Оборудование логопедического кабинета

Логопедический кабинет: требования, оснащение и оборудование

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС

Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50×150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Овощи

Оборудование и оформление кабинета логопеда

Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица;
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации;
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении;
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения;
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени;
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение;
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков;
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты;
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA;
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства;
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.



Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков;
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения;
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания;
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по плаванию

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Оборудование логопедического кабинета

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Рабочее место профессионала, будь то токарь, художник или логопед должно быть правильно организованным, удобным.

Бесплатные занятия с логопедом

Индивидуальные, групповые и фронтальные коррекционно-логопедические занятия проводятся в оборудованных для этих целей кабинетах, расположение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании коррекционных учреждений. Оборудование логопедического кабинета включает:

Логопедический инструментарий:

  • шпатели логопедические
  • зонды логопедические, массажные
  • вата, бинт, спирт
  • настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.

Дидактические пособия:

Пособия для обследования:

Пособия для коррекционной логопедической работы:

• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);

• по грамматическому строю

• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);

• по фонематическому восприятию.

Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)

4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.

12. Слова для составления шарад и ребусов.

13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы

— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера

— овощи, фрукты, ягоды

— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые

— рыбы, продукты питания

— части тела человека

— дом и его части

— действия (глагольный словарь)

Дидактический материал по формированию связной речи:

— серии сюжетных картин

Звуковая культура:

  • картинный материал для автоматизации поставленных звуков
  • альбом для закрепления поставленных звуков
  • логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
  • папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
    • картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
    • наборное магнитное полотно
    • коробка с разрезными буквами, слогами.

Дидактический материал для развития мелкой моторики:

  • пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
  • шнуровки, деревянные пазлы
  • игры головоломки
  • орнамент Н.Зайцева
  • мозаика.

Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:

1. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002

2. Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997

3. Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003

4. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997

5. Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001

6. Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999

7. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – С.-Пб., 2004

Читайте также:
Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'

8. Иношкова О.В. Альбом для логопеда. – М., 2000

9. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003

10.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

11.Цветкова Л.С. Нейролингвистическая диагностика детей. – М., 2004

Рабочее место профессионала, будь то токарь, художник или логопед должно быть правильно организованным, удобным. Важно, чтобы все необходимые материалы были всегда под рукой, в рабочем состоянии.

Оборудование логопедического кабинета

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.

1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3. Настенное зеркало 50×100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

4. Зеркала 9×12 см по количеству детей, занимающихся одно временно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула – для ребенка и для учителя-логопеда.

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

7. Технические средства обучения.

8. Настенная касса букв.

9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.

12. Различные речевые игры.

13. Методическая литература.

14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для учета коррекционного процесса, который проводит учитель-логопед, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда

1. Общие положения

1.1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

1.2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

1.3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников), нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Читайте также:
Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков

2.1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2.2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности

3.1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3-х до 7-и лет.

3.2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3.3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

3.5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

3.6. Ведет необходимую документацию.

3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

3.8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

3.9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

3.10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

3.11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка.

3.12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

3.13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

3.14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией.

3.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

3.17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

3.18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

4.1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

4.3. Повышать свою квалификацию.

4.4. Проходить аттестацию в соответствии с “Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”.

4.5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

5.1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

5.3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

– тщательно вымыть руки;

– подготовить для работы все необходимое;

– произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе; или обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей. Вести необходимую документацию. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними. Запрещается оставлять детей без присмотра.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Оборудование логопедического кабинета

Логопед — это коррекционный педагог, который устраняет речевые нарушения у детей и взрослых. Большая часть клиентов логопеда дети в возрасте от 3-х месяцев и до школьного возраста.

У детей в возрасте от 3-х месяцев до 1-го года специалист проводит раннюю диагностику и профилактику речевых расстройств. С детьми в возрасте от 2-х до 4-х лет он проводит диагностику и профилактику задержки речевого и психического развития. У детей в возрасте до 7-ми лет диагностирует и корректирует звукопроизношение, расширяет и обогащает словарный запас, развивает связную речь и пр. С детьми более старшего возраста и взрослыми также, как правило, работа направлена на устранения дефектов звукопроизношения.

В сфере профессиональных интересов логопеда — нарушения звукопроизношения, речи (письменной и устной, её темпа и ритма), недоразвитие или утрата речи.

Логопед — обязательная штатная единица в дошкольных и школьных учреждениях.

Его работа регламентирована Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №92н от 7 марта 2018 года «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».

Критерии организации кабинета

Кабинет оформляют и оборудуют, учитывая специфику работы логопеда. Вот критерии, по которым планируют и организуют рабочий кабинет логопеда:

  • Безопасность и здоровье детей — необходимо соблюдать требования к освещению, вентиляции, отоплению, чистоте, мебели, режиму занятий с детьми разных возрастов и пр.;
  • Соответствие возрасту детей — занятия необходимо строить в игровой форме, соблюдая технику безопасности, не допуская перегрузок детского организма и психики;
  • Коррекция — необходимо создать оптимальные условия для коррекции нарушений.

Такой подход к организации работы логопедического кабинета обеспечивает все условия для безопасности, здоровья детей и эффективной коррекции.

Требования к помещению

Обычно под кабинет логопеда выделяют помещение на первом этаже. Оно должно подходить для проведения занятий с детьми в групповой и индивидуальной формах. Логопед занимается как с одним ребенком, так и с группой детей до 6 человек. Помещение должно быть комфортным для специалиста и детей, независимо от численности группы и характера занятий.

К кабинету предъявляются такие требования:

  • Ремонт и отделка. Для пола, стен и мебели выбирают светлые нейтральные цвета, чтобы они не отвлекали и не раздражали;
  • Система вентиляции. Помещение должно хорошо проветриваться. Для этого используют естественные источники — окна с форточками и фрамугами, которые функционируют всесезонно;
  • Температурный режим. В кабинете логопеда должна быть температура 18–24 градуса, в зависимости от сезона и климатических условий. Для контроля температуры воздуха используют бытовой термометр. Его крепят на высоте около 1 метра на внутренней стене;
  • Система обогрева. Запрещены переносные и инфракрасные обогревательные приборы;
  • Система освещения. Проектируют боковое левостороннее естественное освещение. Нельзя допускать, чтобы свет падал спереди или со спины детей. На окна устанавливают жалюзи или шторы для защиты от солнца. Если естественного освещения недостаточно, прибегают к искусственному. На каждом столе устанавливают светильник на жёстком креплении к столу и с гибким кронштейном. В кабинете предусмотрено как общее, так и индивидуальное освещение.

Также в помещении устанавливают настенные светильники возле зеркала. Чтобы не снижать уровень естественного освещения, на подоконниках не размещают растения с широкими листьями и выше 15 см.

Оснащение мебелью

В кабинете логопеда необходима следующая мебель: рабочее место логопеда (стол, стул), стулья для посетителей (родителей), шкафы и стеллажи (для методических материалов, игрушек, литературы, документов и пр.), вешалку для одежды.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме 'Игрушки'

В кабинете располагают детские столы и стулья (на 2–4 ребёнка) и общий детский круглый стол.

Необходимый инвентарь: настенное зеркало (0,5–1,5 м), настольные зеркала 9×12 см (по одному на каждого ребенка), светильники (на столах, у зеркала), настольные часы, школьная доска, наборное полотно, фланелеграф, коробки для хранения пособий.

Для индивидуальной работы с детьми необходимы инструменты и материалы: полотенце, шпатели, вата, ватные диски, спирт, логопедические зонды.

Размещение мебели

Мебель расставляют таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность детей. Вот основные правила:

  • Детей рассаживают по местам с учётом их здоровья, зрения и слуха;
  • Столы устанавливают рядом со светонесущей стеной;
  • Рабочие столы организуют с учётом особенностей детей: для праворуких детей свет должен падать слева, леворуких — справа;
  • Если в помещении имеется настенная доска, расстояние от первого стола до неё составляет 2,5–3 м;
  • Расстояние столов от светонесущей стены составляет 1 м;
  • Если столы стоят в несколько рядов, то расстояние между ними составляет от 0,5 м.

Мебель должна быть эргономичной, соответствовать возрасту и росту детей, изготовлена из безопасных и прочных, влагостойких и теплопроводных материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам. Поверхность столов должна иметь матовое покрытие, цвет мебели — светлый.

Меловая доска должна быть надёжно прикреплена к стене, изготовлена из материала, который легко очищается влажной губкой. Цвет доски — коричневый или тёмно-зеленый, матовый с антибликовым покрытием.

Зонирование кабинета

Помещение кабинета логопеда зонируют. Каждая зона адаптирована под решение конкретных задач и имеет необходимое оснащение.

  • Зона коррекции. Необходимо установить зеркало, рабочий стол для детей, логопедические зонды, ватные диски, спирт, картотеку для домашних заданий, дидактический материал (карточки, картинки).
  • Зона развития мелкой моторики. Здесь располагают разные конструкторы, пирамиды, матрёшки, игрушки, мозаики, шнуровки, трафареты, картотеки.
  • Зона развития лексико-грамматической стороны речи. Оснащают картотеками рассказов и загадок, картинками с сюжетами и пр., словесными играми, заданиями на закрепление пройденного материала.
  • Зона технических средств обучения. Здесь расположены магнитофон, диктофон, аудиотека, может находиться ноутбук и обучающие диски.
  • Зона развития речевого дыхания. Необходимы детские музыкальные инструменты, трубочки, теннисные шарики, картотека упражнений на дыхание и т. п.
  • Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Оснащают карточками (например, «Живыми звуками» Александрова), «звуковыми пеналами», тематическими картинками.
  • Зона документации. Отдельно оборудуют место для хранения логопедической документации: речевых карт на каждого ребенка, журнала движения детей, годового и перспективного планов, тетрадей учёта и взаимодействия логопеда с воспитателями и учителями, отчетной документации и др.
  • Информационная зона. В детской логопедической группе необходимо обустроить уголок для родителей. Здесь они могут ознакомиться с графиком работы специалиста, консультациями, рекомендациями, памятками и пр.

Обследование мышц языка

Обследование мышц языка позволяет выявить нарушения в его мышечном тонусе. Пониженный тонус мышц языка встречается гораздо реже, чем повышенный. Встречаются случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть повышен лишь в отдельной, изолированной группе мышц (левой или правой половине языка, кончика, корня и т.п.). Обследование мышц языка важно для успешной логопедической работы, для проведения дифференцированного логопедического массажа.

1. Высовывание языка наружу лопатой; языку придается плоская (широкая) форма так, чтобы своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается широким, то:

А) произносить вялым языком между губами бя-бя-бя-мя;

Б) на распластанный между губами язык сильно задувают;

В) нараспев тянуть –И-;

Г) пожевать губами широкий язык.

2. Высовывание языка наружу жалом.

3. Поочередное высовывание языка лопатой, жалом.

4. Высунутый изо рта язык поочередно делают широким (закусывают зубами), и узким, открывая рот.

5. Кончик языка упереть в верхние зубы и сделать язык то широким, то узким.

6. Кончик языка упереть в верхние зубы и сделать язык то широким, то узким.

Читайте также:
Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

7. Кончик языка упереть в нижние зубы и стенку языка то выгнуть, то положить спокойно.

8. Высовывание языка возможно больше изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы во рту образовался мышечный комочек. Кончик языка становится незаметным.

9. Поворачивание сильно высунутого языка вправо, влево.

10. Поднимание и опускание задней части языка при произнесении звука К.

11. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, потом при открытых.

12. Счет кончиком языка зубов, вначале нижних, потом верхних.

13. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание от последнего со щелканием сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях.

14. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, как бы слизывая их, и загибаясь вверх у мягкого неба.

15. Присасывание языка без отрываот неба с раскрыванием и закрыванием рта. Кончик языка касается верхней десны.

16. Присасывание к нёбу и отрывание спинки языка. Кончик языка упирается в нижнюю десну. Делать вначале при открытом, а потом при закрытом рте.

17. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

18. Язык с силой протаскивается между зубами наружу, так что верхние резцы скоблят по спинке языка.

19. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

20. При мало подвижном языке можно переворачивать сухой горох или шарики во рту.

21. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением их раскрытия.

22. Такое же облизывание зубов под дугой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше.

23. Язык, как маятник из угла рта в другой, сначала медленно, постепенно убыстряя движения.

24. Поднимание и опускание лопатообразного высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам, потом к носу и подбородку.

25. Широкий язык поднимать на верхнюю губу чашечкой, нижние губы и зубы не должны поддерживать язык.

26. Язык во рту поставить поперек.

27. Язык лопатой поднимать вверх, поддерживая зубами и губами.

28. Язык жалом при открытом рте поднять на верхнюю губу, потом на зубы, на десну за верхние зубы.

29. Поднимание и опускание высунутого широкого языка внутри рта, за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны и т. д.

30. Кончик языка подводится под верхнюю губу и с щелканием открывается, втягиваясь вниз, назад.

31. Загибание языка жалом вверх и вниз, снаружи и внутри рта.

32. Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбородку к губе верхней и нижней, к твердому небу и ко дну рта.

33. Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десен при широко раскрытом рте.

34. Язык снаружи рта желобком неподвижно, или лодочкой, боковые края языка подняты, а посередине продольной линии языка образуется впадина. Можно помогать пальцами или губами.

Арефьева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед

Обследование артикуляционной моторики и мимической мускулатуры

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1

Введение

Многие авторы отмечают, что количество детей с проблемами речевого развитии в последние годы значительно возросло. От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит результат исправления дефектов речи.

К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей-педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами, на ранних этапах развития обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей в норме уже должны появиться все звуки речи, родители начинают замечать нарушенное произношение своих детей и только тогда обращаются за помощью к специалистам, которые и диагностируют у детей стёртую ту или иную логопедическую проблему. Большое количество детей с нарушениями остаются в массовых садах даже после выявления.

Читайте также:
Интегрированное занятие в подготовительной группе (Умная физкультура)

Например, при дизартрии иннервация органов речевого аппарата недостаточна, что приводит к ограничению подвижности артикуляционных и мимических мышц. Вследствие этого формирование движений, необходимых для красивого, чистого произношения, нарушается. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что в будущем создаст затруднения в обучении детей в школе.

Речь детей становится невнятной, смазанной, а нарушение мимической моторики делает речь неэмоциональной и безликой, что затрудняет общение детей со взрослыми и сверстниками.

Такие дети оказываются лишены возможности в полной мере вкусить все радости общения. Вдобавок дети с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте начинают осознавать свой речевой дефект, что часто приводит к ухудшению настроения, появлению комплексов и отрицательных черт личности, таких как пессимистичность и агрессивность.

Для того чтобы устранить нарушения в развитии артикуляционной моторике и мимической мускулатуры и обеспечить её правильное формирование необходимо ежедневно проводить логопедическую работу. В условиях массового детского сада логопедическая помощь по развитию артикуляционной и мимической моторики оказываемая детям с данной проблемой является недостаточной.

Поэтому проблема изучения особенностей развития артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Л.С.Волкова, О.В.Правдина, Л.В.Лопатина и др.

1. Теоретическое изучение проблем нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей

Таким образом, мы можем познакомиться с Дизартрией- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Дизартрия у детей возникает вследствие поражений центральной и периферической нервных систем. Причинами данных поражений являются различные неблагоприятные факторы перинатального, натального и постнатального развития. Самыми распространёнными из них являются: токсикозы, гипоксия, асфиксия и родовая травма.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в следствие поражения мозговых структур, которые необходимы для управления речедвигательным механизмом.

Степень проявления фонетических нарушений при дизартрии зависит от того, насколько сильно была поражена та или иная часть мозга, отвечающая за движение органов артикуляции. При лёгких поражениях наблюдается искажение звуков, «смазанность речи», а при тяжёлых – искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

От других речевых нарушений дизартрию отличает тот факт, что при ней нарушается не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Нарушения произношения гласных звуков классифицируются по рядам и подъемам, нарушения произношения согласных звуков – по наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, вследствие чего дети не воспринимают состояние мышц речевого аппарата.

Также при этом нарушении у детей наблюдаются насильственные непроизвольные движения языка, неправильные артикуляционные уклады.

К неречевым симптомам дизартрии относят расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей и мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, своеобразное формирование личности.

Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85%. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. А также взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры.

Одной из особенностей дизартрии является частое сочетание в ней различных клинических синдромов. Это объясняется тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Читайте также:
Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения 'Говори правильно'

Часто встречающимся нарушением речи среди детей дошкольного возраста является лёгкая, стёртая форма дизартрии. Нередко она сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи).Что свидетельствует о нарушениях в артикуляционной моторике и мимической мускулатуре обследуемого.

2. Методы обследования артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей

Обследование органов артикуляции начинается с определения состояния артикуляционного аппарата. Данные обследования вносятся в индивидуальную карту ребенка.

Строение органов артикуляции оценивается визуально. Ребенку предлагалось широко открыть рот, произнести звук «а». В момент произнесения шпателем опускалась средняя часть языка. Одновременно визуально оценивалась плотность небно-глоточного смыкания.

При обследовании моторики органов артикуляции обращалось внимание на подвижность мягкого неба, состояние небно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечался характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение держать позу, истощаемость. Для этого детям предлагалось выполнить по словесной инструкции и по подражанию следующую серию упражнений.

Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

  • сомкнуть губы;
  • округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;
  • вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;
  • вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;
  • растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;
  • максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;
  • поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
  • опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
  • многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

  • широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;
  • сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

  • положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
  • положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
  • переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
  • высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);
  • приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);
  • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
  • упереть язык в правую, затем в левую щеку;
  • закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
  • произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

  • широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);
  • логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;
  • при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

  • доступность для ребенка предлагаемого задания;
  • качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);
  • особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;
  • особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;
  • количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;
  • темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;
  • ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;
  • особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т.п.);
  • соответствие двигательной реакции сигналу;
  • наличие сопутствующих, насильственных движений;
  • наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).
Читайте также:
Коррекция речевого развития у детей с ОВЗ

За каждое упражнение дети получают от 0 до 4 баллов:

  • 4 балла – четкое выполнение движений;
  • 3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла – незначительные изменения объема, силы и точности движений;
  • 1 балл – отсутствие удержания позы; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка;
  • 0 баллов – задание не выполняется.

Что же касается обследования мимической мускулатуры ребенка. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

  • поднять брови, нахмурить брови;
  • наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

  • легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;
  • закрыть правый глаз, затем левый;
  • подмигнуть.

3. Мышцы щек:

  • надуть левую, затем правую щеку;
  • надуть обе щеки одновременно;
  • перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

  • изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

  • символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

При оценке даннной пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.

  • 4 балла – проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции;
  • 3 балла – проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены;
  • 2 балла – проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается неплотное смыкание губ;
  • 1 балл – затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония), синкинезии;
  • 0 баллов – полная невозможность выполнения задания.

Соответствующее диагностирование помогает выявить проблему и сформировать пути ее решения.

Заключение

Проанализировав данную работу, можно выделить следующее, что у большинства детей, например, с минимальными дизартрическими расстройствами снижен объём движений органов артикуляции и мимических мышц, нарушен тонус мышц лица и языка, а также снижена кинестетическая чувствительность в области артикуляции. В то же время у детей с нормальным речевым развитием вышеуказанные патологические проявления отсутствуют, а движения отличаются лишь небольшой моторной неловкостью.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей, к примеру, со стёртой дизартрией имеются свойственные данной форме нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Следовательно, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Т.к. стёртую дизартрию у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа.

К сожалению, не все дети с речевыми нарушениями попадают в логопедические детские сады. Многие дети со стёртой дизартрией остаются в массовых группах, а логопедическая помощь, оказываемая детям данной группы, является недостаточной. В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по развитию артикуляционной и мимической моторики у детей данной группы.

Соответственно данные нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Также своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с речевой проблемой и, эффективность данного воздействия.

Библиографический список

  1. Черникова Ю.В. Обследование артикуляционного аппарата [Электронный рес.] // Логопедический портал.
  2. Общая характеристика дошкольников с дизартрией и стертой дизартрией [Электронный рес.]
  3. Белякова Л.И.Логопедия. Дизартрия / Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова, – М.: Просвещение: Владос, 2009.
  4. Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А.Волковой).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: