НОД по теме ‘Знакомство с республикой Татарстан’

НОД по теме «Знакомство с республикой Татарстан»

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Знакомство с республикой Татарстан».

Образовательные области: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация», «безопасность», «здоровье», «труд», «музыка», «художественное творчество», «физическая культура».

Задачи:

1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами, жилищем. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются. Воспитывать уважение к традициям татарского народа. «Познание»

2. Упражнять детей в умении делать сравнительный анализ, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание»

3. Формировать умение отгадывать логико-математические загадки. Упражнять в умении соотносить число и количество. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры. «Коммуникация»

4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Татарский народ». Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь. Обогащать речь детей татарским малым фольклором. Дать представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от других произведений малых фольклорных форм. Формировать умение осмысливать значение пословиц. Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

5. Приобщить детей к татарской литературе через ознакомление со сказками и стихами великих татарских поэтов. Развивать аналитическое мышление, творческие способности, речевые умения и навыки. Воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любовь к окружающим, сочувствия героям, попавшим в беду. «Чтение художественной литературы»

6. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность. Формировать опыт общения, в малых детских группах координируя свои действия с действиями партнёров; умении договориться, выслушивать своих собеседников. «Социализация»

7. Уточнить представления о правилах безопасного поведения в поезде. «Безопасность»

8.Формировать представления о здоровом образе жизни. Способствовать формированию правил личной гигиены. «Здоровье»

9. Закрепить представление о профессиях взрослых, изготавливающих одежду и обувь, их профессиональных принадлежностях. «Труд»

10. Ознакомление с музыкальными традициями татарского народа, татарскими песнями и танцами. «Музыка»

11. Освоить приёмы сложения предметов из частей по образцу, формировать умение конструировать, умение пользоваться схемами. Развивать навык выполнения узорной композиции на плоскости силуэта сапожка. Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов. Формировать умение на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.) Продолжать формировать умение наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками. Формировать композиционные навыки — составление цветочных композиций для украшений изделий народного обихода. «Художественное творчество»

12. Разучить татарские народные подвижные игры. Формировать физические качества: быстроту, силу, ловкость. Развивать умение взаимодействовать друг с другом в команде. «Физическая культура»

Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, беседа-исследование, беседа-рассуждение, показ презентации, игровые ситуации,татарские подвижные игры, физминутки, художественное слово,продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), чтение сказки, заучивание стихотворения, психогимнастика, экскурсия в библиотеку, создание мини-музея, игра-развлечение.

Оборудование: карта-схема путешествия; презентация «Достопримечательности Казани»; набор карточек «Безопасное поведение в поезде»; карта РФ; изображение герба и флага Татарстана; портрет президента; картинки с элементами национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул, посуда; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно-прикладного искусства, виды Казани; диск с татарской национальной музыкой, аудикассета с записью звуков поезда; кукла Айгуль в национальной одежде; одежда для куклы;иллюстрации к праздникам татарского народа; чудо-крестики схемы сложения Батыра Богатыря; кроссворд;картотека подвижных игр татарского народа; картинки с изображением жилища татарского народа предметами быта; 3 клубка ниток; сундук; картинки с изображением людей разных национальностей(русские, татары, армяне);портреты Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша; книги поэтов; иллюстрации к книгам; схемы и карточки для дидактических игр; образец аппликации, рисунков; восковые карандаши, простой карандаш, гуашь, альбомные листы, кисти, акварельные краски, салфетки; силуэты сапожек; полоски разноцветной бумаги; набор для окраски.

Логика НОД

1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Татарстан».

Воспитатель обращает внимание на стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо. Дети с помощью воспитателя читают письмо: «Приезжайте в гости к нам в солнечный Татарстан».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Обсуждение, на каком транспорте мы туда отправимся (на поезде). Дети рассматривают карту России, определяют путь, по которому поедут.

Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит татарская мелодия.

Воспитатель сообщает о том, что приехали в столицу Татарстана-город Казань(показ презентации «Достопримечательности Казани»).

Ситуативный разговор «Правила поведения в поезде».

Дети рассказывают правила поведения в поезде.

Беседа-исследование «Чем мне понравилась Казань».

Дети рассматривают презентацию и отвечают на вопросы: что вам больше всего запомнилось?

Чем отличается архитектура Казани от архитектуры Новокуйбышевска? Есть ли у Татарстана свой флаг, герб, президент? Чем отличаются флаг и герб от российского? Воспитатель объясняет и поправляет ответы детей.

Дидактическая игра «Собери флаг и герб Татарстана».

Дети рассматривают карточки с изображением герба и флага Татарстана, собирают пазлы, затем сравнивают с образцом.

Игровая ситуация «У нас гости».

В гости приходит кукла Айгуль в национальном костюме. Воспитатель сообщает детям ,что в гостях у них Айгуль по национальности она татарка, обращает внимание на то, что в гости она пришла грустная. Дети спрашивают Айгуль, почему она грустная. Воспитатель прикладывает к уху куклу и говорит, что Айгуль опаздывает на праздник «Сабантуй» и просит детей помочь ей, но для начала дети должны познакомиться с праздниками татарского народа.

Айгуль вместе с детьми решает данную ситуацию.

Показ презентации «Народные праздники татарского народа».

Просмотр презентации. Дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном.

Народная татарская игра «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга.

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

Читайте также:
Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его.

Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

Дидактическая игра «Собери богатыря-батыра из чудо-крестиков».

Дети собирают картинку с помощью чудо-крестиков по образцу.

Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, и удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве!
Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронести
Смех, улыбка, шутки, пляс-
Всё здесь это и сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!

Беседа-рассуждение «Праздник Сабантуй».

Дети высказывают своё мнение о празднике, называют другие праздники татарского народа.

Отвечают на вопросы: как татарский народ встречает праздник? Какие состязания проводятся?

Как готовятся к празднику? Что делают перед началом праздника?

Конструирование с элементами рисования «Все на Сабантуй».

Конструирование национальной куклы способом оригами из трёх составных частей (голова, платье, калфак). Рисование сцены для празднования «Сабантуя».

2. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Хозяюшки».

3. Воспитатель сообщает, что сегодня дети пришли в гости к Хозяюшке. Хозяюшка встречает гостей и показывает жилище татарского народа. Дети рассматривают макет жилища, предметы быта.

Игра-инсценировка «Давай познакомимся».

Дети встают в круг вместе с Хозяюшкой говорят слова приветствия, называют свою фамилию и имя.

Игровая ситуация «Бабушкин сундук».

Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат (вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта).

Беседа-исследование «Татарский национальный костюм».

Дети рассматривают элементы татарского костюма и отвечают на вопросы: какие элементы используются в татарском национальном костюме? Что характерно для национального костюма?

Как называются части татарского костюма?

Дидактическая игра «Одень правильно куклу».

Дети одевают куклу в национальный костюм и называют предметы национального костюма.

Дидактическая игра «Кто быстрее намотает клубок».

Хозяюшка даёт детям несколько клубков, и они перематывают нитки. Выигрывает тот, кто быстрее перемотает клубок.

Татарская национальная игра «Займи место».

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Проблемная ситуация «Национальная одежда».

Дети сравнивают национальную одежду русского, армянского и татарского народа.

Дидактическая игра «Найди татарскую красавицу».

Дети рассматривают картинки и раскладывают по национальностям в зависимости от национального костюма.

Знакомство с татарским фольклором.

Хозяюшка предлагает выучить несколько пословиц и поговорок татарского народа.

Перед заучиванием дети объясняют их смысл. Хозяюшка поправляет и дополняет ответ.

«Кто гостей не любит звать — тому и радости не знать!»
«В дождь хлебороб отдыхает, в шторм рыболов отдыхает»
«Говоря даже в шутку, подумай минутку!»
«С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь»
«Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником»

Обсуждение этих пословиц и поговорок.

Аппликация « Украшение сапог-ичигов».

Дети украшают сапоги-ичиги национальным узором, выполняя узорную композицию на плоскости силуэта сапожка: на союзках, задниках и голенище.

3. Знакомство «Жизнь и творчество татарского поэта Габдуллы Тукая».

Рассматривают портрет татарского поэта Габдуллы Тукая. Воспитатель рассказывает о жизни и творчестве поэта.

Прослушивание песни Туган тэл».

Дети слушают произведение, воспитатель сообщает детям о том ,что стихи Габдуллы Тукая стали в основе гимна татарского народа.

Татарская национальная игра «Угадай и догони».

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; становится водящим.

Чтение сказки «О козе и баране».

Дети слушают сказку. После прослушивания обсуждают характер главных героев, главную мысль произведения.

1. Как называется родная деревня Г.Тукая? (Кушлауч)
2. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Г.Тукая? (Буре)
3. Во времена Г.Тукая, как назывались ученики? (Шакерт)
4. Какую песню на слова Г.Тукая татарский народ поёт как гимн? (Туган — тэл)
5. Красоту какой деревни описывал Г.Тукай в своих стихотворениях? (Кырлай)

Раз подтянуться, подтянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши — три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на стульчик тихо сесть.

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Выставляются рисунки, дети должны угадать произведения Г.Тукая.

Дидактическая игра «Прочитай спрятанное слово».

Детям даются зашифрованные карточки, они пытаются угадать слово.

РПАУРСШМАСКСМИРАНС
НПБЕУПЛКБУПРЫБЛСПОЛВ
МИКЧМРИПДЫДЛМЧОДПВ
НЗМАЗНЕЙЖЗКЕОНЕВЖ

Заучивание стихотворения Г. Тукая «Ель»

Поздней осенью желтеют все деревья и кусты.
В эту пору и лужайки, и леса жёлтым — желты.
Ивы, яблони, берёзы-все как будто бы больны:
С каждым днём на них всё больше нездоровой желтизны.
Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель?
Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель.

Читайте также:
Наглядный материал по лексической теме Зимующие птицы

Рисование татарского растительного орнамента.

Дети рисуют национальный растительный орнамент, применяя различные композиционные приёмы, сочетая цвета, симметрично располагая элементы в узоре.

4. Психогимнастика «Лучик».

К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Дети выполняют действия по тексту.

Воспитатель сообщает детям о том, что прислали посылку, а в ней шкатулка. Хотела в неё заглянуть, да вот беда, она не открывается. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель подводит детей к выводу, что нужно отгадать загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт? (весна)

В шкатулке лежат украшения для яиц и письмо с описанием весенних обычаев татар, кассета с музыкой. Воспитатель читает письмо.

Дети знакомятся с закличками татарского народа, вспоминают, какие формы фольклора использует народ.

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте в гости к нам
Приносите нам Весну — красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку.

Беседа-рассуждение «Весенние обычаи татарского народа».

Дети вспоминают обычаи русского народа и сравнивают их с татарскими. Отвечают на вопросы как татары встречают весенние праздники? Как они называются у татарского народа?

Что делают в этот день? Какие праздничные гулянья проводятся?

Народная игра «Как у тёти Фанни».

Дети встают в хоровод, водят хоровод проговаривают слова и выполняют движения.

Как у тёти Фанни было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,
Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.
Вот с такими вот носами. Вот с такими вот зубами,
Вот с такой головой. Вот с такой бородой.
Вот с такими вот ногами. Вот такими животами.
Тётя Фанни не зевай, кого хочешь выбирай.

Дидактическая игра «Что продают на нашем базаре?»

Дети рассматривают картинки, называя предметы, которые могут продавать на базаре.

Воспитатель задаёт вопрос, чтобы быть продавцом, что надо уметь делать? (считать)

Дидактическая игра «Математическое лото».

Воспитатель предлагает детям поиграть в необычное лото. В нём шарики с номерами. Каждый шарик-какое-то задание. Дети достают шарики и выполняют задания (отгадывают математические загадки, показывают нужную цифру по числу хлопков, выкладывают цифровые цепочки, на ощупь определяют геометрическую фигуру, прокладывают путь от 1-10.)

Дети украшают яйца различными узорами с помощью красок, наклеек, бисера.

5. Экскурсия в библиотеку филиал №3.

Дети просматривают презентацию. Знакомятся с представителем татарского ансамбля «Туган тел».

Он рассказывает о гостеприимстве своего народа, его прошлом, быте и нравах. Дети рассматривают народные костюмы и украшения, пробуют национальное блюдо «Чак-чак»

Создание мини-музея в группе «Татарская национальная культура».

После экскурсии дети выбирают из «Бабушкиного сундука» предметы, которые относятся к татарской культуре и выкладывают их на полку как экспонаты (предметы рукоделия, татарская национальная кукла, альбомы о татарском народе и т. д)

Ситуативный разговор «Татарская национальная кухня».

Дети рассматривают кулинарную книгу. Рассказывают о своих любимых блюдах, высказывают своё мнение о татарском национальном блюде «Чак-чак».

Сюжетно-ролевая игра «Семья. Готовимся к обеду»

Дети распределяют роли, затем разыгрывают ситуацию (готовят посуду, еду, сервируют стол, приглашают к столу, «кушают», убирают и моют посуду, после еды говорят вежливые слова).

Дети рассматривают картинки и высказывают своё мнение о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых они содержатся.

Игра-развлечение «Не скажу, а покажу».

С помощью считалки выбирается ведущий. Он показывает с помощью пантомимики действие, остальные дети отгадывают ,что хотел показать ведущий. Тот, кто угадал сам, становится ведущим.

Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжает».

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: на голове татарские женщины носят….

Если женщина замужем, то… и т.д.

Дидактическая игра «Сложи картинку».

Дети складывают тюбетейку из разрезных картинок, сравнивают с образцом.

Дети рисуют тюбетейку, раскрашивают её нетрадиционным способом (сначала наносят узор жёлтым восковым карандашом, а затем всё закрашивают красками нужных цветов).

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

Знакомство с республикой Татарстан
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 19.74 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

«ЗНАКОМСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН»

Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.

Словарная работа: республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.

Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина: проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории ГНУ НИИСХ « Юго – Востока», по Ленинскому району, по г.Саратову; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны. В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Продумала и составила конспект, подобрала демонстрационный материал, подготовила звуковое и музыкальное сопровождение.

Карта РФ, указка, доска, изображение герба и флага Татарстана; элементы национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул; посуда: самовар, чайник, пиалы; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, виды Казани; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой, аудиокассета с записью звуков поезда.

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.

– Ребята, в какой стране мы живём?

– Покажите Россию на карте.

– Как называется город, в котором мы живём?

– Покажите его на карте.

– На берегу какой реки стоит наш город?

– Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.

– На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).

– Как называются люди, живущие на берегах Волги? (Волжане.)

– Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами?

– Правильно. Послушайте стихотворение.

(Воспитатель читает стихотворение В.Степанова «Российская семья»).

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

– Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан. – А вы хотите побывать в Татарстане?

– Как нам это сделать?

– На чём бы вы хотели поехать туда?

– Вот мы и поедем на поезде.

(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)

– Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. (Показываю иллюстрацию) А сейчас вот на таком трамвае (показываю иллюстрацию) мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. (Показываю иллюстрацию). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.(показываю)

– Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

– На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

Звучит татарская народная мелодия.

В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.

– Кто вы и откуда?

Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.

– Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасём стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

– Как вас зовут? (Рената и Дамир)

– Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.

– А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)

– А это что? (Показываю на передник)

– А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.

Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)

– Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул (закрепляю). Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзул). На голове женщины носили калфак (закрепляю).

Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку ( показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваю, как украшены тюбетейки)

– Как назывался головной убор у мужчин?

На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.

Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле (показываю), шили одежду и украшали её.

А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.

– Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)

– А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.

Заканчивался ужин чаепитием (показываю картинку). Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы (показываю, рассматриваю и закрепляю). Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак (показываю).

После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.

– Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?

– Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)

– А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)

– Кто такой бай? (Богатый человек)

– Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?

(В давние – давние времена или давным – давно)

– Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)

– Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)

– Похожи татарские сказки на русские? (Да)

– Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.

– Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)

– А почему? (Живём рядом и дружно).

– Загостились мы, пора возвращаться.

(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.)

– Вот мы с вами вернулись в Саратов. Где мы побывали?

– Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)

– Как называется головной убор у женщин? У мужчин?

– Как называются чашки, из которых татары пьют чай?

– Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?

(В России, в Поволжье)

– В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Саратов. Давайте сейчас споём нашу любимую песню о Саратове.

Дети исполняют песню «Наш Саратов» (муз. А. Горева, сл. Ю. Кумыкова)

А сейчас пойдём в группу, помоем руки и попробуем татарское блюдо чак-чак.

Беседа о Татарстане

Содержимое публикации

Беседа

подготовил воспитатель МДОУ центр развития ребенка – детский сад №45 «Колосок»: Новикова Наталия Станиславовна.

Тема беседы: «Республика Татарстан»

Возраст:дети 4-5 лет (средняя группа).

Цель: расширить и укрепить знания детей о стране, в которой мы живем, познакомить детей с народными традициями и играми для детей. Воспитывать чувство гордости и уважения к своей стране.

Задачи:

– познакомить с Республикой Татарстан.

– формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре разных народов;

– активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;

– развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

– познакомить с географической картой, дать первые навыки работы с ней.

Оборудование занятия: компьютер, магнитофон, белые листы половины формата А4, цветные карандаши 6 цветов и простые карандаши по количеству детей.

Демонстрационный материал: карта России, конверт, иллюстрация с изображением герба, флага Республики Татарстан, иллюстрация народного татарского костюма, флажки.

Предшествующая работа по подготовке к занятию: подбор литературы, и иллюстраций по теме.

Предварительная работа с детьми: рассматривание карты России, разучивание пословиц о Родине разучивание пальчиковой гимнастики, показ приемов закрашивания рисунков.

Индивидуальная работа: обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой к нам в детский сад пришел большой конверт! Хотите узнать от кого он?

– Здесь написано, что он от мальчика Айдара. Это мальчик, которой хочет все знать. В письме он пишет, что объездил всю страну и узнал много нового и интересного. Айдар предлагает вам с ним переписываться, но только сначала хочет узнать: “Знаете ли вы, как называется наша страна?”

Дети: Россия.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мальчик Айдар живет в республике Татарстан, которая находится на территории России. (Показ Республики Татарстан на карте России). Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория Республики?

Дети: На бегущего коня.

Воспитатель: Молодцы. Жители Татарстана очень любят лошадей. Они разводят большие табуны лошадей, ездят на них. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города. Главное богатство Республики – это нефть и газ. Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома. Дети, а что выращивают на полях республики?

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, свеклу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, да, Татарстан – это земледельческий край.

В современном Татарстане проживает очень много людей разной национальности и все живут в мире и дружбе. Мы с вами знаем, что у каждой национальности есть свой национальный костюм и свои традиции. Посмотрите, какой красивый и необычный татарский народный костюм. (Показ изображения татарского костюма, рассматривание элементов орнамента)

– Мы с вами знаем, что главный город называется – столицей. Столица нашего государства – город Москва, а вот столица Республики Татарстан –это город Казань.

– А что обозначает слово «Казань» и почему столицу Татарстана так назвали?

Поселение, которое потом стало столицей Татарстана, находилось на реке Казанка. Это было очень хорошее место, сюда стали переезжать много людей, здесь велась торговля, строились дома. Город становился все больше и лучше. Поэтому он стал главным городом Татарстана, его столицей.

– Чтобы отличаться от других народов, все народы придумали свой герб

– А вот так выглядит национальный герб Татарстана. (Показ иллюстрации герба Республики Татарстан). Посмотрите внимательно, на гербе Татарстана изображен Крылатый барс.

– Барс, ребята, это символ богатства, плодородия, благородства. Он может постоять за себя, за свою страну, может защитить людей, которые живут в этой стране. Цветок на боку барса обозначает процветание, долголетие. Красное солнце символизирует безоблачность, непорочность и чистоту. Круглая форма герба обозначает щит.

Воспитатель:А какие пословицы о Родине вы знаете?

Дети: Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.

Жить – Родине служить.

Лучше нет родного края.

На родной стороне и ворона родная.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, (воспитатель ставит на стол флажки) дети, знаете ли вы что это?

Дети: флажки.

Воспитатель: Вспомните, где вы могли видеть флаги и флажки?

Дети: Флаги можно увидеть на зданиях, на кораблях, на Доме Правительства, в руках спортсменов. Флажки мы использует на занятиях.

Воспитатель: Давайте рассмотрим флаг Республики Татарстан. (показ изображения флага) Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать флаг Республики Татарстан. Перед тем, как начнем работать, проведем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика:

Встали как-то утром в ряд – постепенно разжать кулаки

10 маленьких утят – показ 10 пальцев

Удивились – указательный и большой пальцы изображают

удивленно раскрытые клювы

На две группы разделились – руки в стороны, пальцы растопырены

Перышки почистили – щепотью одной руки гладим другую

Головкой повертели – в виде головок из стороны в сторону

Червячка склевали – хватательные движения.

К речке побежали – побежали по столу

Методика проведения рисования: Вместе с детьми обследовать флаг с включением движения руки по контуру предмета. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части, потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы флаги были красивые (слева направо или сверху вниз, т.е. в одном направлении)

Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу, все вы справились с заданием. Давайте немного отдохнем и поиграем в татарскую народную игру «Тимербай».

Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. (играют 3раза)

Воспитатель: Молодцы ребята, скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

– Вот как много интересного мы узнали о Республике Татарстан. Но это даже еще и не половина всей информации, которую можно рассказать о Татарстане. На следующих занятиях мы с вами продолжим беседу и напишем письмо Айдару.

А игра вам понравилась? Давайте сегодня на прогулке поиграем еще раз.

Материал для дополнительной работы по ознакомлению с государственной символикой Татарстана

Флаг Республики Татарстан

Государственный флаг Республики Татарстан является символом государственного суверенитета республики Татарстан.

Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов.

Белая полоса составляет 1/15 ширины флага, расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов, зеленая полоса – наверху.

Отношение ширины флага к его длине 1:2.

Красный – символ могущества, солнца, огня.

Белый цвет – символ мира.

Государственный герб Республики Татарстан

Государственный герб Республики Татарстан является символом ее государственного суверенитета.

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой лапой, на фоне диска солнца, помещенного в обрамлении из татарского народного орнамента, в основании которой надпись «Татарстан».

Внеклассное мероприятие в 4-м классе по теме “Наша родина Татарстан”

    Фаина Кучина 4 лет назад Просмотров:

1 Источник: Внеклассное мероприятие в 4-м классе по теме “Наша родина Татарстан” Газизова Алсу Наильевна, учитель татарского языка и литературы Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа Цели: обобщить знания учащихся по теме Наша Родина – Татарстан ; развивать у учащихся диалогическую и монологическую речь; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, бережное отношение к государственной символике. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа (слайды с картой Республики Татарстан; портрет М.Ш.Шаймиева; государственные символы Татарстана: флаг, герб, звучит фрагмент гимна Татарстана; герб города Казани; города Республики Татарстан; культурные центры города Казани; Казанский Кремль; портреты известных людей; звучит стихотворение Г. Аюповой, ученицы одной из казанских школ). Ход мероприятия-конференции Ведущий: Ребята, у нас сегодня серьезное мероприятие. Тема тоже очень серьезная. Эту тему обозначим немного позже. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Хай Вахита Моя Родина и определите его тему. (Ученик рассказывает стихотворение) Ведущий: Какова тема стихототворения? Дети: Родная земля. Ведущий: Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову. Дети: Родина, Татарстан. Ведущий: Правильно. А что значит для вас Родина, родная земля? Как вы понимаете эти слова?

2 Дети: Это место, где мы родились, Это родной дом. Это отец, мать, школа, друзья. Это наша республика Татарстан. Ведущий: Все это так. Когда мы говорим Родная земля, мы представляем всю нашу Республику Татарстан. Сегодня мы с вами будем говорить о Татарстане. Итак, обозначим тему нашей конференции. Дети: Родина. Родная земля. Мой Татарстан. Ведущий: Правильно, ребята. Все ваши ответы можно объединить одной темой Наша Родина Татарстан. Тема нашего мероприятия очень серьезная. Именно такие вопросы обсуждаются на конференциях. Конференция это собрание глав государств, политологов, ученых с журналис-тами. На правах ведущего данной конференции я представляю наших уважаемых экскурсово-дов, ученых-политологов, известных историков. (Учащиеся этих групп занимают свои места) Представляю также наших активных журналистов, сидящих в аудитории. Итак, начинаем нашу конференцию. Это наша Республика Татарстан. (На экране появляется карта Татарстана; журналисты задают вопросы историкам.)

3 Журналист: Татарстан какая республика? Историк: Татарстан – большая, богатая, красивая республика. Журналист: Где расположен Татарстан? Историк: Татарстан расположен на реке Волга. Журналист: Что является главным богатством Татарстана? Историк: Нефть. Журналист: Какими еще полезными ископаемыми богата Республика Татарстан? Историк: Газ, торф, известняк. Журналист: Много городов в Татарстане? Историк: Много. В Татарстане 19 городов. Журналист: Назовите эти города. Историк: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь и др. Журналист: Сколько административных районов насчитывает Татарстан? Историк: В Татарстане 43 административных района. Журналист: В Татарстане есть большие и крупные реки? Историк: Да. Волга, Кама, Вятка, Белая большие, полноводные реки Татарстана. (На экране появляются ответы историков; журналисты продолжают задавать вопросы историкам).

4 Журналист: Чем богаты эти города? (На экране появляется слайд с видами городов и названия городов; историки работают на интерактивной доске, соединяя стрелочками рисунки с названиями городов, соответствующие им, и поясняя ). Историки: В Чистополе есть крупный часовой завод Восток. В Набережных Челнах действует крупный автомобильны завод. Он выпускает большие КамАЗы. Нижнекамск город химиков. Альметьевск город нефтяников. Лениногорск самый молодой и красивый город в Татарстане. Бугульма центр нефтяной промышленности и машиностроения. А самый крупный город в Татарстане Казань. Казань столица Татарстана.

5 (Звучит стихотворение Г. Аюповой Казань Родина моя ) Журналист: Мы называем Казань историческим городом. Почему? Экскурсовод 1: Казань древний город с богатой историей и культурой. В центре столицы расположен белокаменный Кремль. В древности там было много дворцов и мечетей. Сейчас здесь находится дворец Президента, башня Сююмбике, Благовещенский собор, мечеть Кул Шариф, Спасская башня и другие исторические памятники. (Другой экскурсовод выходит к экрану и комментирует появляющиеся изображения). Экскурсовод 2: Это башня Сююмбике. Она построена из красного кирпича. Эта башня имеет семь ярусов. Она хранит много тайн, а внутри башни есть узкая лестница. В Кремле находится Спасская башня. Она белого цвета. На башне расположены часы. Как и башня Сююмбике, она очень красива. Туристы восхищаются красотой Казанского Кремля.

6 Ведущий: Подробную информацию о Казанском Кремле вы можете получить на сайте: Журналист: У города есть свой герб. Что вы можете сказать о нем? (На этот вопрос отвечает политолог; на экране появляется герб Казани.) Политолог: Да, это герб Казани. На нем изображен крылатый Зилант. Ведущий: Подробнее о гербе Казани вы, ребята, можете узнать в интернете на сайте: Журналист: Известно, что Казань крупный культурный центр. Какие культурные центры вы нам можете представить? (На экране мелькают фотографии; экскурсовод, комментируя их, рассказывает)

7 Экскурсовод: В Казани 7 районов. Это большой и красивый город. В нашем городе есть фабри-ки и заводы. В столице много высших учебных заведений, школ, музеев, театров, памятников. Также в городе имеется большой зоопарк, красивый цирк, много красивых парков и скверов. На улицах города движутся троллейбусы, автобусы, трамваи. Наш город растет и становится краше. Журналист: Казань город с известными именами. Здесь писал красивые мелодии С.Сайда-шев, создавали для детей интересные сказки Г.Тукай и А.Алиш, большой вклад в области химии внес А.Арбузов. (На экране появляются портреты знаменитых людей, список известных имен; экскурсоводы работают на интерактивной доске, соединяя стрелочками портреты с соответствующими именами). Ведущий: Имена, имена. Всех не перечесть. Но одно имя среди этих особое. Кто это? (На экране появляется портрет М.Ш.Шаймиева.)

8 Дети: Минтимер Шарипович Шаймиев. Ведущий: Правильно. Это первый Президент независимого Татарстана. А у каждого независимого гоударства есть свои государственные символы: флаг, герб, гимн. Что они означают? Флаг символ, сделанный из ткани. У каждого государства свой флаг, а у флага свой цвет. Герб отличительный знак государства. Герб имеет каждое государство. Гимн это торжественная песня, музыкальный символ страны. Журналист: Расскажите нам о флаге Татарстана. (На экране появляются государственные символы)

9 Политолог 1: Это государственный флаг Татарстана. Он трехцветный: зеленый, белый, красный. Зеленый цвет символ вечно обновляющейся природы, символ молодости. Красный цвет это цвет солнца, огня, молнии. Это цвет праздника жизни. Белый цвет символ чистоты, чести, мира. Автор флага Тавил Хазиахметов. Политолог 2: А Роберт Миннуллин так написал о флаге Татарстана: Журналист: А что можете сказать о гербе Татарстана? Политолог: На фоне красного солнца изображен крылатый белый Барс. У Барса острые когти и зубы. Он может защитить себя и всех, кто под его крылом. Он в белом и зеленом кольце. Внутри зеленого кольца золотом нарисован татарский национальный орнамент, а внизу слово Татарстан. Все цвета герба напоминают цвета государственного флага. Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея) и художникмонументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение). Журналист: А у Татарстана есть свой гимн?

10 Политолог: Да, конечно. Он звучит по большим праздникам. Автор государственного гимна Татарстана известный татарский композитор Рустем Яхин. Ведущий: Наша конференция подходит к концу. Мы многое вспомнили о Республике и о Казани. Журналисты подготовили интересные вопросы, а экскурсоводы, политологи и историки дали интересные, исчерпывающие ответы. Я уверена, что ребята многое запомнят из сегодняш-него разговора. О республике, о нашей Родине написано очень много стихов, звучит много красивых песен, но в сердце каждого человека есть самая главная песня гимн. Позвольте закончить нашу конференцию гимном Татарстана. Прошу всех встать. (Звучит гимн Республики Татарстан, все присутствующие встают).

Конспект занятия “Родной мой край – Татарстан”

Цель: воспитание патриотических чувств – любви к Родине, родному языку, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

  1. Воспитать любовь к родному языку, родному краю, к природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ.
  2. Развивать интерес к русским и татарским традициям.
  3. Дать детям представление, что такое Родина, познакомить с историей и символикой Республики Татарстан, рассказать о природных богатствах родного края.
  4. Обогащать и активизировать словарь: президент, мечеть, храм, флаги, древко, герб, знакомство с пословицами о родине татарского и русского народов, художественное слово.

Предварительная работа: беседы о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РТ, чтение сказок Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, разучивание стихотворений о родине.

Ход занятия-игры

Дети одеты в национальные костюмы народов Поволжья.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о родине и о родном языке. Наша родина – Республика Татарстан – часть огромной страны, России. Все мы любим нашу родину. Ведь дороже её нет ничего на свете. Об этом расскажут стихотворения и споют ребята группы №10.

Дети читают стихотворения о родине.

Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам.
Җан эретә торган әнкәм теле-
Татар теле өчен яратам.

Здесь так спокойно и надежно.
Здесь все ласкает глаз и слух,
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух.

Тугайларың өчен яратам.
Тукайларың, Сәйдәшләрең өчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Ты – замечательная сказка,
Наш современный Татарстан.
Спокойные тона и краски,
И юный, величавый стан.

Идел ярларынанурларсибеп,
Матур булып ата бездә таң.
Таң шикелле якты туган илем,
Бәхет биргән җирем – Татарстан.

Над землей сияет солнце.
Голубь кружится в синеве
Наша песня льется звонко
Слава Родина тебе!

Ведущий: В Татарстане проживают люди разных национальностей. Всем хватает места под небом Татарстана. Жители Татарстана живут мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов. Основная часть жителей Татарстана- татары и русские. Но есть и удмурты, чуваши, башкиры, марийцы, мордва и другие народности. И у каждого народа свой родной язык. Родной язык- это тот, на котором говорили когда-то ваши прадедушки и прабабушки, а сейчас разговаривают в семье бабушки и дедушки, мамы и папы. У русских людей – родной язык русский. У татар – татарский. Все люди должны знать свой родной язык, разговаривать на нём, читать книги, петь песни на родном языке. Об этом написал стихотворение великий татарский поэт Г.Тукай. (Слайд Г. Тукай)

О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Ведущий: А сейчас послушайте песню на эти стихи Г. Тукая. «Туган тел»

И туган тел. и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәмбишектәкөйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Ведущий: У каждого народа сложились свои национальные традиции, обычаи. Это праздники, песни, танцы, сказки, игры, пословицы, костюмы. Наши дети сегодня надели национальные костюмы народов Поволжья и хотят их продемонстрировать. Звучит музыка. Дети демонстрируют национальные костюмы -воспитатель комментирует, называет детали костюмов. Татарский национальный костюм для девочек. Татарский костюм для мальчиков. Русские костюмы. Удмуртский национальный костюм. Чувашский национальный костюм.

Ведущий: А сейчас давайте вспомним пословицы русского и татарского народа, прославляющие любовь к Родине.

  • «Человек без Родины своей, что без песни соловей»
  • «На чужой земле и весна не красна»
  • «Родина – мать, умей за неё постоять»
  • «Родина – краше солнца, дороже золота»
  • «Без Родины милой будешь птицей бескрылой»

Ведущий: Ребята, чему учат нас эти пословицы» – Любить родину.

Ведущий: Во все времена дети любили играть в народные игры.

Сейчас ребята группы № 3 поиграют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

А теперь мы хотим познакомить вас, дорогие ребята, с татарской народной игрой, которая называется «У детишек Тимербая».

Игра «Удетишек Тимербая»

Ведущий: Ребятки, в нашей Республике два государственных языка: русский и татарский. Все жители Татарстана должны знать оба эти языка. Вот поэтому в детском саду и в школе изучают татарский язык наравне с русским. Сейчас мы проверим, как же вы изучаете на занятиях татарский язык.

Игра «Мин кем?»

Детям предлагаются маски диких и домашних животных. Ребёнок берёт маску и говорит на татарском языке: «Мин куян», « Мин аю» и т.д. При этом нужно изобразить движения и повадки животного.

Ведущий: А сейчас мы отправимся в интересное путешествие по нашей республике.
Просмотр альбома «Татарстан мой край родной».

Ведущий: Понравилось вам путешествие? А сейчас, ребятки, вы разгадаете кроссворд, и мы проверим, внимательно ли вы слушали, понравилось ли вам путешествие по нашей республике.

  1. Республика, где мы живём, называется. (Татарстан)
  2. Столица Татарстана (Казань)
  3. Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Барс)
  4. Какой поэт сочинил сказку «Шурале»? ( Тукай)
  5. Река, на берегу которой стоит башня Елабужское Городище . (Кама)
  6. Город, в котором мы живём .. (Елабуга)
  7. Великий художник, певец русской природы ( Шишкин)
  8. Какая птица изображена на гербе Елабуги? (Дятел)
  9. Национальный праздник. (Сабантуй)
  10. Главное богатство Татарстана. (Нефть)
  11. В каком городе делают автомобили КАМАЗ? (Набережные Челны)

Ведущий: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая окружает вас. Вы – маленькие россияне, потому что живёте в России, И татарстанцы, потому что живёте в Республике Татарстан. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего для родины сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

В заключение дети поют песню на татарском языке «Мин яратам сине, Татарстан»
Слова Р. Ракипова муз. Р. Андреева

Мин яратам сине, Татарстан,
Ал таңнар ыңөчен яратам,
Күккүкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгыр ларың өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам,
Җан эретк әнәнкәм телең өчен –
Татар телең өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Тугайларың өчен яратам,
Тукайларың, Сәйдәшләреңөчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

«Татарское гостеприимство» Развлечение в старшей группе

Представление дошкольниками татарской культуры и традиций.

Развлечение на тему «Татарское гостеприимство»

Игнатова Татьяна Александровна (первая квалификационная категория);

Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).

МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме:Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Ребенок:У каждого народа язык свой и наряд.
Один – черкеску носит, другой надел халат.
Ребенок:Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.

Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: Я – мыло душистое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.

Хозяйка: Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка: Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: “Если нет угощения, приласкай гостя словом”

Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»

Ребенок в татарском костюме: “Если угощают, пей даже воду”, — учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок:Ах, какой самовар,

Из него валит пар.

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.

Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

Чай пьешь – здоровье бережешь

Пей чай – беды не знай.

С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

Чай не пьешь – где силу берешь?

Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

Чай пить – приятно жить.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Шуточная сценка

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат.

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Марат.

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай.

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Марат.

Я добавил перца, лука
И петрушки корешок
Разлил варево в пиалы…
Хорошенько помешал,
Остудил его немного…
И Бабаю чай подал!

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!

Хозяйка:На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?

Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Игра «Самовар»

Ход игры : Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.

Все дети спрашивают : «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»

Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Там, там, тамчы там,

Там, там, тамчы там,

Самовардан темле итеп,

Чэй эчэрге яратам.

С самовара льется чай

Самовару не мешай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами.(дети встают).

Игра с движеньями.

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила.(показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

Он хотел погулять,

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался…(разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)

Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)

Исполняется татарский танец.


Хозяйка:

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
    1. Фотографии из архива педагогов: Игнатовой Т. А. и Клишкиной Н.Б.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект логопедического занятия «Гласные звуки и Буквы А, У, И, О». Старшая группа

Анна Башмакова
Конспект логопедического занятия «Гласные звуки и Буквы А, У, И, О». Старшая группа

Конспект открытого логопедического занятия

по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте

в старшей логопедической группе

Тема: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ А, У, И, О.

Цели:

– закреплять представления детей о правильной артикуляции звуков А,О,У,И, о различии понятий звук – буква;

-учить выделять гласный звук в начале слова, выделять слова с заданным гласным звуком в стихах и рассказе;

– продолжать учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ;

– учить читать буквы, короткие слова-междометья;

– развивать мелкую моторику, учить обводить буквы по контуру.

Средства обучения:

Телевизор с подключенным к нему ноутбуком (формат презентации, наборы карточек зрительных символов звуков, таблица для чтения сочетаний букв, буквы, листы с контурами букв для обводки, красные карандаши.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются около столов.

-Дыхательная гимнастика (Вдох через нос, выдох через рот с пропеванием гласной)

-За столы вы сядете тогда, когда выполните мои задания: надо повторить три похожих слова, я произнесу их только один раз, а вы должны запомнить. Каждому ребенку своя тройка слов (дом-сом-ком; зима-сила-кит; он-ох-ой; ам-ах-ай; дуб-лужа-кубик; осы-овцы-косы).

II. Основной этап.

1. Характеристика гласных звуков А, О, У, И по акустическим и артикуляционным признакам.

– Какие звуки мы с вами уже изучали? (А О У И)

– Чем похожи эти звуки? Какие они? (Гласные).

– А какие звуки мы называем гласными? (их можно долго тянуть, петь без преграды, с голосом, рот всегда стремится быть открытым)

– Давайте выразительно скажем каждый из этих звуков и тогда вы увидите картинку для каждого звука (Дети произносят звуки эмоционально повторяя за логопедом:

И-и-и – мальчик катится с горы (на экране появляется картинка)

А-а-а – девочка удивилась (на экране появляется картинка)

О-о-о – медвежонок стонет – лапка болит (на экране появляется картинка)

У-у-у – мальчик злится и показывает кулак (на экране появляется картинка)

2. Ребята, мы с вами уже говорили, что когда мы говорим эти звуки наш рот, губы, выглядят по-разному для каждого звука (дети видят картинку с соответствующей артикуляцией на экране и произносят звук, угадывая по этой артикуляции – обсуждение артикуляции: какой это звук, что делают губы)

3. Ребята, вы помните, что у каждого из этих звуков есть своя буква. Давайте их вспомним. (На экране по две картинки: буква и артикуляция соответствующая этой букве). Обговариваем, на что похожа каждая буква, из каких деталей состоит.

А чем отличаются буква и звук? (вспоминаем правило: буквы мы видим, а звуки слышим и произносим)

4. Детям выдаются наборы карточек зрительных символов звуков.

Логопед произносит раздельно, затем слитно сочетание из трех гласных, а дети анализируют и выкладывают карточки в соответствии с произнесенным сочетанием. Затем каждого ребенка логопед просит поменять карточки местами по желанию и прочитать их.

5. На экране поочередно появляются картинки (ослик, ухо, арбуз, иголка, осень, улитка, а дети называют их и определяют 1ый звук в слове. Также по своей картинке каждый ребенок отвечает на два вопроса (падежи):

Ослик: На ком можно кататься? Кому дадим сено?

Улитка: Кого можно держать на руке? У кого домик на спине?

Арбуз: Что похоже по форме на мяч? Чего нет на севере? (не растет)

Иголка: Чем можно уколоться? Что дать швее для работы?

Осень: Когда опадают листья? О чем вы учите песенки на музыкальном занятии?

Ухо: Во что вставляют наушники? (в уши) Куда убирают распущенные длинные волосы, если они мешают (за ухо)

6. Логопед читает рассказ:

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика.

Детям предлагается отобрать слова, начинающиеся на звук О.

Логопед просит изобразить:

Боксеров: АХ-АХ-АХ мы поборем страх (три хлопка, движения руками как при боксе)

Старичков: ОХ-ОХ-ОХ что-то я стал плох (руки к щекам, рукой дотронуться до поясницы)

Детей на поляне: УХ-УХ-УХ очень много мух (махи руками над головой)

Детей, играющих в прятки: ИХ-ИХ-ИХ я спрятался, затих.

8. Логопед предлагает детям выбрать из коротких стишков слова со звуком И

Кто скажи, твои друзья?

Индюки сошлись у ивы:

«Ишь, как мы с тобой красивы!»

И вот получились какие стежки!

9. Чтение сочетаний букв АУ, ИА, ИО, УИА, АИУ, ОИА, АИО.

Выкладывание букв перед собой в соответствии с услышанным сочетанием.

10. Печатание букв А, И, О, У по пунктирным контурам (обводка)

Дополнительные задания

для окончания занятия (по выбору педагога и в соответствии с располагаемым временем):

11. На экране перед детьми набор картинок. Надо выбрать слово с заданным звуком в начале. (А И О У)

12. Дидактическое упражнение «хлопни в ладошки». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук.

13. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин.

Оля, овощи, уши, окна.

Ира, ива, инна, утка.

Усики, утка, осень, ушки.

14. Похлопай в ладоши в соответствии со схемами.

00-0 два хлопка, пауза, один хлопок

000-0 три хлопка, пауза, один хлопок

00-00 два хлопка, пауза, два хлопка

Итог занятия, оценка деятельности детей

Башмакова Анна Анатольевна

Прикреплённые файлы:
glasnye-zvuki-i-bukvy-a-u-i-o_m7gkq.pptx | 5028,27 Кб

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные, согласные буквы» Подготовила учитель-логопед Багинская А. И. 13.11.2018 г. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе.

Фотоотчёт о проведении открытого занятия «Гласные — согласные звуки. Дифференциация» Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки и буквы». 4 класс Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки и буквы» 4 класс Задачи работы: 1. Закрепить знание гласных звуков. 2. Формировать.

Конспект логопедического развлечения с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гласные звуки» Логопедическое развлечение «В стране гласных звуков» (использовались изученные гласные звуки) (старшая группа компенсирующей направленности.

Конспект логопедического занятия, посвященного Дню города Москвы (старшая группа) Конспект логопедического занятия, посвященного Дню города Москвы (старшая группа) Тема: Мой город. Цель: Учить детей грамматически правильно.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звуки [К], [Г] и буквы К-Г» Тема: Звуки и буквы К-Г. Задачи: Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков в сравнительном плане; учить дифференцировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки» Цель: обогащение речевой среды ребенка Задачи: Образовательные – учить детей различать и правильно использовать термины «звук» и «буква»;.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки и Буквы» для подготовительной группы Целевой ориентир: Умеют выполнять звуковой анализ слова; ребенок знает, чем отличается буква от звука, составляет предложение с использованием.

Конспект занятия «Звуки и буквы» Занятие 2. Тема: Звук и буква У. Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов; Продолжать.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: