Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами – конспект и презентация

Конспект для учащихся 2 класса с мультимедийной презентацией

Логопедическая тема: Обозначение мягкости согласного гласными второго ряда.

Грамматическая тема: Образование слов при помощи суффиксов –онок-, -ёнок-.

Лексическая тема: Дикие и домашние животные.

  • развивать умение обозначать мягкость согласного гласными второго ряда.

  • развитие умения различать мягкие и твёрдые согласные;
  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и обогащение словарного запаса детей по теме «Животные»;
  • развитие оптико-пространственных представлений;
  • формирование и совершенствование навыка словообразования;
  • развитие логического мышления;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: мультимедийная установка, мяч.

I. Организационный момент.
Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть (слайд 2).
– Посмотрите внимательно, как записаны буквы на экране? (разными шрифтами)
– Давайте вместе найдём буквы, написанные одинаковым шрифтом, и прочитаем. Что у нас получилось? (слово)
– А теперь самостоятельно читайте и записывайте слова в тетрадь. (Каждому ученику даётся своя строка.)

Проверка учащихся (слайд 3). (Ученик читает свои слова, а затем они отображаются на экране.)
– На какую тему все эти слова? (животные)
– На какие группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
– Чем отличаются дикие животные от домашних? (дикие живут в лесу, сами добывают себе пищу, а домашние живут с людьми и кормят их люди) Правильно.
– Ребята, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (о диких и домашних животных) (слайд 4)

III. Основная часть.

1. Знакомство детей с темой занятия.
– Посмотрите на слова, записанные на доске (слайд 5).
На доске: белка – лось.
– Назовите мягкие согласные звуки. (в слове белка – [б’], в слове лось – [с’])
– Что смягчает эти согласные? (в слове белка после б стоит буква е, в слове лось – ь)
– А теперь послушайте сказку про хвастунишку, который живёт в стране Грамматика. (слайд 6)

Живёт в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, как оно делается совершенно неузна-ваемым: слово ел превращается в ель, а консервная банка стала тёплой банькой. Расхвастался Мягкий знак: «Я самый волшебный!» Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, была мышка, стал мишка». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.
– Кто поставил на место хвастунишку? (гласные второго ряда)
– Запишите эти гласные в тетради.
– Получается, что мягкость согласного на письме можно обозначать не только с помощью мягкого знака, но и с помощью гласных второго ряда.
Сообщение логопедической темы занятия.
– Подчеркните зелёной ручкой буквы мягких согласных вместе с гласными второго ряда, в словах, записанных в тетрадях. (Дети выполняют задание.)

2. Закрепление темы занятия.

– Послушайте слова, назовите мягкий согласный и букву, обозначающую его мягкость.
Слова: лиса, белка, куница, котёнок, кролик, косуля, жеребёнок, кротик, ягнёнок, бобёр, медведь, верблюд.

3. Развитие навыков словообразования при помощи суффиксов –онок-, -ёнок-.

– Посмотрите на картинки (слайд 7) и назовите, изображенных животных и их детёнышей. (у коровы – телёнок, …)
– Запишите названия детёнышей в два столбика: в первый столбик – детёнышей домашних животных, во второй – диких животных.
Проверка (слайд 8).
– Подчеркните карандашом одинаковые части в конце слов.
– Что вы подчеркнули? (-ёнок, -онок)
-Ёнок- и –онок- – это суффиксы, с помощью которых образуются названия детёнышей животных.
– Давайте потренируемся (слайд 9). Я показываю животное, а вы называете его малыша, используя суффиксы –ёнок-, -онок-. (лисёнок, телёнок …)

4. Работа на уровне предложения. Развитие логического мышления.

Читайте также:
Занятие по теме Детский сад

– Вспомните, кто где живёт? (лиса в норе, белка в дупле, …)
(слайд 10) Прочитайте предложения и исправьте в них ошибки. (дети читают по очереди и исправляют ошибки)
– Запишите предложения правильно.
– Подчеркните зелёной ручкой буквы мягких согласных вместе с гласными второго ряда. (учащиеся выполняют задание в тетрадях)

IV. Итог занятия.

-О чём мы сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали?

Урок русского языка по теме “Обозначение мягкости согласных звуков на письме”. 1-й класс

Класс: 1

Презентация к уроку

Проблема: Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели:

  • активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости — мягкости;
  • обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Предметные:

  • узнают о способах обозначения мягкости согласных;
  • узнают особенности букв е, ё, ю, я;
  • узнают особенности буквы и;
  • научатся различать согласные по твёрдости – мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком;
  • научатся обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я;
  • обозначать мягкость согласного буквой и;
  • сравнивать количество букв и звуков в словах.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: формирование работать в группе.
  • Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.
  • Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

1. Организационный момент (слайд 2,3).

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

– Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

– Откройте тетради и запишите дату.

2. Чистописание. Словарная работа. (слайд 4,5,6,7)

– С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

– Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

– Что значит “красиво”? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

– Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.

Алфави’т, яго’да, воробе’й, со’бака, сапоги’, сапо’жник.

– Проверьте себя, выделите безударные гласные.

– Что можете сказать о словах сапоги и сапожник?

– Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.

3. Актуализация знаний

– На какие две группы делятся звуки?

(работа в группах)

– Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.

Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.

– А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

4. Постановка темы урока. (слайд 8,9,10)

(на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)

– Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

– Прочитайте надпись на доске:

На дворе звенит капель
Это месяц наш апрель.

Апрель – это месяц какого времени года?

Правильно, это второй месяц весны. – Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

– Что можете отметить в них общего? (звук [л’] )

– Дайте характеристику звуку [л’].

– Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л’] в этих словах на письме? (разными)

– Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

5. Работа по теме урока.

Обозначение мягкости согласных ь знаком. (слайд 11, 12)

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.

Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники.

Живёт в стране Грамматика Известный фокусник – Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

Читайте также:
Пособие 'Домик буквы'

Фокусник Мягкий знак:

– Я фокусник! Я фокусник! Я умею превращать одни слова в другие.

Вот смотрите! Слово ЕЛ я превращаю (водит руками) в название дерева.

А теперь смотрите, как шест превращается в число.

Я великий волшебник! Я великий фокусник!

– Ребята, а кто может разгадать его фокус? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.

Работа по учебнику. (слайд 14) Упражнение 1. Стр 81

– Выпишите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь знаком.

– подчеркните синим цветом твёрдые согласные, а зелёным мягкие согласные.

– Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

– Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)

– Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.

– Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). (слайд 15)

Физминутка.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. (слайд 17, 18 )

– Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй фокусник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)

слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)

– В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

– Что вы можете рассказать о йотированных гласных? (в начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается).

Работа на доске.

– Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

(На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами и, е, ё, ю, я, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.)

Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.

лед соль
вишня пальто
клюква уголь
деревня полька

Работа по учебнику стр.82.

– Вспомните, как обозначаем твёрдые звуки на письме, и как мягкие. (квадратная скобка для обозначения звуков, если звук мягкий, то выделяем сверху запятой).

На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)

(должны получиться слова: люк, конь, мяч.)

Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.

Первый рисунок – лист.

Дети. Звук [л’].

Учитель. Улитка, какой первый звук?

Дети. Звук [у].

Учитель. А в слове крыша?

Дети. Звук [к].

Учитель. Кто собрал слово?

Дети. Слово люк. (Некоторые дети могут сказать лук, следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л’].)

Учитель. Как запишем слово?

Ученик записывает на доске.

Учитель. Как ты обозначил мягкость на письме?

Ученик. С помощью буквы ю.

Аналогично разбирается второе слово.

Учитель. Какое второе слово?

Дети. Конь.

Учитель. Как обозначить мягкость на письме?

Дети. С помощью мягкого знака.

Физминутка.

Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные. (слайд 19,20)

– Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ,Ч,Й. Они говорят, что они заколдованные, им и фокусы не надо показывать.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (Р) в изолированном произношении, в слогах и словах

– Что же это за колдовство? (звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо)

– А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж,ш,ц)

Друзья, я знаю это точно:
Должна быть в каждом деле [Т О Ч’ К А]

– Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?

– Что вы заметили?

– С чем вы не согласны?

(звук [Ч’] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

– Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.

Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения , исправьте все ошибки.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим.

6. Рефлексия. (слайд 21, 22, 23, 24, 25)

– Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.

Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак,
Без него не написать
30, 20,10, 5.
Вместо есть напишем ест,
Вместо шесть получим шест.
Станут пенками пеньки
Уголками – угольки,
Банька
в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
О.Высоцкая

Ребята, давайте устроим сегодня в классе цветочную поляну. Оцените свою работу, как вы поработали. Если отлично то берёте красный цветок, если что то у вас не получилось, то жёлтый. А если же вы считаете, что работали на уроке плохо, то синий.

Конспект урока русского языка в 1 классе

Органи
зационный момент
Мотивация

– Давайте улыбнемся друг другу, тем самым пожелав друг другу успехов в учении. А теперь улыбкой поприветствуем наших гостей. Я думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. А для этого какими мы должны быть с вами в течение всего урока?
Мы- умные, мы- дружные
Мы–внимательные, мы – старательные
В первом «Д» мы учимся
Всё у нас получится!
-Сели тихонечко за парты. Для того чтобы красиво писать нужно 3 точки опоры. Напомните себе.
Ножки поставили на пол, спина касается спинки стула, проверили ладошкой расстояние до парты.
-Молодцы.
Регулятивные ууд. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Актуализация знаний.
-Минутка чистописания. А прежде чем мы начнем писать, подготовим свои пальчики, разомнем их немножко.
Упражнение «Оса»
Упражнение «Вертолет»
-Пальчики наши готовы к письму.
-Открыли тетради, положили их на уголок, взяли ручки. Ручку держим 3-мя пальцами. Она лежит между средним и большим пальцами, а указательный прижимает ее сверху.
-Записываем число.
-На доске элементы букв.
-Сколько их?
-Перечислите, что это за элементы?
-Какие из них можно составить буквы?
-Напишем целую строку заглавной и строчной букв Лл
-Придумайте слоги в которых звук [л] звучит твердо. Почему?
-Придумайте слоги, в которых звук [л] звучит мягко. Почему?
Познавательные ууд
Актуализация опорных знаний

Постановка темы и целей урока.
Учитель читает сказку «Хвастун»
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы. Смотри: ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ, РАД превратился в слово РЯД, ВОЗ в ВЕЗ, БЫЛ в БИЛ.
– Кто поставил хвастунишку на место?
– Почему согласные и без него стали мягкими?
– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Откроем учебники на стр. 50 и прочитаем тему урока.
-Поставим цели урока.
-Давайте, на нашей лестнице знаний определим свое положение. Знакомы мы уже с вами с этими буквами? Где мы с ними встречались? На каком уроке? Какую команду они выполняют? На какую ступеньку мы себя поставим?
Познавательные ууд
Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук. Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки.
Коммуникативные ууд
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, сознательное построение речевого высказывания
Регулятивные действия
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено ранее и что предстоит еще сделать.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе: Как Буратино друзей искал

Открытие нового знания
-Работаем с учебником на стр.51 с упр.88. Так как у нас сегодня гости, чтобы они тоже могли видеть, это упражнение я вынесла на доску. Читаем задание
Прочитай: Лара, Леня, Лиля, Петя, Рома.
-Сравним эти слова. Что общего у них?
-А чем отличаются эти слова?
-На какие 2 группы можно их разделить? Почему?
Лара, Рома
Леня, Лиля, Петя.
– Произнесите согласные звуки. Дайте им характеристику. Какими буквами обозначена в словах твердость согласных звуков?
-Подчеркнем твердые согласные одной чертой.
-Какие еще вы знаете гласные, которые обозначают твердость согласных звуков? Сформулируйте правило: гласные …..обозначают твердость предшествующего согласного
-Смотрим 2 групп у слов.
-Произнесите согласные звуки. Дайте им характеристику. Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков?
-Подчеркнем мягкие согласные двумя чертами.
-Какой буквы не хватает? Сформулируйте правило: гласные…..обозначают мягкость предшествующего согласного.
Познавательные ууд
осуществление сравнения и классификации звукового состава слова по самостоятельно выбранным критериям. Выделение существенных признаков
Коммуникативные ууд
Сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения,
договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
Коммуникативные ууд
аргументируют свою точку зрения
Познавательные ууд
Использование знаково-символических средств для создания модели слова

Первичное закрепление с комментированием
-Спишите имена, не забывая подчеркивать твердые и мягкие согласные.
(дети работают в тетради)
-В какую группу вы бы записали имя Даша? Почему?
-В какую группу вы бы записали имя Митя? Почему?
-К какой группе вы бы отнесли имя Марина? Почему?
Коммуникативные действия
Умение сознательно строить речевое высказывание

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Как, одним словом можно назвать данные слова? Это кто?
– Запишите слова РЕБЯТА звуками
-Давайте запишем это слово. Р…бята
-Какую букву мы напишем после буквы р? Где мы можем выяснить, как пишется данное слово?

– Придумайте предложение с этим словом. Давайте его запишем.
Ребята учатся в школе.
-Подчеркните главные члены предложения
-Самостоятельно подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие двумя.
Познавательные ууд
Использование знаково-символических средств для создания модели слова
Коммуникативные действия
Умение сознательно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний
Давайте и мы с вами поиграем. Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Если первый согласный звук твёрдый – хлопаем в ладоши, если мягкий – топаем ногами
Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет, балет.
-Работа в тетради стр. 32 упр. 41.
-Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга. Оцените друг друга.
Познавательные ууд
Осуществляют сравнение и классификацию звукового состава слова по заданным критериям
Регулятивные ууд
Оценивают результаты деятельности партнёра

Рефлексия.
– Ну вот, наш урок подошел к концу.
-Давайте вернемся к нашей лестнице знаний.
– Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?
-Теперь на какую ступеньку мы можем себя поставить.
– Какими буквами обозначается мягкость согласного? твердость?
– Продолжите одно из предложений:
-Мне понравилось…
-Мне не понравилось…
-Я узнал…
-Я научился…
-У меня не получилось…
Личностные УУД.
Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор
Регулятивные действия
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

Читайте также:
Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков

Предмет: Русский язык

Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.

    Организация деятельности учащихся, направленной на закрепление умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

1) повторить способы обозначения мягкости соглас­ных

2) тренировать в нахождении звука мягких согласных, в выборе способа их обозначения;

3) учить обнаруживать и исправлять графические ошибки; 4) мотивировать необхо­димость правильного письма.

– создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

– содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

– формировать умение формулировать ответы на вопросы учителя;

– формировать умение поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте.

– обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

– адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

– содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов,

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:
1 ) приобрели навык правильного обозначения мягкости согласных буквами е, ё,ю, я и ь.

2) началось формиро­вание культуры грамотного письма

3) повышение активности и самостоятельности на уроке.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки.

– Какие установки вы можете дать себе и другим для успешной работы?

Настраиваемся на работу. Вспоминаем правило: «Смотри, слушай, соображай, не отвлекайся, не отвлекай».

2. Формулирование учащимися темы и цели занятия.

На слайде следующее изображение:

– Внимательно посмотрите на данное изображение и прочитайте напечатанное здесь слово.

Это слово карусель.

– Что такое карусель? Объясните нашему другу – иностранцу Жану.

Это специальное устройство для катания.

– Как оно движется?

Оно движется по кругу.

– В виде чего сделаны сиденья на карусели?

Сиденья на карусели сделаны в виде лошадок, кресел, лодок и других предметов.

-Скажите полностью, что такое карусель?

Карусель – это специальное устройство для катания, которое движется по кругу и в котором сиденья сделаны в виде лошадок, кресел, лодок и других предметов.

– Объедините в две группы буквы, которые имеются в слове карусель. Обоснуйте свой ответ.

К первой группе можно отнести буквы К, Р, С, Л, они обозначают согласные.

Ко второй группе можно отнести буквы А, У, Е, они обозначают гласные звуки.

– Какая буква из второй группы отличается от других?

Буква е: она обозначает мягкость предшествующего согласного, а остальные буквы обозначают твердость предшествующего согласного.

-Какую букву вы не отнесли ни к одной из групп?

Мы не отнесли ни к одной из групп букву Ь, потому что она не обозначает звука.

– Зачем в слове «карусель» появилась эта буква? Запись узора из букв.

– Какую тему урока вы могли бы предположить? (Обозначение мягкости согласных на письме.)

– Сформулируйте задачи нашего занятия. В этом вам поможет запись на слайде:

Читайте также:
Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

Учиться находить слова с…

Вспомнить какую работу…

Повторить все, что …

Задачи нашего занятия –

учиться находить слова с мягким знаком;

вспомнить, какую работу выполняет ь;

повторить все, что мы знаем о мягком знаке – показателе мягкости согласных;

учиться писать слова с мягким знаком.

– Сегодня вы, используя имеющиеся знания, закрепите умение писать слова с мягкими согласными.

3. Работа в группах.

– У вас на столах звуковые схемы слов – определите какие звуки в них встречаются. Также для работы предложены слова на выбор.

Конспект урока “Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ю, я”, 2 класс

Урок русского языка во 2 классе программа «Школа России»

«Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ю, я»

Урок составила: учитель начальных классов:

Каракулова Татьяна Тимофеевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Урок русского языка во 2 классе программа «Школа России».

Тема урока: «Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ю, я».

1.Продолжить формирование знаний о правописание мягких согласных звуков на письме.

2. Закрепить правила правописания слов с сочетанием чк, чн, нщ; деления слов на слоги; способствовать развитию орфографической зоркости, выработке навыков автоматической грамотности.

3. Воспитывать чувство коллективизма, любовь к природе, к лесу.

Я рада новой встрече с вами,

Мне с вами интересно, друзья!

Умные ваши ответы

С удовольствием послушаю я.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы, рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2.Сообщение темы и целей урока.

-Задача нашего урока вспомнить обозначение мягких согласных на письме, для этого нам придется пройти испытания и в конце урока нас ждет встреча со старичком – лесовичком, который оценит вашу работу.

3. Минутка чистописания.

-Мы с вами попали в сказочный лес. Чтобы увидеть старичка- лесовичка, лесные жители предлагают пройти испытания. С кем мы встретимся на пути, вы узнаете отгадав загадку:

« С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!» (Гриб)

– Какая первая буква в этом слове?

– Что вы знаете о ней?

– А теперь посмотрите, как пишется заглавная буква с отрывом или без отрыва?

– А теперь посмотрите, как пишется строчная буква?

– А теперь в соединение, с отрывом или без отрыва?

– Придумайте слова с этими звуками.

– Какие звуки в этих словах?

– А сейчас, разгадав ребус, вы узнаете кто нам предлагает задание.

– А как называется домик, в котором живут пчелы?

– А вот наша пчелка не простая, а сказочная. И нас ждут сюрпризы. В каждом ульи задание, выполнив его, мы сможем продвинутся ближе к избушке старичка-лесовичка. (картинка с ульями и заданиями)

« Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его ……» (арбуз)

«Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи…» (малина)

«Участок земли, для выращивания овощей» (огород)

«Назовите одним словом: смородина, брусника, крыжовник» (ягода)

– Как называются эти слова?

– Если забыли, как пишется словарное слово, где можно посмотреть?

– Какое слово объединяет эти слова? (огород)

– Разделите слова на слоги.

5.Работа над предложением.

«Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей».

– О чем говорится в стихотворение?

Читайте также:
Структура открытого логопедического занятия

– И вот наша красавица березка предлагает составить из слов предложение.

овощи, огороде, в, растут

– Найдите главные члены предложения.

– Дайте характеристику предложения.

– Найдите слова, в которых есть мягкий согласный.

Только в лес мы все зашли,

Руки вверх – хлопок над головой.

Руки вниз хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста

Что не лень нам наклониться.

– Чтобы ближе приблизиться к жилью старичка-лесовичка, нужно отгадать ребус и узнать кто предлагает нам следующее задание.

– Сделайте фонетический разбор этого слова.

– Посмотрите на эти слова. Что вы можете о них сказать?

– А теперь поставьте эти слова в ед.ч.

– Что общего у слов второго столбика?

– Какую работу выполняет мягкий знак?

7. Работа по учебнику.

– А теперь аналогичную работу выполните самостоятельно по вариантам.

8. Работа с текстом.

– А если вы сумеете выполнить последнее задание, которое предлагает красавица ель, то мы встретимся со старичком – лесовичком.

Ч я сто м а р а сит дождик.

Опали листоч ь ки.

Скуч ь но в л и су.

– Запишите в тетрадь одно понравившееся предложение.

– Итак. Мы справились со всеми заданиями, а вот и избушка старичка – лесовичка. А вот и он сам.

– Он очень доволен вами, и у него для вас сюрприз. Но прежде чем его получить, ответьте на вопросы.

– Какие гласные звуки обозначают мягкость согласного?

– Какие еще буквы?

1.Волина В.В. «Веселая грамматика» Издательство «Знание»

2.Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко Москва «Просвещение» 1998г.

3. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также:
Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» + презентация к уроку

Проект учебного занятия

Предмет: русский язык.

Тема: « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Методическая цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Тип урока : урок совершенствования способов действий.

Ведущий метод: частично-поисковый.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная .

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформированы:

-самоопределение к учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

– осуществлять контроль и вносить коррективы в действие.

Учащиеся получат возможность научиться:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

осуществлять анализ объектов;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

– построению логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-слушать и понимать речь других.

Учащиеся научатся:

определять и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Деятельность учителя и обучающихся по формируемым УУД

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

(мотивация к учебной деятельности)

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

-Посмотрите, на слайд что там изображено?

-А что написано на этих снежинках?

– Сколько всего гласных букв в русском языке?

-Давайте теперь с вами в тетрадях пропишем гласную букву «А а», также красиво, как мороз рисует узоры на окне.

А гласных звуков?

-Для начала давайте посмотрим и вспомним , как правильно пишется эта буква.

-А теперь откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Сегодня у нас, 15 декабря.

-А теперь, давайте с вами пропишем красиво, гласную букву «А а», сначала пишем заглавную, затем строчную, и так всю строку чередуя.

– Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

– Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

– Правильно, молодцы ребята!

-На слайде изображены снежинки

-10 гласных букв в русском языке

-Смотрят как пишется буква.

-Открывают тетрадь записывают число, классная работа.

-Ставят точку над лучшим элементом

Познавательные: осуществлять синтез

3.Самоопределение к деятельности.

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? [т , ]

-Какой это звук твёрдый или мягкий? ( мягкий )

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, Тим с удовольствием ест М ёд, рисует только К источкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т)

-Какой это звук твёрдый или мягкий? ( твёрдый ).

-Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Т оматный сок, носит П альто, любит пускать М ыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? ( твердые )

-Как называются согласные, которые любит Тим? ( мягкие )

Посмотрите на слайд. Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

-А как вы догадались? (по цвету)

Читайте также:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

-А расскажите, как вы догадались, почему они разного цвета? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим )

-Так чем же мы будем заниматься на уроке? ( учиться различать твердые и мягкие согласные )

-Правильно тема нашего сегодняшнего урока.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.

– Потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим

– Учиться различать твердые и мягкие согласные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание, планирование.

Познавательные: осуществлять анализ объектов.

4. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

-Сейчас, мы с вами немного поиграем.

Игра «Беговые дорожки»

-Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

-Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен», если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка).

-Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

-Давайте с вами подведём итоги: какой «спортсмен» победил.

-Поднимите ручку кто считает по-другому.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Игра твёрдый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому , те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? ( непроверяемая безударная гласная )

– А как мы называем такие слова? ( словарные ).

Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, выходят к доске и по очереди записывают слова, остальные пишут в тетради, не забываем ставить в словах ударение, подчеркивать орфограмму. А теперь давайте запишем слова Тома

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? ( мягко )

Какие это согласные? ( мягкие)

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

– Откройте учебник на стр.120 Упр.192 (устно)

-Какие звуки живут в этих домиках? ( согласные ).

– Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. ( читают пары звуков по цепочке ).

– Почему звуки во втором домике без пар? ( Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

– Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

– Всегда ли действует это правило? ( Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются .)

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Содержимое публикации

МБОУ «Гимназия №8»

Открытый урок по русскому языку 2 класс

Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме».

УМК «Перспектива»

подготовила учитель

начальных классов

Егорова Наталия Владимировна

г. Шумерля, 2020 г.

Русский язык

Задачи урока:

Закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме;

рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и;

развивать речь учащихся;

воспитывать внимательность, интерес к предмету.

1.Организационный момент.

И на урок настроимся.

Готовы? – Да! Начнем урок,

Чтоб знания пошли нам впрок.

2.Введение темы урока.

– Сегодня мы продолжим изучать твердые и мягкие согласные звуки. Но сначала повторим то, о чем говорили ранее.

Читайте также:
Упражнения для речевого дыхания

(Запись числа, классной работы).

3.Повторение.

– Чем отличаются звуки от букв?

– Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

– На какие группы делятся все звуки?

– Гласные и согласные.

– Чем отличаются гласные от согласных?

(Ответы детей).

– Какими могут быть согласные звуки?

– Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.

– Какие всегда твердые звуки вы знаете?

– Какими буквами они обозначаются?

– Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?

– Какими буквами они обозначаются?

– Назовите данные звуки. (Показ карточек): [к], [м’], [л’], [р], [в’], [т’], [с], [ф], [ш’].

– Все ли правильно?

– [ш]- всегда твердый звук.

– Сейчас я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными вам словами.

(Карточка ПЫЛЬ – ПИЛ).

Я сотру со шкафа… (пыль).

Я кисель сегодня… (пил).

– Сравните последние звуки в данных словах. Чем они отличаются?

– Один твердый, другой – мягкий.

– Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

(Карточка НЁС – НОС).

– От мороза красный… (нос).

Я дрова для печки… (нёс).

– Сравните первые звуки в данных словах. Чем они отличаются?

– Один твердый, другой – мягкий.

– Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

– Буквой Ё.

– А какие еще гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

4.Минутка чистописания.

Разминка, упражнение «Солнышко-тучка»

– Давайте пропишем в минутке чистописания эти буквы.

– Обведите зелёной ручкой самую красивую букву.

5.Словарная работа.

– Откройте учебник на стр.66. С каким новым словом из словаря мы сегодня познакомимся? (Коньки)

– Произнесите слово, выделяя ударный звук.

-Сколько в этом слове слогов? Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Назовите первый слог, второй слог.

– Запишите слово в тетрадь.

– Составьте звуковую модель слова. Используйте цветные карандаши. (Один ученик работает у доски)

– Составьте и запишите предложение с этим словом.

– Послушаем, какие предложения вы записали.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон –

Зашумел листвою клён.

(С показом движений.)

6.Работа по учебнику

– Прочитайте задание к упр. 99.

– Ответьте на вопросы: Кто это? Или что это? Почему?

Кто это, потому что одушевленные.

– Первый ряд записывает только названия птиц, второй ряд записывает только названия зверей, третий ряд записывает только названия рыб.

– Подчеркните буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

Птицы Звери Рыбы

журавль медведь карась

гусь лось окунь

снегирь рысь сельдь

голубь лань пескарь

Задание на карточке

Подчеркните букву, обозначающую мягкость предшествующего согласного звука на письме.

Подчеркните ряд слов, в которых нет мягких согласных звуков.

8.Итог урока

– Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

– Буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

– Какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков?

– С ними мы познакомимся на следующих уроках.

9.Домашнее задание: упр. 103 стр.66.

Международный конкурс декоративно-прикладного искусства «ВОЛШЕБНАЯ ИГОЛКА »

Всероссийский эко-конкурс «МОЙ ЧИСТЫЙ ГОРОД »

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню защитника Отечества «ДОЛГ. ЧЕСТЬ. ПОДВИГ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: