Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами – карточки

Карточки. Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_po_russkomu_yazyku.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни их.

Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.

Как надела сто рубах —

Захрустела на зубах. ________________________________

Золотые монетки. _______________________________________

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. ____________________________________

Вырастили солнышко! ____________________________________

Без крыльев летают,

Без паруса плывут. _______________________________________

В брюхе кипяток,

На голове пуговица,

Одна рука, и та на спине. _______________________________

Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные. Каким одним словом можно заменить слова каждой строчки?

чашка, ложка, тарелка, вилка —

стол, шкаф, диван, кресло —

яблоко, слива, груша, персик —

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. __________

Красные кораллы. ___________

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. _________

В белом сарафане

Стала на поляне

Сели на косицы. ____________

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот. ________________________________________

3. Выпиши из словаря 5 слов с двумя мягкими согласными. Подчеркни их.

4.Выпиши из словаря 5 слов с тремя твёрдыми согласными. Подчеркни их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 классТема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»

Урок построен в режиме двигательной активности.

Конспект урока русского языка 2 класс “Школа России” Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе “Школа России” во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме

Урок в 1 классе по русскому языку (Программа “Школа 2100”).

Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».

Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой.

Урок обучения грамоте “Обозначение твёрдости – мягкости согласных звуков гласными буквами А-Я”

На уроке учащиеся узнают способ обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью гласных букв А-Я.

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: “Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами”.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.

Учить детей дифференцировать гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать развитию познавательных процессов.

Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме (примеры)?

Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме (примеры)?

Обязательно приведите примеры слов с мягким согласным звуком и объясните, почему он вышел мягким, какая рядом буква делает его мягким.

Буквы е, ё, ю, я, и, находящиеся в слове после согласных звуков, смягчают их произношение.

После согласных, имеющих пары по твердости/ мягкости, еще одна буква, не обозначающая звука, может обозначать их мягкость – это ь.

Но не всегда это происходит. Ь может быть знаком, указывающим на принадлежность существительного к третьему склонению: ветошь, вещь, речь.

В русском языке существует ряд букв, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков.

Это 5 гласных букв: “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”. Если эти буквы стоят после согласных, то они смягчают их (исключение “ж”, “ш” и “ц” – они всегда твердые).

Кроме того, согласная буква “ь” также используется для обозначения мягкости.

При этом стоит помнить, что если в середине слова стоят согласные “ч” и “щ” в сочетании с другими согласными буквами (например, “чк”, “чн”, “чт”, “щн”), то мягкий знак не ставится.

Например: гонщик, ручка, птенчик и др.

Примеры слов:

Лён – буква “ё” после “л” обозначает (даёт мягкий согласный) звук [л’].

Книга – буква “и” после “н” обозначает звук [н’].

Тюль – буква “ю” после “т” обозначает звук [т’] и буква “ь” после “л” обозначает звук [л’].

Перо – буква “п” после “п” обозначает звук [е’].

Согласные звуки могут смягчаться в произношении благодаря некоторым гласным звукам. Из таблички во втором столбце они обозначены: Я, Ё, Е, И, Ю. Также благодаря мягкому знаку “Ь” согласные звуки становятся мягкими.

Например, в этих словах после согласных рядом стоящая гласная сделает из мягкими:

И пример с мягким знаком:

Буква “Е”.

Если она находится после согласного, то этот согласный в большинстве случаев мягкий: “запомнитЕ, тЕпЕрь, лЕгко”. Исключения составляют лишь некоторые иноязычные слова.

Буква “Ё”.

Тоже “смягчает” предшествующие согласные: тЁрка, лЁгкий, полЁт.

Буква “Ю”.

Неизменно обозначает собой мягкость фонетических предшественников: тЮль, колЮчий.

Буква “Я”.

То же самое: лЯмка, клЯнчить.

Буква “И”.

Это тоже “смягчитель”: вИлка, брИть, сатИновый.

Ь” – тоже буква.

Он всегда смягчает предыдущие согласные, которые без его участия были бы твёрдыми. А у тех, которые мягки и без него, не удваивает мягкости, конечно. Но и не отменяет её: мелЬ, белЬё (видите, какой интересный случай: не будь мягкого знака, “Ё” помогло бы, но мягкий знак ещё и разделяет фонетически две буквы), превозмочЬ (а это тот случай, когда Ь не меняет качество звука, но нужен грамматически).

Какие гласные буквы делают согласные мягкими?

1) Ё, примеры: нёс, плёс, овёс, вёсны.

2) Е, примеры: ветер, лебедь, метла, зелень.

3) Ю, примеры: лютый, закорючка, сюита, тюль.

4) Я, примеры: мятый, ряса, пятак, пятница.

5) И, примеры: зигота, гидра, тирада, било.

Иногда “Ь” указывает на то, что согласная буква является мягкой (но не в сочетании с теми буквами, которые всегда дают твердость: “Ш”, “Ц”, “Ж”): мель, колыбель, скорбь, муть.

Также стоит запомнить, что в русском языке есть три буквы, которые всегда являются мягкими вне зависимости от того, какие гласные стоят с ними рядом: это “Щ”, “Ч” и “Й”.

Мягкость согласных в русском языке могут обеспечивать такие гласные буквы как “я”, “ю”, “ё”, “и” и “е”.

Примеры: мерить (“м” мягкий), лёд ( “л” мягкий), тюль (“т” мягкий), тир (“т” мягкий), мягкий (“м” мягкий.

Плюс к этому мягкость может давать согласной букве и мягкий знак, за исключением тех случаев когда он обозначает принадлежность к женскому роду слов, оканчивающихся на всегда твёрдые согласные “ц”, “ж” и “ш”. Пример: тишь, мышь, рожь.

Также стоит помнить, что мягкий знак не ставим в сочетаниях двух согласных “ч” и “щ” птенчик.

Примеры с мягким смягчающим знаком: моль, толь, рысь, ткань, вуаль.

Смягчает согласную буква “Ь” (мягкий знак) и такие гласные буквы, как: “Е”, “Ю”, “Я”, “И”, а ещё буква “Ё”.

Примеры слов со смягчающей буквой “Ь”: соль, семь, ночь, дождь, сосулька, льдины.

Примеры слов со смягчающей буквой “Ё”: пёс, мёд.

Примеры слов со смягчающей буквой “Е”: лес, белый, пенал, зеркало, мел.

Примеры слов со смягчающей буквой “И”: синий, зима.

Примеры слов со смягчающей буквой “Ю”: люстра, люк.

Примеры слов со смягчающей буквой “Я”: тянет, дядя, ряд.

Мягкость согласных на письме может обозначаться разными способами.

Первый способ – через гласные И, Я, Ю, Е, Ё вместо обозначающих твердость Ы, А, У, О, Э, например: бИл, вЯлый, пилЮ, мЕра, нЁс (с мягкими согласными) и бЫл, вАл, пилУ (взял), мЭр, нОс (с твердыми).

Второй способ обозначения мягкости на письме – это с помощью мягкого знака Ь.

Здесь зависит от того, где должна обозначаться мягкость согласного, — на конце слова или в середине.

1) На конце слова Ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: мороз — изморозЬ, пыл — пылЬ, кров — кровЬ, ел — елЬ, шест — шестЬ.

2) В середине слова буква Ь пишется:

а) всегда после мягкого согласного Л, стоящего перед любым согласным (и твердым, и мягким), например: мельница, полька, угольщик, учительница;

б) обязательно после мягкого согласного, за которым следует твердый согласный, например: свадьба, меньше, зорька;

в) между двумя мягкими согласными, но только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый так и остается мягким, например: Кузьмич (помним, что Ч всегда мягкий) — Кузьма, возьмите — возьму, письменный – письмо.

Следует запомнить, что внутри сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, РЧ мягкий знак не пишется,

например: точка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченность.

Урок русского языка по теме “Обозначение мягкости согласных звуков на письме”. 1-й класс

Класс: 1

Презентация к уроку

Проблема: Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели:

  • активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости — мягкости;
  • обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Предметные:

  • узнают о способах обозначения мягкости согласных;
  • узнают особенности букв е, ё, ю, я;
  • узнают особенности буквы и;
  • научатся различать согласные по твёрдости – мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком;
  • научатся обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я;
  • обозначать мягкость согласного буквой и;
  • сравнивать количество букв и звуков в словах.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: формирование работать в группе.
  • Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.
  • Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

1. Организационный момент (слайд 2,3).

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

– Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

– Откройте тетради и запишите дату.

2. Чистописание. Словарная работа. (слайд 4,5,6,7)

– С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

– Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

– Что значит “красиво”? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

– Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.

Алфави’т, яго’да, воробе’й, со’бака, сапоги’, сапо’жник.

– Проверьте себя, выделите безударные гласные.

– Что можете сказать о словах сапоги и сапожник?

– Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.

3. Актуализация знаний

– На какие две группы делятся звуки?

(работа в группах)

– Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.

Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.

– А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

4. Постановка темы урока. (слайд 8,9,10)

(на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)

– Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

– Прочитайте надпись на доске:

На дворе звенит капель
Это месяц наш апрель.

Апрель – это месяц какого времени года?

Правильно, это второй месяц весны. – Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

– Что можете отметить в них общего? (звук [л’] )

– Дайте характеристику звуку [л’].

– Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л’] в этих словах на письме? (разными)

– Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

5. Работа по теме урока.

Обозначение мягкости согласных ь знаком. (слайд 11, 12)

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.

Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники.

Живёт в стране Грамматика Известный фокусник – Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

Фокусник Мягкий знак:

– Я фокусник! Я фокусник! Я умею превращать одни слова в другие.

Вот смотрите! Слово ЕЛ я превращаю (водит руками) в название дерева.

А теперь смотрите, как шест превращается в число.

Я великий волшебник! Я великий фокусник!

– Ребята, а кто может разгадать его фокус? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.

Работа по учебнику. (слайд 14) Упражнение 1. Стр 81

– Выпишите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь знаком.

– подчеркните синим цветом твёрдые согласные, а зелёным мягкие согласные.

– Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

– Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)

– Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.

– Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). (слайд 15)

Физминутка.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. (слайд 17, 18 )

– Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй фокусник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)

слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)

– В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

– Что вы можете рассказать о йотированных гласных? (в начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается).

Работа на доске.

– Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

(На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами и, е, ё, ю, я, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.)

Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.

лед соль
вишня пальто
клюква уголь
деревня полька

Работа по учебнику стр.82.

– Вспомните, как обозначаем твёрдые звуки на письме, и как мягкие. (квадратная скобка для обозначения звуков, если звук мягкий, то выделяем сверху запятой).

На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)

(должны получиться слова: люк, конь, мяч.)

Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.

Первый рисунок – лист.

Дети. Звук [л’].

Учитель. Улитка, какой первый звук?

Дети. Звук [у].

Учитель. А в слове крыша?

Дети. Звук [к].

Учитель. Кто собрал слово?

Дети. Слово люк. (Некоторые дети могут сказать лук, следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л’].)

Учитель. Как запишем слово?

Ученик записывает на доске.

Учитель. Как ты обозначил мягкость на письме?

Ученик. С помощью буквы ю.

Аналогично разбирается второе слово.

Учитель. Какое второе слово?

Дети. Конь.

Учитель. Как обозначить мягкость на письме?

Дети. С помощью мягкого знака.

Физминутка.

Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные. (слайд 19,20)

– Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ,Ч,Й. Они говорят, что они заколдованные, им и фокусы не надо показывать.

– Что же это за колдовство? (звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо)

– А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж,ш,ц)

Друзья, я знаю это точно:
Должна быть в каждом деле [Т О Ч’ К А]

– Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?

– Что вы заметили?

– С чем вы не согласны?

(звук [Ч’] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

– Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.

Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения , исправьте все ошибки.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим.

6. Рефлексия. (слайд 21, 22, 23, 24, 25)

– Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.

Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак,
Без него не написать
30, 20,10, 5.
Вместо есть напишем ест,
Вместо шесть получим шест.
Станут пенками пеньки
Уголками – угольки,
Банька
в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
О.Высоцкая

Ребята, давайте устроим сегодня в классе цветочную поляну. Оцените свою работу, как вы поработали. Если отлично то берёте красный цветок, если что то у вас не получилось, то жёлтый. А если же вы считаете, что работали на уроке плохо, то синий.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами гласных звуков

Русский язык ( 2 класс)

Тема: Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами гласных звуков.

Цель: 1.Сформировать умение построить способ обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных я, ю, ё, е, и.

3.Сформировать умение применять изученные правила

4. Тренировать мыслительные операции анализ сравнение обобщение.

На доске девиз урока

Учитель открывает девиз к уроку:

Вперёд к открытиям!

-Как этот девиз связан с работой на уроке? ( Мы на уроке попытаемся сами открыть что-то новое.)

Какие шаги вы должны выполнить при открытии? (Понять, что мы еще не знаем, и самим постараться найти новый способ.)

– О чём мы говорили на прошлом уроке? ( Мы говорили о том, что мягкость согласного звука можно обозначить с помощью ь )

-Сегодня вы продолжите работать над обозначением мягкости согласных звуков.

-Я желаю вам новых открытий на уроке! Улыбнёмся друг другу, и пожелайте успеха.

– С чего начнём работу на уроке? ( С повторения необходимых знаний.)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На доске карточки со слогами

Лю нё те ма но лу си мя сы тэ

– На какие группы можно разделить эти слоги? ( На две группы)

– Прочитайте первый столбик. Каким эталоном воспользовались? ( Мы воспользовались эталоном 1: « Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных второго ряда.)

– Прочитайте второй столбик. Каким эталоном воспользовались?

( Эталоном 2« Обозначение твёрдости согласных звуков с помощью гласных первого ряда.» )

– Прочитайте слоги, в которых слышим звук[ а.] ( Это слоги – ма, мя, т. к. звук [а] обозначается на письме буквами а, я)

-Прочитайте слоги, в которых слышим звук [у.] (Это слоги – лу, лю, т. к. звук [у] обозначается на письме буквами у, ю.)

– Прочитайте слоги, в которых слышим звук [э]. (Это слоги – те, тэ, т. к. звук[ э] обозначается на письме буквами э, е.)

-Прочитайте слоги в которых слышим звук[ о.] (Это слоги – нё, но, т. к. звук [о] обозначается на письме буквами о, ё.)

– Каким эталоном воспользовались? (Мы воспользовались Эталоном 3 : «Гласные буквы и звуки.»)

– Перед вами транскрипции слов [КОН’] [МАЛ’ЧИК]

-Запишите слова в тетради.

– Какие слова написали. ( конь, мальчик)

-Как обозначили мягкость согласного звука. ( Мы обозначили мягкость согласного звука с помощью ь)

-Каким эталоном воспользовались.( Мы воспользовались эталоном 4 « Обозначение мягкости согласного звука буквой ь»)

– Что вы сейчас повторили?

– Зачем мы это повторили? ( Это нам пригодится на уроке.)

-Что я вам сейчас предложу? (Пробное задание)

Пробное действие.

Учащиеся выполняют самостоятельно пробное задание на планшетах.

Учащимся раздаются карточки с транскрипцией слов

-Запишите слова, обозначая мягкость согласного звука буквами гласных звуков.

– Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Ученики поднимают руки.

– Какой вывод вы можете сделать? (Мы не смогли написать слова.)

– Поднимите руки у кого есть ответ.

– Покажите, что получилось.

– Обоснуйте свое написание ( Я не могу обосновать свой ответ)

Какой следующий шаг вы должны сделать? ( Мы должны разобраться, в чём затруднение.)

III Выявления места и причины затруднения.

– Какое задание вы должны были выполнить? ( Написать слова, в которых нужно обозначить мягкость согласного звука на письме буквами гласных звуков. )

– Какой способ обозначения мягкости согласного звука на письме вы знаете?( Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака.)

– Что нового в этом задании? ( Нужно обозначить мягкость согласного звука на письме буквами гласных звуков)

– Где возникло затруднение? ( В обозначении мягкости согласного звука на письме буквами гласных звуков)

– Почему у вас возникло затруднение? ( Мы не знаем эталона обозначения на письме мягкости согласных звуков буквами гласных звуков.)

IV Построение проекта выхода из затруднения.

– Какая цель вашей дальнейшей деятельности? ( Открыть способ обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв гласных звуков.)

– Какая будет тема урока ( Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами гласных звуков. )

– Что вы можете использовать для открытия нового способа написания гласных второго ряда в словах. ( Учебник, спросить у учителя, спросить у родителей, попытаться самому найти способ.)

– Вспомните, как определить мягкость согласного звука (Мягкость согласного звука обозначают гласные буквы II ряда ( я, ё, ю, и, е )

Составим план :

1. Определить гласный звук после мягкого согласного звука;

2. Выбрать гласную букву II ряда, для обозначения гласного звука на письме ;

3. Сделать вывод ;

4. Создать эталон

V Реализация построенного проекта.

– Сегодня вы будете работать в группах.

Вспомните правила работы в группах

– Выполните план в группах.

Учитель организует представление результатов.

Одна из групп защищает свой результат. Можно также организовать работу так, чтобы каждая группа защитила по одному слову.

В слове нёс после мягкого звука [н’] стоит гласный звук[o]. Гласный звук [о] можно обозначить буквами о или ё. Мы выбираем для обозначения гласного звука [о] на письме гласную букву ё, т. к. буква ё гласная II ряда, она даёт мягкость согласному звуку. Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами II ряда ( я, ё,ю, и,е.) .

Аналогично учащиеся защищают следующие слова.

Дети демонстрируют эталон.

– Как проверить своё открытие? (Нужно посмотреть на эталон учителя)

-Ученики сравнивают свой эталон с эталоном учителя.

-Итак, сделайте вывод. ( Мы составили эталон верно)

– Смогли преодолеть затруднение? (Да)

-Что вы можете теперь делать? (Мы можем обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью гласных букв я, ю,ё, и,е.)

– Какой теперь следующий шаг? ( Мы должны научиться применять новое правило)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Детям раздаются карточки. Дети работают в парах.

Вставь пропущенные буквы.

Кл..ч, Л..ба, кл..н, м…ч, т..ль, лис…та, Андр..ша, бр..ки.

Фронтальная работа.

Выбери нужную букву и запиши предложения в рабочую тетрадь.

Папа н(о, ё)с тяжёлую сумку.

У вороны большой н(оё)с.

Паша м(я, а)л траву.

– Какой следующий этап? ( Самостоятельная работа, а потом проверим себя по эталону)

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вставьте пропущенные буквы.

Коля л..бит из..м. В саду растёт высокий кл..н. Андр..ша читает книгу.

У кошки родились кот..та. Л..ня и Л..ба сели в первый р..д.

Учащиеся проводят самопроверку по образцу.( Образец на экране или на доске)

Образец

Коля л. ю.бит из. ю.м. В саду растёт высокий клё. н. Андр. ю.ша читает книгу.

У кошки родились кот. ята. Л. ёня и Лю. ба сели в первый р. я.д.

– Проверьте свои работы по образцу для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

– У кого есть ошибки? В чем они? (Неправильно выбрали гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков.)

– Каким эталоном вы должны были воспользоваться.( Мы должны воспользоваться эталоном «Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами я, ё,е, ю,и.»)

-Сделайте вывод.( Нужно ещё потренироваться в применении правила.)

-У кого это задание не вызвало затруднение?

– Сделайте вывод.(Мы все хорошо усвоили новое правило.)

VIII Включение систему знаний и повторение. ( Упражнения на усмотрение учителя)

-Что нужно знать, чтобы правильно обозначать мягкость согласных на письме?(Нужно знать алгоритм «Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю,и, ё,е)

-Предлагаю вам потренироваться в обозначении мягкости согласных звуков буквами гласных звуков.

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

Выпишите слова в два столбика. В первый столбик слова, где мягкость согласного на письме обозначается буквой ь, а в другой – буквами гласных звуков.

Кон…, лос…, м..со, Л..ба, пал…ма, пал…то, м..д, кл..н, нян…, л..блю.

Итак, какие слова вы выписали в первый столбик?

– Какие слова выписали во второй столбик?

– Проверяем результаты. Если всё верно поставьте + , если есть ошибки -?

– Кто допустил ошибки, сделайте вывод. ( Нам нужно потренироваться в использовании алгоритма «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью гласных букв я, ю,и, ё.е.»)

Выпишите слова с мягким согласным звуком на конце слов.

Пень, уголь, слон, лещ, кот, май, мяч, конь, день.

-Какие слова выписали.( пень, уголь, лещ, май, мяч, конь, день.)

– Проверяем результаты. Если всё верно поставьте + , если есть ошибки -?

В случае необходимости учитель может провести проверку по готовому образцу.

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую цель вы ставили в начале урока? (Открыть алгоритм обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, ю,и, е,ё.)

– Достигли ли цели? Докажите.

– Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?

– Оцените свою работу с помощью светофора. Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то покажите зеленый цвет. Если вы усвоили новый способ, но испытывали трудности, то покажите желтый цвет. Если вы не усвоили новый способ, то покажите синий цвет.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

– Кто показал желтый цвет, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

– Над чем еще надо поработать?

– Где мы можем поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)

Согласные твердые и мягкие. Речевая игра.

Игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями и без них. Игры также помогут подготовить детей к усвоению правил правописания. Они способствуют:

  • развитию фонематического восприятия;
  • формированию первоначальных навыков звукового анализа и синтеза слов;
  • развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;
  • количественному и качественному обогащению активной лексики.

Игры, представленные в пособии, помогут ребенку:

  • закрепить представления о твердости и мягкости согласных в русском языке;
  • научиться различать на слух и в произношении твердые — мягкие согласные звуки изолированно, в прямых слогах и в словах (в начале слова перед гласными звуками).

Игры могут проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Прежде чем начать игру, педагог должен разрезать по пунктирным линиям и разложить по конвертам:

  • 72 карточки с цветными предметными картинками (для игр 1, 2);
  • 108 черно-белых карточек серии I со словами (для варианта 2 игры 1; игры 2);
  • 36 маленьких черно-белых карточек серии II (для игры 3).

Для проведения игр педагогу помимо предлагаемого материала необходимо приготовить на каждого ребенка синюю и зеленую карты из цветного картона (размер А5 — 210×150 мм).

Играм предшествуют подготовительные упражнения, способствующие различению твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ на различение твердых — мягких согласных звуков на слух и в произношении.

  1. Произнесите вместе с детьми (ребенком):
  • 15 пар твердых — мягких звуков:
    Б-Б’ В-В’ Г-Г’ Д-Д’ 3-3С
    К-К* Л-Л’ М-М’ Н-Н’ П-П’
    Р-Р’ С-С’ Т-Т’ Ф-Ф Х-Х’
  • 6 согласных, не имеющих пар по твердости — мягкости (Ж, Ц, Ш — всегда твердые, Й, Ч, Щ — всегда мягкие).

Предложите ребенку послушать слоги и слова и повторить их отраженно, заменяя твердые согласные звуки на мягкие и наоборот.

Игра 1. ВЫДЕЛИ ЗВУК

Педагог выдает каждому ребенку цветные карты (одну синюю и одну зеленую), а предметные картинки кладет перед собой стопочкой картинками вверх.

Ведущий показывает детям по одной карточке. Дети по очереди называют изображенный предмет, выделяют первый согласный звук, определяют, твердый он или мягкий. Если ребенок ответил правильно, педагог отдает ему картинку для того, чтобы ребенок положил ее на свою синюю карту (если первый звук твердый) или зеленую (если первый звук мягкий).

Если ребенок дает неправильный ответ, педагог просит других детей помочь ему. Картинку получает тот ребенок, который ответил правильно.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся картинки на столе у ведущего. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число картинок.

Проводится так же, как и вариант 1, но вместо картинок используются карточки серии I (с именами существительными, начинающимися на мягкие или твердые согласные звуки). Слова на карточках читает взрослый.

Напомните детям цветовые обозначения твердых и мягких согласных звуков: твердые согласные звуки в начале слова обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки в начале слова — зеленым.

Игра 2. СОРЕВНОВАНИЕ

Проводится как соревнование двух команд — команды «Синих» и команды «Зеленых».

I тур. Из ряда карточек «Синие» подбирают предметные картинки на твердые согласные, «Зеленые» — на мягкие.

II тур. Вместо предметных картинок команды подбирают карточки со словами, обозначающими предметы.

III тур. Команды соревнуются в припоминании подобранных картинок и слов.

За каждое правильно названное слово, картинку команда получает 1 очко (фишку).
Игра 3. НАОБОРОТ

Взрослый читает на карточках серии II слова. Ребенок должен заменить твердый согласный мягким, а мягкий — твердым. Например: нос — нёс.

Правильно ответивший ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всего фишек.

Пожалуйста, оцените материал.

Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 14

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Просмотрено 338 раз(а)

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Цифры, формы, счёт (11)
  • Готовим руку к письму (13)
  • Лепка (6)
  • Логика и внимание (28)
  • Мир вокруг (17)
  • Игры для детей (12)
  • Поделки (16)
  • Природа (5)
  • Развитие речи (18)
  • Театр (7)
  • Тесты на готов-ть к школе (7)
  • Учимся читать (16)
  • Уроки логопеда (16)
  • Рисование (12)
  • Времена года (7)
  • Животные (12)
  • Геометрия (5)
  • Познавайка 4-6 лет (все) (208)
  • О проекте
  • Правообладателям
  • Политика конфиденциальности

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Карточки согласные гласные – слоги – Гласные и согласные звуки

слоги – Гласные и согласные звуки

Карточки для обучения ребенка чтению по методике Зайцева.

Как просто и эффективно научить ребенка читать по слогам?!

Предоставленные карточки со слогами являются авторской работой детского портала chudo-udo.org и аналогом кубиков по методики Н.Зайцева. Гласные и согласные звуки выделены разным цветом, это помогает малышам различать их зрительно. В дальнейшем они смогут их различать автоматически. С помощью букв-слогов дети учатся составлять слова (не умея читать). После регулярных занятий с представленным материалом ребенок начинает самостоятельно читать печатный текст.

На нашем сайте карточки с буквами и слогами можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

Покажите ребенку, что игры с такими кубиками могут быть не просто полезными, познавательными и обучающими, но и веселыми, развлекательными и интересными.

На нашем сайте вы также можете скачать Карточки-слоги – Твердые и мягкие согласные звуки

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии – для нас это очень важно.

Скачать Карточки-СЛОГИ для обучения ребенка чтению по ссылке ниже

Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р, Ц, Ч

Индивидуальные карточки по теме “Гласные и согласные звуки”

Фамилия, имя ___________________________________

Карточка №1 по теме «Гласные и согласные звуки»

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни гласные буквы красным карандашом.

__днажды, скор__, комн__та, х__р__шо, __тец, с__пог, т__пор.

2. Найди в словах парные согласные буквы и подчеркни их.

Заяц, медведь, лиса, волк, ёж, зубр, енот.

3. Продолжи предложение:

В русском языке ___ согласный звук, а гласных звуков ___.

Фамилия, имя ___________________________________

Карточка №2 по теме «Гласные и согласные звуки»

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Иней, сосулька, заморозки, деревья, ягоды, бабочки..

Прочитай имена ребят и расставь их в алфавитном порядке (над словами запиши соответствующее число)

Тамара, Влада, Григорий, Мила, Анна, Галина.

3. Вставь пропущенные буквы:

С__пог, комн__та, х__р__шо, т__пор, ___днажды, вдру__, скор__.

Фамилия, имя ___________________________________

Карточка №3* по теме «Гласные и согласные звуки»

1. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Малина, яблоки, груши, ежевика, рябина, смородина, вишня.

2. Подчеркни слова, в написании которых расходится произношение некоторых звуков.

Заяц, лев, лиса, медведь, барсук, ёж, волк.

Выполни по образцу звуковой анализ слова якорь:

Образец: ежи – [й , эжы]- 3 б., 4 зв.

Карточки по русскому языку на тему “Гласные буквы”.

Карточка № 1. «Гласные буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.

Карточка № 1. «Гласные буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.

Карточка № 2. «Согласные звуки и буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.

Карточка № 1. «Гласные буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.

Карточка № 2. «Согласные звуки и буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.

. Карточка № 1. «Гласные буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.

Карточка № 2. «Согласные звуки и буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.

. Карточка № 1. «Гласные буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.

Карточка № 2. «Согласные звуки и буквы».

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.

Тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему: 3 класс. Карточки. Гласные звуки и буквы

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

1.К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

2. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

Стр…лок, стр…льба, стр….лял, выстр…л – …………………………………

Т…рговля, т…ргует, т…рговый (город) – …………………………………..

Гл…тать, прогл…тил, гл…ток, гл….тнул – ………………………………….

1.К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

2. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

Стр…лок, стр…льба, стр….лял, выстр…л – …………………………………

Т…рговля, т…ргует, т…рговый (город) – …………………………………..

Гл…тать, прогл…тил, гл…ток, гл….тнул – ………………………………….

3.Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да. Р..бята, оделись, т..пло. Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки. Теперь, м..ро. им, не страшен.

3.Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да. Р..бята, оделись, т..пло. Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки. Теперь, м..ро. им, не страшен.

Гласные и согласные буквы и звуки: карточка и шпаргалка для родителей

1. АЛФАВИТ.
В русском алфавите 33 буквы.
Буквы мы видим и пишем.
Звуки – слышим, произносим.
Гласных букв– 10, согласных букв -21. Гласных звуков — 6, согласных звуков — 37.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.
Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
мял — [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З — ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С — ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

Методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему: Карточки по теме “Согласные буквы”

№ 1. Соотнеси слова со звуковыми записями слов.

№ 2. Вставьте пропущенные буквы.

С…рока, в…рона, к…рова, м…л…ко, за…ц, п…тух, в…р…бей, л…сица, с…бака

№ 3. Назови буквы. Какой звук или звуки могут обозначать эти буквы?

  • «Кирпичиков» с какими буквами не хватает?
  • Впиши пропущенные буквы.

№ 4.Спиши текст. Старайся писать красиво, правильно и без ошибок.

Я люблю читать. Тётя Оля подарила мне книгу о животных. Там много картинок. Вот лось и волк. Я читаю стихи о лисе.

  • Проверь написание орфограмм (они подчеркнуты!)

№ 1. Соотнеси слова со звуковыми записями слов.

№ 2. Вставьте пропущенные буквы.

С…рока, в…рона, к…рова, м…л…ко, за…ц, п…тух, в…р…бей, л…сица, с…бака

№ 3. Назови буквы. Какой звук или звуки могут обозначать эти буквы?

  • «Кирпичиков» с какими буквами не хватает?
  • Впиши пропущенные буквы.

№ 4.Спиши текст. Старайся писать красиво, правильно и без ошибок.

Я люблю читать. Тётя Оля подарила мне книгу о животных. Там много картинок. Вот лось и волк. Я читаю стихи о лисе.

  • Проверь написание орфограмм (они подчеркнуты!)

Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки. Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни их.

Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.

Как надела сто рубах —

Захрустела на зубах. ________________________________

Золотые монетки. _______________________________________

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. ____________________________________

Вырастили солнышко! ____________________________________

Без крыльев летают,

Без паруса плывут. _______________________________________

В брюхе кипяток,

На голове пуговица,

Одна рука, и та на спине. _______________________________

Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные. Каким одним словом можно заменить слова каждой строчки?

чашка, ложка, тарелка, вилка —

стол, шкаф, диван, кресло —

яблоко, слива, груша, персик —

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. __________

Красные кораллы. ___________

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. _________

В белом сарафане

Стала на поляне

Сели на косицы. ____________

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот. ________________________________________

3. Выпиши из словаря 5 слов с двумя мягкими согласными. Подчеркни их.

4.Выпиши из словаря 5 слов с тремя твёрдыми согласными. Подчеркни их.

Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами – карточки

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 1-класс
  • Русский язык
  • Видеоурок «Обозначение мягкости и твёрдости согласного звука на письме гласными буквами»
  • § 1 Гласные звуки и их буквы
  • § 2 Мягкость и твердость согласных звуков на письме
  • § 3 Важно запомнить

На этом уроке мы окажемся с вами в волшебной стране – Фонетика, население которой состоит из 43 звуков и 33 букв.

Звуки в стране Фонетика настолько застенчивы, что на письме вместо себя показывают своих помощников – буквы. Так повелось в этой волшебной стране, что звуки любят, когда их произносят и слышат, а буквы радуются, когда их пишут и читают.

Звуки на письме обозначаются буквами.

Звуки в стране Фонетика живут в домиках, которые называются «Гласные» и «Согласные». Гласных звуков шесть:

Им нравится, когда их называют, произносят с голосом. Гласные звуки легкие и воздушные, очень любят петь. Поэтому при произнесении гласных звуков струя воздуха выходит изо рта свободно.

Поскольку гласные звуки очень робкие, то себе в помощники они пригласили десять гласных букв:

Буквы гласных звуков изучаются по парам: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные буквы поселились в двухэтажном домике. На втором этаже, самом верхнем, проживают гласные буквы А, О, У, Ы, Э. Их называют «гласные верхнего ряда».

На первом этаже живут гласные буквы Я, Ё, Ю, И, Е. Они называются «гласными буквами нижнего ряда».

Домик согласных населяет 37 звуков. Они помогают 21 согласной букве. И никто из них не умеет петь так, как гласные звуки. В сравнении с гласными, согласные звуки очень шумные и скрипучие. Когда их произносят, воздух во рту встречает различные преграды: губы, зубы и язык.

Поскольку согласные звуки не умеют петь, то в этом им помогают гласные звуки. Гласный и согласный вместе образуют слоги, из которых состоят все слова русского языка.

Гласные звуки слогообразующие, без гласного звука нет слога.

Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов. Даже один гласный звук может образовать слог. Например, в слове У-чеб-ник 3 слога, потому что в нем три гласные буквы (У, Е, И).

Когда гласные звуки поют вместе с согласными, образуя слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения, то замечено, что рядом с некоторыми гласными согласные звуки звучат добрее, мягче.

Смягчить согласный звук и показать это на письме могут гласные буквы нижнего ряда: Я, Ё, Ю, И, Е.

Твердые и мягкие согласные различаются особенностями произношения, артикуляцией (точнее, положением языка). При образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. При образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад. Давайте сравним положение нашего речевого органа самостоятельно: [м] – [м’], [д] – [д’].

Составим слова по модели: Р_Д

Сначала будем использовать гласную букву А верхнего ряда. Получаем слово РАД. Поставим в модель слова гласную букву Я нижнего ряда. РЯД. От выбора гласной буквы поменялся не только согласный звук – был твердый (РАД), стал мягкий (РЯД), но и значение слова. ОН РАД ПОДАРКУ. ОН НАШЕЛ СВОЙ РЯД В ЗАЛЕ.

От выбора гласной буквы может поменяться значение всего слова.

В русском языке обозначаются только основные звуки. Всего их 43: 6 гласных и 37 согласных. Наш алфавит состоит из 33 букв. 10 гласных букв соответствуют 6 основным гласным звукам, а 21 согласная буква – 37 согласным звукам. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

На письме мягкость согласного звука обозначает следующая за ним гласная буква нижнего ряда – Я, Ё, И, Е, Ю. Например, кит, дядя, тётя.

Твердость согласного звука на письме обозначает следующая за ним гласная буква верхнего ряда – А, О, У, Э, Ы. Например, мыло, кошка, стул.

Читайте также:
Воспитание звуковой культуры речи - родительское собрание
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: