, но часто остается недооцененным. Если воспитатель правильно общается с детьми, они тянутся к нему, слушают и слышат его. Такому педагогу легче справляться с малышами и достигать взаимопонимания в общении с родителями.

Какие правила необходимо соблюдать при общении с детьми

Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом. Чтобы этого добиться, всегда следите за тем, что и как вы говорите и делаете.

Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите. Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь.

Разговаривайте с детьми, как со взрослыми. Дети очень любят, когда к ним относятся со всей серьезностью. Не игнорируйте детские вопросы: если вы можете ответить, уложившись в несколько фраз, сделайте это, не откладывая. Если нет, не отмахивайтесь «потом, потом!», а объясните: «Это очень интересный вопрос, и я обязательно расскажу тебе об этом после прогулки». Сдержите свое обещание, привлеките к обсуждению всю группу: пусть дети общаются, учатся находить ответы самостоятельно.

Будьте одинаково внимательны к каждому. Дети должны понимать, что вы любите всех одинаково, поэтому разговаривайте ровным, доброжелательным тоном, даже если вам приходится объяснять что-то в сотый раз. Уделите внимание каждому по отдельности, покажите, что их успехи вам небезразличны. «Маша, какое у тебя красивое платье! Кто его тебе купил?», «Артем, какой большой гараж ты построил! Даже грузовик в него поместится» — найдите повод для похвалы, и ребенок будет чувствовать себя немного особенным, это тоже важно.

Воздействуйте на эмоции воспитанников. Формируйте в группе доброжелательный микроклимат, рассказывайте истории из жизни, читайте книги. Помогайте детям осознавать свои чувства и переживания: «Я понимаю, тебе грустно, что мама ушла, но она обязательно вернется. А пока давай посмотрим, какие игрушки у нас есть». Побуждайте малышей к сочувствию: «Миша упал, ему больно. Давайте его пожалеем».

Чего нельзя делать категорически

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

Можно ли научиться общению с дошкольниками и где это сделать?

Чтобы помочь воспитателю понимать и развивать эмоциональную сферу дошкольников, учить их правильно общаться, эксперты АНО «НИИДПО» разработали курсы повышения квалификации:

Научит воспитателей решать эмоциональные проблемы детей, помогать им выражать свои чувства и понимать чувства окружающих. Это полезный навык, который облегчит вашу работу и пригодится детям в жизни

Эти и другие курсы в АНО «НИИДПО» проводятся дистанционно*. Набор в группы ведется в течение всего года, поэтому вы всегда можете выбрать удобное время для обучения. Слушатели, успешно освоившие программу и прошедшие итоговое тестирование, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Как правильно заставлять и запрещать

Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере.

Не используйте резкий тон в общении. Даже замечания могут быть деликатными и доброжелательными. Не «ты делаешь всё неправильно», а «давай попробуем сделать так». Не «кому сказала, перестань прыгать!», а «когда ты прыгаешь, ты можешь упасть и удариться».

Читайте также:
Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме ‘Дифференциация звуков и букв Т-Ц’

Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки.

Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное.

Правила общения воспитателя с родителями

Каждый день вы готовитесь к занятиям, планируете игры и держите в уме режимные моменты. Точно так же стоит продумывать общение с родителями воспитанников. Прежде чем начать разговор о ребенке, мысленно проговорите всё, что вы хотите сказать, и какими именно словами. Не обвиняйте родителей, а выражайте обеспокоенность. Представьте их возможные реакции и подумайте, что вы скажете в ответ. Так в разговоре вы будете чувствовать себя увереннее и убедительнее.

Не обсуждайте поведение ребенка в присутствии других родителей, всё общение с ними должно происходить наедине. Постарайтесь отойти в сторону, выйти из группы, если возможно, попросив младшего воспитателя присмотреть за оставшимися малышами. Тем самым вы показываете свое уважение и к ребенку, и к его родителям. А заодно не даете родителям уронить ваш авторитет в глазах других детей, если разговор пойдет не по намеченному плану.

Чтобы воспитательные меры имели эффект, родители и воспитатели должны придерживаться одинаковой позиции. Постарайтесь сформировать доверительные отношения, найти с родителями общий язык и согласовать принципы воспитания. Объясняйте им, что такой подход и в их интересах тоже.

Правильно строить общение воспитателя с родителями воспитанников научат на курсах повышения квалификации АНО «НИИДПО». А дополнительную информацию о способах общения с родителями вы найдете в статье «Как воспитателю научиться работать с родителями».

Используйте каждую минуту рядом с детьми и их родителями для взаимной пользы и пусть ваше общение будет приятным!

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Психология общения воспитателя с детьми

Юлия Меньшикова
Психология общения воспитателя с детьми

Важнейшим основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности.

В процессе общения обеспечивается единство действий людей, составляющих ту или иную группу людей, будь-то учебный класс, пед. коллектив или группа детского сада, при этом осуществляется их консолидация и упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигается взаимопонимание и согласованность поведения, поступков, а, следовательно, формируются соответствующие качества человека как субъекта труда и познания.

При этом хотелось бы отметить, что общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но при этом выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и необходимость обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. То есть через общение осуществляются все воспитательные воздействия людей и общностей на личность.

Итак, мы выяснили, что особая роль в воспитании личности принадлежит общению, при этом, зная историю развития общения ребенка в ранние годы, можно многое понять в его становлении как личности.

Уже к возрасту 2,5 мес. у ребенка можно заметить первые отчетливые при-знаки потребности в общении. Вначале мотивационной основой общения для ребенка является удовлетворение его физиологических потребностей, эмоционально благоприятное отношение к нему со стороны матери. В дальнейшем мотивационная основа общения расширяется и обогащается. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым относятся потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержки. На этой основе выделяются три преимущественные категории мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Каждая категория мотивов возникает в общении, направленном на удовлетворение специфических потребностей.

В процессе развития общения происходит не только расширение и обогащение его мотивационной основы, но и усвоение новых средств общения.Среди них можно выделить следующие: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. По словам современного психолога М. И.Лисиной: «первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него».

Развитие у детей с рождения до семи лет проходит ряд специфических этапов, на которых происходит смена целостных форм общения,оцениваемых по следующим параметрам: время возникновения; место, занимаемое данной формой общения; потребности, удовлетворяемые при помощи данной формы общения и основные средства общения.

Читайте также:
Логопедическое занятие в 1 классе 'Путешествие Буратино по стране звуков'

Итак, на протяжении первых семи лет последовательно сменяют друг друга следующие четыре формы общения:

1. Ситуативно-личностная форма (первое полугодие жизни) в развитом виде существует в форме известного «комплекса оживления» который представляет собой сложную реакцию младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Положительные эмоции, порождаемые и подкрепляемые в общении с ним взрослым, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует все его функции.

2. Ситуативно-деловая форма общения охватывает период жизни от 6 мес. до 2-х лет. Этот вид общения развивается в активном деловом взаимодействии ребенка со взрослыми, сотрудничестве с ними. Здесь ведущими становятся деловые мотивы общения, которые сочетаются с познавательными и личностными. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Важнейшим результатом развития общения в этот пери-од жизни является приобретение речи.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения. Развивается от 3 до 5 лет. Она в первую очередь влияет на развитие познавательных процессов ребенка. У него появляется множество вопросов о предметах и явлениях окружаю-щей действительности, а речь становится основным средством общения.

4. Внеситуативно-личностная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Эта форма общения в основном служит познанию детей и человеческих отношений, а также самого себя.

Постепенное накопление детьми опыта различных форм общения, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков и обеспечивают их готовность к обучению в школе. Благодаря разностороннему и интенсивному речевому общению ребенок к моменту поступления в школу начинает усваивать основные нормы и формы социального поведения.

«Активизация речевого общения детей 2–3 лет». Опыт работы воспитателя Слайд № 1 Тема презентации. Слайд № 2Двухлетние дети – очаровательные существа. Они честны и искренни во всём – в своих симпатиях и антипатиях,.

«Мастерская Деда Мороза». Выставка совместных работ родителей с детьми и воспитателя с детьми в подготовительной группе На окнах расположились бумажные снежинки, елка заняла свое почетное место, повсюду мишура и огоньки – приближается Новый Год, долгожданный.

Детская психология Содержание: Введение…3 1.1. Личностно-мотивационная готовность…6 2.1. Принятие учебной задачи…. 7.

Консультация для родителей «Основные принципы построения общения с детьми» Родителям необходимо знать основные принципы построения общения с детьми: 1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь.

Методы и приемы работы с ребенком по курсу лекций Н. Ф. Барложецкой (педагогическая психология) Многие педагоги используют карательные методы работы с ребенком. Например, ставят ребенку двойку, вызывают его родителей в школу, разговаривают.

Психология игры Психология игры. 1. Игра как средство воспитания дошкольников. 2. Уровни развития игровой деятельности дошкольников. 3. Дидактические игры.

Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения). Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный.

Рекомендация для воспитателей. Принципы профессионального общения педагога с детьми Рекомендация для воспитателей. «Принципы профессионального общения педагога с детьми». В организации оптимального педагогического общения.

Родительское собрание в средней группе «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать.

Технология общения родителей с детьми с ограниченными возможностями Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы является разработка и внедрение технологий социально работы с семьями.

Доклад «Общение ребенка и воспитателя в современном детском саду»

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает именно общее развитие. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.

В общении с детьми я придерживаюсь принципа: “Не рядом и не над, а вместе”. Таков девиз работы в нашем дошкольном учреждении. Эту модель общения называют лично-ориентированной. Она составляет альтернативу содействовать становлению ребёнка дошкольника как личность.

Это предполагает решение следующих задач:

– развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования:

– формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка.

Знания, умения, навыки, которыми овладевают дошкольники нашего детского сада, мы рассматриваем не как цель, а как средство полноценного развития личности ребёнка. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка.

Тактика нашего общения с воспитанниками – сотрудничество. На ребёнка при этом я смотрю как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.

Читайте также:
Отчет о самообследовании учителя-логопеда

Личностно – ориентированная модель общения воспитателя с ребёнком помогает приобщить малыша к миру человеческих ценностей. В общении я передаю дошкольнику выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведёт к развитию специфических человеческих способностей у наших воспитанников. Мир человеческих отношений раскрывает дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и т.д. В современном детском саду общение дошкольника с воспитателем становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, основная черта которой – психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому я стараюсь как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При этом я продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач.

Выбор содержания деятельности должен основываться на желании детей. определяться их уровнем развития. Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности, поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами – важнейшие критерии содержания воспитания и обучения и сроков его реализации. Общаясь с ребёнком я помню:

  • ребёнок мне ничего не должен. Это я обязана помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным;
  • в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
  • называть свои правила и требования против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
  • тихий, застенчивый ребёнок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и отъявленный драчун;
  • благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя. В моей работе присутствуют определённые доли импровизации.Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух составляющих: планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания программы(стратегия педагогического процесса), и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание , формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком ( тактика педагогического процесса).

Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей я поддерживаю компоненты жизнедеятельности в детском саду, осуществляю привычные для дошкольников ритуалы. Это режимные моменты ( сон, питание, прогулка), систематические занятия, утренняя гимнастика и т.п. Наряду с этим вношу в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить её, сделать интересной.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность их жизни. Поэтому я придерживаюсь определённых правил. Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организованно таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научиться новому. Знать, что только имея с ребёнком контакт, можно его чему-то научить.

Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Помнить, что у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний. Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности. Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделяю отстающим ребятам. Новый материал я начинаю с ними усваивать раньше, чем со всей группой( опережать, а не догонять основную массу). Использую средства наглядности в определённых границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала. Создаю ребенку условия для применения поисковых ориентировки в заданиях. Приучаю детей точно и связно выражать свои мысли. не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Таким образом, без грамотно построенного процесса обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, невозможно всестороннее развитие дошкольника. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значение слову “занятие”- заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока.

Основа обучения – разнообразная деятельность детей. Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно ориентированным. В его процессе создаются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. К ним относятся самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество (направленное в дошкольном возрасте на создание не объективно. а субъективно новых материальных и духовных ценностей), компетентность, коммуникативность, воля (произвольность). Таким образом, весь образовательный процесс я нацеливаю на развитие личности каждого ребенка.

Читайте также:
Комплексная коррекция звукопроизношения

Большое внимание уделяю развивающей предметно – пространственной среде, как основе индивидуального подхода к ребенку. При этом соблюдаю следующие принципы:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в каждой возрастной группе созданы зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной . для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной организуются “тихие уголки”.

Организация “зон приватности”, т.е. отведение (проектирование) специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество. В целях реализации индивидуальных интересов, потребностей должно обеспечиваться право дошкольников на любимое занятие. Для этого предусматриваю периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей.

Создаю условия для моделирования и экспериментирования с различными материалами. С этой целью оформлен уголок экспериментирования . При этом используются не только разнообразные конструкторы, но и природный и бросовый материал.

Кроме того, при проектировании предметно- развивающей среды, нужно помнить, что у ребёнка дошкольного возраста есть три основанные потребности: движение. общение и познание. И среда группы должна эти потребности удовлетворять.

Также нужно помнить, что представление взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями детей. Развивающая среда построена так, чтобы её можно было изменить или дополнить. Мои наблюдения показывают, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды её необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Примерно один раз в два месяца часть материала заменяю.

В группе созданы “маленькие зоны”, где дети без помех занимаются и подвижными, и спокойными видами деятельности. Это места для занятий и художественным творчеством, и рассматривания и чтения книг; зона для конструирования, лепки, предметно-практической деятельности; строительная площадка, детская квартира и т.д.

И, конечно же, основной вид деятельности игра. Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. У детей среднего дошкольного возраста воспроизведение роли происходит согласно правилу, однако ребенком оно еще не осознается. Привычные сюжеты становятся развернутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой.

Моя задача – способствовать развитию полноценных ролевых отношений. Для возникновения новых игровых сюжетов и действий я принимаю роль какого-либо сказочного персонажа и рассказываю о его приключениях. Дети среднего возраста в самостоятельных играх прибегают к предметам – заместителям, но игровое переименование предметов еще не стойкое, новое значение быстро теряется. Важнейшее педагогическое условие развития игровой деятельности – свобода детской инициативы.

Таким образом, передо мной встают следующие задачи: создание условий для возникновения и развития самодеятельных игр детей, обогащающих их жизненный опыт, игровую культуру; содействие обогащению содержания самодеятельных игр; содействие возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственные и познавательные ценные сюжетные линии; развитие у детей способности к творчеству в игре, произвольности поведения; создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельных игр, предоставление для игры удобного времени и места.

В общении воспитателя с ребёнком огромную роль играет речь. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознано обращаться к слову, формирующим потребность быть понятым сначала взрослым, а потом сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка становится речевое общение. Воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции в общении с детьми. Я, осуществляю индивидуально- дифференцированный подход, который помогает каждому ребёнку; налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в самодеятельной сюжетно- ролевой игре, активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в вопросах о названиях и назначении предметов. На занятиях и в каждодневном общении моя речь выступает фактором развития речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон: содержательностью( о чём и сколько говорю, что сообщаю детям); безупречная правильность формы( как говорю); возрастная и педагогическая направленность( умение говорить с дошколятами, убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам).

В течении дня, я продумываю наиболее целесообразные модели общения; каждое обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры; нельзя на детей переносить свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом(улыбка, доброжелательность, явное желание выслушать ребёнка, иногда серьёзность и озабоченность- вот на чем основывается выражение лица); в течении дня не забывать приласкать каждого ребёнка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и так же проводить вечером домой; предпочтительным должен стать партнёрский стиль.

Читайте также:
НОД по теме Что такое слово

Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно- досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Виды культурно – досуговой деятельности многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество(коллективные творческие дела).

Я считаю, что главное в работе педагога, на современном этапе- это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в детском саду. Работа с родителями ведётся систематически и индивидуально. Родители с удовольствием и активно участвуют в жизни группы. Провожу так же анкетирование родителей.

Педагогическое общение — форма организации общения воспитателя и детей

  • Понятие педагогического общения
  • Эвристическая беседа как метод обучения
  • Формы общения детей со взрослыми
  • Ситуативно-личностное общение
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми
  • Внеситуативно-познавательная форма
  • Внеситуативно-личностная форма
  • Организация общения воспитателя и детей
  • Возраст ребёнка и характерная для него форма общения
  • Общение воспитателя с детьми в детском саду

Общение — это один из самых важных процессов во взаимодействии людей. Посредством общения происходит обмен информацией, получение знаний человеком. Пед. Общение, это специальная форма подачи материала воспитателем детям. И насколько оно будет эффективным, напрямую зависит от личности педагога.

Понятие педагогического общения

Пед. общение это диалог педагога с учениками или воспитанниками, имеющий профессиональную направленность. Такая форма преподавания или воспитания необходима для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, чтобы подача материала не была сухим перечислением фактов.

Педагог дает основы общения

К сведению! При таком общении информацию, идущую от взрослого, дети воспринимают с большей охотой.

Хотя следует иметь в виду, что многое зависит от личности воспитателя. Педобщение должно носить максимально позитивный и доброжелательный характер, но с элементами определённой строгости для поддержания дисциплины в детском коллективе.

Диалог с малышами ведется грамотно

Эвристическая беседа как метод обучения

Эвристическое педагогическое общение это в педагогике обучение в форме вопрос-ответ. Оно было создано Сократом в Древней Греции две тысячи лет назад. В середине 50-х годов прошлого века эвристическая беседа стала предметом активного изучения, так как она по своей сути хорошо подходила для решения вопросов обучения детей с особенностями развития.

В результате была разработана система определённых приёмов, которая позволила применить её в видах общения взрослого с ребенком дошкольного возраста.

Суть эвристической беседы в том, что воспитатель не преподносит готовые знания и решения проблемы, а подталкивает своих собеседников к верному решению через правильно поставленные дополнительные вопросы.

К сведению! Каждый ответ на такой дополнительный вопрос это шаг в направлении правильного ответа на основной вопрос. Все наводящие вопросы связаны между собой общей темой и вытекают один из другого.

При этом каждый такой вопрос задаётся не механически, а в процессе беседы преподавателя с дошкольниками, темой которого является выдвинутая проблема.

При такой форме общения наиболее выпукло проявляется умение учителя вести беседу, побуждать к ней своих воспитанников до достижения главной цели.

Формы общения детей со взрослыми

Общение малыша со взрослым жизненно необходимо для его развития в любом возрасте. Наиболее важен этот процесс в раннем детстве, до школы, когда закладывается его личность, характер, психика. Такое общение может принимать различные формы в зависимости от возраста малыша. И педагогу необходимо соотнести возраст ребенка и характерную для него форму общения, чтобы этот процесс протекал эффективно.

Ситуативно-личностное общение

Общение это не заложенная в малыше потребность при рождении. В самом начале своей жизни он не воспринимает окружающих его взрослых. Но родители, со своей стороны, продолжают с ним говорить, стараются поймать его краткий взгляд, привлекать всячески особое внимание.

К сведению! Именно благодаря этим действиям родителей малыш к началу второго месяца жизни начинает осознавать присутствие взрослого, а после и реагировать на его действия.

С взрослого берется пример

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми

Сначала общение выражается в виде ответных действий младенца на родительское внимание (зарождается коммуникация): с ним разговаривают, улыбаются, смотрят на него, в ответ малыш также улыбается, двигает ручками, ножками.

Постепенно, заметив знакомого человека, ребёнок начинает активно двигаться, улыбаться, гулить, пытаясь привлечь к себе внимание. Если же его вниманием обделяют, то он начинает плакать, кричать. Раз возникшая потребность общаться остаётся с человеком до конца жизни.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия ‘Звук и буква Д’

Дополнительная информация! Часть родителей сухо, без излишних эмоций выполняют свои родительские обязанности, боясь избаловать своего ребёнка. Такое воспитание для младенца крайне вредно, так как доброжелательные, положительные контакты детей со взрослыми закладывают такие основы личности ребёнка, как любопытство к окружающему миру, его восприятие, уверенность в себе. Если же их лишить такого общения, то дети вырастут неактивными, зажатыми или жестокими, агрессивными. Не следует бояться избаловать малыша, в таком возрасте много внимания не бывает.

Внеситуативно-познавательная форма

По психологии данная форма общения у дошкольника проявляется в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте у детей появляется больше возможностей. Они начинают интересоваться не только самими вещами, а также могут представлять их свойства и функции, проводить определение характеристик. Речь у них уже достаточно развита, чтобы не только слушать разъяснения, но и самому активно участвовать в разговоре, спрашивать.

Важно! Со стороны взрослых в этот период важным становится их реакция на действия детей. Одобрение сподвигает ребёнка к дальнейшему познанию мира, критика же, наоборот, становится барьером в общении, заставляет малыша затаиться, отдалиться от взрослого.

Внеситуативно-личностная форма

Это заключительная стадия эволюции форм общения дошкольников со взрослыми. Основное отличие этой формы общения от предыдущей стадии это то, что она ставит целью социальный аспект отношений между людьми, а не материальную природу вещей. Эта функция называется общение в «чистом виде».

У детей старшего дошкольного возраста уже проявляются личностные мотивы, сподвигающие детей к общению. Они могут проявляться в процессе разнообразной деятельности: трудовой, игровой, обучающей, спорта. Но сейчас оно имеет самостоятельное значение.

Для дошкольников общение такого рода имеет важное значение, так как посредством его они познают суть социальной структуры общества людей, мотивы их поступков в отношении тех или иных обстоятельств. Взрослый человек служит источником информации о социальных явлениях в обществе.

К сведению! Ребёнок выбирает взрослого своим примером для подражания, ведь у него не было подобного опыта ранее — каждая ситуация для него новая, и необходим эталон, средство достижения цели, на которое он будет равняться, отталкиваться в дальнейшей жизни, когда взрослого рядом не будет. Поэтому для дальнейшего успешного развития малыша важно, с какими примерами поведения ему придётся столкнуться впервые.

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:

Говорить стоит всегда правду

  • внимание к индивидуальным особенностям малыша;
  • уважение его как личности;
  • внимание к его мнению.

Планируя тему и способ подачи материала, воспитателю необходимо учитывать, что младшим дошкольникам интересна информация о сути предметов, их характеристики. Вопросы: «Почему, откуда, зачем, как» будут задаваться постоянно, и нужно быть готовым ответить увлекательно и доходчиво, а главное, достоверно.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Педагогический диалог в детском саду достаточно успешная форма преподавания познавательного материала детям. Воспитателю приходится «править балом», и получится это эффективнее, если учитывать возраст собеседников.

Читайте также:
Звук и буква И - конспект занятия по обучению грамоте

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

Р.Липпит и К.Уайт выделяют три стиля профессионального общения:

Демократический стиль общения считается наиболее эффективным и оптимальным. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. в группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения. Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание – основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям – с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения. Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склоне н пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом – негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н.Е.Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», – «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т.е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»: «на», «под», «наравне».

Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» – это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка; чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» – это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», т.е. подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение) – предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т.е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».

Логопедические упражнения “Рычалки” для автоматизации звука “Р”
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Логопедические упражнения в наборе «Рычалки» помогут закрепить звук Р в активной речи.

Читайте также:
Игровые приемы в логопедической работе

Ребенок многократно повторяет слова со звуком Р, за счет чего звук быстрее входит в активную речь. Задания простые и разнообразные: повторить чистоговорку, сосчитать предметы, сказать слово с разными интонациями, ответить на вопрос, упражнения на моторику и т.д.

Можно играть вместе с ребенком: разделить карточки между собой и соревноваться на качество выполнения, скорость, артистизм. Можно положить все карточки вверх водичкой и вытягивать по очереди по одной, выполнять задания. Обязательно четко произносить закрепляемый звук Р.

Заниматься ежедневно по 10-15 минут.

Скачать:

Вложение Размер
Закрепляем звук Р 1.92 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Логопедические упражнения в наборе « Рычалки » помогут закрепить звук Р в активной речи. Ребенок многократно повторяет слова со звуком Р, за счет чего звук быстрее входит в активную речь. Задания простые и разнообразные: повторить чистоговорку , сосчитать предметы, сказать слово с разными интонациями, ответить на вопрос, упражнения на моторику и т.д. Можно играть вместе с ребенком: разделить карточки между собой и соревноваться на качество выполнения, скорость, артистизм. Можно положить все карточки вверх водичкой и вытягивать по очереди по одной, выполнять задания. Обязательно четко произносить закрепляемый звук Р. Заниматься ежедневно по 10-15 минут. Презентация распечатывается. На каждом слайде – странице по 4 карточки задания для оформления картотеки игр.

Тигренок бежит по дорожке и рычит « р-р-р » Веди пальчиком по дорожке и пой песенку тигренка Тигренок бежит и рычит. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук « р ». Потом бежит обратно. К кому в гости бегал тигренок? Космический корабль отправляется в полёт. На свой борт он приглашает животных, в названиях которых есть звук «Р». Кто полетит в космос? Штриховать кабину и произносить слог «РА», кузов – «РЫ», колеса – «РЭ» Выполни штриховку по образцу

Произнеси слог « РА » столько раз, сколько нарисовано больших самолетов, а слог « УР » столько, сколько маленьких самолетиков «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ» Назови предмет, про который можно сказать мой (моя, мои, мое) ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ Произнеси слог Р А (РО, РУ, РЭ, УР, ИР…), поочередно соединяя большой палец с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем Назови: гриб фрукт игрушку птицу домашнее животное транспорт

Назови картинку и сосчитай по образцу: одна р ыба, две р ыбы, 3 р ыбы, 4 р ыбы, 5 р ыб ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Разноцветная дуга Поднялась за облака, Выше дома, выше горки, Выше самой длинной елки. Ярко под дождем сверкала, А затем совсем пропала. Что за странная дуга? Это просто … ( радуга )! Найди картинку, в названии которой нет звука « Р » Назови картинки ласково

«ХЛОПНИ-ТОПНИ» Прослушать серии ударов, воспроизвести услышанное слогами ( ру , ро , ра , рэ , или р ы ) ПРИДУМАЙ СЛОВО к схеме («Р» в начале слова, в середине, в конце) Назови картинки, определи, какое слово самое длинное и самое короткое. Назови на картинках: что находится между му р авьем и г р ушей, между р омашками и т р авой, справа (слева) от ба р абана, над г р ушей… ; ; ;

ПОВТОРИ ЧИСТОГОВОРКУ РЫ – РЫ – РЫ – КРАСИВЫЕ ШАРЫ РА – РА – РА – ИГРАЕТ ДЕТВОРА «ГРОМКО-ТИХО» Рассмотреть картинки, произнести слова сначала громко, потом тихо ПОВТОРИ СКОРОГОВОРКУ К р аб на ко р абль ка р абкается, а ка р акатица с ко р абля катится Рассмотри картинки, произнеси слова по слогам. Определи, какой слог есть во всех словах? робот корона корова роза

«НЕЛЕПИЦЫ» Рассмотреть картинки, рассказать, что перепутал художник Я лошадка серый бок. Цок-цок-цок Я копытом постучу Цок-цок-цок Если хочешь прокачу Цок-цок-цок. Покажи, как скачет лошадка Кого не встретил Колобок по дороге? Скажи, кто на лавке, а кто под лавкой?

ПОВТОРИ ЧИСТОГОВОРКУ РА-РА-РА – начинается иг р а Скажи, что купил Рома? Назови половинки: Половинка груши, половинка ведра и т.д. Покажи, как можно пользоваться этими предметами

«ЭХО» Послушать слова, запомнить их, повторить вслед за взрослым в том же порядке р оза р обот р ыба ко р она Чем мы угостим Колобка? Найди картинку, название которой начинается со звука «Р» и название которой заканчивается на звук «Р» Назови, какие по цвету картинки?

Чем похожи слова и чем не похожи (ко р она, ко р ова)? ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ Задали Мише у р ок Со словами: до р ога, пи р ог, Во р она, со р ока, ба р аны, Во р обей, ка р аси, ба р абаны ПОВТОРИ ЧИСТОГОВОРКУ РО-РО-РО- У Р ОМЫ ЕСТЬ ВЕД Р О В ого р оде у Федо р ы – помидо р ы. За забо р ом у Федо р ы – мухомо р ы. ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ

Ребятам пора домой. Позови их: И р а, по р а домой! Ю р а, по р а домой! Какой картинки не хватает? АР – АР – АР – на забо р сел кома р Назови музыкальные инструменты. На чем ты хочешь научиться играть?

ИГРА С МЯЧОМ «Я знаю пять слов со звуком «Р» ОДИН – МНОГО ПАРОВОЗИК Назови, какая картинка в какой фигуре

Что нужно повару для пиццы? ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ Сколько р огов у па р ы ко р ов? У па р ы ко р ов две па р ы р огов Логопедические упражнения в наборе « РЫЧАЛКИ » помогут закрепить звук Р в активной речи. Ребенок многократно повторяет слова со звуком Р, за счет чего звук быстрее входит в активную речь. Задания простые и разнообразные: повторить чистоговорку , сосчитать предметы, сказать слово с разными интонациями, ответить на вопрос, упражнения на моторику и т.д. Можно играть вместе с ребенком: разделить карточки между собой и соревноваться на качество выполнения, скорость, артистизм. Можно положить все карточки вниз картинками и вытягивать по очереди по одной, выполнять задания. Обязательно четко произносить закрепляемый звук Р. Заниматься ежедневно по 10-15 минут. Рада, рада детвора: В небе радуга с утра! Всеми красками играет! Здравствуй, радуга! Ура!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях”

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”. Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте.

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука “Л”, используя ПК в виде логопедической игры-презентации.

Конспект логопедического занятия “Автоматизация звука “Р”

На данном занятии происходит автоматизация звука “Р” в различных звуковых сочетаниях, словах, и предложениях. Материал подобран по лексической теме “Птицы”.

логопедическая сказка. автоматизация звука Ш

Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Конспект сделан не мной. Я просто выложила,т.к. на основе этого конспекта была сделана презентация к нему.

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров.

Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука “Ш”

Конспект индивидуального логопедического занятияАвтоматизация звука “Ш”.

«Развивающие ресурсы игрового пособия «Ларчик» и «Мини-ларчик» В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с методическим пособием В. В. Воскобовича игровым комплексом «Коврограф Ларчик и игровым комплектом «МиниЛарчик».

Коврограф –фольклорный образ символизирующий бесконечность (как скатерть самобранка- достаешь, достаешь из ларчика всякое-разное, а оно не заканчивается.

Коврограф Ларчик – основа пособия – игровое поле из ковролина, размер 1 м на 1 м, который разделен га 100 клеток. Ковролин прострочен белыми нитками так, что получившаяся сетка напоминает тетрадный лист в клеточку. С помощью пересечения двух красных линий на Коврографе выделен центр поля. Таким образом, пособие походит на систему координат. Ведь методика Воскобовича рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей. Коврогаф помогает познакомить детей с пространственными и количественными отношениями, учит строить геометрические контуры.

МиниЛарчик представляет уменьшенную копию «Коврографа Ларчик и предназначен для индивидуальной и групповой работы детей с дидактическим материалом. Игровое поле так же состоит из ковролина, 55 см на 45 см, с разделением на 100 клеток. Слева дополнительное место для размещения вспомогательных элементов.

Данные универсальные средства обладают рядом особенностей :

– Многофункциональность каждый из них решает множество образовательных задач

– Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких до младших школьников

– Образность и мотивация. Коврограф ларчик и миниларчик сопровождают неповторимые образы-персонажи, с которыми ребенок «проживает» всю игровую ситуацию

-Образность и универсальность- игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, овладевать образностью речи.

– Сказочность- все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождением верного решения.

-Вариативность- наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способов их разрешения.

-Незавершенность игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих все новых неоднозначных решений

-Творческий потенциал- реализация всех задумок, составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание.

Возможность разнообразного использования – как в НОД,детских центров, так и индивидуальной работе с детьми, а так же в домашних условиях.

В состав игрового комплекса есть главные персонажи «Слон Лип-Лип, и «слоник Ляп-ляп»

Слон это крупное животное, а коврограф довольно внушительных размеров, и кому как не слону его нести. К коврографуларик всё липнет, а прикреплять это страстное увлечение Слона, поэтому его так и прозвали «Лип-лип», у слоника такая же страсть, но он маленький, и как у всех малышей, не всегда у него всё получается, бывают «ляпы», поэтому его и прозвали Ляп-ляп. Эти герои любят яркие впечатления, приглашать гостей к себе в гости.

Так же в комплекте есть

разноцветных веревочки – (демонстрация веревочек). Как вы считаете, какие образовательные задачи можно решить с помощью этих веревочек?Можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов.

2 комплекта разноцветных кружков (демонстрация) – Для чего, как вы думаете? они позволяют использовать их как конструктивный, счетный и сенсорный материал.

Комплект «круговерт и стрелочка», стрелочка-помогает построить окружности четырех размеров с помощью «веревочек», а элемент «стрелочка» указывает направление движения.

образные пространственные карточки «лев-павлин- пони-лань» -Как вы думаете, почему именно такое расположение зверей на коврографе? Эти карточки используются для формирования и развития пространственных представлений ребенка.

И другие элементы: «разноцветные квадраты», «забавные буквы», «забавные цифры», «разноцветные гномы», комплект букв, цифр, знаков, на прозрачной основе, «кармашки», «касса трехрядная», комплект «зажимы»

Уважаемые коллеги, пришло время вам творчески поработать. Обратите внимание, на ваших столах лежат пособия «Мини-ларчик», схеме занятия и программные задачи для детей среднего дошкольного возраста. Сейчас ваша задача – составить игровую ситуацию с использованием мини-ларчика, потом его представить всем. Н

1)Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади»,»между» и грамотно употреблять их в речи

2)Закреплять пространственные отношения «справа»-«слева», счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку, представления о круге, квадрате и треугольнике.

1)Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения

2)Закреплять умение считать в пределах 4, соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.

Представления полученных конспектов.

Спасибо, уважаемые коллеги. Для того, чтобы ваши знания, полученные в мастерской, по дороге домой не растерялись, я приготовила каждому сундучок, куда вы можете сложить ваши драгоценности- знания, умения, эмоции, которые вы получили в ходе нашей мастерской. Запишите, пожалуйста, на сундучке, то, что вы сегодня забираете с собой. По желанию, озвучьте содержимое вашего сундучка. Всем спасибо за работу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: