НОД по теме Звуки (C, C’)

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С” НОД в подг. группе

Гурина Ирина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Конспект НОД (занятия) по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

– учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

– Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика”
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение ” Кошечка сердится”.)

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение “Дятел”. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”)

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение ” Блинчик”)

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение ” Лошадка”)

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение ” Вкусное варенье”)

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение “Непослушный язычок”)

Логопед: Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] – [Сь].

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: – Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Игра «Будь внимательным»

Логопед: – Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).

Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: – Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Определение места звуков [С] – [Сь] в слове.

Логопед: – Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат “Звуковые” вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: – А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: “Придумай слово”

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.
  1. 3. https://www.maam.ru
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»

1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то пришёл. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков –
Дом хранить от чужаков. (Собака)

Ответы детей.

2. Основная часть.
Воспитатель: Правильно, это собака (Показывает игрушечную собачку).
Ребята, Собачка не умеет говорить звук [с]. Давайте её научим.
Давайте сядем на стульчики, и предложим собачке сесть на стульчик.
Дети: Садись, собачка, на стульчик.

Читайте также:
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком.

Игровое упражнение «Весёлый язычок»
– Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки). Язычок то выглядывает из домика, то прячется. (Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик).

Игровое упражнение «Песенка воды»
Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: «И-и-и». Хотите спеть вместе со мной? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда помогайте мне: «И-и-и-и». Песенку поём негромко. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё одну песенку. Вот из крана полилась вода: «С-с-с-с».
– Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
– Хорошо, – согласился Язычок и запел: «С-с-с-с». (Произносится отрывисто.)
Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Дети: «С-с-с-с»
Воспитатель: Закройте домик Язычка – ротик, отдохните.
А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: «С-с-с». Вот так. Давайте послушаем, как песня воды получается у Вари, (у Серёжи, у Арины, у Егора).
А теперь споем песенку все вместе (все вместе поют песенку воды «С-с-с-с»).

Воспитатель предлагает спеть песенку воды с разной громкостью.

Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Физкультминутка
Мы листики осенние
На веточках сидим (присесть).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (бег на носочках по кругу),
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (бег на носочках по кругу),
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели (сесть на стульчики).

Воспитатель просит детей спеть песенку воды медленно и отрывисто.

Воспитатель: Если петь «Песенку воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня. Поднесите к губам ладонь, но не прижимайте к ним, и разрешите ветерку потанцевать.
Посмотрите: сейчас я буду петь песенку воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнёт шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась). Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски бумаги лежат на столе) и спойте песенку воды.

Чистоговорки
А теперь, ребята, отложите бумажную полоску и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песенку воды. Вначале он запел: «Са-са-са». Что запел Язычок? (Дети повторяют). Потом Язычок запел: «Ся-ся-ся, ось-ось-ось» (Дети повторяют).
А теперь давайте повторим за Язычком чистоговорки:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на ёлке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.

Воспитатель: Какие вы молодцы, детки. Вы сегодня помогли собачке выучить звук [с]. Она говорит вам «Спасибо».

3. Итог.
Кто приходил к нам в гости?
Что мы сегодня делали на занятии?
Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Звуки [C]»

Игра-путешествие, интегрировано с познавательным развитием.

1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

2. Учить детей правильно произносить звуки;

3. Воспитывать культуру речевого общения;

4. Познакомить детей с названиями деревьев в лесу.

Ход НОД:

– Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на большом, красивом автомобиле (автомобиль строим из мягких кубиков и стульчиков).

А отправимся мы в путешествие в гости к нашему язычку в осенний лес. А мы сможем ехать со спущенными колесами? (дети отвечают) Так давайте возьмем насос и накачаем их.

Читайте также:
Положение о выставке-конкурсе 'Буквенный вернисаж'

Дети повторяют звук [C].

Крепкие у нас колеса? Ну тогда поехали.

А вот и домик нашего язычка! Но рано мы приехали, язычок еще спит. Давайте разбудим его:

С – поет, течет водичка,

Можно чисто вымыть личико.

Можно чай налить Сереже

И в фонтане вода тоже

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

Проснулся язычок, стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» – подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

2. Воспитатель: Детки, наверно устали уже ехать, смотрите какой красивый осенний лес! (Изображение осеннего леса) Хотите погулять? (Дети отвечают.) Ну тогда пойдемте.

Физкульт – минутка «Мы заходим с вами в лес»

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Впереди из-за куста

смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим, на носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

3. Воспитатель достает корзиночку с разными листиками.

Посмотрите какие красивые листики у нас в корзине! Давайте поиграем! Я вам буду называть названия деревьев на которых они росли, если вы услышите звук [C], то хлопните в ладоши. Я буду читать слова, в каком слове услышите звук [C], хлопните в ладоши.

Лес, липа, осина, береза

Каштан, сосна, рябина, ясень

Молодцы ребята, справились с заданием!

4. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: с-с-с-с-с. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел ручеек. Ручеек течет через лес и поет: с-с-с. Какую песенку поет ручеек? Дети повторяют по очереди.

Язычок наш устал? Давайте скажем ему до свидания, пусть он идет домой отдыхать.

5. А вы ребята, можете погулять еще немножко в лесу! Ой, а посмотрите кто там летит? (показываю на картинке осу, дети отвечают)

Ой-ой-ой! летит оса!

Не боимся мы осы!

Видел кто из вас осу?

Мы не видели осы!

Отгадайте где оса?

Укусила в нос оса.

Стал мой нос как колесо!

Чтоб нас оса не укусила, давайте с вами сядем в наш автомобиль и поедем обратно в детский сад!

Итог занятия, поощрение детей (картинка раскраска с изображением леса).

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез. 2014 г.
  2. Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки» М.: «Гном и Д».
  3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М.: – Эксмо. 2003 г.

НОД по теме Звуки [C, C’]

Тема: Звуки [C, C’].

– уточнить произношение звуков [с, с’],
– учить выделять звуки из состава слова,
– дифференцировать звуки по твердости-мягкости,
– совершенствовать звуковой анализ слов,
– упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе,
– отрабатывать дикцию.

Читайте также:
Сайт специалиста - Зачем логопеду свой сайт

– воспитывать умения слушать и слышать

Оборудование: зеркала, раздаточный материал, сюжетные картинки по теме «Зима».

Ход совместной работы:

1. Организационный момент.

Мы вновь отправляемся в путешествие по городу «Красивой речи». В городе вокруг нас большое количество звуков. Звуки бывают неречевые и речевые. Речевые звуки делятся на две большие группы. Что это за группы?(гласные звуки и согласные звуки).

Когда мы говорим, что звук гласный?
Когда мы говорим, что звук согласный?
И сейчас, используя наши знания поиграем в игру «Третий лишний».

Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.

о у м в э а
к н а и м п
п ы т к у э

2. Артикуляционная гимнастика.

Продолжаем путешествие. И сначала по пути вы должны в парк зайти.

Улыбнемся мы красиво,
Нежно, весело и мило.

Зубы быстро мы сближаем
И заборчик получаем.

Пригласили маляра,
Чистить зубки нам пора.
Мы покажем язычок
Пя – пя – пя, пя – пя — пя,
Не балуйся язычок,
Пя – пя – пя,
Тренируйся язычок
Пя – пя – пя.

3. Знакомство со звуками [с],[(с*].

Вот мы и готовы продолжить наше путешествие.

а) «Доскажи словечко»

Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника… насоса)

Какой звук в слове насоса встретился дважды?

Сегодня с вами буде говорить о звуках [с],[с*].

б) Анализ артикуляции звука[с].

– Воздух из большого насоса бежит и свистит: с – с – с.

– губы: в улыбке
– зубы: сближены
– кончик языка: за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка
– голосовые связки: не работают, голос не включается.

Поэтому мы можем сказать, что [с]:

согласный …
глухой …
твердый …

А как свистит маленький насос? с* — с* — с*

губы: в улыбке
зубы: сближены
кончик языка: за нижними зубами, средняя часть языка приподнята.

Мы можем сказать, что звук [с*] …

в) Упражнение в произношении звуков [с],[с*].

Наше путешествие продолжается. На столе у вас листочки.

Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? А маленький? Какие фишки показывает Юпик? Почему?

4. Дифференциация звуков [с] [(с*].

Кто она, угадай – ка!
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки –
Над миром снежинки.

– Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо,неслышно по лесам, по полям, по сёлам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на её картину «Зимний вечер».
– Назовите слова со звуком[с]. Определите место звука [с] в слове.

б) Упражнение в произношении.

Послушайте внимательно двустишие.Затем мы его повторим все вместе, выделяя голосом звуки [с],[с*].

Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.

в) Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след.

– Рассмотрите сугробы. Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Назовите снежинки картинки (бусы, рысь, самолет, лось, автобус, серьги, василёк, слон). Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

6. Формирование грамматического строя речи.

– Приглашаем зимушка-зима всех жителей города Красивой речи и всехдетей на улицу погулять, поиграть.

– В какие игры вы любите играть зимой? Картина «Зимние забавы».

– Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит девочка?

– Сима любит звуки [с],[с*] в её имени первый звук? …

И даже в названиях цветов одежды у неё эти звуки.

Читайте также:
Игровые упражнения по автоматизации звука С

Какой цвет со звуком [с]?
А какой — со звуком [с*]?
У Симы синяя….. (шапка)
А пальто какое?
Сапоги какие?
Бант какой?
У Симы красный….(шарф)
А варежки какие?
Штаны? Тампон? Ведро?

7. Звуковой анализ.

Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков?

Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке».(Сима, сани)

8. Итог совместной деятельности .

Какие звуки мы сегодня изучали?

Расскажите о них.

С каких звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.

Почему зиму так называют?

А какие слова мы ещё можем сказать о зиме.

Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141»
ОАО «РЖД», город Пермь

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».

· закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;

· продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;

· продолжать закреплять навыки звукового анализа;

· познакомить с буквой «С»;

· уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;

· учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_po_gramote_zvuk_s_s.docx 21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С» .

  • закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
  • продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
  • продолжать закреплять навыки звукового анализа;
  • познакомить с буквой «С»;
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;
  • учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении) ;
  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Изображение Солнышко, бантики, демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С» , «с» , игрушка Сова, альбомные листы; простые и цветные карандаши.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

В.: А когда начинается утро, к нам приходит Солнышко!

Солнышко на небе раньше всех встаёт.

Поздно спать ложится,

Я бы не смогла так —

За один денёчек

Небо всё пройти!

В.: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Солнышко) .

Правильно. Оно хочет согреть нас в эти осенние деньки и поиграть с вами.

  • Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

  • Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).

  • С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?
  • Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?
  • Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).

  • С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?
  • Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные звуки?

Посмотрите на доске несколько букв, они знакомы вам?

Давайте вспомним, какие звуки они означают?

Прикрепите синий или красный кружочек под буквой, в зависимости от того гласный это или согласный.

Молодцы! Солнышко очень довольно.

Анализ слова (СОЛНЫШКО) (фишки)

  • сколько звуков в слове?
  • сколько гласных?
  • сколько согласных?
  • какой первый звук?
  • сколько слогов в слове?

В.: Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.

УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.

Догадались? (Ответы детей) .

В.: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С» .

В.: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят) .

В.: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха) .

Характеристика звука [с].

В.: Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие – зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой) .

Значит звук [с] – согласный, глухой.

(Попросить повторить 2-3 детей) .

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

Давайте разучим скороговорку.

Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко – на подсолнушки.

В.: Солнышко предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С» .

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С» :

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Игра «Бантики для Солнышка»

Нужно прикрепить бантик солнышку и назвать слово, начинающееся на звук [с].

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари) .

Нужно прикрепить бантик солнышку и назвать слово, где звук [с] стоит в середине слова:

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы) .

Звук [с] стоит в конце слова:

(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас) .

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Утро осенью – осеннее утро

Сок из апельсина – апельсиновый сок

День весной – весенний день

Сок из ананаса – ананасовый сок

Листья сосны – сосновые листья

Сок из сливы – сливовый сок

Листья осины – осиновые листья

Суп из фасоли – фасолевый суп

Погода осенью – осенняя погода

Игра «Скажи наоборот».

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» – сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

В.: На что похожа буква С? (Ответы детей)

Написание буквы С пальцем в воздухе.

Са-са-са – бегает лиса.

Се-се-се – ленточки в косе.

Со-со-со – мне дали колесо.

Си-си-си – подъехало такси.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Ась-ась-ась – плавает карась.

Сы-сы-сы – тикают часы.

Ось-ось-ось – на поляне лось.

Ас-ас-ас – свет в окне погас.

Ос-ос-ос – на палубе матрос.

Си-си-си – сена накоси.

Ус-ус-ус – на ёлке много бус.

Усь-усь-усь – подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс – такса ловит крыс.

Ысь-ысь-ысь – в капкане рысь.

В.: Ребята, Солнышко хочет к другим деткам ещё заглянуть на занятия, ему пора уходить. Что же ему подарить на память. А давайте нарисуем букву С.

Ребята, вы справились со всеми заданиями.

Солнышко ушло, а что нового вы узнали сегодня?

С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый или мягкий.)

С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С» ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] – [т,] Буквы Т, т

Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т.

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук “Р” (Р’). Буква “Р”»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель: Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз&raquo.

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с – с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].

Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Позденкова Саида Айдамировна

Воспитатель, МДОУ «Д/с № 11», г. Ухта, Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Позденкова С.А. Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель: формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки [c], [c’], и знакомство с буквой «С».

Задачи:

  • закрепить понятие «согласный звук»;
  • продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
  • продолжать закреплять навыки звукового анализа;
  • продолжать закреплять в умении делить слова на слоги;
  • познакомить с буквой «С».
  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Словарная работа: активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, глухой, звонкий, слог.

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрационный материал (зеркала, самосвал, скотч, краски, стерка, скрепка, портфель, магнитный алфавит, буква (О, С), фишки, камушки, пуговицы, фасоль, предметные картинки).

  • художественное слово (загадка);
  • указание;
  • объяснение;
  • рефлексия собственной деятельности.
  • дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;
  • игровое упражнение «Составь слово»,, «Деление слов на слоги».

Методы повышения познавательной активности:

  • метод вопросов;
  • метод классификации.

Предварительная работа:

  • предшествующая НОД;
  • дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь»;
  • игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель и дети приветствуют друг друга, после которого дети садятся на стульчики.

Приветствие:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель привлекает внимание детей:

Воспитатель (далее – В): Друзья, вы растете и становитесь большими, скоро закончите детский сад и пойдете куда?

Дети (далее – Д): В школу.

В: Кем станете?

Д: Учениками.

В: Какая самая необходимая вещь для школы?

Д: Учебник, тетрадь, портфель.

В: В этом портфеле школьные принадлежности, давайте попытаемся угадать какие?

Игра «Угадай на ощупь» (Сидя в кругу)

В портфеле: скрепка, фломастеры, краски, ластик, скотч, доска, стакан, стул, глобус, пластилин, число, сменка. (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук [c]).

В: Что объединяет в названиях всех этих предметов? (подсказка по звучанию)

Д: В названиях всех этих предметов есть звук [c]. И вся наша сегодняшняя деятельность будет связана с этим звуком [c] и [c’].

Основная часть. Сообщение темы занятия

Воспитатель (привлекает внимание детей на план работы занятия)

Сегодня мы познакомимся со звуками [c] и [c’].

  • Дадим характеристику звука [c] и [c’].
  • Попытаемся поймать звук в слове.
  • Проведем звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой «С» [эс].

Фонематическая зарядка

В: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с].

В: Давайте все вместе произнесем, посмотрев в зеркало.

Характеристика звука [с].

В: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

В: Давайте, проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная?

(Холодная струя воздуха).

В: Звук [с] гласный или согласный?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие – зубы.)

В: Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

В: Какой он по твердости-мягкости?

(Твердый).

В: Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В: Какой звук [с’] – согласный, мягкий, глухой.

Игра «Поймай звук»

В: А давайте поймаем звук в словах?

Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.

В: Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки только те слова, в которых есть твердый звук [c]. Слова: собака, сито, стадо, самосвал.

В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук [c’]. Слова: Сено, Саша, селедка, Сок, Синица. (Дети хлопают) Молодцы.

Предложить детям самим находить слова с твердым, затем с мягким звуком

(Дети рассаживаются за столы)

В: Ребята, что у вас на столах?

Д: Фишки (красного, синего и зелёного цвета)

В: Покажите мне, фишкой какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).

В: Молодцы, а фишкой, какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).

Игровое упражнение «Составь слово»

В: Мы уже умеем составлять слова из звуков.

Загадаю вам загадку

У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.

Если кто-то хочет есть,

На него придется сесть(Стул)

В: Предлагаю составить звуковой анализ этого слова.

Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные – за столами. Дети выкладывают слово Стул из фишек (зелёный, красный, синий).

  • сколько звуков в слове?
  • сколько гласных?
  • сколько согласных?
  • какой первый звук? Дать анализ всего слова.
  • сколько слогов в слове?

Еще запланированы санки, сено, синица.

В: попросить детей встать, и обратиться к плану работы.

В: Что у нас еще по плану не реализовано?

Д: Знакомство с буквой.

В: Ребята, а чем отличается звук от буквы.

Д: (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

В: Какой же буквой обозначается в алфавите?

Д: Буквой С [эс].

Предложить найти букву в магнитном алфавите.

На доску вешается картинка с буквой С [эс].

Знакомство с буквой С [эс]

Буква «О» жила на свете

Что же с ней случилось дети?

Вдруг кусочек «О» исчез,

Получилась буква ….С [эс]

Воспитатель показывает, как пишется буква С [эс].

На что похожа буква С [эс].

Затем предложить детям нарисовать букву С [эс] в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).

В: А сейчас мы с вами выложим букву С [эс] из природного и бросового материала.

Заключительная часть.

В: Ребята, что мы с вами делали?

(обратить внимание детей на план). Вы сегодня все старались, вы большие молодцы!

Нормативно-правовая база предприятия

Введение

Производственная практика является неотъемлемой частью профессионального обучения студентов, так как во время практики прохождения производственной практики студент применяет полученные им теоретические знания на производстве. Осваивает свою профессию, закрепляет навыки, полученные в процессе обучения.

В период с 28.03.2016 по 24.04.2016 студентка проходила производственную практику в отделе земельного кадастра ООО «СпитакСтрой» г.Тюмень.

Руководителем практики от организации назначена Григорян С.С.

Целью преддипломной практики является ознакомление с производственным процессом в учреждении, приобретение и закрепление теоретических знаний в условиях производственно-хозяйственной деятельности учреждения в процессе самостоятельной работы, сбор необходимого материала.

На основании вышеизложенного были поставлены следующие задачи прохождения производственной практики:

-знакомство со структурой и сферой деятельностиООО «СпитакСтрой»,

знакомство с работой отдела земельного кадастра.

-знакомство с должностными обязанностями специалиста в соответствии

с задачами и функциями, предусмотренными Положением об отделе.

-ознакомление с нормативно-правовыми документами организации.

Организация деятельности базы практики

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой»-одна из крупных строительных организаций Тюменской области. Главный офис организации находится в г. Тюмень. Однако организация«СпитакСтрой» производит свои работы и в других городах, например, Курган, Омск, Екатеринбург. У организации имеется большое колличество тяжелой техники и оборудования для выполнения строительных работ, все это хранится на больших складах в г.Тюмень.

Основные виды деятельности организации:

– осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений, архитектурная деятельность, градостроительство;

-производство строительно-монтажных работ;

-производство ремонтно-строительных работ;

-выполнение реставрационных, ремонтно-восстановительных, пуско-наладочных и других работ и оказание услуг;

-подготовка и переподготовка кадров, организация и проведение конференций, семинаров;

-услуги склада временного хранения;

Рисунок 1. Структура организации ООО «СпитакСтрой»

Одной из важных отделов организации является отдел земельного кадастра. Во время прохождения производственной практики я выполняла обязанности инженера.

Структура отдела земельного кадастра

Рисунок 2. Структура отдела земельного кадастра

Основные виды деятельности отдела земельного кадастра:

– выполнение землеотвода для выполнения инженерных изысканий и строительно-монтажных работ.

– сдача рекультивированных земель их правообладателям.

– исполнение Комплексной программы и плана проектно-изыскательных работ в соответствии с проектами решениями и соблюдением бюджетных средств, в части земельных отношений.

– координирование работ по оформлению прав на земельные участки под объектами программ технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта, инвестиционных программ и ремонтно-эксплуатационных нужд ООО «СпитакСтрой».

– контроль над выполнением геодезических работ по объектам комплексной программы.

Нормативно-правовая база предприятия

Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

Основное назначение нормативно-правовых документов состоит в закреплении правовой информации, в придании словам юридического значения и в доведении правил поведения до адресата.

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой» осуществляет свою деятельность на основании:

– Конституции Российской Федерации;

– Федеральных законов Российской Федерации;

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Градостроительным кодексом Российской Федерации;

– Земельным кодексом Российской Федерации;

– Нормативными правовыми актами администрации города Тюмень.

По вопросам, входящим в компетенцию отдела, отдел земельного кадастра имеет право:

-предоставлять в установленном порядке ООО «СпитакСтрой» материалы в другие организации по вопросам, входящим в их компенсацию.

-требовать исполнения проектными, строительно-монтажными организациями указаний органов государственного контроля и надзор по исполнению земельного и лесного законодательства.

-запрашивать в установленном порядке и получать от отдела и служб аппарата управления и филиалов ООО «СпитакСтрой» необходимую информацию и документы для своевременного и качественного выполнения функций, возложенных на отдел.

-давать отделам и службам аппарата управления и филиалами ООО «СпитакСтрой»разъяснения и указания по вопросам ,входящим в компетенцию отдела.

-вустановленном порядке направлять в филиалы ООО «СпитакСтрой» обязательные для выполнения документы по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

-привлекать в установленном порядке работников других служб и отделов ООО «СпитакСтрой» и филиалов ООО «СпитакСтрой» к решению задач, возложенных на отдел.

-принимать участие в проводимой ООО «СпитакСтрой» работе по подготовке проектов нормативных документов, в проведении совещаний и других мероприятий по вопросам,связанных с деятельностью отдела.

-учувствовать в работе по подготовке, заключено и контролю за выполнением договоров, соглашений и контрактов, связанных с деятельностью отдела.

-принимать участие в работе по подготовке проектов приказов ,указаний, писем и других документов , по вопросам, связанных с деятельностью отдела.

-вносить предложения руководству ООО «СпитакСтрой» о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников отдела, нарушающих трудовую дисциплину.

Структура предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой» было образовано в 2008 году.Организация работает свыше 9 лет.За время работы организация «СпитакСтрой» смогла завоевать статус современного, конкурентоспособного предприятия с развитой технической базой и штатом специалистов, обладающим большим потенциалом

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой» находится по адресу:г. Тюмень, ул. Пермякова, 68/1-46;Режим работы установлен с понедельника по пятницу с 08:00 до 18:00, суббота и воскресенье-выходные дни.Генеральный директор ООО «СпитакСтрой» -Григорян ВарданСанасарович.

Рисунок 3. Структура организации «СпитакСтрой»

Одной из важных отделов организации является отдел земельного кадастра. Во время прохождения производственной практики я выполняла обязанности инженера.

Структура отдела земельного кадастра

Рисунок 4. Структура отдела земельного кадастра

В организационной структуре отдела земельного кадастра находятся семь человек:

1. Начальник отдела землеустройства и кадастра – Григорян С.С.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: