Когда мы говорим «школа-интернат», мы подразумеваем… А что, собственно, город знает об этой школе? Одно из старейших образовательных учреждений города Донского, недавно отметившее 50-летие. Территориально находится в стороне от жилых кварталов. Школа с круглосуточным пребыванием детей, которые… Которые — что?..

А дальше — полное незнание ситуации, шлейф нелепых мнений и вымыслов, окутавший реальность до такой степени, что интернат, в конце концов, оказался педагогически и социально дискредитирован. Злые языки до сих пор подогревают на огне разговоры о том, будто интернат — это некая колония, куда отправляют детей, отбившихся от рук, плохо успевающих в городских школах и в целом поведенчески запущенных. Честно говоря, когда слышу такие разговоры, немедленно пресекаю — кто бы ни являлся их носителем. Не буду скрывать — одно время так и было: некоторые педагоги городских школ начали массово освобождать себя от обязанности заниматься трудными подростками, детьми с разбалансированной психикой — любыми учениками, кому, даже просто в силу инаковости (непохожести на других), можно было приписать диагноз «девиантное поведение», и отправляли этих ребят в интернат — на перевоспитание. Такие ученики могли появиться в классе как 1 сентября, так и в середине года, а то и вообще под занавес учёбы. С годами их становилось больше, а соответственно, больше было и правонарушений, и трудностей в работе, и в конце концов общественное мнение об интернате как об учреждении социальной направленности превратилось в мнение об интернате-колонии. Понятно, что такой имидж не способствовал набору детей в классы, и школа пустела с каждым новым учебным годом…

Интернат сегодня — это колоссальная социальная и материальная поддержка родителям. Особенно семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, а это может быть что угодно: и низкий достаток в семье, и невозможность находиться с ребёнком по вечерам из-за загруженности на работе (а то и на двух-трёх), и болезнь кого-то из родителей… В желании реально помочь школа-интернат открывает свои двери всем. За счёт существенной материальной поддержки муниципальной власти учащиеся школы-интерната обеспечены шестиразовым полноценным питанием, одеждой. В интернате созданы идеальные бытовые условия для проживания и досуга детей.

Это — первое.

Второе — и я очень хочу, чтобы родители, которые сейчас читают эту статью, услышали мои слова. Школа-интернат — это обычная общеобразовательная школа. И только потом — интернат, что, кстати, обозначает вовсе не колонию, не инкубатор, как придумывают местные злопыхатели, а всего лишь учреждение с длительным проживанием в нём. Интернат — это НЕ пенитенциарная система — это, говоря русским языком, обычная нормальная школа. Дети учатся по тем же программам, что и любая другая школа города Донского, по тем же стандартам (фГОСам), сдают такие же экзамены, что и в других общеобразовательных учреждениях, получают одинаковые со всеми выпускниками аттестаты.

И самое главное — в интернате создан комплекс условий для полноценной социализации детей, то есть для их всестороннего развития, обучения, воспитания, самореализации. За 50 лет в школе создана отличная база для внеурочно-досуговой деятельности детей. Сюда входят занятия в кружках, спортивных секциях, в системе налажена до профессиональная подготовка воспитанников. Вопросы про ориентационной работы крайне важны: в сегодняшнем мире человеку как воздух нужна профессия. Конечно, учащиеся интерната поступают и в институты, и в техникумы, но всё же большинство стремится сразу же начинать трудовую деятельность и хочет иметь в руках рабочую профессию. Школа-интернат даёт крепкие основы профессиональных навыков, которые для многих становятся хорошим началом трудового пути на предприятиях города. В школе работает мастерская — для девочек, мальчикам преподают токарное дело, слесарное, столярное. А навыки, полученные в кружках, могут пригодиться кому-то для организации собственного дела, бизнеса.

Для нас очень важно подготовить ребёнка, как говорят сегодня педагоги, к выходу в открытый социум. Чтобы он не растерялся в реальном мире. Всё-таки нельзя сбрасывать со счетов, что дети в интернате живут на всём готовом, в результате чего зачастую нивелируются какие-то жизненные, бытовые знания и умения. Поэтому мы стараемся минимизировать определённую статусом учреждения гиперопеку. Сегодня миром правит мотивация. Важно воспитание конкурентоспособной личности. Но у каждого своя ниша. У кого-то высокий уровень притязаний — это хорошо. У кого-то — средний, что тоже не исключает возможности быть конкурентоспособной личностью в своей нише. Для нормального существования в реальной жизни. И это — наша задача.

День в школе чётко организован и наполнен разнообразной деятельностью. В 7 часов — подъём, зарядка, обязательная утренняя прогулка. После наведения порядка в комнатах — завтрак. В 8.30 — учебный процесс. После второго урока детям предлагается сок. По окончании уроков — снова прогулка, затем обед и «тихий час». После него — полдник и самоподготовка: время для приготовления домашнего задания. С детьми работает воспитатель. Думаю, преимущества такого контроля могут оценить многие родители: если дома ребёнок, делая уроки, постоянно отвлекается, вокруг него масса внешних раздражителей, и в итоге его домашнее задание затягивается за полночь, то в интернате за отведённое для самоподготовки время ученик успевает выучить заданное. Потому что его деятельность грамотно спланирована и организована педагогами. Именно воспитательский корпус в нашей школе сегодня очень опытный и профессиональный. Стаж работы воспитателей в среднем — 10-15 лет. Впрочем, в интернате всегда работал и продолжает трудиться высокопрофессиональный педагогический коллектив и заботливый обслуживающий персонал.

После самоподготовки дети идут на ужин, на вечернюю прогулку, а затем могут выбрать занятие по душе. А выбрать есть из чего. В школе работают кружки, функционирует современный компьютерный класс. Действуют спортивные секции (волейбол, баскетбол, игровые виды спорта), открыты тренажёрный зал, библиотека, проводятся музыкальные и психологические занятия. Ребёнок в развитии охвачен всесторонне.

Школа-интернат — живёт. И, думаю, важно сохранить её для города в таком статусе, в каком она функционирует сегодня. Как крепкую социальную поддержку для нуждающихся групп населения. Как механизм комплексной социализации ребёнка. Как учреждение, аналогов которому больше нет.