Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» (Картотека пальчиковых игр для школьного возраста)

Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» (Картотека пальчиковых игр для школьного возраста).

Пояснительная записка

  • информационно — коммуникативная;
  • игровая;
  • здоровье-сберегающая.
  • гимнастика для глаз в стихах предназначена для младшего школьного возраста.
  • «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» (Картотека пальчиковых игр)
  • методическая разработка.

Цель, задачи авторского материала:

  • развивать мелкую моторику у детей с речевыми нарушениями, формировать учебно-практическую, игровую деятельность. Воспитательная работа.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

  • У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В работе используются различные по фактуре материалы, которые логопед заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, бусы, нитки, иголки, клей и т. д.)

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи , но и подготавливает ребенка к письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Неподготовленность к письму, недостаточность движе­ний ручной моторики может вызвать негативное отноше­ние к обучению в школе уже на самых первых его эта­пах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
И. М. Сеченов считал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как ре­зультат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержа­ния тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структу­рами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слухо­вое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Речь — это психическая функция, присущая только человеку. Она является осно­вой человеческого общения.

На основе речи развиваются восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нор­мального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.

В предложенном материале по развитию тонкой моторики у школьников использованы идеи, приемы, упражнения из различных источников, позволяющих эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск

Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Елена Милиева
Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Я в руке – флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Если ребенок легко выполняет это упражнение,можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Читайте также:
Дифференциация звуков С-З - конспект логоритмического занятия

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан

И ударил трам – трам – трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем “козу”. Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает “козу” (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Пальцы сплетем и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Пальчики – головка,

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Читайте также:
Звуки К-Кь - конспект логопедического занятия

Сидит филин на суку

И кричит бу – бу – бу – бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики – вверх (ушки, указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Делаем “пароходик”, большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде “лодочки” – верхнюю и нижнюю челюсти.

Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – Спб. :КАРО, 2010. – 160 с. : ил

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию воспитателя 1 младшей группы Белышевой Жанны Фёдоровны. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного.

Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей.

Игры своими руками для развития мелкой моторики рук Точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения с пальчиками. Самомассаж» Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику кисти рук в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи: развивать.

Методическая разработка «Игры-упражнения для развития певческих навыков у дошкольников» 1ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Методическая разработка Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности.

Методическая разработка «Использование резинок разной степени упругости для развития мелкой моторики» Использование резинок разной степени упругости для развития мелкой моторики Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся во время.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников Слайд 1. Тема: Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников. (Слайд 2).Мелкая моторика – совокупность скоординированных.

Пальчиковые игры — отличное средство не только для развития мелкой моторики рук, но и для развития речи Видео Разучивание стишков с применением пальчиковой гимнастики развивает речь, воображение,пространственное мышление, внимание, ведёт к формированию.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Картотека пальчиковых игр «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Данная разрабока предназначена для детей дошкольного возраста. Развивает моторику рук малышей, Развивает речь, развивает умение малыша подражать. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»»

Картотека пальчиковых игр

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Разработала: Ионова М.А.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Я в руке – флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Читайте также:
Речевые трудности у учащихся средней и старшей школы

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан
И ударил трам – трам – трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем “козу”. Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает “козу” (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Сидит филин на суку
И кричит бу – бу – бу – бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Читайте также:
Что такое Культура речи

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк.
Делаем “пароходик”, большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде “лодочки” – верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Список литературы:

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – Спб.:КАРО, 2010. – 160 с.: ил.

25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет

Пальчиковые игры для детей развивают мелкую моторику и способствуют развитию мозга.

Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.

Пальчиковые игры для детей 1-2 года

Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Игра 1. Фонарики

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят!
(пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари,
(пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги!
(руки спрятаны за спину).

Игра 2. Кулачок.

(мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

Игра 3. Ушки зайчика.

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,

приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Игра 4. Сосчитай братьев.

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Игра 5. Мишки на дорожках.

Две ладошки – два домишки

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам,

А дорожки – две руки,

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.

***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Игра 1. Горошки.

Раскатились по дорожке

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

Игра 2. Кошка.

Вот кулак
(показываем кулачек)

А вот ладошка
(показываем ладошку)

На ладошку села кошка
(ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку
(2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет
(щекочем)

Игра 3. Курочка.

По двору гуляла,

По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и
средним пальцем по бедрам)

— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).

Игра 4. Сорока — белобока.

Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
(дети на ладошке «варят» кашу)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)

А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
(грозят указательным пальцем большому пальцу)

Тебе нет ничего!
(разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой,
(сжимают пальцы в кулак)

Иди в угол и постой!»
(указательным пальцем показывают на угол).

Игра 5. Киска.

Есть у киски глазки,
(показывают свои глазки)

Есть у киски ушки,
(показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки.
(сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись
(грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!
(хлопок в ладоши)

Читайте также:
Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.

Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.

Ах, как жутко на лесной лужайке
(руки, на щеки, покачивание головой)

Бедному игрушечному зайке
(«ушки зайчика»)

Кружится над зайкой стрекоза
(руки в кулаки, выставив указательный и
средний пальцы, быстро ими шевелить)

И глядит, глядит во все глаза.
(«глаза стрекозы»)

И пчела все уши прожужжала,
(приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)

У нее ужаснейшее жало.
(руки в кулак, выставление указательного пальца)

И жуки рогатые ползут
(руки на колени, перебирание пальцами)

Ахнуть не успеешь
(взяться за голову руками)

Загрызут.
(пощекотать кого-нибудь рядом)

Бегают по зайчику мурашки
(быстро перебирать пальцами по груди)

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.
(«ушки зайчика»).

Игра 2. Паровоз.

Ехал, ехал паровоз
(руки в «замок»,
большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.

Игра 3. Капустка.

Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней
по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки
пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).

Игра 4. Пчёлки.

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.
Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(заглядываем в улей)

Надо в дом постучать,
(постучать кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(стучим кулаками друг о друга,
чередуя руки)

Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем
пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).

Игра 5. Веселая мышка.

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(пальцы в стороны,
покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,
(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.
(поманить, сгибая
и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(кончиком большого пальца
поочерёдно стучим по
кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех
(одна ручка гладит
другую и наоборот)

И отправила спать.
(сложенные ладони кладем под щечку)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.

Игра 1. Помощники.

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии
с содержанием стихотворения).

Игра 2. Белка.

Сидит белка на тележке,
(исходное положение —
кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки,
(круговые движения кистью
вправо, влево)

Лисичке-сестричке,
(разогнуть большой палец)

Воробью,
(разогнуть указательный палец)

Синичке,
(разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому,
(разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому.
(разогнуть мизинец)

Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

Игра 3. Дружная семейка.

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
(руку сжать в кулак, поочередно разгибать
пальцы, начиная с большого)

Дружная семейка!
(сжать руку в кулак несколько раз).

Игра 4. На базар ходили мы.

На базар ходили мы,
(соединение пальцев подушечками,
начиная с мизинцев)

Много груш там и хурмы,
(по одной паре пальцев на
каждую стихотворную строчку)

Есть лимоны, апельсины,
(при этом ладони не соприкасаются)

Дыни, сливы, мандарины,
(пальцы сжимаются в кулак,
а большой отводится вверх)

Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!

Игра 5. Детский сад.

В нашей группе все друзья

Самый младший- это я.
(дети ритмично стучат
кулачками по столу)

Это Даша.
(разжимают кулачки,
начиная с мизинчика).

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.

Игра 1. Домик.

На поляне дом стоит,
(«дом» — изобразить двумя руками,
крышу дома — пальцы левой и правой
рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг
с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(«ворота» — ладони разворачиваются
параллельно друг другу).

Игра 2. Зимние забавы.

Лепим мы из снега дом

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить.
(дети сжимают и разжимают кисти рук,
соединяют кончики пальцев рук,
слегка разводят ладони в стороны,
хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).

Читайте также:
Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.
(снежок «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони,
гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)

И… сломаем.
(хлопают по столу).

Игра 3. Повар.

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет
И опускает в компот
(загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье
(загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой.
(загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон.
(загибают мизинцы)

И очень доволен он.
(разводят руками).

Игра 4. Моя семья.

Знаю я, что у меня
(поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья!
(и в соответствии с текстом,
в определенной последовательности
загибают пальцы: сначала безымянный,
затем мизинец, указательный
средний и большой)

Это – бабушка моя,

Это – дед.
И у нас разлада нет.

Игра 5. Гномики.

Жили — были в домике

Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять
(разгибают пальчики)

Стали гномики стирать.
(тереть кулачками друг о друга).

Пальчиковые игры для детей до года и старше

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

  • Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
  • Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
  • Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
  • Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
  • Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Читайте также:
Cтановление слоговой структуры слова в детском возрасте

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Читайте также:
Театрализованная деятельность в работе логопеда

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Пальчиковые игры для детей старше 3 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Читайте также

  • 25 фильмов для детей и подростков — список лучших детских фильмов от Георгия Гупало
  • В чем опасность раннего развития

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики
методическая разработка по логопедии на тему

Методическая разработка

Читайте также:
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

(Картотека пальчиковых игр)

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_novye_igry_s_palchikami.odt 186.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития образования»

муниципального образования Белореченский район

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

(Картотека пальчиковых игр)

Для школьного возраста

Подготовила учитель-логопед МКУ ЦРО:

Андреева Светлана Васильевна

Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития образования»

Муниципального образования Белореченский район

Автор: Андреева Светлана Васильевна

Должность: учитель-логопед МКУ ЦРО

Место работы: МКУ ЦРО «Центр развития образования»

Технологии: информационно – коммуникативная;

Возраст: гимнастика для глаз в стихах предназначена для младшего школьного возраста.

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

(Картотека пальчиковых игр)

Вид ресурса: методическая разработка

Цель, задачи авторского материала: развивать мелкую моторику у детей с речевыми нарушениями, формировать учебно-практическую, игровую деятельность. Воспитательная работа.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию: У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В работе используются различные по фактуре материалы, которые логопед заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, бусы, нитки, иголки, клей и т. д.)

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи , но и подготавливает ребенка к письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Неподготовленность к письму, недостаточность движе ний ручной моторики может вызвать негативное отноше ние к обучению в школе уже на самых первых его эта пах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

И. М. Сеченов считал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как ре зультат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержа ния тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структу рами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слухо вое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Речь — это психическая функция, присущая только человеку. Она является осно вой человеческого общения.

На основе речи развиваются восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нор мального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.

В предложенном материале по развитию тонкой моторики у школьников использованы идеи, приемы, упражнения из различных источников, позволяющих эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Анастасия Шевченко руководитель онлайн-школы «Мама-педагог», логопед

Софья Тимофеева педагог, основатель сети детских клубов, бизнес-консультант

  • Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
  • Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
  • Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
  • Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом “Умничка”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: