Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

«Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»
статья (старшая группа)

На свете очень много разных и нужных профессий, все они важные и интересные. И каждый человек должен выбрать ту, которая более соответствует его природным способностям. Я выбрала профессию – воспитатель!

Скачать:

Вложение Размер
nsporta.docx 19.26 КБ

Предварительный просмотр:

На свете очень много разных и нужных профессий, все они важные и интересные. И каждый человек должен выбрать ту, которая более соответствует его природным способностям. Я выбрала профессию – воспитатель!

Как сказал Максим Горький – «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд… возвышается до творчества».

Я с уверенностью могу сказать, что люблю свою профессию. Конечно, путь воспитателя труден. Нужно постоянно быть образцом для подражания и творцом детской души. Но эта ноша не в тягость, она приносит удовлетворение и радость, потому что в основе её лежит любовь. Любовь нужна всем, а детям особенно.

Каждый день я учусь смотреть на мир восторженными глазами детей. Многократное проживание детства позволяет мне сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети, настоящим сказочным временем. Ежедневно ищу ответы на детские вопросы: «А чем мы будем сегодня заниматься?», «А мы будем опять. », «А когда мы пойдём…?»

А помогают мне в этом сами дети, а именно их любознательность и активность. Мы вместе что-то ищем и находим, сооружаем и строим, выдумываем и воплощаем. Я не просто вкладываю в них знания, я учу их эти знания добывать.

В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции.

Проблема формирования гражданского самосознания молодого поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию важность формирования в нашей стране гражданского общества. Для решения задач развития гражданского самосознания личности необходимо создать условия: образовательную среду как пространство накопления и обогащения опыта, модели гражданского образования с учётом региональной специфики, планирование взаимодействия с педагогами учреждения и социумом, изучение и внедрение традиционных и инновационных технологий, направленных на формирование нравственных ценностей и гражданских компетентностей.

ФГОС раскрывает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых определён следующим образом: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Личность формируется с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, ДОУ, социальной среде. Средства воспитания гражданского самосознания – это вся окружающая среда, атмосфера дошкольного учреждения, совместные со взрослыми дела и проекты, а также и реальное участие в жизни своего города, своей страны. Очень важно при этом сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (ФГОС, принципы дошкольного образования).

Для развития гражданского самосознания детей с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития), у которых ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, несформирована эмоционально-волевая, мотивационная сфера и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо создание особых педагогических условий: «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для … коррекции нарушений развития и социальной адаптации,…» (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы).

Вашему вниманию хочу представить проект на тему «Формирование патриотических чувств у дошкольников с ОВЗ». Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников. Проект поможет ребятам узнать много нового о городе, республике Адыгея, России.

Кроме того, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители, другие члены семьи, социальные партнёры. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, их способность усваивать что-либо новое, удерживать это в своей памяти заставляют искать новые формы, варианты работы по патриотическому воспитанию.

Данный опыт имеет ряд особенностей.

Во-первых , всю деятельность по патриотическому воспитанию с включением регионального компонента строю на тесном взаимодействии с родителями воспитанников, родителей со своими детьми и всеми воспитанниками группы: анкетирование, выполнение творческих работ, викторины и развлечения, создание развивающей среды.

Во-вторых , учебный материал предъявляю от частного к общему (дом –улица – город – республика – страна), от самого близкого и знакомого ребенку с проблемами в развитии до самого отдаленного и, по своей сути, абстрактного для него материала.

В-третьих , обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность.

В-четвертых , создание условий для формирования умений и навыков поисковой деятельности, так необходимых при обучении в школе (использование элементов проектного метода обучения).

В-пятых , по каждому разделу работы для ребенка очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда.

Работу по патриотическому воспитанию я разделила на тематические блоки:

Блок «Дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились, живут, рассказывают о членах семьи, их увлечениях. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и д.р.

Блок «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа, символика родного края. Одной из главных задач, которую я ставила перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города. С этой целью провели занятия – развлечения «Выставка детских рисунков к 9 мая», «Мы будущие защитники» и др.

Блок «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

На родительском собрании «Семья и родной дом» решались задачи:

1. Формировать представление о мире семьи;

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В ходе реализации проекта мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс совместно с родителями «День Победы», «Мой город». Родители показали свою творческую индивидуальность.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

По отзывам детей и их родителей, им больше всего нравятся творческие задания: изготовление буклетов, различным конкурсам. Родители также отмечают тот факт, что дети часто просят их в выходной день съездить в лес, погулять в центре города.

Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа, в которой недопустима эпизодичность, оторванность от действительности и сиюминутность желания или нежелания самого педагога. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов, которые не всегда видны сразу.

Посеешь привычку – пожнешь характер. Так и в этой работе: вовремя заложишь зерно да польешь его, оно пустит росток, разрастется корнями и пустит новую поросль. Для этого должно пройти время, и не всегда, мы, педагоги-дошкольники, можем увидеть результаты своего труда…

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно – поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Не секрет, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий (шофер ведёт машину, лётчик самолет).

От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.

И на этом мы не останавливаемся. Дети очень любят играть!

Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину

Педразвитие

Автор: Денисюк Лилия Анатольевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Доволенский детский сад №2
Населённый пункт: село Довольное
Наименование материала: практический материал из опыта работы
Тема: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование

Проблема нравственно – патриотического воспитания детей с ОВЗ .

Воспитывая детей на национальных традициях, мы можем развить у них

национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью целого

– своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и

настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих

патриотов своей Родины. Дети с ограниченными возможностями здоровья

обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в

ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических

навыков, соответствующих возрасту. Так же они испытывают трудности,

связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением

сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Данные наблюдений на основе мониторинга, разработанного с учётом ООП

ДОУ, рекомендаций программы «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д. и с

учётом методики Верещагиной Н.В. показали низкий уровень

сформированности представлений о родном городе, о традициях народов

Сибири.В связи с этим, проблема нравственно – патриотического воспитания

детей с ОВЗ стала одной из актуальных.Работая с детьми с ОВЗ поняла, что

необходимо кардинально изменить организацию педагогического процесса

путем выбора наиболее эффективных средств, инновационных и

альтернативных форм и методов организации образовательного процесса с

учётом особенностей в развитии воспитанников и требований ФГОС ДО.

Передо мной встала задача найти такие методы организации образовательной

деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и

инициативную позицию у дошкольников. Чтобы дошкольник мог сам

добывать знания, помочь ему развивать исследовательские и рефлексивные

навыки.Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с

возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно

нравственное качество не может быть сформировано окончательно:

гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем

не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в

дошкольном возрасте. Как наиболее целесообразную форму для детей с ОВЗ

выбрала проектный метод, как средство формирования нравственно-

патриотических чувств. Важными задачами для меня стало вовлечение детей

в социально-значимую деятельность, которая активизирует у них процесс

познания, стимулирует инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его

социальный статус, а также содействует развитию его коммуникативных

навыков. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и

воспитанию, проектная деятельность является уникальным средством

обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, т. к. одной из ее

особенностей в системе дошкольного образования является то, что ребенок в

силу своего небольшого возраста еще не может самостоятельно найти

противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

Проектная деятельность в ДОУ – это сотрудничество, в котором принимают

участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи.

Были определены задачи работы по этому направлению:

– знакомство детей с ОВЗ с культурой страны, народа, родного города: с

народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством,

– создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,

способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной

– привитие любви к красоте и мудрости русской речи;

– установление партнёрских отношений с родителями и педагогами по

ознакомлению с народными традициями, созданию положительной основы

для воспитания патриотических чувств через проектную деятельность.

Знакомя детей с традициями, укладом жизни, бытом, промыслами, а также

народными праздниками и обрядами русского народа была разработана и

апробирована модель деятельности по ознакомлению дошкольников с

народными традициями Урала. А так же был разработан алгоритм

деятельности над проектом и составлению презентаций, предназначенный

для воспитателей, специалистов ОО, детей и родителей, раскрывающий

деятельность каждого участника проектной деятельности. В связи с чем,

родители стали более заинтересованы в успехах своих детей и у них

появилось стремление всячески помочь ДОУ в создании единого

образовательного пространства.Одно из условий ознакомления детей

дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа

средового подхода, предполагающего создание обогащенной развивающей

предметно – пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в

социально-культурный опыт народа. В ходе проектной деятельности

использую музейную технологию, задачей которой является наилучшее

педагогическое использование музейных предметов для развития личности. В

группе создан уголок «Русская изба», мини – музей «Народная кукла». Моей

основной задачей является – не создание музейной обстановки, а

возможность введения детей в особый самобытный мир путем его

действенного познания. Мы постарались воссоздать основные детали и

обстановку русской избы (лавка, печь, люлька и др.). В «Избе» собраны

предметы русского быта: чугунок, ухват, самовар, деревянная и глиняная

посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.. Детям очень

интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу,

самим растолочь в ступе зерно. «Русская изба» стала любимым местом

пребывания наших воспитанников.

Проведены тематические развлечения для детей совместно с родителями с

использованием экспонатов: «Чудо-прялка», «Куклы из бабушкиного

сундука». Экспонаты постоянно обновляются, пополняются детьми,

родителями и педагогами всего дошкольного учреждения.

Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального

быта пробудили в душе детей любознательность, чувство прекрасного, что

позволило им ощутить себя частью русского народа.Так же широко

использую технологию «Река времени». Основной развивающей задачей

исследований – путешествий является освоение временных отношений

(представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Апробировав и внедрив в свою деятельность эту форму организации

образовательной деятельности, считаю её не только интересной и доступной

детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления

об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между

явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного

результата собственной деятельности. Гармоничное использование

современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка

позволило участникам образовательного процесса создать такие проекты как:

«Любимое село Довольное», «Щи да каша – еда наша», «Маленькие

путешественники», « Кукла моей бабушки» «История моей семьи», « Герб

моей семьи», «Традиции русской избы», и много других с широким

применением презентаций. Прикосновение к истории своей семьи вызвало у

детей сильные эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к

памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с

родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к

традициям, сохранению семейных связей. В ходе проекта дети вместе с

родителями составляли и изучали генеалогическое древо своей семьи,

придумывали и рисовали герб семьи. Итоговое мероприятие прошло в виде

презентации. Реализация проектов по этнокультурной тематике

способствовала развитию познавательных способностей у детей,

формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству,

уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Укрепилось

сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к

истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию

патриотических чувств.Для повышения уровня общей культуры и

социальной активности родителей проводятся такие мероприятия как:

консультации (в том числе на сайте ДОУ): «Как создать герб семьи»,

«Патриотическое воспитание дошкольников»; родительские собрания «Роль

фольклора в развитии детей», «Устное народное творчество в воспитании

детей», проблемные семинары, тематические выставки, мастер-классы (по

изготовлению народных кукол, музыкальных инструментов),

индивидуальные беседы, дни открытых дверей, совместная образовательная

деятельность, совместное проведение праздников и развлечений для детей.

Создан и активно функционирует детско-родительский театр. Цель создания

родительского театра – развитие взаимодействия детского сада с семьями

дошкольников для открытия новых возможностей для совместного

творчества. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет

большую воспитательную и образовательную ценность в семейных

взаимоотношениях, познании истории и культуры Родины.Высокая

эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной

деятельности, постоянная опора на интерес – все это дает положительный

эффект в работе по формированию у детей представлений о русской

народной культуре. У большинства детей выработался устойчивый интерес к

знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов,

чтению русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости

за свой народ, свою страну.

В результате проделанной работы у детей появился познавательный интерес к

культуре своего народа; сформировался необходимый минимум исторических

знаний; сформировались чувства национального достоинства; дети

познакомились с традициями русского народа; возросло желание детей

продолжить знакомство с фольклором русского народа во время свободного

досуга; повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной

культуры.Считаю, что созданная в детском саду система по приобщению

детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры через проектную

деятельность позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие

каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и

физическому развитию.Результаты наблюдений конечного мониторинга

показали положительную динамику. Проектная деятельность способствовала

развитию познавательных интересов, формированию навыков

исследовательской деятельности у детей с ОВЗ, самостоятельности;

появилось умение планировать свою деятельность, работать в

коллективе.Таким образом, система работы по ознакомлению дошкольников с

ОВЗ с народными традициями Сибири способствовала положительной

динамике в формировании знаний о культурном наследии русского народа. У

детей повысился познавательный интерес к народным обычаем и традициям,

появилось устойчивое желание больше узнать о Родине. Интерес к познанию

у детей выступает как залог успешного обучения и эффективной

образовательной деятельности в целом.

В ходе реализации проектной деятельности с использованием технологий

«Река времени», Музейной технологии дети познакомились с культурой

страны, народа, родного города: с народными обычаями, обрядами,

праздниками, народным творчеством, искусством; дети используют в

активной речи потешки, считалки, загадки; осмысленно и активно участвуют

в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни,

исполняют частушки, читают стихи); установлены партнёрские отношения с

родителями и педагогами в ходе работы над презентациями по ознакомлению

с народными традициями, созданию положительной основы для воспитания

патриотических чувств через проектную деятельность.

Считаю, что созданная в детском саду система по приобщению детей к

истокам русской народной культуры через проектную деятельность позволяет

обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку,

способствует его полноценному психическому и физическому развитию.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

Автор: Шепелева Ирина Иозовна

Организация: МБДОУ детский сад №17 «Журавушка»

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

Автор: Горбачева Анна Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №17 «Журавушка»

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания любви к ближнему и к Родине.

Поэтому, работая в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме.

Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ЗПР, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1]

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту [2].

Наша работа в ДОУ ведется по нескольким направлениям:

  1. Работа с семьями воспитанников
  2. Экскурсии и прогулки по родному городу
  3. Включение нравственно-патриотического компонента в ежедневные занятия воспитателя и учителя-дефектолога
  4. Участие в творческих конкурсах, выставках

В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности [3].

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей [4].

В рамках выбранного нами направления нравственно-патриотического воспитания в течении двух лет мы работали над проектом «Возрождая семейные и народные традиции». Мы уделяли большое внимание взаимодействию с родителями. Мы проводили консультации о том, что такое традиция, какие бывают традиции, что традиция – это основа, на которой взращивается патриотизм, делились своим личным опытом. Родители приняли активное участие в данном проекте. Как выяснилось, в семьях воспитанников было много интересного, что объединяло всех членов семьи и стало для них традицией. Это и поздравление детей с Новым годом в роли Деда Мороза и Снегурочки; и новая новогодняя игрушка, которая появлялась на ёлке с момента появления ребёнка в семье каждый Новый год, и семейный туризм, ежегодный выезд семьёй на рыбалку в майские праздники и т.д. Взрослые вместе с детьми с интересом создавали свое генеалогическое древо, записывали и знакомили друг друга со своими семейными традициями, рассказывали о своих семейных путешествиях. На мастер классах мы все вместе занимались пластилинографией, учились торцевать, изготавливали поделки в народном стиле (дымковские игрушки, жостовский поднос), изготавливали новогодние игрушки своими руками для украшения групповой ёлки и т.д. Наши дети с этими поделками принимали участие на внутрисадовских, городских и общероссийских выставках и в конкурсах.

Огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников с ОВЗ имеет их ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.

Как правило, родители мало обращают внимание детей на исторические места нашего города, не имея свободного времени или считая, что их дети еще маленькие. В связи с этим особое внимание мы уделили экскурсиям. С детьми мы посещали библиотеки, где проводились беседы о природе родного края, о первом космонавте, о Кирилле и Мефодии и создании письменности.

Вместе с детьми и родителями мы посещали Музей боевой славы, Коломенский кремль и Школу ремесел, где нас знакомили с историей нашего города и традициями нашей страны. Эти экскурсии оказались познавательными и интересными не только нашим ребятам, но и их родителям. Они открыли для себя много нового.

Готовясь к празднику победы в ВОВ мы ежегодно оформляем в группе выставку поделок. Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи. К 70-летию Победы вместе с детьми мы изготовили коллективные работы «Вечный огонь» и «9 Мая» в технике торцевание, которые участвовали в муниципальных конкурсах. Накануне юбилея великого праздника мы посетили Музей боевой славы. В музее, также как и в Школе ремёсел, некоторые наши родители были впервые, поэтому открыли для себя ещё одну страницу из истории нашего города и страны. После музея мы прошли по аллее героев и возложили цветы к вечному огню. Хочется добавить, что некоторые родители вместе с детьми приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, мы воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Ведь только «тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн). Наши дети знакомились с различными профессиями не только в рамках занятий и лексических тем. Одно из мероприятий в нашей группе было посвящено профессиям наших пап. На открытое занятие были приглашены папы наших воспитанников, которые познакомили детей со своими профессиями.

2017 год стал памятным для жителей Коломны, ведь нашему любимому городу исполнилось 840 лет. Праздничные мероприятия проходили по всему городу и наш детский сад не стал исключением. Огромная работа проводилась в связи с подготовкой к юбилею города. Воспитатели проводили занятия по теме «Коломна-мой родной город», беседы о родном городе, игры-путешествия по памятным местам Коломны, презентации «Этот город самый лучший». Очень интересными были экскурсии детей в библиотеку с познавательной программой «Моя Коломна». Воспитанники нашей группы вместе с родителями и педагогами посетили с экскурсией Коломенский Кремль, где узнали о том, как защищали Коломну от врагов, увидели и даже подержали в руках боевое оружие тех лет, прошли по Кремлёвской стене и полюбовались сверху нашим городом. А ещё родители делились фотографиями из семейных альбомов о своих любимых уголках Коломны. Этот материал был использован нами при составлении фотоколлажей «Моя любимая Коломна» и стенгазеты «Коломна-город древний и красивый». Ну и, конечно, в ходе подготовки к празднованию юбилея города взрослые и дети изготовили много поделок, посвященных Коломне. А также в нашем ДОУ прошел конкурс детского рисунка «Край родной навек любимый». Благодаря всем этим мероприятиям, дети узнали много нового о своей малой Родине, увидели какая она красивая, героическая и испытали чувство гордости за свой город.

В.А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [5].

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
  3. . Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.
  4. Пономарева И.А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена: АСТЕРИОН, 2011.
  5. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина. //Воспитание школьников. № 1. 1966.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Доклад

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

В настоящее время одной из актуальных проблем образования является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он сам нравственно ведет себя, глубоко веруя в это.

Основные задачи, которые мы решаем при воспитании нравственно-патриотических чувств:

  • создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа;
  • довести до сознания воспитанников значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство уважения к людям, восстановившим разрушенные во время Великой Отечественной войны города и села.

Чувство патриотизма разнообразное и не может быть определено несколькими словами. Все начинается с детства. И если вдуматься в слова Ушинского о том, что характер формируется в первые годы его жизни, и это становится его второй натурой и имеет большую глубину.

Живя сегодняшней жизнью, мы с большим трепетом обращаемся к впечатлением детства .Это старенькая школа, где прошли детские годы, и огромный тополь у крыльца, и детский сад с любимой воспитательницей Анной Павловной, и любимые сказки, по которым мы учились понимать что такое добро и зло. Они формировали начало любви к своему народу, к своей Родине. Вот оттуда шли детские нравственные ценности.

Детям также необходимо знать и о сегодняшней жизни России. Это и дружеская помощь сирийскому народу, и созидательный труд своих близких на благо Родины, и кто такая доктор Лиза.

Также они должны понимать, что надо обладать хорошими знаниями, чтобы получить интересную профессию и многого достичь в жизни. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. На таких произведениях он учится сопереживать.

В патриотическом воспитании детей велика роль рассказа о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне. И когда в год 70-летия Великой Победы мы пригласили к себе на праздник в детский сад участника Великой Отечественной войны Ивана Никифоровича Осипова, дети с волнением ждали эту встречу — готовили подарки своими руками, учили стихи о войне, разучивали песни, читали книги о подвигах людей в Великой Отечественной войне.

Когда гость пришел к нам на праздник, дети восторженно смотрели на героя в орденах и с огромным желанием дарили ему свои номера.

После праздника задали ветерану много вопросов: «А вам страшно было на войне? А за что получили медали? Где воевали? Где встретили победу? И Иван Никифорович с готовностью делился воспоминаниями.

В конце встречи все вместе сфотографировались, и у детей возникло желание обнять этого человека, прижаться к нему, погладить его. Эти минуты дорогого стоят. Это и есть мощный толчок к патриотическому воспитанию дошкольников.

И пока еще есть живые свидетели войны, надо встречаться с ними.

В прошлом году мы встречались с ветераном Великой Отечественной войны Алексеем Семеновичем Грудининым, который воевал на флоте. На встрече узнали много интересного из его военной жизни. Раскрыв глаза, дети впитывали в себя подробности морского боя с фашистами, примеряли на себя подвиг героя минувшей войны.

Много памятников и обелисков защитникам Родины стоит на нашей земле. В Саяногорске их три, по одному – в Майне и Черемушках. В праздничные дни мы всей группой сходили к памятнику нашим воинам-землякам, что у Дворца культуры «Визит». Возложили цветы, постояли, помолчали. Дети были удивлены, что так много людей из нашего города, деревень Означенной и Летник погибли на фронтах Великой Отечественной. Я прочла ребятишкам стихи Михаила Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись…

В детский сад дети возвращались задумчивые. Память о погибших воинах не умерла, она жива, мы помним и скорбим о всех ушедших из жизни солдатах и офицерах. Дети, проникнувшись всем увиденным и услышанным, играли в разведчиков, медсестер, в игру «Донесение», сами придумывали сюжет, дополняя его событиями из рассказов ветеранов.

А поскольку игра и общение — основные виды деятельности дошкольника, то игровое общение — это главное, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности дошкольников с ОНР.

Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, это в большей степени речевое общение, связный пересказ событий, это способы самовыражения себя в речи, способ овладения образом жизни, усвоения социального опыта и самоутверждения в обществе.

В немалой степени успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени зависит от условий речевого развития. Интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка речевая среда, является первым социальным фактором становления речи.

Погружаясь в историческое прошлое, дошкольник может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Дети хотят быть ловкими, сильными, смелыми, стремятся рассказать о своих впечатлениях сверстникам и взрослым. Воспитательная ценность этих игр в том, что они носят коллективный характер и побуждают дошкольников к общению. Дети объединяются на основе общих переживаний и интересов. У них происходит накопление знаний, эмоций, которые постепенно превращаются в нравственные чувства, побуждающие к дальнейшему познанию окружающего мира..

На мой взгляд, для того чтобы ребенок развивался гармонично в области нравственно – патриотического воспитания, свою работу осуществляю через конкурсы стихов, через кружок выразительного чтения.

На кружке «Говорунчик» я подбираю специальную подборку стихов, рассказов о защитниках нашей родины, рассматриваем репродукции, картины, размышляем о поступках героев.

Таким образом прививаю глубокое уважение к поколению, которые воевали или находились в тылу и делали все, для того чтобы русский народ победил в этой тяжелой войне. Результатом проделанной работы становится участие детей в городском конкурсе стихов «Хрустальный ключик», где мои дети занимают первые места:

Дерюгов Арсений за стихотворения И. Шаферана. «Журавленок», Мельник Дима А Твардовский «Рассказ танкиста».

После встречи с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Никифоровичем Осиповым, и после цикла бесед о подвигах людей во время войны, мы с Димой начали учить стихотворение А Твардовского «Рассказ танкиста». У мальчика уже была база знаний, переживаний о событиях тех дней. Поэтому он проникся и к тем событиям, которые развивались в стихотворении. что когда мы начали с ним учить это стих отворение на конкурс, то он сам предлагал мне: «А давайте здесь так прочитаю! – Повышу голос. А здесь буду говорить тихо – тихо». Когда он надел еще и детский костюм солдата, пилотку, ремень, то это только прибавило ответственности в прочтении стихотворения. А от строк «И вдруг к машине подбежал парнишка «Товарищ командир, товарищ командир! Я разведал, они вон там!

Что ж бой не ждет, влезай сюда дружище.
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут
И только рубашонка пузырем»

Дима так прочитал, что» мороз по коже». Потому что он представил ,что и он бы сделал как герой из стихотворения .И таких юных героев можно было вст ретить в каждом городе, которые наравне со взрослыми защищали свою Родину Когда Диму пригласили прочесть с городского экрана телевидения, то и там он прочитал хорошо ,потому что это состояние подвига детей в Великой Отечественной войне, было уже внутри него.

В своей работе я стремлюсь, чтобы любовь к своей Родине поселилась в сердцу у каждого ребенка. Мое поколение воспитано на воспоминаниях своих отцов, дедов о войне. Каждую семью коснулась эта боль, и поэтому я сама очень, трепетно отношусь к этой теме и стараюсь передать это детям.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников с ОВЗ дала положительные результаты. К моменту выхода детей в школу они имеют первоначальные представления:

  • об историческом прошлом своей Родины, родного города;
  • проявляли интерес к жизни наших воинов-земляков;
  • повысилась познавательная активность детей;
  • расширился словарный запас дошкольников.

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. — М.: Пр., 1989

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями журнал «Дошкольное воспитание» / №1. – 2004.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., ООО «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001.

Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Оьлмесхан Садыкова
Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Особая роль в нравственном воспитании детей отведена патриотизму, как основе формирования будущего гражданина. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

К. Д. Ушинский, например, считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания,но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека, без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, т. к. в этом возрасте возникают большие возможности для системного и последовательного воспитания детей.Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка: его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти, что очень важно в воспитании патриотизма.

Особенно остро встает вопрос при воспитании патриотических чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, которые отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии, в связи с чем, иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимаютсоциальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно.

В течение трех лет я работаю на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР, где обучаются дети со статусом ОВЗ. Ориентируясь на собственные гностические навыки и опыт работы с детьми с ЗПР, отмечу, что у многих воспитанников с ОВЗ отмечается психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР мы, педагоги, находимся в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность коррекционно – образовательной работы с детьми с ОВЗ.

И, я считаю, что патриотическое воспитание особых детей «требует» использования разнообразных, вариативных технологий – игровых, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных; методов, повышающих познавательно – эмоциональную активность, которые мы применяем в интеграции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, бытовой труд, изобразительной и музыкальной) с учетом многокомпонентного и комплексного характера задач патриотического воспитания детей с ЗПР: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи и отделить их друг от друга невозможно.

Важным условием для реализации нравственно-патриотических задач является развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) патриотического модуля, которая создана в нашей группе с учетом возможностей каждого воспитанника, стимулирует познавательную активность дошкольников с ЗПР, способствует развитию восприятия, памяти и речи. Содержательный компонент РППС участвует в формировании базовых нравственных ценностей детей, способствует накоплению опыта.

В группе создан патриотический модуль,включающий в себя богатый содержательный материал:

• карту России, глобус;

• Портрет президента РФ;

• символику страны, родного края;

• литературу по патриотическому воспитанию (специальная литература про город, градообразующее предприятие, страну);

• картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию, русских народных игр, игры народов Севера, игр разных народов;

• альбомы с достопримечательностями Красноярского края, России, фотографиями актеров и спортсменов;

• иллюстрации, фотоматериалы, демонстрационный материал на темы «Государственные символы», «9 мая – День Победы», «Защитники Отечества»; картотека сюжетных картинок «С Днем Великой Победы»;

• тематические папки «Край, в котором я живу», «Север, я твой очарованный странник», «Детям о народах Севера»;

• набор открыток, календарей «Мой Норильск»;

• карта города, района;

• набор кукол «Народы России»;

• настольно – печатная игра «Мы разные, но мы вместе»;

• игра – занятие «Государственные символы России»;

• магнитный набор «Россия»;

• папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы).

В содержание Патриотического модуля также включена медиатека – это подборка патриотических песен, доступных для восприятия дошкольников, музыкальных произведений о Норильске, природе Таймыра, аудиозаписи со звучанием инструментов коренных жителей Севера (орган, бубен); изготовлено дидактическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей: план нашего района, на котором дети без труда узнают свой детский сад; макеты на тему «Кремль», «Крайний Север»; представлены различные виды театра по русским народным сказкам (конусный, фланелеграф, конусные куклы «Народы мира». Интерьер украшают куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества.

В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по патриотическому воспитанию, познакомиться с русским народным творчеством, с историей государственных и народных праздников, в последствии обыграть понравившееся произведение в мини постановке или же выбрать из картотеки и сыграть в понравившиеся народные игры со сверстниками. Периодически материалы дополняются.

В совместной образовательной деятельности для индивидуальной работы я использую интерактивный материал «Фантазеры. Моя страна» с применением интерактивной доски, которая размещена в регионально – патриотическом центре детского сада,который содержит в себе следующие цифровые мастерские:

«Природа России»дошкольники создают пейзажи российской природы, отражающие особенности городской и деревенской местности;

«Архитектура России»воспитанникисоставляют сюжетные композиции с использованием архитектурных объектов: жилых домов, храмов, памятников культуры и др. ;

«Костюмы разных народов» – дети конструируют модели кукол в одеждах по мотивам народного костюма разных народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Одновременно функционируют все модули активности

регионально патриотического центра,где задействованы остальные дети: играют в настольно – печатные игры, рассматривают альбомы и энциклопедии, разворачивают игровую деятельность с использованием игровых экспонатов. Работу организовываю таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал каждый из модулей, включая работу у интерактивной доски.

Личностно-ориентированная среда функциональных помещений детского сада, групповых помещений стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию патриотических чувств.

Качественное решение задач патриотического воспитания детей с ОВЗ во многом зависит от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Любовь к близким, уважение старших, привязанность к своему дому, городу, стране – это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ОВЗ, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению тесных семейных связей.

В рамках нравственно-патриотического воспитания я уделяю большое внимание взаимодействию с родителями. Мной проводились такие мероприятия как

• Семинар – практикум «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье», где было показано родителям значимость духовно – нравственного воспитания детей в семье, формировали культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей, способствовали формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы семейных ценностей в соответствии с требованиями современности, обогащали эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучали навыкам взаимодействия между ними;

• Встреча друзей «Лети – лети, лепесток», где ребята совместно с родителями изготовили всевозможные поделки из бросового материала, что положительно повлияло на развитие семейных ценностей, помогло сплочению членов семьи, развитию творчества и воспитанию любви к искусству и красоте.

• Праздник «Папа может все что угодно», приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества, который способствовал психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, творческого подхода у детей к восприятию мира и себя в нём, обеспечил эмоциональное благополучие; воспитал любовь к Родине.

• Совместный проект общеобразовательной группы, группы компенсирующей направленности и родителей «Дорогою добра», где вся работа была направлена на способствование эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей; углублению представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; развитию уверенности в себе и своих возможностях; мотированию детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; на повышение заинтересованности родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей; повышению компетентности родителей по теме «Воспитание в семье»; привлечению семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Важным составляющим моментом работы по патриотическому воспитанию является приобщение детей к народным традициям. Дети с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк». Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся тематические вечера, посвящённые Дню Победы. Дети принимают активное участие в традиционной акции для нашего детского сада «Подарок для ветеранов», в украшении музыкального зала разучивании стихотворений о подвиге советского солдата в жестокой войне. Дошкольники с неподдельным любопытством и вниманием следят за развивающимися действиями в презентации о войне «Долгая дорога к победе».

Готовясь к празднику победы в ВОВ, мы ежегодно оформляем в группе выставку поделок на военную тематику. Родители воспитанниковпредставляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи, на основе которых монтируется общий фильм ко Дню Победы обо всех родственниках воспитанников ДОУ. Хочется добавить, что многие родители вместе с детьми принимают участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

«В детстве, – писал В. А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

И поэтому, очень важно, чтобы все взрослые, которые рядом, поддерживали, направляли и выступали в роли сеятелей доброго, мудрого, вечного. Мы же в свою очередь, как педагоги, стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на последующее развитие и духовно – нравственное достижение человека.

А, созданная нами система взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в которой семьи являются активными участниками различных форм воспитания и развития дошкольника, в том числе патриотического, помогает родителям увидеть, как раскрывается их ребенок в том или ином виде деятельности, поверить в способности и возможности своего ребенка.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра “Загадочный слоник” как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями от 3 до 7 лет

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это:
-любовь к родным местам, своим родителям;
-гордость за свой народ;
-ощущение своей неразрывности с окружающим миром;
-желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Цель: развитие у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Программа включает в себя целый комплекс задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, городу, улице.
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Воспитание уважения к труду.
  4. Развитие интереса к русским традициям и народным промыслам, истокам русской культуры.
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека.
  6. Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
  7. Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу, российской символике.

Методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:

  • игровые
  • поисково-исследовательские
  • проблемные
  • воспитывающие ситуации

Формы работы с детьми :

– групповые занятия
– индивидуальные занятия
– подгрупповые занятия
– чтение художественной литературы
– просмотр видеофильмов
– игровая деятельность ( сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)
– проведение праздников ( развлечений)
– проведение познавательно-развлекательных мероприятий (конкурсов, КВН, викторин)
– вставки детского творчества
– этические беседы с детьми
– рассматривание фотографий, иллюстраций
– организация спортивных мероприятий
– организация экскурсий

Работа с детьми по данному направлению строится на следующих принципах:

  • Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
  • Принцип индивидуального и личностного подхода.

Учебно- тематический план.

Тема Количество часов В том числе практических занятий
1. Моя семья 1 1
2. Это Я. Мои друзья. 1 1
3. Наши праздники. 1 1
4. Мой город. 1 1
5. Наша Родина – Россия. 1 1
6. Наши защитники. 1 1
7. Знакомство с профессиями 1 1
8. Родная природа. 1 1
Итого 8 8

Содержание программы.

1 раздел – Развитие речи.

  • Чтение сказок, произведений русских писателей и поэтов;
  • Знакомство с малыми фольклорными жанрами ( потешки, песенки, считалки, потягушки, пестушки, дразнилки, поговорки, прибаутки);
  • Составление описательных рассказов;
  • Разучивание стихотворений;
  • Обогащение словарного запаса детей

2 раздел – Изобразительная деятельность

  • Знакомство с народно-прикладным творчеством
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций
  • Знакомство с традициями народа
  • Просмотр видеофильмов « Зарисовки родной природы »

3 раздел – Музыкальная деятельность

  • Слушание произведений русских композиторов
  • Разучивание танцевальных и хороводных движений
  • Знакомство с музыкальным фольклором – припевки, прибаутки, частушки

4 раздел – Физическое развитие

  • Знакомство с играми разных народов
  • Знакомства с играми уральского региона
  • Разучивание русских народных игр
  • Разучивание народных считалок, речевок

5 раздел – Ознакомление с окружающим, ознакомление с природой

  • Знакомство с народными праздниками
  • Народный календарь ( времена года – приметы, поговорки)
  • Знакомство с родным городом, районом
  • Животные и растения Урала
  • Особенности национальной культуры

Программное содержание по тематическому планированию.

Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье представлен конспект занятия педагога-психолога с родителями и детьми подготовительной логопедической группы ДОУ. Занятие разработано к Дню семьи (15 мая), также мною это групповое занятие проводилось с родителями (законными представителями) и воспитанниками старших возрастных групп, в рамках Недели психологии «Мы вместе!».

Проведение совместных занятий — одна из форм взаимодействия педагогов и семьи. Смысл такого взаимодействия в объединении педагогов, детей и их родителей, организации живого общения членов семьи друг с другом. Очень радует, что такие занятия посещают не только мамы и бабушки, но и папы.

В подобных детско-родительских занятиях преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра. Таким образом, совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.

Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений. Работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений.

  1. Предоставление участникам возможности улучшить внутрисемейные отношения;
  2. Обучение детей и родителей навыкам эффективного общения и совместной деятельности посредством семейного творчества;
  3. Развитие чувства сплоченности между родителями и детьми.

Требования к реализации занятия:

  • Занятие предназначено для детей старшей дошкольного возраста и их родителей. Количество участников 6-8 пар (6-8 родителей и 6-8 детей).

Продолжительность: 30 минут.

Методы: игровая терапия (упражнения), арт-терапия (создание рисунков), наблюдение за детьми и родителями (их поведением, взаимоотношениями).

Форма работы: Групповое занятие.

Материал: листы бумаги, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры, ручки, цветная бумага, колокольчик, мячик, ноутбук, музыкальные записи детских песен о семье, ватман с нарисованным мостиком, трафареты чайника, «солнышки» из желтой цветной бумаги, буклеты «Родители и дети».

Ход занятия:

1. Упражнение «Давайте познакомимся».

Каждый называет свое имя.

Педагог-психолог представляется, спрашивает — как называется страна, в которой мы живем, какие страны еще дети знают и приглашает участников отправиться в путешествие в Страну Семейную.

2. Упражнение «Визитная карточка».

Психолог предлагает сделать «семейную» визу (пропуск), чтобы попасть в страну.

Данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры.

Участникам дается 5-7 минут на то, чтобы придумать и нарисовать эмблему и написать девиз семьи на листе бумаги.

После участники должны объяснить свою эмблему и девиз, рассказать о себе.

После можно предложить оценить работу участников из других семей.

3. Физминутка «Паровозик «Дружный».

Родители с детьми встают друг за другом и под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» двигаются по кабинету. Таким образом, участники попадают в Страну Семейную.

4. Упражнение «Поздороваемся».

Психолог объясняет, что в этой стране есть традиция – приветствовать друг друга разными способами, предлагает выполнить следующее упражнение.

Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия.

Кроме того, участники могут почувствовать все свое тело.

Участники в парах (ребенок-родитель), по сигналу ведущего, должны «поздороваться» друг с другом (глазами, руками, плечами, коленями, пятками, как хочется).

5. Упражнение «Взаимные презентации».

Психолог предлагает участникам рассказать жителям страны о себе. Один из членов пары сидит на стуле (родитель), второй встает за его спиной (ребенок), положив первому руки на плечи.

В течение 1 минуты стоящий будет говорить про сидящего все, что знает о нем.

После этого любой участник имеет право задать вопросы выступающему. Тот, кого презентуют вынужден все время молчать. Потом участники меняются местами.

6. «Мозговой штурм».

Родителям и детям предлагается принять участие в «мозговом штурме».

Психолог поясняет, что в Стране Семейная есть мостик вопросов, по которому надо перейти, ответив на вопрос – «Что такое семья?».

Цель «мозгового штурма» определить смысл термина «семья».

Составляется два списка (детей и родителей).

Обсуждение списков «семья» детей и родителей.

7. Арт-терапевтическое упражнение.

«Из каждой поездки туристы привозят различные сувениры», ведущий предлагает участникам зайти в лавку сувениров и «приобрести» в ней себе на память – чайник (загадывается загадка: «из горячего колодца через нос водица льется»).

Психолог поясняет, что в большинстве домов любимое место кухня и члены семьи любят собираться вместе и пить чай.

Арт-терапевтическое упражнение «Совместное раскрашивание чайников»: дети с родителями вместе раскрашивают чайник. Можно также предложить выполнить данное упражнение одним карандашом или мелком.

8. «Семейная гимнастика»

Ведущий приглашает участников посетить детский парк, покачаться на качелях и позаниматься «Семейной гимнастикой».

Упражнение «Качели»: родители и дети под музыку «Крылатые качели», держась за руки качают руками, кружатся на месте и двигаются как им хочется, представляя себя на качелях и каруселях.

9. Упражнение «Лучики солнца».

Психолог говорит о том, что в Стране Семейной есть еще прекрасная традиция – обмениваться солнышками пожеланий.

Упражнение «Лучики солнца»: в центре «солнышка» родители пишут «я могу», на лучиках отмечают, что они могут сделать для своего ребенка.

По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.

Дети украшают заготовку «солнышка» из цветной бумаги.

В конце родители и дети обмениваются рисунками.

10. Подведение итогов.

Ведущий благодарит за участие в занятии, говорит добрые слова напутствия, желает любви и мира в семьях, предлагает вновь встать в паровозик и отправится в обратный путь.

Раздаточный материал (буклеты «Родители и дети») – психолог раздает буклеты взрослым. К Дню семьи можно подготовить буклеты «15 мая — Международный день семьи».

Читайте также:
Речевое дыхание и связная речь
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: