НОД Путешествие в страну головных уборов

Конспект «Путешествие в страну головных уборов» для детей с задержкой психического развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Организованной Образовательной Деятельности

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»

для детей с задержкой психического развития.

Форма проведения: интегрированная

«Речевое развитие» / «Художественно – эстетическое развитие»)

Возраст детей: 5-7 лет.

Якунина Наталья Павловна.

Цель: Формировать представления детей об обобщающем понятии “головные уборы”, используя кинезиологические практики и игровые упражнения.

Коррекционно – образовательные:
– обобщать и систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах, о материалах, необходимые для их изготовления; о использовании в определенное время года;

-активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме «Головные уборы»;

– развивать у детей умения с помощью графической аналогии рассказывать знакомые стихотворения по мнемотаблице;

– формировать навык построения предложения; связную речь;

– закреплять умение детей выразительно читать знакомые стихотворения, передавать их настроение и естественные интонации;

– совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающих наименованиях, словах с уменьшительно-ласкательным значением.

Формировать способы словообразования прилагательных.

Коррекционно – развивающие:
– развивать словесно – логическое мышление детей, умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;

– развивать чувство композиции, цветовосприятия через изготовлениеподелки;

– развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая;

– воспитывать бережное отношение к головным уборам.

– воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.

– прививать эстетический вкус.

Методические приемы:

Игровые: игровые упражнения, показ слайдов о головных уборах , художественное слово,

Кинезиологические приемы : релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.

Оборудование: ноутбук; телевизор; слайды «Головные уборы», схемы построения предложений и связного рассказа (мнемодорожки и мнемотаблица); Письмо от Доброго Волшебника; цветная самоклеящаяся бумага, ножницы, шаблоны звезд, простые карандаши, шляпа Волшебника, головные уборы – беретка, шапки (меховая и вязаная), шляпы (фетровая и соломенная), колпак Петрушки, платок, кепка, панамка, валенок, кофта; колокольчик; музыкальный центр, фонограммы с записями инструментальной музыки: «Тропиночка», «Волшебная шляпа», «Чудесное возвращение», трек № 11«Сhina wief. Рobre».

Словарная работа:

Слова – предметы (существительные): Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки, шнурки, молния, застёжки и т д.

Слова – действия (глаголы): (Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать , продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить, положить, убрать, сшить, связать, пришить, завязать, развязать, переодеть. и т. д.

Слова – признаки(прилагательные): Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.

Предварительная работа :

Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?».

Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?», «Шляпки».

Дидактические игры: «Укрась шляпу», «Одень куклу», «Четвертый – лишний», «Сложи шляпку».

Чтение художественной литературы: «Живая шляпа» Н. Носов, «Красная шапочка» Ш. Перро.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, рассказам.

Рассматривание картинок, рисунков по теме «Профессии», «Головные уборы».

Рассматривание Журналов моды, газет.

Изготовление шляпы (картон и цветная самоклеющаяся бумага).

Загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, стихов, физминуток о головных уборах.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

I часть. Организационный момент.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение

1. Валеологическая песенка «Доброе утро!».

Здравствуй, солнышко родное , ( Руки плавно поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (Руки плавно разводят в стороны.)

Мы навстречу вам откроем ( Поворачиваются и кланяются друг другу .)

И ладошки и сердца . (Руки прижать к груди.)

Пусть тепло всем в мире будет, (Руки плавно протягивают вперед.)

Улыбаются пусть люди (Улыбаются.)

И о грусти позабудут, (Выполняют «пружинку».)

Доброта царит всегда! (Поднимают руки вверх.)

Сюрпризный момент. В группу влетает воздушный шар с конвертом.

Педагог: Дети, посмотрите, что за волшебный конверт с посланием . Давайте откроем и узнаем, кто нам его прислал.

Педагог ( зачитывает послание ): «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну головных уборов. Без нее мое волшебство бессильно. Помогите, пожалуйста. Добрый Волшебник».

Педагог : – Ребята, что будем делать? Давайте отправимся в Страну головных уборов и найдем шляпу Доброго Волшебника.
– Ну, что, вы готовы? (Да ). Тогда – в путь!

2. Упражнение «Змейка».

(Музыка»Тропипочка», автор Крайнов.)

Дети берутся за руки и идут друг за другом «змейкой».

Тропиночка, тропиночка, беги в волшебный лес, (Обычная ходьба.)

Тропиночка, тропиночка, открой нам мир чудес. (Топающий шаг.)

Тропиночка, тропиночка, ведет нас не спеша,

Тропиночка, тропиночка, дорога в чудеса. (Постепенное замедление

По окончании упражнения дети оказываются в Стране головных уборов , где их встречает Королева Шляп. (Звучит музыка из к/ф «Соломенная шляпка» (И.Шварц) «Шляпный салон»)

Королева Шляп: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас в своем Королевстве! Что привело вас ко мне?

Педагог : Королева Шляп помоги, пожалуйста, отыскать шляпу Доброго Волшебника.

Королева Шляп: Хорошо я помогу вам.

Давайте посмотрим вот на эту выставку, может быть тут, его шляпу найдем.

Подходит к столу и показывает детям шапку.

Королева Шляп: Что же это такое?

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Дети : Шапка.

Королева Шляп: А из чего она сшита?

Королева Шляп: Если шапка из меха, то она какая?

Дети : Меховая

Королева Шляп: В какое время года ее носят?

Дети: Зимой.

Королева Шляп: Почему?

Дети: Потому что, этот материал хорошо удерживает тепло.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Кепка.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из кожи.

Королева Шляп: Если кепка из кожи, то она какая?

Дети: Кожаная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шляпа.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из фетра.

Королева Шляп: Если шляпа из фетра, то она какая?

Дети: Фетровая.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шапка.

Королева Шляп: Из чего она связана?

Дети: Из шерсти.

Королева Шляп: Если шапка связана из шерстяных ниток, то она какая?

Дети: Шерстяная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Панама.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из ситца.

Королева Шляп: Если панама из ситца, то она какая?

Дети: Ситцевая.

Королева Шляп: Как можно назвать двумя словами то, что находится у меня на столе?

Дети: Головные уборы.
Королева Шляп: Почему их так называют?

Дети: Потому что их носят на голове.
Королева Шляп: Для чего нужны головные уборы?

Дети: Для того, чтобы защищать голову от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, и ещё их носят просто для красоты.
Королева Шляп: А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом?

Дети: Они из разного материала.

Королева Шляп: Молодцы, как много вы знаете о головных уборах.

Педагог : Но здесь нет шляпы Волшебника.

Королева Шляп: Кажется, я знаю, у меня есть волшебный сундучок, может быть, там мы найдём шляпу Волшебника.

Королева Шляп показывает детям головные уборы из сундучка и просит их назвать, каким сказочным героям они принадлежат: Красной Шапочке, Буратино, Гному, Деду Морозу, а последней оказывается колпак Петрушки.

Педагог (обращает внимание на колпак Петрушки): Дети, посмотрите, может, мы ищем вот этот головной убор? Он такой красивый, необычный.

Королева Шляп: Нет, он, конечно, очень красивый, но не волшебный. А кто его носит, ребята?

Дети: Петрушка.

Королева Шляп: Правильно – это колпак Петрушки.

Педагог : Может он и не волшебный, но зато с ним можно весело поиграть. Добрая королева поиграй и ты с нами. Поможешь нам выбрать водящего – «Колпачка».

Королева встает в центр круга и кружится на месте с вытянутой вперед рукой, приговаривая:

– Раз, два, три – «Колпачок», выходи.

Музыкально ритмическая игра «Колпачок».

Выбранный ребенок – «Колпачок» сидит в центре круга.

Колпачок, колпачок, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Тоненькие ножки, (Водящий сидит в центре круга.)

Мы тебя кормили,

На ноги поставили, (Дети подбегают к «Колпачку»

Танцевать заставили. и ставят его на ноги.)

Танцуй сколько хочешь, (Отходят назад, хлопая в ладоши.)

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает себе пару и кружится под хлопки зрителей.

Педагог: А больше не осталось в вашем сундучке головных уборов?

Королева Шляп: Сундучок мой пуст, но есть ещё один головной убор, я не знаю

кому он принадлежит.

II часть.

Педагог (вертит в руках найденную шляпу): Да. Это именно она – шляпа доброго Волшебника! А разве его шляпа может быть такой мрачной?

Королева Шляп: Дети, поможем Волшебнику украсить его шляпу звездами?

Королева Шляп: Нужно на бумаге простым карандашом обвести шаблон звёздочки. Затем вырезать ее ножницами аккуратно по контуру. После этого отделить и отложить бумажный слой, а саму звезду липкой стороной приклеить на шляпу и расправить пальчиком ее лучи, чтоб не осталось морщинок.

Королева шляп: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши помощники.

Пальчиковый массаж «Чтоб не мерзла голова»

Чтоб не мерзла голова, (Вращение кулачками рук.)

Шапка теплая нужна: (Сжимание и разжимание рук.)

Красная с помпоном, (Массаж большого пальца.)

Синяя с зеленым, (Массаж указательного пальца.)

Желтая с ромашками, (Массаж среднего пальца.)

Белая с букашками, (Массаж безымянного пальца.)

Разноцветная, с ушами. (Массаж мизинца пальца.)

Надевайте шапки сами! (Хлопки в ладоши.)

Дети садятся за столы, приступают к работе. (Звучит негромкая музыка: трек № 11« Сhina wief. Рobre»).

После завершения работы, дети демонстрируют украшенную шляпу. Королева шляп рассматривает ее и восхищается аккуратностью и умениями детей. Звучит торжественная музыка («Волшебная шляпа»), дети хлопают в ладоши.

Королева шляп: Какие старательные дети, что ж теперь вы сможете её вернуть Волшебнику.

Но что бы очутиться в замке, нужно произнести заклинание и обязательно закрыть глаза («колдует» волшебной палочкой).

В воздухе взмахнем.

К доброму волшебнику

В сказку попадем!

Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Дети открывают глаза и видят грустного Волшебника. Дети приветствуют Волшебника, тот в ответ грустно кивает им.

– Добрый Волшебник, мы получили Ваше письмо и сразу отправились в Страну головных уборов за Вашей шляпой. Вот Ваш волшебный головной убор.

– Да, это мой головной убор, он особенный – волшебная шляпа! Без нее я не могу вспомнить ни одного заклинания! Волшебства не получается!

Затем примеряет ее. Звучит торжественная музыка А. С. Воронина «Волшебная шляпа»

дети хлопают в ладоши.

Волшебник (радостно):

– Вот теперь я похож на волшебника! Я очень доволен!

III часть.

– Чувствую, как волшебство возвращается ко мне. Ребята, я хочу пригласить Вас в школу юного волшебника и преподать вам несколько уроков волшебства. Садитесь поудобнее (дети садятся на стульчики).

Читайте также:
Дифференциация звуков Ж-З - конспект логопедического занятия

1. Задание первое:

У юных волшебников должны быть ловкие и гибкие пальцы, чтобы ловко владеть волшебной палочкой.

Поэтому мы их сейчас потренируем, с помощью чудесных колечек Су джок.

В касках желтых мы как строители, (Массажируют большой палец.)

В шапочках белых все мы врачи, (Массажируют указательный палец.)

В касках красных мы как пожарники, (Массажируют средний палец.)

В касках зеленых – мы все солдаты, ( Массажируют безымянный палец.)

В синих фуражках – мы полицейские. (Массажируют мизинец палец.)

Очень мы любим убор головной. («Прыгают» пружинками по ладошкам.)

2. Задание второе:

У юного волшебника должен быть подвижный язычок, чтобы правильно и красиво произносить трудные заклинания. Мы выучим с вами гимнастику для язычка.

– Открываем ротик – дом. Кто хозяин в доме том? (Широко открывать рот.)

В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег. (Рот открыт, язык внизу)

Мы во двор гулять ходили, (Движения языка влево – вправо.)

И без шарфа и без шапки. (Движения язычком вперед – назад)

Язычком снежок ловили (Широкий язык высовывается изо рта,

затем поднимается вверх

в виде чашечки, утягивается в рот.)

И в снегу валялись смело – (Круговые движения языка.)

Потом горлышко болело. (Рот широко открыт.)

Строгий доктор приезжал (Кончик языка поднят вверх, произносим

на сильном выдохе: «А-А-А».)

Нам лекарства назначал. (Открыли и закрыли рот.)

И сказал нам доктор строгий: («Болтушка» язычком.)

-«Шапку, шарфик надевай, («Парус» язычком.)

Будешь ты всегда здоров» (Щелкнуть язычком.)

Повторять чистоговорку, чётко проговаривая все звуки:

«Ку – ку – ку – я надену шапку»;

«Ду-ду-ду- в шапке я гулять иду»;

«За-за-за- шапка лезет на глаза»;

3. Задание третье:

Юные волшебники должны уметь читать заколдованные послания. Мнемотаблицы

Предложения о головных уборах:

Бабушка сшила внучке зеленую шляпу.

Дедушка подарил внуку красную бейсболку.

Мама сшила сыну меховую шапку.

Бабушка связала красную шапку.

Бабушка связала внуку шапку.

Мама сшила дочке ситцевую панаму.

Стихотворения:

1.Шапка шерстяная, наверху помпон.

Круглый словно мячик и пушистый он.

Есть еще у шапки отворот цветной.

Буду в этой шапке бегать и зимой.

2.Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

– Наше занятие в школе юных волшебников подошло к концу (звонит в колокольчик).

– Добрый Волшебник, спасибо, было очень интересно, на прощание мы хотим подарить тебе песню.

Песенка о шляпе.

(на мелодию В. Шаинского «Песенка о папе»).

Сколько песен мы с вами вместе,
Спели дружно, их целый строй,
А про шляпу до этой песни
Песни не было ни одной.

Припев: В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть кем угодно:
Быть шофёром и артистом, дрова рубить.
В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть, кем угодно,
Важно только человеком хорошим быть.

Волшебник: Каждому выпускнику школы я дарю медаль «Юный волшебник».

– Я вам очень благодарен за помощь и хочу подарить вам этот колпачок (вручает детям колпак Петрушки), только осторожнее – он с сюрпризом (конфетами). Когда вернетесь в детский сад, увидите. Сейчас я произнесу заклинание и вы вмиг окажетесь у себя в саду.

– Шляпа, шляпа, помоги!

В детский сад детей верни.

Если трижды покружиться,

Сразу чудо совершиться!

Дети повторяют слова за Волшебником и «оказываются» в детском саду. (Звучат фанфары: «Чудесное возвращение»).

Подведение итогов:

Педагог: Что мы делали в королевстве?

– Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну головных уборов? (Понравилось). С кем мы там познакомились? (С Королевой Шляп). О чем мы говорили с ней? (О головных уборах). А в «Школе юного волшебника» вам понравилось? Чем мы помогли Доброму Волшебнику? (Помогли найти его шляпу, украсили ее). Чем мы украсили его шляпу? (Звездами, которые вырезали сами).

Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился (кто правильно ответил на все вопросы, быстро и аккуратно вырезал звездочку, звонко пел, первым заметил пропавшую шляпу, старательно выполнял гимнастику для язычка и т. д.), рассказывал стихи о головных уборах и т.д.

Тема: Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну головных уборов»

    Нина Кулик 2 лет назад Просмотров:

1 Тема: Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну головных уборов» Образовательная область «Познавательное развитие» (предметное окружение и социальный мир) Возрастная группа детей: старшая группа Цель: Расширение представлений детей о головных уборах. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с разнообразием головных уборов; научить понимать назначение и функции головного убора; расширять и активизировать словарь; Развивающие: развивать внимание и память; развивать познавательный интерес к процессу изготовления интеллекткарты; развивать художественный и эстетический вкус, мелкую моторику; Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение к головным уборам. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Предварительная работа: рассматривание альбома «Головные уборы», чтение сказок «Кот в сапогах», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Чем пахнут ремесла» Дж. Радари, беседы «Как делают ткани», «Что люди носят», «История шляпы». Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, эвристический.

Читайте также:
Структура логопедического занятия

2 Материалы и оборудование: Видео обращение Незнайки, презентация головных уборов, Наборы картинок: иллюстрации зимних и летних головных уборов (по 1 картинке на каждого ребёнка); сказочные герои, их головные уборы, шляпа Незнайки. Набор детских шапок: зимние и летние шапки, шляпы на девочек и мальчиков, мяч. Картинки головных уборов, ватман, фломастеры, клей-карандаш. Ход деятельности воспитателя с детьми. Этап Задачи Методические приемы 1. Психологическая Игра «Доброе Организационный подготовка детей утро!» момент к общению. Мотивационно побудительный этап (введение в ситуацию). Содержание Воспитатель: Ребята, доброе утро! Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.) Доброе утро, небо! (Аналогичные движения) Доброе утро всем нам и нашим гостям! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.) Время 1 мин. Подготовка детей к работе на основном этапе. Создание Создание условий для принятия детьми игровой ситуации, Игровой прием. Сюрпризный момент. Видео письмо Воспитатель: Ребята, нам в группу пришло видеописьмо. От кого оно, давайте посмотрим. (смотрят видеописьмо от 2 мин

3 проблемной ситуации. проблемы и цели деятельности. Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций; развивать образное восприятие, умение логически мыслить; развивать коммуникативные умения. от Незнайки. Незнайки). Ребята какое у него настроение? Послушаем, что он хочет нам сказать? (Дети смотрят видеообращение Незнайки) (Обращение: Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял по улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую страну головных уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста. – Ребята, ну что будем делать? Дети осознают и принимают поставленную задачу, выбирают способы действия для решения проблемной ситуации. Воспитатель поддерживает детскую инициативу, соглашается с детьми, что нужно отправиться в страну головных уборов, чтобы найти шляпу Незнайки. 2 мин Воспитатель: отправляемся ребята! А поможет нам попасть в страну головных уборов чудо-дерево; если назвать правильно

4 Основной этап все предметы, то оно пропустит нас в волшебную страну. Ребята, посмотрите, здесь еще много разных картинок разбросано, что на них изображено? Дети: обувь, одежда, головные уборы Воспитатель: ребята что нужно сделать, как вы думаете? Дети: распределить предметы по группам Воспитатель: верно. (дети распределяют картинки по группам) Воспитатель: теперь наше дерево пропустит нас в страну головных уборов. – Ребята, это ведь необычная волшебная страна, а там, где есть волшебство, там должна быть и сказка. – Воспитатель: А как вы думаете ребята, кто живет в стране головных уборов? Конечно, здесь живут как раз все головные уборы. А как вы думаете они все одинаковые? Правильно, они все разные. – А какие бывают головные уборы? Правильно, а еще в этой стране живут большие и маленькие головные уборы. Для взрослых и детей. (указывает на 2 стрелочки взрослый, ребенок) 5 мин 7 мин.

5 Развивать мышление, уточнять знания детей о летних и зимних головных уборах. Снятие Физминутка Как вы думаете, в сторону каких головных уборов нам надо идти? Игра «Большой-маленький»: панама панамочка, шляпа-шляпка, платок-платочек, косынка-косыночка, кепка-кепочка, шапка-шапочка. Воспитатель: а сейчас ребята немного отдохнем, повторяйте за мной. Шесть, пять, четыре, три будем шляпы делать мы. (считают пальчики, сгибают и разгибают ладошки) Шляпа лучший друг на свете, знают взрослые и дети.(сложив руки перед грудью, указательным пальцем качают перед собой) При ярком солнце выручает, (прикладывают руку к лицу как козырек) и быть модным помогает. (руки на пояс и качаются в стороны) Дети выполняют движение физминутки. Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста а в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы Дети: неет Воспитатель: а давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете, какие головные уборы нужно 3 мин. 1 мин.

6 эмоционального напряжения, совершенствование общей моторики Развивать мышление, уточнять знания детей о разных материалах, из которых могут быть изготовлены головные уборы Активизировать знания детей о знакомых сказках, носить в разное время года. (работа с карточками по гендерному признаку) Для девочек: времена года и женские головные уборы Для мальчиков: времена года и мужские головные уборы. – Хорошо, справились с заданием. А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? Дети: они из разного материала Воспитатель: все верно Игра с мячом Шапка из шерсти- шерстяная Платок из шелка шелковый Косынка изо льна льняная Кепка из кожи кожаная Шляпа из соломы-соломенная Шапка из меха меховая Косынка из ситца ситцевая Итак отправляемся дальше Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Назови сказочного героя»; подойдите пожалуйста к столу и возьмите по картинке с изображением сказочного героя, 2 мин. 3 мин. 3 мин.

7 сказочных героях и их отличительных чертах. подумайте пожалуйста и назовите мне головной убор, который принадлежит этому герою (дети подходят, берут картинки сказочных героев, называют головные уборы) (среди головных уборов находят шляпу Незнайки!) Ребята, а можно вас попросить мне помочь Дети: дааа Воспитатель: давайте создадим интеллект-карту «Головные уборы», чтобы мы могли другим ребятам из нашего детского сада легко рассказать и показать какие головные уборы есть и как их на самом детей много. Дети: дааа Воспитатель: тогда берем ножницы, вырезаем картинки и наклеиваем аккуратно на ватман. 1 мин.

8 Этап подведения итогов. Рефлексия. Развивать мышление, память. Создать условия для запоминания нового материала в создании схематического материала. Создание интеллект карты «Головные уборы» Дети под руководством воспитателя создают интеллект карту «Головные уборы». Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Устная рефлексия. Проведение устной рефлексии деятельности.

Читайте также:
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 'С чего начинается Родина'

Конспект НОД в старшей группе на тему «Головные уборы»

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу маленькую сказку.
Однажды, когда все дети в доме спали, маленький игрушечный зайчик решил найти себе домик. Он подошел к шкафу, хотел его открыть, но не смог дотянуться до ключа. Тогда он подставил старенький игрушечный стол, поставил на него стул и открыл шкаф. Скрип дверцы разбудил бабушку. Она надела очки, посмотрела по сторонам, но никого не увидела, так как зайчик успел запрыгнуть в шкаф. То, что увидел зайчик на верхней полке в шкафу, его очень обрадовало. «Какой хороший у меня будет домик!» Но вдруг он услышал голос мышонка:
– Это не домик, а шапка!
– Тогда у меня будет другой домик.
– Это не домик, а шляпа!
– Ну, а вот этот, третий предмет, уж точно будет для меня домиком.
– Да это же бейсболка!
Выходит на этой полке есть все, но нет ни одного домика для игрушечного зайчика. Зайчик выпрыгнул из шкафа и пошел на полку к другим игрушкам.
Воспитатель: Что зайчик принял за домик для себя? (ответы детей)
Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (головные уборы)
Почему головные уборы так называются? (ответы детей)
Для чего нужны головные уборы? (ответы детей)
Какие вы знаете головные уборы? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие в царство головных уборов. На чем вы хотите путешествовать? (на самолетах)
Воспитатель: Вот мы оказались в удивительном царстве головных уборов. Ребята, а если вы их на себя оденете, то они оживут и сами о себе расскажут.
Дети одевают головные уборы (кокошник, платок, кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет) и становятся в круг. Дети рассказывают, каким они стали головным убором и описывают его.
Воспитатель: Давайте снимем головные уборы и поиграем с вами в игру «Что из чего, какая шапка?»
Из ситца – ситцевая
Из шелка – шелковая
Из шерсти – шерстяная
Из кожи – кожаная
Из соломы – соломенная
Из меха – меховая
Из вельвета – вельветовая
Из резины – резиновая

Воспитатель подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр).
Воспитатель: Расскажите, люди каких профессий изображены на картинах? Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, напомните мне, какими головными уборами пользуются моряки? (бескозыркой). Давайте поиграем в игру «Моряки» (физкультминутка)
Две ладошки прижму и по морю поплыву
Две ладошки, друзья, это лодочка моя.
Паруса подниму, синем морем поплыву.
А по бурным, по волнам плывут рыбки тут и там.

Воспитатель: Поиграем в игру «Назови ласково»
На карточках изображены головные уборы. Дети называют сам предмет, количество, а затем образовывают уменьшительно-ласкательную форму (2 банта – 2 бантика, 5 колпаков – 5 колпачков, 5 шляп – 5 шляпочек, 1 кокошник – 1 кокошничек, 3 платка – 3 платочка и т.д.)
Воспитатель: В нашем сказочном царстве появился волшебный сундучок! Что в нем? А в нем головные уборы сказочных героев. Но они мне в руки не даются. Нужно сначала отгадать загадку про сказочного героя.
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что это за странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? (Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор (Айболит)

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех! (Петрушка)

Воспитатель: А Петрушка для вас всех приготовил колпачки и погремушки. Давайте с ними поиграем!
Танец Петрушек.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что нового и интересно вы узнали? Какие моменты вам больше всего запомнились?

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну головных уборов»

Задачи:

  • совершенствовать речь, как средство общения.
  • расширять представления детей о головных уборах.
  • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть;
  • формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.
  • учить образовывать относительные прилагательные (шерстяная);
  • учить образовывать притяжятельные прилагательные (полицейского, повара);
  • учить образовывать существительные с помощью суффиксов (панамка).

Оборудование : ноутбук; видеозапись обращения Незнайки; изображения трех деревьев; карточки, с изображением головных уборов, одежды, обуви; стрелочки указатели; карточки для игры «Времена года и головные уборы»; изображения головных уборов разных профессий; изображения сказочных героев и их головных уборов.

Логика НОД

– Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо от сказочного героя Незнайки. У него что-то случилось. Он хочет нам об этом рассказать. Давайте посмотрим это письмо.

Дети смотрят видеообращение Незнайки.

Обращение: Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую страну головных уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали –

Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста.

Читайте также:
Памятка о звуках для родителей и педагогов

– Ребята, ну что будем делать? Давайте отправимся в страну головных уборов и найдем шляпу Незнайки. А попасть туда нам поможет чудо дерево. Если назвать правильно все предметы на нем, то оно пропустит нас в эту волшебную страну. Посмотрите на деревья.

Стоят 3 дерева. На одном располагается шляпа, на другом — кофта, на третьем — ботиночки. А вокруг на полу разбросаны картинки, с изображением одежды, обуви и головных уборов.

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Чулки, шляпы, башмаки
Словно яблоки!

– Ребята, посмотрите, какое из этих деревьев нам подходит? Но, кажется, проказник ветер и тут нахулиганил и спутал все картинки с деревьев. Что же нам делать? Давайте распределим все по местам.

Дети играют в игру: «Разложи на группы»/

Разбирают картинки на три группы: одежда, обувь и головные уборы и помещают их на соответствующие деревья.

– Теперь наше дерево пропустит нас в страну головных уборов.

– Ребята, это ведь необычная волшебная страна, а там, где есть волшебство, там должна быть сказка. Давайте, разыграем сказку, чтобы нам сопутствовала удача в пути.

Жил был в красивом домике Язычок (Домик). Как-то раз в один прекрасный день, когда солнышко всем улыбалось (Улыбка), Язычок решил погулять. Он надел свою любимую шляпу и вышел на улицу (Иголочка). Язычок посмотрел на право, посмотрел на лево (Маятник), нет ли где его друзей. Потом посмотрел вверх, вниз (Качели) и пошел по тропинке. Вдруг он увидел красивую лошадку (Лошадка), она стояла и любовалась большим грибочком (Грибочек). Язычок подошел к грибочку и тоже залюбовался им. Вдруг налетел ветер и сдул шляпку грибочка (Грибок). Язычок испугался, что его шляпка тоже улетит и убежал домой.

– Ну вот, сказку разыграли, и может отправляться на поиски шляпы. А как вы думаете, кто живет в стране головных уборов? Конечно, здесь живут как раз все головные уборы. А как вы думаете, они все одинаковые? Правильно, они все разные и живут в разных частях этой страны.

Обращает внимание детей на то, что вокруг разложены стрелочки с указателями, куда нужно идти.

– А какие бывают головные уборы? Правильно, а еще в этой стране живут головные уборы большие и маленькие. Для взрослых и детей. (Указывает на 2 стрелочки – взрослый, ребенок). Как вы думаете. В сторону каких головных уборов нам надо идти?

Игра «Большой-маленький»: панама-панамочка, шляпа-шляпка, платок-платочек, косынка-косыночка, кепка-кепочка, шапка-шапочка.

Логопед показывает еще 4 стрелочки (времена года)

– Скажите, ребята, а в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы? А давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете, какие головные уборы нужно носить в разное время.

Дети садятся за стол.

В шапочках желтых мы стали цыплята,
Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата,
Показывает заячьи ушки.
В шапочках красных мы стали грибочки,
Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках,
Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали
Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали.
Прыгает вперед на двух ногах.

Работа с карточками.

Дети соединяют головные уборы с изображением времени года, к которому они относятся.

Для девочек: времена года и женские головные уборы.

Для мальчиков: времена года и мужские головные уборы.

– Молодцы, справились с заданием. А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? Они из разного материала.

Шапка из шерсти-…
Шляпа из фетра-….
Платок из шелка-….
Косынка изо льна — ….
Кепка из кожи -….
Шляпа из соломы — ….

– Ребята, посмотрите, еще 2 стрелочки. На одной изображены люди разных профессий. На другой, сказочные герои. Давайте пройдем сначала по направлению одной стрелочки, потом по другой.

Дети идут по направлению первой стрелочки.

Игра «Подбери головной убор».

Дети подбирают головные уборы для людей разных профессий.

Повар –
Врач –
Полицейский –
Моряк –
Пожарный –
Летчик –

– Как вы думаете, среди этих головных уборов, может найтись шляпа Незнайки? Давайте пойдем по направлению другой стрелки.

Игра «Подбери шляпу сказочному герою»

Кот в сапогах –
Буратино –
Красная шапочка –
Шапокляк –
Пьеро –

Одна картинка перевернутая.

– Ребята, смотрите, одна картинка перевернутая. Давайте посмотрим, что там спрятано.

Дети находят шляпу Незнайки.

– Вот мы и нашли ее. Молодцы. Нам пора возвращаться.

Дети садятся на стулья.

– Ребята, понравилось вам наше приключение? С какими головными уборами мы повстречались? Я думаю, что Незнайка будет рад, что мы нашли ему шляпу.

Толстова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
структурное подразделение
«Детский сад «Аленушка»» ГБОУ СОШ,
с. Исаклы

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну головных уборов»

Ольга Фёдорова
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну головных уборов»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познание) с детьми старшей логопедической группы.

Тема: «Путешествие в страну головных уборов».

Цель: обобщить и уточнить представление детей о головных уборах, их предназначении.

• Развивать устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мышление.

• Развивать связную речь детей, способность доказательно строить свои рассуждения, отвечая на вопросы педагога полными развернутыми предложениями.

Читайте также:
Подъязычная уздечка - влияние на произносительную часть речи

• Формировать интерес к разнообразию головных уборов.

• Уточнить и расширить знания детей о разнообразии головных уборов.

• Закрепить знания детей об обобщающем понятии «головные уборы»

• Формировать интерес к людям разных профессий и их форменным головным уборам.

• Продолжить учить детей классифицировать головные уборы по сезонам.

• Формировать доброжелательные отношения у детей, навык сотрудничества.

• Воспитывать бережное отношение к головным уборам

• Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

• Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа с детьми:

Чтение художественной литературы: «Айболит» К. Чуковский; «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носов; «Красная Шапочка» Ш. Перро; «Кот в сапогах» Ш. Перро; «Живая шляпа» Н. Носов.

Просмотр мультипликационных фильмов: «Незнайка учится», «Красная Шапочка», «Песенка мышонка».

• Д/и: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Назови ласково».

Беседы: «Зачем летом носить головные уборы», «Защитные головные уборы», «История головных уборов», «Демисезонные головные уборы».

Эксперименты: Игра-эксперимент «Для чего нужны поля шляпы», «Свойства различных материалов».

Предварительная работа с родителями:

Совместное детско-родительское творчество: украшение шляпы к конкурсу «Принцесса лета»

• Совместное написание сказки с ребенком о головном уборе.

• Изготовление головных уборов из различных материалов

Демонстрационный: различные головные уборы (по профессиям, по временам года, предметы, напоминающие головные уборы, коробочки (коллекции 3).

Раздаточный: разрезные картинки (шляпы); картинки головных уборов по сезонам.

Дети с воспитателем играют. Появляются гости. Приветствуем гостей.

Орг. Момент.Воспитатель: – Ребята, нам кто-то прислал видео сообщение. Давайте посмотрим.

Вводная часть. (психологический настрой на предстоящую деятельность).

Дети рассаживаются,на экране появляется Незнайка:

– Здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка! У меня случилась беда. Однажды я гулял по улице Колокольчиков, вдруг налетел сильный ветер и сорвал у меня с головы шляпу. Закружил ее, унес в далекую страну головных уборов. Теперь я хожу без шляпы, и меня никто не узнает. Мне даже имя новое придумали – Бесшляпкин. А я вовсе не хочу быть Бесшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: – Ребята, ну что будем делать? (Ответы детей) Предлагаю отправиться в страну головных уборов на поиски шляпы Незнайки. А попасть туда нам поможет волшебная шляпа.

Перенеси нас в страну головных уборов.

Появляется королева страны головных уборов.

Королева: – Здравствуйте, ребята! Я королева страны головных уборов. Зачем вы пришли в мою страну. (Ответы детей)

Королева: – головные уборы бывают разные. Какой формы ваш головной убор?

Дети: – наш головной убор круглый.

Королева: — Вот такой? (показывает берет)

Дети: -Нет, это берет, у Незнайки была шляпа.

Королева показывает цилиндр: — Вот такая?

Дети: – Нет, это шляпа-цилиндр, у Незнайки была шляпа с большими полями.

Королева: — Вот ваша шляпа. (показывает пляжную шляпу с большими полями)

Дети: – Нет, наша шляпа голубого цвета.

Королева: — значит вы ищите круглую шляпу, с большими полями, голубого цвета? А у вас нет случайно фотографии или картинки с изображением шляпы?

Воспитатель: – к сожалению нет, но мы с ребятами можем собрать шляпу и показать тебе. Ребята, у каждого на столе лежат разрезанные картинки. Соберите из кусочков – целую шляпу. (Д/и «Собери шляпу» (разрезные картинки). Выполняют стоя за столами.)

Королева: – Понятно, надо искать. Но вот беда, у меня совсем нет времени, волшебный ветер приносит в мою страну столько разных предметов, а мне необходимо отобрать из них только головные уборы.

Воспитатель: – А мы с ребятами можем вам помочь? Ребята, посмотрите, как много разных вещей, давайте выберем только головные уборы и назовем их. (Д/и «Что лишнее»)

Дети выходят по одному, берут г/у и называют его.

Королева: – спасибо, ребята за помощь.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какие интересные коробочки!

Королева: – Это моя коллекция изображений головных уборов. Ой, снова этот ветер все мне перепутал. Что же делать?

Воспитатель: – Ребята, поможем королеве разложить картинки по своим местам, наведем порядок в ее коллекции?

Дети: – Да, поможем.

Воспитатель: Что нарисовано на этой коробке?

Воспитатель: – Какие картинки головных уборов будем собирать в эту коробку?

Воспитатель: -Что нарисовано на второй коробке?

Воспитатель: -Какие изображения мы сложим в это коробку?

Дети: – Картинки летних головных уборов.

Воспитатель: -Что нарисовано на третьей коробке?

Дети: – весенняя ветка и разноцветные листья.

Воспитатель: – Картинки каких головных уборов мы уберем в это коробку?

Дети: – Демисезонных головных уборов, которые можно носить и осенью, и весной.

Дети находят в группе картинки головных уборов и раскладывают по коробкам. Королева проверяет.

Королева: -Спасибо большое, ребята, а то одна, я бы долго этим занималась. Я хочу поблагодарить вас за помощь и научить вас веселому танцу «Разноцветные шляпки».

Физ. минутка по показу.

Королева: – ребята, напомните мне, что мы ищем? Пора заняться делом.

Кто ваш Незнайка по профессии?

Дети: – Он пробовал работать музыкантом, художником и поэтом.

Королева: – Тогда давайте поищем его шляпу среди форменных головных уборов.

Д/и «Чей головной убор (профессии)

Королева показывает г/у –дети отвечают: – Людям какой профессии нужен данный головной убор. (Каска строителя и военного, шлем пожарного, маска сварщика, фуражка полицейского, колпак повара и врача, матроска)

Королева: – опять неудача, и здесь мы ничего не нашли.

Читайте также:
Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

Королева: Ребята, расскажите мне поподробнее, кто он такой ваш Незнайка. Где живет, чем занимается?

Дети: – Незнайка живет в Цветочном городе. Это маленький коротышка.

Королева: А откуда вы его знаете?

Дети: – Нам читали про него книжку, и мы смотрели про него мультфильм.

Королева: -Так он же сказочный герой. Вот где надо искать!

Д/и «Подбери головной убор сказочному герою. (мультимедийная игра)

Королева: остался последний головной убор. Посмотрите, он круглый, с большими полями, голубого цвета.

Воспитатель: – Ребята, кажется, мы нашли то, что нам нужно – шляпу Незнайки.

Королева: -Сейчас я отправлю шляпу по волшебной почте в цветочный город.

Шляпа исчезает,на экране появляется Незнайка: – Ура! Я получил посылку из королевства головных уборов, а там оказалась моя шляпа. Спасибо вам! Теперь все друзья узнают меня и называют Незнайкой. Молодцы, вы находчивые, эрудированные, добрые ребята, вы так много знаете о головных уборах. А мне еще учиться и учиться. Как же вы разыскали мою шляпу?

Воспитатель и дети по схеме:

Отправились в страну головных уборов

Познакомились с королевой

Собирали шляпу из разрезных картинок

Искали среди разных предметов

Помогли разобрать коллекцию картинок головных уборов по сезонам

Искали среди форменных головных уборов.

Нашли у сказочных героев

Незнайка: – Спасибо! До свидания!

Воспитатель: – Пора и нам возвращаться в детский сад. До свидания, королева!

Королева: до свидания. Счастливой дороги. Берегите и заботьтесь о своих головных уборах.

С помощью волшебной шляпы переносимся в детский сад.

Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Тогда давайте чуть позже нарисуем свои впечатления о нашем путешествии. И отправим рисунки королеве в страну головных уборов.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в театральную страну» Конспект Коррекционно-развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей логопедической группе детского сада (5-6.

Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в страну знаний» Цель: Формировать здоровый образ жизни. Задачи: Образовательные: Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в математическую страну» в старшей логопедической группе Программное содержание Обучающие задачи. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в знании цифр. Закрепить знания о.

Конспект НОД «Путешествие в страну знаний» в старшей логопедической группе Конспект НОД старшая логопедическая группа «Путешествие в страну знаний» Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми средней группы детского сада «Путешествие в страну Математики» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы детского сада по ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Математике».

Конспект занятия по математике с детьми старшей группы «Путешествие в математическую страну» Конспект занятия по математике с детьми старшей группы ТЕМА: «Путешествие в математическую страну». Воспитатель Старшей группы №2 Крайнова.

Конспект занятия с детьми логопедической старшей группы «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия с детьми логопедической старшей группы № 5 тема “Путешествие в осенний лес” Желторылова Татьяна Федоровна, воспитатель.

НОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну народных умельцев» Цель: формировать интерес дошкольников к декоративно – прикладному искусству России. Задачи: образовательные: познакомить детей с некоторыми.

План-конспект ОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну Огородную» Задачи. 1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи». 2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование относительных.

Конспект в старшей группе на тему «Путешествие в страну Головных уборов»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: убор, шляпа, шапка, берет, косынка, панама, платок, шаль, фуражка, бескозырка, пилотка, ушанка, цилиндр, кепка, шлем, колпак, козырёк, поля, тулья, отворот, помпон, завязки; прилагательных: удобная, новая, старая, кожаная, замшевая, тёплая, офицерская, соломенная, легкая, меховая, вязанная, шёлковый, пуховой, шерстяной, фетровая, старинная и т.п.; глаголов: надевать, снимать, рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.

Знакомьте детей с головными уборами, читая им Стихотворения о головных уборах.

Игры и упражнения

Игра с мячом «Один – много» панама — панамы много панам шапка – шляпа – берет – косынка – фуражка – платок — «Назови, какие эти предметы» шляпа из фетра – фетровая шляпа шапка из шерсти — косынка из шёлка – берет из флиса – кепка из кожи — «Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все головные уборы, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.

Упражнение на развитие навыков звукового анализа (для детей 5-7 лет)

«Какой звук в слове первый? (последний)». Берет – бь (т) платок – п (к) и т.д. «Посчитаем до 5» (для детей от 4 лет) Одна шляпа, две шляпы, три… , четыре …., пять шляп. (для детей от 6 лет) Одна кожаная кепка, ………… пять кожаных кепок. Соломенная шляпа Шерстяной платок Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы, ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам. Шляпа из соломы (какие?) – соломенная. Шляпа из фетра (какая?) – фетровая Платок из пуха (какой?) – пуховой. Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная. Косынка из ситца (какая?) – ситцевая. Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая. Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему? Шляпа, пальто, плащ, юбка. Кепка, панама, ботинки, косынка. Сапоги, шапка, босоножки, тапки. Сандалии, платок, кеды, валенки. Игра «Прошагай словечко» Предложите ребёнку вспомнить названия головных уборов и сделать столько шагов, сколько в слове слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток, фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка и т.д.).

Читайте также:
Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет

Пальчиковая гимнастика

«Ляпы-тяпы»

По дороге в Тяпы-Ляпы «идем» пальцами по столу Шли гуськом четыре шляпы. Шляпу старую с пером на левой руке загибаем пальцы по одному, начиная с большого Звали дедушкой Петром. правой рукой движение по голове Шляпу с кисточкою синей правая рука вверху работает кисть Звали бабушкой Аксиньей. Шляпу с красной ленточкой правая рука внизу, размахивать вперед назад Звали внучкой Леночкой. Ну а шляпу с козырьком правую руку приложить козырьком Звали внуком Игорьком. Выучите с ребёнком стихотворения о головных уборах, закрепляя правильное произношение поставленных звуков. В любое время года, Были и будёновки. С очень давних пор, Офицер под китель свой Защищает голову Фуражку надевает, Головной убор. Генерал всегда зимой Если солнце ярко светит, В папахе щеголяет. Без панамки не гуляй, Но самые красивые — Если снег закружит, ветер, Это шляпки женские, Ты ушанку надевай. Любят городские их А к военной форме строгой Модницы и сельские. Головной убор особый. Головной убор к одежде Есть пилотка у солдата, Подбирайте не спеша, В бескозырках — моряки, Чтоб не просто грел, но прежде Ты не знаешь, а когда-то Был к лицу и украшал. Панама (звуки с, з, р, рь) У Иришки – горе, Заругает мама: Оказалась в море Красная панама. Чайкою ленивой На волнах качается, И не улетает, И не возвращается. Н. Городецкая Стирка (звуки ль, л, р, рь) Вы, ребята, к нам не лезьте Я стираю с мамой вместе! Чтобы платье чище было И платок белее был – Тру я, не жалея мыла, Тру я, не жалея сил. Стала чистенькой панама. — Мама, ну-ка, посмотри! Улыбается мне мама: — Сильно, доченька, не три. Я боюсь, что после стирки Мне придется штопать дырки! Д. Чуяко Берет (звуки л, р, рь) Я взяла берет без спроса, Бабушки в прихожей нет. Мне закрыл лицо до носа Синий бабушкин берет. Шапка (звуки ш, ль, л, р, рь) Горка ледяная, Шапка шерстяная. Ветру шапку не сорвать, Если крепко завязать. Быстро с горки едет Маша, А помпон на шапке пляшет. Пусть летят салазки — Но крепки завязки. Шляпа (звуки ль, л) В прихожей красивая шляпа, Вверху неглубокий залом. Её надевает мой папа. И, значит, гулять мы пойдём. Фуражка (звуки р, рь) Денёк осенний с ветром, Задира-ветерок! Фуражку из вельвета Держу за козырёк. Панама (звуки ль, л) Панама — шапочка с полями, Из белого она ленка. Не обожжёт меня лучами — Сияет солнце свысока. Меховая шапка (звуки ш, р, рь) Шапка меховая С тёплыми ушами — Пусть зима приходит Вместе с холодами! Опущу я ушки И усядусь в санки — Не заглянет холод Под мою ушанку. Косынка (звуки ль, л, р, рь) У косынки три угла, На плечи мне она легла. Два кончика в руках держу, Их узелочком завяжу.

Выучите стихотворение (не забывайте про интонацию):

Шапка (звуки ш, ль, л, р, рь) – Шапка, шапка, где была? – Я была в кино. – Что ж ты, шапка, видела? – Было так темно… Задремала я нечаянно На коленях у хозяина. – Шапка, шапка, где была? – В цирке шапито. – Что ж ты в цирке видела? – Шапки да пальто, Номерки, зонты и палки – Всё, что было в раздевалке! Учим, размышлять, подбирать рифму, разгадывать загадки. Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панамка) Вот я вырасту как папа Мой берет заменит … (Шляпа) Твоя бабушка повяжет, А потом тебе расскажет — Что за головной убор Знает, любит с давних пор. Даст материи кусочек — Повяжи себе… (платочек) Меня на голову надень И бегай в самый жаркий день, А снимешь — недовольна мама. Я — шапка летняя — … (Панама) От солнца я защита, Для того и сшита. (Панама) Летний домик для головы. (Панама) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панама) Что за друг, без которого зимой из дома не выйдешь? (Шапка) Вязаным корытом Горка накрыта, Круглая горка Спряталась в норке, Лес на горке стих Да к земле приник, Горка под корытом От холода укрыта. Ты эту тайну разгадай Да корыто опознай! (Шапка) Сижу верхом, Не знаю на ком, Знакомца встречу – Соскочу, привечу. (Шапка) Чтоб мои не мёрзли уши, Стану мамочку я слушать, И надену не спеша я, «Что-то» тёплое, с ушами! А про «Что — то» кто — то знает? И загадку отгадает? (Шапка) Кто-то свяжет, кто сошьёт, Ту, что на голове живёт, И в мороз не заменима, Уши вам согреет в зиму. (Шапка) Простудиться не хотите — Наседку теплую купите: Хоть погода будет зябка, Голову согреет … (Шапка) Ушастая волнуется, А выйдет на улицу. Завяжет ушки, Сидит на макушке. (Шапка) На голове ажурный зАмок Под ним замОк. Хороша на зиму, А летом – взмок. (Шапка) Меховые ушки Зимою на Танюшке. (Шапка-ушанка) Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля. (Шляпа) Что за головной убор Мужчины носят с давних пор? С курткой, пиджаком, рубашкой Любят надевать… (фуражку) Отгадайте, вам мы скажем: Головной убор из пряжи, В моде уже много лет? — Изящен вязаный… (берет) Головной убор крестьянки Выбирали себе сами: И работать, и гулять — Что же нужно повязать? Собирали в узелок Из материи… (платок) С виду вам напомнит лодку Головной убор… (пилотка) Если хочешь модной быть, Успевай за ней следить! Даже цвет твоих перчаток Должен подходить под… (шляпку) О головных уборах. Всем известно это, с очень давних пор, Защищает голову головной убор. Дело в шляпе, дело в шляпе, Шляпа модная на папе. Маме солнышко мешает. Мама шляпку одевает. Шьёт на табурете Бабушка в берете. На охоте дед давно. В шляпу вставлено перо. У сестрёнки метко, К каждой майке кепка. А в бейсболке, набекрень, Брат шатается весь день. Спит малышка крепче, На головке чепчик. Начищает бляшки Служащий в фуражке. Чтоб солдат в окопе спал, Камень в голову не пал. Тут уж без прикраски, Требуется каска. В ушанке служит сибиряк, Без неё ему никак. В увольнении моряк, Бескозырка, якоря. На подводной лодке, Дневальные в пилотке. Врага находят рьяно, Разведчики в бандане. Смирно — всем войскам сказал, В папахе главный генерал. Покоряет целый мир Удивительный факир. Из цилиндра, глазки сжав, Появляется удав. Выйдет клоун к нам с поклоном, У него берет с помпоном. Прячет лысину старик, Новый у него парик. У невесты есть фата, В тюбетейке гость с утра. Шапка, капюшон, колпак, Головной убор — вот так! Н.Костоусова Наверх

Читайте также:
Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по теме Одежда и Обувь

Комплексное логопедическое занятие «Головные уборы»

ВИД ЗАНЯТИЯ: Комплексное занятие. Ознакомление с окружающим в старшей группе.

Программное содержание: Закреплять представление детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий; обогатить знание детей о свойствах материалов, из которых сделаны предметы; развивать воображение средствами ТРИЗ, используя прием фокальных объектов, воспитывать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Материал: Головной убор медсестры, фуражки военного и милиционера, солдатская пилотка и бескозырка, две черные атласные ленточки, каска пожарника, шлем мотоциклиста, хрустальная ваза, деревянный кубик бумага, металлическая миска, игрушка черепашонок Тип-Топ, газета на каждого ребенка, клей, кисти, подставки, грамзапись.

Предшествующая работа: Внесение альбома и рассмотрение иллюстраций о профессиях, беседа с детьми о профессиях их родителей, разучивание стихов Н.Кончаловской «Всем. Всем, всем» с детьми.

Методические материалы Взаимодействие педагога с детьми Предполагаемые действия детей
Художественное слово — Ребята, послушайте загадку: Сижу верхом не ведая на ком. Что это? — Шапка
Вопрос — Правильно, а какие бывают шапки?

/достаю шапку-ушанку, панаму, вязаную шапку/

Показательные картинки с изображением повара

— Кто еще надевает белую шапочку? — Продавец, повар.

Вот повар в белом колпаке стоит с половником в руке,

Готовит супы из гороха и получается не плохо.

Давайте сядем на стульчики и поговорим. Кто хочет первым рассказать?

— А теперь, посмотрите, что это у меня такое в руках?

/показываю детям бескозырку/

— Я думаю, чтобы узнать где служит моряк.

Скачет шустрая синичка, ей на месте не сидится,

Прыг, скок, прыг, скок, завертелась как волчок,

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку

И с забора на плетень тили-тили-тили-тень.

/предлагаю детям подойти к столу, где лежит черепашонок Тип-Топ и находят сундучок. Посмотрите, необычный сундучок. Давайте посмотри, что там лежит. Достаю Хрустальную вазу./

— На что похожа? А кто может носить такой головной убор? Кому бы он пригодился?

В наше время нужен шлем,

И рабочим на дорогах, скалолазам на острогах,

Сталеварам у печей и строителям, что могут дом сложить из кирпичей.

На экранах видим мы: хоккеисты носят шлемы,

Шлем обязан надевать, тот кто хочет фехтовать

И пожарник на пожаре носит шлем в дыму, в угаре.

Носит шлем шахтер в забое и солдат во время боя.

Надевают шлем танкисты, нужен шлем мотоциклисту,

Он без шлема платит штраф, да еще лишится прав.

Меня сегодня порадовало очень то, что вы были внимательны, отвечали на вопросы. Потрудились все на славу в мастерской и сможете применить все изделия.

На этом наше занятие о головных уборах закончено.

НОД по теме Автоматизация звука (Л)

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила. Цветные карандаши, мяч-корригирующий, карточка со штриховкой. Игрушка пчёлка,

Ход занятия

Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

« Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Пароход гудит»

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Улыбка»

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

Пальчиковая гимнастика.

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

Формирование навыка звукового анализа.

«Чьи вещи ?», соединить предметы в названиях которых есть звук «Л»

«Обводка» -обведи букву Л зелёным карандашом, а букву П-синим

Физминутка.

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Подбор антонимов»

Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

Развитие мелкой моторики.

Перед тобой насыпана в баночке крупа, напиши букву «Л» большую и маленькую, а теперь из шнурка выложи мне эту букву

– Обвести по точкам Пчёлку и закрасить её.

-а теперь нам нужно правильно заштриховать эти треугольники

– Молодец! Стелла очень довольна

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Ты сегодня бы очень внимательным.

Самоанализ

открытого индивидуального логопедического занятия

Логопед: Лопина Лариса Геннадиевна

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации.

Занятие проводилось с ребенком c диагнозом ФФНР. Занятие по теме автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях, в тексте. Занятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии была поставлена следующая цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, тексте.

На занятии были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Цель и задачи поставлены, соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

Весь материал в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка.
Речевой материал соответствует целям и задачам занятия.
На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение на развитие мимики, эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: