Образовательная программа по дополнительному образованию детей: Развитие связной речи

Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Развитие связной речи»

Направленность : социально-педагогическая.

Вид деятельности : развитие речи детей.

Составитель : Доронина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования.

Возраст детей : от 6 до 7 лет.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки дошкольников к школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка.

Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л.В., Кудрина Г.Я., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.).

Программа опирается на следующие принципы общей и специальной педагогики:
  • Системности;
  • Комплектности;
  • Деятельностный;
  • Онтогенетический;
  • Обходного пути;
  • Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Цель программы:

В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в массовой общеобразовательной школе.

Задачи программы:

  • Обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;
  • Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
  • Формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;
  • Обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
  • Развитие диалогической формы речи;
  • Совершенствование усвоения норм языка, развитие лексико-грамматических категорий;
  • Закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
  • Активизация активного и пассивного словаря детей.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Настоящая программа предназначена для детей 6 – 7 лет.

Срок реализации образовательной программы

Работа по развитию связной речи начинается с октября, после завершения обследования, по май.

Формы и режим занятий

Форма занятий – подгрупповая. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу, проветривание составляет 40 минут.

В итоге логопедической работы у детей развивается языковое чутье и постепенно ребенок овладевает необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых в дальнейшем становится возможным составление монологического высказывания.

Содержание обучения

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
  • Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Виды занятий по развитию речи:

  • составление и распространение простых предложе​ний по предметным и сюжетным картинкам;
  • обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначения​ми и предметным картинкам;
  • составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;
  • составление пересказа текста по опорным картин​кам;
  • составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по опорным картинкам;
  • составление рассказа по сюжетной картине;
  • составление рассказа по схематичному рисуночному плану;
  • составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуноч​ный план.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Работа над смысловой стороной речи.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Воспитание звуковой структуры речи.
  5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
  6. Развитие связной монологической речи.
  7. Развитие общей и мелкой моторики.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Читайте также:
Кольца Луллия в логопедии

Структура занятия включает три базовые части:

  • Активизация словарного запаса.

II.​ Основная часть занятия.

  1. Введение в тему занятия.
  2. Знакомство с текстом рассказа или с содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
  3. Физкультминутка / пальчиковая гимнастика.
  4. Составление пересказа текста или рассказа по опорным картинкам или рисункам.

III.​ Подведение итогов занятия.

Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, а также развить речь у ребенка, что значительно облегчит его общение со сверстниками, а также старшими людьми. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, и ему легче дается школьное обучение.

Программа дополнительного образования “Развитие речи”.
рабочая программа по теме

Программа “Развитие речи” реализуется в творческом объединении “Речецветик” структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Группы формируется из учащихся в возрасте от 5-6 лет. Программа является адаптированной , составлена на основе программы « Логопедические занятия» автора О.Н. Лиманской ( Москва, 2010 год).

Скачать:

Вложение Размер
programma_rechetsvetik_avtosohranennyy1.doc 233 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – тематический план 1-го года обучения

Учебно – тематический план 2-го года обучения

Детство – это экологическая ниша нашего общества, духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Развитие речи ребенка связано с развитием всех психических процессов. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

Направленность программы “Развитие речи”.

По содержанию является социально-педагогической.

По функциональному предназначению учебно-познавательной.

По форме организации групповой, индивидуально ориентированной.

По времени реализации -двухгодичной.

Вид программы: Программа “Развитие речи” реализуется в творческом объединении “Речецветик” структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Группы формируется из учащихся в возрасте от 5-6 лет. Программа является адаптированной , составлена на основе программы « Логопедические занятия» автора О.Н. Лиманской ( Москва, 2010 год).

Новизна программы заключается в том, что кроме традиционных методов и форм организации занятия, используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Что ведёт к усилению результата образования, вследствие воздействия нескольких технологий. Применение ИКТ позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи. Программа “Развитие речи” направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в системе образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаток в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В связи с этим разработана программа дополнительного образования “Развитие речи” для детей дошкольного возраста по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Программа способствует социальной адаптации детей, расширению кругозора, накоплению сведений об окружающем мире и языке, поддержке личностного становления, творческого воображения.

Посредством речи ребенок овладевает накопленным опытом, получает навыки коммуникации. Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка. Все выше перечисленные аспекты доказывают целесообразность разработки и реализации данной программы.

Цель программы: развитие правильной речи у учащихся.

  • формировать фонематическое восприятия и представление;
  • формировать звуковой анализ и синтез;
  • учить различать понятия “буква”, “звук”, “слог”, “предложение”;
  • формировать лексико-грамматические категории;
  • формировать точность, силу, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
  • формировать правильное речевое дыхание и ритмико – интонационную сторону речи;
  • развить связную речь,
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить ручною умелости и графо-моторные навыки,
  • развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
  • развить познавательную активность.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что большая часть программы нацелена на формирование фонематической системы, так как она является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 5 до7 лет.

Срок реализации образовательной программы.

Курс обучения по данной программе рассчитан на два года, ежегодно по 144 часа. Работа начинается с сентября, после завершения диагностики, по май. Предусмотрены каникулы: весенние, осенний зимние.

Формы и режим занятий.

Форма занятий – групповая (10-15 учащихся), также предполагается подгрупповая и индивидуальная работа для более глубокого освоения материала. Занятия проводятся два раза в неделю, по два академических часа. По 30 минут с перерывом 10 минут (в соответствии с правилами и нормами САНПИН). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятия можно определить как игровую деятельность учащихся.

Ожидаемые результаты первого года обучения :

  • сформированы фонематическое восприятия и представление;
  • сформирован звуковой анализ и синтез;
  • умеет различать понятия “буква”, “звук”, “слог”, “предложение”;
  • сформированы лексико-грамматические категории;
  • сформирована точность, сила, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
  • сформировано правильное речевое дыхание и ритмико – интонационную сторону речи;
  • развита связная речь,
  • развита мелкая моторика рук;
  • развита ручная умелость и графо-моторных навыков,
  • развито пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
  • развита познавательная активность.

Контроль знаний обучающихся проводится дважды в течении учебного года (ориентировочно сентябрь, май). Формой контроля усвоения учебного материала является заполнение диагностической карты.

Работа с родителями:

Также проводиться обследование детей и сбор речевого анамнеза посредством индивидуальных бесед с родителями, заполнения паспорта здоровья, анкетирование.

Работа с родителями:

  • Беседы, рекомендации, проведение консультаций.
  • Участие в проведении занятий.
  • Проверка домашнего задания.

Техническое оснащение занятия:

  • телевизор;
  • ноутбук;
  • сеть интернета;
  • подписка ИПП “Мерсибо”;
  • столы;
  • стулья;
  • доска;
  • дидактический материал;

На каждого ребёнка:

  • зеркало;
  • Теремкова Н.Э. “Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет М.,2010.
  • Н.А. Гоголева “Я Учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7- лет. Сфера, 2010.
  • цветные карандаши;
  • массажный мяч.

Учебно – тематический план 1-го года обучения

Дополнительная общеразвивающая программа “Речецветик” для детей 4-5 лет

Программа дополнительного образования по развитию речи для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Содержимое разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»

Педагогическим советом Приказом директора

от 20.11.2015г. МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»

протокол № 2 от_______2015г.№ ____

Программа дополнительного образования

возраст 4- 5 лет

(срок реализации – 1 год)

Программу разработал:

Ефремова Татьяна Александровна,

г. Новый Уренгой

Содержание программы по речевому развитию

Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

• чередование хоровых и индивидуальных ответов

• использование разнообразных игровых ситуаций

• обоснование необходимости выполнения задания

Приемы, направленные на поддержание внимания:

• сочетание упражнений с игровыми приемами

• мотивированная оценка ответов детей

• использование физкультурных пауз.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Календарно-тематическое планирование занятий по речевому развитию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их уме­ния пользоваться устной речью.

Основой для разработки рабочей программы дополнительного образования по развитию речи для детей 4-5 лет стали:

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013 года

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Учебно-методический комплекс: Ушакова О. С.

– овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических Задач:

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

– Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

– Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

– Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

– Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

– Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.

– Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

– Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Программа по речевому развитию строится на обще дидактических и специфических принципах:

Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному» обучения;

Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую или в первую половину дня в рамках работы факультатива «Речецветик». Общее количество занятий в год – 64, длительность занятия – 20 мин. Ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-5 лет и рассчитана на один год обучения.

Форма организации детей: (малыми группами 5-6 детей)

ГЛАВА II Методы и приемы:

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

чередование хоровых и индивидуальных ответов. Чередование разнообразных хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть ответы всех детей и большой (небольшой) подгруппы: только девочек или только мальчиков; детей, сидящих у окон или за первыми столами; ребят в футболках с аппликациями и т.п.;

использование разнообразных игровых ситуаций. Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже он сможет использовать в своем ответе;

обоснование необходимости выполнения задания. Этот прием, как уже отмечалось, приобретает особую значимость при многократном повторении однотипного речевого материала. Педагог должен использовать мотивы, имеющие значимость для ребенка (кому-то помочь, кого-то, более слабого, защитить и т. п.). Например, дети говорят кошке: “Уходи, Царапка, не трогай, не пугай цыплят” (закрепление произношения звука ц в словах).

Приемы, направленные на поддержание внимания:

сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными. Например, педагог объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в его произнесении. Далее дети произносят звук, подражая шелесту листьев, шипению сердитого гуся, воздуху, выходящему из лопнувшей автомобильной шины, и т.д.;

мотивированная оценка ответов детей. Этот прием повышает стремление детей не просто ответить правильно, а найти интересное слово, сравнение для характеристики предмета, ситуации. (“Как хорошо, как образно ты сравнила падающие снежинки с кружевными пушинками!” – радуется педагог.) Детям приятна оценка, “исходящая” от присутствующего на занятии персонажа. (“Смотрите, как щенок головой крутит, старается увидеть свои уши. Ведь Маша сказала, что они “как будто в трубочку свернуты””.);

подготовка детей к восприятию ответа сверстника. Например, педагог предлагает: “Сегодня утром мы с Олегом учились выразительно читать стихотворение. Мне кажется, что теперь он читает гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Послушаем его?”, “У Наташи звонкий голос, и песенка комара должна прозвучать очень хорошо. Проверим?”;

использование физкультурных пауз. Статичная поза утомительна для четырехлетних детей, поэтому педагог должен предоставлять им возможность поменять ее в течение занятия, например, предложить встать из-за столов и перейти к мольберту, подойти к столу, отыскать что-то в комнате (по условиям дидактической игры), принять участие в драматизации и т.п.

Если эти варианты предусмотреть трудно, можно сделать паузу, в ходе которой дети выполняют не физкультурные упражнения, а разнообразные имитационные действия (по заданию педагога): изображают животное, о котором только что шел разговор (показывают, как сворачивается в клубок ежик; прыгают, как лягушки; показывают, как щенок пытается схватить зубами свой хвост; ходят как цапли и т.д.).

Физкультурная пауза не всегда приходится на середину занятия и предлагается не как средство отдыха (“Сейчас немного отдохнем!”), а как очередное учебное задание, которое надо выполнить хорошо. Такие задания учат детей импровизировать. Позже это положительно сказывается на качестве детских драматизаций и ролевых игр.

ГЛАВА III . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Вычленять звук при четком произнесении слова, фразы прийти к пониманию терминов «звук», «слово».

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе накопления и обогащения словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.

Различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это? видеть их особенности, выделяя характерные признаки и качества(какой?), а также действия связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что можно с ним делать?)

Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

При названии действий объекта развивать умение видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом»).

Нан наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий).

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи, животные и т. п.).

Грамматический строй речи. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе.

Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.

Обучение разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница).

Ознакомление с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик-чирикает, утенок кря-кря-крякает). Формировать умение образования глаголов и закреплять эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Пересказывать литературные произведения, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем и без них.

При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и, подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказа.

Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Программа дополнительного образования “Речь и Я”. РАЗРАБОТКА

Содержимое публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Ш к о л а № 1468

___________________________________________________________________

П Р О Г Р А М М А

Дополнительного образования по развитию речи дошкольников

«Р Е Ч Ь ИЯ»

Учитель-логопед Савина Л.В.

2019 – 2020 г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1468» города Москвы (ГБОУ) осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

Дополнительное образование способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования на современном этапе.

В настоящее время ГБОУ Школа №1468 ДО – 2640 оказывает дополнительные платные образовательные услуги (по запросу родителей), которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, а реализуются через дополнительную образовательную программу «Речь и Я».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Большое значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и её нарушения могут привести к неуспеваемости.

Для этого необходимо проводить с дошкольниками систематическую работу по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и правильного звукопроизношения.

Рабочая программа «Речь и Я» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение, которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации.

Рабочая программа «Речь и Я» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.

В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Использованы современные инновационные технологии и методики в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями.

Основной целью программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешного усвоения дошкольной образовательной программы.

Содержание программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачи рабочей программы дополнительного образования

«Р Е Ч Ь И Я»

Формирование словаря и грамматического строя речи:

развитие понимания речи, умения вслушиваться в обращенную речь;

выделение названий предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

формирование практического усвоения простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;

формирование практического усвоения согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными;

формировать понимание и практическое усвоение предлогов.

Развитие связной речи:

обучение навыкам составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;

обучение навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;

формирование навыков диалогической речи.

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

развитие слухового и зрительного внимания, памяти;

формирование понятия «звук», «гласные звуки» (5-7 лет);

знакомство со звуками (буквами) 5-6 лет;

формирование навыки звукового анализа и синтеза (5-7 лет);

формирование просодической стороны и ритмической структуры речи;

Формирование навыков чтения и письма (5-7 лет):

знакомство с буквами;

формирование графических навыков, буквенного анализа и синтеза.

Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

знакомство с органами артикуляции;

развитие артикуляторной моторики;

формирование осознания собственного тела и ориентировки в схеме тела;

формирование общей моторики и координации движений;

формирование мелкой моторики.

Планируемые результаты логопедической работы:

Решение поставленных задач способствует формированию словаря и грамматического строя речи дошкольников, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия и звукопроизношения у детей-логопатов.

расширение словарного запаса детей;

сформированность лексико-грамматических средств языка и использование полученных навыков в самостоятельной речи дошкольников;

правильная артикуляция речевых звуков в различных фонетических позициях и формах речи (5-7 лет);

дифференциация поставленных звуков;

умение называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Занятия проводятся во второй половине дня по расписанию: два раза в неделю длительностью 30 минут, подгруппами и индивидуально.

При организации коррекционной работы учитываются возрастные, психические и физические особенности детей дошкольного возраста.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для определения уровня речевого развития детей, предусмотренный возрастным стандартом;

Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей дошкольников.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Развитие понимания речи, умения вслушиваться в обращенную речь;

Развитие мелкой моторики:

– освоить различные движения пальцами рук.

– сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами

(Т. Ткаченко, И. Лопухина)

Выделение названий предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова;

Пальчиковая игра “Это я, большой пальчик “.

Игра “Собери бусинки в нужные коробочки”.

«Игрушки», «Овощи», «Фрукты»,

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Формирование словаря и грамматического строя речи

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

– уметь расслаблять язык;

– чередовать движения губ и языка;

– отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.

Формирование понимания и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;

Комплекс артикуляционной гимнастики “Волк”.

Сказка “О весёлом язычке”.

«Осень», «Перелётные птицы»,

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие речевого дыхания:

– формирование правильного речевого дыхания, вдох (носом), выдох (ртом).

– отрабатывать силу голоса.

– формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.

Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного
в вин. падеже, согласование имен прилагательных с существ. муж. и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени муж. и жен. рода.

Игры для развития дыхания: “Ветерок”, “Загони ватный шарик в ворота”.

Игра “Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков”.

Упражнения: подуй, поиграй на губной гармошке.

«Посуда», «Продукты питания»,

Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.

Развитие связной речи.

Развитие слухового внимания, восприятия и памяти:

-выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций;

– угадывание предметов по загадке-описанию;

– выполнение действий только при определённом, заданном условии.

– формирование навыков составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже), по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

Постановка и автоматизация звуков.

Игра “Подбери словечко” (завершение стиха в рифму).

Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

Игра с правилами – просьба, покажи, бывает не бывает.

Рассматривание картин, серии картин.

«Зимние забавы», «Дом», «Мебель».

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

– развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков;

– повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками;

– повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.

Формирование навыков составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картинке
с использованием вопросов.

Автоматизация поставленных звуков.

Игра “Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции”.

Развлечение “Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки, рифмовки-трудноговорки”.

Игра “Запомни и повтори”.

«Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии», «Наша Армия».

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

– работа по лексическим темам;

– уточнение названий геометрических фигур и цвета;

– обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.

Развитие связной речи.

– составление рассказа-описания по наглядному образцу;

– составление рассказа по сюжетной картине;

– пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

– заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

– составление рассказа на материале собственного опыта;

– рассказывание по ролям

сказок и текстов.

Автоматизация поставленных звуков.

Игра-инсценировка “Кто лишний и почему”.

Беседа с демонстрацией картинок по лексической теме.

Беседа по картине, серии сюжетных картинок.

Чтение сказок, стихотворений.

«Семья», «Женский день», «Профессии наших мам»,

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи:

правильное проговаривание звуков:

– в слогах (прямых, обратных, стечениях);

– в предложениях, скороговорках;

– в стихотворных текстах;

Составление рассказов по картине, серии сюжетных картинок, из личного опыта.

“Повтори правильно звук”,

«Запомни и повтори ряд слогов»,

«Задание – подбери к заданным словам картинки и скажи правильно».

Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

(работа в тетради).

Лексические темы: «Весна», «Перелётные птицы», «Наш город», «Транспорт».

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

Закрепление полученных навыков и умений:

-автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словах, фразе, предложении, в связном тексте;

– составление рассказа на материале собственного опыта;

– рассказывание по ролям

сказок и текстов.

Правильное произношение звуков в словах, фразе, стихотворениях.

Составление рассказов по картине, по серии картинок, из личного опыта.

Работа в тетрадях: графические диктанты, составление схем звуко-буквенного анализа.

«Цветы», «Насекомые», «Лето».

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.

4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

7. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Дополнительная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №15» по речевому развитию детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ № от 08. 2016 года

на заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № 15» ЭМР

протокол № 1 от 01.01.2001 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №15»

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Срок реализации 1 год

413116, Саратовская область, -а

город Энгельс, 2016 год

1.2. Цели и задачи программы. 4

1.3. Принципы формирования программы. 5

1.4. Планируемые результаты и развивающее оценивание качества

2.1. Учебно-тематический план. 6

4. Материально-техническое оснащение образовательного процесса ………..9

5. Материально-техническое обеспечение программы…………….…..….10

6. Список используемой литературы……………………………………. ……11

В концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования. Она способствует развитию склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Развитие дополнительного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Образовательный процесс построен на принципах развивающего обучения и обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции. Система дополнительного образования МБДОУ «Детский сад №15» направлена, прежде всего, на развитие творческих, познавательных способностей воспитанников.

Платная дополнительная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №15» направлена на речевое развитие воспитанников, определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам. В выстраивании образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам МБДОУ «Детский сад №15» руководствуется нормативно-правовыми документами:

– Федеральный закон от 01.01.2001 года «Об образовании в

– приказ Министерства образования и науки РФ от 29.082013 года № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1.1. Пояснительная записка

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально – творческого потенциала личности. В основе развивающего обучения лежит развитие ребенка, обеспечивая становление его коммуникативной, духовно – нравственной сферы личности, нравственно – эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в программе «Риторика». Развивающий курс органически дополняет образовательную программу ДОУ разделы: «Речевое развитие», “Чтение художественной литературы”, а также является продолжением работы по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения.

Направленность программы

Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка.

Актуальность.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения – это проявление общей культуры человека. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Новизна

Программа дает возможность воспитанникам познакомиться с закономерностями мира общения; помогает осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Занятия опираются на опыт детей, приводит их к осмыслению своего и чужого опыта общения, развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, понимание и сопереживание чувствам других людей.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы. Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.

обучающие:

– выявление и развитие речевых способностей детей;

– дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

– научить владеть основными элементами правильной точной речи;

– формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь;

развивающие:

– развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм;

– развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

– развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;

– развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;

– анализировать свое речевое поведение; развитие коммуникативных качеств ребенка;

воспитательные:

– воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

– воспитание чувства уважения и гордости родного языка;

– создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

1.3. Принципы формирования программы

Работа по программе дополнительного образования строится на следующих принципах.

Принцип новизны – позволяющий преодолевать стереотипы и однообразие.

Принцип психологического комфорта – создание условий, в которых дети чувствую себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире – формирование нет просто штучной картины мира, но и личностного отношения ребенка к полученным знаниям, а также умения применять их в своей практической деятельности.

Принцип вариативности – развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме это, этот принцип дает свободу творчества самому педагогу, помогает ему находить различные варианты реализации требуемого содержания в работе с детьми.

Принцип индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом так, один ребенок ограничится минимумом, а другой возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т. е. дети самостоятельно выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

Принцип систематичности непрерывность и регулярность занятий.

Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

1.4. Планируемые результаты и развивающее оценивание качества

образовательной деятельности по программе

В процессе освоения программы у ребенка формируются следующие умения:

– говорить четко, ясно и правильно, освоить навыки выразительной речи;

– освоить такие характеристики речи, как громкость, темп, интонация;

– слушать текст и понимать, о чем в нем говорится;

– овладение пересказом текста, умением передавать его основную мысль;

– составление описательных рассказов;

– объяснять и обсуждать, отстаивать свое мнение, рассуждая на различные темы;

– закрепить навыки вежливого общения.

Диагностика по программе осуществляется по двум направлениям.

Авторская программа «Говорушечка»

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е г.г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста, что отмечается и в специальной литературе. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. в своей работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» [СПб. 1999] приводятся такие цифры: у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества. Данные статистики обязывают всех взрослых уделять внимания речи ребенка, особенно в период становления.

На сегодняшний день, одним из ведущих видов деятельности учреждений дополнительного образования детей является – подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие в воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма.

Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализации воспитательной функции обучения.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования детей и др.

В связи с этим была создана данная образовательная программа, которая соответствует миссии Центра, представляет совокупность целей и связанных с ним убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для учреждения: «Формирование инновационного имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции за привлечение воспитанников и открытие простора для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых».

Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций.

Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи программой «Говорушечка» мы постарались реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог переходит к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.

Существующие программы для детей дошкольного возраста в полной мере не соответствуют специфике дополнительного образования детей. Поэтому и возникла потребность в разработке образовательной программы, предназначенной для обучения, воспитания и развития каждого ребенка: высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через формирование навыков устной и письменной речи, речевого общения с окружающими, устранение НР у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования.

В программе «Говорушечка» для детей 3-7 лет современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации (15, 16 ст.); согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Развитие личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

В программе «Говорушечка» специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию нравственно-политическому, духовно-нравственному, социальному развитию по средствам связной речи детей, создания благоприятной речевой среды, целенаправленного формирования речевых умений не только в урочные часы, но и во внеурочные (поездки, конкурсы, проекты, образовательные события). Воспитательная деятельность программы «Говорушечка» не выделяется в отдельный модуль, так как присутствует в каждом образовательном компоненте. Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Направления деятельности педагога, автора программы с позиций компетентностного подхода: пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все обучающиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности; изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов; изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации; создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

Программа реализуется в течение ряда лет, наработан достаточный опыт, подтверждающий успешность обучающихся в достижении образовательных результатов.

Данная программа предусматривает проведение диагностики «сравнение профиля компетенций в зависимости от примененных систем оценки (ассессмент, оценка по достижениям).

Данная программа предназначена для обучения, и воспитания детей 3-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР) сохранным слухом, интеллектом посредствам фольклорных форм, разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения исправить легкие нарушения речи (НР).

Образовательная программа «Говорушечка» является авторской, целостной и комплексной, как по содержанию, так и по построению: в предлагаемой программе с точки зрения современных достижений науки и практики, обоснована система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях дополнительного образования детей; содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом (постепенное «по спирали» усложнение программного материала для детей разного возраста 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет), что позволяет вернуться и закрепить пройденный материал и дополнить новым; образовательная деятельность осуществляется с опорой на изучение фольклорного материала , традиций, обрядов, Российских, народных и международных праздников, определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе развивающего обучения в целях максимального восстановления нарушенной целостности развития, обеспечения социализации дошкольников; разработан авторский комплект банка заданий компетентностного типа, формирующий способности обучающихся решать задачи в нестандартных ситуациях, решать проблемы, применять полученные знания в жизни; сформирован комплект дидактического материала на основе малых фольклорных форм работы с детьми; подготовлен комплект методического материала (в рамках ОМК), обеспечивающий успешность реализации образовательной программы (комплект заданий компетентностного типа, рекомендации педагогу-стажеру, аудио- видео- комплекты, таблицы, плакаты, карточки, мультимедийные материалы и т.д.), рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды (на каждый год обучения).

Стратегическая цель: Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.

Цель программы: Воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через ф ормирование навыка устной речи, речевого общения с окружающими, устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования детей: личностное развитие и воспитание обучающихся; общественное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; государственное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является духовно-нравственное развитие и воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1).

Задачи: Формирование у обучающихся образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности, универсальных учебных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности. Освоение предметных компетенций в ходе изучения дополнительной образовательной программы по развитию речи детей. Обеспечение личностного роста каждого обучающегося, способного творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения в реальной самостоятельной жизни в процессе освоения ключевых и социальных компетенций. Формирование личности, способной взаимодействовать с социальной средой для последующей личностной, социальной и профессиональной успешности. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственное развитие обучающихся, принимающих базовые национальные ценности , гражданина России.

Планируемые результаты: образовательная самостоятельность – умение обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях; универсальные учебные действия – совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; личностные УДД: – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и мотивом); нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор; регулятивные УУД: обеспечение организации учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД: общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные УДД: социальная компетентность, коммуникативные действия, учебное сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие решений, их реализация; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенция в сфере социально-трудовой деятельности; компетенция в бытовой сфере; компетенция в сфере в культурно-досуговой деятельности; ценностно-смысловая компетенция; художественная компетенция; правовая компетенция; общекультурная компетенция; здоровьесберегающая компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция самоорганизации; компетенция самообразования; готовность и способность применять навыки самоорганизации; способность к саморазвитию, проявление творчества и инициативы в реализации поставленных педагогом задач; сформированность мотивации к обучению и познанию; сформированность гражданской индивидуально-личностной позиции и гражданской активности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.).

Принципы, обеспечивающие реализацию цели и задачи программы. Принцип: добровольности гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого; доступности обучения и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении в различные виды деятельности; дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций родного края; креативности развитие творческих способностей обучаемых; научности; связи теории и практики, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности в обучении; сознательности и активности обучения; интегрированного обучения (параллельное и взаимодополняющее обучение различным видам деятельности; зоны ближайшего развития.

Ведущей образовательной технологией обучения является игровая технология.

В проведении занятий используются разнообразные методы обучения, способствующие эффективному усвоению материалов программы.

Разнообразие форм обучения позволяет интересно построить образовательный процесс, развить мотивацию обучающихся к занятию и эффективно использовать методы обучения.

Программа «Говорушечка» – программа духовно-нравственного развития и воспитания речи детей она предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, Центра, района, города, области, России.

Акцент на знание истории народа, его культуры на котором строится вся авторская программа «Говорушечка» помогает формированию уважения и интереса по отношению к культурным традициям других народов. Необходимость данного акцента вызвана позитивными изменениями в современном российском обществе, т.е. необходимостью перестройки и реформирования системы внешкольных учреждений, обновления такого важного направления деятельности учреждения дополнительного образования детей, как работа с семьёй, её принципов, целей, содержания, форм и методов.

В дошкольный период детства проходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются педагоги и родители. Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему-либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания и воспитания. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера через чувственные отношения к родственникам.

Активное взаимодействие семьи и педагогов, которому отводится огромная роль в построение учебного плана программы «Говорушечка», позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие педагогу найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру.

Приложения к работе можно скачать здесь .

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 128 с.

2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостаткамиречи. М. Просвещение, 1985.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с. (Практическая логопедия)

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 528 с.

5. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

7. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 – 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. – 88 с.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.

Образовательная программа по дополнительному образованию детей: Развитие связной речи

  • О нас
  • Оплата
  • Новости
  • Результаты
  • Помощь
  • Критерии оценок
  • Контакты
  • Дипломы
  • Положение
  • Отзывы
  • Участие в жюри
  • Выставка работ

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.01.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

  • Начальное и основное общее образование
    • Адаптивная образовательная среда
    • Детско-взрослые сообщества
    • Партнерская кооперация
    • Инклюзивное образование
    • Комфорт и безопасность
    • Этнопедагогика
    • Краеведение
    • Интерактивное обучение
    • Информационно-образовательная среда
    • Духовное воспитание
    • Гражданско-патриотическое воспитание
    • Экологическое образование
    • Художественно-эстетическое образование
    • Правовое образование
    • Трудовое воспитание
    • Воспитание толерантности
    • Воспитание эмпатии
    • Сохранение и укрепление здоровья
    • Полноценный досуг
    • Периодические издания
    • Творческие способности и одаренность
    • Управленческий потенциал
    • Методика
    • Преемственность в образовании
    • Главная профессия
    • Государственно-общественное управление
    • Гендерный подход
    • Физическая культура
  • Дошкольное образование
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Познавательное развитие
    • Речевое развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Среднее профессиональное образование
    • Методические разработки
  • Обмен педагогическим опытом
    • Обмен педагогическим опытом
  • Детские исследовательские работы и проекты
    • Журналистское мастерство

Как разместить публикациюКак получить свидетельствоСпособы оплаты

  • Главная
  • Публикации
  • Обмен педагогическим опытом
  • Обмен педагогическим опытом
  • “Название публикации: Программа по дополнительному образованию в ДОУ “Речевичок” ( развитие речи для детей 5-6 лет)”

“Название публикации: Программа по дополнительному образованию в ДОУ “Речевичок” ( развитие речи для детей 5-6 лет)”

Дата публикации: 12.04.17

Автор:
Яныкаева Анастасия Дмитриевна Воспитатель, МАДОУ “Детский сад №10”, Республика Коми, г.Усинск

Способы оплаты

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

  • Викторины
  • Публикации
  • Конкурсы
  • Повышение квалификации и переподготовка

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса “Педагогика XXI век. Инновации в действии” Всероссийское СМИ ” Педагогика XXI век. Инновации в действии “.

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: