НОД по теме ‘Знакомство с республикой Чувашия’

Конспект развлечения “Наш край – Чувашия”

Сергеева Альбина Владимировна , воспитатель
Чувашская Республика, г. Чебоксары

Oзнакомление детей с особенностями чувашской национальной культуры.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 201 «Островок детства» г. Чебоксары Чувашской Республики

«Наш край – Чувашия!»

(для детей старшей группы)

Сергеева А.В., воспитатель

Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культуры.

– уточнить название республики, столицы, города;

– закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;

– учить узнавать флаг России, Мордовии, Татарстана, Чувашии;

– формировать элементарное представление о чувашском народе, населяющих Поволжье, о том, что государственная символика меняется с течением времени;

– знакомить с народными традициями, бытом, одеждой чувашей и с различными видами самодельных игрушек из природного материала.

– развивать эстетическое отношение к цветам флага;

– развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.

– воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;

– воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.

Интегрирование образовательных областей.

Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний.

Познавательное развитие: расширять представление о символике Чувашии, с народными традициями, бытом, одеждой чувашей, о чувашском народе, населяющих Поволжье, об игрушках из природного материала.

Методы и приемы.

Словесный метод: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворения, вопросы.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций с одеждой, плакатов с изображением символики Чувашии, выставка самодельных игрушек из природного материала.

Практический метод: дидактические игры: «Собери флаг Чувашии», «Найди и покажи флаг», «Собери герб Чувашии», народная игра «Тухьян тахан» (Надеть тухью).

Словарная работа: шура-кепе, сапун, масмак, тухья, бисер, сетел, саран ата, сыва пулар, доспехи.

– беседы о Республике Чувашии, о городе Чебоксары;

– рассматривание иллюстраций с видом Республики Чувашия;

– дидактическая игра «Путешествие по Республике Чувашия».

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал: карта России, плакаты и иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Сарпи, блюдо, йава.

Раздаточный материал: полоски, бумага для дидактической игры «Собери флаг».

Аппаратное и программное обеспечение: аудиозапись с гимном Чувашии.

– Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «Салам» использовали только при вхождении в дом. (Дети-гости рассаживаются). Мы рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник – гость в доме чуваша «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб, соль и оставлял дом открытым: зайди, путник отдохни, будь гостем.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Много народов проживают в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.

Воспитатель: Ребята, почему республика называется Чувашская?

Дети: Чувашской называется так, потому что население республики – чуваши.

Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?

Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.

Воспитатель: Правильно! А как называется столица, главный город Республики Чувашии?

Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. В нем много улиц, проспектов, площадей. Он живет сложной, шумной жизнью. А вы любите стихи? (Ответы детей. Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Хвала тебе, Чувашия!»).

«Хвала тебе, Чувашия!»

И имя, и язык твой – сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, –

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе».

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, все государства имеют свои государственные символы. У чувашской республики они тоже есть. Давайте вспомним символы Республики Чувашия. Назовите государственные символы Республики Чувашия.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Поиграем в игру «Найди и покажи флаг». (Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский).

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета государственного флага – желтый и красный основные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (херле) – один из самых распространенных цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает – достоинство, могущество, сила. Верхнее желтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». Но прежде чем приступить к игре, мы поработаем с пальчиками.

Читайте также:
Развитие фонематических процессов у дошкольников

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, мой вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую!»

Игра «Собери флаг Чувашии».

(У каждого ребенка наборы полосок цветной бумаги, восьмиконечная звезда, из которых необходимо сложить государственный флаг Чувашии).

Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии. Состоит «Древо жизни», мы уже с вами говорили об этом и восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба – щит, означает чувашское народное понятие «Были. Есть. Будем». Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель – ведущая культура сельского хозяйства Чувашии. Дидактическая игра «Собери герб Чувашии».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам передохнуть.

Физкультминутка «По Чебоксарам мы идем».

«По Чебоксарам мы идем, (маршируем)

Звонко песенку поем.

Город очень большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет. (руками показываем фонарики)

Город улыбается, (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится». (знак кистями рук)

Воспитатель: Ребята, у чувашского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником чуваш, является Саварни. Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время саварни в деревнях молодежь устраивали катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерче) и колобками (йава). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня и играли в разные игры.

Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью). (Игроки встают в круг, не берясь за руки). В центре круга, как на столике лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит: «Надень тухью!» – и каждый стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. (Остальные хлопают ему).

Воспитатель: Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит чувашский национальный костюм? (Демонстрация иллюстраций). Посмотрите, здесь изображены девушка и юноша в чувашских национальных костюмах. Любимыми цветами являются желтый, белый, зеленый, синий. Платье у женщин было белое (шура-келе), поверх платья одевали фартук (саппун). Женщины-чуваши носили головные уборы: покрывала, повязка (масмак) или шапочка-тухья украшенные бисером и серебряными монетами. Мужчины в качестве одежды носили халаты, кафтаны, рубашки (кепе), штаны (стел). На голове носили суконные шляпы (тухья) или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги кожаные (саран ата).

Посмотрите, как красиво они вышиты чувашскими узорами, обшиты монетами, как воинские доспехи.

Ребята, а к нам в гости пришла кукла Сарпи. У нее красивое чувашское имя. И по национальности она чувашка. Давайте поздороваемся с ней на чувашском языке. Кто знает, как будет здравствуйте, на чувашском языке?

Воспитатель: Во что она одета?

Дети: В чувашский национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, кто скажет, что у Сарпи на голове?

Воспитатель: Что у нее одето поверх платья?

Воспитатель: Как называются сапоги у Сарпи?

Воспитатель: Ребята, кукла Сарпи хочет, чтобы мы послушали гимн Чувашской Республики. Как нужно слушать гимн?

Дети: Гимн надо слушать стоя.

Воспитатель: Сейчас мы послушаем гимн Республики Чувашия. (Прослушивание отрывка из гимна. Дети слушают стоя).

III заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии? Какие новые слова вы узнали? Как называется любимый чувашами праздник?

Воспитатель: Кто скажет, как называются чувашские головные уборы?

Дети: Тухья и масмак.

Воспитатель: Ребята, кукле Сарпи понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте скажем ей до свидания, на чувашском языке.

Дети: Сыва пулар.

Воспитатель: Ребята, вы все хорошо поработали на занятии и Сарпи приготовила вам сюрприз. Она хочет угостить вас чувашским национальным блюдом йова.

Список использованной литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика. – Синтез, 2017г.

2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.

3. Трофимов А.А. «Орнамент чувашской вышивки». – Л.: Аврора, 1977.

4. Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. – Ч.: Чувашское кн. изд-во, 1995г.

5. Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Моя Чувашия»

Эльза Павлова
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Моя Чувашия»

Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

– Формировать желание больше узнать о своей малой Родине – Чувашии.

– Продолжать знакомить детей с символикой Чувашии (гербом, флагом).

– Продолжать знакомить с политической картой мира, глобусом.

– Прививать интерес к изучению своей страны, к ее национальным и культурным

– Воспитывать доброжелательное отношение к людям других национальностей

Оборудование: глобус, политическая карта мира, флаг, герб Чувашии, мультимедийный проектор, ноутбук

Рассматривание фото природы Чувашии, картин Чувашских художников,

беседа о государственной символике – России,

чтение стихотворений о России.

1. Сюрпризный момент.

2. Загадывание загадок.

4. Беседа, вопросы.

5. Художественное слово.

6. Рассказывание легенды

8. Знакомство с государственной символикой Чувашии – гербом.

10. Игра дидактическая

11. Подвижная игра

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня я вам принесла…., а что принесла вы должны, догадаться, отгадав загадку.

На нём уместилась

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь.

Воспитатель: Правильно это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля, только очень маленькая. Давайте его рассмотрим. Что мы можем на ней увидеть?

Дети. Моря, реки, горы.

Воспитатель: Еще на глобусе изображены разные страны, какие страны вы знаете?

Воспитатель: А в какой стране живем мы?

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей,

Воспитатель: Давайте найдем Россию на глобусе. Какой город является столицей России?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна – самая большая в мире. Еще она многонациональная,

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Правильно люди разных национальностей живут в Росси. Каждая национальность имеет свой язык, свою культуру, традиции. У каждого народа есть свои игры, песни, танцы.

Воспитатель: А в какой республики живет мы с вами?

Ответы детей: В Чувашии.

Воспитатель: Правильно. Жители нашей страны, имеющие свои национальные особенности и культуру, объединились в отдельные республики. В центральной части страны находиться Республика Чувашия

Воспитатель: Кто мне сможет показать Чувашию на карте?

Воспитатель показывает Чувашию на политической карте.

Чувашия располагается на берегу Волги. Это волнистая равнина, которая сужается и круто спускается к реке. Почти вся территория заселена. Мы живем в густонаселенной республике. Много городов и деревень близко расположены друг к другу. Чувашия – часть России, есть свой глава республики, свой собственный флаг и герб. Столица Чувашии – город Чебоксары.

Послушайте стихотворение, которое написал о Чебоксары мальчик Шалеев Дима

Чебоксары мои Чебоксары, как сильно я вас люблю.

За зелень деревьев, за парки, фонтаны, за неба голубизну.

За широкую Волгу-матушку, за причалы больших кораблей…

И скажу я земле чувашской: «Никогда, никогда не старей!

Воспитатель: А как появилась Чувашия? Как вы думаете?

Воспитатель: Одна из чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып – основатель племени – позвал к себе сыновей-близнецов и повелел им идти на север к большой реке и поселиться там,на новой родине: «Пусть ваши потомки почитают ее во веки веков, пусть посеют на ней добрые семена».

А теперь давайте поприветствуем всёживое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка – Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим государственный флаг Чувашской Республики. На нем изображены Древо Жизни и Мудрости – увенчанное тремя солнцами, означающими народное понятие «Пулна», «Пур», «Пулатпар» («Было», «Есть», «Будет», а также связь трех поколений – молодости, зрелости, старости. Красный цвет символизирует стремление народа к свободе, сохранению традиций, самобытности. Желтый цвет наделен понятием самого красивого цвета. Это цвет солнца, дарующего жизнь всему на Земле.

Воспитатель: А теперь рассмотрим герб Чувашской Республики. Здесь также как и на флаге изображены Древо Жизни и Мудрости, увенчанной тремя солнцами.

Кто мне ответит, что оно обозначает?

Какое понятие оно обозначает?

Воспитатель:Правильно: Было, Есть, Будет.

Связь трех поколений (молодость, зрелость, старость)

Воспитатель: А что нового вы видите, какое отличие от флага?

Дети: На гербе изображены шишки.

Воспитатель: Правильно, на гербе изображены листья и шишки хмеля – образ традиционного богатства чувашского народа.

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на государственные символики Чувашской Республики.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Определи, кому принадлежит флаг, герб». Вам нужно определить не только какой республике принадлежит флаг и герб, но дать описания.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с гербом и флагом Чувашской Республики.

В конце воспитатель предлагает поиграть в чувашскую народную игру «Города»

Читайте также:
Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

/ Среди игроков выбирают ведущего и сторожа. Остальные делятся на пары и встают в круг. Каждой паре ведущий называет один из городов Чувашии. Потом ведущий громко называет два города и пары игроков с указанными городами меняются местами. Сторожу необходимо поймать одного из четырех игроков.

Правила игры. Сторож и ведущий стоят в середине круга. Сторожу завязывают глаза платком на то время, пока ведущий раздает игрокам названия городов. Если сторож поймает одного из игроков, то встает на его место, а пойманный игрок становится сторожем. Если сторож никого не поймает, то продолжает водить. Сторож осаливает игрока касанием руки. /

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Подготовительная группа СЕНТЯБРЬ История возникновения Чувашии Продолжать знакомить с историческим прошлым Чувашии. Дать представления об основном населении Чувашии.

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Старшая группа СЕНТЯБРЬ Алатырь – мой любимый город. Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных.

«Мой родной край Чувашия» в старшей группе

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики

Итоговое занятие по теме «Мой родной край – Чувашия»

в старшей группе.

Подготовила: Егорова Людмила

Формировать интерес к изучению родного края.

Развивать свободное использование полученных знаний в повседневной жизни.

Углублять знания о достопримечательностях Чувашии.

Уточнять и закреплять знания детей о городах и реках нашей республики.

Развивать умение работать с картой.

Воспитывать любовь к родному краю.

Методы и приемы:

– работа с картой;

– физкультминутка – хоровод с движениями.

чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с гербом и флагом Чувашии, разучивание слов песни «Илемле» и движений к ней; знакомство с городами и реками Чувашской республики; знакомство с достопримечательностями Чувашии, работа с картой Чувашии.

карта, проектор, мультимедийный экран, презентация, музыкальное сопровождение, карточки с гербами разных городов, карточки с флагами разных республик.

Воспитатель: – Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите о какой стране идет в ней речь.

Знаете ли Вы страну такую,

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют –

Словно песней сердце околдуют,

Где, коль праздник – от души ликуют,

Коль работа – гору дай любую!

Знаете ли Вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен.

И сто тысяч вышивок цветет?

Приезжайте к нам – и я готов

Это все проверить с вами вместе.

Дети: – О Чувашии.

Воспитатель: – Правильно. Стихотворение называется «Приглашение в Чувашию». И я приглашаю вас на экскурсию по нашей республике.

Мой родной край – ЧУВАШИЯ

А начнем мы нашу экскурсию с ее символов.

Посмотрите на экран и назовите, что на ней изображено.

Дети: – Флаг Чувашии.

Дети: – Герб Чувашии.

Дети: – Глава Чувашской республики Михаил Игнатьев.

Воспитатель: – Молодцы, ребята. Продолжим нашу экскурсию. Назовите, пожалуйста, города Чувашии.

Дети: – Чебоксары, Цивильск, Козловка, Мариинский Посад, Ядрин, Алатырь, Шумерля, Новочебоксарск, Канаш.

Воспитатель: – Покажите на карте города, которые расположены ближе всего к Чебоксарам. Это какие города?

Дети: – Ядрин, Новочебоксарск, Мариинский Посад, Цивильск, Козловка.

Воспитатель: – Какие реки, протекающие по нашей республике, мы с вами знаем?

Дети: – Волга, Сура, Малый Цивиль, Большой Цивиль, Аниш, Була.

Воспитатель: – Покажите, пожалуйста, как протекает река Волга; река Сура.

Воспитатель: – Теперь я вам предлагаю спеть песню «Илемле».

Воспитатель: – Молодцы, ребята. Посмотрите на экран. На нем будут проецироваться достопримечательности республики. Назовите их.

Дети: – Чувашский драматический театр.

Дети: – Мать – покровительница.

Дети: – Мемориальный парк «Победа».

Дети: – Чувашский национальный музей.

Дети: – Театр оперы и балета.

Дети: – Памятник Чапаеву.

Дети: – Русский драматический театр.

Воспитатель: Ребята, теперь давайте поиграем. Среди множества гербов найдите герб Чувашии; герб Чебоксар.

Воспитатель: – Теперь найдите флаг Чувашии.

Воспитатель: – Спасибо вам, ребята. На память о нашей экскурсии я вам подарю магнитики с достопримечательностями Чувашии.

Открытое занятие о знакомстве с республикой Чувашия “Мы все такие разные”

Тохтуева Ирина Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ “Детский сад №361” г. Перми, г. Пермь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тохтуева И.С. Открытое занятие о знакомстве с республикой Чувашия “Мы все такие разные” // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 18.01.2022).

Образовательная область: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип: комплексное.

Возраст детей: 5-6 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, просмотр компьютерной презентации, лепка, народная подвижная игра, чтение чувашского фольклора, чтение стихов.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Зимующие птицы

Формы организации: группа.

Цель: Формирование представлений детей о народе Чувашии изготовление оберега по мотивам народного чувашского искусства.

Задачи:

– образовательные – познакомить детей с чувашским народом их традициями и бытом.

– развивающие

– развивать познавательные процессы и речь;

– обогатить словарный запас детей следующими словами и выражениями: Республика Чувашия, Чебоксары, чувашский народ, многонациональная страна, национальный костюм, оберег, орнамент, река Волга;

-воспитательные – воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес, желание составлять узоры по мотивам народного искусства.

Предварительная работа: чтение чувашских сказок «Лиса и дятел», «Капелька», легенды «Три Солнца», рассматривание национальных народных костюмов, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, поговорок, чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, разучивание подвижной игры «Ручейки», рассматривание различных оберегов куклы – закрутки, орнамента, слушание музыкальных произведений чувашского народа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Здравствуй, Чувашия!», аудиозапись «Чувашские мотивы», заготовки оберега на картоне, пластилин трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный); стека, конверт с письмом, гелевый воздушный шар, кукла в чувашском национальном костюме, угощение для детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности

Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычный день, к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся, пусть они посмотрят на нас, как мы с вами умеем играть!

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее.

Воспитатель: Посмотрите, какое волшебство, к нам прилетел воздушный шар! А на нём привязан конверт! Хотите его открыть и посмотреть, что там?

Дети вскрывают конверт и находят куклу в национальном костюме и письмо.

Воспитатель: Какая интересная куколка в необычном наряде! Интересно кто она и откуда?

А тут ещё и письмо. Хотите я вам его прочитаю.

Читаю письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Я жительница города Чебоксары — это столица чувашской республики. Хочу пригласить вас к нам в гости и познакомить с нашей культурой, традициями, бытом. Приезжайте я вас жду! Желаю удачи!»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите попутешествовать? Я предлагаю на этом воздушном шаре и полететь. А куда, увидите сами! Дети к запуску шара готовы?

Д: Всегда готовы?

В: Пристегнуть ремни!

Д: Есть пристегнуть ремни!

В: Завести моторы!

Д: Есть завести моторы!

В: Какое у вас настроение?

Д: Хорошее, радостное!

Воспитатель: Вот мы и прилетели! Присаживайтесь, ребята, сейчас мы посмотрим, где очутились!

Просмотр презентации «Здравствуй, Чувашия!»

Воспитатель: Помните, ребята, мы с вами играли в игру «Ручейки», оказывается это чувашская народная игра. Я предлагаю вам сейчас в неё поиграть и пригласить наших гостей.

Подвижная игра

«Ручейки»

с сопровождением чувашской народной музыки.

Работа в мастерской

Воспитатель: Как хорошо мы с вами поиграли! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Все, таки, какой удивительный чувашский народ проживает на территории нашей большой страны Россия. Вспомните, какие необычные национальные костюмы у чувашского народа, атрибуты одежды. Кто, может вспомнить, какие цвета преобладают на национальной одежде чувашского народа? (Красный, жёлтый, зелёный, белый). Обратите внимание, что костюмы украшены необычной вышивкой, вышивали разные красивые орнаменты своими руками, которые являются оберегами для чувашского народа. А оберег – это защита от злых сил.

Сейчас я вам покажу чувашский оберег, который оберегал дом, семью от злых сил.

А давайте сделаем такой же для вашего дома и вашей семьи, чтобы в вашем доме царило

Солнце, гармония, согласие

Свет, тепло, очаг, жизнь

Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота

Верность, единство, любовь.

Воспитатель: Для каждого из вас приготовлено рабочее место со всем необходимым, но как же быть, у нас с вами нет, ни карандашей, ни красок, но есть пластилин.

Я предлагаю вам разукрасить наш оберег весьма необычным способом с помощью пластина разного цвета.

Пластилин мы будем стараться наносить тонким слоем на контуры орнамента, посмотрите, как я это буду делать.

Отщипываю кусочек пластилина, разминаю его и аккуратно растираю его по контурам орнамента. Цвет подбираем такой же, как на трафарете оберега.

Посмотрите, что у вас должно, получится! (обращаю внимание на готовую работу)

Воспитатель: Прежде, чем вы начнёте лепить сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуйста, к работе, ваша задача украсить свой неповторимый оберег.

Самостоятельная работа детей под сопровождением чувашской народной музыки.

Воспитатель: Ребята, какая красота у вас получилась!

А теперь скажите, кто запомнил, для чего мы эти обереги сделали?

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в республику Чувашия? А что больше всего?

А, хотели бы, вы дальше знакомится, с другими народами нашей многонациональной страны Россия?

Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме ‘Рыбы’

А вы знаете, ребята, что чувашский народ очень любят сладости, и чувашские конфеты славятся во всём мире. Я хочу вас угостить сладостями.

Конспект занятия для старшей группы на тему: «Чебоксары – моя малая Родина»

Содержимое публикации

Конспект занятия для старшей группы

на тему: «Чебоксары – моя малая Родина».

Цель: Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с родным городом, где они живут.

Образовательные:

продолжать знакомить с историей родного города, его достопримечательностями.

Развивающие:

продолжать развивать интерес к достопримечательностям города;

обогащать словарный запас детей словами: Чебоксары, Шупашкар, монумент, постамент.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости за родной город;

способствовать воспитанию патриотических чувств детей.

Словарная работа: Чебоксары, Шупашкар, монумент, постамент.

Предварительная работа: прогулки по городу с родителями, рассматривание иллюстраций, создание фотоальбома «Я и мой город».

Материал: пейзажи города, средства ИКТ (презентация «Чебоксары – моя малая Родина»).

Последовательность образовательной деятельности

I. Водная часть

Беседа про город Чебоксары.

– Дети сегодня я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Послушайте, что там написано.

«Хочу к вам приехать. Напишите про свой город.Незнайка».

Ребята, Незнайка побывал во многих городах нашей страны. Но в нашем городе он еще не был и хочет, чтоб вы его познакомили с нашим городом. Будем знакомить?

– Да (ответы детей)

– Для этого мы вспомним всё, что знаем о нашем городе. Как называется наш город?

– Чебоксары (дети отвечают хором).

– А как звучит название города на чувашском языке?

Предлагаю вам послушать стихотворение про наш город.

Город дружбы, город славы.

Славен город наш родной и трудом и красотой.

Разной нации народ

Семьёй дружною живёт.

Любит, строит город свой.

Чебоксары – очень старый город. Ему в этом году исполнится уже 550 лет. Это очень много.

– На берегу какой реки находиться наш город?

– На берегу реки Волги (дети отвечают хором)

– Какие суда плавают по Волге?

– Теплоходы, яхты, катера, лодки (ответы детей)

– Какими видами транспорта можно добраться до нашего города?

– Наземными, водным, воздушным транспортом.

– Дети, а вы любите свой город?

II. Основная часть

– Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Букет красивых слов» и эти красивые слова подарим нашему любимому городу.

– Большой, зеленый, красивый, чистый, чистый, старый…(ответы детей)

– Ребята вы говорите, что наш город красивый. Для того, чтобы город наш стал таким красивым, чистым трудились и трудятся люди разных профессий. Архитекторы, строители, монтажники … люди почти всех профессий. А какие вы профессии знаете?

– …. (ответы детей)

– А мы с вами, что можем сделать, чтоб наш город стал еще краше?

– Сажать цветы, не мусорить, не топтать газоны (ответы детей)

«Достопримечательности города Чебоксары»

– Предлагаю вам познакомиться с некоторыми главными зданиями и памятными местами нашего города.

Залив. Главное, любимое место жителей нашего города – Чебоксарский Залив. На его набережных проходят масштабные торжества и мероприятия не только на уровне города, но и республики. Также проводятся не только праздники, но и чемпионаты, например по спортивной ходьбе, где участвуют спортсмены со всего мира.

На Заливе расположен большой памятник – монумент, посвящённый матери. Он является символом возрождения духовных ценностей чувашского народа. Расположен в возрожденной исторической части Чебоксар на древнем холме, примыкающем к западной набережной Чебоксарского залива. Вместе с постаментом его высота составляет 46 метров. На табличке, прикреплённой внизу постамента, на двух языках (русском и чувашском) написана фраза «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Монумент был открыт 9 мая 2003г.

Чувашский национальный музей является культурно-образовательным и научно-исследовательским учреждением Чувашской Республики. Возникновение национального музея относится к периоду образования Чувашской автономной области. Чувашский национальный музей на сегодняшний день – это крупнейшее хранилище памятников природы, истории, материальной и духовной культуры Чувашской Республики. В музее собираются, хранятся и изучаются материалы, начиная от эпохи камня и до наших дней. В музее насчитывают более 160 тысяч музейных предметов. Кроме этого музея в Чебоксарах есть Музей Чапаева, Музей пива, картинные галереи.

Собор Введения с фресками и колокольня – является первым православным храмом на территории Чувашии. Место под строительство собора выбрано и освящено в 1555 г. по указанию царя Ивана Грозного. Находится тоже на берегу Чебоксарского залива.

Физкультминутка

Мы по улице шагаем (шагают), выше ноги поднимаем

Через лужи не пойдем, лужу, мы перешагнем (делают шаги влево, вправо)

На скамейку мы присели (приседают)

Там конфет кулечек съели, а когда друзей встречали

Вот как славно погуляли (машут руками)

Раз-два, раз-два, подойдите все сюда (шагают).

Игровое упражнение «Здания города»

Читайте также:
Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

– Ребята, вы знаете, что в городе много различных зданий. По своему назначению они различаются. Я предлагаю вам ответить на вопросы:

– Как называется здание, в котором проходят уроки, учатся дети, звенит звонок?

– Как называется здание, в которое дети приходя утром, занимаются, играют, а вечером их забирают родители?

– Как называется здание, в котором, живут люди?

– Как называется здание, в котором лечат людей?

– Как называется здание, в котором продают лекарства?

– Как называется здание, в котором мы смотрим спектакль?

– Как называется здание, в котором смотрим кино, мультфильмы?

– Как называется здание, в котором покупаем продукты, одежду?

III . Рефлексия

– Ребята, мы сегодня говорили о нашем прекрасном городе. Как называется наш город?

– Какие памятные места вы запомнили?

– Напоследок предлагаю послушать ещё один стих про наш город.

Приезжайте в Чебоксары –

Город дружбы, город славы.

С детьми, взрослый, пожилой.

Будешь братом и сестрой.

Город наш красив хорош

Краше в мире не найдешь.

Много – много лет живёт

Ему слава и почёт.

– Ребята, вы очень много знаете о нашем прекрасном городе и я думаю, что Незнайке очень понравится в нашем городе. Мы к нему не только отправим письмо, но и наши рисунки, которые нарисуем. Предлагаю вам сесть за стол и с помощью карандашей нарисовать красивые задания и дома нашего города.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Прогулка по родному городу Чебоксары»

МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Чувашской Республике

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Прогулка по родному городу Чебоксары»

Иванова Татьяна Григорьевна

В нашем дошкольном учреждении давно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление нацелено на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Ключевые слова: патриотическое воспитание, модернизация, толерантность. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ», «О государстве ном гимне РФ». Кроме того, данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС. Представленный материал может быть использован воспитателями в старших и подготовительных группах детских садов. Конспект раскрывает формы работы и методы организации детей при ознакомлении их с родным краем, позволяет решить много задач по нравственно – патриотическому воспитанию детей. Непосредственно – образовательная деятельность для детей седьмого года жизни.

Программное содержание:

Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим родного города.

Закрепить знание о символике города Чебоксары, Чувашской Республики;

Формировать интерес к культуре земляков, сохранять и приумножать достижения города;

Развитие интеллектуального и творческого потенциала, расширение кругозора «Малая Родина»;

Развивать интерес к деятельности жителей города;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистой и красивой;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и уважение к старшему поколению;

Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.

Предварительная работа:

 рассматривание альбомов с видами города, нахождение родного города на карте России, чтение стихотворений местных поэтов, беседы о художниках Чебоксар, рассматривание их картин в выставочном зале, заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу, в музей, рисование на тему «Мой город», заучивание стихов и чтение произведений о Родине, использование различных видов деятельности при знакомстве дошкольников с родным городом . Прослушивание песен о Родине

Интеграция: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд.

Оборудование: аудио и видео оборудование, компьютер, мультимедиапроектор, бумага квадратной формы, мультимедийная презентация (см. Прило жение)

Содержание деятельности:

-Ребята посмотрите пожалуйста на нашу книжную полку, здесь появилась интересная книжка про нашу Родину(вместе рассматривают книгу), а давайте побеседуем про неё.

 Скажите пожалуйста, в какой стране мы живем? (В России).

 Какая наша страна? (Красивая, богатая, большая, знаменитая).

 Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне).

 Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

 Какие города России вы знаете? (Дети называют города). Россия – наше отечество, а Чебоксары- наша малая Родина. А что такое Родина? (рассуждения детей).

Читайте также:
Составление рассказов об осени - конспект

Правильно, это и наш детский сад, где мы играем; это и дом, где мы живем; это и наш город Чебоксары, где мы гуляем; это и наша Москва, столица – все это наша с вами Родина.

А что значит любить Родину? Да, это значит любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветами на клумбах; это значит беречь все живое: не ломать деревья, кормить птиц, любоваться бабочками; это значит гордиться нашей Родиной.

А теперь послушайте, как о своей любви к Родине говорят поэты , читаю стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня прогуляться по нашему городу, не выходя из садика. Разрешите мне быть вашим экскурсоводом, а вы побудете туристами и местными жителями

У каждого города есть свой герб. Посмотрите на экран, что изображено на гербе нашего города? Софья нам сейчас коротко расскажет, что символизирует герб нашего города.

Воспитатель: Мы продолжаем прогулку по нашему городу. Ребята ,скажите мне пожалуйста, какая могучая река протекает рядом с нашим городом?(Волга)

Предлагаю показать, как протекают ручейки в наших окрестностях (проводиться игра «Ручеек» под песню в исполнении Л. Сенчиной «А по камушкам»).

Воспитатель: Ребята посмотрите на следующий слайд.Чебоксары-столица Чувашии, старинный волжский город с более чем 545-летней историей. Историю возникновения города нам расскажет Кирилл У.

Воспитатель: А еще мне хочется отметить, что в городе очень много памятников известным и знаменитым людям Чувашии и России- это памятники Ю.А.Гагарину, К.Иванову , М. Сеспелю и т.д.А сейчас Маша расскажет нам про памятник И.Я.Яковлеву, который мы видим на экране.

Воспитатель: Молодцы! Хочу поиграть с вами в игру «Продолжи стихотворение». Стихи будут А.С. Пушкина.  «У лукоморья дуб зеленый…»  «Уж небо осенью дышало…»  «Унылая пора…»  «Три девицы под окном» «Буря мглою небо кроет…»

Воспитатель:На следующем слайде мы видим легендарного героя, командира 25-ой Чапаевской дивизии, 12–ой Советской Армии Василия Ивановича Чапаева. В нашем городе люди достойно увековечили его память.

Имя В.И.Чапаева присвоено городам и поселкам, колхозам, предприятиям, школам и улицам. Про легендарного героя нам расскажет Настя.

Воспитатель: Давайте сделаем привал, сядем, отдохнем. Так пить захотелось! Вода есть, а пить не из чего. (Дети предлагают сделать стаканчики из бумаги способом оригами).

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Мы прибыли к месту вечной памяти павшим героям, которые отдали свои жизни за нашу мирную жизнь Даниил, расскажи, пожалуйста, об этом месте.

Воспитатель: Спасибо, Данила. Двигаемся дальше. У каждого чебоксарца есть свой любимый уголок в городе. У меня и моих друзей, это – залив. Очень красиво смотрятся на заливе старинные церкви и монастыри.

Про нашу гордость и красу-залив ,нам расскажет Ульяна

Воспитатель: Посмотрите на следующий слайд. Узнаете это здание? Да, это наш родной детский сад . Мы вернулись туда, откуда начали прогулку. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. Какие памятные места нашего города мы сегодня посетили? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Я предлагаю всем нам провести флэшмоб в честь нашего родного города. Под песню «Этот город самый лучший город на земле», дети делают танцевальные движения

Воспитатель: На этом наша видео-экскурсия закончилась. Спасибо всем за внимание!

НОД по теме «Знакомство с республикой Армения»

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Знакомство с республикой Армения».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Задачи:

1. Познакомить детей с фруктами Армении, упражнять в отгадывании загадок о них.2.Упражнять в умении уменьшать и увеличивать число в пределах 10, решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание; упражнять в выкладывании фигуры животного из геометрических фигур с опорой на образец; развивать умение ориентироваться на карте; познакомить с животным миром Армении..3.Закрепить знания об армянской одежде, народных орнаментах.4. Познакомить детей с государственной символикой страны, её традициями и достопримечательностями.5. Закрепить знания о существовании особых ландшафтов – гор, закрепить представления о вулканах. «Познание»

Читайте также:
Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Познакомить с полезными свойствами фруктов; познакомить детей с новой наукой лечения – литотерапией, когда вместо лекарств человек использует камни и минералы. «Здоровье»

Напомнить детям правила поведения в зоопарке, как вести себя с дикими животными «Безопасность»

1. Пополнить словарь детей прилагательными (описание фруктов), развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы о фруктах, согласовывать числительные с существительными в числе, роде, падеже.

2. Пополнить словарь детей названиями животных, развивать связную речь при их описании.

3. Обогащать словарь детей названиями одежды: архалух, кушак, кафтан, поршни; ЗКР упражнять в чётком и быстром проговаривании скороговорки.

4. Закрепить названия стран и людей, проживающих в них. Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре. «Коммуникация»

Напомнить детям правила поведения в общественных местах (магазине, зоопарке); воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей. «Социализация»

Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм, познакомить с армянскими пословицами и поговорками, уметь находить аналогичные им русские пословицы; воспитывать интерес к творчеству армянских писателей «Чтение художественной литературы».

Познакомить с особенностями звучания армянской музыки «Музыка»

1. Формировать умение создавать объёмные композиции из пластилина. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способы и приёмы лепки). Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку). 3.Упражнять детей в рисовании фигуры человека, в передаче строения тела, формы и пропорции частей. Изобразить характерные особенности костюма куклы в национальной одежде. Закрепить умение легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок цветными карандашами. 5. Показать, как можно создать образ извергающегося вулкана, используя графические средства выразительности: линия, штрих, пятно; способствовать созданию оригинальных и динамичных композиций. «Художественное творчество»

Формировать представления о труде портного, о качествах, которые ему необходимы в работе. Закрепить умение выполнять поделку в технике «оригами», складывать бумагу в разных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов, дополнять образ путём раскрашивания. «Труд»

Развивать общую и мелкую моторику, быстроту реакции в подвижных играх, развивать координацию движений при исполнении элементов народного танца. «Физическая культура»

Методические приёмы: дидактические игры, подвижные игры, дидактические упражнения, пальчиковая гимнастика, составление описательных рассказов по плану, физкультминутка, постановка проблемных ситуаций, рассказ воспитателя, объяснение воспитателя, беседа, рассматривание наглядного материала, слушание музыки, частичный показ приёмов работы, самостоятельная творческая деятельность детей, оценка, экспериментирование.

Оборудование:

1. Картинки с изображением фруктов, план — схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счёта; пластилин, клеёнки, стеки, образцы натюрмортов (2-3).

2. План-схема местности, рисунок магазина, картинки животных, картина «В зоопарке», мнемотаблицы про животных, игра «Танграм».

3. Альбом «Армянская традиционная одежда», дидактическая игра «Собери орнамент», дидактическая игра «Что лишнее?», музыкальная видео презентация, кукла в национальной одежде, бумага, простые и цветные карандаши.

4. Мяч, карта мира, герб и флаг, презентация «Армения», запись народных мелодий, картотека русских и армянских пословиц, схема «Храм» для оригами, бумага, картинки с видами храмов, цветные карандаши, фломастеры.

5. Фоторепродукции гор, слайды с изображением разных камней, географическая карта, оборудование для опыта: пластиковая ёмкость, провод, лампочка, пластиковые бутылки, мох, губка, камешки, песок, клей, опилки, пластилин, резиновая трубка, папиросная бумага жёлтого и красного цвета, бумага, гуашь.

Логика НОД

1. «Фрукты Армении».

1. Загадывание загадок про фрукты. Отгадав, дети выкладывают картинки на панно.

Он на колбочку похож,
Сладким вкусом он хорош,
На деревьях созревает,
Юг и солнце обожает;
Сохраняться может год
Этот необычный плод
(инжир)

Золотые, наливные
На ветвях они висят,
Они старых молодят.
(Яблоки)

Фрукт похож на неваляшку
Носит жёлтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала…
(Груша)

Среди листьев изумрудных
Зреет много гроздей чудных.
Они их ягод состоят,
У них чудесный аромат.
И мы зовём их…
(Виноград)

Для начинки пирога
Подойдёт нам курага.
А какой сушёный плод
Курагой народ зовёт?
(абрикос)

Надорвали край рубашки-
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад
Что за плод такой?
(гранат)

2. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?».

Груша – сладкая, жёлтая, сочная, твёрдая.
Яблоко — сладкое, красное, сочное, круглое.
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
Гранат – красный, твёрдый, круглый, сочный.

3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливой».

Палец толстый и большой (поочерёдно загибать палец, о котором рассказывается, а затем его разогнуть)
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает.

4. Составление описательного рассказа о фруктах по плану:

Читайте также:
Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

– Что это?
– Какого цвета?
– Где растёт?
– Какой формы?
– Какой на вкус?
– Что из него можно приготовить?

Мы вчера в саду гуляли (Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы черешню сажали, («Выкапывают» яму и «сажают» в неё куст)
Яблони белили мы известью, белилами. (Движения правой рукой вверх, вниз)
Починили мы забор, («Ударяют молотком»)
Завели мы разговор: (В круг выходит один ребёнок)
-Ты скажи, садовник, наш,
Что ты нам в награду дашь?
-Дам в награду слив лиловых, (Загибают по одному пальцу)
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок килограмм,
Вот что вам в награду дам!

6. «Посчитаем фрукты».

Воспитатель предлагает посчитать фрукты, которые он будет выставлять на панно:

– Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

7. «Что мы приготовим из фруктов».

Воспитатель называет фрукт, а дети отвечают, что из него можно приготовить

Яблоко – яблочный сок, компот, пирог, яблочное пюре…

8. Рассказ воспитателя о полезных свойствах фруктов. (см. книга Т. Шорыгина «Фрукты. Какие они?»)

9. Художественное творчество. Лепка «Натюрморт. «Фрукты Армении».

Приёмы: рассматривание готовых натюрмортов, постановка проблемной ситуации: показать яблоко с румяным боком и спросить, как можно слепить такое яблоко? (варианты ответов обсуждаются)

2.«Животные Армении».

Введение в тему. Воспитатель предлагает детям совершить поездку в универмаг, чтобы купить там книгу про животных Армении и узнать о них много интересного.

1. Математическая игра «Отправляемся в путь».

Воспитатель предлагает поехать в большой магазин, где продаются посуда, игрушки, одежда… Выясняют , как называется такой магазин (универмаг) Предложить найти его нам карте. Рассматривают карту района.

2. Игровое упражнение «Узнай номер автобуса».

Воспитатель предлагает узнать номер нужного автобуса, который довезёт их до универмага.

– Первая цифра в номере автобуса на 3 единицы больше числа 3. (6)

– Вторая цифра в номере автобуса на 4 единицы больше, чем 2. (6) Получилось:66.

3. Математическая игра «Мы пришли в универмаг».

Объяснить, что в универмаге несколько этажей и много отделов. Чтобы определить, на каком этаже какой отдел находится, нужно отгадать загадки и решить пример

4. Динамическая пауза «Звериная зарядка».

Раз — присядьте,
Два – прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала.

5. Ситуативный разговор «Как вести себя в магазине, как общаться с продавцом?»

– Вспомните правила поведения в магазине (не разговаривать громко, не бегать, аккуратно рассматривать вещи…)

– Как обратиться к продавцу, если тебе что-то нужно.( Вспомнить слова вежливости)

6. Рассматривание книги о животных Армении, рассказ воспитателя о них (см. приложение к проекту)

7. Составление рассказа о животном, используя мнемотаблицу

Ребёнок начинает свой рассказ со слов: «Я чочу рассказать о…»

8. Рассмотреть картину «В зоопарке».

Напомнить детям правила поведения в зоопарке, правила обращения с дикими животными: их нельзя трогать, потому что они могут кусаться и царапаться. От них можно подцепить болезни — лишай, чесотку, бешенство.

Выкладывание животного из геометрических фигур с опорой на образец.

10. Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» (см. приложение к проекту)

3. «Знакомство с национальным костюмом».

1. Рассматривание альбома «Армянский национальный костюм».

Вопросы к беседе:

– Как выглядела мужская одежда? (у мужчин была рубашка с низким воротом, широкие шаровары, стянутые внизу широкой обмоткой. Поверх рубашки надевали архалух – распашной короткий кафтан, который подпоясывался кушаком.

– Какую одежду носили женщины? (На них была рубашка с большим вырезом и широкие шаровары, которые присбаривались и закреплялись у щиколоток. Сверху они надевали приталенный кафтан с очень длинными рукавами, подпоясывался длинным шарфом. Кафтан украшался вышивкой по краям. Кроме того, они носили расшитый передник.

2. Дидактическая игра «Собери орнамент».

Дети из частей собирают целый орнамент, сравнивают его с образцом (см. приложение к проекту).

3. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Предложить детям картинки с изображение костюмов разных народов, найти среди них армянский, обосновав свой выбор (см. приложение к проекту).

4. Физкультминутка «Платье».

Это платье для Наташки – (четыре ритмических поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки. (четыре ритмических прыжка на двух ногах)
А на платье два кармашка («рисуют» на животике два кармашка)
Спрячем в них ладошки. (прикладывают обе ладошки к животику)

5. Ситуативный разговор «Какие качества нужны портному?»

В ходе диалога дети выясняют, что портному необходима общительность, умение выслушать и понять клиента, каким ему хочется увидеть своё новое платье. А ещё нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо.

Читайте также:
Применение ИКТ в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы логопеда)

6. Просмотр видео презентации «Армянский костюм» с прослушиванием армянской мелодии. Дети слушают музыку и высказывают своё мнение.

7. Проговаривание скороговорки.

Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, выкроил и перекроил.

Цель: развивать дикцию, чёткое проговаривание слов и целой фразы.

8. Рисование. «Кукла в национальном костюме»

Дети рассматривают куклу, обсуждают ход работы, частичный показ, самостоятельная творческая деятельность. Анализ работ (см. приложение)

4. «Культура и достопримечательности Армении».

1. Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт?» (с мячом)

Вопросы к детям:

– Кто живёт в Америке? – Американцы.
– Кто живёт в Китае? – Китайцы.
– Кто живёт в Грузии? – Грузины.
– Кто живёт в Армении? – Армяне.

2. Рассматривание карты мира.

Найти на карте Армению, отметить особенности природных ландшафтов, прочитать названия городов, рек.

3. Рассматривание герба и флага.

Вопросы к детям:

– Назовите три основных цвета на флаге? (красный, синий, оранжевый).
– Что символизирует красный цвет? ( Постоянную борьбу армянского народа за существование, свободу и независимость Армении)
– Что символизирует синий цвет? ( Стремление армянского народа жить под мирным небом.
– Что символизирует оранжевый цвет? (Созидательный талант и трудолюбие армянского народа).
– Что изображено на щите герба? (В центре – гора Арарат, которая является символом армянской нации, на её вершине Ноев ковчег, поскольку согласно библейской легенде ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделён на 4 секции, которые символизируют четыре независимых армянские королевства в истории Армении. Это Аршакоуниаты, Арташезианты, Багратоунианты, Рубинианты. Лев и Орёл, которые стоят за щитом, являются королями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство. Внизу щита находятся ещё 5 элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч – власть и силу нации, пшеничные колосья – трудолюбие армян, перьевая ручка – интеллектуальное и культурное наследие армянского народа.

4. Показ презентации «Армения».

Показ сопровождается рассказом воспитателя о традициях народа, праздниках, традиционной кухне, одежде, достопримечательностях этой страны.

5. Физкультминутка. Дети выполняют несколько танцевальных движений народного танца под музыку.

6. Игровое упражнение «Найди сходства и различия».

Вспомнить армянские пословицы и поговорки и подобрать к ним русские, схожие с ними.

– В воду лезть и рыбки не съесть. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
– Друзья познаются в несчастье. (Друзья познаются в беде)
– Лёжа, пищи не добудешь. (Хочешь есть калачи не сиди на печи)
– Лицо – зеркало сердца. (Лицо – зеркало души)
– Голова большая – ума мало. (Сила есть — ума не надо)
– Десять раз измерь – один отрежь. (Семь раз отмерь – один отрежь)

7. Конструирование «храма» из бумаги по типу «оригами» (см. приложение)

Рассмотреть картинки с видами храмов, поэтапное выполнение работы, самостоятельно раскрашивают, анализ работ.

5. «Горы Армении».

1. Рассматривание фоторепродукций гор. Беседа.

– Что такое гора? (Высокие холмы)
– Из чего состоят горы? (Из камней)
– Как называется верхушка горы? (Вершина)
– А ещё у горы есть бок, который называется…(склон)

2. Ситуативный разговор.

Вы зимой катались с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? (Нет). Почему? (Горы состоят из камней, а ледяная горка изо льда. Горы бывают очень высокими.)

3. Рассматривание слайдов с видами разных горных камней, рассказ воспитателя о литотерапии.

4. Физкультминутка. «На горе стоит лесок»

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»

5. Экспериментирование «Вулкан» (см. О. В. Дыбина «Неизведанное радом» с.173

6.Чтение армянской легенды «Гора Арарат и Ноев Ковчег».

Беседа по прочитанному.

7. Рисование «Огнедышащий вулкан».

– Сегодня мы с вами будем рисовать «огнедышащие горы» или вулканы. Вы можете нарисовать одиноко стоящую гору или цепь гор, одна из которых — извергающийся вулкан.

– Посмотрите ещё раз на иллюстрации и подумайте, какие цветовые оттенки вы будете использовать, например, при изображении лавы? (оттенки красного, жёлтого, оранжевого цветов).

-А при изображении гор? (оттенки фиолетового, коричневого цветов).

А ещё можно нарисовать горам и снежные «шапки».

Предложить детям приступить к работе, выбрать материал и расположить лист.

В конце организуется выставка работ, проводится анализ работ.

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: