О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Автор: Скудина Александра Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва

Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка – одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:

– развитие эмоционального реагирования;

– развитие эмоциональной экспрессии;

– формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

– формирование словаря эмоциональной лексики.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.

Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание – ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:

– ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;

– ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;

– чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;

– в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей – это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

– односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

– ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

– выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников – в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.

Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.

Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:

– хороший – значит красивый (эстетические переживания);

– хороший – значит добрый (этические переживания);

– хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).

Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.

Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.

На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.

На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.

В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).

Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.

Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

Список источников

  1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  2. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. –
  3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
  4. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. – С. 740-744. –
  5. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
  9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Академия, 2001. -117 с.
  10. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 162-164. –
  11. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. – М. : Политиздат, 2001. – 272 с.
  12. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12.
  13. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
  14. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. – 2019. – С. 73-76
  15. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
  16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
  17. Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
  18. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
  19. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – 2020. – С. 131-133
  20. Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
  21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
  22. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Издательство «Питер», 2001. – 464 с.
  23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
  24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». – М.: Академия, 2004 г.- 288с.
  25. Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c. ISBN 978-80-7526-216-5
  26. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
  27. Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 3 (20). – С. 660-665
  28. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003.
  29. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003.
  30. Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. — 352 с. “Мир психологии”.
  31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
  32. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – № 5 (8). – С. 31-33
  33. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр “Академия”, 2003.
  34. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
  35. Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 46-48.
  36. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007.
  38. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология “Открой себя”. М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
  39. Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 6. – С. 6 – 15.
  40. Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 2-2. – С. 376-377.
  41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
  42. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-1. – С. 259-262. –
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
  44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008.
  45. Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
  46. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
  47. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
  48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
  49. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.
  50. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. – 2020. – № 75. – С. 115-143.
Читайте также:
Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста

Светлана Томенко
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста

Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных проявлений: радость, грусть, жалость, зависть, равнодушие и тд. Если родитель может определить и объяснить эмоциональные состояния малыша, научить его справляться с ними, то эмоциональное развитие ребенко будет наиболее полным. Родитель, максимально оберегающий своего малыша от любых негативных проявлений эмоций, не умеющий вынести даже малейшего страдания своего ребенка, лишает его полезного опыта огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:

1) помочь ребенку осознать чувства, понимать свое эмоциональное состояние;

2) учить справляться с ними.

Для этого родитель должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т. п.).

Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того,что:

признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций,например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить её я тебе не разрешаю»;

обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»);

обсуждая с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);

предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать,давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.

Читайте также:
Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ

В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное — не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.

С 6 месяцев до 3 лет ребеноквыбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность – это необходимость в познании мира и себя в нём. Задача родителей – направить ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту.

Еще одна проблема эмоционально-волевого развития — детское своеволие. Волевой протест – ребенок не просто забыл что-то сделать,а он смотрит в глаза и словно говорит: «Я знаю, чего ты от меня хочешь, но не сделаю. Так что ты мне сделаешь?» По сути, это вызов авторитету взрослого, потому что ребенку очень важно знать соотношение сил в мире, знать, кто сильнее, и знать границы своего поведения.Очень важно вовремя заметить этот вызов и правильно на него отреагировать: меры применяются не потому, что ребенок поступает безответственно, а потому, что нарушает сознательно соблюдение правил, которые знает хорошо. Родитель должен сформировать волю ребенка и в то же время подчинить своему любящему руководству. Важно помнить, что своевольный ребенок имеет большой потенциал для личностного развития, для достижений успехов в жизни.

Ученые пришли к выводу, что существует различие в реакции мальчиков и девочек на оценку их деятельности. Так, для мальчиков очень важно, ЧТО конкретно оценивается в их поведении, а для девочек — КТО их оценивает и КАК. Например, мальчику требуется излагать кратко и точно, чем вы недовольны, так как его мозг не может удерживать долго эмоциональное напряжение и как бы «отключает»слуховой канал: ребенок перестает вас слышать и слушать. Мальчик может не реагировать на фразу «Я тобой недоволен». Она лишена для него смысла, он обязательно должен знать, чем вы недовольны, и как бы вновь проиграть в памяти свои действия. Девочкам нельзя сразу сказать слово «плохо» (свое отношение, так как бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, что именно плохо в ее действиях и что надо изменить. Если взрослый не учтет этих различий, то его замечание просто не будет услышано! Сработают механизмы сенсорной защиты, мозг ребенка еще незрел, и поэтому он «отключается» от бесполезных для него влияний, в частности слов взрослого. Постепенно это может сложиться в привычку вообще не слышать, что говорит взрослый.

Помните, что постоянные негативные тона воспитания (например, замечания, одергивания, критика, неодобрение и т. д.) задерживают развитие. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых

Терпение и любовь – основные точки опоры любящих родителей, помогающих своему малышу познать многообразие мира.

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста» В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом.

Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.

Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие “Круг” для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие “Круг” – ритмически организованное занятие, направленное.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.

Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.

Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции письменной речи

О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Эмоциональный фон в семье оказывает огромное влияние на воспитание эмоций и чувств маленького человечка. Эмоциональное здоровье не менее важно, чем физическое или психическое здоровье человека.

В первые дни жизни ребенка, его общение с окружающим миром происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми — взрослыми и детьми — ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом — на обиду. Родителям младенца первых месяцев жизни необходимо так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным — больше играть, разговаривать, петь колыбельные песни, поглаживать и похлопывать, улыбаться. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Так как эмоциональные реакции ребенка неосознанны и неустойчивы, малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, в любви, ласке и заботе, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, его отношения к окружающим.

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца: они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, режима кормления, укладывания и умывания, недостаточное по продолжительности общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствие единства требований к ребенку и приемов его воспитания.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает недовольство, огорчение, гнев, злость. Ребенок познает мир, прежде всего, через образы, наглядно, конкретно. Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те знания, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко. В сказки он вживается, как в реально происходящие события. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, он учится сочувствовать им, сопереживать. Мир природы ребенку трудно отделить от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого его не пускают гулять. Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение старших при каждом самостоятельном поступке. Спокойная, сосредоточенная активность, указывает на интерес малыша к тому, чем он в этот момент занят.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Яркий отклик на игровые события показывает эмоциональную значимость её для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.

Отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки — веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.

Взаимоотношения с другими людьми – это наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому человеку больно или грустно. В возрасте 2-3 лет дети самостоятельно оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, нередко делятся сладостями, игрушками. Растет избирательное отношение к товарищам, выражение явных предпочтений. В этот период важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Для этих целей можно использовать специальные игры и упражнения, вот некоторые из них:

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия во 2 классе ‘Дифференциация И-У’

«Ласковые ладошки» (снятие психо-эмоционального напряжения)

Взрослый сидит за спиной у ребенка, гладит его ладошками по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

«Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, выходя, таким образом, из негативного состояния.

Дорогие взрослые, любите своих детей и они в ответ будут любить Вас и целый мир вокруг!

О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Актуальность работы состоит в том, что эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций, введением их в мир культуры межличностных отношений, которые осуществляются в основном через эмоциональные механизмы сознания. Младший дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, в этом возрастном периоде начинает складываться и укрепляться нравственные установки личности, выражающие ее отношение к другим людям,

Таким образом, проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста является важным аспектом в современном образовании и воспитании.

На современном этапе дошкольного образования особое значение приобретает развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, как залога их дальнейшего благополучного развития. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОУ подчеркивается, что «результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников» [7].

Целью статьи является анализ теоретико-методологических основ эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых обществом нравственных норм. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. С. Выготский, Н. А. Ветлунина, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и т.д.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить, что эмоциональное развитие младшего дошкольника рассматривается как одна из базовых предпосылок его общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка» [2]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Это особенно важно именно в младшем дошкольном возрасте, пока основные механизмы регуляций еще не сформировались.

Таким образом, данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Н. Ежова, автор работ по развитию эмоций дошкольников, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни [3]. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой – акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим. Л. С. Выготский подчеркивает, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее [2].

Н. Л. Кряжева, рассматривая эмоциональное развитие личности, выделяет существенные условия, при реализации которых работа педагога будет наиболее продуктивной:

1) «учет общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

2) забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;

3) обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности;

4) организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих ее участников;

Читайте также:
Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

5) сохранение и развитие положительных эмоций ребенка;

6) обучение детей основам самоорганизации, самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций;

7) целенаправленная работа по воспитанию волевых качеств ребенка» [5].

В. А. Сухомлинский, изучая взаимосвязь эмоционального состояния и умственного развития, указывает огромную возвратную силу влияния эмоционального состояния на ум, на всю интеллектуальную жизнь. Л. С. Выготский в своих исследованиях отмечает, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка» [2]. С. М. Бондаренко, О. Головко, Т. Репина, О. Е. Смирнова и ряд других авторов подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний – влияние на ум, на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем [6]. Следовательно, нарушение психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.

По мнению Л. И. Божович, именно в дошкольном возрасте происходит активное познание окружающего мира, формирование личности ребенка, самостроительство мира чувств и эмоций, поиска собственного «лика». Безусловно, в этом поиске большое значение, конечно, имеет роль педагога, который сможет грамотно ознакомить детей с общечеловеческими нормами, и нравственными идеалами, ценностями, которые станут в дальнейшем базовыми ориентирами в жизни.

Нужно отметить, что в современной образовательной среде большое внимание уделяется инновационным образовательным технологиям, внедрению активных форм и методов обучения, а развитию эмоциональной сферы ребенка-дошкольника уделяется недостаточное внимание. Хотя, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л. С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, прогматизация жизни, в которой участвует ребенок [2].

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что эмоциональное развитие детей является наиболее существенной в развитии детей младшего дошкольника, опыт которого постоянно пополняется.

На основе проведенного теоретико-методологического анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме следует подчеркнуть следующие особенности эмоционального развития детей в дошкольном возрасте:

1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;

3) чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

4) формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Проведенный контент-анализ научной литературы позволяет заключить, что основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются:

– освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;

– интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;

– развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;

– эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам утверждать, что чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Безусловно, для развития устойчивого эмоционально-положительного состояния ребенка нужно создать такие условия, при которых развитие эмоциональной сферы будет протекать наиболее благотворно.

Данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на создание безопасного пространства общения и условия для самовыражения, а также на формирование у них новых интересов, мотивов и потребностей.

Обобщенный и систематизированный нами опыт специалистов РФ и РС (Я) показал, что основными методами эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия. Использование данных методов помогает ребенку снять эмоциональное напряжение и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.

На основе обзора методической литературы нами были обобщены и систематизированы различные виды коррекционно-развивающих занятий с помощью методов арт-терапии, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективным способом формирования устойчивости эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

Термин арт-терапия (от английского «art – therapy») – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. Арт-терапия является «специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства и творческой деятельности на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений» [1].

Анализ научно-методической литературы показал, что наиболее эффективным методом в работе по эмоциональному развитию дошкольников является арт-терапия. Арт-терапия – метод основывающийся на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента как только человек начинает писать красками, рисовать и лепить. Развитие и коррекция посредством арт-терапии представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации эмоционального развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

В результате обобщения и систематизации опыта использования арт-терапевтических технологий в дошкольных образовательных учреждениях можно выделить следующие преимущества методов арт-терапии в работе по эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста:

Читайте также:
Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

1) они просты и эффективны;

2) сам процесс увлекает, захватывает ребенка;

3) методы арт-терапии снимают негативные психические реакции неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции;

4) не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки;

5) ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия пока еще в микросоциуме.

Таким образом, в современных условиях именно методы арт-терапии в работе по эмоциональному развитию дошкольников оказываются наиболее эффективными, так как данное воздействие огибает все психологические защиты личности, не травмируя психику ребенка.

Для нашей психолого-педагогической работы по эмоциональному развитию младших дошкольников были разработаны коррекционно-развивающие занятия с использованием разнообразных методов арт-терапии, которые доставляют детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой дошкольник, создавая изображения, отражает свои чувства, учится думать, творить, фантазировать, развивает уверенность в себе. Тем самым создается ситуация успеха у дошкольников, игры и творчества, которая доставляет ребенку радость, позитивные эмоции и утверждения у него этих эмоций и чувств.

На коррекционно-развивающих занятиях нами используются следующие арт-терапевтические методы:

1) рисование сыпучими материалами;

2) изображение методом тычка;

3) оттиск печатями;

5) марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге (игры, упражнения: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.);

6) ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски (игры, упражнения: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег» и др.);

7) штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги в заданном направлении, не выходя за контуры фигуры (игры, упражнения: «Помоги ежику найти яблочко», «Заверши рисунок по контурам», «Заполни пространство» и др.);

8) рисование пальцами, с применением пальчиковых красок (игры, упражнения: «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», «Добавь лошадке пятнышки» и др.).

Таким образом, методы арт–терапии не так сложны, но несут в себе очень глубокий практический смысл и ценность. Арт-терапия помогает легче прожить адаптационный период младшему дошкольнику, снижает негативные реакции, воспитывает опыт социального взаимодействия. С помощью техники арт-терапии ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходит улучшение в его эмоциональной сфере, снимается психоэмоциональное напряжение. Арт-терапевтическая атмосфера способствует ребенку преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создавать возможность для самовыражения, что приводит к позитивным результатам психологической помощи в его эмоциональной и поведенческой сферах.

О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» [9]. Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.

Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова. Таким образом, современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [5]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [10]. Таким образом, интерес к проблеме развития эмоционально-волевой сферы обусловлен значением этого психического явления в жизни человека.

Младший школьный возраст является достаточно сложным периодом, поскольку требует от ученика концентрации произвольного внимания, определенных волевых усилий, ответственности и самостоятельности, которые у детей этого возраста еще развиты недостаточно. «С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В этом возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждому по-своему откликается на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию» [4]. Волевая сфера у ребенка, в свою очередь, усиливает мотивацию к обучению и на этой основе совершенствуется сознательная регуляция своих поступков и действий.

Кроме этого, для эффективного и успешного личностного развития школьников важно использовать в системе обучения разнообразные формы и методы работы с детьми дома, необходимо проводить совместную работу с родителями о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям.

Читайте также:
Составление рассказов об осени - конспект

Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты эмоционально-волевой сферы, при этом необходимо учитывать психологические и личностные характеристики школьника. В связи с этим, мы рассмотрели методики разных авторов, которые направлены на исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Методика «Определение уровня саморегуляции», автора Н.А. Мишиной помогает изучить эмоционально-волевую сферу младших школьников [7]. Методика «Исследование уровня мобилизации воли», автора Ш.Н. Чхарташвили направлена на определение уровня мобилизации воли [7]. Тест «Автопортрет», автора В.В. Ветровой позволяет продиагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности [7]. Методика «Эмоциональные лица», автора Н.Я. Семаго помогает оценить возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка [8].

Для того чтобы определить какие методы и приемы воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств используют в своей работе современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

1) сказкотерапия (Т.В. Гречишкина, п.г.т. Афипский, Краснодарский край; Е.Н. Иванова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия));

2) игротерапия (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург);

3) музыкотерапия (И.В. Негнюрова, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия));

4) творческие самостоятельные задания (Е.С. Бендер, г. Санкт-Петербург; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область);

5) упражнения (Л.И. Рыбак, с. Борское, Самарская область; Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область);

6) беседы (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург).

Таким образом, современные практики в своих работах используют такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы, как: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческие самостоятельные задания и различные упражнения на развитие воли. Также практики отмечают, что «развитие эмоционально-волевой сферы оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся» [2]. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что методы представленные практиками, будут способствовать развитию у младших школьников взаимодействия, эмпатии, отзывчивости, положительной самооценки, самостоятельности и других важных качеств.

Мы считаем, что в работе с детьми необходимо применять различные сочетания методов и приемов воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств. Исходя из анализа литературы, нами выделены такие способы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы – игротерапия, сказкотерапия, беседа, музыкотерапия; и приемы – упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

1. «Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости» [1]. Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером». Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля отличаются незамысловатыми правилами.

2. «Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников» [3]. Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Сказка является для ребенка проводником между реальностью и его внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия, направлена на воспитание отзывчивого внутреннего мира ребенка, его полноценного развития, творческого отношения к себе и окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний» [6]. Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции» [1]. Функциональные музыкальные упражнения учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения – это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности» [2]. На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение упражнений развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повышается уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшается психическое напряжение, тревога.

Читайте также:
Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима

6. «Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения» [6]. Релаксации помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению – создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, усилия учителя, направленные на формирование эмоциональной волевой сферы ребенка по мере его развития заключаются в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, формируются мотивы общения и взаимодействия, укрепляется саморегуляцию поступков. Использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и окружающим.

В данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития и формирования эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого- педагогическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы, ее особенности, а также методы и формы работы с детьми. Выделили психологические условия эмоционально-волевого развития младшего школьника, которые заключаются в обогащении игровой и учебной деятельности детей.

Нарушения эмоционально волевого фона

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.

В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость

При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

Быстрое психическое утомление ребёнка

Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

Повышенная тревожность

Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

Агрессивность

Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

Отсутствие эмпатии

Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

Неготовность и нежелание преодолевать трудности

Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

Низкая мотивация к успеху

Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

Выраженное недоверие к окружающим

Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

Способы коррекции эмоциональных нарушений

Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей.

Читайте также:
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия: Путешествие с Тигренком. Автоматизация звука (Р) словах

Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.

Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта
  • Повышение активной деятельности и самостоятельности
  • Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
  • Коррекцию самооценки
  • Формирование эмоциональной устойчивости

Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:

Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.

Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.

При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.

Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.

Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта. Также важным моментом является работа специалиста с самими родителями.

Журнал Педагог

Автор: Смирнова Надежда Степановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ “ЦРР – дс № 182″ г. Магнитогорска”
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА
Раздел: дошкольное образование

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА

Ребёнок с НОДА приходит в детский сад. На его развитие уже оказал мощное

влияние психотравмирующий фактор: оперативные вмешательства, лечебные

процедуры, сопутствующие заболевания. Поэтому кроме физических и

интеллектуальных проблем очень страдает эмоциональная сфера.

Особенностью поведения детей раннего возраста с нарушением

опорно-двигательного аппарата является его аффективное окрашивание. Дети

с ограниченными двигательными возможностями многие события

воспринимают бурно, неадекватно. Большое функциональное значение имеет

аффект – как бурно протекающая реакция, подчас неконтролируемая

В обычной жизни эмоции и чувства сопровождаются выразительными

движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Однако

у детей раннего возраста с НОДА выразительные средства слабо выражены,

не столь выразительны, как у детей в норме. Эмоциональные процессы менее

управляемы и менее дозированы в зависимости от ситуаций. Однотипность

эмоциональных проявлений обусловлена недоразвитием сенсорной системы,

скудностью уровня восприятия эмоций окружающих, недостатком

социального опыта ребенка.

Характерна эмоциональная лабильность, возбудимость, быстрая

психическая пресыщаемость. Отмечаются симптомы повышенной

тревожности, страхи, либо весь комплекс невротических расстройств.

В случае более грубых повреждений ЦНС наблюдаются немотивированные

колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью,

Именно эмоциональная сфера, её состояние определяет состояние

личности больного ребёнка: восприятие себя, своего тела, своего положения

среди окружающих, отношение к дефекту, считывание и понимание внешних

раздражителей, реагирование на внешние условия. Состояние личности

подчинено уровню развития и состоянию эмоционально-волевой сферы.

Коррекционная работа будет тогда эффективна и наиболее успешна,

когда ребёнок будет правильно понимать, воспринимать себя, принимать себя

таким как есть, распознавать и дифференцировать внешние раздражители,

считывать эмоции окружающих и правильно реагировать на них. То есть,

эмоциональная компетентность – первичная в развитии личности ребёнка

ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

характеризуют эмоциональная незрелость и смешанные расстройства

Основные направления коррекционной работы по социально-

эмоциональному развитию младших дошкольников с НОДА

Цель развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, имеющих

особые образовательные потребности: научить детей понимать свои

эмоциональные состояния и окружающих людей, формировать способы

выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

создание условий для адаптации «особых» детей к ДОУ,

поддержание положительного эмоционального фона с целью

предупреждения аффективных реакций,

формирование первичного опыта социальных отношений со взрослыми и

детьми, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка,

используя методические рекомендации программы О.Л. Князевой “Я –

Целесообразно использовать следующие методы и приемы:

ролевые игры, психоэтюды, коммуникативные игры, упражнения на эмоции

и эмоциональный контакт, мимические и пантомимические этюды,

релаксация с целью снятия эмоционального напряжения.

В работе по формированию и развитию эмоциональной сферы нами

используются современные технологии:

арттерапия (рисование, танец, музыкально-ритмические движения),

Учитывая особенности эмоциональной сферы как следствия

органических нарушений ЦНС у детей данной категории педагоги

оценивают сиюминутное психофизическое состояние ребёнка и соблюдают

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: