Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта

Восстановление психоэмоционального фона у пациентов, перенесших инсульт.

Расстройства мозгового кровообращения зачастую сопровождаются нарушениями эмоциональной сферы, что оказывает неблагоприятное влияние на результаты реабилитационных мероприятий. Иными словами, после перенесенного инсульта человек сталкивается с серьезной дезадаптацией, что усложняет процесс восстановления и снижает качество жизни. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда нарушения двигательной сферы или речи являются выраженными и приводят к инвалидизации. Ведь для человека это может значить, что он может не вернуться к прежнему уровню социальной жизни. А эта мысль может сопровождаться тяжелыми эмоциональными переживаниями.

Эмоциональные расстройства после инсульта могут проявляться в виде депрессии, когда осознавание себя как человека, утратившего некоторые функции, приводит к угнетению эмоционального фона, плаксивости, апатии, снижению аппетита, мотивации, а также к нарушению функций внимания и памяти. Вследствие этого реабилитационный потенциал падает, так как не хватает ни сил, ни желания для восстановления. А желание – это один из основополагающих шагов на пути к успеху реабилитации.

Также проявлениями нарушения эмоциональной сферы может стать повышенный уровень тревожности – мысли о потере работоспособности и способности к тем действиям, которые ранее не вызывали трудностей, вызывают немало беспокойства. И, с одной стороны подобные мысли больше сподвигают к действию, но с другой – в конце концов ведут к психологическому истощениию, потере аппетита, нарушению сна, напряжению нервной системы и депрессии. Происходит это в тех случаях, когда пациент предъявляет к себе завышенные требования в отношении реабилитации, не учитывая особенностей заболевания из-за тревоги.

Для предотвращения подобных состояний можно вести дневник, в котором пациент оценивает самочувствие, активность и настроение ежедневно, что позволяет более объективно отслеживать динамику состояния.

Можно обучаться нервно-мышечной релаксации, что поможет справиться с негативными и болезненными переживаниями самостоятельно. Для этого необходимо занять наиболее комфортное положение тела и, закрыв глаза, мысленно «пройтись» по каждой части тела с головы до ног, проверяя, насколько свободно они расположены и, обнаружив участки напряжения в теле, расслаблять их настолько, насколько вам хочется. После чего можно представить уголок природы, который для вас приятен, или место, где вы хотели бы побывать. Можете побыть в этих мыслях столько, сколько вам захочется, а затем, не торопясь, постепенно открывать глаза и возвращаться мыслями в комнату, в которой вы находитесь. Можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной и нравиться вам. Позвольте себе побыть в этом состоянии расслабленности и покоя, и это даст вам силы и энергию. Ежедневная практика способствует тому, что вы будете чувствовать себя спокойнее и станете более устойчивыми к стрессу.

В случае, если не получается справиться с эмоциональным дискомфортом самостоятельно, следует обратиться к врачу-психотерапевту. Возможно, потребуется применение медикаментозной терапии, которая позволит восстановить фон настроения или скорректировать уровень тревожности. А это в свою очередь благоприятно повлияет на реабилитацию в целом.

Рекомендации для родственников, ухаживающих за пациентами, перенесшими ОНМК

Хотелось бы уделить особое внимание роли родственников, ухаживающих за людьми, перенесшими инсульт, поскольку именно они оказываются рядом в трудные времена, помогают в быту и реабилитации. Они также сталкиваются с непростыми переживаниями, видя страдания близкого и его дезадаптацию. Поэтому важно отметить некоторые нюансы, которые могут идти не на пользу эмоционального состояния ни пациента, ни ухаживающего.

Во-первых, для ухаживающего важно сохранять ясность ума. Очевидно, что видеть родного человека не таким веселым и энергичным, как раньше, очень тяжело. И в этом случае непросто не поддаться панике – ведь вам тоже хочется его восстановления, и побыстрее! В итоге к больному могут предъявляться завышенные требования и ожидания, которые зачастую не соответствуют реальности. В этом случае необходимо здраво оценивать ситуацию и возможности, учитывая как особенности течения заболевания и процесса реабилитации, так и ресурсы самого болеющего. Здесь на помощь придет лечащий врач, который сможет просветить в этих вопросах. Иными словами, вам стоит принять реальность. Это не значит «смириться и отдаться воле случая», а это значит принять те условия, которые сложились, вместе с теми возможностями, шансами и ресурсами, которые имеются, и воплотить их в жизнь.

Во-вторых, нередко бывает так, что все силы ухаживающего уходят именно на помощь. А свои проблемы не решаются и отодвигаются на второй план. Получается, что вы в какой-то момент начинаете жить не свою жизнь, а полностью посвящаете себя другому человеку. Да, он нуждается в помощи, но он не нуждается в такой жертвенности, которая приблизит его, скорее, к зависимости, а не к самостоятельности. Кроме того это приведет и вас к эмоциональному истощению. Следует помнить, что вы как помощник эффективны и полезны только когда у вас самих есть силы и ресурсы. Но, если оказывать помощь из дефицита, она будет менее качественной и не принесет пользы ни болеющему, ни вам.

В-третьих, в погоне за тем, чтобы побыстрее получить результат, можно невольно попасть в ловушку, когда вы чрезмерно помогаете пациенту, не позволяя ему проявить самостоятельность. Это распространяется как на помощь в выполнении заданий психолога, логопеда или инструктора ЛФК, так же и на уход в бытовом плане. Позвольте выполнять больному элементарные операции, такие как, например, одевание или застегивание пуговиц, несмотря на то, что у вас получится это «быстрее, лучше, качественнее». В противном случае это приведет пациента к лени и зависимости от вас, а не к восстановлению. Просто необходимо понять то, что вы не сможете восстановиться за пациента, как бы вам этого ни хотелось.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе

Последним пунктом, но не менее важным, хотелось бы отметить то, что, как и болеющий, ухаживающий тоже может нуждаться в помощи психолога или врача-психотерапевта, поскольку он также переживает нелегкие времена. В этом случае очень важно не закрываться, а все же обратиться к специалисту, ведь как написано выше, помощь следует оказывать из ресурса, а не из дефицита. Также своим примером вы можете показать болеющему, что нет ничего ненормального или постыдного в проявлении своих чувств, и что эти переживания требуют не игнорирования и закрытия, а, наоборот, особого внимания.

Врач-психотерапевт Кишова Юлия Васильевна

Аффективные расстройства в постинсультном периоде: клинико-психологическая реабилитация

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Читайте в новом номере

В статье изложены принципы комплексной клинико-психологической реабилитации пациентов с депрессивными состояниями в постинсультном периоде с учетом современных диагностических критериев. Подчеркивается важность ранней диагностики депрессивных расстройств и их детальной верификации на основании нозологической принадлежности, а также важность персонифицированного подхода к медицинской реабилитации. Описаны показания и подходы к биологическому лечению и/или психологической коррекции.
При легких депрессивных эпизодах различной нозологической принадлежности, а также при реактивной депрессии умеренной степени медикаментозное лечение рекомендуется начинать с транквилизаторов. Как наиболее приемлемый вариант рассматривается тофизопам (Грандаксин ® ). Большое внимание уделяется антидепрессантам и выбору отдельных препаратов среди них. Показаны способы коррекции терапии при недостаточной эффективности назначенного антидепрессанта: увеличение дозировки, аугментация (на примере буспирона), переход на другой антидепрессант (на примере венлафаксина). Рассмотрены способы психологической реабилитации и индивидуального их применения при эмоциональных нарушениях у пациентов с депрессивными состояниями в постинсультном периоде.

Ключевые слова: постинсультная депрессия, реабилитация при депрессии, реабилитация при инсульте, психологическая реабилитация.

Для цитирования: Кузюкова А.А., Одарущенко О.И., Рачин А.П. Аффективные расстройства в постинсультном периоде: клинико-психологическая реабилитация. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019;3(4(II)):66-70.

A.A. Kusyukova, O.I. Odarushchenko, A.P. Rachin

National Medical Research Center for Rehabilitation and Health Resort Studies, Moscow

The article describes the comprehensive clinical and psychological rehabilitation principles of patients with depressive conditions in the post-stroke period, taking into account modern diagnostic criteria. Emphasis is made on the importance of a depressive disorder early diagnosis and its detailed verification on the basis of nosological affiliation, allowing personified medical rehabilitation. The article also presents approaches to the therapy, indications for biological treatment and/or psychological correction.
In cases of mild depressive episodes of different nosological affiliation and moderate reactive depression, conservative prevention should be started with tranquilizers where it is necessary to. Tofisopam (Grandaxin ® ) is considered as a viable option. Considerable attention is paid to antidepressants and approaches to the selection of their individual options. Therapy correction methods in lack of efficiency of the assigned antidepressant are described as follows: dosage increment, augmentation (for instance, buspirone), switching to another antidepressant (for example, venlafaxine). Psychological rehabilitation and individual correction methods of emotional disorders in patients with depressive conditions in the post-stroke period are considered.

Keywords: post-stroke depression, depression rehabilitation, stroke rehabilitation, psychological rehabilitation.
For citation: Kusyukova A.A., Odarushchenko O.I., Rachin A.P. Affective disorders after a stroke — clinical and psychological rehabilitation. RMJ. Medical Review. 2019;4(II):66–70.

В статье изложены принципы комплексной клинико-психологической реабилитации пациентов с депрессивными состояниями в постинсультном периоде с учетом современных диагностических критериев.

Актуальность проблемы

Диагностика постинсультной депрессии

По определению ВОЗ, депрессия — это психическое расстройство, для которого характерны уныние, потеря интересов и желаний, чувство вины и низкая самооценка, нарушение сна и аппетита, усталость и плохая концентрация внимания. Указанный симптомокомплекс носит стойкий характер и сохраняется как минимум две недели.
Для диагностики депрессивного эпизода наиболее удобно пользоваться критериями МКБ-10, в которых выделяются основные и дополнительные симптомы.

Основные симптомы: 1) сниженное настроение в течение большей части дня вне зависимости от ситуации; 2) ослабление до полной утраты интересов и способности испытывать удовольствие от деятельности, которая раньше вызывала положительные эмоции; 3) уменьшение активности, повышенная утомляемость и вялость; 4) соматический синдром в тяжелых случаях — раннее утреннее пробуждение (за 2 ч и более до обычного времени подъема); 5) усиление депрессии в утренние часы; 6) заметная (объективно наблюдаемая) психомоторная заторможенность или ажитация (двигательное возбуждение); 7) снижение массы тела (на 5% и более в течение последнего месяца); 8) снижение либидо [4].
Дополнительные симптомы: 1) сниженная концентрация внимания; 2) сниженная самооценка и чувство неуверенности в себе; 3) чувство вины, самоуничижение; 4) мрачное, пессимистическое видение будущего; 5) мысли о смерти, самоубийстве или самоповреждении; 6) нарушение сна (преимущественно утреннего); 7) нарушение аппетита (как правило, снижение) [4].
В зависимости от клинических проявлений депрессивные эпизоды делятся на легкие, средние и тяжелые.
Легким депрессивным эпизодом считается наличие двух основных и двух дополнительных симптомов. При этом выполнение обычной работы и поддержание привычного уровня социальной активности становятся затруднительными, но в целом социальная активность не нарушена [4, 5].
Депрессивный эпизод средней степени характеризуется обязательным наличием двух основных и трех-четырех дополнительных симптомов; трудностями в выполнении обычной работы и поддержании обычного уровня социального функционирования [4, 5].
Тяжелый депрессивный эпизод проявляется не менее чем тремя основными, четырьмя и более дополнительными симптомами, часть которых значительно выражены. Трудовая деятельность и социальное функционирование резко ограничены или невозможны. Важно отметить, что если наблюдаются выраженная ажитация (неконтролируемое двигательное беспокойство) или заторможенность, когда больной отказывается или не в состоянии детально сообщать врачу о своем самочувствии, то эпизод определяется как тяжелый [4].
До настоящего времени сохраняют актуальность диагностические шкалы, применяемые для самооценки пациентами своего состояния: Опросник депрессии Бека, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) и Шкала Цунга для самооценки депрессии, которые целесообразно использовать непрофильным специалистам в качестве скрининга на наличие/отсутствие расстройств депрессивного спектра.
Помимо отчетливо регистрируемых форм депрессивных расстройств различной степени тяжести, которые, как правило, не вызывают затруднений в диагностике, существует ряд состояний, трудных для распознавания.
Так, следует отметить субсиндромальные депрессии, характеризующиеся стертой клинической симптоматикой в виде малозаметной подавленности, повышенной раздражительности, нетерпимости, обидчивости, нарушений сна. Данные расстройства, несмотря на малую представленность аффективных проявлений, могут негативным образом отражаться на реабилитационном процессе, вызывая обесценивание оказываемой медицинской помощи и собственных достижений в глазах пациента. Для более точной верификации расстройства нередко бывает необходим подробный опрос родственников, которые могут четко отметить произошедшие у пациентов характерологические изменения, не бросающиеся в глаза и, без знания предшествующего состояния пациента, воспринимающиеся как несущественные. К другим труднодиагностируемым вариантам относятся депрессивные состояния, протекающие под маской сопутствующих апатических, когнитивных расстройств либо болевых симптомов, которые могут иметь органическую основу или быть обусловленными сопутствующей аффективной патологией.
Градация депрессии по степени тяжести имеет большое значение для определения тактики терапии. По данным ВОЗ, депрессивные расстройства легкой и средней степени может лечить врач любой специальности. При депрессивных эпизодах используется психотерапия (поведенческая активация, когнитивно-бихевиоральная и межличностно ориентированная) и фармакотерапия (антидепрессанты). В случаях легких депрессий большое значение придается психосоциальным мероприятиям, а терапия антидепрессантами не является приоритетной, в то время как при умеренных и тяжелых депрессивных эпизодах применяются антидепрессанты.
В постинсультном периоде из всех расстройств депрессивного спектра 72–82% составляют малые депрессии, 16,5±9,0% — большие и 11,5±9,0% — субсиндромальные [1, 6].
В отечественной психиатрии, помимо деления по степени тяжести, депрессивные расстройства делятся по этиологической принадлежности. Как показали исследования М.А. Савиной (2016 г.), депрессивные состояния в постинсультном периоде разнородны и подразделяются на реактивные и эндоморфные, среди последних выделяют эндореактивные, эндогенные и органические [1].
Реактивные (психогенные) депрессии, составляющие около 80% всех депрессивных расстройств в постинсультном периоде, характеризуются сохранением на всем протяжении болезни психологически понятной связи клинических проявлений депрессии с содержанием психотравмирующей ситуации, сосредоточенностью на деталях травмирующих событий и нередким наличием извращенного суточного ритма. Эти депрессии следует расценивать как реакцию на недуг.
Эндореактивные/эндогенные депрессии составляют около 15% всех депрессивных расстройств, отмечаемых в постинсультном периоде. В подобной ситуации инсульт играет роль пускового фактора для развития/усугубления заболевания, имеющего наследственную предрасположенность. Депрессивные состояния развиваются по собственным внутренним закономерностям: для эндогенных депрессий характерна яркость клинической картины и беспричинность душевного страдания, отсутствие взаимосвязи проявлений с психотравмирующей ситуацией, а для эндореактивных — сочетание указанных расстройств с психотравмирующими переживаниями. В обоих случаях имеет место правильный суточный ритм: пик выраженности симптоматики с утра и ослабление к вечеру. Характерны витализация аффекта (тягостное щемящее ощущение за грудиной — «предсердная тоска»), ранние утренние пробуждения, состояние разбитости, отсутствие чувства отдыха после сна. В анамнезе таких пациентов часто имеются указания на перенесенные депрессивные эпизоды схожей структуры в прошлом и наследственную отягощенность данной патологией.
Органические депрессии составляют около 4% от всей депрессивной патологии в постинсультном периоде. Помимо сниженного эмоционального фона, наблюдаются дезорганизация психической деятельности, отсутствие четкой взаимосвязи клинической картины депрессии с динамикой психотравмирующей ситуации, тоска не носит витального характера (не сопровождается неприятными телесными ощущениями в загрудинной области). Имеют место отчетливые нейропсихиатрические симптомы: апатия, катастрофичная реакция, эмоциональная лабильность, патологические смех или плач.

Читайте также:
Игры на формирование экологических представлений дошкольников

Терапия постинсультной депрессии

Заключение

Только для зарегистрированных пользователей

Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта

Медицинский психолог ГБУ НПЦ МСР им.Л.И.Швецовой

  1. Последствия инсульта и реабилитационные методы воздействия.

Последствия мозгового инсульта всегда представляют собой разрушающий характер. У постинсультных больных возникают проблемы медицинского, социального, психологического и правового характера. Следовательно, формируется необходимость в реабилитации постинсультных больных, которая становится насущной медико-социальной задачей общества в целом. Причем, рассматриваемая реабилитация, в первую очередь, должна иметь социальную направленность.

Инсульт оказывает негативное психосоциальное воздействие на больного, резко изменяя стиль жизни и нормальный контроль над окружающей средой .

Что может угрожать человеку после перенесенного инсульта:

  • ограничение или полная потеря физической активности;
  • расстройства речи и психики, потеря когнитивных способностей;
  • утрата памяти, временная или полная амнезия;
  • неправильная координация движений;
  • нарушенная мелкая моторика – например, человек разучиться писать;
  • потеря зрения или его ослабление;
  • воспаления, снижение иммунной системы и, как следствие, инфекционные поражения.

Тяжесть последствий заболеваний нервной системы показала необходимость длительного целенаправленного восстановления нарушенных функций, при невозможности полноценного восстановления – приспособление к дефекту и обеспечение максимально возможного уровня социальной и психологической адаптации больных. Комплексность, поэтапность, непрерывность и индивидуализация лечебных воздействий являются главными условиями полноценной реабилитации и включают в себя:

Биологические методы воздействия:

  • лекарственную терапию
  • лечебную физкультуру
  • механотерапию
  • физиотерапию
  • эрготерапию

Психосоциальные методы воздействия:

  • трудотерапию
  • терапию занятости
  • психологическую помощь

  1. Факторы, затрудняющие реабилитацию.

Факторами, затрудняющими реабилитацию, наряду с соматическими заболеваниями и осложнениями являются, когнитивные нарушения, эмоциональные расстройства, патологические реакции личности на болезнь.

На этапе ранней реабилитации затруднена психологическая адаптация больного к изменившемуся образу «Я», принятие себя таким, какой есть после заболевания; возникают трудности принятия нарушенных двигательных и когнитивных функций, самопринятия.

Осознание трудоемкости и длительности восстановительного периода сопровождаются:

  • переоценкой тяжести состояния и/или недооценкой собственных возможностей;
  • ипохондрическими и депрессивными реакциями на болезнь,
  • снижением самооценки, что затрудняет включение больного в реабилитационный процесс.
  • снижением возможности самообслуживания и восстановления независимости в повседневной жизни
  • снижением качества жизни.

Эффективность реабилитационных мероприятий напрямую зависит от эмоционального состояния пациента. Исследование психологических особенностей больных после инсульта позволяет выявить степень когнитивных нарушений и ресурсы восстановления нарушенных функций; выявить эмоциональные и личностные проблемы, препятствующие адаптации; выявить возможные психотерапевтические мишени воздействий для формирования программ психологической помощи.

Читайте также:
Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

После перенесенного ОНМК в течение первого года частота встречаемости депрессии варьирует от 35% в остром периоде до 31,4% в конце первого года, достигая пика — 44,7% — в раннем восстановительном периоде.

Постинсультная депрессия занимает особое место в клинической картине инсульта. Она является универсальным ответом психики больного на различные аспекты развития заболевания:

  • факт заболевания
  • органическое поражение головного мозга и многочисленные симптомы такого поражения
  • социальные последствия инсульта.

Депрессивное состояние неблагоприятно отражается на проведении реабилитационных мероприятий: медленнее идет восстановление, ухудшается качество жизни и увеличивается частота повторных инсультов, инфарктов, когнитивных нарушений. Вышеперечисленные угрозы делают актуальным раннее распознавание депрессивной патологии для скорейшего проведения клинико-психологической коррекции, направленной на восстановление нарушенных функций, социальных контактов и возвращение больного в общество.
Депрессивные состояния постинсультного периода различаются по срокам возникновения: в одних случаях они играют роль факторов и предшествуют развитию ОНМК, в других — развиваются вслед за инсультом как его последствие и представляют собой собственно постинсультную депрессию.
Для диагностики депрессивного эпизода выделяются основные и дополнительные симптомы.
Основные симптомы:

  • сниженное настроение в течение большей части дня вне зависимости от ситуации;
  • ослабление до полной утраты интересов и способности испытывать удовольствие от деятельности, которая раньше вызывала положительные эмоции;
  • уменьшение активности, повышенная утомляемость и вялость;
  • усиление депрессии в утренние часы;
  • заметная (объективно наблюдаемая) психомоторная заторможенность или ажитация (двигательное возбуждение);
  • снижение массы тела (на 5% и более в течение последнего месяца);

Дополнительные симптомы:

  • сниженная концентрация внимания;
  • сниженная самооценка и чувство неуверенности в себе;
  • чувство вины, самоуничижение;
  • мрачное, пессимистическое видение будущего;
  • мысли о смерти, самоубийстве или самоповреждении;
  • нарушение сна (ранее пробуждение);
  • снижение аппетита.

Поскольку причиной реактивных депрессий является психотравмирующая ситуация, основная помощь при данных состояниях должна быть направлена на ликвидацию/коррекцию психотравмирующего фактора, поиск ресурсов, направленных на улучшение адаптации, изменение отношения к сложившейся ситуации. Ведущую роль в лечении таких пациентов играет психотерапия, тогда как медикаментозное вмешательство, как правило, носит вторичный, вспомогательный характер и осуществляется в тех случаях, когда применение психотерапевтического воздействия и социально-реабилитационных мероприятий неэффективно либо имеет место тяжелая депрессия.

  1. Психологическая реабилитация.

Психологическая реабилитация определяется нами, как система многокомпонентных психологических воздействий, направленных с одной стороны на больного, с целью достижения психологической адаптации больного после инсульта; с другой стороны направленных на микросоциум больного, с целью создания психотерапевтической среды в его окружении.

Психологическая реабилитация, на разных этапах реабилитации направлена на формирование у больного психологических установок реабилитации:

  • готовности к лечению
  • сотрудничества с персоналом
  • активности в лечении
  • установок здорового образа жизни
  • самопринятие и самопомощь
  • принятие новой социальной роли
  • принятие нового смысла жизни.

Принципы психологической реабилитации:

  • Выявление проблем личности на каждом этапе реабилитации, и их коррекция.
  • Поэтапность психологической реабилитации.
  • Информирование (осведомленность) больного и членов семьи о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению.
  • Ориентирование больного на формирование установок здорового образа жизни, как условие психологической профилактики повторного инсульта.
  • Учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных)при построение индивидуальной программы психологической реабилитации.
  • Непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации (на стационарном и амбулаторном этапе).
  • Маршрутизация больного, а также членов его семьи в выполнение назначений и реабилитационных рекомендаций специалистов после выписки из стационара, в домашних условиях.

  1. Этапы психологической реабилитации.

На первом этапе с больным с двигательными и когнитивными нарушениями проводится индивидуальная психологическая коррекция, направленная:

  • на восстановление целостности «Я»
  • на выявление внутренних ресурсов, сохранных сторон организма и личности,
  • формирование готовности к лечению и сотрудничеству с персоналом
  • самопомощи
  • снижение сенсорной, эмоциональной и социальной депривации больных
  • оказание эмоциональной поддержки.

Индивидуальная психологическая коррекция с применением приемов психотерапии способствуют:

  • принятию и осознанию болезни, принятию своего нового физического и психического облика
  • принятию ответственности за свое выздоровление и восстановление нарушенных функций.

Первый этап психологической реабилитации самый трудоемкий. Одни больные проходят его за 3-4 месяца, а у других этап может затянуться на более длительный срок (год и более), в зависимости от тяжести последствий инсульта.

Клиническим критерием адаптированности на первом этапе является восстановление самообслуживания:

  • достижение физической независимости в перемещении
  • в приеме пищи
  • в посещении туалета
  • самостоятельной ходьбы на небольшое расстояние (в палате, по квартире)
  • частичная зависимость

Психологическим критерием адаптированности на первом этапе является достижение позитивного самоотношения:

  • физическое и когнитивное самопринятие
  • формирование готовности к лечению, сотрудничеству со специалистами
  • наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).
Читайте также:
Авторская игра 'Занимательные клеточки'

На втором этапе психологической реабилитации ведущей проблемой являются проблемы межличностных отношений в семье и в ближайшем окружение, связанные:

  • с утратой и изменением социальных ролей
  • дефицитом социальной поддержки.

Задача второго этапа психологической реабилитации — коррекция межличностных отношений.

Важно обучить больного переоценке ценностей, попытаться переключить внимание с болезни на другие проблемы, в частности, на интересы родных и близких, друзей, коллектива. Работа проводится не только с пациентом, но и с членами его семьи.

Оптимальная психологическая среда в домашних условиях способствует быстрейшему восстановлению. Терпеливое, мягкое обращение позволяет больным приспособиться к своему заболеванию, избежать тяжелых депрессивных состояний, помогает радоваться жизни, строить планы на будущее с учетом своего нового состояния. Общаясь с пациентом и членами его семьи, необходимо подчеркивать, что заболевание ухудшает качество жизни, но не является в настоящий момент угрозой для нее.

Клиническим критерием адаптированности является расширение возможностей самообслуживания:

  • больной самостоятельно выходит на улицу, может приготовить еду
  • необходимая помощь в приеме ванны, оплаты счетов, оформление документов
  • покупке лекарств, продуктов

Психологическим критерием адаптированности является принятие больным изменившегося социального статуса:

  • готовность к межличностным коммуникациям
  • восстановление когнитивных функций
  • восстановление коммуникативной функции речи
  • низкий уровень депрессии и тревоги
  • наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).

На третьем этапе ведущей психологической проблемой у больных являлась проблема формирования новых жизненных ценностей и смысла жизни.

Для многих больных последствия заболевания приводили к значительному снижению работоспособности, вследствие двигательных, когнитивных нарушений; возникала необходимость завершения трудовой деятельности или продолжения её в измененных условиях. Снижение трудовых возможностей, препятствия в реализации профессиональных навыков, нередко приводило к тревожным, астено-депрессивным реакциям на заболевание и его последствия. Программа психологической помощи на третьем этапе психологической реабилитации направлена на стабилизацию системы отношений личности; формирование новой концепции жизни. Проводится психологическая коррекция, направленная на коррекцию ценностных ориентаций; обучение психологическим навыкам аутогенной тренировки, медитации; выработки новых целей жизни; освоение приемов совладания со стрессомэ

Клиническим критерием адаптированности на третьем этапе является:

  • восстановление физической независимости
  • когнитивной независимости (восстановление когнитивных и регуляторных функций)
  • возвращение к посильной трудовой деятельности

Психологическим критерием адаптированности является:

  • формирование установок здорового образа жизни, как осознанная профилактика рецидива
  • выполнение диеты, контроль АД, регулярный прием необходимых лекарственных средств
  • уважение к своему организму и забота о здоровье
  • осознание первостепенной ценности здоровья,
  • реализация нового смысла жизни.

Психологическая помощь на каждом этапе психологической реабилитации направлена на коррекцию отношений личности: к самому себе, к болезни и к лечению, к социуму, и направлена на адаптацию больных после инсульта к изменившимся условиям жизни.

Работа с родственниками направлена на информирование и семейное консультирование. Запрос на семейное консультирование может поступать от больного или от его родственника.

Родственникам предоставляется информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоционального состояния, реакций личности на заболевание; о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного.

  1. Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  • Необходимо установить режим дня, сохранив при этом основные занятия пациента
  • Обеспечить безопасность больного: проверить надежность замков на дверях и окнах, убрать все режущие и колющие предметы, опасные электроприборы.
  • Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  • Необходимо поощрять все самостоятельные действия больного – одевание, питание, обувание. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  • Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний.
  • Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби.
  • Во время ухода обязательно проявляйте терпение, милосердие, доброту. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическая реабилитация построена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Социализация после инсульта: как вернуться к нормальной жизни в обществе?

Инсульт – это заболевание, которое меняет жизнь. Даже если человек успешно перенес лечение и курс реабилитации, он уже не будет прежним. Зачастую возникают ограничения в общении, выполнении повседневных дел, работы, снижается физическая активность, могут утрачиваться некоторые навыки. Как следствие, человек начинает воспринимать себя как неполноценного, «обузу», развиваются психологические комплексы. Как следствие – еще большая социальная изоляция, снижение качества жизни. Когда человек находится в подавленном состоянии, ухудшается и его физическое самочувствие. Важно разорвать этот порочный круг.

Любому человеку, перенесшему инсульт, стоит помнить об одном простом правиле:

Чем больше вы что-то делаете, тем лучше вы себя чувствуете. Чем лучше вы себя чувствуете – тем больше вы можете что-то делать.

Возвращение больного к привычной жизни в обществе обозначается специальным термином – социализация. Она включает работу в следующих направлениях:

  • Регулярное общение.
  • Как можно ранняя активация больного, возврат к привычной жизни. По возможности – восстановление работоспособности.
  • Эмоциональная поддержка. Окружающие должны полностью принимать человека, несмотря на его изменившееся состояние.
  • Предоставление необходимой информации, которая помогает пациенту решать его проблемы.
  • Максимальное включение в жизнь социума. Человек должен чувствовать себя нужным, востребованным, осознавать, что он приносит кому-то пользу.
  • Если у больного возникли стойкие нарушения, которые не удается устранить, их нужно максимально компенсировать. Человек должен жить полноценной жизнью, несмотря на утрату тех или иных функций.
Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

По сути социализация начинается в первые дни после произошедшего инсульта, вместе с реабилитационным лечением.

Восстановление утраченных навыков

В самой тяжелой ситуации находятся больные, у которых инсульт привел к потере возможности к самостоятельному передвижению. В ряде случаев человека удается поставить на ноги, и в современной медицине для этого есть много возможностей. В неврологических клиниках применяются вертикализаторы – устройства, с помощью которых пациента постепенно переводят в вертикальное положение. Существуют специальные тренажеры для восстановления ходьбы, в том числе роботизированные.

Для восстановления двигательных навыков применяют лечебную физкультуру, лечебный массаж и различные мануальные техники, кинезитерапию, механотерапию на специальных тренажерах. В дальнейшем подключают эрготерапию – это модное слово обозначает старую добрую трудотерапию, которую широко практиковали еще советские врачи. Пациента нужно максимально включать в разные виды деятельности. Иногда спустя некоторое время человек может вернуться к прежней работе. Иногда можно найти новую работу, с учетом состояния здоровья и возникших неврологических нарушений.

Если человек не может вернуться к трудовой деятельности, стоит для него нужно найти интересное занятие, хобби. Это поможет улучшить не только неврологические функции, но и психоэмоциональное состояние, поднять настроение, самооценку.

Даже после того как завершен курс ЛФК в клинике, полезно поддерживать физическую активность – конечно же, с учетом состояния больного и после консультации с врачом.

Регулярное общение

Курс реабилитационного лечения после инсульта направлен в том числе на восстановление навыков общения. Некоторых пациентов приходится буквально заново учить разговаривать, писать. Если речь стала невнятной, нарушена артикуляция – поможет логопед, занятия с ним нужно начинать как можно раньше. Во время занятий пациент выполняет специальные упражнения для мышц, отвечающих за артикуляцию, проговаривает различные звуки, слова, скороговорки. В ряде случаев показана электростимуляция мышц гортани и глотки.

Важно, чтобы после выписки домой родственники постоянно общались с больным.

Если не произошло полного восстановления речи, больного обучают альтернативным способам общения, например, с помощью жестов.

Поддержание когнитивных функций

После инсульта повышен риск деменции – состояния, при котором ухудшается память, внимание, мышление, другие познавательные навыки. Предотвратить это расстройство или замедлить нарастание симптомов можно не только с помощью лекарств. Дольше оставаться в здравом уме помогает любая умственная деятельность, включая чтение книг, разгадывание кроссвордов. Человеку нужно регулярное общение, посещение интересных мест, где он узнает что-то новое, получит новые впечатления, физическая активность.

Психологические проблемы

До 40% людей, перенесших инсульт, в определенный момент времени начинают испытывать симптомы депрессии. Справиться с плохим настроением и частыми переживаниями помогает работа с психотерапевтом, в более тяжелых случаях – медикаментозные препараты.

Улучшить психоэмоциональное состояние можно с помощью рекомендаций, о которых мы уже упомянули выше: регулярного общения, интересной работы или хобби, арт-терапии. Можно овладеть некоторыми техниками медитации и релаксации. Эффективна пет-терапия: возможно, стоит задуматься о том, чтобы завести домашнего питомца.

О чем стоит помнить, если вы перенесли инсульт?

Некоторые советы помогут вам быстрее вернуться к привычной жизни и почувствовать себя полноценным членом общества:

  • Постарайтесь принять себя нового. Вы должны жить нормальной жизнью здесь и сейчас, а не пытаться вернуться к «норме», которая была до инсульта.
  • Если вы оказались прикованы к инвалидному креслу, это не повод замыкаться в четырех стенах своей квартиры. Вы можете не только гулять на свежем воздухе, но и посещать общественные места, многие из них приспособлены для людей с ограниченными возможностями.
  • Не стесняйтесь своего состояния. Если вы чувствуете, что окружающие смотрят на вас «как-то не так», вы не должны чувствовать из-за этого дискомфорт. Просто не принимайте на свой счет. В некоторых случаях стоит просто поговорить с людьми, которые оказались рядом, и объяснить, что у вас был инсульт. Нормальный человек отнесется к этому с пониманием.
  • Во всем нужно знать меру. Пытаясь жить активной жизнью, не нужно изматывать свой организм. Если вы чувствуете себя не очень хорошо – лучше отдохнуть.
  • Не будьте к себе слишком требовательны. Концентрируйтесь не на неудачах, а на успехах, пусть они и очень небольшие. Можно завести «дневник успеха»: записывайте в него, что хорошего произошло за день, в чем вы сегодня преуспели.

Восстановительное лечение после инсульта – зачастую долгий и не всегда простой процесс, но им важно заниматься. Опытные врачи в клинике «Сова» знают, как максимально быстро и полноценно вернуть такого пациента к привычной жизни. Запишитесь на прием к нашему специалисту.

Реабилитация после инсульта

В России около 500 тыс. пожилых людей страдает от инсульта – внезапного нарушения мозгового кровообращения. Повреждения головного мозга связаны с риском человека остаться инвалидом. Каждый участок мозга отвечает за конкретную область деятельности организма. Выстраивается цепочка патологий: нарушение в головном мозге влечёт за собой нарушение речи, памяти, двигательной способности. Помощь при приступе должна быть оказана немедленно. В ином случае начнутся необратимые последствия. Рассмотрим виды и последствия инсульта, способы и сроки реабилитации, возможности восстановления в домашних условиях.

Виды инсульта

Кровеносная система человека разносит кислород, гормоны и полезные вещества, насыщая питанием клетки организма. При инсульте движение крови по цикличному кругу прекращается.

Если нарушение в головном мозге происходит из-за закупорки кровеносных сосудов сгустками крови, оторвавшимися тромбами, то констатируют ишемический инсульт.

Разрыв сосудов и излияние крови непосредственно в мозг приводит к геморрагическому инсульту. И в том, и в другом случае, клетки, своевременно не получая питание, начинают отмирать. Тромбы не обязательно образуются в самом мозге. По кровеносной системе они приносятся от периферических участков тела.

Читайте также:
Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР - мастер-класс

Ишемический инсульт носит название инфаркта головного мозга. Заболевание развивается преимущественно ночью, возникает на фоне хронических патологий:

  • сахарного диабета;
  • перенесённого инфаркта миокарда;
  • сердечной недостаточности.

Геморрагический инсульт диагностируют у людей в возрасте от 45 до 60 лет. Приступ может начаться неожиданно, днём, после физического или психического перенапряжения. Такие больные в своём анамнезе имеют гипертоническую болезнь, атеросклероз сосудов головного мозга.

Первые несколько минут происходят без симптомов. Затем человек чувствует:

  • головокружение;
  • потерю зрения;
  • слабость в руках и ногах по одной стороне тела;
  • резкую боль в голове;
  • потерю координации движений.

В таких ситуациях не стоит думать, что симптомы временные и скоро пройдут. Если они не ярко выражены, и у окружающих остаются сомнения, для диагностики используют приём трёх действий.

Приём трёх действий:

  1. Просят пострадавшего показать зубы. При инсульте наблюдается асимметрия уголков рта. Одна сторона остаётся неподвижной;
  2. В положении сидя просят поднять руки под углом 90°, а в лежачем положении под углом в45°. В инсультном состоянии одна рука постоянно опускается;
  3. Просят повторить простую фразу. При инсульте речь невнятная, замедленная, «спотыкающаяся».

При выявлении даже одного из симптомов, вызывают неотложную помощь. Чем раньше больной поступит в больницу и начнётся лечение, тем меньшая область головного мозга пострадает.

Наши цены

Лечение инсульта с частичной парализацией

социальная реабилитация
занятия ЛФК
фармакотерапия
восстановление двигательных функций

Уход за больными после инфаркта миокарда

контроль артериального давления
диетическое питание
контроль приема лекарств
лечебная физкультура

Массаж для пожилых после инсульта

улучшение циркуляции крови
повышение мышечного тонуса
общее расслабление
уменьшение спазмов мышц

Сиделка для пожилых после инсульта

регулярное измерение АД
сестринский уход
диетическое питание
занятия ЛФК

Последствия инсульта

После перенесённого инсульта у больного появляется ряд нарушений неврологического характера.

Наиболее тяжёлым последствием является полный паралич. Пожилой человек остаётся обездвиженным на всю оставшуюся жизнь. При частичном параличе обездвиженными оказываются одна сторона тела или отдельные его части: нога, рука. Потеря чувствительности в одной руке или ноге называется парезом, в двух конечностях парапарезом, в нижних и верхних конечностях одновременно – тетрапарезом. Паралич может затронуть отдельные мышцы в конечностях. Тогда они сгибаются не полностью, или сгибаются-разгибаются, но пальцы остаются непослушными.

Патология речи – следующая проблема, с которой сталкиваются после инсульта пенсионер и его родственники. У каждого третьего возникает дизартрия – нарушение звукопроизношения. Речь становится глуховатой, невнятной. Даже после короткого высказывания больной задыхается и ему трудно глотать. Отмечаются и другие речевые дефекты: больной слышит речь и может говорить, но не понимает смысл высказываний, путается в словах, подменяет одни звуки другими.

Когнитивные нарушения проявляются в виде потери памяти и интеллектуальной недостаточности. Пожилые забывают названия предметов, сохранив представление о них. Не усваивают новую информацию. При этом могут помнить события далёкого прошлого. Больным сложно делать элементарные математические расчёты, они теряют логику рассуждений. Не сразу понимают суть задания, нуждаются в подсказках от окружающих.

Болезнь сопровождается психическими расстройствами. Пенсионеры испытывают тревогу по поводу своего будущего, переживают, что не смогут вернуть утраченные навыки. Понижается самооценка. Негативные эмоции вызывают отчаяние и приводят к депрессии.

Врачи рекомендуют после преодоления острого периода, как можно раньше начать реабилитацию больного. В таком случае у него есть шанс восстановить все утраченные навыки и быстрее вернуться к самостоятельной жизни.

Реабилитация после инсульта: сроки и способы

Период восстановления после инсульта зависит от возраста человека, степени поражения головного мозга, полученных повреждений. Если задет небольшой участок мозга, больной через несколько недель возвращается к обычной жизни. При тяжёлых патологиях понадобится до трёх лет с условием регулярных занятий по развитию памяти, речи, двигательной активности, мышления.

Функция движения

После перевода больного из реанимации в обычную палату, ему некоторое время нельзя вставать. Но двигательную терапию проводят даже с лежачим пациентом. Задача реабилитологов на первом этапе восстановления: помочь организму «вспомнить» движения. Используется пассивная гимнастика.

Если потеря чувствительности значительная, движения делают за самого больного:

  • сгибают руку в локтях;
  • сгибают ногу в колене;
  • поднимают конечности;
  • вращают кисти;
  • сжимают и разжимают кулаки;
  • вращают стопы.

Чтобы к мышцам тела больного вернулся здоровый тонус, в медицинскую программу реабилитации входят массаж и физиотерапия.

Назначение процедур:

  • снижение болевого синдрома;
  • снятие мышечного тонуса;
  • усиление кровотока в парализованных частях тела;
  • уменьшение отёков;
  • нормализация сна.

Курс массажа начинают на второй день после перевода из реанимации, если состояние пожилого человека удовлетворительное. Физиотерапию назначают через 2-3 недели.

При парезе конечностей, пациента не сразу ставят в вертикальное положение. Сначала он обучается навыкам передвижения ног, сидя или лёжа в кровати. На следующем этапе пенсионер пробует самостоятельно присаживаться, помогая себе руками. При положительном результате, больной учится вставать с кровати.

В стационаре ему помогают медицинские работники. Пожилого человека вначале учат ходить, держась за шведскую стенку, затем с использованием четsрёхножных ходунков, постепенно переходят к опоре на трость.

Читайте также:
Методическая разработка игрового часа для детей и родителей 'Будьте здоровы!'

Параллельно проводятся занятия с эрготерапевтом по обучению самообслуживанию. Больной заново учится:

  • одеваться;
  • умываться;
  • обуваться;
  • принимать пищу;
  • пользоваться туалетом;
  • принимать гигиенические процедуры.

Речевая функция

Возвращение речи инсультному больному – целенаправленная работа, которая может продолжаться несколько лет. Родственникам пожилого человека нужно помнить, что спонтанно функция не вернётся. Восстановлением способности говорить и понимать речь занимается логопед-афазиолог.

Логопед выясняет типы речевых проблем, исследует уровень нарушения звукопроизношения, чтения, письма, артикуляции. Проверяет состояние нёба, работу мышц языка, функцию глотания и фонации (голосового звучания).На основе диагностики составляет индивидуальную программу восстановления. Упражнения сочетаются с лекарственной терапией. Занятия со специалистом должны проводиться ежедневно, продолжительность одной сессии составляет 20-45 минут.

Реабилитация после инсульта

Инсульт – это серьезное нарушение мозгового кровообращения, которое сопровождается появлением неврологической симптоматики и нередко вызывает параличи и нарушения речи. Вернется ли пациент к нормальной жизни, зависит от того, как сильно пострадал его мозг, и насколько эффективным оказался реабилитационный период.

Реабилитация после инсульта в домашних условиях включает в себя восстановление двигательных, умственных и психических навыков. Пациенту необходимы консультации невролога, психолога, дефектолога. Важно приложить максимум усилий к восстановлению в первый год после инсульта. После истечения этого срока шансы на успешное восстановление снижаются.

Почему возникает инсульт и каких видов он бывает

Различают два основных вида инсульта:

Ишемический. Возникает вследствие закупорки кровеносных сосудов церебральных тканей, что в свою очередь вызывает их необратимые изменения.

Геморрагический. Происходит при разрыве мозгового сосуда и последующем кровоизлиянии в мозговые ткани.

К развитию инсульта приводят сердечно-сосудистые заболевания: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия. К предрасполагающим факторам относят стрессы, переутомление, ожирение, неправильный образ жизни. Большую роль играет наследственный фактор. Долгое время инсульт считался заболеванием пожилых людей, но в последние 20 лет участились сосудистые катастрофы среди пациентов 25–40 лет.

Симптомы и признаки

Общемозговые симптомы инсульта:

сильная головная боль;

тошнота и рвота;

потеря ориентации во времени и пространстве.

Также выделяют очаговые признаки. Они зависят от того, какая именно часть мозга пострадала. Проявления очаговой симптоматики:

утрата мышечной силы или полная парализация одной из сторон тела;

парализация мимических мышц;

Геморрагический инсульт развивается стремительнее ишемического. В редких случаях у пациента возникают эпилептические приступы.

Как долго длится восстановление после инсульта

Период восстановления после инсульта занимает от нескольких недель до года. Если по прошествии 12 месяцев какие-то нарушения сохраняются – скорее всего, они останутся с человеком на всю жизнь, избавиться от них окончательно не получится.

Реабилитация – строго индивидуальный процесс, назвать конкретные сроки невозможно. От каких факторов зависят сроки восстановления:

своевременность обращения за медицинской помощью;

исходное состояние здоровья пациента;

наличие сопутствующих и хронических заболеваний;

объем поражения мозговых тканей;

какой по счету инсульт, первый или повторный;

стабильность артериального давления.

Для пациента младше 50 лет, который пережил первый инсульт, потребуется 3–5 месяцев интенсивного лечения. В пожилом возрасте требуется не менее 8 месяцев, ведь метаболические процессы в организме замедляются. Если инсульт произошел уже в третий раз, восстановление займет минимум год, а при третьем инсульте значительно повышается риск летального исхода. Основная причина инвалидизации после перенесенного инсульта – это двигательные нарушения.

Этапы реабилитации после инсульта

Процесс восстановления пациентов разделяется на несколько периодов:

I этап. Начинается с момента госпитализации. Острый период длится 21 день, когда пациент проходит интенсивное лечение. Врачи нормализуют его артериальное давление и сердечную деятельность, назначают кортикостероиды, антикоагулянты, противосудорожные препараты. По показаниям может быть проведено оперативное вмешательство – трепанация черепа. Период с 3 недель до 3 месяцев после инсульта называют ранним восстановительным периодом. На первом этапе необходимо вернуть пациенту способность занимать вертикальное положение. Ему показана кинезитерапия – вариант лечебной физкультуры, а также дыхательная гимнастика. Первый этап занимает 3 месяца.

II этап. Продолжается с 3 до 6 месяцев. Его цель – достижение максимальной активности парализованных конечностей и мышц. Реабилитация может проходить в домашних условиях или в специализированном центре.

III этап. Длится с 6 месяцев до 1 года. В поздний восстановительный период необходимо вернуть пациенту бытовые навыки, восстановить его психологический комфорт. Если пациенту предстоит проживать в квартире одному – он должен быть в состоянии самостоятельно себя обслуживать, готовить пищу, совершать гигиенические процедуры. В этот период большое значение имеет поддержка родственников.

На всех этапах важен организованный подход, непрерывность, последовательность и интенсивность действий.

Средства и методы восстановления

Реабилитация должна проводиться по нескольким направлениям. Восстановление мозга после инсульта невозможно без приема ряда медикаментов. Также необходимо восстанавливать двигательную функцию, бытовые навыки, поработать над психоэмоциональным состоянием.

Медикаментозная реабилитация

Цель медикаментозной реабилитации – восстановление функций пострадавших зон головного мозга, улучшение мозгового кровообращения, стимуляция метаболических процессов между нейронами.

Для этого используют:

ноотропы – вещества, стимулирующие работу нейромедиаторов;

биогенные стимуляторы – препараты растительного происхождения, обладающие биологической активностью;

антихолинэстеразные препараты – они улучшают нервно-мышечную проводимость;

миорелаксанты – препараты для снятия спастики в мышцах;

антигипертензивные препараты – препятствуют повышению давления;

витамины группы В.

Курс лечения может быть рассчитан как на несколько недель, так и на 6–12 месяцев.

Восстановление двигательных функций (ЛФК)

ЛФК улучшает кровообращение в органах и тканях, улучшает обмен веществ. Гимнастика начинается с выполнения элементарных упражнений, постепенно они становятся сложнее.

Первые тренировки желательно проводить с инструктором по лечебной физкультуре. В дальнейшем упражнения после инсульта для восстановления ходьбы и прочих двигательных навыков можно повторять в домашних условиях. Некоторые медицинские центры предлагают пациентам занятия на тренажерах, которых могут быть механическими или роботизированными. Многофункциональные тренажеры подходят даже лежачим больным.

Читайте также:
Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

На что делается упор при проведении ЛФК:

восстановление двигательной активности кистей рук, моторики пальцев;

разработка плечевого сустава;

разработка нижних конечностей;

занятие сидячего и полусидячего положения;

Самые простые упражнения для восстановления после инсульта – это сборка пазлов, рисование простых фигур, застегивание пуговиц.

С помощью ЛФК можно восстановить даже зрительную функцию. Зрительная гимнастика необходима при параличе глазодвигательного нерва.

Психологическая и социальная реабилитация


Большое количество пациентов после инсульта сталкивается с психологическими проблемами. Из-за резкого изменения образа жизни может развиться клиническая депрессия, генерализованное тревожное расстройство, а некоторые страдают от вспышек агрессии.

Для коррекции психологического состояния применяют конгнитивно-поведенческую терапию и другие психотерапевтические техники. По показаниям могут быть назначены антидепрессанты.

Социальная реабилитация подразумевает поиск возможности трудоустройства на прежнее рабочее место, а если пациент получил группу инвалидности – поиск трудовой деятельности, которая была бы ему по силам.

Восстановление после инсульта в домашних условиях

Некоторое время после инсульта человек должен провести в стационаре. Этот период продлится минимум 21 день – примерно столько длится интенсивная терапия и ранний реабилитационный период. Только после ее окончания можно забрать больного домой.

Пребывание в частном реабилитационном центре не всегда представляется возможным, поэтому многие пациенты проходят реабилитацию в домашних условиях. При выписке из лечебного учреждения им выдают выписной эпикриз, где описаны все рекомендации по уходу. Также там должны быть сведения о необходимом оборудовании и инвентаре.

Цели домашней реабилитации такие же, как и при работе с узкими специалистами в реабилитационных центрах:

восстановление двигательных навыков;

восстановление бытовых навыков;

стимуляция речевой функции;

Крайне важно продолжать прием назначенных медикаментов. Заниматься с пациентом можно самостоятельно или приглашать специалистов на дом.

Уход за больным после инсульта

Особенности домашнего ухода за больными после инсульта зависят от их состояния. Если пациент полностью или частично парализован, нужно обеспечить ему бытовой комфорт. Что потребуется приобрести для этого:

ортопедический матрас и подушки;

валики для ног и шеи;

специальные столовые приборы;

Также можно установить и закрепить специальные поручни и прочие приспособления, которые помогут самостоятельно приподниматься, садиться, вставать с кровати.

У лежачих больных каждый день необходимо проводить профилактику образования пролежней, своевременно менять постельное белье, делать лечебный массаж.

Как предотвратить риск повторного инсульта


Около трети всех случившихся инсультов являются повторными. Поскольку главная причина сосудистой катастрофы — гемодинамические нарушения, профилактические меры заключаются в их коррекции. Для этого важен:

Контроль артериального давления. Желательно, чтобы показатели не превышали цифр 140/90. Именно с этой черты начинается начальная степень артериальной гипертензии. При этом нельзя назначать себе препараты для снижения давления самостоятельно. Целесообразно уменьшить количество соли в рационе – в больших количествах соль провоцирует скачки АД.

Контроль уровня холестерина. Для этого нужно сдавать анализ крови на липидограмму. В ней будет отображен уровень общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой и низкой плотности, триглицеридов.

Антитромботическая терапия. Необходимо принимать препараты, препятствующие образованию тромбов. Подбирать их самостоятельно нельзя. Такие лекарства должен назначать врач.

Также следует отказаться от вредных привычек, включить в рацион продукты с пониженным содержанием холестерина. Нужно ограничить животные жиры и соль, увеличить употребление овощей и фруктов.

Занятия спортом допускаются при строгом контроле артериального давления. В моменты наивысшей нагрузки его верхние показатели не должны превышать 180 мм рт. ст.

Педагогический проект: Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности

Аннотация:

Работа представляет разработанный мною педагогический проект.

В проекте определена цель, задачи, вид проекта, тип проекта, ожидаемые результаты, продукт проекта и основное содержание проекта.

Перед проведением проекта были привлечены партнёры педагогического проекта, которые помогли приобрести и самостоятельно изготовить пальчиковый театр.

Применение пальчикового театра в коррекционной логопедической работе усиливает наглядность и повышает осознанность воспринимаемого материала.

Красочность, динамичность и яркость кукол пальчикового театра вызывает эмоциональные переживания, что благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Логопедические занятия с включением кукол пальчикового театра направлены на развитие всех компонентов речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Тема проекта: «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности».

С увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь у детей с ОНР является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется.

Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Читайте также:
Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

Большинство исследователей строят свою работу, начиная с формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца. Только затем переходят к более сложному виду – составлению самостоятельного рассказа.

В методиках многих авторов используются различные вспомогательные средства (сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению). При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. Наглядно-образное мышление возникает у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет.

У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению в силу речевого дефекта, замедлен. Уникальным средством, позволяющим включить в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является пальчиковый театр. Он позволит перейти от умений оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Вид проекта : долгосрочный (1 год).

Тип проекта : творческий.

Цель проекта : повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с помощью использования в драматизации пальчикового театра.

Задачи проекта для педагога:

  1. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи;
  2. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами пальчикового театра;
  3. Разработать перспективный план мероприятий;
  4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;
  5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  6. Воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;
  7. Формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом;
  8. Совершенствовать монологическую форму речи.

Задачи проекта для детей:

  1. Научиться создавать совместно с родителями и воспитателями кукол пальчикового театра;
  2. Научиться слушать с интересом художественное произведение;
  3. Научиться понимать тему прочитанного взрослыми произведения;
  4. Научиться подбирать слова к высказыванию;
  5. Научиться фантазировать;
  6. Научиться правильно и аккуратно использовать кукол пальчикового театра.
  1. Умеют при помощи взрослых создавать кукол пальчикового театра.
  2. Умеют самостоятельно воспроизводить содержание небольших литературных произведений.
  3. Умеют пользоваться некоторыми видами пальчикового театра.
  4. Умеют взаимодействовать с детьми и со взрослыми.
  5. Умеют с небольшой помощью педагогов ставить небольшие сценки по знакомым сказкам, рассказам, стихотворениям.
  • Детский спектакль в конце учебного года.
  • Открытые мероприятия для родителей.

Основное содержание проекта

Реализация проекта предполагает совместную деятельность родителей и детей:

Работа в детском саду

Широкое использование в коррекционной логопедической работе кукольного пальчикового театра способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи;
  • обогащение мотивации речевой деятельности.

Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР, как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического развития. Коррекционно — развивающие возможности пальчикового театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально — насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.

Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Партнёры педагогического проекта

Партнёры Формы взаимодействия
Библиотека Экскурсия с целью консультации для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка».
Театр в ДОУ Посещение театра для детей с целью знакомства с актёрским мастерством.
Родители Чтение, обсуждение и обыгрывание с детьми прочитанных произведений с целью закрепления пройденного материала.
Воспитатели Чтение, обсуждение, обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие творческого воображения детей.
Логопед Обсуждение и обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие творческого воображения детей.

Этапы проекта

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1 Подготовительный этап

1.1 Знакомятся с содержанием произведения.1.2 Отвечают на вопросы педагога по содержанию текста, описывают героев произведения.1.3 Выполняют пальчиковую гимнастику и рассказывают правила использования пальчикового театра.

2 Основной этап

3 Заключительный этап

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1 Подготовительный этап

2 Основной этап

3 Заключительный этап

Сформирована связная монологическая речь — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Средства диагностики результатов (начало и конец года)

Цель — выявление уровня развития монологической речи детей.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке использовать сюжетную картинку с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

– Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать ребёнку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует дать ответ. Следует записать рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать.

– Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.

Читайте также:
Открытое занятие в подготовительной логопедической группе

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Использовать любую серию сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть в наличии.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребёнок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Однако необходимо выслушать сначала его рассказ, может быть, его логика покажется нам вполне убедительной.

В норме:

  1. Ребенок составил рассказ по каждому заданию самостоятельно. Вы ему не помогали.
  2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
  3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
  4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
  5. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Задание 3. Чтение педагогом небольшого текста любых авторов. Затем попросить ребёнка выполнить его пересказ.

В норме: ребёнок без затруднений выполнит пересказ текста;

На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи можно определить, насколько повысился уровень сформированности связной монологической речи у детей.

Перспективы развития проекта

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами: Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей. Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль, какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Участвует в открытых занятиях для родителей и педагогов.

Структура НОД

Построение НОД в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа.

На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного (рассказ о том, что произошло, случилось).

В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

Подбор речевого материала:

Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.

Например, такие сказки как «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь.

Использовать для пересказа и рассказа небольшие рассказы авторов О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Н. Е. Арбекова.

Требования к применению пальчикового театра

Для занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, и был узнаваем детьми.

Исключение составляет новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу.

Перед обыгрыванием сюжета с детьми проводить беседу по закреплению правил пользования куклой:

Кукла полностью надевается на палец. Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку. Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу. Положение куклы – вертикальное.

Основные виды действий с куклой: надевание на палец, имитация шагов куклы с передвижением руки, повороты, покачивания, поклоны.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  3. Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  4. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  5. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния./ Е.Смирнова. – СПб.: Питер, 2013.-128с.: ил.
  6. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
  7. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния. /К.А. Шинковская.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176с.: ил.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: